Заседание № 238
22.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 756747-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3802 по 4051 из 8606
19-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак. СТОРЧАК С. А. Уважаемые депутаты, вносимый на ратификацию законопроект является частью ряда комплексных мер, которые принимает Правительство Российской Федерации при поддержке Государственной Думы в целях усиления евразийской интеграции. Создание Российско-Кыргызского фонда развития - это один из элементов интеграционного процесса, и в этом, собственно говоря, его политическое значение. Что касается финансовой стороны вопроса, хочу обратить ваше внимание лишь на некоторые аспекты. Во-первых, фонд будет обладать существенным полностью уплаченным капиталом в размере 500 миллионов долларов США, который полностью финансируется за счёт средств федерального бюджета в соответствии с согласованным с киргизской стороной графиком. Этот график имеется в материалах, и сразу скажу, что мы его выполняем: на сегодняшний день партнёры получили на счета в центральном банке 150 миллионов долларов США для начала развития операций фонда. Во-вторых, фонд предусматривает финансирование проектов, которые будут стимулировать развитие экономики в Киргизии, ну и не только. Одна из задач фонда - это развитие интеграционных процессов, прежде всего между предприятиями Российской Федерации и предприятиями Киргизской Республики. Фонд хотя и получил такое наименование, но по существу является многосторонним банком развития, поскольку сформирован, создан как международная организация, его активы и имущество обособлены от имущества договаривающихся сторон, фонд и его сотрудники пользуются иммунитетами и привилегиями, характерными для международной организации, в том числе освобождаются от налогообложения. Именно все эти обстоятельства и предполагают необходимость ратификации соглашения об учреждении Российско-Кыргызского фонда развития. В настоящее время сформированы органы управления - это совет фонда, правление фонда. Проведено первое заседание совета фонда, на котором утверждены внутренние документы, обеспечивающие его практическую деятельность, например регламент о заёмной политике, регламент о размещении временно свободных средств и другие документы, традиционно принимаемые на этапе формирования подобного рода организаций. Мы исходим из того, что уже в ближайшие дни правление фонда приступит к практической работе, поскольку вопросы согласования сметы, размещения фонда уже решены. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Эдуардович Слуцкий. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать о том, что на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета было принято важнейшее решение о присоединении - уже полнокровном и окончательном - Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. И сегодня мы ратифицируем этапное соглашение, потому что без Российско-Кыргызского фонда развития, к сожалению, было бы сложно пройти тот путь, который отделял Кыргызстан два года назад от сегодняшнего полноценного участия в процессах евразийской экономической интеграции. В деятельности фонда не предусмотрены, например, энергетические проекты, потому что в этой сфере два крупнейших инфраструктурно значимых для экономики Кыргызстана проекта уже реализуются при участии российских компаний "РусГидро" и "Интер РАО" - имеются в виду Камбаратинская ГЭС и Верхне-Нарынский каскад гидроэлектростанций. Сегодня мы, конечно, должны вспомнить весь тот, ещё раз повторю, непростой путь, который проделал Кыргызстан по евразийскому вектору развития. Были приняты весьма непростые решения, которые касаются не только экономики, но и, безусловно, политической, скажем так, части спектра. Мы помним, как решением парламента сразу в трёх чтениях два года назад был ратифицирован Договор о зоне свободной торговли, как одномоментно руководство Кыргызстана приняло решение о выходе из соглашения с Соединёнными Штатами по базе "Манас", - всё это и многое другое говорит об устойчивом стремлении руководства страны идти по евразийскому вектору развития. Да, конечно, в данном случае мы вкладываем бюджетные средства, но в отношении Евразийского экономического союза, как никогда, верна пословица о том, что, проигрывая в малом, выигрываешь в большом, равно как и наоборот, - это золотое правило механики, которое именно здесь как раз и проявляется. Я хочу попросить всех коллег поддержать ратификацию данного соглашения. Мы будем голосовать за эту ратификацию практически накануне визита в Россию спикера парламента Кыргызстана Асылбека Шариповича Жээнбекова, в ходе которого мы будем в первую очередь обсуждать сотрудничество между нашими парламентами в сфере евразийской экономической интеграции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы, прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Анатольевич, вот Леонид Эдуардович, выступая, сказал такую фразу: проигрывая в одном, выигрываем в другом. Так вот я хотел бы уточнить: вкладывая деньги в развитие Киргизии (по-старому скажу - "Киргизии"), что получит Россия? Только, если можно, конкретно: скажем, 2016 год - вернётся 200 миллиардов рублей, 2017 год - 100 миллиардов, к примеру. Что мы получим? Мы же должны считать свои деньги! Это первое. И второе. Вот этот смешанный фонд - у нас ведь если фонд, то обязательно хищения, - этот смешанный фонд может проверять наша Счётная палата или он будет ей неподвластен? А в таком случае кто вообще его сможет проверять, в том числе проверять, насколько эффективно деньги наших налогоплательщиков будут использоваться на благо России? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопросы. Ну, если не касаться политических аспектов факта учреждения фонда, интеграционных процессов, то на вопрос "что мы получим?" следует простой ответ: мы получим возможность финансировать российский экспорт в Республику Киргизия, а это загрузка предприятий, загрузка мощностей. Насколько я знаю, один из ближайших проектов, который будет финансировать фонд, - это создание так называемой товарораспределительной сети, обеспечивающей загрузку киргизских предприятий в области сельского хозяйства, это экспорт в нашу сторону и одновременно поставка в Киргизию продукции сельскохозяйственного машиностроения для целей создания местного лизингового предприятия, ну, или того, что раньше в СССР называлось машинно-техническими станциями, то есть мы получим экспорт, загрузку мощностей, рабочие места. В дальнейшем, я надеюсь, этот процесс будет только развиваться, и в итоге эти средства фонд не проест, они возвратятся. Что касается проверки, то напомню, что фонд только называется фондом, тогда как на самом деле это международная организация, а международную организацию проверяет соответственно внутренний аудит, который будет сформирован внутри этой организации, и также будет внешний аудит. Что касается Счётной палаты, то в соответствии с её полномочиями она такие институты не проверяет. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Анатольевич, с одной стороны, вы говорите, что фонд - международная организация (вы, может быть, к такому понятийному инструментарию привыкли, но, в общем-то, он крайне необычен), однако даже в российском законодательстве о некоммерческих организациях есть норма, которая существует, по-моему, последние лет пятнадцать, в соответствии с которой фонд - это одна из форм некоммерческой организации; с другой стороны, вы говорите о нём как о банке развития. Вот сейчас идёт трансляция - могли бы вы для тех, кто нас смотрит и слушает, всё-таки объяснить правовой статус фонда? Потому что с правовой точки зрения сказать, что фонд является международной организацией, - это, мягко говоря, некорректно. Дайте более развёрнутое пояснение по данному вопросу, чтобы всем было понятно. СТОРЧАК С. А. Прежде всего, для того чтобы понять специфику этой структуры, необходимо посмотреть на те функции и полномочия, которые она получила по международному соглашению между Российской Федерацией и Киргизией в соответствии с согласованным и принятым уставом. Так вот в числе этих функций есть право на привлечение заёмных средств и право на предоставление кредитов, это означает, что ресурсы этой организации будут использоваться на условиях срочности, платности и возвратности - это признаки деятельности коммерческого банка, банка развития. Никакой благотворительности здесь не ожидается, за исключением создания специального фонда (в будущем - фонда внутри фонда), с помощью средств которого нам необходимо будет оказывать поддержку мелким и средним предпринимателям для правильного оформления заявки на получение кредитных ресурсов этой организации. Из такого пояснения, я думаю, вытекает и смысл создания этого обособленного института. На каком-то этапе мы пытались сделать фонд в виде некой копилки и отдать его в управление, допустим, Евразийскому банку развития, однако партнёры посчитали более важным, чтобы внутри финансовой системы республики появился большой, крупный финансовый институт, который был бы флагманом с точки зрения корпоративной этики и с точки зрения соблюдения закупочных принципов, в том числе экологических, и так далее, и тому подобное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Сергею Анатольевичу. Я нисколько не сомневаюсь в том, что нам необходимо развивать отношения со странами Евразийского экономического союза, - всё это правильно, однако уже звучали вопросы о деньгах (я всегда социальные вопросы задаю): на детей 3 миллиарда рублей не можем найти - и ничего, а тут сразу 150 миллионов долларов! Поэтому нам интересно, кто будет в правлении этого фонда, будут ли наши и другие представители? Это первый вопрос, короткий. И второй. Вдруг, не дай бог, ухудшатся отношения с Киргизией - как этот независимый фонд, который, я так понимаю, находится там, на их территории, будет реагировать: как независимый или всё-таки деньги у нас улетят в трубу? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопросы. Первый вопрос - относительно состава органа управления - принципиальный. Совет управления, как высший орган этой структуры, состоит из трёх представителей Российской Федерации и двух представителей киргизской стороны. Председателем Совета фонда решением Правительства Российской Федерации назначен ваш покорный слуга, что, собственно говоря, и дало мне возможность провести первое заседание совета фонда. В правлении фонда, который также состоит из пяти человек, картина зеркальная: три представителя Киргизской Республики - правление работает на местах, отбирает проекты, лучше знает местную специфику, поэтому логично, что в административно-исполнительном органе больше представителей Киргизии, - а от Российской Федерации участвуют два представителя. По согласованию с Министерством экономического развития было решено, что одним из участников, членов правления станет нынешний торговый представитель Российской Федерации в Киргизии, то есть человек, который наверняка хорошо разбирается в местной специфике, в бизнесе и в состоянии экономического развития страны. Что касается будущего, такого особенно мрачного будущего... Ещё раз хочу подчеркнуть, что это международная организация, активы которой обособлены, что это международная организация, которая обладает полным иммунитетом, то бишь её средства не могут быть национализированы, изъяты, экспроприированы и так далее. Плюс по тем документам, которые мы согласовали, - это и соглашение, и устав - членам фонда, сотрудникам, профессионально работающим в фонде, запрещено участвовать в политической деятельности как в Российской Федерации, так и в Республике Киргизия, что, на наш взгляд, обеспечивает независимость этого института от политической конъюнктуры, в разумных пределах конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Лебедев Олег Владимирович - единственный желающий. Включите микрофон депутату Лебедеву Олегу Владимировичу. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дорогие коллеги, я в первую очередь обращаюсь к Владимиру Николаевичу по поводу денежных средств: их, конечно же, надо экономить и надо считать - это абсолютно правильно и справедливо, но давайте вернёмся к ближайшим событиям. Если говорить об Украине, то могу сказать, что Соединённые Штаты Америки потратили несколько миллиардов долларов, для того чтобы разрушить эту страну, а в данном соглашении мы говорим о том, чтобы потратить денежные средства на созидание, на создание новых рабочих мест, на укрепление экономических связей между нашими странами, то есть мы говорим о созидании и о мире. А когда денежные средства выделяются на то, что касается созидания и мира, я всегда предлагаю поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7406 по 7423 из 8606
19-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 23 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.