Заседание № 272

26.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 765250-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (в части повышения уровня обучения добровольных пожарных).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2592 по 2953 из 5158
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О добровольной пожарной охране". Доклад и содоклад Анатолия Борисовича         
Выборного.                                                                      
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы знаете, в настоящее   
время единого стандарта подготовки добровольных пожарных нет. В итоге           
качество подготовки добровольных пожарных в разных регионах оказывается         
разным. Отсутствие чётких единых требований к образовательным программам        
ставит под угрозу защиту не только имущества, но и жизни как спасаемых, так и   
самих добровольных пожарных.                                                    
                                                                                
В рамках рассматриваемой законодательной инициативы данный недочёт              
предлагается устранить: внести изменения в Федеральный закон "О добровольной    
пожарной охране", установив обязательное профессиональное обучение для          
добровольных пожарных, не имеющих профильного образования, а также правило,     
согласно которому типовые программы профессионального обучения, типовые         
дополнительные программы профессиональной подготовки будут разрабатываться и    
утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на       
решение задач в сфере пожарной безопасности, - МЧС России, при этом             
добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в период         
такого обучения будут иметь право на компенсацию и льготы, установленные        
законом.                                                                        
                                                                                
Таким образом, в случае принятия данной законодательной инициативы              
профессиональное обучение для добровольных пожарных будет обязательным, а       
типовые программы профессионального, дополнительного профессионального          
обучения будут разрабатываться и утверждаться МЧС России. Это значит, что       
добровольные пожарные будут обучаться по единым, проверенным программам,        
соответственно, их подготовка будет на более высоком уровне, и это значит,      
что и оказывать соответствующую помощь, предотвращать, ликвидировать            
последствия пожаров будут наиболее квалифицированно.                            
                                                                                
Реализация проектируемых новелл не потребует дополнительных бюджетных           
ассигнований.                                                                   
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона            
поддерживает, при этом предлагает устранить недочёт в части правового           
регулирования, а именно определить дату вступления закона в силу или с 1        
марта, или с 1 сентября.                                                        
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний   
по данному проекту федерального закона также нет. Комитеты Совета Федерации,    
Комитет по обороне и безопасности, Комитет по науке, образованию и культуре,    
Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному            
самоуправлению и делам Севера, данный проект федерального закона                
поддерживают. В комитет поступили положительные отзывы от субъектов             
Российской Федерации по данному законопроекту.                                  
                                                                                
По этим основаниям Комитет Государственной Думы по безопасности и               
противодействию коррупции предлагает проект федерального закона поддержать и    
принять в первом чтении.                                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пилипенко Ольга Васильевна.                                                     
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Вопрос авторам законопроекта.                                   
                                                                                
Мы недавно рассматривали законопроект, который даёт Министерству                
здравоохранения возможность создания дополнительных программ. Вот ваш           
законопроект касается тех программ, которые будут реализовываться именно в      
ведомственной структуре или и в вузах либо в организациях, которые не           
относятся к ведомству МЧС?                                                      
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Ольга Васильевна, совершенно верно, типовые образовательные      
программы, которые будут утверждаться МЧС России, касаются не только            
ведомственных учебных заведений, но и других, которые имеют соответствующую     
лицензию.                                                                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Метшин Айдар Раисович.                        
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Анатолий Борисович, насколько я понимаю, требование об             
обязательном обучении, обладании пожарно-техническими знаниями в объёме,        
предусмотренном программой профессионального обучения, относится и к            
работникам ДПО в сельской местности. Отсюда два момента. Вот вы сказали, что    
это не потребует дополнительного финансирования, - разве? Это первое. И         
второе, на практике по факту очень сложно с кадрами именно в сельской           
местности, с теми, кто может быть профессионально обучен как работник           
добровольной пожарной охраны. Как на практике будут решаться эти два реально    
сложных вопроса?                                                                
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Айдар Раисович, на практике эти вопросы будут          
решаться точно так же, как и в настоящее время они решаются. Здесь первым       
предметом правового регулирования является обязательное установление            
требования, что добровольные пожарные должны проходить профессиональное         
обучение, получать профессиональное образование (это касается тех, кто не       
имеет профильного образования), а вторым предметом правового регулирования -    
то, что разрабатывать и утверждать такие типовые программы будет федеральный    
орган исполнительной власти, который наделён полномочиями в сфере пожарной      
охраны.                                                                         
                                                                                
Что касается отвлечения добровольных пожарных и соответствующих работников,     
то это будет осуществляться за счёт тех средств, которые имеются в              
организациях и в региональных бюджетах в рамках действующих бюджетных           
ассигнований. Все льготы и компенсации, которые сегодня предусмотрены           
законом, тоже будут сохраняться.                                                
                                                                                
Если есть предложения на этот счёт, то мы готовы рассмотреть при подготовке     
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонов Олег Юрьевич.                          
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Анатолий Борисович, МЧС уже подготовило проект приказа   
с типовыми программами, там 36 часов подготовки, в которые входят базовые       
вещи: первая помощь, охрана труда, знакомство с пожарно-спасательным            
оборудованием. Но у нас добровольные пожарные привязаны к очень ограниченной    
территории, а тушение, например, бетонного многоэтажного здания или             
деревянного сруба - это разные вещи; тушение лесного пожара, камышового или     
торфяного пожара - это тоже разные вещи. Как будет учитываться в этой типовой   
программе специализация территорий, на которых работают пожарные? Это же        
очень важно.                                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Олег Юрьевич, именно поэтому поставлен вопрос о том, чтобы       
разработать единые типовые программы профессиональной подготовки, типовые       
программы дополнительной профессиональной подготовки, именно с этой целью,      
для того чтобы... Сегодня что получается? Организации, учебные заведения,       
которые имеют соответствующую лицензию, в каждом регионе обучают так, как       
видят, так, как считают возможным, единых правил на этот счёт нет. Но           
регулятором в этой сфере всё-таки является МЧС России, там наиболее             
подготовленные профессионалы своего дела, они знают, как это сделать, поэтому   
разрабатывать и утверждать типовые программы будут, конечно, с учётом тех       
нюансов, о которых вы говорите, и эти типовые программы уже будут применяться   
образовательными организациями, которые имеют соответствующую лицензию, с       
учётом всех нюансов, специализаций и так далее.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеремет Михаил Сергеевич.                     
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. В продолжение вопросов моих коллег. Уважаемый Анатолий            
Борисович, вы говорите, что не потребуется дополнительного финансирования. Мы   
прекрасно понимаем, что добровольные пожарные команды находятся в глубинке,     
скажем так, на отдалённых территориях, и, для того чтобы централизованно        
проводить обучение, нужно проживание и всё остальное. Вы предполагаете, что     
эта нагрузка ляжет на бюджеты местные и муниципальные? На чьи бюджеты? Если     
ляжет, то заложены ли эти деньги? И какое количество их необходимо? Ведь если   
эти деньги не заложены, то этот закон просто не будет на земле работать.        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Нет, Михаил Сергеевич, этот закон в случае его принятия будет    
работать, и будет работать крайне эффективно.                                   
                                                                                
Что касается бюджетирования, уважаемые коллеги, те добровольные пожарные        
команды, которые есть на предприятиях, будут финансироваться за счёт этих       
предприятий. Что касается муниципального и регионального бюджетов,              
соответственно за счёт тех действующих ассигнований, которые сегодня есть. Мы   
в этой сфере меняем только процедуру подготовки, мы говорим о том, что должно   
быть обязательное профессиональное обучение добровольных пожарных, чтобы их     
квалификация была на более высоком уровне, и о том, что разрабатывать и         
утверждать типовые программы будет МЧС России. В остальном мы ничего не         
меняем.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
Подготовиться Останиной.                                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, в законе написано, что к устранению пожара        
допускаются только имеющие документ о квалификации, полученный в соответствии   
с законодательством об образовании, - вы себе представляете, вообще, что это    
такое? Ну, это значит, что нам надо обучить в их собственное время, как у вас   
написано, потому что не освобождается, не сохраняется средняя зарплата... А у   
нас по категории В... Вот если вы проанализируете, сколько складов сгорело в    
Москве, в Санкт-Петербурге, по России, когда прилетели все эти беспилотники,    
то поймёте, что это произошло потому, что вот эта внедрённая                    
риск-ориентированная система в корне неправильна. Это значит, у собственников   
ни хрена нет, никаких добровольных дружин, никто их там не учит. И я вот не     
понимаю: миллионы человек должны получить удостоверение - вот как вы это        
видите по закону и особенно в условиях риск-ориентированной системы? Пока       
пожар не... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Николай Васильевич, спасибо вам за вопрос. Именно поэтому мы     
ставим вопрос о том, что добровольные пожарные - а мы речь ведём именно об      
этой категории наших пожарных, о добровольных пожарных, - должны быть           
подготовлены, квалифицированы, обучены с точки зрения предупреждения            
возможных пожаров и с точки зрения ликвидации их последствий. И сегодня, как    
показывает время, это достаточно активно применяется. Вот сегодня, просто для   
вашего сведения, в настоящее время зарегистрировано 20 543 общественных         
объединения пожарной охраны, 247 169 человек являются добровольными             
пожарными, и именно об этой категории граждан мы ведём речь. Просто чтобы вы    
понимали, тысячи случаев, когда они первыми приезжают на пожар, но их нужно     
ещё и обучить, чтобы они могли правильно предупреждать пожар. Вот ими спасено   
178 человек. И представляете, если человек не подготовлен, - а речь идёт о      
пожарах! - ему нужно спасти не только имущество, но и человека. Ну, в этом      
случае он должен быть подготовлен - мы именно об этом и ведём речь в рамках     
данного проекта федерального закона, - обучен, подготовлен, квалифицирован,     
для того чтобы качественно как предупреждать, так и ликвидировать последствия   
пожара, и не только с точки зрения спасения имущества, но и спасения жизни      
как спасаемых, так и своей собственной. Здесь об этом идёт речь. И              
соответственно, если он будет проходить профессиональную подготовку, то         
будет, можно сказать, аттестован, будет подготовлен как в теории, так и на      
практике.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, а все ли из этих более чем 247 тысяч              
добровольных пожарных нуждаются в профобучении и профпереподготовке? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Сколько учебных центров и иных организаций, которые имеют лицензии на   
осуществление образовательной деятельности по программам профобучения и         
допобразования, будут проводить обучение добровольных пожарных (такая оценка    
уже проводилась или нет?) и в каком формате? Чтобы не получилось у нас так,     
как с медиками, которые получают образование виртуальное. И каким образом в     
типовых программах профобучения и типовых дополнительных профессиональных       
программах в области пожарной безопасности будут учитываться особенности        
охраняемых объектов и территорий? Вы назвали несколько даже вот наших           
профильных комитетов, которые имеют отношение к предмету регулирования вашего   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопросы, Нина Александровна.                          
                                                                                
Прежде всего, подчеркну, отвечая на вопрос по существу, что не все              
добровольные пожарные будут проходить соответствующее добровольное              
профессиональное обучение. Почему? Потому что многие из них, те, кто работал    
в системе МЧС, в Государственной противопожарной службе, пожарной охране,       
выйдя на пенсию или по другим причинам перейдя на другую работу, участвуют,     
входят в состав добровольных пожарных команд, дружин, отрядов, для того чтобы   
реализовать свой правоохранительный потенциал и послужить конкретному           
региону, конкретному населённому пункту в этом большом и важном деле. Так       
что, конечно же, не все - только те, кто не имеет профильного образования,      
они будут проходить профессиональную подготовку, дополнительную                 
профессиональную подготовку. Это первое.                                        
                                                                                
Второе, что касается учебных заведений. С принятием данного федерального        
закона все образовательные организации, которые имеют потенциал и смогут        
проводить соответствующее обучение, будут лицензироваться должным образом. И    
их программы, которые имеют лицензию или будут получать лицензию,               
соответственно будут проходить проверку в МЧС России на предмет возможности     
оказания такой образовательной услуги и соответствия тем типовым программам,    
которые будут разрабатываться непосредственно министерством.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы прозвучали.                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Коломейцеву.                                      
                                                                                
Вы желаете выступить, да? Тогда я объявлю.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Есть        
желающие.                                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Коломейцев, Выборный.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!              
Безусловно, важный и нужный закон, но, с нашей точки зрения, так, как он        
прописан, он работать не будет - по нескольким причинам.                        
                                                                                
Первая причина. Мы глубоко убеждены и утверждаем, что риск-ориентированная      
система не годится для обеспечения пожарной безопасности помещений категории    
В, она не годится для эксплуатации электроустановок, электросетей, она не       
годится для лифтового хозяйства и грузоподъёмного оборудования, она не          
годится для сосудов под давлением. И в данной ситуации, когда вы предлагаете    
обучить дружинников в их личное время и за их счёт... Мне кажется, именно       
поэтому у нас и горят сплошь и рядом огнеопасные объекты: раньше приходил       
инспектор по пожарной безопасности, собственнику выписывал предписание, две     
недельки давал срок, через две недельки закрывал объект, и он не работал, вот   
это заставляло использовать все возможные ресурсы. И точно так же по            
энергонадзору, скажем, по грузоподъёмным делам. А сегодня ваша введённая        
риск-ориентированная система - это в принципе вредительство, по мнению          
экспертов. Почему? У вас пока не сгорело, пока не упало и не убило, никто       
никуда не приходит. И самое страшное, что у вас в этой ситуации идёт резкое     
уменьшение числа контролирующих, потому что, во-первых, у них маленькая         
зарплата, а во-вторых, когда у них нет никаких мотивов, они там сидеть не       
будут. Понимаете?                                                               
                                                                                
Второе. Здесь надо чётко понимать: собственник пожароопасного помещения,        
предприятия обязан нести материальную ответственность по подготовке, он         
должен иметь на территории предприятия учебный класс, куда должны приходить     
аттестованные эмчеэсовцы и учить, причём это должно быть в должностной          
инструкции написано. Но у нас на подавляющем большинстве предприятий никаких    
инструкций должностных нет, ведь зачастую используется рабский                  
низкоквалифицированный труд, поэтому надо переходить, вообще-то, к              
систематизации нашей работы. Вот проанализируйте, сколько сгорело, -            
триллионы сгорели! - но, так как у нас не объявлено военное положение, идёт     
стопроцентная компенсация собственникам в случае пожара в отношении             
застрахованного, понимаете? Получается, разгильдяй, который не организовал      
никак работу, не научил своих работников, получает возмещение из бюджета, -     
ну это же в корне неправильно! Вот если бы вы ко второму чтению запросили и     
проанализировали это, вы бы увидели, сколько мы могли бы в случае возврата к    
планово-предупредительной системе контроля сохранить, - это дало бы             
триллионы, я подчёркиваю, нам, стране, для развития.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович.                                        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Со многими     
позициями, о которых говорил Николай Васильевич, казалось бы, можно было бы     
согласиться, но дело в том, что в основе утверждений Николая Васильевича        
грубейшая ошибка. Речь идёт об обучении добровольных пожарных не за их счёт,    
а за счёт организаций - за счёт тех организаций, которые имеют                  
соответствующие компетенции, возможности и средства содержать добровольную      
пожарную охрану.                                                                
                                                                                
Так вот, как мы убедились, в рамках данного проекта федерального закона речь    
идёт о совершенствовании правового регулирования добровольной пожарной          
охраны, подчеркну: добровольной пожарной охраны. И поскольку в настоящее        
время единого стандарта подготовки добровольных пожарных нет, так сложилось,    
что нет, качество их обучения в каждом регионе, конечно же, оставляет желать    
лучшего, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности не только          
имущества, подчеркну, но и жизни, и не только жизни спасаемых, но и самих       
добровольных пожарных.                                                          
                                                                                
Именно поэтому проектируемые новеллы устанавливают правила, согласно которым    
профессиональное обучение для добровольных пожарных будет обязательным, это     
крайне важно, а типовые программы профессионального, дополнительного            
профессионального образования будут разрабатываться и утверждаться наиболее     
высокой категорией квалифицированных сотрудников - федеральным органом          
исполнительной власти, который имеет соответствующие компетенции по решению     
вопросов в сфере пожарной безопасности, то есть МЧС России. Это значит, что     
добровольные пожарные будут более квалифицированно как предупреждать, так и     
ликвидировать последствия пожаров.                                              
                                                                                
По этой причине фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона       
поддержит и будет голосовать за его принятие в первом чтении.                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово? Я    
так понял, что Анатолий Борисович сейчас только что выступил в том числе и с    
заключительным словом.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, можем переходить к голосованию.                              
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, первое         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.