Заседание № 276
О проекте федерального закона № 766233-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Названный законопроект прошёл все надлежащие экспертизы. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Хованская Галина Петровна и Бессонов Владимир Иванович. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настаиваете на выступлении по мотивам? Депутат Хованская, пожалуйста, выступление по мотивам. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к сожалению, прошло достаточно много времени, пора подготовить нормальный, полноценный законопроект, хотя частично какие-то проблемы мы решаем. Речь идёт о проблеме, связанной с введением такого понятия, как "товарищество собственников недвижимости". Так вот за год с небольшим этих товариществ собственников недвижимости было создано очень много, особенно в Крыму и в Севастополе, то есть другой формы товарищества собственников жилья даже не предполагалось. И налоговая инспекция права: они регистрируют товарищества собственников недвижимости в полном соответствии с Гражданским кодексом, но после этого происходит обрыв цепи, как говорят технари, - нет связи с Жилищным кодексом. Граждане, которые организовали и зарегистрировали ТСН, не могут выбрать способ управления, не могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, не могут воспользоваться льготами, которые есть у товарищества собственников жилья, - вот эту ситуацию мы сами породили, сами создали, и, к сожалению, представленный законопроект выйти из неё не помогает. Давайте наконец что-то сделаем для того, чтобы граждане могли относиться к нам с доверием и уважением, потому что то, что мы уже сделали, заслуживает только осуждения! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 36 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 275
О проекте федерального закона № 766233-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 10 июня 2015 года с наименованием "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь идёт о законопроекте, который связан с поправками в Гражданский кодекс в части деятельности юридических лиц. Имеется две таблицы: в первой таблице тринадцать поправок, во второй таблице - восемь. Отмечу, что здесь поправки и в Жилищный кодекс, и в закон "О некоммерческих организациях", и в другие законы, связанные с конкретными организационно-правовыми формами юридических лиц. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 42 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Да. Депутат Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 6 из таблицы отклонённых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2 за исключением поправки 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 29 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. По поправке 6 - депутат Хованская. Включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, исключительно важная поправка, касающаяся тех многоквартирных домов, где были созданы товарищества собственников недвижимости, в первую очередь в массовом порядке это было в Крыму и в Севастополе и в других субъектах Федерации. Во многих домах не создают товарищества собственников жилья, потому что эти изменения нужны им как воздух, мы этих изменений ждём уже более года. Безусловно, должен быть приоритет жилищного законодательства при создании и деятельности товариществ собственников жилья. Мы с уважением, с пиететом относимся к гражданскому законодательству, но при принятии изначальной редакции не была проведена оценка регулирующего воздействия, поправки сделаны лишь в части, касающейся профсоюзов, садоводческих объединений, - почему это сделано, а в жилищном законодательстве всё остаётся на том же уровне? Речь идёт, ещё раз говорю, о сотнях ТСН, которые уже созданы, но не могут выбрать способ управления, воспользовавшись нормами Жилищного кодекса, не могут заключить договор на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Мы поставили людей в крайне тяжёлое положение - давайте признаем, что мы совершили ошибку, давайте её исправим и больше не будем мучить людей! Прошу поправку поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. При всём уважении к Жилищному кодексу, я, как человек, который, как вы знаете, занимался этим, готовил его, считаю, что и доктринально, и профессионально, и по-всякому ставить любой другой кодекс выше Гражданского мы, конечно, не можем. У нас есть некоторые нормы, связанные с отдельными юридическими лицами, с их внутренней организацией, например это профсоюзы, о которых вы говорили, или, допустим, религиозные организации, однако это не касается гражданского оборота. Здесь какие-то специальные правила могут быть, но делать их выше норм Гражданского кодекса, конечно, невозможно, да и не нужно, потому что мы можем такие последствия получить, что потом сами будем не рады! И я согласен с тем, что закон, предусматривающий изменения, о которых вы говорите, надо было принимать раньше. Но Галина Петровна, я хочу обратить внимание на то, что 291-я статья Гражданского кодекса сейчас, под вашим воздействием, сформулирована значительно лучше, поэтому я предлагаю поддержать тот текст, который есть, а эту поправку мы предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 6 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 59 сек.) Проголосовало за 184 чел.40,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 184 чел. Не голосовало 266 чел.59,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Законопроект выносится на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 24 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 240
О проекте федерального закона № 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что мы ввели в действие с 1 сентября 2014 года главу 4 Гражданского кодекса, которая посвящена юридическим лицам, и мы продолжаем работу по синхронизации законодательства о юридических лицах с Гражданским кодексом. Но наряду с синхронизацией здесь очень важная практическая составляющая, поскольку на практике в некоторых регионах юридические лица, о которых я скажу далее, заставляют перерегистрироваться якобы по новым правилам. В какие законы мы вносим поправки? Это Жилищный кодекс, законы "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах...", о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях. Соответственно, эти поправки будут касаться достаточно большого количества организаций - это товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы, в том числе жилищные, садоводческие, огороднические и дачные, профессиональные союзы, ассоциации, объединения работодателей, кооперативы и так далее. Кроме синхронизации, как я уже сказал, это имеет практически важное значение, потому что на местах заставляют перерегистрировать организации, перерегистрировать юридические лица, несмотря на то что в ГК прямо сказано, что есть организационно-правовые формы и виды юридических лиц, и их никто не отменяет. Более того, в общих нормах, в частности в 49-й статье, говорится о том, что при наличии специальных законов в отношении юридических лиц действуют специальные законы. Вот здесь мы эту идею проводим, соответственно, мы облегчаем жизнь как самих юридических лиц, так и участников этих юридических лиц, и, конечно же, поскольку этот вопрос достаточно важный, мы считаем, что в весеннюю сессию нам нужно все эти вопросы урегулировать. Также хотелось бы сказать, что достаточно большое количество депутатов, пятнадцать коллег из разных фракций, выступили субъектами права законодательной инициативы. Вопрос проработан, мы полагаем, что законопроект можно и нужно принимать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Павел Владимирович, вот вы сказали, что полностью решается проблема путём внесения изменений в Жилищный кодекс и что будет приоритет норм жилищного законодательства, если я вас правильно поняла, но в то же время в пункте 4 статьи 49 говорится, что особенности регулирования определяются настоящим кодексом, то есть Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Вот какая гарантия, что в части регулирования жилищных правоотношений будут работать нормы Жилищного кодекса, касающиеся товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, а не нормы ГК, учитывая, что в ГК остались две статьи, посвящённые товариществам собственников жилья, - я не буду их цитировать, вы их прекрасно знаете наизусть, - которые вступают, кстати, в противоречие с некоторыми положениями Жилищного кодекса? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Я хочу сказать, что мы ведём речь о специальном законодательстве только в части, касающейся юридических лиц, речь не идёт, например, о праве собственности и так далее, и так далее. Что касается пункта 4, где говорится о том, что специальные законы могут предусматривать правила, касающиеся особенностей регулирования правового положения отдельных юридических лиц, то мы уже начали это править: напомню, что мы в 49-ю статью внесли поправки, когда принимали изменения в законодательство о партиях и об общественных движениях. Вот сейчас мы это продолжаем, мы уже 49-ю статью затронули, и, соответственно, это касается всех, понимаете? По всем остальным главам безусловный приоритет ГК, но если по юридическим лицам мы все особенности будем в Гражданский кодекс, ну, как бы это получше сказать, вносить, то у нас в Гражданском кодексе будет не четыре части, а двадцать частей, что, наверное, и неправильно, ну и не нужно, потому что, например, особенности деятельности религиозных организаций, тех же товариществ, они действительно достаточно специфические, их нужно регулировать специальными законами. Вот поэтому мы как раз здесь это просто усиливаем. Вы лучше меня знаете, что во многих регионах заставляют ТСЖ перерегистрировать в ТСН - товарищества собственников недвижимости. Мы по данному вопросу, и не только по товариществам, но и по другим юридическим лицам, у Александра Дмитриевича Жукова проводили совещание, но, к сожалению, регулятором в этой сфере является известное министерство, оно как-то и не очень представительное, и, в общем, там никаких выводов не сделали. Ну вот, может быть, после внесения таких поправок, которые не только синхронизируют законодательство, но и в том числе решают конкретные вопросы, я надеюсь, всё-таки будет больше гарантий в данном случае как у самих товариществ, так и у профсоюзов, у дачных кооперативов и так далее, и так далее, и их статус ещё больше будет укреплён. Ну и конечно, для судов это будет уже вещь абсолютно достаточная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Павел Владимирович, я прослушал внимательно ваше выступление, прочитал документы, и у меня возникает ощущение, что у нас не работают, не исполняются ранее принятые законодательные нормы и для того, чтобы заставить правоприменителя их исполнять, мы принимаем ещё один закон, который, может быть, сработает и заставит всё-таки исполнять ранее принятые законы. Вот в этой связи мне представляется, что мы просто занимаемся нагромождением законов и принимаем очередной закон, который, в общем-то, мало что изменит в применении имеющегося законодательства. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Я назвал две причины, обе очень важные, и первая - это необходимость синхронизации законодательства, потому что есть базовые законы, к которым, безусловно, относится Гражданский кодекс, и, конечно, если мы в данном случае решаем базовые вопросы по юридическим лицам, мы должны это проецировать на специальные законы. Так будет и с правом собственности, никуда мы не денемся: будем принимать соответствующий раздел - это будет проецироваться на большое количество законов. Что касается второй причины, вы совершенно правильно этот вопрос поставили: конечно, нужно - я не знаю, любыми способами это нужно делать, - чтобы законы у нас работали. Мы считаем, что принятие этих поправок будет одним из таких толчков, если хотите, для того, чтобы всё-таки все законы исполнялись. Но, как вы понимаете, всё-таки вопрос синхронизации никто не снимал, и нам всё равно, даже если бы там всё было отлично, пришлось бы это делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Галина Петровна Хованская. Других желающих не вижу. Включите микрофон депутату Хованской. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, проблема возникла не сегодня, много месяцев уже прошло с тех пор, как мы поняли, что, к сожалению, при принятии Гражданского кодекса не была проведена оценка регулирующего воздействия. Да, за всем не уследишь, но всё-таки жилищная сфера - это та сфера, которая касается абсолютно всех граждан. Я думаю, что в ответе Павла Владимировича Крашенинникова есть рациональное зерно и товариществам собственников жилья повезёт так же, как повезло сейчас политическим партиям, в отношении которых совершенно чётко и недвусмысленно сказано, каким законодательством регулируется их деятельность. Сейчас, к сожалению, в отношении ТСЖ мы такого сказать не можем. Действительно, возникла очень сложная ситуация по всей стране, которая связана с тем, что в своё время функцию Министерства юстиции по регистрации товариществ собственников жилья, тщательно проверявшего в том числе соответствие законодательству уставов этих товариществ, передали в налоговые инспекции, которые этим не занимались: им важен был протокол, другие документы - и автоматически регистрировалось новое юридическое лицо. Что произошло сейчас? Сейчас очень серьёзные полномочия даны жилищным инспекциям, и предписание жилищной инспекции, обнаружившей несоответствие, возможно незначительное, Жилищному кодексу, с требованием привести документы в соответствие приводит к тому, что налоговые инспекции вынуждены перерегистрировать ТСЖ - и этот процесс продолжается до сих пор - в товарищества собственников недвижимости. Выбор нового председателя, масса других мелких изменений - всё это приводит к тому, что налоговые инспекции, повторяю, вынуждены регистрировать товарищества собственников недвижимости. Я хочу обратить внимание комитета по гражданскому законодательству на то, что в Крыму и в Севастополе регистрируются только ТСН, и я хочу, чтобы вы проанализировали ситуацию: как, каким образом теперь им нужно изменить свои документы, чтобы всё-таки там значилось "товарищество собственников жилья", потому что в Крыму и в Севастополе уже идут отказы в заключении договоров управления, договоров с ресурсоснабжающими организациями. Павел Владимирович, обратите внимание на это. Кстати, эта тема обсуждалась на заседаниях Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, там дважды заслушивался этот вопрос и были предложены другие инструменты, изменения в переходные положения. Вот господин Витрянский предложил внести изменения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Кроме того, было сказано, что Верховным Судом будут разосланы соответствующие разъяснения, формулировка которых меня очень устраивает, но далеко не все дойдут до судов, чтобы отстоять своё право на нормальное существование. Сейчас очень печальная ситуация, очень тяжёлая, и нам нужно как можно быстрее это исправлять. Я сожалею, что понадобилось полгода, для того чтобы доказать, что последствия несовершенства законодательства есть и что они далеко не технического характера, они привели к очень серьёзным неприятностям для товариществ собственников жилья. Что касается Гражданского кодекса и записи в статье 291, обратите внимание: всё-таки эту статью надо доработать ко второму чтению, ведь речь идёт не только о собственности, там речь идёт о товариществах собственников жилья, а в товарищества собственников жилья входят в том числе собственники нежилых помещений. Я повторно прошу обратить на это внимание. Мне бы очень хотелось, чтобы изменения, аналогичные тем, которые внесены в отношении политических партий, появились здесь ко второму чтению, потому что у нас есть сомнения относительно применения норм: сейчас действуют настоящий кодекс и другой закон, и вопрос, когда какие нормы будут применяться, не должен быть передан на усмотрение судебных органов, должна быть чёткая, недвусмысленная запись в законодательстве. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 35 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.