Заседание № 268
15.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 756340-6 "О внесении дополнения в статью 2-3 Федерального закона "О недрах" (в части расширения перечня участков недр местного значения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5684 по 5890 из 7293
42-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 2-3 Федерального закона "О недрах". Доклад Федота Семёновича Тумусова. Пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, в одном из ноябрьских номеров журнала "Российская Федерация сегодня", который является официальным органом Федерального Собрания, написано, что Россия является родиной мамонтов, там же написано, что мы очень скоро станем свидетелями клонирования мамонта. Мамонты вымерли 10-11 тысяч лет назад, и сегодня сбор останков этих древних мамонтов, бивней мамонтов стал криминальным бизнесом, но хуже всего то, что в эту криминальную зону попадают коренные, постоянные жители северных территорий, где в основном и находят бивни мамонтов. Предлагаемый законопроект направлен на исправление именно этой ситуации. Что на самом деле происходит? Образно говоря, происходит следующее: на берегу реки, на берегу Ледовитого или Тихого океана сидит человек с контейнером и с пачкой денег, к нему на моторных лодках привозят эти самые бивни мамонтов, он рассчитывается с людьми, а потом складывает всё в контейнер, и этот контейнер вывозится в Китай, где бивни пользуются большим спросом и на них очень высокая цена. При этом, надо заметить, с того момента, как человек нашёл этот бивень мамонта и привёз к человеку с деньгами, он находится вне правового поля. Тот, кто покупает, имеет лицензию, то есть официальное разрешение на сбор, но он лично, конечно, поиском не занимается, значит, поиском занимаются постоянные жители этих северных районов, они находят и привозят. И вот когда они что-то находят, то, конечно, делают это без лицензии, без ничего, и привозят человеку с лицензией - в этом и состоит огромное упущение нашего российского законодательства, и мой законопроект направлен на исправление этой ситуации. Ископаемые кости мамонта, бивни мамонта по биологическому происхождению, по физико-химическим свойствам, по распространению и сохранности в природной среде, на режимных территориях пограничной зоны Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в том числе на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации, по отношениям, которые складываются при пользовании этими ресурсами, сильно отличаются от остальных видов твёрдых полезных ископаемых. Основной объём костей мамонтов собирается, как я уже сказал, местным населением как в процессе традиционной хозяйственной деятельности, то есть попутно, так и в результате специальных поисковых работ. Таким образом, основным первичным пользователем ресурсов является местное население, для их поиска и добычи не требуется никаких проектных и иных работ, таких, как геологоразведочные и горные работы. Пользование ресурсами мамонтовой кости имеет древнюю историю, а промышленный промысел мамонтовой кости - более чем трёхсотлетнюю историю, фактически это традиционное природопользование местного населения, и это должно учитываться действующим законодательством в качестве основы рационального использования этих ресурсов. В существующей системе регулирования пользования ресурсами мамонтовой кости, а именно в предоставлении права пользования участками недр для сбора палеонтологических коллекционных материалов, есть правовые коллизии, а именно установлены завышенные требования, подобные тем, что применяются при добыче твёрдых полезных ископаемых: например, требования по обеспеченности - да, самое главное, - заявителя финансами, кадрами и техникой, неоправданные ограничения по времени - одним сезоном (разрешения выдаются только на один сезон), по объёму - единичными образцами. Это непреодолимые бюрократические барьеры для юридических и физических лиц, которые проживают в районах Арктики, для кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, для сельскохозяйственных кооперативов и индивидуальных предпринимателей. Решение о предоставлении участка недр для сбора мамонтовой кости принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным федеральным органом управления государственным фондом недр, а лицензию выдаёт, заметьте, последний - территориальный федеральный орган управления фондом недр, не принимающий никакого решения, он как бы согласует, а потом выдаёт лицензию. Научное и геологическое изучение мамонтовой фауны не отделено от промышленного промысла, сбор других костных и трупных останков мамонтовой фауны регулируется так же, как сбор мамонтовых костей, и это приводит к потере экспонатов, имеющих научную и культурную ценность, в том числе ценность мирового значения. Принятие законопроекта в редакции, которую я предлагаю, позволит отделить научное изучение мамонтовой фауны от промышленного промысла мамонтовой кости, поскольку такое положение дел - правовое регулирование промысла без участия органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - имеет существенные негативные последствия: первое - система предоставления права пользования, как я уже сказал, забюрократизирована, не позволяет планировать деятельность пользователей недр на определённый период, разрешение выдаётся только на год; второе - учёт оборота искажён и некорректен; третье - нет контроля со стороны надзорных федеральных органов; четвёртое - нет платежей за пользование природными ресурсами, кроме госпошлины за лицензию; пятое - оборот контролируется криминальными структурами, имеются случаи проникновения в арктические зоны иностранных предпринимателей, закупки и вывоза мамонтовой кости за границу. Постоянно появляется информация о спекулятивном, неразрешённом вывозе мамонтовой кости, о задержании этого ресурса таможенными органами. В целях рационального пользования ресурсами ископаемой мамонтовой кости, в целом ресурсами мамонтовой фауны, требуется отнесение участков недр, содержащих потенциальные ресурсы ископаемой мамонтовой кости, к участкам недр местного значения, и это позволит решить те проблемы, которые я уже перечислил. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте заслушаем содоклад, потом объявим "час голосования". Содоклад Николая Ивановича Васильева, члена комитета по природным ресурсам. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона, предложенный депутатом Тумусовым. Законопроектом предлагается дополнить статью 2-3 Закона Российской Федерации "О недрах" пунктом о включении в перечень участков недр местного значения участков недр, сложенных четвертичными отложениями (породами), отнесёнными к общераспространённым полезным ископаемым по субъекту Российской Федерации, содержащих потенциальные ресурсы ископаемой мамонтовой кости (бивни мамонта). Согласно статье 2-3 Закона Российской Федерации "О недрах" к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространённые полезные ископаемые. Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утверждённым приказом Минприроды. На основании пункта 6-1 статьи 3 Закона "О недрах" совместными распоряжениями Минприроды России и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются региональные перечни общераспространённых полезных ископаемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения полезных ископаемых к числу общераспространённых устанавливаются Временными методическими рекомендациями по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространённым, утверждёнными распоряжением Минприроды России. Комитет обращает внимание на то, что ископаемая мамонтовая кость в настоящее время не является полезным ископаемым. В случае если ископаемая мамонтовая кость будет отнесена к видам полезных ископаемых, проектируемая законопроектом норма будет избыточной, поскольку действующая нормативно-правовая база содержит все необходимые механизмы отнесения полезных ископаемых к числу общераспространённых. Субъекты Российской Федерации своё отношение к законопроекту в соответствии со статьёй 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в установленном порядке не выразили. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию не поддержал концепцию законопроекта. Государственно-правовое управление президента также не поддерживает данный законопроект. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Хорошо. Запишитесь на вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Федоту Семёновичу. Вот вы предлагаете отнести эти участки недр к участкам недр местного значения, потом по конкурсу передавать их новым собственникам. Вы всё время говорили о добыче мамонтовой кости, но ведь в документах прямо пишется, что в этих месторождениях очень часто обнаруживаются россыпи золота и россыпи алмазов. Допустим, человек приобретает этот участок для добычи кости мамонта, а потом там обнаруживаются россыпи золота, россыпи алмазов - скажите, эти алмазы и золото тоже переходят в собственность данного человека или это останется государству? Кто этими алмазами и золотом будет распоряжаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федот Семёнович Тумусов, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопрос. Как раз особенность ископаемой мамонтовой кости заключается в том, что её невозможно обнаружить в результате геологической разведки и так далее, она находится абсолютно случайным образом, и поэтому её нельзя сравнивать с такими полезными ископаемыми, как алмазы, золото и другие. Поэтому-то мы и предлагаем особый порядок получения разрешения на добычу этой мамонтовой кости, не приравнивая её, допустим, к алмазам или золоту, и такой порядок в 90-е годы существовал. Сегодня же из-за введённого забюрократизированного порядка страдают люди, возникает опасная ситуация, о которой я уже говорил: люди всё равно находят кости и везут тому, кто имеет лицензию, и в это время, когда везут, они находятся вне правового поля, потому что нет разрешения, нет лицензии, и вот это надо устранить. А вот если местные власти будут давать разрешение - не на продажу и не на аукцион, - просто давать разрешение на попутную добычу полезных ископаемых, вот тогда это будет соответствовать тому положению, которое на самом деле в жизни существует. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6765 по 6783 из 7293
Далее - 42-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 2-3 Федерального закона "О недрах". Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 32 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.