Заседание № 59
14.11.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 76400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5003 по 5087 из 7174
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Ян Викторович Зелинский, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в настоящее время Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", пункт 2 статьи 2, регламентируется оказание адвокатом юридической помощи. При этом в данной норме отсутствует указание на возможность участия адвоката в качестве представителя доверителя по спорам, вытекающим из избирательных правоотношений. Данная норма является технической, но для того, чтобы исключить возможность недопущения адвокатов в судебное и досудебное производство по этой проблеме, необходимо прописать данную норму в законе. Это особенно актуально в наше время, так как сегодня значительно возросло количество обращений в судебные органы от кандидатов политических партий, участвующих в выборах, непосредственно от самих политических партий, от простых граждан с целью защиты своих прав в области избирательного законодательства. Есть прецеденты, когда судебные органы не допускают адвокатов, адвокаты начинают жаловаться в вышестоящие органы, и споры по избирательному законодательству, бывает, до трёх дней идут. В пункте 1 статьи 6 указаны полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве. Но законодатель упустил, что существует также и исполнительное производство и нередки случаи, когда сами граждане не имеют ни возможности, ни знаний отстаивать свои интересы в исполнительном судопроизводстве. Данная норма также является технической, но для полноты перечня полномочий адвоката её необходимо прописать в законе. В статье "Приобретение статуса адвоката" установлено, что у лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения. Данной нормой мы ущемляем права молодых специалистов в области юриспруденции, которые желают получать образование и одновременно работать по юридической специальности, для того чтобы после окончания вуза иметь право сдать соответствующий квалификационный экзамен и получить статус адвоката. Где молодому специалисту, окончившему вуз и зачастую уже имеющему семью, которую нужно содержать, брать деньги на своё содержание, своей семьи и получать двухгодичный опыт по юридической специальности, предусмотренный действующим законодательством? Исключая данную норму, мы даём возможность молодым специалистам в области права без отрыва от обучения получать навыки работы в области юриспруденции. Уважаемые коллеги, ко мне неоднократно обращались как действующие адвокаты, так и студенты юридических вузов с просьбой о том, чтобы я внёс данную поправку. На самом деле можно обучаться заочно, получая юридическое образование, и работать помощником адвоката или помощником юриста и после окончания вуза сразу же получить статус адвоката. Прошу принять данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, вам двух минут хватит для содоклада? Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу, мы считаем необходимым отметить следующее. Нормы об участии адвоката в тех или иных спорах в рамках гражданского судопроизводства прописаны действующим законодательством - и законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности, и процессуальным законодательством, в частности гражданским процессуальным законодательством, в случае если речь идёт об оспаривании действий избирательных комиссий либо о рассмотрении иных жалоб, которые возникают в процессе выборов. Мы считаем, что внесение предлагаемых изменений в законодательство излишне и может повлечь за собой коллизию уже существующих норм. На законопроект поступили отрицательные заключения, и мы рекомендуем палате отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5306 по 5399 из 7174
Продолжим обсуждение пункта 14 повестки дня. Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. Коллеги, рассаживайтесь по местам, мы уже проголосовали. Давайте будем слушать наших коллег. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я поддерживаю законопроект и буду голосовать за него. Новеллы, которые касаются конкретизации полномочий адвокатов, подчёркивающие их право участвовать в избирательных спорах, а также в исполнительном производстве, являются, на мой взгляд, вполне разумными. И я дополню докладчика: известны случаи, когда адвоката не допускают не только в суд при рассмотрении этих споров, но и на заседания комиссий. Однако мне кажется весьма сомнительным предложение внести в закон норму, позволяющую выпускникам юридических вузов получать статус адвоката сразу после окончания высшего учебного заведения. Напомню, что сейчас для этого необходим двухгодичный послевузовский юридический стаж, и это правило вполне себя оправдывает на практике. В стране на сегодня явный избыток юристов, адвокатов, рынок в этой сфере ломится от предложений, и эта новелла приведёт к дальнейшему увеличению в адвокатском корпусе прослойки неквалифицированных людей, которые зарабатывают деньги не за счёт оказания юридических услуг, не за счёт юридической помощи, а за счёт проноса заключённым телефонов, записок, денег, иногда и наркотиков, за счёт заноса следователям взяток, а также за счёт других мошеннических действий. Сейчас в Москве таких псевдоюристов со статусом адвоката десятки, а может быть, и сотни, а станет, конечно же, ещё больше. Внесение этого новшества полагаю недопустимым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предложенное автором законопроекта изменение, касающееся дополнения полномочий адвоката, по мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", является излишним. Как уже было отмечено, действующая редакция пункта 2 статьи 2 федерального закона об адвокатуре предусматривает полномочия адвоката по участию в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве. Эти полномочия охватывают весь спектр правоотношений, включая вытекающие из реализации избирательных прав граждан, так как рассмотрение судом указанных вопросов осуществляется в рамках гражданского судопроизводства в соответствии с требованиями главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В свою очередь, полномочия адвоката на участие в исполнительном производстве, как уже было отмечено, установлены подпунктом 9 пункта 2 статьи 2 федерального закона об адвокатуре. Что касается положения, касающегося исчисления стажа работы по юридической специальности для будущих адвокатов с момента окончания соответствующего образовательного учреждения, то здесь необходимо принять во внимание, что, закрепляя данное положение, законодатель прежде всего преследовал цель защитить интересы потенциальных доверителей от неквалифицированных услуг непрофессионалов, а квалифицированность и профессионализм, как мы все прекрасно знаем, приходят с опытом. Законопроектом предлагается это положение исключить как ущемляющее права молодых специалистов, желающих стать адвокатами сразу после получения диплома. Доводы автора законопроекта о финансовых трудностях выпускников юридических вузов, которые они и их семьи испытывают в течение отведённого законодателем двухлетнего срока, необходимого для получения соответствующего опыта работы по специальности, малоубедительны. Требование о двухгодичной практике после окончания вуза для лиц с высшим юридическим образованием, которое является впервые полученным ими высшим профессиональным образованием, на мой взгляд, абсолютно обоснованно, исключать его нецелесообразно. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как я уже сказал, данный законопроект не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают? Докладчик и содокладчик? Нет, не выступают. Ставлю законопроект на голосование. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 02 сек.) Проголосовало за 148 чел.32,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел.67,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.