Заседание № 256
О проекте федерального закона № 758497-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения порядка получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения порядка получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я уверен, что многие из вас получали многочисленные обращения от граждан Украины, которые, приняв решение переехать в Россию, получить вид на жительство или гражданство, столкнулись, в общем-то, с непреодолимой для себя проблемой. Для того чтобы получить указанные документы, по российскому законодательству требуется, естественно, отказаться от гражданства иного государства и подтвердить это необходимыми документами, составленными в соответствии с законодательством Украины. Я вам перечислю, что нужно проделать гражданину, который, допустим, бежал из Донецка или из Луганска, оказался в России и принял такое решение. Он должен написать по форме заявление (это я и предлагаю сохранить), уплатить консульский сбор в размере 14 тысяч 500 рублей (для справки: при любом исходе этот сбор не возвращается), а самое главное - предоставить соответствующий указ Президента Украины о выходе из гражданства Украины. Для этого необходимо пройти процедуру рассмотрения документов компетентными органами Украины (что это такое, вообще неведомо), в случае положительного решения этих компетентных органов готовится указ, который потом направляется на подпись президенту; этот указ может приниматься, а может не приниматься без всякого объяснения причин, и таких случаев огромное количество. Речь идёт фактически о сохранившемся крепостном праве, сегодня президент Украины вот такой барин: хочу - отпущу гражданина в другую страну, хочу - будет вечно крепостным! Уважаемые коллеги, ну это действительно невозможно! Посмотрите, какое огромное количество людей по разным причинам сбежало из Украины, их действительно не любят сегодня украинские власти, и вот таким образом они действительно разрушают им жизнь, разрушают семьи, у людей нет возможности жить здесь вечно на птичьих правах, но по этой причине у них нет возможности получить гражданство Российской Федерации. Вместе со своими коллегами я предлагаю в этом законопроекте ограничиться предоставлением в наши органы только копии заявления по форме и оплатой консульского сбора. Вот два документа направил гражданин Украины в соответствующие компетентные органы: копию заявления об отказе от гражданства и документ об оплате пошлины - и всё, уведомительный характер, этого, я считаю, должно быть достаточно для того, чтобы принимать в гражданство Российской Федерации. Я не буду приводить какие-то примеры из истории, поверьте и согласитесь, это было не так давно, несколько лет назад мы совсем иначе подходили к приёму в гражданство Российской Федерации граждан из других стран, республик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом от комитета выступит Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Справедливости ради надо сказать, что не только на Украине затруднительно или даже невозможно отказаться от гражданства, в частности, невозможно отказаться от гражданства Израиля, а если взять страны СНГ - Армении, но это так, к слову. При этом мы не говорим, что там некое подобие крепостного права, это, конечно, явный перебор. Что же касается предложения наших коллег, то мы понимаем их озабоченность ситуацией, тем, что происходит на Украине, однако совершенно очевидно, что таким образом проблемы тех граждан Украины, которые приезжают в нашу страну, не решаются, - они решаются совершенно иным образом. Согласно данным, которые представил комитет, принято двадцать девять нормативных правовых актов - не только законов (мы, кстати, принимали такие изменения в закон), но и подзаконных актов, - которые так или иначе решают вопросы устройства беженцев, вынужденных переселенцев с Украины, тех граждан, которые хотят участвовать в программе содействия переселению соотечественников в Российскую Федерацию, и прочее, прочее, прочее. На наш взгляд, те проблемы, которые обозначаются авторами законопроекта, и те меры, которые предлагаются по внесению изменений в законы, в общем-то, несколько не соотносятся друг с другом. Проблема, наверное, есть, но этим законопроектом она не решается абсолютно, тем более что даже написанное заявление об отказе от гражданства не лишает гражданства автоматически. Ну и не будем забывать, уважаемые коллеги, что, по большому счёту, если абсолютизировать эти предложения (конечно, об этом речи не идёт в законопроекте), неограниченный приём в российское гражданство граждан Украины, на мой взгляд, тоже чрезмерен, потому что граждане Украины, как и граждане любого государства, разные, и, надеюсь, никто не будет оспаривать то, что далеко не всех граждан Украины мы хотели бы не то что принять в гражданство Российской Федерации, а даже видеть на нашей территории. Понимая озабоченность наших коллег этой проблемой, мы всё же предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Есть. Тогда проведём запись. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, к Олегу Анатольевичу Нилову вопрос, но, может, и коллега Вяткин ответит. Вот у нас в статье 15 Конституции записано, что международные договоры и соглашения России имеют преимущество, верховенство над нашими внутренними законами, то есть в первую очередь выполняются они, а потом уже наши законы. Конечно, это очень вредная статья, очень вредная запись, и, конечно, эту запись в статье 15 надо убирать, но пока она существует. По сути, я поддерживаю принятие данного закона, но кто-то из вас скажет, соответствует ли он нашим договорам? Наверняка есть договоры с Украиной, соглашения, есть договоры более крупного международного масштаба - так вот в случае принятия этот закон будет действовать или будет, так сказать, блокироваться какими-то нашими международными договорами и соглашениями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич? Дмитрий Фёдорович, сможете ответить на этот вопрос? Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, с точки зрения той иерархии правовых актов, которая установлена статьёй 15, я думаю, данный законопроект, в общем-то, не содержит какого-либо противоречия. Другое дело, что вопросы двойного гражданства действительно решаются на основании двусторонних международных договоров, это так. В Российской Федерации до недавнего времени действовали два таких договора, сейчас остался один - с одной из республик Средней Азии, входящей в СНГ, но, собственно говоря, это не имеет отношения к данному законопроекту. Статья 15 статьёй 15, а данный законопроект несколько из другой области, я бы так сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г. У меня тоже вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, расскажите, пожалуйста, как же решался вопрос о переходе в российское гражданство граждан Украины, проживающих в Крыму, или, предположим, граждан Молдавии, проживающих в Приднестровье, если не было документов государства о том, что они это государство покинули, и как решается вопрос с политическими иммигрантами, с теми, кого мы называем беженцами по политическим мотивам. Если можно, поподробнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Елена Григорьевна, вопрос, касающийся жителей Крыма и Севастополя, которые, используя своё право на волеизъявление, выразили желание присоединиться к Российской Федерации, решался, как мы все прекрасно помним, на основании специального федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, именно там прописаны вопросы приобретения гражданства жителями Крыма и Севастополя. Это, повторяю, отдельный законодательный акт. Что касается Приднестровья, то никакого особого, специального закона не принимали, равно как и по двум другим признанным Российской Федерацией республикам - по Абхазии и Южной Осетии, жители которых, многие, имеют в том числе российское гражданство. Этот вопрос не решался на законодательном уровне специально, там действовали несколько иные механизмы. Что же касается тех, кто бежит от политических репрессий с Украины в Россию, то применяется закон, который регулирует вопросы оказания содействия и помощи беженцам и вынужденным переселенцам, и там всё достаточно детально прописано. Этот закон действительно применяется: мы приняли несколько сотен тысяч беженцев, именно беженцев, с востока Украины, и ещё больше - порядка нескольких миллионов - жителей, граждан Украины находятся в настоящий момент на территории Российской Федерации, то есть из находящихся здесь граждан Украины далеко не все беженцы, подавляющее большинство, конечно, здесь работает, приехало сюда на заработки, причём не только из восточных областей Украины, но и из центральных, из западных областей Украины. Точно так же к нам бегут от призыва в украинскую армию, бегут от войны, от голода, от разрухи, от безработицы. В отношении всех их действуют различные законодательные акты: кто-то приехал поработать - для них один порядок, кто-то приехал по программе содействия переселению соотечественников - для них другой порядок, кто-то приехал как беженец, написал заявление, а кто-то просто приехал к родственникам, чтобы немножко, так сказать, переждать и вернуться обратно, никак не обозначая своего статуса. Естественно, далеко не все претендуют на российское гражданство, а в отношении тех, кто претендует, применяется различный порядок в зависимости от каждого конкретного случая, от категории гражданина. Вот, собственно, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения порядка получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 26 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 758497-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения порядка получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим 84-й и 85-й вопросы перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Михаил Васильевич Емельянов предложил вопросы 84 и 85 снять сегодня с рассмотрения, перенести. Нет возражений? Нет.