Заседание № 258
23.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 761556-6 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся выдвижения кандидатов трудовыми коллективами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6173 по 6325 из 8099
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Наше предложение фракционное, его неоднократно председатель партии и руководитель фракции вносил, в том числе с этой трибуны при рассмотрении вопросов, связанных с календарём, и суть законопроекта очень простая. В настоящее время в Российской Федерации существует два субъекта, имеющих право на выдвижение кандидатов: первый - это непосредственно население, и в случае самовыдвижения кандидату необходимо заручиться поддержкой избирателей избирательного округа, одномандатного, многомандатного или единого округа; второй субъект - это избирательное объединение, то есть политическая партия, её региональные отделения, которые законом наделены правом выдвигать списки кандидатов - кандидатов на выборы в органы местного самоуправления, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу. На наш взгляд, этот перечень неполон, и сегодня мы предлагаем вернуться к вопросу о том, чтобы наделить трудовые коллективы, то есть собрания граждан по месту работы, правом выдвигать кандидатов и списки кандидатов. Напомню, что подобная практика активно применялась в советское время, и председатель нашей партии, не так давно выступая с этой трибуны в рамках рассмотрения вопроса о даче согласия Государственной Думы на избрание меры пресечения в отношении депутата Ильи Пономарёва в виде содержания под стражей, рассказывал о своём первом опыте участия в выборах - это апрель 1987 года, когда он был выдвинут трудовым коллективом кандидатом в депутаты районного совета Дзержинского района города Москвы и заручился поддержкой более ста двадцати коллег. К чему я это говорю? Очень часто избирательные процедуры существенно ограничены во времени: процесс выдвижения кандидата у нас длится максимум месяц - это сбор подписей избирателей или сбор подписей муниципальных депутатов, если речь идёт о выдвижении кандидата на должность высшего должностного лица субъекта, губернатора. И конечно, избирателям не так легко детально ознакомиться с биографией кандидата, изучить какие-то материалы, навести справки, погрузиться в информацию об этом кандидате. И конечно, коллеги по работе, которые работают бок о бок не один год со своим товарищем, с сослуживцем, конечно, намного лучше знают его деловые качества, его биографические данные. И конечно, они могут сделать вывод, достоин человек чести быть выдвинутым в органы местного самоуправления или не достоин. Этот опыт используется в Республике Беларусь на уровне выборов в органы местного самоуправления, а мы, хочется сказать, очень мало внимания уделяем характеристике человека по месту работы. Вот у нас часто происходят очень серьёзные трагедии - я говорю не только про нас, про Российскую Федерацию, - везде происходят. Вот недавний случай - расстрел чиновников в Красногорске: они не работали в одном коллективе, но за годы совместной деятельности заместителя главы администрации и одного из крупнейших предпринимателей района можно было сделать вывод об адекватности этого человека, о его ценностях, его представлениях о жизни, и национальный вопрос здесь далеко не последнюю роль играет, ведь это представитель государства, где право на возмездие, месть, защиту чести, восстановление справедливости разными методами, вплоть до физических, занимает не последнее место - и конечно, совокупность этих факторов должна характеризовать личность. Возьмём недавнюю трагедию с авиалайнером с участием немецкого пилота: то же самое, неоднократно характеризовался по месту работы крайне негативно, то есть личность его была хорошо известна, он получал соответствующие консультации психолога. Здесь, конечно, разные предложения звучали, в том числе совершенно радикальные, - чтобы кандидаты в депутаты и справки о здоровье собирали, и посещали психиатров, и другие, совершенно абсурдные, - но характеристика человека по месту работы, его коллегами, должна стать серьёзным фактором, который определяет возможность его выдвижения в будущем на какие-то серьёзные посты и тем более в органы власти, в органы местного самоуправления. В связи с этим законопроектом предлагается наделить трудовые коллективы - не самые маленькие, штатной численностью от пятисот человек, - правом на выдвижение кандидата, списков кандидатов в органы местного самоуправления. Ну и соответственно, все остальные ограничения и условия, которые предусмотрены избирательным законодательством, законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - это касается, например, возраста, позволяющего реализовать и активное, и пассивное избирательное право, дополнительных критериев, в частности необходимости проживания на конкретной территории, получения поддержки избирателей, в том числе сбора подписей муниципальных депутатов, - все эти условия сохраняются, но вводится дополнительный субъект выдвижения - трудовой коллектив. Я знаком с заключением комитета - далеко не секрет и не сюрприз, мы не удивляемся решениям нашего любимого, многоуважаемого комитета. Оно носит отрицательный характер, на наш взгляд, абсолютно несправедливо, поскольку эти замечания носят уточняющий характер, недочёты, которые были указаны, вполне можно устранить при рассмотрении в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении, поэтому я предлагаю коллегам из комитета одуматься, может быть, изменить мнение в выступлении; заключение уже не переделать, но можно ведь учесть аргументы докладчика, высказать свою позицию, одобрить концепцию законопроекта, поработать очень плотно ко второму чтению и все справедливые отчасти замечания учесть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Без всякого сомнения, надо отдать должное нашим коллегам из фракции ЛДПР, да и из всех остальных фракций, которые активно участвуют в законотворческой работе и предлагают огромное количество законодательных инициатив. Если же обратиться к сути данного законопроекта, то, без всякого сомнения, такая форма выдвижения кандидатов, как выдвижение трудовыми коллективами, существовала до определённого периода, и если уж мы немножко обратились к истории, то у меня тоже есть опыт выдвижения от трудовых коллективов в качестве кандидата на выборах. Тем не менее за годы, прошедшие с тех прекрасных времён, - тогда все мы были гораздо моложе, поэтому времена, конечно же, были прекрасными, - произошли серьёзные изменения как в избирательном законодательстве, так и в политической системе Российской Федерации в целом, и основным коллективным субъектом политического процесса сейчас являются избирательные объединения, к которым относятся политические партии. Общественные объединения при соблюдении определённых условий, а именно при их регистрации на территории Российской Федерации, соответствующего указания в уставе на возможность выдвижения кандидатов на выборы, действительно могут выдвигать кандидатов на муниципальных выборах. Признаками, которыми обладают политические партии и общественные объединения, имеющие право выдвижения кандидатов, к сожалению, не обладают трудовые коллективы как таковые, потому что трудовой коллектив нельзя приравнять к юридическому лицу, у трудового коллектива нет юридической регистрации в качестве субъекта. Есть ещё очень серьёзное, на мой взгляд категорическое, замечание: трудовой коллектив, как субъект выдвижения, не может, соответственно, выполнять те требования, которые обязан и может выполнить иной субъект выдвижения, такой, как политическая партия. Это касается и финансирования, и организации деятельности, и отчётности, и многого, многого другого. Поэтому по принципиальным соображениям мы не можем согласиться с инициативой наших многоуважаемых коллег, тем более что действующее избирательное законодательство предусматривает самые различные формы выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах всех уровней, от федерального до муниципального, включая самовыдвижение, как со сбором подписей, так и без сбора подписей (на муниципальных выборах, напомню, кандидаты выдвигаются, не собирая подписи), и считаем, что в настоящий момент внесение предложений, которые содержатся в рассматриваемом нами законопроекте, конечно же, излишне. Тем более, если мы обратимся к тексту, то увидим, что он, к сожалению, детально не проработан и не предусматривает ни порядка проведения собрания, ни выявления волеизъявления членов трудового коллектива. К тому же понятие "трудовой коллектив" как субъект выдвижения, к сожалению, в настоящий момент в законодательстве детально не прописано. В связи с изложенным мы рекомендуем данную законодательную инициативу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Давайте зададим вопросы несколько позже, а сейчас перейдём к голосованию.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7142 по 7342 из 8099
Продолжаем обсуждение 30-го вопроса повестки. Иван Игнатьевич Никитчук задаёт вопрос. НИКИТЧУК И. И. У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос. Дмитрий Фёдорович, вот честно вам скажу, когда вы выходите на трибуну обосновывать что-то, я сочувствую вам, потому что вы пытаетесь обосновать необоснуемое. Ну вот выдвижение трудовым коллективом - ведь есть громадный советский опыт: кто лучше, чем трудовой коллектив, знает человека, знает, на что он способен, что от него можно ожидать и что он может сделать? Никто! Кроме семьи, может быть. А вы начинаете говорить, что, мол, нет у него юридического адреса, ещё там что-то... Посмотрите на бланк любого коллектива трудового - там всё указано! Я хочу вас спросить: скажите честно, вот признайтесь, хотя мы и сами догадываемся, что вас заставляет на белое говорить чёрное, в чём?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Игнатьевич, я из уважения к вашим годам (и действительно, у нас с вами очень хорошие отношения, мы представляем в Государственной Думе один регион - Челябинскую область), конечно же, не буду вступать с вами в резкую полемику, но я вам отвечу: заключение комитета и моё личное мнение, моя личная позиция по законопроектам, которые я представляю, в том числе по нынешнему законопроекту, основаны только на правовом и юридическом анализе предложений, и только с этой точки зрения мы оцениваем тот или иной законопроект, и больше ни с какой. Уж поверьте моему юридическому опыту, если говорится, что это чёрное, то так оно и есть, а если белое - то это белое, и я вам честно всегда об этом говорю, всё остальное - от лукавого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Дмитрий Фёдорович, из уважения к Уралу я задам вам вопрос таким образом, что вы, возможно, даже одним словом ответите. Насколько я понимаю, позиция вашего комитета заключается в том, что прав на выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления у политической партии, которая даже не смогла найти там своих сторонников, чтобы зарегистрировать региональное отделение, больше, чем у трудового коллектива численностью 500 человек? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Николаевич, если бы вы внимательно слушали мой содоклад, то поняли бы, там всё чётко объяснялось: у нас основными участниками политического процесса, коллективными участниками, являются избирательные объединения - это политические партии, выдвигать кандидатов на местном уровне могут и общественные организации, но и те, и другие должны соответствовать определённым требованиям, изложенным в законе, в конце концов, они должны быть зарегистрированы. Представим себе тогда ситуацию, что иностранная компания с иностранным собственником, с иностранным капиталом начинает выдвигать кандидатов через трудовой коллектив, над которыми она имеет абсолютную власть (там во многих компаниях даже профсоюзные комитеты не созданы), и вот тогда мы уже будем говорить несколько об ином - об иностранном участии в нашем политическом процессе. Хорошо это? Я думаю, что нет. Поэтому мы должны всегда чётко говорить, что в нашем политическом процессе должны участвовать только национальные партии, которые у нас зарегистрированы, которые финансируются только из национальных источников, только национальные общественные организации, которые финансируются из национальных источников и управляются нашими гражданами, и никто другой в этот процесс вмешиваться не может, используя различные пробелы законодательства. То, что предлагается, будет явно означать пробел в законодательстве, и вот мы это выявили и открыто говорим об этом нашим коллегам. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Алексею Николаевичу. Алексей Николаевич, идея, безусловно, притягательная и абсолютно правильная, но согласитесь с тем, что это принято всё равно не будет. И у наших оппонентов, тех, кто не считает участниками процесса трудовые коллективы, есть основания. Мы в своё время вносили законопроект "О трудовых коллективах", где это всё было прописано: и о статусе трудовых коллективов (не иностранных, безусловно, акционеров), и на что они имеют право, но он не был принят. Сегодня, понятно, ваш законопроект не будет принят, но, если бы вы поддержали идею законопроекта "О трудовых коллективах" и вначале прописали все права, мы с удовольствием стали бы вашими соавторами. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за предложение, Тамара Васильевна. Вне всякого сомнения, нам необходимо с вами договориться о понятийном аппарате, поскольку ни для кого не секрет, что такой публичный субъект, как трудовой коллектив, существует. Понятие выкристаллизовывается, у трудового коллектива проявляются определённые признаки автономизации, всё-таки это люди, объединённые одним работодателем, совместно работающие, совместно проводящие какие-то мероприятия, в том числе связанные с защитой своих трудовых прав. И если мы наделим этот уже существующий, де-факто существующий субъект ещё и политическими правами, будет только лучше, нет ничего плохого в том, что крупный работодатель, крупное предприятие на территории поселения или городского округа будет активным участником избирательного процесса. Это и сегодня происходит, но зачастую порождает конфликты между местной администрацией и политическими партиями. Точнее, площадками выяснения отношений между местной администрацией и этими крупными предприятиями становятся политические партии, поскольку, как правильно было сказано, сейчас возможности выдвижения в некоторых случаях у кандидатов ограниченны и они, эти трудовые коллективы, по понятным причинам, по понятным оправданным мотивам ищут политическую структуру, через которую могут войти в представительный орган власти для защиты интересов своего предприятия. Что в этом плохого? В этом и есть смысл политической системы. А мы с вами сегодня, если будем следовать логике комитета, должны свои трудовые коллективы в этих политических правах поражать. Я вас поддерживаю: действительно, нам стоит в категориях определиться, уточнить понятия, чтобы в дальнейшем можно было этими понятиями уже на юридическом языке оперировать. Ещё раз призываю и фракцию КПРФ, и фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержать этот по-настоящему правильный и нужный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Александр Дмитриевич, но я снимаю вопрос. Давайте перейдём без обсуждения к законопроектам, рассматриваемым по сокращённой процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Шерин, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Коллеги, я коротко, с места. В мире неспокойная обстановка, потому что Америка действует по двойным стандартам, и мы её за это осуждаем. Хотелось бы, чтобы мы в своём государстве тоже действовали не по двойным стандартам. Буквально неделю назад в этом зале вы были свидетелями того, как я защищал законодательную инициативу, в которой фракция ЛДПР предлагала ограничить политические партии, которые не имеют региональных отделений в субъектах Российской Федерации, вправе выдвигать там в органы местного самоуправления своих кандидатов. Наши оппоненты нам здесь рассказывали, что они за демократию, за свободу деятельности политических партий и так далее, и, естественно, эта инициатива была отклонена. Сегодня от нашей политической партии ЛДПР выдвигается инициатива, согласно которой трудовой коллектив в Российской Федерации численностью не менее пятисот человек имеет право выдвигать своих кандидатов, в том числе в органы местного самоуправления. И смотрите, какая противоположная позиция: уже никто не говорит о демократии, уже находятся аргументы, что этого не может быть, никто не задумался о том, что у нас огромное количество фейковых политических партий, которые, не имея финансирования из федерального бюджета, могут попасть под влияние иностранных финансовых компаний и с их помощью провести своих кандидатов во власть! И такой же аргумент очень часто приводят, когда оправдывают муниципальный фильтр при выдвижении кандидатов на выборы губернаторов субъектов Российской Федерации. Коллеги, мы очень часто видим, что политические партии выдвигают и даже проводят в высшие органы законодательной власти представителей трудового народа, слесарей, сварщиков, учителей, врачей, при этом говорят, что они являются представителями конкретных предприятий, конкретных трудовых коллективов. Фракция ЛДПР справедливо предлагает всё это узаконить, сделать прозрачным, дать возможность трудовым коллективам выдвигать своего представителя. Если он собрал подписи и зарегистрировался, у трудового коллектива появится шанс иметь нормального лоббиста, который будет отстаивать интересы этого отраслевого предприятия в любой сфере, допустим в налоговой, но в этом случае не получится затащить руководителя этого предприятия в нужную политическую партию, где он должен будет подчиняться партийной дисциплине. Мы действительно выступаем за то, чтобы трудовые коллективы имели право голоса в органах местного самоуправления, я предлагаю, коллеги, поддержать инициативу фракции ЛДПР и дать возможность трудовым коллективам численностью не менее пятисот человек выдвигать кандидатов. Если мы даём возможность политическим партиям, которые даже не имеют региональных отделений в субъектах Российской Федерации, выдвигать своих кандидатов в органы МСУ, то было бы справедливо, чтобы мы дали такую же возможность трудовым коллективам с численностью не менее пятисот человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Комитет? Автор? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 10 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3 % Результат: не принято Не принимается проект федерального закона.