Заседание № 60
О проекте федерального закона № 75602-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Ян Викторович Зелинский, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, в настоящее время в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" существует перечень мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Считаю, что данный перечень неполный, не включает все те места, где должна быть запрещена розничная продажа алкогольной продукции. В связи с этим считаю необходимым дополнить данный перечень - расширить список мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а именно добавить в указанный список такие места, как территория, примыкающая к проходным заводов, фабрик и организаций, численность работников которых превышает сто человек, так как нередки случаи, когда работники промышленных предприятий сразу после окончания рабочего дня распивают спиртные напитки, которые приобретают непосредственно в ближайших ларьках, причём распитие происходит практически у стен заводов и фабрик. Таким образом, происходит нарушение закона о запрете распития алкогольной продукции в общественных местах. Необходимо учесть также то, что территория, прилегающая к заводам и иным промышленным предприятиям, зачастую является местом повышенной опасности. Следует также отметить, что указанные действия работников предприятий непосредственно влияют на их здоровье и на качество рабочего процесса. Принятие данного законопроекта поможет снизить количество случаев распития спиртных напитков как непосредственно после окончания рабочего дня, так и в другое время в несанкционированных местах, что приведёт в дальнейшем к улучшению здоровья работников и всего населения. Уважаемые коллеги, данный законопроект не имеет никакой политической подоплёки - давно пора расширить перечень мест, где нельзя распивать спиртные напитки. Считаю, что те поправки, которые я вношу, улучшат состояние здоровья всех граждан нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается установить запрет на розничную продажу алкогольной продукции у проходных заводов, фабрик и организаций, численность работников которых превышает сто человек. Мы прекрасно понимаем озабоченность автора данного законопроекта ситуацией с всеобщей алкоголизацией, особенно тем, что распитие спиртных напитков происходит в местах массового скопления людей, но хочу довести до вашего сведения, что даже норма действующего законодательства уже является избыточной. Согласно статье 16 Федерального закона "О государственном регулировании..." не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах массового скопления граждан, в местах нахождения источников повышенной опасности, определённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также - то, что предлагается в данном законопроекте, - и на прилегающих к таким местам территориях. Кроме того, в последней редакции действующего закона есть норма о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, то есть вплоть до введения сухого закона на отдельно взятой территории. Я думаю, многие из вас слышали о том, что как раз сейчас заксобрание Якутии рассматривает вопрос именно о введении сухого закона на территории республики. Хорошая это мера или плохая - вопрос второй, но законом такие возможности сейчас предоставлены. Кроме того, по законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Госдумы, правительство также не поддерживает данный законопроект. С учётом изложенного комитет считает, что предлагаемое законопроектом ограничение уже установлено в действующем законодательстве, и рекомендует отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Константин Владимирович Ширшов. ШИРШОВ К. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Яну Викторовичу. Ян Викторович, если внимательно посмотреть текст предлагаемой вами нормы, то мы увидим, что здесь написано: запретить продажу у проходных заводов, фабрик, ну и предприятий. Вот что касается заводов и фабрик, сегодня, насколько я понимаю, это имена собственные, то есть они входят в название того или иного предприятия, относящегося, так скажем, к тому или иному виду собственности. Но тогда ведь получается, что вы вводите в закон новые понятия без изменения понятийного аппарата? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Константин Владимирович, вот видите, какой вы грамотный депутат, поэтому мы во втором чтении с вашей помощью внесём поправочку и закон примем, правильно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Ян Викторович, скажите, пожалуйста, а почему вы считаете, что если после тяжёлого трудового дня рабочие, выходя из заводских ворот и проходя мимо, не увидят ларёк с чем-то спиртным, то у них желание выпить пропадёт и они не пойдут искать горячительные напитки, а пойдут домой заниматься детьми или в спортивный зал? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Сергей Владимирович, ну, вы, видимо, исходя из вашего опыта вопрос такой задаёте. Знаете, почему я изначально данный законопроект написал и внёс в Государственную Думу? Когда я выступал перед работниками заводов, крупных фабрик, общался с профсоюзами, они обращались с такой инициативой, потому что наши мужчины, выходя с работы и видя спиртные напитки, почему-то начинают их покупать и там же сразу распивать. Если их там не будет, если не будут наши рабочие видеть спиртные напитки именно при выходе с заводов, они пойдут домой к своим детям, и, возможно, часть из них придут трезвыми домой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, видимо, только один вид ларька вызывает такое желание. Есть ли желающие выступить? Есть всё-таки. Давайте запишемся. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я был удивлён спором молодых людей по поводу того, надо или не надо продавать. Вот Финляндия, вы знаете, сегодня является одной из немногих стран, где ввели почти сухой закон, но финны в отличие от нас в принципе науку не игнорируют. Они провели исследования и пришли к выводу, что если пивное заведение находится в радиусе километра, то 20 процентов лиц, проходящих в течение пяти лет мимо этого питейного заведения, обязательно станут алкоголиками. Поэтому даже вот с учётом этого исследования Зелинский прав, что надо вводить ограничения, чтобы у нас остатки рабочего класса окончательно не спились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Согласен с коллегой Коломейцевым, и я хотел бы добавить вот в продолжение ответа на вопрос коллеги Иванова, что всё-таки доступность, она мотивирует. Опыт сухого закона, который пытался Горбачёв ввести, показал, что результаты его по факту, конечно, оказались негативными, но статистика показывает, как ни крути, что пьющих людей после введения сухого закона стало меньше, поэтому просьба к депутатам поддержать данный законопроект. И уже следующим шагом, вероятно, будет внесение законопроекта - и уже говорим об этом, - касающегося того, что алкоголь нужно продавать только в специализированных магазинах, не говоря уже о том, что они должны далеко отстоять от предприятий и прочего, и прочего. То есть количество точек нужно резко сокращать, и это вот, пожалуй, первый шаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, Андрей Викторович, не выступаете? Ян Викторович Зелинский, пожалуйста. Микрофон включите. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Маленькая реплика всем выступавшим, всем, кто задавал вопросы. Уважаемые коллеги, вы знаете, что мы, фракция ЛДПР, уже давно вносим различные законодательные инициативы о том, чтобы уменьшить количество мест, где продаётся алкоголь. Не зря в недавнем прошлом были приняты законы, в том числе и по инициативе нашей фракции, фракции ЛДПР, касающиеся того, чтобы не продавались алкогольные напитки вблизи школ, детских садов. Закон был принят, одобрен обществом, воспринят положительно, почему же сейчас мы не можем принять данный законопроект, касающийся запрета продаж возле заводов и фабрик? Такие же люди! Более того, психологами, научными деятелями давно доказано, что наш человек на уровне подсознания, видя бутылку водки, сигареты, хочет или не хочет, но идёт и покупает, и начинает распивать. Так что задумайтесь, уважаемые коллеги, и проголосуйте за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. Пожалуйста, включите микрофон. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Большая просьба к автору законопроекта и ко всем выступающим: пожалуйста, внимательно читайте действующие законы! По существующему закону установление запрета на продажу вблизи заводов и фабрик уже разрешено, это вопрос субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Введён запрет, да? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Конечно введён, но просто никто не читает закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 07 сек.) Проголосовало за 182 чел.40,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 183 чел. Не голосовало 267 чел.59,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 75602-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Учитывая, что сегодня другой формат, после выступлений представителей фракций, после десятиминуток, не было обсуждения повестки, мы просим 25-й пункт повестки перенести на пятничное заседание. Сложная обстановка в Омске, аэропорт не выпускает, мы думали, что погода всё-таки наладится, но этого не произошло, и Зелинский, наш коллега, не может прилететь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений? Нет. Принимается.