Заседание № 98

05.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 76537-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка размещения заказов путём проведения торгов и случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); внесён депутатами Государственной Думы В. В. Зубаревым, Р. В. Кармазиной, А. Н. Клюкиным, В. Я. Пекаревым, В. П. Войтенко, а также В. В. Мельниковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3868 по 4090 из 7817
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание     
услуг для государственных и муниципальных нужд". Раиса Васильевна Кармазина     
просит рассмотреть законопроект без своего участия. Доклад от Комитета по       
строительству и земельным отношениям сделает Марсель Харисович Юсупов.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!                
Законопроектом предусматриваются отдельные изменения процедуры размещения       
заказов. Исключается такое основание для отказа в допуске участника             
размещения заказа к участию в торгах, как наличие в заявках предложения о       
цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, в связи    
с тем что невозможно максимально точно установить цену с учётом инфляции и      
следует учитывать сезонное колебание цен. Данная поправка не позволит решить    
указанной проблемы, а её принятие приведёт к тому, что контракты будут          
заключаться по ценам, значительно превышающим начальную (максимальную) цену     
контракта. Это повлечёт за собой нарушение бюджетного законодательства, так     
как цена контракта в извещении указывается с учётом бюджетных обязательств и    
ассигнований, предусматриваемых в бюджете.                                      
                                                                                
Предусматривается возможность при проведении торгов устанавливать для           
участников размещения заказов новые требования - отсутствие письменных жалоб    
заказчиков и документов, подтверждающих процесс внесения участника размещения   
заказа в реестр недобросовестных поставщиков. Однако жалоба заказчика может     
быть признана необоснованной в процессе её рассмотрения, поэтому само по себе   
наличие жалобы не может быть основанием для недопуска к участию в торгах. При   
этом заказчик вправе предъявить к участникам размещения заказов требования об   
отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.               
                                                                                
При проведении конкурсов на поставку топлива в районы Крайнего Севера           
предлагается включать в конкурсную документацию требования к квалификации или   
степени готовности участника размещения заказа к процессу поставки.             
Непонятно, как квалификация участника - наличие определённого образования,      
стажа работы, наличие финансовых и производственных ресурсов и так далее -      
влияет на поставку товара. При этом следует учитывать, что участник конкурса    
сам может и не производить поставляемый товар. Неясно также, что включает в     
себя "степень готовности участника размещения заказа к процессу поставки".      
Наличие квалификации или степень готовности участника размещения заказа к       
процессу поставки не гарантирует, что товар будет поставлен в срок. В законе    
уже предусмотрены механизмы гарантирования исполнения контракта -               
предоставление лицом, с которым заключается такой контракт, обеспечения         
исполнения контракта.                                                           
                                                                                
Предусматривается, что при проведении аукциона на поставку лекарственных        
средств по торговым наименованиям победителем аукциона признаётся лицо,         
предложившее лучшие условия исполнения контракта независимо от цены             
контракта. Данное предложение противоречит Гражданскому кодексу, согласно       
которому при проведении аукциона победитель определяется исходя из              
предложенной им по контракту цене.                                              
                                                                                
Дополняются случаи размещения заказа у единственного поставщика созданием или   
приобретением результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и          
произведений науки, литературы, искусства, исполнений и фонограмм. Однако       
законом уже предусмотрена возможность размещения заказа у единственного         
поставщика при размещении заказов на приобретение произведений литературы и     
искусства определённых авторов, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм   
конкретных изготовителей в случае, если единственному лицу принадлежат          
исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы. Кроме       
того, на создание и приобретение ряда указанных объектов интеллектуальной       
деятельности вообще не должен размещаться заказ для государственных и           
муниципальных нужд, это, например, товарные знаки и знаки обслуживания,         
коммерческие обозначения и так далее.                                           
                                                                                
Также предлагается дополнить случаи размещения заказа у единственного           
поставщика проведением исследований, испытаний и других экспертных или          
экспертно-аналитических работ. При этом в законопроекте не ограничивается       
сфера таких исследований, испытаний, экспертных и экспертно-аналитических       
работ. Это приведёт к злоупотреблениям.                                         
                                                                                
На законопроект получен отрицательный отзыв правительства.                      
Комитет-соисполнитель - Комитет по охране здоровья - не поддерживает            
законопроект. Комитетом предлагается не поддерживать законопроект,              
рекомендуется отклонить его.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы у Зубова Валерия Михайловича, у      
Романова Валентина Степановича.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Надо сказать, что тема, поднятая в этом проекте закона,             
достаточно актуальна: на самом деле есть проблемы с размещением заказов, с      
неисполнением обязательств. У меня вопрос: если этот проект не проходит,        
неудовлетворительный, планируются ли какие-либо изменения в данный закон со     
стороны правительства или других возможных авторов законодательной              
инициативы? Планируются ли какие-то изменения в данный закон?                   
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Валерий Михайлович, наверное, вопрос не по адресу.       
Если вопрос касается тех изменений, которые должно вносить правительство,       
это, наверное, вопрос к нему.                                                   
                                                                                
Но что касается - сегодня и Валерий Карлович затронул этот вопрос - 94-го       
закона, действительно, это вопрос острейший, он постоянно возникает в           
последнее время. Позиция очень многих и ведомств, и поставщиков, и регионов     
на самом деле достаточно неоднозначная. Что касается допуска к проведению       
торгов, к аукциону именно исходя из цены, действительно, норма, которая         
сегодня будоражит многих, потому что касается это любых работ - строительных,   
дорожных, скажем, поставок материалов и продукции для муниципальных и           
государственных нужд. Но, по сути дела, здесь проблема антикоррупционной        
составляющей, как мы говорим. Всё равно здесь приходится исходить из цены,      
потому что сегодня любые критерии, которые, скажем, ограничивают поставщика     
или участника конкурса, безусловно, будут приводить к злоупотреблениям,         
которые выльются уже совсем в другую сферу. Так что, если уж отвечать на этот   
вопрос, то, наверное, следует сказать, что позиция комитета и позиция           
профильных комитетов-соисполнителей - чётко придерживаться норм и рамок,        
которые изложены в федеральном законе номер 94.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                  
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Я должен подтвердить, что в регионах отношение к 94-му закону     
чрезвычайно разное. Если говорить строго, то многие положения этого закона      
сильно усложнили обычную хозяйственную практику - сроки начала строительства    
и реализации каких-то планов. Закон, конечно, требует серьёзного                
совершенствования.                                                              
                                                                                
И вот на этом фоне вопрос: а какова позиция регионов, если они познакомились    
с проектом закона, внесённым депутатом Кармазиной и другими,- поддерживают,     
отрицают?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть у вас такая статистика?                              
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. В данном случае отзывы субъектов Российской Федерации мы не        
получаем, так как законодательство о закупках по Конституции относится          
исключительно к предмету ведения Российской Федерации, то есть у меня нет       
информации об отношении регионов именно к данной законодательной инициативе.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, два вопроса у нас было. Присаживайтесь,          
пожалуйста, Марсель Харисович.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Тогда поступим так: по три минуты двое или один     
пять минут. Что выберете? По три минуты двое. Кто? (Шум в зале.) Ещё раз        
поспорим? Кто выступает? Зубов Валерий Михайлович, он не выступал.              
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович Зубов.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ЛДПР вообще не стоит обижаться, они всё получают без      
проблем.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, на самом деле эффект закона действительно        
неодинаков для территорий. Раиса Васильевна Кармазина затронула не все          
аспекты закона. То, что касается строительства дорог и заказа на                
строительство дорог, - это одна песня, а вот что касается таких вещей, как      
северный завоз, - это совершенно другая история. Если вы проводите аукцион,     
чисто денежный аукцион, к примеру, в мае, а в июне выясняется, что участник     
демпинговал на этом аукционе, и срывается северный завоз, тогда тысячи, даже    
десятки, сотни тысяч людей могут оказаться без необходимого просто в силу       
технических причин, поскольку северный завоз имеет ограниченные сроки для       
исполнения.                                                                     
                                                                                
Что касается угля, у нас в регионе, в Красноярском крае (мы из одного           
региона), уже целый ряд аукционов прошёл. Ведь уголь - это топливо для          
жилищно-коммунального хозяйства, для предприятий, но когда в силу демпинга      
выигрываются небольшие участки месторождений и потом не эксплуатируются,        
никаких серьёзных санкций по отношению к этим псевдоорганизациям применить      
невозможно.                                                                     
                                                                                
Регионы высказывают опасения, что может сложиться серьёзная ситуация с          
лекарствами, которые, как правило, не производятся в данных регионах. И можно   
нас, выходит, всю власть, в этой ситуации шантажировать вот этой идеологией     
антикоррупционности, на деле срывая жизнеобеспечение по самым важным позициям   
для населения.                                                                  
                                                                                
Законопроект должен отразить специфику территорий, и надо рассматривать         
возможности его изменения, а просто так, с лёту, отбивать такого рода           
предложения, мне кажется, неразумно.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович, пожалуйста.                   
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, я вот говорил сегодня уже добрые слова в адрес коммунистов, хочу сказать    
теперь добрые слова в адрес коллег-"единороссов": молодцы! Молодцы, уважаемые   
коллеги, очищаетесь! Комитет сегодня блокирует позицию очевидных лоббистов      
(вот просто хочется перечислить пофамильно авторов - чистой воды лоббисты),     
наконец-то комитет, несмотря на политическую принадлежность лоббистов,          
определил свою позицию - отказ. Повторяю, молодцы!                              
                                                                                
Если уж говорить сегодня о коррупции, то абсолютно очевидно, что даже если мы   
сейчас изменим ситуацию и не сделаем цену единственным критерием, где           
гарантия, что не будут дорогие контракты распространяться, где гарантия, что    
дорогой контракт означает, что будут целевым образом потрачены средства и       
пойдут хорошие поставки? Причём они ведь на лекарства напирают, посмотрите,     
на больное! Где гарантия, что за большие деньги мы с вами получим дешёвые       
препараты? Никакой гарантии нет.                                                
                                                                                
Законопроект не выдерживает никакой критики, я уже не говорю про то, что он     
просто грешит неточностями и расплывчатыми формулировками. Например, что        
означает требование готовности участника к поставке? Вот мне интересно, как     
же вы это будете оценивать? Да просто на практике зарубят половину участников   
конкурса, оставят опять своих по причине неготовности к поставке - вот вам и    
чистой воды коррупция. Я уже не говорю про то, что отказ от ценового            
регулирования сам по себе весьма опасен. Повторяю, заканчивая своё              
выступление: молодцы, не пропустили коррупционный закон, несмотря на то, что    
его авторы, явные лоббисты, - коллеги по фракции.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет.   
Представители правительства и президента? Нет.                                  
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за                5 чел.1,1%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      5 чел.                                          
Не голосовало                 445 чел.98,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.