Заседание № 296

13.05.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 757296-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2851 по 2882 из 5443
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Ильи Владимировича           
Осипова.                                                                        
                                                                                
С места, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект, который позволяет спящую норму    
о проведении собраний собственников помещений в многоквартирных домах в         
Интернете сделать реальной, полностью доработан, прошёл лингвистическую и       
правовую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по этому законопроекту   
по мотивам от фракций? Нет.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 4 повестки дня.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2884 по 3003 из 5443
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в    
части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках      
Российской Федерации). Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.                   
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Зная, что Валерий Карлович    
собирается выступать по мотивам от фракции, хотел проинформировать, что         
каждая поправка моих коллег была тщательнейшим образом проработана в комитете   
- с Центральным банком, с правительством, с Агентством по страхованию           
вкладов. Ну и к сожалению, эти поправки не нашли поддержки, и ответы, в том     
числе ответы ЦБ, Минфина, Агентства по страхованию вкладов, каждому автору      
поправки были направлены от комитета с мотивацией, почему соответствующие       
органы их не поддерживают.                                                      
                                                                                
Этим законопроектом, который мы сейчас рассматриваем в третьем чтении, мы с     
вами защищаем средства, например, благотворительных фондов. В своё время        
благотворительный фонд "Доктор Лиза", который оказывал большую поддержку        
нашим гражданам, потерял средства в банке, у которого была отозвана лицензия,   
- теперь таких случаев не будет. Товарищество собственников жилья в Чувашии,    
откуда я избран, потеряло средства: у "Чувашкредитпромбанка" отозвали           
лицензию. Товарищества собственников жилья, практически все, теперь ждут,       
когда будет сформирована конкурсная масса. Они не потеряли бы свои средства     
(средний чек у такого ТСЖ - не более 500 тысяч рублей), все средства были бы    
защищены, и организации получили бы средства на благоустройство, на ремонт      
подъездов и так далее... Этим законопроектом предусматривается увеличение       
суммы возмещения для тех, кто получил наследство, для тех, кто продал           
квартиру, дом, землю и так далее, средства, которые предусматриваются на        
капитальный ремонт.                                                             
                                                                                
Таким образом, это закон очень важной социальной направленности, прошу вас      
поддержать его, чтобы защитить наших граждан и организации, имеющие очень       
важную социальную направленность.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
А у нас же выступления от фракций. Ваша фракция не поддерживает законопроект?   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если все фракции поддерживают законопроект,      
может быть, мы проголосуем за него? А если есть фракции, которые не             
поддерживают, тогда будем защищать от них этот законопроект, голосованием       
поддержим его. Коллеги, как? Не выступаем?                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, депутат Гартунг настаивает, у него     
иное мнение. Он от фракции выступает, поэтому...                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, но вы дезавуируете свою позицию, Анатолий       
Геннадьевич.                                                                    
                                                                                
Давайте мы спросим Емельянова, мне правильно коллеги подсказывают.              
                                                                                
Пожалуйста, скажите, от фракции у вас есть выступающие?                         
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Вячеслав Викторович, на заседании фракции было принято решение поддержать       
законопроект, Валерию Карловичу дать слово для выступления с нашей позицией.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, мы все поддерживаем этот законопроект! Ну    
просто этические-то нормы должны быть... Если все поддерживают законопроект,    
тогда давайте идти в рамках договорённостей. Ну хотите вы выступать - тогда     
надо, чтобы выступили и другие депутаты. КПРФ поддерживает, ЛДПР                
поддерживает, без поддержки "ЕДИНОЙ РОССИИ" закона не будет. Ну, коллеги, это   
так.                                                                            
                                                                                
Настаиваем?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович настаивает.                              
                                                                                
Пожалуйста, Деньгин Вадим Евгеньевич, фракция ЛДПР.                             
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Мы на Совете Думы, все руководители фракций, первые заместители руководителей   
фракций, решили, что без выступлений. Тем более, ещё раз говорю, если бы была   
какая-то жёсткая позиция против, тогда ещё можно было бы понять, но здесь же    
ничего этого нет, все за. Зачем тратить время?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Более того, мы вчера уточнили свою позицию по             
предыдущему законопроекту, под пунктом 3, договорились: да, будет дискуссия.    
А по остальным не было такого решения. Ну, коллеги, хорошо, есть... (Шум в      
зале, выкрики.)                                                                 
                                                                                
Фракция не настаивает.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в    
части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках      
Российской Федерации), 5-й вопрос нашей повестки.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно: за - 325, против - нет, воздержавшихся    
нет.                                                                            
                                                                                
Защитили закон от самих себя.                                                   

Заседание № 295

12.05.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 757296-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1221 по 1782 из 4158
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки дня. О проекте             
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного          
страхования вкладов в банках Российской Федерации).                             
                                                                                
Коллеги, эта тема нами обсуждалась. Более того, мы давали поручение             
руководителю профильного комитета подготовить изменения в законодательство, с   
тем чтобы, если банк приказал долго жить и введена процедура банкротства,       
были защищены дополнительно и граждане, и некоммерческие организации,           
хранящие в этом банке средства, и чтобы была адресная защита, если человек,     
допустим, разместил средства от продажи жилья. Законопроект крайне важен,       
особенно в сегодняшней ситуации. Анатолий Геннадьевич провёл большую работу и   
сейчас может нам сообщить о результатах.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, 28 апреля      
состоялась встреча руководства Госдумы, руководителей фракций, профильных       
комитетов, комитетов с руководством Банка России. И этот вопрос был             
поставлен, в частности руководителем нашей фракции Сергеем Михайловичем         
Мироновым, и была поставлена задача перед нашим комитетом ускоренно             
подготовить законопроект ко второму чтению. Мы специально сегодня пригласили    
представителей Банка России для обсуждения этого важного вопроса - здесь        
присутствуют первый заместитель председателя Банка России и руководитель        
юридического департамента.                                                      
                                                                                
Законопроект расширяет число субъектов, которые подпадают под систему           
страхования, - это товарищества собственников жилья, благотворительные фонды,   
религиозные организации, некоммерческие организации социальной направленности   
и так далее, ещё несколько субъектов подпадает под систему страхования          
благодаря этому законопроекту. Также увеличивается сумма возмещения в           
отношении отдельных жизненных обстоятельств: если граждане получили             
наследство, продали жильё, квартиру, дом, землю. Кстати, в этом законопроекте   
также предлагается, во-первых, установить страховое возмещение, а во-вторых,    
установить его в размере до 10 миллионов рублей для тех организаций, которые    
держат средства для капитального ремонта, то есть проблема, которую Галина      
Петровна Хованская здесь много раз поднимала, как раз этим законопроектом       
решается.                                                                       
                                                                                
С другой стороны, устанавливается ограничение для контролирующих организаций,   
топ-менеджеров, собственников в части получения вот этой суммы возмещения, в    
размере 1,4 миллиона рублей, в течение года после отзыва лицензии. Это          
делается намеренно, для того чтобы не было ситуации, когда топ-менеджер довёл   
банк до банкротства, а потом получает сумму возмещения с того вклада, который   
находился в этой кредитной организации.                                         
                                                                                
Очень важный законопроект, мы его долго обсуждали, и сейчас он готов к          
рассмотрению во втором чтении. Поступило девять поправок, четыре из них         
включено в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, пять - в таблицу         
поправок, рекомендуемых к отклонению. Но я сразу хотел бы сказать, что          
коллега Исаев с коллегами-депутатами сегодня прислал письмо об отзыве 1-й       
поправки из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, поэтому там           
остаётся четыре поправки.                                                       
                                                                                
Просьба рассмотреть таблицы и проголосовать за законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, такой полный, обстоятельный доклад     
председателя комитета ещё раз подчёркивает, что этот законопроект крайне        
важен. Но давайте для чистоты отношений, Анатолий Геннадьевич, всё-таки не      
будем смещать спектр заслуг к одной политической фракции, хотя вы являетесь     
её ярким представителем. Сейчас решение будет приниматься парламентским         
большинством, которое принимает участие в этой работе, и правильно сказать об   
этом, потому что многое сделано именно депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",      
чтобы мы сегодня вышли на обсуждение этого вопроса.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет.                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? В этой таблице пять поправок, из     
них одна отозвана. Есть замечания.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу вынести на отдельное    
голосование поправки 2, 3 и 4. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, Анатолий Геннадьевич, а вы говорите: фракция...      
Вот сейчас мы вынесем на голосование, поддержим, но потом этот законопроект     
не будет поддержан Советом Федерации и правительство не поддержит, а в данной   
конструкции, в той, которую вы предлагаете, у нас поддержка есть. От этого      
кто пострадает? Люди. Коллеги, вот ответы для тех, кто сейчас решение будет     
принимать.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2. В этой таблице у нас остаются     
поправка 1 и поправка 5, потому что три поправки Валерий Карлович вынес.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1 отозвана. Ну, в любом случае я должен для      
протокола это сказать: тогда остаётся поправка 5.                               
                                                                                
Ставится на голосование...                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите. Вы автор одной из поправок в этой таблице,     
да? Хорошо.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Куринный.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу поправку 5 тоже вынести на отдельное     
голосование. Не на ту кнопку нажал, прошу прощения.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вот у нас с вами ничего не осталось    
от этой таблицы. Будем обсуждать. Хорошо.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Коллеги, это крайне важная тема. Всё то, о чём       
докладывал Анатолий Геннадьевич, звучало убедительно, и люди ждут этого         
решения. Но наше дальнейшее обсуждение может привести к тому, что мы не         
примем те меры, которые, возможно, уже сейчас помогли бы гражданам, - вот вам   
чаша весов. Хорошо, давайте.                                                    
                                                                                
По поправке 2 - Валерий Карлович.                                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Поправкой 2     
мы предлагаем распространить действие этого проекта закона на вкладчиков,       
потерявших вклады в банках, у которых отозваны лицензии с 29 декабря 2014       
года, но с возмещением суммы до 5 миллионов рублей. По данным АСВ, эта          
поправка в случае её принятия поможет вернуть деньги 170 тысячам 200            
гражданам; общая сумма, которую нужно будет возместить АСВ, составит 45,6       
миллиарда рублей. То есть это как раз та самая поправка, которую ждут люди!     
Когда мы принимали законопроект в первом чтении, мы полагали, что ко второму    
чтению внесём поправки и распространим его действие на соответствующие          
правоотношения задним числом, чтобы люди, которые ждут помощи, её получили.     
Если мы эту поправку не примем, то закон, вступив в силу, будет                 
распространяться только на правоотношения в будущем, а гражданам, которые       
стоят здесь, возле Думы, с плакатами, этот закон не поможет.                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич, мнение комитета.        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего    
хотел бы отметить: действительно, Председатель Государственной Думы дал         
поручение, все фракции 28 апреля поддержали это поручение Вячеслава             
Викторовича по поводу ускоренной работы. То есть это консенсусная позиция,      
что надо как можно быстрее законопроект сделать законом.                        
                                                                                
По поводу этой поправки. Предлагается задним числом принять решение, причём     
только по вкладам в банках, у которых была отозвана лицензия в конце 2014       
года. В результате, во-первых, увеличивается нагрузка на фонд страхования -     
это позиция правительства, Банка России и АСВ, - соответственно, банки должны   
будут больше отчислять в систему страхования, следовательно, возможно           
увеличение процентных ставок по кредитам. Это один аргумент. Во-вторых, в       
неравные условия ставятся разные вкладчики: те, кто держал свои вклады в        
банках, у которых лицензия отозвана с 1 января 2015 года, будут получать по 5   
миллионов, а те, кто и так получал меньшее возмещение (они получали по 700      
тысяч рублей, то есть в два раза меньше, чем те, кто держал вклады в            
соответствующих банках с лицензией, отозванной с 1 января 2015 года),           
оказываются как бы в ещё более неравном положении по сравнению с этими          
вкладчиками.                                                                    
                                                                                
Банк России, правительство, АСВ выступили резко против такой позиции,           
соответственно, мы в комитете не поддержали поправку, касающуюся того, что      
имеет обратную силу, которую предложил Валерий Карлович.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы сейчас приступим к голосованию по   
поправке 2, но для чистоты отношений ещё раз хочу напомнить решение Совета:     
руководители политических фракций высказались за то, чтобы мы рассматривали     
вопросы в рамках консенсуса и не выходили на вынесение на отдельное             
голосование поправок, которые, совершенно очевидно, не будут поддержаны.        
                                                                                
Ведь вот то, с чем сейчас Анатолий Геннадьевич вышел на трибуну, - это итог     
большой работы. Мы неделю назад вновь возвращались к этой теме и в режиме       
видеоконференции - в этом совещании принимали участие все руководители          
политических фракций, от фракции КПРФ Кашин Владимир Иванович был, от           
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" был Сергей Михайлович Миронов, были Сергей Иванович       
Неверов, Владимир Вольфович Жириновский - вели диалог с Центральным банком,     
вновь поднимали эту тему и вносили предложение о необходимости принятия         
решения именно в таком формате, потому что всё иное нас отбросит и мы не        
примем решения даже в этой части.                                               
                                                                                
Валерий Карлович, понятно, что вы идёте по процедуре, это ваше право, но,       
если мы исходим из консенсуса (и сегодняшнее решение - на одной чаше весов, а   
решение, которое вы предлагаете, - на другой чаше весов), как нам поступать?    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, вы готовы законопроект отложить до того времени, пока     
вы не придёте к консенсусу во фракции? Разбирайтесь у себя сами. Ну вы же       
сами сегодня предлагали идти по тому формату, который предлагается!             
Пожалуйста, вот Алексей Владимирович хорошее предложение вносит, но если мы     
не приходим к консенсусу, а здесь большое количество участников - и АСВ, и      
Банк России... Кстати, надо отдать должное, здесь присутствуют первый           
заместитель председателя Центрального банка России Швецов Сергей Анатольевич,   
член совета директоров и заместитель председателя Центрального банка Чистюхин   
Владимир Викторович, член совета директоров и директор юридического             
департамента Гузнов Алексей Геннадьевич. Коллеги, это итог работы, причём       
тяжелейшей, а мы её обнуляем и уходим в сторону предложений, конечно,           
заманчивых - и у каждого из нас тянется рука поддержать эти предложения, - но   
не получается на них выйти, вышли на то, что есть, что пробили, если хотите.    
Дальше что делать будем?                                                        
                                                                                
Валерий Карлович, может, вы всё-таки эти вопросы начнёте обсуждать в рамках     
фракции? У вас во фракции председатель ключевого комитета - ведите диалог, но   
нас-то зачем сейчас в это втягивать? Мы ведь можем и по-другому: сейчас взять   
и отправить этот законопроект на доработку по вашему предложению. Коллеги, вы   
сами-то подумайте! Это политический шантаж! Давайте примем такое решение.       
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, вы готовы к этому? Не готовы. И наши граждане не          
готовы. Так куда вы нас тогда втягиваете?                                       
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Карлович.                                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, вы абсолютно правы, конечно,       
нужно решать вопросы консенсусом. Именно поэтому Сергей Михайлович Миронов      
обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с    
просьбой обязать правительство и ЦБ рассмотреть эти поправки, о которых я       
сейчас говорю, эти три поправки. Президент такое поручение дал, но ни           
Центральный банк, ни правительство не рассмотрели эти поправки и не высказали   
свои позиции. Я на пленарном заседании несколько раз задавал вопросы и          
представителям ЦБ, и представителям правительства, спрашивал: "Вы будете        
выполнять поручение президента?" Они сказали: "Будем". Но оно так и не          
выполнено, мы так и не собрались и не рассмотрели эти вопросы - вот в чём       
дело! У нас во фракции консенсус есть. Если бы ЦБ и правительство выполнили     
поручение президента, этой дискуссии сейчас не было бы.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, исходя из того что мы достигли          
консенсуса, о чём доложил председатель профильного комитета, было бы            
правильно найти формат обсуждения тех вопросов, которые вы поднимаете, и,       
возможно, мы их тоже поддержим, но при обсуждении в режиме диалога. А сейчас,   
получается, мы с вами договорились вынести эти вопросы как приоритетные, но     
мы по ним даже не находим консенсуса, об этом речь идёт! Вы же можете           
рассчитывать в том числе и на большинство при обсуждении этих вопросов, а       
сейчас что у нас получается? Вот всё то, что мы будем принимать, - это же       
результат большой работы, это достижение. Так что вы лучше предложите формат,   
который мы поддержим, чтобы продолжить работу, и, возможно, на следующем        
этапе ваши предложения будут рассмотрены и поддержаны.                          
                                                                                
Но раз Сергей Иванович Неверов, Сергей Михайлович Миронов, Владимир Вольфович   
и Геннадий Андреевич, обсуждая вопросы организации работы, сказали, что надо    
всё-таки придерживаться подхода достижения консенсуса, с тем чтобы мы могли,    
не вынося эти темы на обсуждение, отклонять их и дальше двигаться в             
направлении их проработки, то, может быть, нам прислушаться к руководителям     
фракций? Вот о чём речь идёт! А сейчас мы втягиваемся в процедуру, которая в    
итоге приведёт к тому, что мы поддержим предложение вашего же коллеги,          
председателя профильного комитета, сказавшего, что это заслуга фракции, а       
фракция не хочет поддерживать этот закон, потому что он носит консенсусный      
характер. Вы предлагаете дополнить его вашими предложениями - давайте с ними    
работать, было же поручение, о чём вспомнил Анатолий Геннадьевич. Было же       
поручение по этому законопроекту? Было поручение по итогам слушаний - мы        
выходим на те решения, которые здесь представлены: и по НКО, и по ТСЖ, и по     
вкладам граждан, если они сформированы в результате продажи жилья, и по         
многому другому. Но дальше этих предложений мы не нашли консенсуса - давайте    
его искать с правительством, с ЦБ, об этом речь идёт!                           
                                                                                
Коллеги, так или нет? А иначе получится, что мы работу вели, вели, а потом      
нам говорят: да нет, здесь нет вот этого решения. Так что вы соотносите.        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович Неверов. По ведению.                                
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Я просто хочу напомнить, что именно в ходе диалога, который мы вели с ЦБ, мы    
говорили о том, что у нас, возможно, могут ещё появиться такие сложные банки    
с учётом сегодняшней ситуации, и, чтобы исключить возможность, что люди могут   
пострадать, мы договорились о том, что страховые суммы могут быть увеличены.    
                                                                                
Что касается предложений коллег, они могут обсуждаться, но уже после принятия   
этого закона, они дополнительно могут вносить свои предложения и говорить о     
распространении этой нормы, условно говоря, на прошлый период. Но мы            
договорились принять это вот именно сейчас, чтобы, если вдруг где-то что-то     
случится, всё-таки граждане могли быть спокойны и их вклады были                
застрахованы.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас-то ведь ситуация следующая: мы работу      
вели, вели и вот выходим на принятие... Ну давайте тогда отправим на            
доработку, давайте дорабатывать!                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо принимать. Ну тогда надо делать шаги навстречу и     
тем, кто выносит на голосование вопросы, по которым надо большую работу         
проводить. Я понимаю, что это бьёт по политическим амбициям, и я вижу это по    
реакции некоторых коллег в зале, представляющих другие фракции. Коллеги, ну     
извините, давайте проголосуем, только не надо шантажировать - об этом речь      
идёт, а это политический шантаж. Мы большую работу провели, чтобы этот закон    
появился, но мы не можем пойти на то, чтобы поддержать ваши поправки, потому    
что по этим поправкам нужна дополнительная работа, а она не проведена, мы не    
пришли к положительному результату. А так, получается, выходит докладчик и      
говорит: это наша инициатива. Ваша инициатива - вот та, которую изложил         
коллега Гартунг, она не поддержана. А эта инициатива, извините, уже не ваша!    
Я об этом говорю - не нужно тут ноги вытирать о тех, кто решения готовит,       
прорабатывает, и потом самим же всё это использовать!                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок № 2. Комитет против её   
принятия.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 2.                                                         
                                                                                
По поправке 3 - Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста.                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, я поддерживаю вас в том, что       
надо консенсусно принимать решения. И скажу, что, даже если наша поправка не    
принята, мы законопроект поддержим во втором чтении, просто он не будет         
отражать ожидания граждан, которые стоят под стенами Государственной Думы.      
                                                                                
И вы правильно заметили, что можно найти другой вариант, каким образом эти      
ожидания граждан реализовать. У нас есть законопроект, внесённый в              
Государственную Думу, который ещё не рассматривался в первом чтении, он как     
раз на эту же самую тему. Один из таких законопроектов мы уже отклонили,        
второй сейчас принимаем, но он не в полном объёме решает эти вопросы и только   
на будущее, а вот третий законопроект ещё у нас здесь на рассмотрении. Мы       
можем ещё раз вернуться к этому и действительно найти решение, собрав рабочую   
группу и рассмотрев все вопросы, чтобы выполнить поручение президента.          
Подчёркиваю, цена вопроса - 45,6 миллиарда рублей, на кону вклады 170 тысяч с   
лишним граждан.                                                                 
                                                                                
Теперь об этой поправке. Здесь мы предлагаем увеличить срок, когда возникают    
обстоятельства, при которых гражданин открывает вклад, например вклад с целью   
покупки квартиры. В законопроекте установлен срок три месяца, мы предлагаем     
увеличить его до 12 месяцев, потому что часто бывает, что обстоятельства        
заставляют гражданина держать деньги в банке гораздо больший срок, чем три      
месяца.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы эту          
поправку внимательно рассмотрели, консультировались и с Банком России, и с      
правительством. Это в принципе новая норма, касающаяся увеличения суммы         
возмещения по вопросам наследства, получения жилья, квартиры и так далее.       
Проанализировав международный опыт, мы всё-таки остановились на сроке три       
месяца, и комитет эту позицию поддержал. Возникал вопрос по наследству,         
поскольку процедуры наследования действительно могут затянуться - значит, в     
соответствии с нормой, которую мы прописали в законе, в отношении вопросов,     
связанных с получением наследства, фактически устанавливается срок девять       
месяцев. После процедур, связанных с получением права наследования, будет ещё   
три месяца, которые мы предусмотрели в законе для всех случаев. Вот такая       
ситуация. В принципе все считают, что трёх месяцев вполне достаточно, чтобы     
определиться, держать в соответствующем банке средства или не держать,          
перевести их в другой банк, снять и так далее.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование 3-я поправка. Комитет против её принятия.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               85 чел.18,9 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка 3 из таблицы поправок № 2 отклоняется.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. По 4-й поправке.                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Речь идёт о     
распространении действия норм законопроекта, принятого в первом чтении, на      
все правоотношения, которые возникли с момента отзыва лицензии у банков и до    
момента вступления в силу закона, таким образом мы придаём закону обратную      
силу. И даже то несущественное по численности количество граждан, которые       
попадают в эту категорию по закону, они могли бы получить защиту уже сейчас,    
а не после того, как будет... Защиту должны получить не только те, кто будет    
участвовать в правоотношениях после вступления в силу закона, - мы этой         
поправкой придаём закону обратную силу, но не расширяем категорию людей,        
которые могли бы получить защиту.                                               
                                                                                
Приведён аргумент о том, что, если мы увеличим количество людей, на которых     
распространяется действие закона, это повлечёт увеличение процентов,            
отчисляемых в фонд АСВ, в фонд страхования вкладов граждан. Это не так. Дело    
в том, что по поправке, которую мы отклонили, предусматривалось разовое         
действие, то есть мы один раз выплачивали бы людям сумму до 5 миллионов         
рублей, а дальше норма уже не действовала бы в той редакции, в которой мы       
предлагали. На мой взгляд, наши предложения были сбалансированы, но почему-то   
ни правительство, ни ЦБ по ним свою позицию так и не высказали.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, насчёт      
выплаты 5 миллионов рублей как разовой меры ещё один момент. Вот, закончилось   
действие, скажем, люди получили 5 миллионов по вкладам, сформированным в        
банке с отозванной лицензией, дальше это не действует. Вдруг у банка отзывают   
лицензию, и там люди начинают получать 1 миллион 400 тысяч рублей - какой у     
них вопрос возникает? Такой: насколько справедливое решение приняла Дума?       
Тем, кто раньше, мы выдали, этим не выдали - соответственно, возникает          
законный вопрос о справедливости.                                               
                                                                                
С этой нормой тоже есть проблема. Есть банки, по которым конкурсные процедуры   
уже завершены, и там люди получили либо 400 тысяч, как раньше, либо 700         
тысяч. Естественно, у этих людей будет возникать вопрос: почему мы получили     
эту сумму, а в случае, если банк находится в процедуре банкротства, люди        
получают 1 миллион 400 тысяч?                                                   
                                                                                
Придавая закону обратную силу, мы всегда рискуем получить ещё больше вопросов   
о справедливости решения. Комитет не поддержал эту поправку.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 4-я            
поправка. Комитет против её принятия.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 4.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. По 5-й поправке из таблицы № 2.      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагается распространить действие статьи 1, в которой     
речь идёт о новых мерах поддержки и увеличенных суммах, на три года назад. В    
принципе это приблизительно то же самое, что предлагал Валерий Карлович,        
только он предлагал пять лет с небольшим, а здесь три года. То есть как бы      
есть срок исковой давности, в противном случае многочисленные пикеты, сотни     
тысяч обращений в адрес Государственной Думы, требования вкладчиков, причём     
весьма справедливые, на мой взгляд, повиснут в воздухе, то есть на              
соответствующие правоотношения действие вновь принятого закона                  
распространяться не будет.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета.                                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ещё один момент хотел бы отметить. Системой страхования вкладов   
сейчас защищены более 90 процентов вкладчиков, то есть суммы, превышающие 1     
миллион 400 тысяч рублей, на вкладе в банке меньше чем у 10 процентов точно,    
по некоторым данным, не более чем у 3 процентов. Все остальные граждане         
получают в полном объёме суммы, которые находятся на вкладах. Вот это тоже      
прошу иметь в виду. Ну а все остальные аргументы я, отвечая на предложение      
Валерия Карловича, уже привёл.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 5-я поправка из таблицы           
поправок № 2. Комитет против её принятия.                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 5.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении, 7-й      
вопрос.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования. (Шум в зале, выкрики.)                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Что за народ...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, что значит "что за народ"? Вы о чём            
говорите? Николай Васильевич, правильно говорят.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Ну вы же без маски.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я-то веду, работаю.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. А я что делаю?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы приходите и инфицируете. (Оживление в зале.) Ну а    
что тут?.. У вас есть рабочее место, вы там работаете. Специально вот Иван      
Иванович отодвинулся, Александр Дмитриевич сейчас отодвинулся. Сейчас,          
допустим, они заменят меня - я отодвинусь от них. "Что за народ"... Молодцы!    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не ворчите. Потому что вы ворчите без маски, а рядом      
вот он воду пьёт - тоже без маски, а сзади первый заместитель руководителя      
фракции - тоже без маски, а вы ворчите и их можете инфицировать. Замечания      
всегда полезны.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, минуточку.                                            
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ну сбил! Я и говорю, здесь работать надо, за всем следить, учитывать,           
слышать, а когда сбивают, понятно, отвлекаешься.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, за - 331, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект     
во втором чтении принят.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу           
поставить законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается решение.        

Заседание № 261

05.12.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 757296-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3766 по 4279 из 5578
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования системы   
обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации). Докладывает   
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на    
страховую защиту денежных средств некоммерческих организаций социальной         
направленности, таких как садоводческие товарищества, огороднические            
товарищества, товарищества собственников жилья, гаражные и                      
гаражно-строительные кооперативы, жилищные и жилищно-строительные               
кооперативы, религиозные организации и, конечно же, благотворительные           
организации.                                                                    
                                                                                
Одновременно предлагается увеличить сумму страхового возмещения для отдельных   
категорий граждан, прежде всего это касается тех, кто продал жильё, либо дом,   
либо землю, либо какие-то строения, находящиеся на этой земле, сумма            
возмещения в этих случаях увеличивается до 10 миллионов рублей. Также норму     
об увеличении страхового возмещения до 10 миллионов рублей предлагается         
установить в отношении денежных средств, размещённых на счетах вкладчиков,      
при наличии особых обстоятельств, к которым относятся в том числе получение     
наследства, возмещение ущерба, причинённого жизни и здоровью или личному        
имуществу, получение социальных выплат и пособий, исполнение решений суда,      
получение грантов в форме субсидий.                                             
                                                                                
Хотел бы отметить, что сейчас у нас, по данным регистрирующих органов, 583      
тысячи некоммерческих организаций, из них 175 тысяч, то есть примерно треть,    
- это организации социальной направленности, на их счетах находится около 1,5   
триллиона рублей. По нашей просьбе Агентство по страхованию вкладов провело     
расчёты, конечно, примерные, исходя из которых, если мы примем закон,           
ответственность АСВ будет составлять примерно 24 миллиарда рублей. Но при       
этом надо понимать, что такая ответственность может возникнуть, только если     
все кредитные организации лишатся лицензии, что явно невозможно. Если           
говорить о ситуации, которая у нас сложилась на сегодняшний день, то с          
декабря 2014 года, когда вступили в силу нормы, увеличивающие сумму             
возмещения до 1,4 миллиона рублей, в стадии ликвидации находится 286 банков,    
в этих банках держали счета 3218 социальных некоммерческих организаций, общая   
ответственность АСВ по таким организациям составляет 668 миллионов рублей. То   
есть можно говорить о незначительной нагрузке на фонд АСВ, если предложенный    
вашему вниманию законопроект будет принят.                                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузьмин Андрей Альбертович.                                                     
                                                                                
КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! У меня такой вопрос. Законопроект,              
несомненно, нужен, если говорить о концепции, но почему там такой               
ограниченный круг лиц? Почему мы сейчас не затрагиваем тех, кто уже пострадал   
от произвола банков? Я говорю о категории, к которой относятся вкладчики        
банка "Югра" и так далее. Ведь это Центробанк где-то не проконтролировал        
ситуацию, а отвечает, как всегда, физлицо. Мне кажется, нужно внести            
расширенный список пострадавших, чтобы они имели возможность возместить         
понесённые убытки и чтобы такие страховые случаи были учтены.                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Вопрос понятный. Понятно, что хотелось бы включить как можно      
больше пострадавших от отзыва лицензии лиц, и этот список пытались расширить.   
Мы, понятное дело, законопроект готовили в дискуссиях с Банком России, с        
Агентством по страхованию вкладов, с Минфином. На данный момент при внесении    
законопроекта в первом чтении мы ограничились этим списком, поскольку этот      
список и Банк России, и Минфин, и АСВ поддерживают. Здесь, кстати,              
присутствуют представители и Банка России, и Минфина и руководитель Агентства   
по страхованию вкладов. Вот мой ответ: мы внесли тот список, который            
согласован с Центральным банком и с исполнительными органами власти.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, при обсуждении этого вопроса присутствуют Алексей            
Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов, Алексей Геннадьевич        
Гузнов, директор Юридического департамента Центрального банка, и Исаев Юрий     
Олегович, генеральный директор государственной корпорации "АСВ".                
                                                                                
Следующий вопрос, Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                    
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, первый вопрос: будет ли закон иметь        
обратную силу? И второй вопрос: вот эти 24 миллиарда рублей - это риски         
исключительно АСВ и бюджета либо каким-то образом будут увеличены страховые     
выплаты от банков, а соответственно, например, снижены проценты по депозитам    
для всех?                                                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Начну со второго вопроса. Нагрузка на банки возрастает по мере    
увеличения количества застрахованных лиц. Если мы увеличиваем количество        
застрахованных лиц, то, естественно, суммы, которые приходятся на этих лиц,     
входят в общую базу для расчёта отчислений в систему страхования вкладов.       
Коэффициент не увеличивается, а база для расчёта увеличивается. И в этом        
плане, да, больше денег будет поступать в систему страхования.                  
                                                                                
Если же говорить об...                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Нет, мы не предлагаем. Там есть одна норма, она касается          
валютных вкладов, но мы её ко второму чтению постараемся отменить, так          
сказать. По крайней мере, это мой личный подход: я считаю, что не надо эту      
норму прописывать в законодательстве.                                           
                                                                                
Что касается обратной силы, законопроект не имеет обратной силы. По крайней     
мере, не предполагается этот вариант.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня несколько вопросов, постараюсь быстро их задать.                         
                                                                                
Первое. Я бы хотел, чтобы ответили представители и Минфина, и АСВ, и ЦБ по      
поводу возможности применения этого закона в ситуациях, в которых оказались     
граждане - вкладчики банков, у которых на данный момент отозваны лицензии.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Есть ли у вас данные о количестве средств, которые потребуются от       
АСВ, если мы эту норму распространим буквально на всех вкладчиков, то есть      
поднимем предел страхового возмещения до 10 миллионов рублей и распространим    
на всех вкладчиков банков, которые сейчас находятся в процедуре банкротства?    
И если эта цифра, размер страхового возмещения, будет не 10 миллионов рублей,   
а, например, 2 миллиона или 5 миллионов? Вот, пожалуйста, дайте цифры и вашу    
позицию в отношении такого расширения действия этого закона.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, ну, начните, наверное, вы, а        
потом распасовывайте, кто дальше будет помогать вам.                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я начну с того, что, если посчитать сумму ответственности АСВ в   
отношении тех организаций, которые мы сейчас включили в список в целях защиты   
системой страхования, эта сумма будет очень маленькая - меньше миллиарда        
рублей. Но для этого должно быть решение, чтобы, если закон будет принят, он    
имел обратную силу, распространялся, например, на те организации, которые       
находятся сейчас в стадии ликвидации, их более 400, кстати. Причём там есть     
ещё одна сложность, которая связана с тем, что сумма возмещения была разная:    
есть такие, где сумма возмещения была 100 тысяч, есть такие, где 400 тысяч,     
700 тысяч, следующая - 1,4 миллиона. И вот возникает вопрос: как здесь          
применить обратные нормы? Это требует серьёзной дискуссии, и готовы ли к        
этому исполнительная власть и Банк России - пусть они ответят. Вот я хотел бы   
попросить их ответить на эти вопросы. Может, Алексей Владимирович начнёт?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович.                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Валерий Карлович, мы с вами много раз обсуждали этот вопрос, и летом, и         
сейчас. Конечно, вопрос некоей базовой справедливости действительно является    
важным в данной ситуации.                                                       
                                                                                
Я согласен полностью с Анатолием Геннадьевичем, мы поддерживаем то, что он      
сказал, мы поддерживаем ту редакцию, которая сейчас рассматривается, за         
небольшими исключениями. Ну, нам с вами предстоит второе чтение, и я думаю,     
что по отдельным социальным ситуациям, в отдельных, исключительных совершенно   
случаях можно будет подумать о каком-то таком варианте, по аналогии с тем,      
что было сделано в отношении валютных ипотечников.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, хочет ли кто-то из приглашённых что-либо добавить?                     
                                                                                
Да, пожалуйста, Гузнов Алексей Геннадьевич, Банк России.                        
                                                                                
ГУЗНОВ А. Г., директор Юридического департамента Центрального банка             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотел бы напомнить, что этот вопрос           
ставился при обсуждении основных направлений денежно-кредитной политики и       
тогда мы говорили о допустимости проведения дискуссии, но в то же время и о     
сложности самого процесса в том числе с точки зрения справедливости: до         
какого уровня, какие банки должны попадать в это и каков источник этого         
механизма? Я думаю, что, действительно, в рамках подготовки ко второму чтению   
эти вопросы подлежат дополнительному обсуждению, в этом я согласен с Алексеем   
Владимировичем.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Олегович Исаев, генеральный директор госкорпорации   
"АСВ".                                                                          
                                                                                
Юрий Олегович, пожалуйста.                                                      
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О., генеральный директор государственной корпорации "Агентство по      
страхованию вкладов".                                                           
                                                                                
Добрый день, коллеги! Я назову цифры. Если мы будем говорить о цифре 10         
миллионов, то, если считать обратным счётом, дополнительно потребуется          
примерно 100 миллиардов рублей; 5 миллионов даст примерно 70 миллиардов         
рублей; 2 миллиона - порядка 50 миллиардов рублей. То есть вот эти цифры надо   
иметь в виду, когда будете обсуждать возможность придания закону обратной       
силы.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы завершились.                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Анатолий Геннадьевич. Вы хотели ещё что-то сказать? У вас       
заключительное слово будет, Анатолий Геннадьевич.                               
                                                                                
Желающие выступить? Есть.                                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Приглашённые коллеги, пока присаживайтесь.                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дивинский Игорь Борисович, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! За три квартала     
только этого года АСВ выплатило вкладчикам по страховым случаям 39,5            
миллиарда рублей, а страховые случаи наступили в отношении 16 банков -          
участников системы страхования вкладов. При этом у 91,2 процента вкладчиков     
лишившихся лицензий банков, а это 122 тысячи человек, страховка полностью       
покрыла сумму вкладов. Вместе с тем как быть оставшимся почти 9 процентам       
вкладчиков? При этом ещё надо принимать во внимание, что всё-таки 2019 год      
был относительно спокойным в банковском секторе в отношении отзыва лицензий у   
крупнейших игроков относительно потерь вкладчиков в прошлые годы, которые       
исчислялись совершенно другими объёмами. Пик расходов пришёлся на 2016-2017     
годы, когда по 129 страховым случаям был выплачен 1 триллион рублей             
возмещения 1,5 миллиона вкладчиков, - тогда денег в фонде страхования вкладов   
могло бы не хватить на текущие выплаты, - и это выплаты только тем              
вкладчикам, сумма вклада которых не превышала установленного размера 1,4        
миллиона рублей. С конца 2017 года АСВ вернуло в общей сложности, включая       
вклады и юридических, и физических лиц, 152 миллиарда рублей, тем не менее на   
1 сентября остаток задолженности составляет 690 миллиардов рублей. По данным    
АСВ, уровень удовлетворения требований кредиторов сейчас исторически самый      
большой за всё время существования АСВ, и этот самый большой уровень на 1       
сентября 2019 года достиг рекордных, ну, к сожалению, почти 45,5 процента,      
это средний размер удовлетворения требований всех очередей кредиторов. На       
выплаты кредиторам направлено 442 миллиарда рублей, при этом остаётся за        
рамками количество несчастных вкладчиков, людей, семей, которые никогда не      
получат возмещения сумм, превышающих установленный уровень страхования вклада   
1,4 миллиона рублей. А ведь нередко это были накопления всей жизни или          
разовые суммы от крупных сделок, таких как продажа недвижимости, получение      
гранта на обучение, сбор денежных средств на лечение или в других самых         
уязвимых в жизни каждого человека ситуациях.                                    
                                                                                
Этим, несомненно, очень важным законопроектом предлагается увеличить сумму      
страхового возмещения с существующего 1,4 миллиона рублей до 10 миллионов       
рублей в ситуациях, когда повышенный остаток на счёте образуется от продажи     
жилья или земельного участка, на котором расположен жилой или садовый дом, в    
результате получения наследства, возмещения ущерба, причинённого жизни,         
здоровью или личному имуществу, при получении социальных выплат или пособий,    
исполнении решений суда, получении гранта в форме субсидии или на счёте         
эскроу, открытом для расчёта по договору участия в долевом строительстве. С     
принятием этого закона мы сделаем огромный шаг в деле совершенствования         
системы страхования вкладов в отношении граждан, попавших в сложную жизненную   
ситуацию. И что немаловажно, Агентство по страхованию вкладов заверило, что     
принятие этого закона не приведёт к росту отчислений банков в Фонд              
обязательного страхования вкладов, а следовательно, к удорожанию услуг для      
всех клиентов банков.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать однозначно за этот законопроект.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции, Валерий Карлович?             
                                                                                
От фракции выступление.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! За обсуждением        
этого законопроекта наблюдают тысячи, если не десятки тысяч граждан, попавших   
в трудную жизненную ситуацию, в связи с тем что они потеряли последнее в        
наших российских банках, у которых ЦБ отозвал лицензию. Вот я эту папочку       
вынес сюда - здесь судьбы людей, они описали свои жизненные ситуации, и без     
слёз это читать невозможно, нельзя. Кто желает, потом подойдите почитайте,      
если у кого-то есть, скажем так, сомнения в том, надо этим людям помогать или   
нет: прочитайте эти истории - у вас все сомнения отпадут. Это первое.           
                                                                                
Второе. Закон, который мы сегодня обсуждаем, решит проблемы этих граждан?       
Нет, не решит, потому что, как вы знаете и уже было сказано, он не имеет        
обратной силы и на этих граждан распространяться не будет. Да, конечно, во      
втором чтении мы можем это поправить, и надеюсь, что мы это сделаем.            
                                                                                
Далее я скажу о том, что нужно поправить в этом законе, чтобы он хоть что-то    
сделал для этих людей, чтобы мы действительно сделали шаг, как только что       
было сказано, в деле защиты этих граждан. Хотя бы какой-то шаг. Пока что мы     
никакого шага в этом направлении не делаем. Да, безусловно, закон даже в этой   
редакции - это положительный шаг, но это настолько микроскопический шаг, что,   
ну, мне даже стыдно об этом говорить. И чтобы это не было имитацией заботы о    
гражданах, а чтобы это был настоящий закон, который мы принимаем, заботясь о    
гражданах, я сейчас скажу, что нужно сделать.                                   
                                                                                
Ну, скажу, что два законопроекта, которые мы должны были бы сегодня             
обсуждать, - вот они у меня - внесены были в Государственную Думу 3 апреля      
этого года. Ни на тот, ни на другой мы сначала не получили никакого             
заключения, нам их комитеты вернули, а потом мы получили отрицательные          
заключения (в одном случае отзыв, в другом случае заключение) правительства.    
И до сих пор профильные комитеты их не рассмотрели. Причём они в разных         
профильных комитетах размещены. И если говорить о законопроекте, в котором мы   
предлагаем всех вкладчиков со вкладами до 10 миллионов рублей поставить в       
очереди до АСВ, то могу сказать, что его рассмотрение предполагается аж в       
марте следующего года, то есть его вообще никто не собирается рассматривать.    
Законопроект, которым повышается размер страхового возмещения для граждан,      
попавших в трудную жизненную ситуацию, второй законопроект из этих двух, тоже   
пока не был рассмотрен, и мы имеем отрицательное заключение правительства.      
                                                                                
Я не настаиваю на авторстве и так далее. Мне всё равно, под чьим авторством     
будет принят закон, главное, чтобы он был принят, поэтому я сосредоточу своё    
и ваше внимание на обсуждении того законопроекта, который мы сейчас             
рассматриваем. Можно из него сделать вот эти два закона? Можно. Для этого       
нужно внести поправки во втором чтении. Какие?                                  
                                                                                
Первая принципиальная поправка: нужно распространить действие этого закона на   
ситуации, в которых оказались банки, у которых отозвана лицензия на момент      
вступления в силу этого закона. Вот ещё раз скажу, формулировка такая... не     
то что обратная сила за весь период, нет, только там, где не закончена          
процедура банкротства, где сейчас АСВ находится в процессе и все данные у АСВ   
имеются. Это первое замечание. Вот это нужно обязательно ко второму чтению      
внести. Тогда люди, которые стоят у стен Думы и которые к вам подходят каждый   
раз, поймут, что вы действительно для них что-то сделали, а не поставили        
галочку, что приняли какой-то добрый законопроект, который, скажем так, мало    
что меняет.                                                                     
                                                                                
Дальше, заместитель министра финансов сказал, что они готовы рассмотреть,       
скажем так, распространение действия этого закона на людей в трудных            
жизненных ситуациях через механизм, который применялся при поддержке валютных   
ипотечников. Вот у нас есть постановление правительства - я его взял,           
распечатал - № 373 от 20 апреля 2015 года. Здесь расписан механизм, и этот      
механизм отработан.                                                             
                                                                                
Потише, пожалуйста.                                                             
                                                                                
Через этот механизм было потрачено 7,5 миллиарда рублей, и мы практически 90    
процентов ситуаций с валютными ипотечниками разрешили. Осталось немного,        
надеюсь, что сейчас при поддержке ЦБ и доброй воле банков, которые не пошли     
навстречу валютным ипотечным заёмщикам, мы этим оставшимся 150-200 семьям       
поможем. Этот механизм можно было бы использовать, расширив его, расширив       
критерии вступления в эту программу для тех граждан, которые оказались в        
такой же ситуации, как и валютные ипотечники, которым мы помогали в прошлые     
годы. Теперь они вкладчики, они потеряли самое последнее, многие из них         
копили деньги на единственное жильё и не смогли ими воспользоваться.            
                                                                                
Сейчас я перечислю группы граждан, на которые можно было бы распространить      
действие этого закона, если мы говорим о трудных жизненных ситуациях.           
Подчёркиваю, можно на всех, и, я считаю, правильно было бы на всех граждан      
распространить эту норму, но, если не получается на всех и если у нас           
средства ограничены, давайте самым обездоленным поможем, это будет правильно    
и справедливо. Мы предлагаем (это сами вкладчики мне прислали, они              
предлагают) следующие категории граждан: инвалиды первой и второй групп,        
ветераны труда, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка-инвалида, ветераны    
Великой Отечественной войны (вдумайтесь!), блокадники, "чернобыльцы" (те, кто   
дожил до сегодняшнего дня), ветераны боевых действий. И я бы добавил ещё        
семьи погибших участников военных действий, пенсионеров - детей войны. Вот      
можно было бы на них это распространить и, расширив на эти категории граждан,   
этот механизм использовать.                                                     
                                                                                
Посчитаем, сколько денег нужно. Руководитель Агентства по страхованию вкладов   
привёл цифры, но это гипотетические потери в ближайшие пять лет, я же говорю    
суммарно: что сейчас есть и что будет в ближайшие пять лет. А если мы примем    
решение, что вот для этих категорий граждан будет действовать эта норма -       
отсекательная норма, только для тех категорий граждан, чьи вклады потеряны в    
банках, которые в данный момент находятся в процедуре банкротства, то есть,     
скажем так, ни до, ни после она не будет действовать, - если мы её разово       
применим и поможем этим гражданам, то цифры будут совсем другие. Если у нас     
не хватает денег всем помочь, для всех установить предел до 10 миллионов        
рублей - а, по данным того же АСВ, на это нужно примерно 50 миллиардов          
рублей, - то давайте попробуем сделать...                                       
                                                                                
Можно ещё минуту мне, пожалуйста?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, минуту, но не секундой больше.          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Минуту, больше не нужно. Спасибо.                                 
                                                                                
Можно попробовать до 5 миллионов, даже до 3 миллионов рублей, но сделать это    
надо для всех, попробовать. Посчитайте, у АСВ данные есть. Да, потребуется      
потратить какие-то деньги, но мы это уже делали. Я ещё раз говорю, мы на        
предыдущую программу потратили 7,5 миллиарда рублей, и если мы столько же       
потратим на решение проблем вкладчиков, то в 95 процентах случаев мы проблему   
решим!                                                                          
                                                                                
Если мы оставим законопроект в том виде, в котором он представлен сейчас, вы    
знаете, что касается физических лиц, он коснётся нескольких десятков, в         
лучшем случае нескольких сотен граждан, а помощи ждут десятки тысяч граждан!    
Причём там суммы не астрономические, далеко не у всех 10 миллионов, там и 500   
тысяч, и 200 тысяч, 100 тысяч.                                                  
                                                                                
Коллеги, наша фракция поддерживает этот законопроект, и призываю вас во         
втором чтении его доработать.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, от фракции?                                               
                                                                                
Выступление от фракции.                                                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, законопроект действительно в большей      
степени имеет профилактическое значение, потому что его действие не будет       
распространяться на десятки тысяч обманутых, в том числе на тех, кто            
регулярно стоит перед зданием Государственной Думы.                             
                                                                                
Нам говорило до этого правительство, мол, пострадавшими, не уложившимися в      
установленный лимит, является приблизительно 10 процентов общего количества     
вкладчиков, но это не значит, что среди этих 10 процентов особенно              
обеспеченные, что это исключительно люди, имеющие какие-то сверхдоходы.         
Валерий Карлович абсолютно верно сказал, среди них есть группы: кто-то копил    
всю жизнь на жильё, кто-то потерял деньги, которые собирал на лечение, есть     
другие конкретные категории, которые можно выделить и вполне можно              
распространить на них действие этого закона, причём в отношении тех банков,     
которые действительно банкротятся в настоящее время. Нам назвали их, таких      
организаций 280, и сумма, даже если мы говорим о космической сумме 100          
миллиардов рублей, в случае отбора наиболее нуждающихся будет гораздо меньше,   
мы это прекрасно понимаем.                                                      
                                                                                
Другое дело, что следом мы закроем острейшую проблему. И это не проблема        
именно этих вкладчиков, которые якобы неправильно выбрали финансовую            
организацию, не туда вложили, сами не подумали, как пытаются некоторые          
обвинить их, - это проблема государства, потому что именно Центробанк был       
ответствен за деятельность этих самых банковских структур. Мы знаем, что 80     
процентов банкротящихся банков банкротятся из-за умышленных действий их         
руководителей - по выводу средств за границу, по выводу этих самых активов, -   
действий, не пресечённых вовремя ни правоохранительными органами, ни самим      
Центробанком, поэтому ответственность, как минимум не меньшая, лежит на         
государственных органах, которые вовремя не предотвратили эту угрозу. И то,     
что эта работа пошла, то, что удаётся возмещать уже 45 процентов долга, -       
это, конечно, здорово, потому что ещё вчера-позавчера мы видели цифры 8         
процентов, 12 процентов (это то, что осталось в активах банка, после того как   
он обанкротился). 45 процентов - это здорово, продолжать работу в этом          
направлении нужно.                                                              
                                                                                
Ну и на будущее, мне кажется, распространяя эту норму, возмещение до 10         
миллионов рублей, на всех остальных, стоит подумать, может быть, об особом      
характере страхования этих вкладов, чтобы у человека был выбор: либо он на      
общих основаниях вкладывает средства и получит 1,4 миллиона рублей, как         
сейчас, либо у него при депозите процент будет поменьше, но зато ему            
гарантируется возврат до 10 миллионов. Соответствующий механизм, я думаю,       
можно разработать и прописать. И тогда человек сам будет думать и сам решать,   
каким механизмом ему воспользоваться: вложить под более высокие проценты, но    
с большим риском либо под меньшие проценты, но с меньшим риском и               
гарантированно иметь возможность получить потом всю сумму от Центробанка.       
                                                                                
Фракция КПРФ поддержит этот законопроект и будет вносить поправки, о которых    
я только что сказал.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, пожалуйста, заключительное слово.                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел бы выразить     
несогласие со своим товарищем Валерием Гартунгом по поводу ничтожности          
значения этого законопроекта.                                                   
                                                                                
В Чувашии, к сожалению, недавно была отозвана лицензия у                        
"Чувашкредитпромбанка", и более 180 ТСЖ со средним вкладом около 300 тысяч      
рублей лишилось своих средств, которые могли бы быть потрачены на ремонт        
жилья, на благоустройство прилегающей территории. К сожалению, сейчас они в     
сложном положении и призывают, в том числе меня, применить к норме, которую     
мы сегодня рассматриваем, обратную силу. То есть законопроект имеет очень       
важное значение. Отзывы лицензий, к сожалению, продолжаются, правда, их стало   
намного меньше, в этом году, например, вдвое меньше, чем в прошлом, тем не      
менее никто не защищён от этого, такие страховые случаи будут возникать,        
поэтому важно законопроект принять.                                             
                                                                                
Валерий Карлович ещё упрекнул в том, что один из законопроектов не              
рассматривался в комитете.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, я так услышал.                                                
                                                                                
Так мы же договорились, Валерий Карлович, что до рассмотрения этого             
законопроекта не будем рассматривать тот, потому что, если правительство        
отклонит твой закон, потом поправки оно вряд ли поддержит, так как один раз     
уже не поддержало. Так что в данном случае мы из тактических соображений        
договорились пока не рассматривать соответствующий законопроект.                
                                                                                
И по поводу придания закону обратной силы. Здесь Алексей Владимирович Моисеев   
очень интересное предложение высказал: применить нормы, касающиеся ипотечных    
валютных заёмщиков. Мы в комитете обязательно всё внимательно посмотрим,        
посчитаем - приглашаем всех депутатов подключиться к соответствующей работе,    
потому что это касается всех регионов страны. Ну и рассчитываю на то, что мы    
сообща, причём в короткие сроки, - мы взяли на себя обязательство - уже в       
декабре, постараемся всё рассмотреть и принять законопроект в окончательном     
чтении.                                                                         
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.                               
                                                                                
Спасибо всем приглашённым.