Заседание № 243
О проекте федерального закона № 764677-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (об особенностях государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных, а также в части применения национального режима при осуществлении закупок).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Роман Юрьевич Чуйченко. Включите микрофон. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет рекомендует его к принятию, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По мотивам - Левин Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сейчас нам предстоит проголосовать за закон, который открывает дорогу российскому программному обеспечению. Российское производство программ существует уже десятилетия, за это время оно заработало репутацию, позволяющую считать эти отечественные компании гордостью страны. В то же время государство пока ничего не сделало для этой отрасли, и этот законопроект разрабатывали сами отечественные компании при участии профильного министерства, его внесение - заслуга новой структуры общественно-государственного взаимодействия, Института развития Интернета. Принятие законопроекта позволит создать реестр отечественного программного обеспечения - витрину наших успехов. Законодательное требование создания реестра отечественных конкурентоспособных программ должно подтолкнуть правительство к принятию конкретных мер, которые подробно обсуждались на всех уровнях власти и ожидаются отраслью уже в течение года. Реестр позволит подойти к решению двух давно наболевших и, как никогда ранее, актуальных проблем, даст инвесторам чёткий сигнал, что государство поддержит отрасль, что оно создаёт гарантии спроса со стороны государственных закупщиков, а разработчикам - ясное понимание того, что работа в Российской Федерации перспективна и отношение к ним не менее бережное, чем за рубежом. В настоящей редакции законопроекта мы специально не вносили существенных изменений в закон о госзакупках, это сделано для того, чтобы сохранить за правительством все возможности регулирования, существующие в действующем законодательстве. Соответственно, мы надеемся, что правительство уже в ближайшее время предпримет конкретные шаги. На уровне правительственного постановления существует возможность не только запустить работу реестра, но и ввести прямые ограничительные меры в тех сегментах рынка, где существуют конкурентоспособные отечественные предложения. Хотел бы подчеркнуть, что Государственная Дума с взятого пути поддержки отечественного программного производства не свернёт. В случае если мы не увидим реально действующих мер, у нас есть право принять отдельный закон, который полностью определит систему государственных закупок программного обеспечения. Призываю всех поддержать предлагаемый законопроект голосованием. Пожелаем успешного развития отечественной отрасли программного обеспечения! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 05 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 764677-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (об особенностях государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных, а также в части применения национального режима при осуществлении закупок; принят в первом чтении 22 мая 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 22 мая 2015 года. Авторами законопроекта предлагается создание реестра российского программного обеспечения в целях оказания российским производителям программ мер государственной поддержки. К законопроекту поступила двадцать одна поправка, из которых семнадцать комитет рекомендует принять и четыре отклонить. Поправки, предлагаемые комитетом к принятию, изменяют наименование законопроекта и носят уточняющий характер. Законопроект подготовлен ко второму чтению. С учётом изложенного комитет предлагает утвердить представленные таблицы поправок и принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 17 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 42 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 19 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 764677-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
71-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л.,председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый депутатами Казаковым, Деньгиным, Ющенко, Харловым, Климовым и Левиным. Суть представляемого законопроекта заключается в создании реестра российского программного обеспечения в целях предоставления программному обеспечению российского производства мер государственной поддержки в виде облегчения доступа к нему заказчиков и преодоления сложившейся на отечественном рынке ситуации, когда имеет место несправедливая конкуренция со стороны иностранных компаний. Законопроектом определяется перечень критериев, которым должно соответствовать программное обеспечение для включения сведений о нём в реестр российского программного обеспечения. Предлагается определять страну происхождения программного обеспечения по собственнику авторских прав. Такое определение отечественного программного обеспечения исключает проблемы для отечественных компаний, имеющих сложную корпоративную структуру. Состав сведений, вносимых в реестр российского программного обеспечения, и порядок его формирования и ведения, а также предоставления сведений из этого реестра будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Данным проектом федерального закона вводится обязанность для госзакупщиков публиковать мотивированное объяснение закупки иностранного аналога. Идея этого законопроекта согласовывалась со всеми отраслевыми ассоциациями. Это первая мера по импортозамещению в отрасли интеллектуальных технологий, осуществляемая Государственной Думой. Обращаю ваше внимание на то, что предлагаемый законопроект инициирован депутатами всех фракций, таким образом, идея защиты отечественного производства, создания рабочих мест и обеспечения цифрового суверенитета для нас выше межфракционных противоречий. Законопроект прошёл также нулевое чтение и был одобрен Общественной палатой. Хотел бы обратить внимание на то, что производство программного обеспечения занимает уникальное место в структуре отечественного промышленного производства. В прошлом году президент неоднократно и недвусмысленно ставил задачи по осуществлению научно-технической революции. Такая революция - это в первую очередь перенос экономики в Интернет, создание новой экономики на основании виртуальных сред, а виртуальные среды как раз полностью определяются программным обеспечением. В отличие от инфраструктурных и промышленных проектов интернет-предприятия невозможно контролировать только за счёт расстановки ключевых кадров - программы, управляющие компьютерными сетями, за счёт скрытых, неявных функций могут выходить из подчинения формальных владельцев и использоваться, в том числе внезапно и скрытно, в деструктивных целях и в чужих интересах. После истории с Эдвардом Сноуденом какие-либо иллюзии на этот счёт исчезли у всех, у кого они оставались. Ни одно государство мира не может позволить себе тотальные проверки всех лицензируемых и сертифицируемых программ с закрытым кодом, которые полностью исключили бы возможность наличия программных закладок. Таким образом, программа импортозамещения в производстве софта - это важнейший корневой вопрос сохранения российского суверенитета и контроля над отечественной экономикой. В сложившейся ситуации идею госреестра можно реализовать только через закон. Более года совместными усилиями отраслевых ассоциаций и профильных ведомств делались попытки создать госреестр программного обеспечения на основе правительственного постановления, в результате отрасль, используя ресурс Института развития Интернета, разработала текст законопроекта, который после рассмотрения его Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагается вашему вниманию. Что ещё хотелось бы сказать? Стратегия закона - это фронтальное наступление на монополизм западных поставщиков, исключающее их тактические уступки в отдельных сегментах ради сохранения общего доминирования. Параллельно с принятием закона или уже после его вступления в силу возможны секторальные меры любой степени жёсткости, вводимые поправками, подзаконными актами или иными способами. Идея создания реестра совершенно прозрачна для всех отечественных игроков отрасли - и отраслевые организации, и Минкомсвязь неоднократно выражали готовность его создать и поддерживать. Продвигаемая в законопроекте идея сочетания приоритета реестра с возможностью закупки иного продукта с обязательным мотивированным объяснением рассчитана на максимальное облегчение администрирования закона. Обязательное мотивированное и объяснение закупки западного аналога интересно в первую очередь с точки зрения возможности осуществления общественного контроля за счёт сигналов самых заинтересованных в исполнении закона лиц - российских разработчиков. Это очень важная опция для общественных организаций и гражданского общества в целом. Считаю, что изложенное указывает на необходимость в сложившихся условиях международной обстановки и ситуации на рынке принять обозначенные меры именно в виде закона в предлагаемом варианте, что, конечно, не исключает внесения уточнений в процессе рассмотрения законопроекта во втором чтении. Уважаемые коллеги, думаю, что большинство из вас во время работы в регионах сталкивались с представителями этой молодой отрасли: увлечённые ребята обивают пороги с предложениями, которые могли бы существенно усилить наше государство и быть востребованы на рынке, - именно для реализации таких идей и предлагается создание госреестра. Государственный реестр должен стать витриной наших успехов и однозначным сигналом для всей отрасли интеллектуальных технологий. При возможности занесения в реестр состоявшиеся компании и молодые Кулибины будут понимать, что государство повернулось к ним лицом всерьёз и надолго, теперь они не будут искать пути ухода на Запад, у них будет твёрдая уверенность в возможности реализоваться в Российской Федерации. У нас сегодня есть возможность сделать первый шаг по поддержке отечественной отрасли интеллектуальных технологий, и этот шаг определит будущее нашей страны, её место в новой электронной экономике. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. С содокладом выступает Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы все прекрасно отдаёте себе отчёт, знаете о громадной роли информационных технологий в жизни общества, в управлении государством, в быту каждой семьи, вы прекрасно понимаете, что степень проникновения цифровых устройств и алгоритмов обработки баз данных в нашу среду обитания в будущем будет возрастать ускоряющимися темпами. Влияние этого фактора настолько велико, что суверенным уже сейчас может считаться только государство, обладающее цифровым суверенитетом, - только такое государство способно эффективно, в полной мере обеспечить безопасность граждан, субъектов хозяйственной и иной деятельности. Напомню вам, что 4 декабря 2014 года в своём Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Владимирович Путин сказал о необходимости снять критическую зависимость отечественной экономики от зарубежных технологий, а также в русле программы импортозамещения создать массовый слой производственных компаний, способных эффективно конкурировать как на внутренних, так и на внешних рынках, - таким компаниям следует предложить инвестиционные лифты и создать условия для реализации производственного потенциала. Разработка программного обеспечения для вычислительных машин и управления базами данных - та сфера, к которой эти установки относятся в первую очередь. В президентском выступлении на пленарном заседании XVIII Петербургского международного экономического форума со всей определённостью было сказано об этом, а также о необходимости определения возможности исключительного или преимущественного права закупок для государственных и муниципальных нужд продукции российских производителей. Рассматриваемый законопроект направлен на решение перечисленных задач. Он позволит принять ряд мер для защиты внутреннего рынка информационных технологий, оказать поддержку отечественным софтверным компаниям - для этого закрепляется преимущество российских разработок при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Законопроект предполагает создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин - наличие данного реестра предоставит государственным и муниципальным заказчикам эффективный инструмент для выбора отечественного программного обеспечения. В случае если государственный или муниципальный заказчик отдаст предпочтение зарубежной продукции, ему придётся публично обосновать свой выбор. Для этого законопроект закрепляет соответствующие нормы в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в Федеральном законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Публичное обоснование отказа от российской продукции необходимо как для защиты рынка, так и для его развития: будут фиксироваться те ниши, в которых отсутствуют конкурентоспособные предложения со стороны отечественных производителей. У комитета есть к законопроекту замечания, которые могут быть учтены в процессе подготовки документа ко второму чтению. Авторы выразили готовность их учесть. Учитывая изложенное, сознавая актуальность поднятых вопросов, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Юрьевич. Если вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Леонид Леонидович, мы думаем, что законопроект крайне актуален. Более того, всем известно, что в России прекрасные программисты и что зарубежное программное обеспечение во многом создано с помощью в том числе и российских программистов. Главный вопрос: как вы видите, в какие сроки возможна реализация закона, ну и если не полное, то значительное вытеснение импортных программных продуктов с российского рынка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Я хотел бы вас проинформировать: мы предполагаем, что закон вступит в силу с 1 января, но вместе с тем, в рамках внесения поправок в том числе, мы будем обсуждать и необходимость его ужесточения - возможно секторальное ужесточение, если в этом будет необходимость, то есть по конкретным сегментам, которые у нас на сегодняшний день действительно конкурентоспособны (по ряду сегментов мы на сегодняшний день пока отстаём от западных аналогов), но, с моей точки зрения, как раз создание этого реестра привлечёт внимание, заставит обратиться и самих разработчиков, и инвесторов к более серьёзным инвестициям. Мы считаем, что по большинству направлений можно организовать импортозамещение в течение трёх лет, по основным по крайней мере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Леонид Леонидович, это очень важная, и безусловно, нужная инициатива, но перезревшая: могу сказать, что подобные поправки в "трёхглавый закон" вносились нашими коллегами-депутатами ещё в четвёртом созыве, но тогда они не были поддержаны, к сожалению. В связи с тем, что обсуждаемая сегодня инициатива - важнейшая, направленная на укрепление обороноспособности и безопасности нашего государства, у меня вопрос: скажите, пожалуйста, как бы вы отнеслись к предложению ко второму чтению подумать, может быть, над запретом ряда систем управления базами данных иностранного происхождения, которые являются, так сказать, ключом? ЛЕВИН Л. Л. Дмитрий Евгеньевич, спасибо за вопрос. Мы должны здесь работать в контакте с правительством. С моей точки зрения, подобного рода ограничения определяются спецзакупками, и у правительства достаточно полномочий осуществлять это через свои постановления, но если мы совместно примем решение, что это необходимо сделать через законодательные акты... Мы готовы в рамках нашего комитета вместе с Комитетом по обороне, с вами обсудить этот вопрос при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Далее 71-й вопрос повестки дня, коллеги, мы его в фиксированное время рассматривали, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 37 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.