Заседание № 253
26.11.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 758157-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации дополнительных мер поддержки жилищного строительства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5379 по 5587 из 6416
32-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации замминистра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Михайлович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный во исполнение поручений Президента Российской Федерации в части выведения акций единого института развития в жилищной сфере акционерного общества "ДОМ.РФ" на фондовый рынок. Президент дал нам по этому поводу ряд поручений, как специфически связанных с выведением конкретно данного общества на фондовый рынок, так и по развитию фондового рынка, в рамках чего у нас утверждена "дорожная карта", по которой мы должны вывести на фондовый рынок до 2030 года на 1 триллион рублей акций компаний с государственным участием. Соответственно, это наш первый опыт. ДОМ.РФ является одним из самых успешных обществ с государственным участием, неизменно показывает хорошие результаты, выплачивает высокие дивиденды, таким образом, будет являться привлекательным активом для покупки российскими инвесторами. В первую очередь, конечно, мы исходим из того, что это будут российские граждане, покупающие напрямую либо через институты финансового рынка. Мы, в частности, предлагаем в данном законопроекте также ряд ограничений, которые будут связаны с тем, что появление частных инвесторов в данной организации не помешает ему исполнять его роль института развития в жилищной сфере. Законопроектом прямо предусматривается введение целого ряда полномочий - в случае принятия закона они будут зафиксированы, - связанных с тем, что доля Российской Федерации будет не менее 50 процентов плюс одна акция, что такие мероприятия, как содействие в реализации мер господдержки в социальной и жилищных сферах, содействие в реализации проектов, связанных с положительным воздействием на окружающую среду и так далее... Там около дюжины такого рода специальных положений, которые будут предписывать ДОМ.РФ тем не менее их все реализовывать, несмотря на появление, как я уже сказал, у него частных инвесторов. В целом мы считаем, что принятие данного законопроекта позволит прежде всего исполнить поручение президента по выведению компаний с госучастием на финансовый рынок, собственно, это поручение президента по выведению АО "ДОМ.РФ" на финансовый рынок, и, кроме того, привлечь капитал, который поможет единому институту развития в жилищной сфере продолжать свою успешную деятельность на фоне развития в данном направлении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прежде чем предоставить слово содокладчику, я хотел бы предупредить, что мы будем рассматривать ещё законопроекты под пунктами 33 и 34 и три постановления. Если не возражаете, мы оперативно займёмся этим. Пожалуйста, содокладчик, заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Владимирович Колунов. КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Михайлович, уважемые коллеги! Законопроект подготовлен правительством и направлен на обеспечение возможности привлечения дополнительных внебюджетных средств, направленных в жилищную и строительную сферы, а также на увеличение вклада акционерного общества "ДОМ.РФ", достижение национальных целей развития в условиях современных реалий. Законодательно предлагается закрепить уже фактически реализуемые функции и задачи в части содействия привлечению внебюджетного финансирования в развитие жилищного строительства, а также в создание объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, иных инфраструктур, удовлетворяющих социально-бытовые потребности населения. Принятие закона создаст условия для проведения первичного публичного размещения акций акционерного общества "ДОМ.РФ", в принципе Алексей Владимирович уже об этом сказал. За государством сохраняется владение контролирующей долей акций единого института развития в жилищной сфере в размере не менее 50 процентов плюс одна акция. Что важно, реализация закона приведёт к увеличению размера доходов федерального бюджета, в том числе Фонда национального благосостояния. Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы будут? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вопрос авторам законопроекта. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в результате IPO, по сути дела частичной приватизации, ДОМ.РФ может получиться, что блокирующий пакет акций достанется негосударственному собственнику, и, таким образом, частная структура, по сути дела, станет влиять на государственную корпорацию, в том числе блокированием её, может быть, полезной деятельности? Это первое. И второе. Функции, полномочия по организационному, информационному и прочему обеспечению и предоставлению мер господдержки вплоть до аналитической поддержки, которыми наделяется ДОМ.РФ, - это же государственные функции, как я понимаю. Правильно ли я понимаю, что мы наряду с частичной приватизацией ДОМ.РФ передаём ему функции государственного управления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать? МОИСЕЕВ А. В. Позвольте, я отвечу. Уважаемый Михаил Геннадьевич, да, действительно, продажа любого количества акций приводит к появлению частных акционеров. Продажа контрольного пакета данным законопроектом прямо запрещена. Что касается блокирующего пакета, это возможно, но в настоящий момент у правительства таких планов нет, предполагается продажа от 1 до 5 процентов капитала общества в зависимости от того, какой будет рыночный спрос. Что касается второго вопроса, сейчас ДОМ.РФ фактически эту функцию осуществляет, он осуществляет её на основании решения правительства, эта функция просто переносится в закон, для того чтобы все, инвесторы в том числе, понимали, когда будут покупать акции ДОМ.РФ (в случае поддержки законопроекта), что это одна из функций, которая закреплена законом и которую общество будет исполнять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Скажите, пожалуйста, у кого может возникнуть интерес, я имею в виду коммерческие структуры, к такого рода акциям? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемая Галина Петровна, мы ожидаем, что интерес к этим акциям будут проявлять в первую очередь инвесторы - физические лица. Не предполагается, что это будет продажа стратегическому инвестору, предполагается продажа максимально широкому кругу физических лиц, собственно, как нам поручение президента и предписывает, для создания максимально широкой основы для развития фондового рынка в Российской Федерации. То есть - отчасти отвечаю на предыдущий вопрос - какой-то отдельный инвестор не предполагается, будем продавать инвесторам, которые сейчас работают через созданные институты, такие как индивидуальные инвестиционные счета, программа долгосрочных сбережений и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, какую сумму министерство планирует привлечь в ходе IPO ДОМ.РФ и на какие приоритетные направления планируется потратить данные денежные средства? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. На первом этапе предполагается привлечь до 15 миллиардов рублей с учётом ёмкости российского фондового рынка. Понятно, что это не предел, и в случае успеха первоначального публичного размещения процесс будет продлеваться. Надеемся, что капитализация общества будет расти, поэтому дальнейшие привлечения будут... мы будем продавать акции дороже. Что касается возможных направлений, их, по большому счёту, два. Первое - нам всё-таки надо вернуть в Фонд национального благосостояния инвестиции, которые сейчас вложены в данное общество. И второе - направить деньги на развитие общества, финансирование приоритетных направлений, таких как проектное финансирование жилищного строительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Анатольевич, вы ошиблись или у вас вопрос? Включите микрофон Топилину Максиму Анатольевичу. ТОПИЛИН М. А. Александр Михайлович, я по ведению, не по этому законопроекту - можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Юлия Васильевна Оглоблина? Тоже по ведению? Понял. Тогда, Максим Анатольевич, пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Михайлович, у меня просьба. Комитет просит законопроект под пунктом 34 - вы его не назвали среди законопроектов первого чтения - сегодня рассмотреть: он достаточно срочный, направлен на борьбу с контрабандой никотинсодержащей продукции, а докладчик, Айдар Метшин, завтра просто не сможет присутствовать. Просьба рассмотреть законопроект сегодня. Мы обязуемся доложить оперативно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Анатольевич, да, этот законопроект прозвучал, был в списке, так что мы рассмотрим. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 37-й? Мы все проекты постановлений тоже рассмотрим. Будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 51 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Законопроект принят.