Заседание № 244
О проекте федерального закона № 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях правового урегулирования медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий - 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 19 июня этого года. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Прошу принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 55 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях правового регулирования медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект в первом чтении был принят 19 мая, он направлен на определение источников финансирования деятельности, связанной с донорством тканей и органов человека. Это технический закон, сопутствующий основному закону, который будет внесён в сентябре, поэтому в поправках мы исключили все ссылки, корреспондирующиеся с этим основным законом. Всего поступило девять поправок, комитет предлагает их принять, поправок к отклонению нет. Прошу проголосовать за поправки и за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вячеславович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 12 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается. Только второе чтение, Сергей Вячеславович? Хорошо. Выносим законопроект на "час голосования".
41-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 17 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 236
О проекте федерального закона № 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях правового регулирования медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Сергея Вячеславовича Калашникова. Пожалуйста, Сергей Вячеславович. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, внесённый рядом депутатов. Смысл этого законопроекта заключается в следующем. На сегодняшний день при одноканальном финансировании через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования у нас оказался не учтён целый ряд процедур, которые должны осуществляться при трансплантации органов и тканей человека. В частности, нет детализации таких понятий, как "обследование донора", "медицинские мероприятия, связанные с подготовкой донора к трансплантации", " хранение и транспортировка тканей и органов", то есть, другими словами, чтобы на сегодняшний день не тормозился этот процесс, необходимо внести определённые разъяснения в 323-й закон "Об основах охраны здоровья граждан...". Данным законопроектом расширяется понятие медицинской деятельности, в частности, в профессиональную деятельность в сфере донорства органов и тканей человека включаются медицинское обследование донора, обеспечение сохранности донорских органов, изъятие донорских органов, хранение и транспортировка донорских органов. Это первый момент. Второй момент - это то, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются соответствующими полномочиями по регулированию этой деятельности. Ещё один момент - это то, что правительству предоставляются полномочия по установлению порядка использования специализированной информационной системы для учёта донорских органов и тканей человека, а также волеизъявлений о согласии или несогласии граждан на изъятие их органов после смерти. Коллеги, вот это положение, касающееся регистрации волеизъявлений людей, которое включено в законопроект, является достаточно проблемным, достаточно спорным, и мы предлагаем ко второму чтению исключить весь этот абзац. Дело в том, что в плане работы правительства предусмотрено в сентябре 2015 года внесение общего закона о трансплантации органов и тканей человека, и мы считаем, что в этом основном законе - на это указывает и Счётная палата - нужно будет регулировать все эти моменты. А вот что касается создания информационной базы, то мы считаем, что, безусловно, это необходимо сделать как можно раньше, до принятия основного закона о трансплантации и донорстве тканей и органов человека, то есть система уже должна быть, когда мы будем принимать закон. Единственно, мы хотим ко второму чтению расширить это положение и уточнить параметры данной системы, не отдавать это полностью на откуп правительству. Ну и самое главное - это то, что, как я уже сказал, определяется порядок финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов. На данный законопроект получен положительный отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике, получено заключение Правового управления, а также отрицательное заключение Счётной палаты Российской Федерации. Из шести позиций, которые обозначила Счётная палата, две позиции, безусловно совершенно правильные, необходимо учесть при доработке ко второму чтению: это положение, которое связано с проблемой изъятия органов при проведении судебно-медицинской экспертизы, и положение, связанное с необходимостью приведения к единообразию терминов, используемых в этом законопроекте и в других законах, - это, безусловно, ко второму чтению должно быть учтено. Четыре замечания Счётной палаты, на наш взгляд, на взгляд комитета, носят вкусовой характер, и я думаю, что, когда мы в пятницу будем обсуждать результаты работы Счётной палаты - Комитет по охране здоровья это в своём заключении указал, - всё-таки нужно исходить из объективных положений, а не из субъективного отношения к Минздраву. Таким образом, мы считаем, что в первом чтении данный законопроект нужно принимать, он весьма актуален, его норма, связанная с финансовой частью, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, потому что затраты уже идут, ну а ко второму чтению его действительно нужно будет серьёзно дорабатывать. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Вячеславович, создание единой базы данных представляется очень и очень важным начинанием. Скажите, пожалуйста, какой период с момента принятия данного закона понадобится, чтобы база могла начать полноценно функционировать? КАЛАШНИКОВ С. В. Дело в том, что локальные базы данных в субъектах - всего у нас 22 субъекта оказывают такую медицинскую помощь - существуют, однако нет общей архитектоники и нет достаточно развитых принципов её формирования. Мы считаем, что до принятия того основного закона, внесение проекта которого намечено правительством... вернее, в плане правительства стоит на сентябрь 2015 года, такая база в принципе должна быть создана или по крайней мере должно быть утверждено положение о ней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Сергей Вячеславович, наша фракция с симпатией относится к той работе, которую проделал авторский коллектив, мы вас поддерживаем и надеемся, что законопроект будет доработан и принят, в этом у нас сомнений нет. Единственное, хотелось бы вернуться к заключению, отрицательному заключению Счётной палаты. Я внимательно его прочитал - речь, как мне показалось, идёт не столько о вкусовом ощущении, понимании тех или иных вопросов, сколько о соотношении общего закона об охране здоровья и действующего закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека": они противоречат друг другу, и речь идёт о том, что новый закон отменит ряд норм, которые есть в действующем законе о трансплантации. Мне кажется, что надо, чтобы эти нормы соответствовали, потому что, когда будет принят новый закон, опять будет... (Микрофон отключён.) КАЛАШНИКОВ С. В. Передо мной лежит заключение Счётной палаты, и я понимаю, что вы говорите о том месте, где сказано о постановлении Конституционного Суда и о правиле, что последующий закон отменяет предыдущие, по крайней мере, нивелирует предыдущие и так далее. На самом деле, когда я говорил о том, что в данном случае это замечание не имеет под собой объективной почвы, я как раз и имел в виду то, что в данном случае ничего не отменяется: у нас в том законе изъятие органов в условиях судебной экспертизы не регулируется, а поскольку проблема есть, мы в этот законопроект такое положение имплантируем, и когда будем принимать большой закон, то, конечно же, мы это более детально распишем. Никакого противоречия - в том-то весь смысл! - между этими двумя законами нет, они дополняют друг друга, то есть этот закон восполняет то, что у нас не прописано в том. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Вопрос. Сергей Вячеславович, конечно, с одной стороны, многие люди ждут органы, потому что иначе им смерть, а с другой стороны, очень опасно то, как эти органы добывают - бывают всякие моменты, и поэтому у меня, когда я читала законопроект, возникло очень много вопросов. Один из них по поводу того, что о прекращении реанимационных мероприятий и констатации смерти человека информируется супруг, родственники и так далее, - что, теперь уже у нас разрешена эвтаназия? Что, согласия не надо, просто информируются, и всё? Вот объясните, пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В. Вы затронули самый корень вопроса. Дело в том, что, наверное, и в этом зале не все знают, что на сегодняшний день действует так называемая презумпция согласия, по которой независимо от того, желает человек или не желает - его никто не спрашивает, - органы могут изъять. Это то, что сейчас действует. Проблема согласия или несогласия - это коренная проблема, о чём свидетельствуют и те парламентские слушания, которые проводил наш комитет, и, когда мы будем обсуждать основной закон, это станет камнем преткновения. В данном законопроекте эта тема никак не затрагивается - просто фиксируется, что действующие законодательные нормы должны быть уточнены в плане их производства, то есть техники. Так что, Тамара Васильевна, вы совершенно правы, вопрос очень неоднозначный, но не этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Герасименко Николай Фёдорович, пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Этот закон является скорее техническим - это как бы подготовка к принятию большого закона о трансплантации органов и тканей человека, здесь три основные задачи. Во-первых, определить полномочия федеральных и региональных органов власти в области трансплантации. Во-вторых, и это наиболее важно, создать регистры: регистр потенциальных доноров и регистр пациентов - они до сих пор ещё не созданы. И здесь очень серьёзный вопрос - это уже предмет закона о трансплантации органов и тканей - о технологии создания регистра и о том, как он будет работать. И в-третьих, принять поправки в 323-й закон "Об основах охраны здоровья граждан...": раньше трансплантация выполнялась за счёт федерального бюджета, а поскольку произошёл переход к медицинскому страхованию, то будет выполняться за счёт средств обязательного медицинского страхования - без этого нельзя будет принять большой закон о трансплантации органов и тканей. Считаю, что необходимо данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо большое. Мы тоже будем голосовать за. Я просто хотела бы отметить то, что, мне кажется, есть хорошего здесь, и что нужно учесть, когда будет готовиться основной закон. Вот хорошо, что всё-таки будет информироваться население, потому что у нас это такая страшная, запретная тема: только те люди, которые заболели, - они ждут, они понимают, а все остальные ничего об этом не знают! То, что здесь будет прописана информация, - это замечательно! Меня смущают в законопроекте, например, слова "изъятие органов и (или) тканей у трупа": мне кажется, у трупа уже ничего не надо изымать - тут уже... Знаете, это промежуточное состояние, и это тоже такой очень тонкий вопрос - это ещё не труп, человек жив! Вот отсюда и идут все споры, поэтому здесь вот надо прописать иначе. Кроме того, здесь также отмечается, что совершеннолетние люди, дееспособные, заранее должны давать согласие на трансплантацию своих органов после смерти, - мне кажется, что это тоже очень опасно! У нас знаете сколько таких людей, которые на всё способны, чтобы добыть эти органы, поэтому вот не знаю, надо это прописывать или не надо - что заранее согласен. И про эвтаназию я вопрос задавала - это тоже очень спорный такой вопрос. И, как ни странно, про правительство: получается, что констатацией смерти вообще будет заниматься правительство! Если бы сказали, что коллегия врачей, - я бы это ещё поняла, но правительство - вот этого я не понимаю! Это всё равно что Государственной Думе дать такие полномочия: у нас тут половина... да больше половины, ничего не понимают в этом! Смущает также то, что в законопроекте указаны бюджеты... ладно федеральный - это очень дорогостоящее мероприятие, - но ещё даётся право субъектам Федерации! Я знаю, что в субъектах Федерации на эти цели средств нет, да и не везде это можно сделать, поэтому здесь тоже надо что-то менять, может быть, субсидии прописывать или ещё что-то, а то опять заставят людей там, на местах, это делать без всяких субсидий. А в целом мы поддержим законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители комитета, правительства желают выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 01 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принимается.