Заседание № 231
24.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 757701-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4072 по 4586 из 8394
21-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республики по "восточному" маршруту". Докладывает Юрий Петрович Сентюрин, статс-секретарь - заместитель министра энергетики. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляю вашему вниманию проект федерального закона о ратификации Соглашения между правительствами Китая и Российской Федерации о сотрудничестве в сфере поставок природного газа в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту, которое было подписано 13 октября 2014 года. Соглашение определяет основные условия российско-китайского сотрудничества в упомянутой сфере. Его заключение является условием вступления в силу Договора купли-продажи природного газа по "восточному" маршруту, который был подписан 21 мая 2014 года уполномоченными организациями сторон: с российской стороны это "Газпром", с китайской - Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Стороны соглашения заявляют о заинтересованности в успешной реализации названного договора, оказывают всестороннее содействие и поддержку уполномоченным организациям, создают благоприятные условия для деятельности этих организаций, а также для их аффилированных и подрядных структур при проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, включая трансграничный участок газопровода через реку Амур в районе городов Благовещенск (с российской стороны) и Хэйхэ (с китайской стороны), для обеспечения транспортировки природного газа в объёмах, которые предусмотрены упомянутым договором, подписанным в мае. Для справки: начало поставок природного заказа планируется в 2019 году в объёме до 5 миллиардов кубических метров с последующим наращиванием объёмов поставок и выходом к 2024 году на объём до 38 миллиардов кубических метров. Ресурсной базой для поставок природного газа будут Чаяндинское и Ковыктинское месторождения. Соглашение регламентирует порядок пропуска через российско-китайскую государственную границу персонала, порядок осуществления таможенных операций при перемещении через границу транспортных и технических средств, а также строительных и расходных материалов, необходимых для проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации трансграничного участка газопровода через реку Амур. При этом соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьёй 12 соглашения предусматривается освобождение от уплаты налогов (в данном случае речь идёт о налоге на добавленную стоимость), таможенных пошлин и сборов за таможенные операции (в случае их наличия) в отношении разумного количества предметов материально-технического назначения, ввозимых на территории государств - сторон соглашения для осуществления упомянутых работ. Соглашение вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении каждой из сторон внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение сорока лет. По истечении указанного срока действие соглашение автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о своём намерении прекратить его действие. Для справки: китайская сторона в установленном порядке уведомила Россию в декабре 2014 года о завершении в Китае внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого документа. Хотелось бы сказать несколько слов о том, что реализация законопроекта даст импульс развитию целых отраслей российской промышленности, в частности металлургии, трубной промышленности, машиностроению, приведёт к появлению новых центров роста в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке за счёт развития инфраструктуры, газификации этих регионов, создания высокопроизводительных рабочих мест как в газовой отрасли, так и в смежных отраслях промышленности, в том числе использующих природный газ в качестве сырья. Благодаря этому проекту мы рассчитываем увеличить количество рабочих мест в регионах его реализации как минимум на 10 тысяч. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетной системы. С учётом изложенного прошу депутатов поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Леонид Иванович Калашников. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту". Юрий Петрович довольно подробно рассказал о целях соглашения, и всё сказал достаточно правильно. Мы в комитете тоже все вопросы обсудили, достаточно внимательно, требовательно отнеслись к этому соглашению, тем более что у нас были претензии к правительству, к представителям правительства, потому что китайцы, скажем, уже ратифицировали соглашение, все ратификационные процедуры завершили в течение месяца. Тем более это геополитически важный для нас "восточный" маршрут, а до окончания срока осталось фактически полмесяца: если в течение полумесяца мы не закончим все ратификационные процедуры, то нам понадобится заключать новое соглашение. Это, конечно же, ошибка правительства в отношении такого проекта, тем более что это не впервые - то же самое было с "Роснефтью", с нефтяным маршрутом. Мы свои замечания высказали - надеюсь, правительство сделает выводы. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Петрович, прежде всего, конечно, всех интересует, какая будет цена на газ. Уже не первый год идут разговоры о том, что будет строиться газопровод "Сила Сибири", но цена на газ с нашими партнёрами из Китая так и не обговорена. Если вам она известна, пожалуйста, назовите её. Это первый вопрос. И второй вопрос: не получится ли у нас опять так, как с нефтепроводом ВСТО, - по территории Дальнего Востока проходит нефтепровод, нефть продаётся в Китай, а когда наши российские инвесторы хотят построить нефтеперерабатывающий завод, им отвечают, что не предусмотрены для них объёмы нефти в этом трубопроводе, то есть всё уходит на экспорт, а наш производитель остаётся в стороне. Вот не получится ли у нас так и с газом? Нашим людям, которые живут на Дальнем Востоке и сегодня не обеспечены... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопросы, Иван Николаевич. По поводу первого вопроса, касательно стоимости природного газа, поставляемого по "восточному" маршруту, - это коммерческая тайна, что отражено в упомянутом мною договоре, подписанном уполномоченными организациями в мае прошлого года. Могу сказать, что там заложена формула расчёта цены, которая привязана к стоимости углеводородного сырья, то есть сырой нефти, поэтому на весь период действия соглашения (а это тридцать лет) - я имею в виду договор и тот документ, который я сегодня представлял, - конечно, сейчас спрогнозировать цену достаточно сложно. Хочу сказать, что проект однозначно рентабелен и будет иметь очень серьёзный результат для бюджета, бюджетную эффективность для страны в целом и для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в частности. На второй ваш вопрос, по поводу того, что после сооружения этой инфраструктуры и начала поставок природного газа российский потребитель может быть обижен, я отвечу, что это не прогнозируется, такого быть не должно. По имеющимся на сегодняшний день данным, проект комплексный: он предполагает не только поставки природного газа в Китайскую Народную Республику, но и серьёзную газификацию регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока, строительство перерабатывающих мощностей, в частности газоперерабатывающего завода по производству гелия (это очень важное стратегическое сырьё) в районе Благовещенска, создание целого перечня направлений промышленности в этих регионах, газохимических и газоперерабатывающих кластеров. Этот комплексный проект даст очень серьёзный толчок для развития восточных регионов России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Юрию Петровичу. В статье 12 настоящего соглашения предусматривается освобождение от уплаты налогов, таможенных пошлин и сборов за таможенные операции в отношении разумного количества предметов материально-технического назначения, ввозимых на территории государств - сторон соглашения для осуществления проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации подводного перехода. Понятие "разумное количество предметов" в данном соглашении нигде не конкретизировано, и некоторые организации могут использовать это в своих корыстных интересах. Не считаете ли вы разумным в дальнейшем конкретизировать данную норму в допсоглашении? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Ян Викторович, за вопрос. Сразу же хочу сказать, что этот материал был проанализирован с точки зрения наличия в нём коррупциогенных факторов и возможности злоупотреблений, связанных с этим обстоятельством, - такие не усмотрены. Что касается понятия "разумное количество предметов", то это аналог нормы, которая неоднократно использовалась в документах такого уровня, определяющих межгосударственные взаимоотношения при поставках других носителей, в частности сырой нефти, при сооружении трансграничных участков нефтепровода. Под разумностью понимается то, что стороны при ввозе объектов материально-технического назначения, не предназначенных для проектно-изыскательских работ, ремонта и строительства, согласовывают их количество и номенклатуру в рамках установленных таможенных процедур, формируют списки, и таможенные органы совершенно чётко могут определить, идёт этот материал на упомянутые нужды или же на какие-то другие цели, что является злоупотреблением. Мы такой угрозы здесь не видим, и конкретизация не предполагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, всё-таки мы - депутаты парламента Российской Федерации, поэтому я хотел бы, чтобы вы пояснили: поставка газа попутно нашему населению как изменит ситуацию с газификацией в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке? Вы можете сказать, насколько сегодня газифицирована эта территория (допустим, на 37 процентов) и насколько будет (к примеру, на 43 процента), чтобы мы почувствовали разницу? Я с уважением отношусь к китайскому народу, но всё-таки я русский человек! Это первый вопрос. И второй: если нельзя в рублях оценить эту сделку, то хотя бы скажите, за сколько лет она окупится? А то ведь у нас население уже триллион рублей за услуги ЖКХ должно, люди больше просто не потянут такую цену на газ! СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопросы. Что касается процента газификации, скажу: сегодня из-за отсутствия фактического потребителя, из-за того, что население размещено неплотно в этих регионах, газификация экономически очень сложно реализуема. В случае если газификация пойдёт в качестве сопутствующей при реализации основного проекта по поставкам природного газа в соседнее государство, я думаю, эти экономические издержки, безусловно, будут нивелированы. Мы исходим из того, что процент газификации должен возрасти значительно, речь идёт о десятках процентов роста газификации в восточных регионах. Это что касается первого вопроса. Второй вопрос напомните, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СЕНТЮРИН Ю. П. За сколько лет окупится? По поводу окупаемости проекта сразу хочу сказать, что в данном случае речь идёт не об инвестициях в проект, которые должны в последующем окупиться, речь идёт о поставочном проекте, который рассчитан на очень долгосрочную перспективу с возможностью продления. В бюджет страны поступят сборы от экспортных пошлин, налоги на прибыль работающих там организаций, будут созданы высокопроизводительные рабочие места, просто новые рабочие места, где будут задействованы наши люди. В целом это приведёт к повышению бюджетной эффективности (есть такое понятие), которая, как предполагается, за время реализации проекта будет исчисляться суммой, близкой к десятку триллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Как говорится, дорога ложка к обеду, поэтому у меня такой вопрос: какой объём предоплаты за газ будет осуществлён со стороны наших товарищей-соседей, для того чтобы мы на эти деньги начали строить газопровод? Это первый вопрос. И второй вопрос: каким образом изменится цена на газ внутри нашей страны в связи с этим? Сейчас у нас люди много платят, но мы не получаем сверхприбыли от продажи газа за границу, а когда братский Китай начнёт у нас покупать газ, может быть, в связи с этим цена на газ для жителей Российской Федерации понизится? Мы, к сожалению, от вас не можем узнать, почём будет продаваться газ в Китай, но хотелось бы узнать, насколько подешевеет газ для граждан Российской Федерации, нашей страны. И ещё: если вдруг Китай откажется платить деньги по секретному контракту, который вы пытаетесь заключить, что мы потом будем делать с этим газопроводом? СЕНТЮРИН Ю. П. Александр Николаевич, что касается документа по поставкам, договора купли-продажи, он уже подписан сторонами в мае прошедшего года, там основные условия, касающиеся объёмов поставок и договорённостей сторон в отношении стоимости этого природного ресурса, изложены. Я не ухожу от ответа, я просто, поскольку этот документ имеет статус коммерческой тайны, предлагаю в случае, если возникает такой вопрос, обратиться с запросом в уполномоченную организацию, и соответствующая информация для депутатов Госдумы будет раскрыта. Что касается эффекта от реализации этого проекта для российских потребителей газа, прежде всего он будет проявляться в том, что поступят дополнительные доходы в бюджет, которых сегодня просто нет, за счёт, как я уже сказал, уплаты экспортной пошлины и взимания налогов. А что касается стоимости газа для российского потребителя, напомню, что вопросы, связанные со стоимостью газа, у нас сегодня регулируются Федеральной службой по тарифам. Здесь нет такой прямой зависимости - есть набор факторов и обстоятельств, начиная от стоимости добычи, вопросов транспортировки и заканчивая вопросами газораспределения, поэтому здесь оснований для таких "качелей", что ли, нет. Завершая ответ на вопрос, который вы поставили, Александр Николаевич, ещё раз подчеркну, что этот проект является абсолютно рентабельным, об этом говорил наш президент в тот момент, когда он находился в Китае, и уполномоченные организации подписывали этот документ исходя из очень серьёзной и очевидной его бюджетной эффективности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Юрий Петрович, вот вы нас уже несколько раз "порадовали", сказав, что в значительной мере это коммерческая тайна, речь идёт прежде всего о договоре купли-продажи природного газа, который, как указано в документах, был подписан 21 мая 2014 года между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, но в тех же документах сказано, что заключение этого соглашения является условием вступления договора в силу. Тем не менее попробую задать вопрос, касающийся валюты платежей: уж если речь не идёт о стоимости, хотя бы скажите, в какой валюте будут платежи, если это договор купли-продажи? Почему я спрашиваю? Потому что тогда хотел бы получить пояснения в отношении статьи 11 этого соглашения, в которой говорится о том, что стороны приветствуют и поощряют использование национальных валют при осуществлении расчётов и будут совместно создавать и продвигать условия для развития системы расчётов в национальных валютах. Так хотя бы скажите тогда, какова валюта платежей, как это прописано в договоре купли-продажи газа? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Александр Георгиевич. Что касается вот этого нюанса, который вы совершенно справедливо подметили, - что названное соглашение между правительствами является условием вступления в силу договора купли-продажи - действительно, документ, который неоднократно упоминался, подписанный нашими уполномоченными органами, содержит ряд (ну, наверное, неправильное скажу слово, но тем менее) оговорок, или существенных моментов, предполагающих набор процедур и обязательств, взятых на себя сторонами, выполнение которых как раз и открывает дорогу для реализации этого документа. Одно из положений упомянутого договора - это подписание правительствами двух стран специального соглашения, в котором правительства заявили бы о своей твёрдой приверженности, заинтересованности в реализации этого договора, о поддержке этого договора, а также создали бы максимально благоприятные условия для реализации работ по строительству соответствующей газотранспортной инфраструктуры. Собственно говоря, это является предметом представляемого сегодня соглашения. Что касается статьи 11, действительно, такая статья есть, она учитывает тенденции и ситуацию последнего времени и фиксирует, что стороны в своих взаимоотношениях будут стремиться к тому, чтобы создавать условия для реализации этого проекта, используя валюты стран - рубль и юань. В то же время по условиям договора купли-продажи пока в качестве валюты упомянут американский доллар. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Юрий Петрович, я всё-таки хотел бы вернуться к этому довольно необычному словесному обороту, который вы применяете, - "разумное количество". И хотел бы понять, почему вы уверены, что у таможенных чиновников не разыграется фантазия? А если она разыграется, то кто всё-таки их будет контролировать и останавливать? СЕНТЮРИН Ю. П. Василий Юрьевич, спасибо за вопросы. Что касается разумности формирования объёма и номенклатуры материально-технических средств, которые используются для проектно-изыскательских работ, строительства, последующей эксплуатации, ремонтов, у нас такой подход апробирован, там нет тех нюансов, о которых сейчас идёт речь, - нет объёма возможных злоупотреблений или намерения такие злоупотребления реализовать. На практике это осуществляется следующим образом: уполномоченные органы - организации, подрядные структуры, аффилированные организации - представляют в таможенные инстанции обоих государств информацию о том, какая номенклатура и в каком объёме материально-технических средств предполагается к поставке в зону строительства, по существу, этого трансграничного подводного перехода через реку Амур. При этом хочу сразу же сказать, что у нас есть контролирующие органы, я об этом не упомянул, но соглашение предполагает, что с двух сторон определяются так называемые компетентные организации, которые осуществляют координацию этой работы: с российской стороны это Министерство энергетики, со стороны наших партнёров - Государственное энергетическое управление КНР. При возникновении такого рода ситуаций, при выявлении таких фактов, а также в целях профилактики, недопущения подобного все эти механизмы будут работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, может быть, договоримся, чтобы было по одному выступлению от фракций, поскольку у нас колоссальная повестка дня на сегодня? Нет возражений? Согласились. Квитка Иван Иванович. КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ратификация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту укрепит российско-китайское взаимодействие в энергетической сфере. Реализация соглашения создаст благоприятные условия для дальнейшего развития стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Китаем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта о ратификации соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. В любом соглашении подобного рода всегда присутствуют как геополитический, так и коммерческий аспекты. С учётом того что это соглашение о поставках природного газа в Китай, то, вполне естественно, геополитическая составляющая здесь очень велика, и я, кстати, Юрия Петровича просил бы в заключительном слове, если он найдёт возможным, рассказать хотя бы немного и о "западном" маршруте, потому что хотя в соглашении речь идёт в основном о "восточном" маршруте - этому посвящено соглашение, но там есть статья и о "западном" маршруте, который надо развивать. Бесспорно, здесь имеется геополитическая составляющая - мы укрепляем контакты с новыми партнёрами, делаем их всеобъемлющими, и это радует. Что касается коммерческой составляющей и так называемой возможной рентабельности, то, конечно, это интересует многих депутатов. Несмотря на то что вроде бы денег не выделяется из федерального бюджета, всё равно это коммерческий проект, поэтому нужны расчёты, выстраивание финансовой модели, подсчёт денежных потоков, и, конечно, это так или иначе отразится на платежах за газ, которые в том числе осуществляет население России, поэтому правомерны вопросы о том, за счёт каких средств мы будем строить: то ли это предоплата со стороны китайцев (но по крайней мере в документах об этом ничего нет), то ли это коммерческие кредиты - тогда под какие ставки? Мы такие вопросы задавали и будем задавать, и, хотя это инвестиционный проект "Газпрома", в конечном счёте плательщиком по этим проектам, может и правильным, является в нашей стране конечный потребитель - население России. Что касается содержания проекта. С моей точки зрения, он очень сбалансирован, нормально подготовлен, и меня порадовало, что наконец-то в нём заложен симметричный подход - подход, не ущемляющий интересов сторон, делающий стороны действительно равноправными. И я даже подметил при обсуждении вопроса о праве собственности на участки, что если с китайской стороны это может быть корпорация, которую мы упомянули, либо её аффилированные структуры, то с нашей стороны, что очень хорошо, собственником может быть либо "Газпром", либо его "дочка", причём "дочка" исключительно стопроцентная, - наверное, это немаловажно, поскольку об этом сказано в законопроекте. Таким образом, с учётом политической, юридической и экономической составляющих, полагаю, сделан важный шаг, подготовлен качественный документ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...документ, ратификация которого позволит вступить в силу Договору купли-продажи природного газа по "восточному" маршруту от 21 мая прошлого года, и в рамках наших геополитических действий это будет важным вкладом в дальнейшее развитие наших взаимоотношений, в позиционирование России в непростом современном мире. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за данное соглашение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Юрий Петрович, ну не могу не воспользоваться таким уникальным моментом, хочу высказать свою позицию как депутата, позицию граждан Российской Федерации. Конечно, мы не будем ставить под сомнение те договорённости, которые достигнуты на таком высоком уровне, но почему, когда мы задаём вопрос о стоимости газа для граждан Российской Федерации, нам отвечают: ничего личного - только бизнес? Когда мы задаём вопрос о том, по какой цене мы будем продавать газ соседу, хотелось бы услышать в ответ, что этот газ будет стоить по крайней мере не меньше, чем сегодня для граждан Российской Федерации. Это первое. Второе. Мы очень часто видим по телевизору рекламу, что "Газпром" - это наше национальное достояние, и, судя по тому, что заработная плата футболиста Халка составляет 7 миллионов евро в год, это неплохое национальное достояние, поэтому граждане нашей страны очень часто задаются следующим вопросом. Для того чтобы была стабильность в экономике и в их жизни, может быть, вашему ведомству нужно выйти с законодательной инициативой и установить законом фиксированную стоимость: 1 кубометр газа - 1 рубль, 1 киловатт электроэнергии - 1 рубль? Когда мы смотрим, по какой цене продаётся за границу наше народное достояние, то обнаруживаем, что мы не за счёт газовой отрасли планируем пополнять бюджет нашей страны, а за счёт трубной отрасли, и если мы хотим заработать на производстве труб и строительстве газопровода - это один вопрос, а если мы хотим пополнить бюджет страны за счёт экспорта газа - это другой вопрос. Очень хотелось бы, чтобы, когда речь идёт о таких богатствах, как газ и нефть, мы всё-таки помнили, что у нас есть преимущества перед другими государствами. Когда мы вам задаём вопрос о том, снизит ли это стоимость энергоресурсов внутри нашей страны, для наших потребителей, вы отвечаете, что эти вопросы не связаны, а мы, наоборот, считаем, что связаны: в нашей стране газ и нефть для собственных граждан должны быть дешевле, и это не энергетическая комиссия должна определять, а нам с вами наконец-то надо принять закон, чтобы и через десять лет в нашей стране газ стоил столько же, сколько сегодня, был дешевле, чем для других стран. У нас, к сожалению, сейчас другой вопрос, но если мы не можем все эти вопросы здесь обговорить, то, может быть, на каком-то закрытом совещании следует изучить эту тему: по какой цене будет продаваться газ нашему соседу? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Юрий Петрович, будете выступать с заключительным словом? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо. Я скажу буквально два слова по поводу "западного" маршрута, поскольку вопрос был поставлен. Действительно, такая тема есть в соглашении, есть специальная статья, в соответствии с которой стороны должны оказывать друг другу содействие по организации поставок природного газа и по "западному" маршруту. Докладываю, пользуясь случаем, что в настоящее время готовится к выезду в Китай большая делегация "Газпрома" и Министерства энергетики - в мае будут проходить переговоры, и я надеюсь на их результативность. Спасибо за состоявшееся обсуждение! Все вопросы были поставлены совершенно разумно, очень рационально, к месту, и мы учтём их в своей работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Леонид Иванович Калашников, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6404 по 6422 из 8394
21-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по "восточному" маршруту". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 56 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Закон принят.