Заседание № 285
О проекте федерального закона № 765331-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в целях выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учёта квоты на выдачу таких разрешений иностранному гражданину или лицу без гражданства, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации либо в образовательной организации высшего образования и проживающим в общежитии данных организаций, а также в целях допуска указанных иностранных учащихся или студентов к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации без получения ими разрешения на работу или патента).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемые Сергей Евгеньевич, Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данным законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с целью предоставления иностранным гражданам, обучающимся по очной форме обучения, возможности в свободное от учёбы время осуществлять трудовую деятельность. В настоящее время иностранные студенты, изъявляющие желание осуществлять трудовую деятельность в свободное от учёбы время (подработку) с целью получения дополнительных средств на существование, помимо стипендии, могут работать только на основании разрешения на работу - патента, кроме случаев работы во время каникул или работы в образовательных организациях, хозяйственных обществах либо в хозяйственных партнёрствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются. В связи с тем что у большинства иностранных студентов нет денежных средств для оформления патента на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, а соответственно, и возможности на осуществление трудовой деятельности в рамках действующего российского законодательства, в данном законопроекте предлагается внести в закон изменения, позволяющие иностранным студентам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, осуществлять трудовую деятельность в свободное от учёбы время при наличии временной регистрации в общежитии, место для проживания в котором предоставлено на основании распоряжения руководителя указанных образовательных учреждений. В заключениях на законопроект Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет по образованию справедливо указывают на то, что основная цель пребывания на территории России данной категории иностранных граждан - это не работа, а учёба, которая предполагает определённые издержки и наличие источника их покрытия. Вместе с тем с учётом сложившейся в нашей стране экономической ситуации, связанной с ростом инфляции и удорожанием жизни, в том числе с ростом цен на необходимые каждому продукты питания и лекарственные средства, в тяжёлую финансовую ситуацию попадают все проживающие на данный момент в России лица, в том числе иностранные студенты. В связи с этим расширение возможностей для осуществления трудовой деятельности не только во время каникул и не только в образовательных организациях и в созданных ими хозяйственных обществах и партнёрствах позволит данной категории граждан самостоятельно покрывать некоторые образовавшиеся издержки и продолжать обучение в Российской Федерации. Данный законопроект направлен также на поддержку иностранных студентов из Украины, которые в силу сложившейся там политической обстановки не смогли продолжить обучение и перевелись на учёбу в Россию. По объективным причинам они не всегда имеют надёжный источник покрытия издержек на обучение, вместе с тем среди них есть способные и талантливые ребята, и возможность подработки в свободное от учёбы время для них стала бы хорошим подспорьем. Уверен, что обращения таких ребят с подробным описанием ситуации и просьбой законодательно помочь получили все фракции в Государственной Думе. Отмечу, что количество мест для иностранных студентов ежегодно увеличивается. Как отмечает Министерство образования и науки, цель привлечения студентов-иностранцев - качественное повышение к 2020 году конкурентоспособности российской системы высшего образования на глобальном уровне. Количество иностранных учащихся, доля иностранных граждан является важным показателем, отражающим международное признание и конкурентоспособность университета на мировом рынке. В связи со сказанным считаю, что нормы, предусмотренные данным законопроектом, позволят расширить для иностранных студентов возможность осуществлять в свободное от учёбы время трудовую деятельность, таким образом, самостоятельно покрывать некоторые издержки на обучение и проживание и благополучно продолжать учёбу в российских вузах. Отмечу, что данный законопроект выполняет социальную функцию, однако не налагает никаких финансовых обязательств на Российскую Федерацию и не требует выделения дополнительных средств из бюджета, а лишь позволяет расширить для молодых людей возможность самообеспечения. В связи с изложенным прошу поддержать в первом чтении концепцию законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наш комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта не согласуются с действующим законодательством и являются недостаточно обоснованными. Во-первых, затрагиваемая данным законопроектом категория лиц - это иностранные граждане, въезжающие с целью обучения. В то же время разрешение на временное проживание - это статус, предоставляемый иностранным гражданам, имеющим целью дальнейшее проживание на территории России и интеграцию в российское общество. То есть иностранные граждане, прибывающие с целью обучения, и иностранные граждане, временно проживающие в России, - это абсолютно разные по правовому статусу категории иностранных граждан; лица, имеющие разрешение на временное проживание, - это лица, имеющие более устойчивую и тесную правовую связь с нашей страной. В связи с этим предоставление данного правового статуса лицам, прибывающим сюда для обучения, является недостаточно обоснованным, так как статус лица, имеющего разрешение на временное проживание, гораздо шире статуса тех, кто прибывает в нашу страну с целью обучения. Более того, законопроектом предлагается предоставить особые права в части приобретения разрешения на временное проживание лишь тем иностранным студентам, которые проживают в общежитии. Такой подход ставит их в неравное положение со студентами, которые не проживают в общежитии, и фактически студенты, нуждающиеся в жилье, окажутся в менее выгодном положении, чем те, кто уже проживает в общежитии. Соответственно, такой критерий, как проживание в общежитии, априори не может являться условием приобретения какого-либо правового статуса. В то же время не следует забывать, что обучение таких лиц в России никоим образом не умаляет их права на получение разрешения на временное проживание в общем порядке: если они хотят приобрести данный статус, связать жизнь с нашей страной, они имеют на это полное право. Во-вторых, предоставление возможности трудиться без получения патента и разрешения на работу авторы законопроекта обусловливают отсутствием у иностранных студентов средств на их получение, однако данное утверждение нельзя признать обоснованным. Связано это опять-таки с тем, что единственной целью их въезда в страну - особенно с учётом того, что в законопроекте речь идёт о студентах, обучающихся по очной форме, - являлось обучение, при принятии этого решения иностранный гражданин наверняка имел представление о возможных затратах. При этом следует понимать, что, предоставив, так сказать, абсолютную свободу в трудоустройстве тем, кто приезжает учиться, мы можем прийти к тому, что первоначальная цель - а это всё-таки обучение - приобретаёт фиктивное значение и будет служить не целью въезда, а лазейкой для получения разрешения на временное проживание. В-третьих, в настоящее время иностранным студентам-очникам действующим законодательством предоставлена возможность осуществлять трудовую деятельность вне учёбы. В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" они вправе осуществлять трудовую деятельность в период каникул без получения разрешения на работу или патента. Также в соответствии с подпунктом 7 пункта 4 статьи 13 названного закона иностранные студенты вправе работать в свободное от учёбы время в образовательных учреждениях, где они учатся, в их хозяйственных обществах или партнёрствах. Кроме того, иностранные студенты-очники, прибывшие как в визовом, так и в безвизовом порядке, имеют право на получение разрешения на работу в упрощённом порядке в соответствии со статьёй 13-4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". И в-четвёртых, предложение авторов предоставлять разрешение на временное проживание на весь срок обучения не согласуется с пунктом 1 статьи 6 названного федерального закона, в соответствии с которой допустимый срок действия разрешения на временное проживание в России для всех случаев составляет три года. С учётом изложенного наш комитет рекомендует Государственной Думе отклонить представленный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем рассмотрение 16-го вопроса повестки. Есть ли у коллег вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Владиславович Семёнов. СЕМЁНОВ В. В. Алексей Викторович, вопрос следующий. На сегодняшний день Россия является очень привлекательной страной для обучения иностранных студентов, потому что обучение в нашей стране очень качественное и теперь стало очень и очень дешёвое. В то же время нашим российским студентам приходится сейчас довольно тяжело с точки зрения материального положения. Не считаете ли вы, что данным законом вы облегчите жизнь иностранных студентов, но российских студентов, которые могли бы работать на тех же местах, мы лишим этой возможности, создав конкуренцию, и усугубим их и так непростое положение? КОРНИЕНКО А. В. Владимир Владиславович, у меня есть статистика, сколько иностранных студентов в 2015 году обучались в Российской Федерации: 186 тысяч 606 человек. По странам: первое место занимает Казахстан - 53 тысячи 809 человек, на втором белорусы - 17 тысяч 724 человек, украинцы на третьем месте - 15 тысяч 978 человек. После чего мы, вообще, приняли решение внести изменение в действующее законодательство в отношении иностранных студентов? В прошлом году, в феврале, все фракции получили обращения студентов, обучающихся в Российской Федерации и живущих в Луганске и Донецке. Вот одно из писем. Обратился в наш адрес Васильев Игорь Валерьевич, он получает стипендию 1 тысячу 450 рублей, у него одна мама, мама живёт в Луганске и не в состоянии оплачивать его учёбу. Он учится достаточно хорошо и хотел бы работать, совмещать учёбу и работу. Пишет, что успешно проходил собеседования на многих предприятиях, даже в Министерстве экономического развития Российской Федерации, но, поскольку он иностранный гражданин, он не может устроиться на работу, так как для этого нужно получить патент, стоимость которого составляет 18 тысяч рублей, или разрешение на временное проживание, которое также даёт возможность устроиться на работу, неоднократно обращался в ФМС. Вот, таким образом, всё упирается в отсутствие возможности работать иностранным студентам, не платя определённые суммы, поэтому ради вот таких граждан мы и предлагаем внести изменения в законодательство, чтобы как-то облегчить им жизнь в непростой экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране. А по поводу того, как обучаются наши российские студенты за рубежом, выросла там стоимость или не выросла, - это было их желание: уехать из Российской Федерации и получить, на их взгляд, более качественное образование. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Алексей Викторович, скажите, пожалуйста, откуда такая большая забота об иностранных гражданах? Я считаю, что вы, как депутат, представляющий интересы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, прежде всего должны работать в направлении создания благоприятных условий для наших людей. А вот когда мы уже достигнем наилучших показателей на мировом уровне в отношении качества жизни, условий жизни для наших людей, в том числе и студентов, тогда, я думаю, мы можем задуматься и об иностранных гражданах. Поэтому я ещё раз повторю вопрос: откуда такая забота? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В. Маргарита Николаевна, я ещё раз повторю, эта законодательная инициатива родилась после обращения в наш адрес граждан вот этих республик, ДНР и ЛНР. Понимаете, делать это как-то узконаправленно, именно для этих республик, тяжеловато в нашем законодательстве, поэтому нужно было охватить всех иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации. Вообще, я хотел бы продолжить статистику: на пятом месте - студенты из Туркменистана, далее - из Узбекистана и так далее, и так далее, то есть это студенты из бывших союзных республик. Во всяком случае, здесь помощь-то как раз заключалась бы в том, чтобы они официально работали и платили налоги, как и положено, а не как сейчас это всё происходит, к сожалению: по серым схемам, чаще всего без оформления патентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Алексей Викторович, вы что-либо хотите дополнить? Нет. Рустам Рифатович? Нет. Виктор Евграфович? Виктор Евграфович Шудегов, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, вопрос о том, чтобы дать возможность работать иностранным студентам именно столько, сколько они хотели бы, - вопрос очень непростой. Хотя мы в целом поддерживаем данный законопроект, но прекрасно понимаем... Наверное, вы ещё помните те времена, когда тысячи вьетнамцев, китайцев приехали в нашу страну, зачислившись в вузы, а потом большая часть из них в этих вузах не появлялись, они все начали работать в основном нелегально, и вузы утратили с ними всякую связь. Я считаю, что этот момент, безусловно, является наиболее отрицательным. Конечно, здесь очень правильно поднимали проблему: к сожалению, наши студенты не обеспечены сейчас материально, стипендия - на уровне 10 процентов от прожиточного минимума, а многие студенты не имеют поддержки от своих родителей, поэтому, конечно, было бы очень важно создать такие места прежде всего для наших студентов. Но и иностранные студенты действительно тоже находятся в сложном положении, поскольку такая маленькая стипендия платится и им, причём не всем, поэтому, наверное, авторы законопроекта прежде всего хотели им помочь - обращений об этом очень много. Я помню, подобные законопроекты уже вносились, в том числе наша коллега Бокова вносила в своё время, но в целом они не находили поддержки со стороны наших правительственных органов. Я считаю, что это вопрос не простой, хотя наша фракция поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 20 сек.) Проголосовало за 190 чел.42,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 190 чел. Не голосовало 260 чел.57,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 273
О проекте федерального закона № 765331-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в целях выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учёта квоты на выдачу таких разрешений иностранному гражданину или лицу без гражданства, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и проживающим в общежитии данных организаций, а также в целях допуска указанных иностранных учащихся или студентов к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации без получения ими разрешения на работу или патента).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Итак, предлагается исключить из повестки дня 52-й вопрос, заменить докладчика по 11-му вопросу, перенести вопросы 19 и 20, а также перенести вопросы 23 и 36 на 22 января. Нет возражений? Нет.