Заседание № 237
19.09.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 765779-7 "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2723 по 3033 из 4848
13-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - участниками Содружества Независимых Государств, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Игорь Борисович Братчиков. Пожалуйста, Игорь Борисович. БРАТЧИКОВ И. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - участниками Содружества Независимых Государств, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Подписанная в прошлом году Конвенция о правовом статусе Каспийского моря отвечает стратегическим целям нашей страны на каспийском направлении, фиксируя современную политико-правовую ситуацию в этом, во многом ключевом для нас макрорегионе. Конвенция содержит детальный и объёмный свод правил и обязательств по использованию этого уникального водоёма, закрепляет исключительную компетенцию пяти прибрежных государств в решении вопросов, касающихся Каспийского моря. Весь документ выдержан в духе сохранения закрытого статуса моря. Данный договор устанавливает основополагающие военно-политические принципы взаимодействия пяти стран, а именно: использование Каспийского моря в мирных целях и решение всех вопросов мирными средствами, обеспечение стабильного баланса вооружений и ненанесения ущерба безопасности друг друга, соблюдение согласованных мер доверия, неприсутствие на Каспии вооружённых сил, не принадлежащих сторонам, непредоставление прибрежными государствами своей территории для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон. Закрывается вопрос о суверенитете прибрежных государств в акватории Каспийского моря: он распространяется на территориальные воды шириной 15 морских миль, равно как на дно, недра и воздушное пространство в этих пределах, внешние границы территориальных вод становятся государственной границей - за ней суда под флагами сторон конвенции пользуются свободой мореплавания. Судам, осуществляющим перевозку грузов, пассажиров и багажа, буксировку, а также спасательные операции, предоставляется национальный режим в отношении доступа в порты, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, уплаты корабельных и других портовых сборов и использования соответствующих услуг. Порядок и условия прохода военных кораблей через территориальные воды сторон определяются на основе соглашений между государством флага и прибрежным государством, а в случае отсутствия таких соглашений - на основе законодательства прибрежного государства. Закрепляется методика разграничения дна и недр Каспия для целей недропользования и другой хозяйственно-экономической деятельности, которое должно осуществляться на основе договорённостей сопредельных и противолежащих государств, то есть в двух- и трёхстороннем формате. Россией данная методика использования уже была закреплена при заключении соответствующих соглашений с Казахстаном и с Азербайджаном в 1998 и в 2003 годах. Конвенция устанавливает рыболовную зону шириной 10 морских миль, которая примыкает к территориальным водам. В ней прибрежные государства обладают исключительным правом на осуществление промысла водных биоресурсов. Отдельная статья посвящена праву прикаспийских государств прокладывать в море подводные кабели и трубопроводы. Особо оговаривается, что проекты магистральных трубопроводов по дну Каспия должны соответствовать экологическим требованиям и стандартам, закреплённым в пятисторонних международных договорах, в частности в Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года и в протоколах к ней. Ключевое значение в этом контексте, хотел бы обратить на это ваше внимание, имеет подписанный в 2018 году Протокол об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к рамочной конвенции, которым предусматривается участие любого из прикаспийских государств в процедуре оценки воздействия на окружающую среду уже на этапе планирования масштабных трубопроводных проектов. Уважаемые депутаты, подготовка проекта конвенции, создающей для Каспия уникальный международно-правовой режим, и соответствующие переговоры велись российской делегацией, состоявшей из представителей МИДа, Минобороны, ФСБ, Министерства транспорта, других заинтересованных ведомств, на основе директив, утверждённых президентом с представлением главе государства регулярных отчётов о ходе этой работы. Слаженное межведомственное взаимодействие в решающей степени способствовало решению поставленных перед нами задач. В завершение этого краткого обзора хотел бы отметить, что уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав, а также юрисдикции прибрежных государств на Каспии будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости в отношениях России с партнёрами по Каспию, создаст благоприятные условия для расширения взаимовыгодного сотрудничества пяти прибрежных стран. Каспийское урегулирование особенно важно сейчас, в условиях усиления глобальной турбулентности в международных отношениях, близости к Каспию кризисных очагов и зон нестабильности, как важно и то, что пять прикаспийских государств продемонстрировали свою способность решать сложные международные вопросы без навязанных извне рецептов и вопреки давлению на них внерегиональных сил. В связи с перечисленными аргументами прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать этот документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Присаживайтесь. С содокладом выступает председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Иванович Калашников. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел долгожданное, в общем-то, соглашение по Каспию. Оно действительно очень долго и терпеливо регулировалось, готовилось пятью странами, у каждой из которых или у большинства из которых были иногда взаимоисключающие предложения. Однако, как сказал сейчас здесь Игорь Борисович Братчиков, мы достигли, добились внесения положений, которые отвечают стратегическим интересам нашей страны, и в нужном ключе все эти положения были согласованы во всех сферах, в том числе в военно-политической сфере, что для нас является основным. Я прямо скажу: это не устраивало в том числе и некоторых наших партнёров (в кавычках), вы, наверное, помните о логистическом центре, так называемом афганском транзите, который они пытались и пытаются до сих пор урегулировать с Казахстаном, - это соглашение поглощает в том числе и возможность создания вот такого рода центров. Что касается свободы судоходства, рыболовства, доступа к другим биоресурсам, труб, магистральных трубопроводов, о чём сказал Игорь Борисович, здесь мы тоже достигли максимума того, что только можно было там достичь. Дно и недра - тоже предельно ясно, госграница по морю - тоже предельно ясно. Чтобы вы понимали: раньше госграница была почти по кромке берега и все эти вопросы не были урегулированы. Мы согласовали это в том числе с Комитетом Государственной Думы по международным делам и Комитетом Совета Федерации по международным делам. Комитет считает, что данное соглашение отвечает всем стратегическим интересам, и мы предлагаем его ратифицировать. Кстати, только одна страна пока его не ратифицировала - это Иран, но там, скорее всего, это будет сделано в начале следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Борисович, в своё время бывший замглавы МИДа Григорий Карасин заявлял, что Каспий не будет считаться ни морем, ни озером, у водоёма будет отдельный правовой статус. Правильно ли я понимаю, что тем самым наше государство создаёт прецедент в мировом праве? И не потребуется ли в таком случае разрабатывать специально для Каспия нормы применения права? БРАТЧИКОВ И. Б. Я бы сказал, что мы не создаём прецедент именно потому, что это уникальный случай, то есть для Каспия создаётся действительно уникальный правовой режим, который будет действовать только на Каспийском море. Определённые изменения в законодательство, в том числе... вернее, не в том числе, а как раз в законодательство Российской Федерации мы вынуждены будем внести изменения, но они в основном будут носить технический характер, для того чтобы привести законодательство в соответствие с той терминологией, которая используется в данном случае в конвенции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Благодарю. Уважаемый Игорь Борисович, разработка и подписание пятисторонней конвенции, безусловно, важный политический, геополитический шаг. В то же время мы понимаем, что конвенция решает из большого круга вопросов по Каспию только некоторые. Ну, в частности, есть такая важная для России тема, как, скажем, Транскаспийский газопровод. Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, участие России в конвенции по Каспию укрепляет или осложняет нашу позицию по данному вопросу? БРАТЧИКОВ И. Б. Отвечаю конкретно: укрепляет, потому что до сегодняшнего дня никаких правовых положений, которые касались бы строительства подводных трубопроводов на Каспии, не существовало. Сейчас существует конвенция, прямая отсылка к действующей конвенции - тегеранской конвенции о морской среде Каспийского моря и соответствующий протокол, который я упомянул в своём выступлении, подписанный в прошлом году в прямой увязке с конвенцией, Протокол об оценке воздействия на окружающую среду. Все необходимые рычаги у всех пяти стран для воздействия, для влияния на планирование такого рода проектов создаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. Вы от фракции, Антон Юрьевич? Выступление от фракции ЛДПР. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, Каспийское море является для нас важным стратегическим объектом, и мы в этом смысле очень благодарны Министерству иностранных дел за то, что они завершили работу по установлению адекватного правового режима в регионе, который важен в свете развития сотрудничества не только со странами СНГ - Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, но и с Ираном. Сейчас Иран для нас является важным партнёром на внешнеполитической арене, наши контакты и взаимодействие развиваются в позитивном ключе, как на межправительственном уровне, так и на межпарламентском мы ведём активную работу. При этом мы исходим из того, что, к сожалению, противостояние США и Ирана будет носить долгосрочный характер, и здесь, конечно, Иран будет вынужден развивать сотрудничество с Российской Федерацией, в том числе в части транзита энергоресурсов, в энергетической сфере. Как известно, сейчас Иран испытывает санкционное давление со стороны США, блокируются иранские танкеры, которые идут по традиционным путям поставки нефти через Персидский залив, а на побережье Каспия у Ирана пока нет достаточной инфраструктуры, чтобы осуществлять поставки нефти через Каспийское море. Я полагаю, что ратификация конвенции будет способствовать решению данных проблем и что в перспективе - с учётом долгосрочного характера противостояния Ирана и США - это приведёт к тому, что Иран будет ориентироваться на Россию, на Казахстан, на Азербайджан в части транзита своих энергоресурсов. Для нас это, очевидно, станет важным экономическим проектом. Ну и конечно, очень важно, что Каспий получает статус закрытого моря, - там не будет никаких военных кораблей иностранных государств, судов, принадлежащих тем странам, которые не являются участниками данной конвенции и, соответственно, не присутствуют в регионе. Я полагаю, что - несмотря на то что это является, как вы сказали, уникальным случаем - подобную практику в перспективе следует распространить и на Чёрное море. Понятно, что сейчас государства, которые присутствуют в Черноморском регионе, в частности Украина, вряд ли согласятся вести подобные переговоры, но работу на международном уровне, хотя бы зондирование почвы, как представляется, начинать необходимо, поскольку в Чёрном море часто присутствуют корабли стран, не представленных в регионе, и это напрямую угрожает безопасности Российской Федерации и других стран. С учётом позитивного развития наших отношений с Турцией, с другими государствами, которые находятся в этом регионе, полагаю, можно начать эту работу. И необходимо также учитывать и развивать экономические интересы России в Черноморском регионе - я думаю, необходимо исключить давление извне на страны Черноморского региона, в частности исключить такие варианты, как с Болгарией, когда её, по сути, принудили отказаться от строительства газопровода, и так далее. Фракция ЛДПР поддерживает ратификацию данной конвенции и считает, что это можно использовать как результативную практику для других регионов, где Россия имеет свои стратегические интересы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Юрьевич. Мищеряков Юрий Николаевич - выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Суть Конвенции о правовом статусе Каспийского моря здесь довольно подробно была изложена и Игорем Борисовичем, и Леонидом Ивановичем, поэтому я не хотел бы повторяться. Конвенция была подписана президентами России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана в августе 2018 года. Конвенция определяет и регулирует права всех участников в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы, воздушное пространство над морем. Стороны условились о последующей ратификации: конвенция содержит иные правила, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. В настоящее время в Азербайджане, в Казахстане и в Туркменистане процесс ратификации уже завершён. В целях эффективного выполнения конвенции и обзора сотрудничества на Каспийском море создаётся механизм пятисторонних ежегодных консультаций на высоком уровне под эгидой министерств иностранных дел всех сторон. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа. Имеется положительное заключение Правительства Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по международным делам как соисполнителя в работе над проектом федерального закона, о чём здесь тоже было сказано. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по законопроекту не имеет. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Игорь Борисович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. БРАТЧИКОВ И. Б. Уважаемые депутаты, я хотел бы сердечно поблагодарить вас за оценку, которая была дана в выступлениях, и за рекомендацию поддержать данный документ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Иванович? Нет. Леонид Иванович не будет выступать. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 34 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо большое.