Заседание № 258
О проекте федерального закона № 757423-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по вопросу об обеспечении потребителям возможности использования предварительно установленных российских программ для электронных вычислительных машин на отдельных видах технически сложных товаров).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Алексей Валерианович Канаев, пожалуйста. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры, готов к принятию в третьем чтении. Напомню, законопроектом определяется возможность для потребителя использовать сложные бытовые устройства с предустановленным российским программным обеспечением; список устройств, как и перечень программных средств, будет определён Правительством Российской Федерации. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые депутаты, несмотря на то что законопроект имеет наименование "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", к защите прав потребителей он особого отношения не имеет, к большому сожалению. Здесь фактически предлагается предустанавливать на электронном оборудовании отечественные программы. Хорошая идея - поддерживать отечественного производителя, единственно, конечно, вызывает большие опасения то, как это делается. Законопроект внесён, срочно рассмотрен. Наша поправка, которая была внесена... нас не пригласили на её рассмотрение в комитете, и теперь законопроект срочно выносится в третьем чтении. Это происходит буквально за три месяца... за один месяц, что, безусловно, вызывает подозрение в некой корпоративной заинтересованности или в попытке использовать Государственную Думу как некий инструмент в борьбе каких-то корпораций в каких-то там финансовых интересах. Какую поправку предлагали мы? Мы предлагали, во-первых, сделать установку отечественного программного обеспечения, если уж есть такое предложение, бесплатной, таким образом, естественно, было бы соответствующее преимущество по отношению к импортному программному обеспечению; во-вторых, делать это с согласия потребителя, о котором мы якобы заботимся. Приходит человек в магазин, говорит: "Я хочу купить компьютер". Ему говорят: "Мы можем вам предустановить отечественное программное обеспечение бесплатно либо - есть второй вариант - вы получите импортное программное обеспечение, но платное". Нормальная, мягкая форма: согласился - поставили - использует, работает. Но у нас предлагают сделать совсем другое: отдать правительству некие полномочия, и оно само будет определять, что ставить, как ставить, каким образом устанавливать. Ты приходишь в магазин как потребитель, тебе говорят: вот телефон, на нём стоит отечественное программное обеспечение (в какой-то форме, в форме приложения или ещё чего-то), ты изменить ничего не можешь, получай его, пожалуйста, и работай как хочешь. Где права потребителя, как их защитить? Где хотя бы согласие гражданина на подобного рода действия? Где обсуждения? Я знаю, что большое количество производителей техники попытались пойти на диалог, они попытались собрать некие слушания в комитете, но всё это было отвергнуто. Повторяю ещё раз, это наводит на мысль, что идёт проталкивание, как до этого Государственная Дума использовалась как инструмент давления, например, на тот же "Яндекс": вы помните, депутат Горелкин внёс законопроект, потом отозвал, когда начались какие-то структурные перестройки в части управления этой самой компанией. С учётом того что наши поправки не рассмотрены (не приняты во внимание, более того, мы даже не были приглашены на их рассмотрение), не рассмотрено большое количество разного рода предложений и претензий со стороны тех, кто выпускает технику, кто торгует этой техникой, в части того, что иногда техника может не сочетаться с отечественным программным обеспечением, фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект и призывает к этому всех депутатов. Всё очень быстро, очень напористо, не осмыслено до конца, что же это за закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко Денис Борисович, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! Находясь на протяжении нескольких последних лет в условиях жёсткой санкционной политики, проводимой западными государствами в отношении нашей страны, мы вынуждены были проводить весьма агрессивную политику импортозамещения и поддерживать отечественного производителя. Мы наконец-то созрели и встали на путь поддержки российских информационных технологий, ориентированных на обеспечение удобства конечного потребителя, то есть нас с вами, российского пользователя, каждого из нас. Новым телевизором, смартфоном, как уже сказал мой коллега по фракции, нам будет удобно пользоваться, так как он будет ориентирован на нас, к тому же иностранный производитель будет обязан вкладывать средства в приобретение нашего отечественного программного обеспечения, что позволит привлечь немалые деньги российскому производителю программ и выведет этот бизнес, я уверен, на новую ступень развития. На наш взгляд, принятие данного законопроекта позволит отлично стимулировать развитие и поддержать отечественного производителя программного обеспечения. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и просит вас его поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 44 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 30 чел.6,7 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 757423-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по вопросу об обеспечении потребителям возможности использования предварительно установленных российских программ для электронных вычислительных машин на отдельных видах технически сложных товаров).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отсутствует? Тогда рассмотрим пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад Алексея Валериановича Канаева. Пожалуйста. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 5 ноября текущего года. В комитет поступила одна поправка, комитетом она не поддержана, включена в таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. Комитет просит поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 47 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование: принять во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 12 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается законопроект под пунктом 17.
Заседание № 250
О проекте федерального закона № 757423-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по вопросу об обеспечении потребителям возможности использования предварительно установленных российских программ для электронных вычислительных машин на отдельных видах технически сложных товаров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Докладывает Олег Алексеевич Николаев. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы знаем, что у нас активно идёт работа по развитию цифровой экономики, идёт достаточно большая работа по доведению, скажем так, широкополосного, быстродействующего Интернета до всех населённых пунктов, в связи с этим развиваются и современные цифровые сервисы, и современные цифровые инструменты, ну и, конечно же, сама техника развивается. Если раньше у нас телевизоры были просто чёрно-белые, потом цветные, то сейчас они уже имеют высокий потенциал возможностей, достаточно много функций, речь идёт прежде всего о смарт-телевизорах. Ну и другие электронные устройства на сегодняшний день позволяют пользоваться ими по различному назначению - прежде всего получать услуги за счёт различных цифровых сервисов и удовлетворять различные современные потребности в нашей ежедневной жизнедеятельности. В связи с этим вносится законопроект, которым предлагается решить такой вопрос, чтобы наряду с иностранными программными приложениями, предустановленными на такого рода технически сложных электронных средствах (гаджеты, смарт-телевизоры и иные электронные устройства), появились и отечественные программные приложения, предварительно установленные, допустим такое приложение, как "Госуслуги". Мы с вами знаем, что на сегодняшний день количество пользователей этого сервиса составляет около 90 миллионов человек, и, очевидно, не все люди, особенно когда речь идёт о сложных технических устройствах, скажем так, владеют алгоритмом установки этого программного приложения, хотя для молодых людей это очень простое мероприятие. И вот для того, чтобы человек, покупая сложное техническое средство, не тратил время и тем более не искал различную информацию, как это сделать, предлагается, чтобы наряду с иными иностранными приложениями, которые устанавливает сам производитель такой техники, на экране появилась, ну, скажем так, иконка того или иного предустановленного программного приложения, что позволит нам прежде всего информировать граждан - пользователей сложных электронных устройств о тех сервисах, которые имеются в наличии для пользования, ну и, конечно же, выравняет условия, скажем так, отечественных и зарубежных разработчиков различных сервисов и услуг прежде всего в цифровом формате с точки зрения их доступности для потребителей, то есть потребитель будет информирован. А как дальше быть с этим приложением, это уже на его усмотрение: он может его просто удалить, может его активировать и соответствующим образом пользоваться либо просто оставить на экране и через некоторое время, когда у него появится потребность, использовать уже по прямому назначению. Вот суть законопроекта. Предлагаем поддержать его в первом чтении. Есть отдельные замечания по нему и у ответственного комитета, и у комитета-соисполнителя, но все их можно учесть во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич. С содокладом выступает Алексей Валерианович Канаев. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал о сути законопроекта, повторяться не буду, скажу лишь, что Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Во-первых, законопроект направлен на защиту прав потребителя: наличие в так называемом в стартовом пакете привычного приложения - это удобно. Во-вторых, законопроект будет способствовать развитию деятельности наших российских IT-компаний, которые производят данные информационные продукты, и создаст равные условия, конкурентную среду по отношению к иностранным крупным корпорациям прежде всего в области наиболее востребованных приложений. По мнению отраслевых специалистов, каких-либо затрат и сложностей реализация инициативы не вызовет, так как установка приложений может осуществляться как на стадии производства оборудования, так и непосредственно при продаже, что, кстати, крупные вендоры в настоящее время уже делают, например известная компания "Huawei". Учитывая, что законопроект направлен на защиту потребителей, на развитие конкуренции, комитет поддерживает принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерианович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Алексеевич, ваш содокладчик сказал, что нам нужно обеспечить равные условия для отечественных производителей программного обеспечения. Мы, конечно, целиком за, но скажите, пожалуйста, а что сейчас, в том числе на уровне законодательства, мешает продвижению нашего программного обеспечения, хотя мы знаем, что российские программисты - без всякого квасного патриотизма - одни из лучших в мире? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Да, Олег Николаевич, вы совершенно правы, наши разработчики, конечно же, одни из лучших, они разрабатывают замечательные программы и приложения - современные, удобные для пользователей, прежде всего для наших пользователей, - но, к сожалению, достаточно большое количество производимой электронной техники - зарубежного производства и прямой нормы о том, чтобы были предустановленные программные приложения в этих устройствах, на сегодняшний день нет, поэтому предлагается такую норму принять. Я в докладе забыл уточнить очень важный момент: такое право, то есть право определить перечень технических средств, на которых должны будут устанавливаться предварительно такие программные приложения, предлагается передать правительству, кроме того и определение порядка их установки тоже предлагается передать правительству. Цифровая индустрия очень бурно и активно развивается, и очевидно, что сервисы будут появляться тоже, скажем так, с достаточно постоянной периодичностью, поэтому реакция на них тоже должна быть оперативной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос тоже к Олегу Алексеевичу, в продолжение предыдущего вопроса. Олег Алексеевич, ну, если у нас такие замечательные программные продукты, то пусть конкурируют, зачем нам сейчас предустанавливать это автоматически на чужую технику, да ещё и отдавать право на это правительству, чтобы кто-то в каких-то кабинетах как-то определял, во-первых, какие это отдельные виды сложных технических товаров, а во-вторых, доступно ли, качественно ли это отечественное программное обеспечение как таковое? Как быть с этим? Как быть с конкуренцией как таковой? Вот я прихожу в магазин, беру технику: если там будет пакет отечественный и мне будет предложен и пакет соответствующих конкурентов, я выбираю - это нормальное явление. А если мне заранее туда уже наустановят по решению правительства, наверное, будет немножечко неправильно. Тем более что та формулировка, которая есть сейчас, она и "Windows" позволяет поменять на некий отечественный аналог, который - по решению правительства или по мнению правительства - будет более качественным или надёжным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Законопроект как раз направлен на то, чтобы обеспечить конкуренцию. Ведь на сегодняшний день, когда мы покупаем вот эти сложные электронные устройства, там уже предустановлены отдельные приложения, и, как правило, это приложения зарубежных производителей, то есть даже не производителей, а сервисов, и очевидно, что человек, увидев их, если даже он не ориентируется в этом рынке, может предположить, что аналогов отечественного производства и нет. А если мы с вами вместе с теми приложениями, которые сейчас устанавливаются, предложим пользователям и отечественные, то у него уже появляется право выбора, то есть появляется конкуренция желаний... вернее, конкуренция предложений. А желание своё он реализует на базе того приложения, которое ему будет удобнее. Может, он с кем-то посоветуется - с детьми, с внуками. Как я уже сказал, автоматически приложение не работает, дальше с ним надо произвести отдельные итерации, то есть его активировать, вбить данные, и тогда оно заработает. Этим законопроектом мы устраняем для пользователя лишь звено установки программного обеспечения на то или иное устройство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос в продолжение всех вопросов. Олег Алексеевич, вот уточняющий вопрос: не возникнет ли случаев, когда на товаре уже установлено зарубежное программное обеспечение, аналогичное нашему, отечественному, и при этом не будет возможности совмещения программ? НИКОЛАЕВ О. А. Я, конечно, не сильный специалист в IT-индустрии, но, насколько мне известно, таких конфликтов не возникает. Все вот эти приложения, о которых сейчас идёт речь, как правило, адаптированы ко всем базовым программным продуктам, одновременно могут функционировать аналоги сервисов как отечественного, так и зарубежного производителей или разработчиков. Ну и соответственно, выбор уже за пользователем, через чей продукт он будет реализовывать свои потребности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Алексеевич, вы в пояснительной записке утверждаете, что есть злоупотребления со стороны крупных иностранных компаний, однако не раскрываете, не говорите, что это за злоупотребления. На мой взгляд, это немножко некорректно. Можно от вас услышать хотя бы несколько примеров того, в чём состоят эти злоупотребления? Это первое. И второе. Мы в законопроекте даём нашим компаниям правовой механизм для продвижения своих программ и сервисов среди российских пользователей. А можете назвать количество российских компаний, которые работают в данном направлении, и хотя бы ключевые из них (пусть это не будет рекламой)? НИКОЛАЕВ О. А. В данном случае, как я уже сказал в своём докладе, это прежде всего "Госуслуги". И сегодня при обсуждении этого законопроекта я оперировал бы именно теми цифровыми сервисами и инструментами, над которыми работает государство и которые оно предлагает для использования широчайшему кругу пользователей, прежде всего, конечно, населению нашей страны и тем, кто находится на территории нашей страны и кому удобно через эти сервисы реализовать те или иные свои потребности: заказать какие-то услуги, оплатить какие-то услуги или оплатить какие-то пошлины государственные. Ну а о корпоративных здесь, конечно же, речь не идёт. Мы с вами знаем, что на сегодняшний день работа идёт и над многими другими информационными сервисами, которые облегчат в последующем жизнь людей, помогут им удовлетворить вот такие свои повседневные нужды. Да, и о злоупотреблениях. У меня таких вот явных примеров на сегодняшний день нет. Единственно, я могу сказать, что такого рода злоупотреблений со стороны крупных производителей, а может быть, даже крупных ретейлеров, становится всё меньше и меньше. Здесь, конечно же, идёт на пользу и вот такая позиция государственных органов, в том числе продвижение законопроектов, направленных на то, чтобы выравнять позиции иностранных и отечественных разработчиков различных программных приложений для цифровых сервисов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить, коллеги? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 46 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.