Заседание № 277

27.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 763506-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета иностранным инвесторам участвовать в разработке недр на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2441 по 2928 из 7137
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части запрета иностранным           
инвесторам участвовать в разработке недр на территории Российской Федерации".   
Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект, внесённый       
группой депутатов фракции ЛДПР. Если коротко, суть его заключается в том, что   
он предполагает возможность разработки и пользования участками недр либо        
только гражданами Российской Федерации, либо исключительно хозяйствующими       
обществами, которые созданы на территории Российской Федерации с единственным   
участником в лице российских учредителей, которые контролируют деятельность     
данного хозяйствующего субъекта.                                                
                                                                                
В настоящий момент у нас не установлена норма о том, что недра Российской       
Федерации являются достоянием народа, у нас в статье 9 Конституции немного      
иная формулировка: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются   
как собственность тех народов, которые проживают на соответствующей             
территории. Ну и часть 2 статьи 9 Конституции гласит о том, что земля и         
участки недр, иные природные ресурсы могут находиться в государственной,        
муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, Конституция           
Российской Федерации, к сожалению, не содержит запрета на разработку и          
пользование участками недр нероссийскими субъектами.                            
                                                                                
Данная сфера всегда, ещё с начала XX века, была очень привлекательна для        
иностранных фирм, иностранных предприятий, и те события, которые происходят в   
последние два года, те публичные и абсолютно неправовые меры, которые           
применяются мировым сообществом в отношении России в связи с её национальными   
интересами (в частности, речь идёт о секторальных санкциях, об ограничениях в   
отношении российских физических лиц, в основном публичных), говорят о том,      
что сфера, которая составляет основу нашей экономики, составляет основу         
доходной части нашего бюджета - это же прибыль от разработки участков недр, -   
не может каким-либо образом или в какой-либо доле контролироваться со стороны   
иностранных физических лиц или иностранных юридических лиц. Таким образом,      
нам представляется, что закрепление в отдельных законодательных актах           
положения о том, что участки недр могут использоваться и разрабатываться        
исключительно российскими физическими или юридическими лицами, представляется   
законным, обоснованным, в духе времени.                                         
                                                                                
Более того, мы считаем, что Комитет по природным ресурсам, природопользованию   
и экологии должен был бы поддержать наш проект закона, с учётом того что там    
очень много представителей Коммунистической партии, а их позиция в части        
национализации природных ресурсов, промышленности известна и в принципе в       
какой-то степени даже созвучна с программой ЛДПР. Мы рассчитываем на вашу       
поддержку в этом вопросе - пусть в несколько иной редакции, но тем не менее     
это было в том числе и предложение ряда депутатов фракции Коммунистической      
партии Российской Федерации. Мы даём возможность иностранным инвесторам в       
течение одного года вернуть свои активы, продать имущество, которое находится   
на территории Российской Федерации и задействовано при разработке участков      
недр на территории Российского государства. Мы максимально старались пойти      
навстречу тем юридическим лицам - иностранным инвесторам, которые хотели        
вложить средства в нашу экономику, в его сырьевую базу, однако с учётом того,   
что это негативно сказывается на развитии наших технологий, в том числе в       
газодобыче, в нефтедобыче, считаем, что было бы целесообразно запретить         
иностранным юридическим лицам участвовать в разработке российских недр. В       
связи с этим данный законопроект можно назвать законопроектом о                 
мини-национализации или о полноценной национализации нефтегазодобывающей        
отрасли.                                                                        
                                                                                
Депутаты фракции ЛДПР надеются на вашу поддержку.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста, содоклад.                                 
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Коллега       
Диденко достаточно подробно доложил о законопроекте. Идея в принципе звучит     
неплохо, но жизнь и обстоятельства иногда заставляют принимать другие           
решения, поэтому я хочу сказать, что предлагаемые нашими коллегами изменения    
не могут быть поддержаны по нескольким основаниям.                              
                                                                                
Во-первых, вообще-то говоря, Конституция Российской Федерации и Закон "О        
недрах", статьи 1 и 2, определяют, что недра являются государственной           
собственностью, поэтому, соответственно, норма законопроекта, предлагающая      
установить принадлежность недр народу, представляется в данном случае           
излишней, избыточной.                                                           
                                                                                
Во-вторых, следует отметить, что геологическое изучение недр - это довольно     
дорогостоящее дело и требует привлечения существенных финансовых вложений,      
технических средств и технологий. По различным оценкам, только для освоения     
недр Дальнего Востока и Крайнего Севера сегодня необходимо более 100            
миллиардов долларов Соединённых Штатов. Я думаю, в этом зале не надо говорить   
о состоянии бюджета нашей страны: если мы не привлекаем сторонние инвестиции,   
в том числе иностранные, появляется реальная угроза снижения темпов             
воспроизводства минерально-сырьевой базы. Хочу ещё подчеркнуть, что в           
прилагаемых к законопроекту материалах не содержится прогноза последствий       
реализации предлагаемых инициатив для минерально-сырьевого комплекса страны,    
который всё-таки на сегодняшний день является основным источником доходной      
части федерального бюджета.                                                     
                                                                                
В-третьих, в настоящее время законодательством Российской Федерации закреплён   
особый порядок допуска иностранных инвесторов, устанавливающий специальные      
условия для осуществления деятельности по стратегически важным, с точки         
зрения государства, объектам недропользования, в частности, введена категория   
участков недр федерального значения с особым правовым статусом.                 
                                                                                
Субъекты Российской Федерации отреагировали на этот законопроект так:           
Смоленская область поддержала, Ульяновская область высказалась против,          
остальные субъекты Российской Федерации своё отношение не выразили.             
                                                                                
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и                
природопользованию и Комитет Совета Федерации по экономической политике не      
поддержали концепцию законопроекта. ГПУ президента и Правительство Российской   
Федерации не поддерживают законопроект. Комитет Государственной Думы по         
природным ресурсам, природопользованию и экологии также не поддерживает         
данный законопроект и предлагает отклонить его в первом чтении.                 
                                                                                
Коллеге Диденко хочу сказать - да он и сам это, наверное, прекрасно понимает,   
тоже ведь работает в комитете, - что комитеты принимают решения не исходя из    
каких-то партийных взглядов, а всё-таки руководствуясь сложившимися             
объективными обстоятельствами.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Алексей Николаевич, вопрос вам.                                                 
                                                                                
Поясните вашу позицию относительно представленного законопроекта. Вы            
запрещаете компании, например с Багамских островов, иностранному инвестору,     
разрабатывать российские недра. А если эта иностранная компания создаст         
российское юридическое лицо и на 90 процентов или на сколько-то ещё будет       
владельцем этой российской компании, можно ли ей будет вести разработки? Как    
ваш законопроект решает эту проблему?                                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. На самом деле всё очень просто. Принцип, который положен в        
основу законопроекта, его концепция, заключается в том, что контроль над        
юридическим лицом должен осуществляться исключительно со стороны Российской     
Федерации. В этом случае, даже если юридическое лицо создано по                 
законодательству Российской Федерации, но его основной учредитель -             
иностранный, конечно, в соответствии с концепцией нашего законопроекта такое    
юридическое лицо не будет наделено правом участвовать в разработке недр.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сердюк Михаил Иванович, пожалуйста.                       
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Алексей Николаевич, разделяю вашу озабоченность разбазариванием недр -          
достояния Российской Федерации, в этой части я с вами абсолютно солидарен.      
                                                                                
Допустим, российская компания-учредитель гонит все деньги за рубеж. Да,         
добывает, налоги платит - это обязанность и для иностранной компании, и для     
российской, - но всё гонит за рубеж. Хочу всё-таки выяснить, чем же это будет   
лучше для страны? Вот вы говорите о Конституции. Я житель Ханты-Мансийского     
автономного округа, что, мне какой-то вексель на право на недра будут           
выдавать или другие компании так же будут получать деньги и так же беспощадно   
эксплуатировать недра? Для сравнения скажу, что в Ханты-Мансийском автономном   
округе эксплуатация месторождений природных ресурсов государственными           
нефтяными компаниями зачастую отличается не в лучшую сторону и даже пример      
вынуждены брать с других.                                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Это, наверное, следующий этап по восстановлению социальной справедливости,      
декларативной нормы о том, что недра являются достоянием народа,                
собственностью народа, которая сегодня даже не закреплена, и наш законопроект   
- это первый шаг в данном направлении. Мы много лет слушали режущую ухо и       
немного раздражающую рекламу о том, что одна из государственных компаний        
является народным достоянием. Сама постановка вопроса, к счастью, недавно       
была урегулирована: компания, как и юридическое лицо, не может быть             
достоянием - речь всё-таки идёт о ценностях нематериальных, это первое;         
второе - намёк-то в рекламе был на то, что это принадлежит народу, хотя это     
очень далеко от истины.                                                         
                                                                                
Нужно хотя бы декларативно закрепить норму. Менять нормы Конституции - это      
более тяжёлый путь, тем более это глава 1, здесь особый порядок, то есть        
фактически принятие новой Конституции. А закрепить эту норму в законах - "О     
недрах", "Об инвестиционной деятельности..." - можно, это было бы первым        
шагом, который наметил бы тенденцию к возвращению богатств Российской           
Федерации - но не государству (у нас недра принадлежат государству,             
государство - это публичный субъект, а его материальной составляющей является   
население, то есть народ), а народу, русскому и другим народам, которые         
проживают на соответствующей территории. Нужно начать декларативно: создать     
юридические барьеры, закрывающие доступ иностранцам к российским недрам. Они,   
как вы справедливо заметили, могут отправлять прибыль за рубеж, и народу        
ничего от этого не достанется, но мы хотя бы заставим наши компании развивать   
свои собственные технологии.                                                    
                                                                                
У нас, например, большое количество бурового оборудования, которое активно      
используется при добыче, предоставляется компанией "Schlumberger", хотя на      
стендах "Роснано" - по крайней мере, нам об этом рассказывали, когда            
презентовали соответствующие разработки наших учёных, - было буровое            
оборудование, подъёмное оборудование и трубы, не уступающие иностранным         
аналогам, в том числе и произведённым компанией "Schlumberger". Однако у нас    
нет такого объёма инвестиций, чтобы развивать наши технологии, и пока продукт   
от "Schlumberger" будет более доступным, вряд ли они перейдут, так скажем, от   
научных масштабов к промышленным.                                               
                                                                                
Ну и, разумеется, вы совершенно справедливо отметили, что нашим компаниям,      
государственным компаниям, необходимо давать определённую социальную            
нагрузку, чтобы они участвовали в разработке программ экономического развития   
территорий, в создании объектов социальной инфраструктуры: школ, больниц,       
детских садов. Я так понял, вопрос был именно с таким намёком. Конечно,         
добыча полезных ископаемых отечественными компаниями должна оставлять след на   
этой территории... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Алексею Николаевичу.                             
                                                                                
В прошлом году в России добыто и продано всевозможных видов природного сырья    
- нефти, газа и так далее - на 20 триллионов рублей, в казну поступило всего    
8 триллионов, а 12 триллионов растащили, скажем так, по карманам разные         
предприниматели. Согласитесь, простому человеку без разницы, кто его            
обманывает: российский предприниматель или американский, российский жулик или   
американский, - ему нужен результат, нужно, чтобы их наказали. Когда вы         
говорили о позиции КПРФ в части национализации, вы исказили нашу точку          
зрения: мы не за то, чтобы отобрать и сидеть, как собака на сене, - сами        
голодные, но никому не дадим. Мы считаем, что можно разрешить добывать и        
нашим, и иностранным компаниям, но только их право нужно ограничить нормой      
прибыли, нормой рентабельности: 12, 15 процентов - и всё. Но всё, что добыто:   
нефть, газ, уголь - принадлежит народу. Как вы относитесь к нашей позиции?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Я не совсем понял вопрос, но понятна модальность.                 
                                                                                
У меня не было умысла как-то искажать вашу позицию. Я уже, по-моему, сказал в   
ответе на один из вопросов, что это первый шаг на пути восстановления           
социальной справедливости. И с чем я согласен в заключении комитета, так это    
с тем, что сегодня основную часть дохода бюджет получает именно от этих         
нефтедобывающих компаний. Вот только мы очень уязвимы в том, что касается       
иностранных технологий и инвесторов, которые участвуют в разработке наших       
недр, и в случае, если они вдруг в одночасье захотят нанести серьёзный,         
невосполнимый удар по нашей экономике, они смогут это сделать, потому что       
сегодня участвуют во многих проектах, мы используем очень много их              
технологий, а свои не развиваем, поскольку есть более доступные и удобные       
иностранные предложения. В этом плане нас, конечно, простимулирует развитие     
своих собственных разработок, разработок наших молодых учёных, инновационных    
предприятий, и пока мы этого не сделаем, к сожалению, о втором этапе            
национализации - о восстановлении социальной справедливости и возвращении       
положенной доли населению России - речи быть не может, поскольку мы можем       
навредить сами себе. Всё-таки так или иначе, но прибыль предприятий с           
государственным участием всё равно перераспределяется в бюджет в виде налогов   
и части прибыли, а частная составляющая прибыли распределяется на усмотрение    
компании и её акционеров - и здесь мы с вами не сможем изменить гражданское     
законодательство, но в перспективе пересмотреть эту пропорцию, конечно, было    
бы справедливо.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Ивану Игнатьевичу.                                                       
                                                                                
Иван Игнатьевич, где-то год - полтора назад западные государства ввели против   
нас санкции, и одна из основных санкций - это ограничение наших компаний в      
покупке нефтегазового оборудования, особенно того, которое необходимо для       
разработки арктического шельфа. Неужели мы не понимаем, что, оставляя после     
введения санкций преференции для иностранных компаний, которые могут получать   
это оборудование, мы заведомо отдаём перспективные нефтегазовые                 
месторождения, районы иностранным компаниям?! А ведь они практически в любой    
момент могут вывезти своё оборудование, остановить разработку этих              
месторождений и дальше играть на понижение цен на нефть против нашей            
экономики.                                                                      
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Кирилл Игоревич.                                        
                                                                                
Вы же сами в принципе на вопрос и ответили. Чего мы добьёмся, если сегодня      
своим законом запретим иностранным инвесторам участвовать в разработке и в      
геологоразведке? Разве это не то же самое, как если бы они, по вашему           
совершенно справедливому выражению, в какой-то момент вывезли и оборудование,   
и технологии и поставили нас в неловкое положение?! Здесь дело в другом. Дело   
в том, какую политику проводит государство. Почему мы довели страну до такого   
состояния, когда зависим от иностранного капитала, иностранной позиции, так     
сказать? Я думаю, что в советское время никто такие санкции не ввёл бы и не     
посмел бы даже говорить о каких-то санкциях. Мы же сами довели страну до этой   
ручки и теперь вот: "Ах, ах! Что будет? Что же будет?!" - то и будет: если      
вывезут, значит, ещё ниже опустимся, так сказать, результат будет ещё более     
плачевный. Дело же, повторяю, не в этом. Дело не в запретах, а в том, к чему    
стремится наша власть, что она видит в перспективе и есть ли у неё              
перспектива. Как показал недавний форум с громким названием Гайдаровский,       
перспективы как раз и не видно никакой, сплошные гадания на кофейной гуще!      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников Николай Иванович.                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вопрос Ивану Игнатьевичу.                                                       
                                                                                
Иван Игнатьевич, а как голосовали в комитете по этому законопроекту?            
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Николай Иванович.                                       
                                                                                
Я хочу сказать, что, несмотря на то, что в нашем комитете есть представители    
всех фракций, я практически не помню такого случая, чтобы решения принимались   
с каким-то, так сказать, разбросом по голосованию. Как правило, в комитете      
решения принимаются единогласно.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                 
                                                                                
Буквально вчера в очередной раз секретарь Совета безопасности Патрушев          
подчеркнул, что наши "друзья" из-за океана по-прежнему ставят задачу            
разделить Россию. Ради чего? Ради наших крупнейших природных богатств, к        
которым они хотят получить доступ. И в связи с этим законопроект наших коллег   
из фракции ЛДПР как минимум привлекает внимание к этой теме и зовёт нас к       
обсуждению. И я полагаю, эту тему нужно обсуждать, она важна, и то, что         
сегодня об этом говорят в зале, - это правильно.                                
                                                                                
Другое дело, что надо понимать, в какой мы ситуации находимся, и иметь в        
виду, что работа в данной сфере включает три части: геологическое изучение -    
это исключительно затратная часть работы, которая не приносит прибыли;          
разведка недр - точно такая же затратная часть, должны быть сделаны             
многомиллиардные вложения; и только добыча полезных ископаемых даёт отдачу,     
которая окупает и разведку, и геологическое изучение недр, - то есть нужны      
большие деньги. На мой вопрос Алексей Николаевич ответил, что иностранного      
элемента быть не должно, значит, мы должны сами это делать, и, поскольку у      
нас фактически государственный капитализм, этим должно заниматься               
государство.                                                                    
                                                                                
Возникает вопрос: может ли государство это делать? Ну, наверное, оно должно к   
этому стремиться, и было бы правильно делать это лет пять-десять назад, в       
тучные годы, когда у нас были запасы, были богатые резервы, к сожалению,        
сейчас у нас этих денег нет, поэтому, как мне кажется, мы должны быть более     
гибкими, и если принимать этот законопроект, начинать заниматься данной         
темой, то всё равно без каких-то договорённостей с какими-то иностранными       
инвесторами под нашим государственным контролем здесь не обойтись. Повторю,     
если бы мы этот законопроект лет десять назад рассматривали, у нас тогда были   
бы необходимые резервы и мы могли бы сделать существенные вложения, сейчас, к   
сожалению, мы этого сделать не сможем. И будет та ситуация, о которой           
говорил, по-моему, Владимир Николаевич Федоткин, когда мы, как собака на        
сене, в ближайшие десять-пятнадцать лет будем иметь в собственности эти         
недра, но воспользоваться ими не сможем, потому что денег на геологоразведку    
и на геологическое изучение недр у нас не будет, мы не сможем сделать           
необходимые многомиллиардные вложения.                                          
                                                                                
Спасибо авторам за этот законопроект, я полагаю, что если он будет принят в     
первом чтении, то эту тему можно обсуждать и нужно обсуждать с тем, чтобы       
прийти к нужному консенсусу.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, у врачей есть такое правило: не навреди. И    
когда мы принимаем законы, конечно, мы должны смотреть, какая польза от них     
будет не просто для России, а особенно для простого народа, тех людей, коих у   
нас, наверное, абсолютное большинство в стране.                                 
                                                                                
Допустим, мы сегодня не разрешим привлекать иностранный капитал, иностранные    
фирмы к разработке тех месторождений, за счёт которых мы живём. Возникает       
вопрос: а сами мы способны их разрабатывать? У нас разрушено машиностроение,    
обеспечивающее разведку и добычу нефти и газа, мы живём за счёт западного       
оборудования, уже второй год, как вы знаете, Запад запретил продавать нам       
оборудование, машины для разведки и добычи нефтегазовых ресурсов, - даже имея   
деньги, мы приобрести эти машины и оборудование не сможем.                      
                                                                                
Что же нам делать? Ситуация непростая: приняв бюджет из расчёта 50 долларов     
за баррель, мы потеряли по отношению к расчётному плану, который                
разрабатывали на три года, 1,5 триллиона рублей; кризисный вариант, 40          
долларов за баррель, - это минус ещё 1,1 триллиона рублей; если брать           
нынешние 30 долларов за баррель, мы теряем 5 триллионов рублей, фактически 37   
процентов от нашей доходной части. Кто пострадает? Конечно, здравоохранение,    
образование, дороги - конечно, пострадают простые люди.                         
                                                                                
Наверное, нас делегируют сюда не для того, чтобы мы говорили: "Нельзя,          
запрещаем!", а для того, чтобы умно, на пользу народа распорядились народным    
достоянием, коим должны быть и нефть, и газ, и остальное. И когда мы говорим    
о национализации - это позиция фракции КПРФ, - я хочу ещё раз подчеркнуть, мы   
говорим не о том, чтобы национализировать право разработки (нет, пусть          
разрабатывают, кто может), а о праве распоряжаться тем, что добыто, - это       
народное право. Добыли, да ради бога, получайте свои 15 процентов, если         
оборудование привезли - 17 процентов, а вот всё, что добыли, - это народу, и    
народ через нас с вами должен этим распоряжаться, вот в чём смысл               
национализации.                                                                 
                                                                                
Я ещё раз хочу подчеркнуть, звучит красиво - национализировать, но принятие     
данного закона приведёт к большим бедам, и мы просто не сможем объяснить        
народу, почему, будучи самой богатой в мире с точки зрения ресурсов, наша       
страна самая забитая в экономическом плане и народ живёт хуже всех из           
двадцати промышленно развитых стран. Давайте посмотрим на проблему другими      
глазами. Да, лес, уголь, нефть, газ, алмазы, руда - всё народное достояние...   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы знаете, никогда не было мне так сложно выступать. Я сегодня   
слушаю своих коллег - у меня совершенно другая, иная точка зрения               
(аплодисменты), и думаю, что очень у многих моих коллег из нашей фракции        
такая же, как у меня, точка зрения.                                             
                                                                                
Вот канал "Дождь" тоже как-то рассказывал басни: если бы мы не положили         
столько жизней, то и жили бы как в Германии. Сейчас примерно то же самое.       
                                                                                
Да, в Конституции прописано, что всё для народа, но мы-то наблюдаем в течение   
двадцати лет уже, что народ от этих богатств ничего не получает. И выходит,     
что те, кто у нас разрабатывает, имеют огромные доли и те, кто владеет этими    
разработками, имеют доли. И мне очень стыдно слушать, что у нас ничего нет,     
что мы не можем и что дорогостоящее дело это всё. Дорогостоящее! Вот я помню,   
когда я заканчивала школу, я хотела быть учителем, а половина нашего класса     
говорили: "Нет, мы будем геологами!" - тогда песня Пахмутовой звучала о         
геологах, велись все эти разработки, шли новые стройки, все говорили о том,     
что наши богатства должны принадлежать нам. И то, что сегодня состоялась        
попытка хотя бы об этом поговорить... Давайте поставим препоны!                 
                                                                                
Вы думаете, на Украине сланцевый газ, нефть не нашли? Нашли! Поэтому там и      
началось то, что сегодня происходит, и мне кажется, американцы, те, кто будет   
этим владеть, там уже и своего менеджера назначили. Вы же понимаете, что        
такое недра сегодня! Мадлен Олбрайт ещё когда-то давно сказала, что для         
русских это слишком много. И какие-то такие непонятные рассуждения от моих же   
коллег я слышу: мол, если мы сегодня не можем их разрабатывать, то это лучше,   
чем мы будем сидеть на этом. Вот Никитчук докладывал от фракции... не от        
фракции, он докладывал от комитета - может, они все там так думали, но наша     
фракция так не думает. Мы считаем, что одна из наших главных программных        
установок, Компартии, - богатства должны принадлежать народу! И это не просто   
должно быть записано в Конституции, они должны на самом деле принадлежать! Мы   
говорим об импортозамещении, постоянно говорим, а сами всё ждём, когда цена     
на нефть повысится, но я считаю, что сегодня лучше туже затянуть пояса и        
вообще не продавать наше богатство за эти деньги, подождать, посмотреть или     
сделать хотя бы так, как в Америке во время депрессии, - направить всё на       
дороги, чтобы построить хотя бы дороги!.. (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сердюк Михаил Иванович.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Ну, ещё раз подтверждаю, что беспокоят меня российские недра, но вот Алексей    
Николаевич копнул глубже, поднял несколько проблем и аргументировал в большей   
степени не с точки зрения владения, а с точки зрения развития технологий,       
сервиса, вообще эффективности, хотя здесь картина несколько иная. Ещё раз: я    
вот по большей части ваше мнение поддерживаю, но тем не менее.                  
                                                                                
Во-первых, сервис. Вот вы говорите, что нужны примеры. Алексей Николаевич, на   
стендах всё есть, а когда до дела доходит, в производство массово это никто     
пустить не может, хотя нефтяник с удовольствием готов покупать российское, и    
в большинстве своём так и делают.                                               
                                                                                
Вот Владимир Николаевич Федоткин сказал, что у нас машиностроение утрачено.     
Владимир Николаевич, покупают буровые установки для геологии, и на них          
работают, и заводы их с удовольствием производят, насколько позволяют           
производственные мощности, нет только высокотехнологичного оборудования,        
которого и не было. Это одна сторона. С другой стороны, вот сказали, что        
санкции есть, - но нефтяники приобретают оборудование за рубежом. И до сих      
пор, кстати, Владимир Николаевич, покупают - обосновывают, для каких целей      
оно нужно, и им продают это оборудование. По обычному буровому оборудованию     
нет никаких ограничений, но если мы говорим о сверхтехнологиях, о науке, то     
это нам недоступно. Но это не имеет отношения к вопросу владения, то есть       
если мы это запретим, то результата мы не получим в одночасье.                  
                                                                                
Какие сейчас проблемы с сервисом? Шесть месяцев - срок оплаты за выполненные    
работы. Алексей Николаевич, вот срок расчётов нефтяников с подрядчиками -       
шесть месяцев! Какие тут инвестиции?! Они зарплату не могут выплатить! В        
Ханты-Мансийском округе - массовое банкротство предприятий, я сам занимался     
одной компанией, "РУ-Энерджи..." - они разорили с десяток подрядчиков,          
которые на них работали! Сроки нефтяники устанавливают минимум четыре, а то и   
шесть, и восемь месяцев, а с учётом начала работ это может и год быть - там     
кошмар получается!                                                              
                                                                                
Конечно, тем не менее проблема существует, работать с инвесторами надо          
аккуратно, разбазаривать не стоит, но большинство проблем, о которых вы         
говорите, в том числе экология... здесь же вопрос не во владении: российские    
владельцы, а к природе относятся, как к чужой! Миллионы тонн шламов у нас на    
территории, на севере, - миллионы! - никто не хочет на это выделять средства,   
бросают какие-то копейки, и всё никакими не иностранцами, нами испорчено! А     
для возрождения недр надо поддержать предложение нашей фракции, я думаю, что    
фракция ЛДПР тоже должна это разделять: необходимо создать министерство         
геологии, которое этот вопрос решало бы. Для того чтобы поднимать науку, - мы   
вот сегодня пришли к тому, от чего уходили, - нужны кадры, но Министерство      
образования и науки абсолютно этим не занимается. Если будут кадры, будут       
развиваться и технологии, а если Ливанов не справляется, значит, всё-таки       
надо принять постановление и отправить его в отставку, найти министра,          
который сможет заниматься наукой.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Продолжим дискуссию после перерыва.                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4361 по 4400 из 7137
Продолжаем обсуждать 13-й вопрос. У нас ещё должен выступить Александр          
Борисович Василенко.                                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВАСИЛЕНКО А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить, что               
законопроектом предлагается установить полный законодательный запрет на         
участие иностранных инвесторов в деятельности по геологическому изучению,       
разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе и на участках недр           
федерального значения.                                                          
                                                                                
Много говорили, подробно, дебаты были большие, но сути закона они, в            
общем-то, не затрагивали. Эта проблема сегодня существует, и достоинство        
этого законопроекта, его авторов, в том, что привлекли к ней внимание.          
                                                                                
Но тем не менее я хочу заметить, что установлены существенные ограничения       
использования иностранных инвестиций при освоении участков недр федерального    
значения, в том числе определены критерии пользования недрами на отдельных      
участках недр федерального значения и случаи установления запрета на переход    
права пользования участками недр федерального значения к юридическому лицу с    
участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный    
инвестор, - вот это суть, а не разговоры о национализации, что там происходит   
и как.                                                                          
                                                                                
Всё это позволило комитету принять отрицательное заключение и рекомендовать     
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает решение комитета и будет             
голосовать против этого законопроекта.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович.                             
                                                                                
Алексей Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Иван Игнатьевич? Тоже нет.                                                      
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5545 по 5562 из 7137
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части запрета иностранным           
инвесторам участвовать в разработке недр на территории Российской Федерации".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              166 чел.36,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    167 чел.                                          
Не голосовало                 283 чел.62,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.