Заседание № 292

15.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 756298-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (по вопросу об определении доли торговых мест, предоставляемых на розничных рынках местным товаропроизводителям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4499 по 4798 из 7012
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской   
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Кирилла Игоревича Черкасова.   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаем внести два изменения. Первое - изложить часть     
1.1 в следующей редакции: "При формировании и утверждении схемы размещения      
торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна         
предусматривать и предоставлять торговые места гражданам, ведущим               
крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или             
занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, для                
осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции в          
количестве, определённом органом местного самоуправления муниципального         
образования, на территории которого находится рынок, но не менее чем            
25 процентов от общего числа торговых мест на универсальном рынке в порядке,    
установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.     
Количество торговых мест для осуществления деятельности по продаже              
сельскохозяйственной продукции товаропроизводителями, указанными в части 2      
настоящей статьи, в выходные и праздничные дни не должно быть ниже количества   
торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям в рабочие дни".             
                                                                                
Понимая, что нам будут задавать вопрос о том, что, может быть, нет такого       
количества местных сельхозтоваропроизводителей, мы предлагаем дополнить         
статью 15 частью 1.2 в следующей редакции: "В случае если количество            
товаропроизводителей, указанных в части 2 настоящей статьи и                    
зарегистрированных в субъекте, на территории которого находится рынок,          
составляет менее 25 процентов от общего числа торговых мест на универсальном    
рынке или заявки отсутствуют, то торговые места для осуществления               
деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции могут быть               
предоставлены товаропроизводителям, зарегистрированным в иных субъектах         
Российской Федерации. И только в отсутствие подобных заявок от                  
товаропроизводителей данного или иного субъекта Российской Федерации могут      
быть предоставлены иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве         
индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном органом               
государственной власти субъекта Российской Федерации".                          
                                                                                
Сегодня мы с вами все понимаем, что большинство, порядка 90 процентов наших     
рынков в регионах работают под управляющими компаниями, которые или             
аффилированы, или тесно связаны с одной национальной диаспорой, и продукция     
местных товаропроизводителей, как правило, не может попасть на прилавки. Мы     
сегодня рассматривали очень хороший закон, который внесли наши коллеги, о       
возвращении земель сельхозоборота, и неоднократно говорили о том, что для       
того, чтобы малый и средний бизнес мог успешно развиваться, особенно на селе,   
необходимо предоставить людям возможность по достойным ценам реализовывать      
свою продукцию. В торговые сети они зайти не могут, потому что там требуются    
крупные товарные партии и определённая упаковка, - остаются только рынки, но    
даже здесь начинаются проблемы у наших сельхозпроизводителей. Их продукция не   
может попасть на прилавки, потому что, например, в крупных городах, в Москве    
и Санкт-Петербурге, необходимо участвовать в аукционах, подавать заявку - это   
целая история, и, как правило, это стоит очень приличных денег. А в других      
субъектах Российской Федерации решение принимает управляющая компания,          
которой, конечно, выгодно оставить одну, две или три семьи, которые             
фактически монопольно торгуют на данном рынке. В итоге                          
сельхозтоваропроизводители, фермеры, которые производят свою продукцию, не      
могут ни в большом городе подать заявку и стоять целыми днями на торговом       
месте, ни в регионе. Они работают на своих участках, на своих фермах, полях и   
в выходные дни приезжают с небольшим количеством продукции, которую с           
удовольствием покупали бы наши горожане, но, приходя на рынок, получают         
отказ, потому что там не предусмотрены такие торговые места. А если речь идёт   
о том, чтобы на рынок смогли попасть бабушка или садовод со своей продукцией,   
особенно в сезон, то здесь тем более не только управляющая рынком компания не   
заинтересована, но уже и административные структуры. Они с этой бабушки         
требуют дополнительную плату, в результате чего у человека просто опускаются    
руки и пропадает всякое желание приезжать и продавать свою продукцию.           
                                                                                
По данному законопроекту мы консультировались со многими коллегами, в том       
числе в муниципальных образованиях, и практически все они высказались в         
поддержку такой инициативы, естественно, если это примет Государственная        
Дума.                                                                           
                                                                                
Очень надеюсь на понимание и на поддержку данной законодательной инициативы!    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Виктора Владимировича Климова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет         
рассмотрел указанный законопроект. Безусловно, тема импортозамещения,           
поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя является исключительно      
важной, и в этом смысле мы понимаем, конечно, авторов законопроекта. Вместе с   
тем способ, предложенный для решения этой задачи, у комитета вызывает ряд       
серьёзных сомнений.                                                             
                                                                                
Первое. Задача, которую вот таким образом предлагается решать, сегодня          
полностью находится в компетенции субъектов Российской Федерации и              
муниципалитетов, которым в соответствии с законом о торговле отданы             
полномочия, в том числе по определению режима торговли на территории того или   
иного муниципального образования, - для этого полномочия есть.                  
                                                                                
Второе. При выделении 25 процентов мест, что будет зафиксировано в              
федеральном законе, не учитывается сезонность товаров, которые отечественные    
производители поставляют на рынки. Соответственно, регулирование только         
согласно проектной части 1-2, касающейся очерёдности предоставления торговых    
мест, - если никто не пришёл, значит, торгуют все подряд, - наверное, будет     
не очень эффективным.                                                           
                                                                                
Наконец, третье, возникает проблема администрирования. Большинство продавцов,   
торгующих на рынке, - если коллеги сходят на рынок, то увидят, как это          
происходит, - продают не только свою продукцию, которую вырастили на огороде    
или произвели на ферме. Большинство продавцов, которые торгуют там              
более-менее постоянно, являются предпринимателями, а не разовые продажи         
осуществляют; они торгуют для ассортимента и другой продукцией, которую         
покупают на овощебазах, - фруктами и овощами, которые в нашей полосе растут     
плохо или вовсе не растут: бананами, киви и прочим. И осуществлять мониторинг   
и администрирование исполнения нормы, касающейся того, чтобы одни продавали,    
а другие не продавали на этих квотируемых местах, наверное, практически         
невозможно. Ну и кроме того, данная норма в некотором смысле нарушает принцип   
конкуренции и равенства хозяйствующих субъектов.                                
                                                                                
Исходя из перечисленных оснований, мы не видим необходимости конкретно такой    
инструмент поддерживать и вводить такие ограничения конкуренции.                
                                                                                
А что касается поддержки товаропроизводителей, то я думаю, что все коллеги      
знают, что даже в прошлом непростом году мы на 2016 год, в общем, нашли пусть   
и не достаточные, но ощутимые ресурсы на поддержку                              
сельхозтоваропроизводителей и, в том числе и на поддержку товаропроводящей      
инфраструктуры.                                                                 
                                                                                
На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. Комитет также не поддерживает данный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Вопрос представителю комитета.                                                  
                                                                                
Виктор Владимирович, считаете ли вы достаточными сегодняшние законодательные    
нормы, которые дают возможность людям, ведущим ЛПХ, торговать своей             
продукцией в городах?                                                           
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Я полагаю, что эта сфера, безусловно, нуждается в дополнительных   
мерах. Вообще, личные подсобные хозяйства - это такой субъект, который          
сегодня государством незаслуженно в определённом смысле если не забыт, то не    
поставлен в ряд таких товаропроизводителей, которые получают нормальную         
поддержку. Применительно к данному законопроекту, ещё раз повторю, мне          
кажется, что это не тот механизм, которым нужно осуществлять поддержку, в том   
числе ЛПХ.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Для меня нет ничего удивительного в том, что коллега Климов вот так             
настаивает: нет, и всё, - придумал какие-то причины... Мы всё говорим о         
поддержке отечественного производителя и сами же его по башке бьём - сиди и     
не высовывайся!                                                                 
                                                                                
У меня вопрос к докладчику, к Кириллу Игоревичу.                                
                                                                                
Не кажется ли вам, что вы вот этой фразой - что если не будет заявок, то эти    
места кому-то другому отдаются - нивелируете свой закон? Всегда могут сделать   
так, что этих заявок не будет, и тогда закон вообще не будет работать!          
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Спасибо, Иван Игнатьевич, за вопрос. Мы исходили из того, что    
муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы поддерживать местных                 
товаропроизводителей, особенно сельхозтоваропроизводителей, поэтому заявки,     
которые люди будут подавать, будут удовлетворяться без того отбора и без тех    
ограничений, которые сегодня есть в крупных административных единицах, таких    
как Москва и Санкт-Петербург, - там действительно очень тяжело обычному         
селянину попасть на рынок, оформить заявку. Надеюсь, что региональные и         
муниципальные власти у себя на местах не будут создавать такие препоны для      
малого и среднего бизнеса.                                                      
                                                                                
А дополнение это специально было сделано для того, чтобы нас не обвинили в      
том, что эти 25 процентов мест будут пустовать, то есть чтобы управляющие       
компании не могли аргументировать тем, что, не предусмотрев такую норму, мы     
оставляем их без прибыли, потому что рынок не будет заполнен до конца.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семёнов Владимир Владиславович.                           
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В. Виктор Владимирович, на заседании комитета, когда мы обсуждали    
этот вопрос, главным аргументом было то, что муниципальные власти сами          
разберутся, как им отрегулировать данную норму. В связи с этим вопрос: вы       
уверены, что у нас в стране нет никаких коррупционных нарушений именно со       
стороны муниципалитетов в этой области - кого допускать на рынок?               
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Конечно есть, мне кажется, это очевидно, и вот только сейчас       
Иван Игнатьевич выразил опасение, что всё будет не так просто. Конечно есть,    
потому что там деньги, там живая экономика. Но здесь, понимаете, комитет, мне   
кажется, занимает достаточно обоснованную и взвешенную позицию. Если у нас      
есть местное самоуправление, то оно должно чем-то управлять, а если мы          
местному самоуправлению не доверяем, то о чём мы тогда вообще говорим,          
давайте все нормы, коэффициенты, квоты и всё остальное устанавливать с          
федерального уровня! У нас в определённом смысле часть полномочий всё равно     
должна быть так или иначе делегирована, и вопросы обеспечения людей товарами,   
создание вот этой товаропроводящей сети, схема размещения торговых объектов -   
ну это точно не мы с вами из Москвы должны регулировать!                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие высказаться?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне         
кажется, на самом деле есть некое непонимание того, что сегодня на розничных    
рынках в принципе работают люди, которых вытолкнули с производств, они          
работают по найму, на кого-то, а людям, которые сами что-то производят, не      
дают продавать перекупщики и всевозможные рэкетиры. Вот коллега Климов          
спрашивает: что, мы не доверяем? - но вы поймите, что мы с вами создали         
ситуацию, при которой подавляющая часть местных бюджетов на смете, это          
первое. Второе, мы создали ситуацию, при которой глава законсервировался, он    
становится царём, богом и воинским начальником и все розничные рынки раздаёт    
аффилированным лицам, а разве он заинтересован в том, чтобы бакшиш себе         
уменьшать? Не заинтересован! Третье, мы с вами в такой ситуации... Вот          
человек кормится за счёт своего огорода, приусадебного участка, но мы его не    
пускаем на рынок и параллельно повышаем всевозможные тарифы ЖКХ, плату за       
проезд, тем самым мы в принципе толкаем его к ружью. К сожалению, демократия    
полезна только для самодостаточных людей, а для нищих людей демократия вообще   
бесполезна - это не я сказал, это великие философы современности вывели такую   
формулу.                                                                        
                                                                                
В такой ситуации, мне кажется, нам с вами просто надо проранжировать.           
Первоначально Налоговый кодекс предполагал деление доходов 50 на 50, и все      
кричали: "Ура-ура, демократия!" Потом мы с вами сказали: "Всё, тяжело,          
санкции" - и постепенно сделали 70 на 30, но параллельно с этим сто             
полномочий перевели вниз. Вы можете сказать, что я не по теме выступаю, но я    
вам это объясняю для того, чтобы вы поняли, что надо регламентировать хотя бы   
те вопросы, которые можно отрегламентировать.                                   
                                                                                
Вот, скажем, Караулов - я так понял, что он сейчас сотрудничает с "ЕДИНОЙ       
РОССИЕЙ", - совершил несколько сверхнаглых и, я бы сказал, необоснованных       
наскоков на Локотя. А за что? За то, что он как раз закрыл гадючник, в          
котором был колоссальный теневой оборот, и люди там работали в рабстве, два     
вице-мэра погибли именно из-за того, что пытались поехать и решить там          
вопросы. Что он сделал? Он, как глава администрации, как человек, понимающий    
нужды народа и бывающий в регионах, создал три вот таких рынка. Да, вы          
правильно говорите, что глава может принять решение, но, подчёркиваю, при       
нищете бюджета, алчности и колоссальной консервации, концентрации всех этих     
вопросов на личностях без регламентации не будет результата.                    
                                                                                
Давайте поддержим законопроект в первом чтении, доработаем и хотя бы какую-то   
отдушину дадим, обязав регулярно... Посмотрите: у нас сегодня задолженность     
по зарплате резко выросла по всей стране - нам надо беседы с президентом        
проводить хотя бы раз в квартал, может, тогда хоть будут шевелиться и что-то    
делать! Но, может быть, лучше всё-таки законодательно определять, чтобы и без   
президента решались хотя бы такие вопросы, как возможность человека             
заработать на том, что он сам произвёл?                                         
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект и предлагаем комитету не артачиться, а взять     
нормальную идею, подшлифовать и сделать её доступной для всей страны.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, мы все отлично знаем, что в 90-е годы во время    
предыдущей депрессии - а надо понимать, что мы говорим не о кризисе, не о       
каком-то краткосрочном промежутке времени, а о депрессии, то есть о том, что    
будет длиться долгие годы, - именно мелкая розничная торговля спасла многих     
людей от абсолютной нищеты и позволила им как-то прокормить свои семьи.         
Соответственно, сегодня, поскольку другого инструментария, кроме расходования   
средств Резервного фонда, которые рано или поздно закончатся, правительство,    
очевидно, обществу не готово предоставить логично обсуждать инструментарий      
90-х годов. В связи с этим данный законопроект касается не столько темы         
рынка, сколько темы занятости и темы возможности для людей каким-то образом     
получить средства к существованию.                                              
                                                                                
Аргументация комитета кажется достаточно несостоятельной. Во-первых, комитет    
говорит, что есть проблема, но способ её решения не тот - давайте посмотрим     
другой, который тот, но комитет же его не предлагает, комитет практически       
уклоняется от дискуссии! Во-вторых, комитет говорит, что это относится к        
полномочиям субъекта Федерации, но это не есть полномочие субъекта Федерации    
- определять долю мест на розничных рынках, которую могут занять люди,          
имеющие ЛПХ (личные подсобные хозяйства), нет такого на самом деле! Комитет     
спрашивает: разве мы не доверяем местному самоуправлению? На самом деле нет,    
мы ему не доверяем. Доверие ему было, когда оно избиралось напрямую             
населением, но потом повсеместно отменили прямые выборы мэров городов, а        
местами и выборы депутатов, теперь все выбираются опосредованно - а какое       
может быть доверие к органу, который не сформирован напрямую населением,        
народом? Доверие сверху, наверное, есть, а вот снизу - весьма сомнительно!      
                                                                                
В этих обстоятельствах очевидно, что сегодняшний подход и стиль отношения к     
мельчайшему бизнесу, опирающиеся на штрафы, на отторжение мельчайшего           
бизнеса, на то, чтобы убрать его в пользу торговых сетей, проецируются в том    
числе на позицию комитета по данному законопроекту. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ       
РОССИЯ", напротив, считает необходимым поддержать людей, которые пытаются       
выживать в современных условиях, поддержать мельчайший бизнес, и мы,            
безусловно, будем голосовать за законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4809 по 4886 из 7012
Так, все желающие выступили. Представители президента, правительства? Автор?    
                                                                                
Пожалуйста, депутату Черкасову включите микрофон.                               
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
В содокладе комитет отметил, что у нас всё хорошо с товаропроводящей            
цепочкой, что она отстроена, но это не совсем так. Коллега, я работаю в         
Комитете по аграрным вопросам и могу вам сказать, что программа была            
запланирована три года назад и деньги, которые были выделены под эту            
программу (а там несколько десятков миллиардов рублей), до сих пор лежат в      
Минсельхозе неосвоенные. Почему? Потому, что у Минсельхоза до сих пор нет       
"дорожной карты" развития сельского хозяйства, а чиновники, которые, как вы     
говорите, хорошо регламентируют на местах (в этом у нас большие сомнения, и     
уж точно сомнения относительно того, что они хорошо работают в Минсельхозе),    
до сих пор не удосужились довести её до логического завершения, чтобы у нас     
появились капексы и появились правила субсидирования подобных проектов. У нас   
нет ни одного ОРЦ, который получил бы компенсацию или софинансировался бы       
региональными либо федеральными властями. Повторяю, это бесспорный факт.        
                                                                                
И если дальше говорить об этой цепочке - я не стал вначале заострять на этом    
внимание - то надо сказать, что коллега Шеин абсолютно прав: в регионах очень   
низкая заработная плата, у людей практически нет возможности где-то работать    
и русские люди, граждане России с удовольствием работают на приусадебных        
участках, на огородах, производя какую-то продукцию, и здорово, если этой       
продукции они производят больше и могут ею поделиться с другими гражданами,     
реализовать её, а мы, получается, лишаем их такой возможности. Наряду с этим    
все мы понимаем, что 70 процентов этого рынка - не те, кто стоит и продаёт, а   
те, кто привозит туда товар, - представители одной национальной диаспоры и      
что объём средств, которые выводятся из страны разными способами, достигает     
нескольких миллиардов рублей, миллиардов долларов в год, и просто закрывать     
на это глаза и делать вид, что этого не происходит, фракция ЛДПР не может.      
                                                                                
Мы хотим, чтобы прозвучало, что, с одной стороны, вы не даёте работать и не     
даёте возможности создавать товаропроводящую цепочку исполнительным органам     
власти, потому что не говорите об этих нарушениях, а с другой стороны, вы не    
позволяете нам дать инструмент муниципалам, дать инструмент гражданам, чтобы    
они могли произведённую своими руками на своей земле продукцию реализовывать    
по достойным ценам согражданам. Я вас уверяю, граждане с удовольствием          
покупают продукцию у бабушек, у огородников, приходя на воскресные рынки, на    
ярмарки выходного дня, но, к сожалению, мест на них мало и не так часто они     
проходят.                                                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От комитета будет выступление?                                                  
                                                                                
Климову включите микрофон.                                                      
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Спасибо, коллеги, всем за широкую дискуссию: мы от 90-х годов до сегодняшнего   
дня, в общем, все проблемы муниципальных образований обсудили. Я согласен с     
большинством выступивших в отношении постановки проблемы: действительно,        
проблема есть, и в заключении комитета вовсе не написано, что с                 
товаропроводящей цепочкой всё хорошо, и просил бы коллег не обобщать, не        
утверждать, что комитет не поддерживает малый бизнес, борется с ним и мешает    
развиваться отечественному товаропроизводителю.                                 
                                                                                
Коллеги, ещё раз прошу обратить внимание на простую вещь: мы обсуждаем          
конкретную норму, и этой нормой, федеральным законом вы предлагаете вне         
зависимости от сезонности, от региональных и других особенностей установить     
некую квоту для не вполне администрируемой, более того, для практически         
неадминистрируемой деятельности местных товаропроизводителей - об этом          
почему-то никто из выступающих ничего не сказал!                                
                                                                                
Я понимаю, тема привлекательная, она, что называется, легко продаётся в СМИ,    
выглядит красивой заботой о малом бизнесе, но комитет всё-таки выступает за     
более взвешенный и компетентный подход, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже.         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5758 по 5775 из 7012
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской   
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.