Заседание № 257

20.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 759565-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий единого института развития в жилищной сфере и механизмов их реализации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3733 по 3822 из 5146
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере    
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"   
и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя     
Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая    
Петровича Николаева.                                                            
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Напомню, законопроект направлен на то, чтобы    
единый институт развития в жилищной сфере "ДОМ.РФ" был более прозрачным,        
более эффективным. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении.    
Он прошёл все необходимые процедуры и экспертизы. Просим поддержать в третьем   
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам? Есть.                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что в этом зале ни для кого не является спорным     
вопрос, можно ли принимать федеральные законы, которые противоречат             
Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу. В соответствии с Жилищным кодексом    
в случае несоответствия норм жилищного законодательства в федеральных законах   
положениям ЖК применяются положения Жилищного кодекса.                          
                                                                                
Так вот, коллеги, нашим комитетом предлагались поправки, которые, как мы        
считали, будут доброжелательно рассмотрены и поддержаны. Хочу сказать, что в    
соответствии с Гражданским кодексом, статьёй 671, по договору найма жилого      
помещения наймодатель предоставляет другой стороне (нанимателю) жилое           
помещение, а не просто помещение для проживания в нём, и аналогичная позиция    
отражена в статье 17 Жилищного кодекса "Назначение жилого помещения...".        
Коллеги, были проигнорированы поправки, которые касались шести позиций в        
законопроекте, и теперь мы вынуждены будем вносить отдельную законодательную    
инициативу, чтобы привести в соответствие с нормами Гражданского и Жилищного    
кодексов нормы вот этого закона.                                                
                                                                                
Такая позиция по отношению к комитету, который является профильным по           
жилищному законодательству, представляется мне, мягко говоря, не очень          
корректной. Так что мы, к сожалению, не сможем - даже только из-за этого -      
поддержать эту законодательную инициативу.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Должен сказать, что Комитетом по природным ресурсам, собственности и            
земельным отношениям поправки, которые были представлены комитетом,             
возглавляемым Галиной Петровной, рассмотрел очень доброжелательно. Может        
быть, представитель их комитета, который присутствовал на заседании нашего      
комитета, не совсем точно представил, как проходило обсуждение, но ещё раз      
повторяю: поправки были рассмотрены очень доброжелательно.                      
                                                                                
Теперь по сути. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, потому   
что считает, что его принятие позволит привести регулирование деятельности      
единого института развития в жилищной сфере в соответствие с реально            
выполняемыми им функциями и задачами, которые возложены на него                 
Правительством Российской Федерации в рамках реализации национального проекта   
"Жильё и городская среда".                                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает проголосовать за данный законопроект.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 нашего порядка работы.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в третьем чтении.                                      

Заседание № 256

19.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 759565-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий единого института развития в жилищной сфере и механизмов их реализации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5282 по 5358 из 6749
Возвращаемся к 16-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении            
изменений в Федеральный закон "О содействии развитию и повышению                
эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Николай Петрович.                                                   
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это законопроект, который    
уточняет вопросы работы и полномочий единого института развития в жилищной      
сфере "ДОМ.РФ". Мы учли те замечания, которые поступили при рассмотрении в      
первом чтении. Всего поступило к законопроекту девять поправок, три из          
которых рекомендуются к принятию, шесть - к отклонению. Просим поддержать       
решение комитета и проголосовать за таблицы поправок.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против           26 чел.5,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, просьба поставить его в     
повестку на 20 ноября.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут возражения? Нет. Принимается.                       

Заседание № 238

24.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 759565-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий единого института развития в жилищной сфере и механизмов их реализации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2210 по 2694 из 5139
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной    
сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".              
Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра        
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Никита Евгеньевич Стасишин.     
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в       
Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления   
в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты...".   
                                                                                
Все подготовленные изменения направлены на повышение эффективности              
вовлечения, использования, предоставления земельных участков под жилищное       
строительство, на оптимизацию деятельности единого института развития в         
жилищной сфере и на повышение финансовой устойчивости акционерного общества     
"ДОМ.РФ". Коротко о том, какие важные мероприятия прописаны в законопроекте.    
                                                                                
Раньше земельные участки из федеральной собственности предоставлялись           
субъектам Российской Федерации сроком на один год, с тем чтобы субъекты могли   
распорядиться этими участками, но, как показала практика, года регионам не      
хватает. И мы подготовили изменения, в соответствии с которыми регионам         
даётся право использовать земельные участки в течение трёх лет.                 
                                                                                
Дальше. В целях усиления контроля за использованием федеральных земельных       
участков и оперативного выявления их неэффективного использования               
максимальный срок ответа Росимущества в наш единый институт развития составит   
45 дней.                                                                        
                                                                                
Для повышения капитализации вовлекаемых земельных участков мы предлагаем        
нашему единому институту развития осуществлять агентские полномочия и           
производить текущий ремонт, реконструкцию и капитальный ремонт тех объектов,    
которые находятся на соответствующих земельных участках, чтобы на более         
выгодных условиях, по большей цене продавать эти земельные участки.             
                                                                                
В связи с изменением отраслевого законодательства уточняются требования к       
участникам аукционов "ДОМ.РФ". Также предлагаемыми законопроектом поправками    
обеспечивается регулирование деятельности "ДОМ.РФ" в соответствии с реальными   
функциями и задачами, в том числе в соответствии со всеми поручениями.          
                                                                                
И ещё одна очень важная вещь: мы повышаем финансовую устойчивость "ДОМ.РФ" и    
предлагаем ввести законодательную обязанность единого института развития        
соблюдать нормативы финансовой устойчивости, то есть впервые банковские         
нормативы финансовой устойчивости будут применяться не к банку.                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Николая Петровича Николаева.                                           
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обычно, когда мы говорим о   
"ДОМ.РФ", речь идёт о проблемах обманутых дольщиков, о достройке проблемных     
объектов. При этом мы часто забываем, что "ДОМ.РФ" - это очень серьёзная        
организация, которая обязана заниматься не только достройкой объектов и         
решением соответствующих проблем, но и развитием - развитием жилищного          
строительства, развитием городов, при этом она должна быть эффективной. Вот     
очень многие положения, которые есть в данном законопроекте, как раз нацелены   
на повышение эффективности исполнения этих функций "ДОМ.РФ", а именно:          
развития жилищного строительства, развития городов, участия в реализации        
национального проекта "Жильё и городская среда".                                
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на несколько позиций, мы отметили их на заседании   
комитета. Прежде всего, это положения, которые обязывают "ДОМ.РФ" в конце       
концов раскрывать консолидированную финансовую отчётность единого института     
развития. Я думаю, вы помните, что в "ДОМ.РФ" входит не только само             
акционерное общество, но и публично-правовая компания, и какие-то другие        
организации, которые созданы для реализации этой функции. Так вот, теперь       
финансовая отчётность будет полностью открыта.                                  
                                                                                
Я хочу обратить ваше внимание на несколько замечаний, которые прозвучали: это   
вопросы по процедуре проведения торгов, это вопросы по реализации норм о        
передаче земли на региональный уровень. Однако все эти замечания могут быть     
учтены ко второму чтению.                                                       
                                                                                
В целом комитет считает, что законопроект большой, охватывает много вопросов,   
направлен на повышение эффективности этого единого института, и его, конечно    
же, необходимо как можно быстрее принять, с тем чтобы "ДОМ.РФ" эффективно       
исполнял свою роль в реализации национального проекта "Жильё и городская        
среда". Комитет просит вас поддержать данный законопроект.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня к Никите Евгеньевичу Стасишину вопрос.                                   
                                                                                
Уважаемый Никита Евгеньевич, скажите, пожалуйста, каким образом предлагаемые    
изменения, которые сегодня вносятся, помогут выполнить поручение, которое       
дано президентом и которое гласит: "...в целях улучшения жилищных условий       
населения и увеличения... объёма строительства жилья в рамках национального     
проекта "Жильё и городская среда" обеспечить: разработку дополнительных         
механизмов обеспечения жильём граждан, имеющих невысокий уровень доходов, на    
условиях его сохранения в публичной собственности"? Вот есть конкретное         
поручение президента - каким образом предложения, которые вы сейчас вносите,    
будут способствовать выполнению поручения президента?                           
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Большое спасибо за вопрос. Этим законопроектом мы не вносим ни   
одного предложения, которое напрямую способствовало бы решению той задачи,      
которую поставил президент. Это отдельная большая работа, которая ведётся с     
регионами, и она заключается в формировании очереди как раз из категории        
граждан, которые не являются малоимущими, но на рыночных условиях не могут      
купить необходимую по площади квартиру. Сегодня, к сожалению, из 85 регионов    
только в 17 регионах сформирована очередь из такой категории граждан, но        
проблема заключается в том, что нет муниципальных земельных участков, которые   
было бы интересно вовлекать в оборот, и нет финансирования для обеспечения      
этих земельных участков инфраструктурой. Мы договорились на заседании           
профильного комитета... вернее, не профильного, а комитета Галины Петровны      
Хованской, что соберёмся дополнительно и вместе проработаем именно этот         
вопрос. Потому что инвесторам сегодня строить неинтересно, нет длинных          
дешёвых денег, чтобы можно было покрывать расходы, а в бюджете нет денег,       
чтобы субсидировать арендную ставку для такой категории граждан.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Никита Евгеньевич, ну, бесспорно, инициативу мы поддержим, тем не менее у       
меня вопрос по "ДОМ.РФ", где единственным акционером является институт          
развития, у которого главная цель - это повышение доступности жилья. Вот        
недавно прошла информация, что "ДОМ.РФ" профинансирует строительство первого    
небоскрёба в Приморье на сумму порядка 3 миллиардов рублей, - скажите,          
пожалуйста, изложите вашу точку зрения, как вы считаете, есть ли смысл          
вкладывать миллиарды рублей в строительство элитного жилья, дорогого жилья,     
или всё-таки эти деньги лучше направлять на строительство более доступного,     
экономичного жилья?                                                             
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Большое спасибо за вопрос. Я очень коротко. Те денежные          
средства, которые "ДОМ.РФ" вкладывает, ну, не в строительство небоскрёбов, а    
в строительство институциональных арендных домов в Москве... Такое жильё        
сдаётся на рынке, и цена квадратного метра там - мы можем вам отдельно          
показать - не превышает средней цены по Москве, иногда цена даже и меньше с     
учётом того, какое количество метров продаётся. Ходит очень много               
неоднозначных слухов о том, что "ДОМ.РФ" вкладывает куда-то миллиарды и не      
развивает жилищное строительство, не является институтом развития, - это        
неправда. Мы можем каждому из вас представить отчёты по затратам, вплоть до     
рубля, которые осуществляет "ДОМ.РФ" на развитие жилищного строительства,       
институциональной аренды, ипотеки, на развитие новых механизмов                 
предоставления земельных участков.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос тоже к Никите Евгеньевичу.                                        
                                                                                
Когда мы рассматриваем законопроекты уже во втором чтении, то очень часто, и    
это совершенно справедливо, парламент рассматривает их чуть более широко.       
Дольщики, которые находятся в отчаянном положении, конечно, с интересом         
отнеслись к созданию корпорации, но возникает вопрос по тем объектам, которые   
сегодня не охватываются действием законопроекта, - я имею в виду дома, чьи      
застройщики уже прошли фазы банкротства и ликвидации, и, как я понимаю,         
ресурсы "ДОМ.РФ" на такие объекты не могут быть распространены. Хотелось бы     
уточнить, насколько министерство изучает эту ситуацию, сколько таких объектов   
и какие предусматриваются меры?                                                 
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, что под руководством       
Николая Петровича и благодаря всем вам в весеннюю сессию были приняты           
достаточно серьёзные поправки в закон о долевом строительстве. Сегодня единый   
реестр всех проблемных объектов (по трём основным критериям) - вне              
зависимости от того, прошла процедура банкротства либо не прошла процедура      
банкротства, - находится в свободном доступе в единой информационной системе.   
Мы сегодня знаем о каждом доме, и под каждый дом регион формирует некие планы   
по достройке. В эту сессию в бюджете будет заложено 16 миллиардов рублей на     
начало достройки проблемных объектов, и это практически для 35 регионов нашей   
страны. Здесь мы больше не делим на эти вещи, связанные с банкротством, но      
важно понимать одно: регион должен создать фонд, чтобы через этот фонд по       
образу и подобию компенсационного фонда долевого строительства были достроены   
проблемные объекты, и сделать заявку в правительство по конкретному дому -      
либо о достройке этого дома, либо о компенсации в случае нецелесообразности     
достройки этого дома с учётом софинансирования по линии бюджетной               
обеспеченности региона.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.                            
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Я хочу добавить, вы же спрашивали по поводу тех домов, в         
отношении которых уже пройдена процедура банкротства, и там чаще всего          
созданы в том числе ТСЖ... извините, ЖСК. Так вот, у нас есть поправка, и мы    
это приняли уже, что такие ЖСК имеют право получать помощь от                   
публично-правовой компании "ДОМ.РФ" на достройку этого дома. Вот сейчас мы      
все вместе изучаем внимательно другие механизмы, как можно им помочь, но        
такая норма есть, и уже сейчас такая работа ведётся.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
К Никите Евгеньевичу у меня вопрос.                                             
                                                                                
А как будут решаться вопросы ремонта жилых домов, находящихся в плохом          
состоянии, которые передали гражданам? Сегодня там живут в основном             
пенсионеры, и вся инфраструктура пришла в негодность.                           
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Спасибо за вопрос. Этим законом это решаться никак не будет,     
для этого есть муниципальные образования и управляющие компании, которые        
отвечают за тот жилой фонд, который передаётся. В федеральных программах нет    
мероприятий, направленных именно на реализацию таких вещей. Изначально нельзя   
передавать в плохом состоянии, и тогда не будет проблем. Но этим                
законопроектом это никак не решается, единый институт развития не занимается    
вопросами текущего содержания, текущего ремонта и эксплуатации зданий.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Никита Евгеньевич, ну, институт развития может не заниматься, но      
министерство-то должно заниматься! Скажите, пожалуйста, вам министр что, не     
передавал, что у нас профицит бюджета? Вы, пожалуйста, никогда не ссылайтесь    
на то, что в бюджете отсутствуют деньги, - это значит, что ваше министерство    
вместе с "ДОМ.РФ" просто не сделало соответствующих заявок. А что вы            
предлагаете другим 50 регионам делать? Вот вы всё время апеллируете к тому,     
что 35 регионов создали, значит, они имеют право, - а 50 регионов не создали,   
поэтому вроде как люди виноваты в этом?! У нас же чиновников в три раза         
больше, чем было в советское время! Может, всё-таки в законе давайте            
прописывать институты и инструменты ответственности, а то, получается,          
очередную структуру создали, теперь мы открытые, закрытые, а проблема не        
решается! Вот как 50 регионов, в которых фонды не созданы, будут решать свои    
проблемы в этой сфере?                                                          
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Значит, отвечу. У нас в 77 регионах из 85 есть проблемные        
объекты и пострадавшие граждане, 35 регионов - это первые регионы, которые      
готовы сегодня работать с конкретными объектами, у которых подсчитаны расходы   
на достройку объектов. Всем остальным регионам никто не мешает заявляться на    
достройку объектов, абсолютно никто не мешает!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
не будет поддерживать этот законопроект. У нас есть определённые претензии      
как вообще к формированию этого института развития, так и к целям и задачам,    
которые перед ним стоят, а также по фактическому исполнению этим институтом     
своих функций. Вот у нас Галина Петровна более подробно остановится на этих     
вопросах, я только хочу изложить позицию фракции по поводу того, чем же         
должны заниматься министерство профильное в целом, ну и институт развития в     
частности.                                                                      
                                                                                
Главные проблемы, которые сегодня стоят перед институтом развития, - это, на    
наш взгляд (как мы их видим и как их видит президент, потому что есть           
поручение президента), прежде всего решение жилищных проблем граждан. Первая    
категория граждан - граждане, которые попали в трудную ситуацию, взяв           
ипотечные кредиты, не смогли рассчитаться, и, насколько мы понимаем, именно     
этот институт развития и должен заниматься решением проблем этих граждан.       
Вторая категория граждан - это дольщики, которые до сих пор не могут получить   
квартиры, и точно так же решение этой проблемы возлагается на этот институт     
развития, на "ДОМ.РФ", который обязан помогать регионам решать эту проблему.    
В регионах, как вы знаете, нет других инструментов дополнительного              
финансирования долгостроев, застройщики которых не смогли правильно выстроить   
финансовую модель, кроме как предоставление земельных участков, но не у всех    
регионов есть эти земельные участки, и именно поэтому "ДОМ.РФ" подключается к   
этой программе - и не только предоставлением земельных участков, но и           
финансированием, и именно для этого и были переданы деньги "ДОМ.РФ". Но, судя   
по тому, какие изменения предлагаются в закон, - я вот взял этот закон, от 13   
июля 2015 года № 225-ФЗ, - можно сказать, что они носят больше, наверное,       
косметический характер, никоим образом не продвигают нас в решении              
поставленных государством задач. Нам хотелось бы видеть немножко другие         
изменения.                                                                      
                                                                                
Кроме того, хотелось бы сказать о практике использования этих денег. Сейчас     
абсолютно очевидно, что "ДОМ.РФ" активно пытается расширить своё присутствие    
на рынке арендного жилья, причём элитного и бизнес-класса, но... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время.                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. ...но ни в коей мере не проявляет активности в развитии           
строительства жилья для малообеспеченных граждан, а именно на эту проблему      
обращает внимание президент в своём поручении, и нам хотелось бы видеть         
подвижки именно в этом направлении.                                             
                                                                                
Кроме того, комитет два года назад уже давал поручение по этой теме, было       
заключение Счётной палаты по проверке "ДОМ.РФ", были высказаны замечания, и     
уже тогда, два года назад, комитет обращал внимание, чтобы "ДОМ.РФ"             
сосредоточился на строительстве жилья для малообеспеченных, а не элитного и     
дорогого жилья. К сожалению, пока мы не увидели изменений этой тенденции и не   
услышали об этом при презентации этого законопроекта - надеемся, что вы,        
может быть, в заключительном слове скажете, как вы планируете в этом            
направлении двигаться.                                                          
                                                                                
Наша фракция в первом чтении голосовать за этот законопроект не будет.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Якубовский Александр Владимирович.                        
                                                                                
ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Совершенствование            
регулирования деятельности "ДОМ.РФ" как единого института развития в жилищной   
сфере необходимо в том числе для успешного достижения целевых показателей       
национального проекта "Жильё и городская среда", а они более чем амбициозны.    
Так, например, объём жилищного строительства должен достигнуть 120 миллионов    
квадратных метров к 2024 году, а площадь земельных участков, вовлечённых в      
оборот для целей жилищного строительства, должна превысить 50 тысяч гектаров.   
                                                                                
Одно из важных направлений, которое необходимо развивать и которое способно     
стать одним из драйверов отрасли, - это строительство арендного жилья,          
комфортного и современного жилья, которое наши сограждане смогут абсолютно      
легально и без лишних проволочек снять для себя на необходимый срок. В          
настоящий момент рынок арендного жилья абсолютно недооценён в нашей стране, и   
такого жилья строится недопустимо мало. Между тем, по некоторым данным,         
порядка 7 миллионов человек нуждается в таком жилье: это молодые семьи,         
работники социальной сферы, представители правоохранительных органов. Именно    
поэтому включение в состав целей и задач "ДОМ.РФ" такой задачи, как             
содействие развитию рынка аренды помещений, предназначенных для проживания      
граждан, является абсолютно правильным и своевременным решением.                
                                                                                
Также данным законопроектом для повышения эффективности и оперативности         
управления имуществом предлагается наделить данный единый институт правом       
передавать земельные участки в безвозмездное пользование своим дочерним         
организациям, но - и это важно - сразу отмечу, что дочерние организации ни на   
каких условиях не смогут передавать эти участки третьим лицам. Предлагается     
дать АО "ДОМ.РФ" возможность внесения федерального имущества в качестве         
вклада в имущество единого института развития без увеличения его уставного      
капитала.                                                                       
                                                                                
Отдельно считаю необходимым отметить нужную и важную норму предлагаемого        
законопроекта - это изменение срока, в течение которого регион должен           
распорядиться полученным земельным участком и передать права на распоряжение    
им из своей собственности. Раньше этот срок составлял один год, и зачастую в    
спешке участок передавали по принципу "лишь бы передать", что в дальнейшем      
приводило к отсутствию единой концепции развития комфортной городской среды.    
Важно и то, что проведение торгов земельными участками в электронном виде       
теперь обеспечит открытость и прозрачность данных процедур.                     
                                                                                
Остановлюсь ещё на одном важном моменте - на вопросе контроля за                
эффективностью деятельности данного единого института развития в жилищной       
сфере. На мой взгляд, те меры, которые предлагаются в данном законопроекте в    
целях усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью этого          
института, безусловно, обеспечат прозрачность именно финансовой деятельности,   
позволят сделать так, чтобы параметры финансовой устойчивости "ДОМ.РФ" были     
на высоком уровне, однако вряд ли обеспечат контроль именно за эффективностью   
деятельности данного важнейшего института.                                      
                                                                                
Законопроект, конечно, важный и нужный, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",        
безусловно, поддержит его.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хованская Галина Петровна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Начнём с истории вопроса, уважаемые коллеги. Указ № 600 был принят после        
трёх, так сказать, заходов, попыток реализовать раздел в Жилищном кодексе о     
наёмных домах, которые неправильно называются арендными, и о наёмном жилье      
для лиц с невысоким уровнем дохода. Какая была в этом необходимость?            
Необходимость была обусловлена тем, чтобы из многомиллионной очереди, в         
которой выросло новое поколение, могли уйти граждане, которые могут             
оплачивать, вносить плату за пользование по себестоимости. И никаких            
субсидирований не предполагалось, когда мы разрабатывали этот проект закона.    
                                                                                
Законодательная база есть, нормативные документы во всех субъектах приняты,     
но не все субъекты обладают возможностями по оказанию помощи в создании         
инфраструктуры, помощи застройщику; кроме того, мы с вами сами не решили        
проблему освобождения от налога тех застройщиков, которые занимаются этим       
благородным делом. По оценкам, которые делались, из очередников, людей,         
нуждающихся в улучшении жилищных условий, 26 процентов готовы уйти на эту       
форму улучшения жилищных условий, - вдумайтесь: 26 с лишним процентов! - и      
тогда меньше обязательств оставалось бы на уровне предоставления жилья по       
договору социального найма, а не найма.                                         
                                                                                
Дальше. У нас совершенно искажённая структура жилищного фонда: более 90         
процентов жилищного фонда находится в собственности граждан, и мы породили      
класс нищих собственников. Вот эта диспропорция сейчас выходит на первый        
план, потому что люди понимают, что собственность - это налог, исчисляемый от   
кадастровой стоимости, которая близка к рыночной, что собственность - это       
плата за капитальный ремонт, что собственность - это необходимость жильё        
страховать. То есть это дополнительные расходы, которые человек со средним      
уровнем дохода не потянет.                                                      
                                                                                
И все говорят: ну и где ваши наёмные дома? Да, они появились, да, 17 примеров   
мы можем привести, но мы с вами ничего не сделали, в том числе и вот эта        
структура, о которой сегодня идёт речь, чтобы продвинуть те меры, которые       
обязано принять государство, чтобы стимулировать строительство наёмных домов.   
Помимо этого, к великому сожалению, мы наблюдаем с 2017 года приобретение       
жилья за счёт кредитной линии Внешэкономбанка, - это из отчёта Счётной палаты   
за 2017 год - когда приобретали в Кутузовском, ЖК... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас же было выступление от фракции.                     
                                                                                
Минуту добавьте.                                                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. У нас было очень жёсткое обсуждение на заседании комитета, и    
мы считаем, что вот эта структура, которая называется пышно единым институтом   
развития в жилищной сфере, не соответствует своему названию и не выполняет те   
функции, на выполнение которых рассчитывали мы и рассчитывал Президент          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Нет.                                  
                                                                                
Докладчик, пожалуйста. Заключительное слово.                                    
                                                                                
СТАСИШИН Н. Е. Большое спасибо.                                                 
                                                                                
Галина Петровна, мы с вами договаривались, как мы будем дальше двигаться. Я     
единственное только отметил бы: за 2018 год объём дивидендов, которые единый    
институт развития выплатил в казну, составляет 20 миллиардов рублей. Это к      
вопросу о том, что он работает неэффективно, - он работает очень эффективно.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, пожалуйста.                                  
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, ну, на самом деле и Галина Петровна, и все    
выступавшие, и все задававшие вопросы поднимали очень важные проблемы, и мы с   
каждой из этих проблем постоянно сталкиваемся, когда общаемся с избирателями.   
                                                                                
Галина Петровна сейчас говорила и о социальном найме, и о предоставлении        
жилья необеспеченным семьям, и это одна из тех задач, которые стоят перед       
"ДОМ.РФ", - ещё есть задачи и по дольщикам, и по развитию аренды, и по          
благоустройству, и много других. Поэтому есть предложение, касающееся того,     
как реализуются наши законы, которые составили реформу долевого                 
строительства, и мы обратились в Совет Государственной Думы от лица комитета    
с предложением 13 ноября провести соответствующие парламентские слушания.       
Дело в том, что в октябре будут полностью подведены итоги прохождения этой      
реформы, которая началась с 1 июля, и в ноябре мы сможем заслушать, как эта     
реформа реализовывалась.                                                        
                                                                                
Судя по этому обсуждению, я понимаю, что у нас есть достаточно много версий,    
чем же занимается "ДОМ.РФ". И я предлагаю, Никита Евгеньевич, давайте мы        
определим дату и проведём такую презентацию, слушания по вопросу: что же        
действительно делает "ДОМ.РФ", как реализует те поручения, которые у него       
есть, которые давал президент, как участвует в реализации национального         
проекта.                                                                        
                                                                                
В целом мы считаем, что данный законопроект вносит достаточно много точечных    
изменений, которые помогут "ДОМ.РФ" реализовывать свои функции, поэтому         
просим вас поддержать данный законопроект.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления   
в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты        
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.