Заседание № 249
24.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 763262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части улучшения условий содержания в местах содержания под стражей женщин, имеющих при себе детей, и беременных женщин).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3893 по 4114 из 5838
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает член Совета Федерации Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., член Совета Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, которым вносятся изменения в статьи 23, 30 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Данные изменения, в случае их принятия, позволят установить отдельную норму санитарной площади в камере на ребёнка, находящегося вместе с матерью, которая задержана по подозрению в совершении преступления либо в отношении которой избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в размере не менее 4 квадратных метров. В настоящий момент 103-й федеральный закон устанавливает норму санитарной площади только для подозреваемых и обвиняемых, она составляет 4 квадратных метра; дети, находящиеся с матерью, к данной категории лиц не относятся, следовательно, дополнительная санитарная площадь в камере на детей не предоставляется. Кроме того, законопроектом устанавливается, что беременные женщины и женщины, имеющие при себе малолетних детей, должны содержаться отдельно от остальных женщин. Данный законопроект подготовлен в продолжение совместной работы палат Федерального Собрания по гуманизации условий содержания под стражей, в том числе в отношении женщин, отбывающих наказание вместе с детьми, и ресоциализации осуждённых. Законопроект получил предварительную положительную оценку Федеральной службы исполнения наказаний и уполномоченных по правам ребёнка в регионах Российской Федерации. Принятие данного законопроекта будет способствовать улучшению условий содержания женщин с детьми и беременных женщин в местах содержания под стражей. Прошу поддержать. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. С содокладом от Комитета по безопасности и противодействию коррупции выступит Дмитрий Сергеевич Перминов. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые законопроектом изменения направлены на улучшение условий содержания под стражей женщин, имеющих при себе ребёнка, и беременных женщин. Концептуальных замечаний по законопроекту не имеется. Правительство Российской Федерации законопроект в целом поддерживает. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний также не имеется. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает, просит принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Юрьевич, может, гуманнее будет всё-таки неосуждённых детей в камере не держать, а отсрочить матери приведение приговора в исполнение? Ну, детей же никто не осудил, а они будут в камере - чему же они научатся? Пусть под домашним арестом побудут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич Фабричный - по карточке Ямпольской. Включите, пожалуйста микрофон. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо, Николай Васильевич. Абсолютно разумное предложение, это предложение сейчас находится в пакете поправок в действующее федеральное законодательство, который мы готовим вместе с Министерством юстиции и Федеральной службой исполнения наказаний - структурой, подведомственной Министерству юстиции. То предложение, о котором я высказал, с моей точки зрения, на сегодняшний день является реалистичным вариантом; то, о чём вы говорите, требует дополнительного времени для проработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Юрьевич, ну, понятно, что раз речь о нормах санитарной площади, то есть опасения, нормальные ли там вообще условия. Законопроектом предполагается установить специальные дополнительные гарантии для женщин с детьми и беременных женщин, в то же время в финансово-экономическом обосновании вы пишете, что это не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вот приведу в пример СИЗО Симферополя, где в мужской части перенаселение более чем в два раза, между некоторыми нарами можно только боком просочиться. Если мы сейчас выделяем две камеры - отдельную камеру для женщин с детьми и отдельную камеру для беременных женщин, - соответственно, это будет приводить к переуплотнению всей остальной части. Поскольку вы считаете, что нет необходимости в выделении дополнительных финансовых средств, это будет просто переселение из одной камеры в другую. Каким образом вы реально собираетесь решить данный вопрос, не привлекая бюджетные средства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо, Павел Валентинович. На самом деле Республика Крым и Московская область с точки зрения обеспечения норм санитарной площади находятся не в лучшем, скажем так, положении, они не дотягивают до того федерального норматива, который установлен 103-м федеральным законом, - 4 квадратных метра. В то же время при подготовке данного законопроекта мы с Федеральной службой исполнения наказаний провели детальную проработку опять-таки реалистичности предлагаемых мер. С учётом того факта, что в настоящее время (это тенденция последних лет) сокращается число подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, по всем категориям, без исключения, в том числе и по женщинам, которые отбывают наказание вместе с детьми, и по беременным женщинам, и по инвалидам, Федеральная служба исполнения наказаний в пределах имеющихся у них резервов, которые освобождаются подобным образом, этот вопрос решит без дополнительных финансовых вливаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Юрьевич, известно, что психоэмоциональное состояние беременной женщины непосредственно влияет на развитие будущего ребёнка. Не считаете ли вы необходимым распространение действия законопроекта на беременных женщин? Имеется в виду плюс 4 квадратных метра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Юрьевичу Фабричному включите микрофон. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Максим Сергеевич. Мы - я имею в виду Совет Федерации, Министерство юстиции и Федеральную службу исполнения наказаний - плотно эту тему ведём с 2017 года. Добавлю также, что Федеральная служба исполнения наказаний для себя с 2015 года в качестве системной ставит задачу обеспечения проживания матерей с детьми в возрасте до трёх лет в центрах совместного проживания, не в домах ребёнка. Что касается беременных женщин, ну, смотрите, по состоянию на начало 2018 года в качестве подозреваемых и обвиняемых под стражей находилась 141 женщина, это число постоянно уменьшается. И в качестве первой меры, которую мы предлагаем (эта мера зафиксирована в законопроекте в части первой статьи 33), - отдельное содержание женщин с детьми в возрасте до трёх лет и беременных женщин от остальных подозреваемых и осуждённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Юрьевич, уважаемые коллеги! Мы, редактируя этот закон, должны сделать одну поправку: дети в тюрьме вообще не должны содержаться! Дети не имеют права свободного выбора, они не выбирают жизнь за решёткой - у нас в принципе в России ни один ребёнок не должен жить за решеткой! Даже гуманизация действующего закона противоречит Конституции Российской Федерации, потому что детей за решётку вообще нельзя помещать, они не виноваты! Если мама по какой-то причине совершила преступление (а очень часто мамы являются жертвами оговора), сидит в тюрьме, то почему ребёнок несёт наказание незаслуженно? Надо полностью это убрать! Ни одного ребёнка в тюрьме не должно быть! Вот такую поправку давайте внесём - ни одного ребёнка в тюрьме, - и тогда мы проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, это фактически выступление. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. Уважаемый Сергей Юрьевич, у меня к вам два вопроса для общего понимания, поскольку это важно. Скажите, пожалуйста, сколько в настоящее время детей в возрасте до трёх лет содержится вместе с матерями в местах содержания под стражей, в том числе включая следственные изоляторы? И отсюда второй вопрос: в случае принятия данного проекта федерального закона будет ли у исправительных учреждений возможность реализовать его нормы? Ведь речь идёт в том числе и об отдельном содержании как женщин с детьми, так и беременных женщин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич Фабричный, пожалуйста. Мне кажется, он на вторую часть вопроса уже отвечал. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо, Анатолий Борисович. Начну с ответа на второй вопрос: да, такая возможность есть. Что касается того, сколько подозреваемых и обвиняемых женщин содержится. Вот у нас в общей сложности женщины подозреваемые и обвиняемые отбывают наказание в 72 учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, из них только в 13 учреждениях имеются дома ребёнка. При этих домах ребёнка созданы центры совместного проживания, при этом в центрах совместного проживания на всех детей, которые находятся в доме ребёнка, мест не хватает, и там внутри даже уже своеобразная очередь образовалась. Количество беременных женщин, я сказал, на начало года составляло 141 женщину, количество детей в возрасте до трёх лет, которые находятся вместе с мамочками, на начало года - 524 ребёнка, при этом эта цифра постоянно уменьшается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 56 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.