Заседание № 99

15.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 765778-6 "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части ограничения права собственника имущества некоммерческой организации увольнять её руководителя).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1591 по 2032 из 7167
Уважаемые коллеги, переходим к 4-му вопрос нашей повестки. О проекте            
федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса        
Российской Федерации" (в части ограничения права собственника имущества         
некоммерческой организации увольнять её руководителя). Доклад Олега             
Николаевича Смолина.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Этот             
законопроект я позволил бы себе назвать проектом закона о культуре, ибо         
культура - это вовсе не только искусство, театры, библиотеки и так далее,       
культура существует в каждой сфере человеческой жизни, в том числе и в сфере    
управления. И как известно, в этой сфере, как и в сфере политики, бывает        
культура подданническая, а бывает культура гражданская. Давайте посмотрим,      
какую культуру в обществе формирует действующий Трудовой кодекс, пункт 2        
статьи 278.                                                                     
                                                                                
Напомню для тех, кто, может быть, забыл, что эта статья позволяет уволить       
руководителя коммерческой или некоммерческой организации, в том числе           
государственной или муниципальной, без объяснения причин, просто потому, что    
учредителю так захотелось. Мы полагаем, что, может быть, для коммерческих       
организаций эта норма и правильная: если руководитель организации не            
обеспечивает прибыль - это одна ситуация, если он обеспечивает прибыль, то      
само по себе обеспечение прибыли является для него некоторой защитой. Но мы     
убеждены, что для руководителя некоммерческой организации это неправильно.      
                                                                                
Кстати, и этот законопроект мною не придуман - он был предложен мне             
профсоюзами работников народного образования всё того же любимого города        
Омска, и не случайно, поскольку профсоюзы пытались защищать некоторых своих     
членов, которые были руководителями образовательных учреждений. Сразу скажу,    
что статистики таких увольнений у меня нет, зато есть множество примеров.       
                                                                                
Пример первый. В одном сибирском городе было принято решение об омоложении      
кадров любой ценой, и руководителей предпенсионного возраста увольняли на       
основании этой статьи Трудового кодекса без объяснения причин, хотя при этом    
очень часто учреждения были успешными и руководители весьма и весьма            
опытными.                                                                       
                                                                                
Пример второй. Министерство образования и науки ещё при предыдущем              
руководстве решило на федеральном уровне в очередной раз соединить два вуза -   
зачем нужно было создавать колхозы-гиганты из вузов, я не знаю, но такая        
политика тогда была. Пригласили ректоров двух вузов, спросили: "Вы хотите       
объединяться?" Оба ответили: "Нет". Им сказали: "А как же пункт 2 статьи 278    
Трудового кодекса?" - "Ну тогда хотим". Вузы объединили, при этом были          
потеряны современные технологии, которые оказались не ко двору в объединённом   
вузе, страна понесла прямые потери в области образования.                       
                                                                                
А вот вам обращение директора школы из одной южной, северокавказской            
республики, где сейчас происходят огромные перемены. Что рассказала мне         
директор школы? Её собираются увольнять по статье 278, пункт 2, мотивируя это   
тем, что она не внесла положенный взнос, несколько сот тысяч рублей, а у неё    
нет таких денег.                                                                
                                                                                
Или вот вам другой пример, из славного столичного города. 4 декабря 2011        
года, проходят выборы в Государственную Думу. На избирательном участке в        
некой школе побеждает кандидат от партии "ЯБЛОКО". Директору школы звонят и     
говорят, что если это не изменится, то, соответственно, ей там не работать.     
Директор ни о чём не просит, она просто рассказывает ситуацию педагогическому   
коллективу, они же члены избирательной комиссии. Угадайте с трёх раз, кто       
победил на этом избирательном участке?                                          
                                                                                
Обобщив последствия действия пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской   
Федерации, с моей точки зрения, их можно свести к следующему.                   
                                                                                
Первое. Произвол чиновников. Формируется культура, которую незабвенный          
Салтыков-Щедрин выразил известной формулой: ты начальник - я дурак, я           
начальник - ты дурак. А Герцен в "Былом и думах", цитирую по памяти, писал      
приблизительно следующее. «Помещик говорит слуге: "Молчать! Я не потерплю,      
чтоб ты мне отвечал!" Государь за "мнения" посылает в Сибирь. И оба скорее      
готовы простить лихоимство и воровство, чем дерзость независимой речи». Вот     
какую культуру мы формируем!                                                    
                                                                                
Второе последствие. Возможность коррупции ради сохранения должности. Эта        
норма, с нашей точки зрения, коррупциогенная, и я вам только что приводил       
пример.                                                                         
                                                                                
Третье последствие. Ухудшение кадрового состава, негативная кадровая            
селекция: остаются не те, кто служит делу, а те, кто смотрит в рот              
начальнику.                                                                     
                                                                                
Четвёртое последствие. Бюрократизация вместо самоуправления, формальные         
показатели замещают реальную работу. С нашей точки зрения, особенно это         
недопустимо в сферах образования, медицины и культуры, где должны преобладать   
не юридические, формальные отношения, а отношения личностные,                   
морально-нравственные.                                                          
                                                                                
И вот эта норма распространяет подданническую культуру по всей вертикали.       
Помните, герой Грибоедова говорил: "Служить бы рад, прислуживаться тошно"? А    
эта норма заставляет людей прислуживаться. Он призывал служить делу, а не       
лицам - она же заставляет служить лицам. Мы убеждены, что необходимо            
развивать самоуправление, а для этого надо менять классическую формулу, и она   
должна звучать так: ты начальник, но и я не дурак - культура чиновничьего       
произвола должна заменяться гражданской культурой самоуправления.               
                                                                                
И последнее, коллеги. Вот как оценивал подданническую культуру выдающийся       
русский поэт Гаврила Романович Державин - прочтите его стихотворение            
"Вельможа": "Осёл останется ослом, / Хотя осыпь его звездами; / Где должно      
действовать умом, / Он только хлопает ушами. / О! тщетно счастия рука, /        
Против естественного чина, / Безумца рядит в господина / Или в шумиху           
дурака".                                                                        
                                                                                
Давайте менять культуру управления!                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко.                             
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается        
ограничить действие нормы, дающей право увольнять руководителя организации      
без объяснения причин, а также дополнить Трудовой кодекс нормой, согласно       
которой иные, не предусмотренные законодательством основания увольнения         
руководителя организации могут устанавливаться не только трудовым договором,    
но и учредительными документами организации.                                    
                                                                                
Обосновывая свои предложения, авторы законопроекта указывают, что его задачей   
является защита прав и законных интересов добросовестных руководителей          
некоммерческих организаций, для чего исключается возможность произвольного,     
необоснованного увольнения руководителей некоммерческих организаций, прежде     
всего государственных и муниципальных учреждений.                               
                                                                                
Комитет рассмотрел этот законопроект и подчёркивает, что предлагаемые в нём     
изменения поставят руководителей коммерческих организаций в неравные условия    
по сравнению с руководителями некоммерческих организаций в части применения     
дополнительного основания для увольнения.                                       
                                                                                
Конституционный Суд Российской Федерации проверил правомерность                 
соответствующей действующей нормы Трудового кодекса и признал её положения не   
противоречащими Конституции, основываясь в том числе на конституционном         
положении о признании и защите равным образом частной, государственной,         
муниципальной и иных форм собственности.                                        
                                                                                
Что касается предложения об установлении дополнительных оснований для           
расторжения трудового договора с руководителем организации, то оно не           
соответствует заявленным в пояснительной записки целям, так как предполагает    
возможность произвольного установления учредителем дополнительных оснований     
для увольнения руководителя организации после заключения с ним трудового        
договора и без его согласия.                                                    
                                                                                
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти            
субъектов Федерации следующий: четыре субъекта Федерации дали отрицательные     
отзывы, мнение остальных следует считать невыраженным.                          
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального          
закона. Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает   
законопроект. Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения            
профсоюзов, несмотря на позицию омской организации профсоюза работников         
народного образования, считает принятие закона необоснованным. Сторона РТК,     
представляющая общероссийские объединения работодателей, также считает его      
принятие нецелесообразным.                                                      
                                                                                
С учётом изложенного комитет по труду не поддерживает концепцию законопроекта   
и предлагает отклонить его в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Олег Николаевич, два коротких вопросика. Какие, на ваш взгляд, дополнительные   
условия должны быть прописаны в трудовых договорах или в учредительных          
документах? Это во-первых.                                                      
                                                                                
Во-вторых, есть или будет ли предусмотрена ответственность - и если будет, то   
какая - для тех руководителей организаций, кто не пропишет эти условия в        
своих документах?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. На второй вопрос сразу отвечаю отрицательно: никакой               
ответственности не будет, поскольку это не обязанность, а возможность, и она    
специально прописана таким образом, чтобы некоторые некоммерческие              
организации, деятельность которых имеет особенности, могли эти особенности      
предусмотреть. Это как бы некое замещение для особых случаев, которые могут     
иметь место в отдельных некоммерческих организациях, притом что общее правило   
мы отменяем.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Михаилу Васильевичу.                             
                                                                                
Михаил Васильевич, основным аргументом за отклонение данного законопроекта      
ваш комитет считает неравные условия для руководителей коммерческих и           
некоммерческих организаций. А вы считаете, они должны быть равными? В           
отношении коммерческих организаций всё понятно: получение прибыли лежит в       
основе всей работы коммерческой организации. Есть прибыль - значит,             
руководитель хороший, нет прибыли - соответственно, плохой, ну, за              
исключением некоторых нюансов. А что касается некоммерческих организаций -      
муниципальных, государственных учреждений, то как тут не промахнуться,          
оценить правильно? Неужели объективные критерии их деятельности не являются     
достаточными основаниями для того, чтобы заключать или расторгать вот эти       
самые контракты?                                                                
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Спасибо за вопрос. Я могу сказать одно: это не комитет так      
считает, это конституционное положение, согласно которому все формы             
собственности признаются равными. И сам по себе тезис, что 278-я статья         
влияет на нравственность... Нравственность всё-таки определяется воспитанием,   
мужеством человека, и если директор школы позволяет себе выйти к                
преподавательскому составу и сказать, что, дескать, если я, мы с вами не        
завалим "ЯБЛОКО", то я не буду директором, - этот человек не имеет права быть   
не то что директором, а даже преподавателем! Это называется                     
безнравственностью, и никакая 278-я статья здесь не поможет.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Наша фракция поддерживает законопроект, и просим все фракции      
его поддержать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,     
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими       
лицами" - это часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации. Необходимо    
также подчеркнуть, что государство в равной степени защищает все формы          
собственности - частную, государственную, муниципальную и иные формы            
собственности, а значит, и собственность, имущество общественных организаций.   
Необходимо отметить, что непризнание этого факта - как фактически непризнание   
частной собственности 100 лет назад, так и непризнание сейчас, спустя 100       
лет, уже права распоряжаться собственностью общественных организаций -          
никогда не приводит к хорошим последствиям.                                     
                                                                                
Вместе с тем авторы законопроекта предлагают ввести новые условия для           
увольнения руководителей и включить их в учредительные документы организации.   
Эта норма нацелена, по мнению авторов, на защиту руководителей, с тем чтобы     
руководитель, вступая в должность, принимая ответственность на себя, знал в     
полной мере все обстоятельства, которые могут служить причиной, основанием      
для его увольнения. Но авторы не учитывают, что внесение изменений в            
учредительные документы - это, в общем-то, вопрос довольно небольшого           
периода, отрезка времени, это вопрос собраний учредителей, собственников        
имущества, представителей собственников имущества, уполномоченных лиц, то       
есть исполнительных органов соответствующей организации. С учётом изложенного   
данная норма также не достигнет своей цели при её принятии.                     
                                                                                
Коллеги, все формы собственности равно защищаются государством. Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить этот законопроект в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, перед вами стоит один из руководителей,       
уволенных как раз по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса: в 2013 году во      
время выборов в Законодательное Собрание Ульяновской области было принято       
такое решение. Меня вызвали в кабинет министра здравоохранения и сказали: вы    
молодец, всё замечательно, но министр решил расторгнуть с вами трудовой         
договор, никак не объясняя. До этого в течение месяца две или три комиссии      
пытались что-то найти в работе вверенного мне медицинского учреждения, но       
ничего объективного не нашлось, и было принято самое простое решение: пункт 2   
статьи 278 - пожалуйста, свободен, вот трудовая книжка, три оклада и дальше     
делай что хочешь!                                                               
                                                                                
Приведу ещё некоторые примеры опять же из нашей небольшой области, эти случаи   
произошли в последнее время. Заведующая детским садом № 258 по фамилии Петраш   
была уволена два года назад за то, что отказалась освободить место депутата     
городской Думы для одного из функционеров известной партии. Был большой,        
грандиозный скандал: родители, митинги - всё как обычно. В результате было      
принято оптимальное решение - вернуть её на соответствующую должность и не      
лишать места в Думе города Ульяновска. История известная, был общественный      
резонанс, и всё это чётко видно.                                                
                                                                                
Последний случай произошёл полгода назад: попытались уволить директора школы    
№ 72 города Ульяновска за то, что она не отдала столовую под аутсорсинг, не     
пустила туда одного из губернаторских фаворитов, который владеет этим рынком,   
по большому счёту, монопольно, контролируя всё бюджетное социальное питание.    
                                                                                
Инструмент пункта 2 статьи 278 используется широко, используется                
исключительно в целях давления на соответствующего руководителя и               
выстраивание так называемой вертикали, о которой мы сейчас часто говорим, но    
это худший вариант и худшая сторона этой самой вертикали. И то, что сегодня в   
разы различаются зарплаты руководителей и подчинённых, о чём мы говорили        
вчера, позавчера и на многих других наших заседаниях, - это тоже выстраивание   
той же вертикали. И то, что есть возможность в любой момент уволить             
руководителя без объяснения причины, - это тоже выстраивание модели, когда      
(по большому счёту, Олег Николаевич абсолютно верно упомянул формулу "я         
начальник, ты дурак") любой руководитель, каким бы замечательным он ни был,     
какие бы объективно высокие показатели ни демонстрировало учреждение... Я       
повторяю, у каждого некоммерческого учреждения (эти учреждения здесь, может     
быть, немного неудачно названы) есть свои объективные критерии: если мы         
говорим о здравоохранении - это смертность, количество пролеченных больных,     
койко-дни, затраты, услуги, жалобы и тому подобное, но никто на это не          
смотрит, потому что есть пункт 2 статьи 278, который в любой момент можно       
применить, если человек сказал что-то не то, оказался независимым, не           
выполнил незаконное, данное негласно распоряжение. Мы на примере голосования    
об этом только что говорили и узнали, что такие факты есть.                     
                                                                                
Я прошу немного времени добавить, выступление от фракции.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. По этой причине, к большому сожалению, происходит                
отрицательная селекция - должности руководителей зачастую занимают не самые     
перспективные, не самые свободомыслящие и не самые профессиональные кадры, а    
те, кто умеет вовремя исполнить гласное или негласное указание начальства,      
кто умеет в том числе и фальсифицировать выборы, и в данном случае мы           
наблюдаем за учителями с жалостью и с некоторым негодованием. Как же так?!      
Люди, которые сеют разумное, доброе, вечное, которые воспитывают наших детей,   
вынуждены совать куда-то пачки бюллетеней! Смотреть подобные видеозаписи без    
слёз совершенно невозможно. При этом мы прекрасно понимаем, в каких условиях    
находятся руководители и почему они, не имея соответствующих моральных,         
нравственных принципов или жертвуя ими, потом в свою очередь воздействуют на    
сотрудников, которые вынуждены и бюллетени вбрасывать, и другие незаконные      
распоряжения выполнять. А мы пытаемся построить справедливое государство, мы    
пытаемся вырастить нормальных детей, которые будут честными, справедливыми,     
которые будут соблюдать наши законы, и ссылаемся при этом на Конституцию        
Российской Федерации: якобы собственник первичен, он главный, - хотя при чём    
здесь собственность? Здесь общественные интересы: общественные интересы в       
сфере образования, общественные интересы в сфере здравоохранения,               
общественные интересы в сфере культуры - и именно объективные показатели        
должны быть решающими, когда рассматривается вопрос, расторгать или не          
расторгать соответствующий трудовой договор. Если в учреждении всё нормально,   
если все показатели выполнены, не надо наказывать директора за его позицию,     
за его несогласие, нежелание выполнять некие распоряжения или неправильно       
сказанное слово, которое, не дай бог, обидело вышестоящего начальника, - это    
абсолютно неверно!                                                              
                                                                                
У нас в Конституции прописано много прекрасных вещей, которыми мы с вами        
жертвуем. Я вам напомню, что по Конституции у граждан есть право собираться     
мирно и без оружия для выражения своего мнения, но это право уже практически    
уничтожено. В Конституции предусмотрено право на получение бесплатной           
медицинской помощи во всех учреждениях, но оно уже немножко, скажем так,        
подрезано, скорректировано действующими нормативными актами. В Конституции      
закреплён принцип презумпции невиновности, но почему-то он используется         
исключительно для защиты вороватых чиновников, я напомню: фракция               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносила законопроект о борьбе с незаконным обогащением,   
и эта статья Конституции указывалась как основание для того, чтобы отклонить    
данный законопроект. Конституция никакого отношения к качеству руководства      
той или иной бюджетной организацией не имеет!                                   
                                                                                
Если мы не устраним этого момента, не уберём этого положения, не сделаем        
работу наших руководителей понятной, прозрачной и объективно контролируемой     
прежде всего обществом, а потом начальством, то мы никогда не получим ни        
сильного государства, ни нормального человека с развитым во всех отношениях,    
как мы сегодня говорим, человеческим потенциалом, не получится этого. Да,       
будет вертикаль, да, будет чинопоклонство сверху донизу, от начала до конца,    
но ни к чему хорошему - к развитию настоящего, прогрессивного, честного,        
современного государства - это не приведёт.                                     
                                                                                
Фракция будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении.     
                                                                                
Большое спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, пожалуйста.                
                                                                                
Включите микрофон депутату Смолину Олегу Николаевичу.                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Если честно, меня      
поразила аргументация моих уважаемых оппонентов, особенно два момента.          
                                                                                
Во-первых, почему-то ни с того ни с сего заговорили про формы собственности.    
Коллеги, напоминаю вам азбучные истины: и коммерческие, и некоммерческие        
организации могут быть частными, государственными и муниципальными. В огороде   
бузина, а в Киеве... Порошенко. Мы совсем о другом, этот законопроект вовсе     
не про формы собственности, это же надо понимать!                               
                                                                                
Во-вторых, что касается того, кого нужно обвинять в безнравственности и кого    
нужно осуждать. Я-то абсолютно уверен в том, что снимать с должности и          
наказывать по суду надо не директора школы, которого запугивают, а чиновника,   
который этим занимается. Но оказывается, чиновник не виноват, наказывать        
нужно директора! Коллеги, похоже, ваша система ценностей перевёрнута.           
                                                                                
Я хочу сказать, в общем, только одно, но самое главное. Действующее             
законодательство, пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса, формирует               
подданническую культуру, заставляет людей прислуживаться, а не служить. Наш     
законопроект предлагает поощрять тех, кто служит делу, а не лицам. Вот те,      
кто разделяет эту идеологию, голосуют за наш законопроект; те, кто считает,     
что надо чем дальше, тем больше прислуживаться и превращать всех                
неначальников в дураков, его не поддерживают.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, конечно, не так просто говорить после        
выступления Алексея Владимировича Куринного, которого я очень уважаю, я знаю,   
что это действительно принципиальный человек, наверняка он был хорошим          
руководителем, и то, что он предпочёл остаться при своих убеждениях и           
потерять рабочее место, ещё раз говорит о его высокой нравственности. Но        
каждая профессия имеет свои издержки: руководителю даны большие права, но на    
нём и большая ответственность, и большие риски, это неизбежно. Для              
полицейского есть аттестация, для учёного, который занимает должность, так же   
есть аттестация и избрание: его могут избрать, а могут не избрать... Если в     
судебную волокиту включится руководитель, который имеет заработную плату в      
10-20 раз больше, чем у подчинённых, и помимо этого ещё выписывает себе         
премии, то, согласитесь, его просто так по суду не уволить. Но у учредителя     
есть право расторгнуть договор с этим человеком, в том числе и по               
нравственным основаниям. А что касается того, что формы собственности           
предопределяют отношения, - об этом говорил глубокоуважаемый Олег Николаевич,   
я с ним не соглашусь. Есть решение Конституционного Суда, который чётко         
расставил все акценты в отношении именно 278-й статьи Трудового кодекса.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.