Заседание № 258
О проекте федерального закона № 755318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению других законопроектов в третьем чтении. Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект внесён Правительством Российской Федерации и принят нами во втором чтении 19 ноября сего года. Напомню, что в законопроекте предусматриваются дополнительные механизмы защиты трудовых прав граждан в случае, когда имеются долги по заработной плате. В случае принятия закона появится возможность взыскания долгов по зарплате и иным платежам не только на основании судебного решения, но и на основании решения государственного инспектора труда. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Каких-либо замечаний по нему не имеется. Он прошёл все необходимые экспертизы. Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи. Покажите список. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект расширяет перечень исполнительных документов, включая в него решения государственного инспектора труда, что, безусловно, будет способствовать сокращению сроков возврата гражданам всех долгов по заработной плате и другим выплатам без обращения в судебные инстанции. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта в третьем чтении, поскольку реализация закона создаст механизм защиты трудовых прав граждан при задержке выплаты им заработной платы. Прошу депутатов поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я не буду долго занимать ваше внимание, просто хочу напомнить, что, если бы фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" была более инициативной в этом вопросе, такое решение было бы принято ровно два года назад, когда у нас действительно были огромные долги по заработной плате, когда я и ваш коллега Отари Ионович Аршба (ну, это была его идея) внесли подобный законопроект, который вы благополучно отклонили - и два года люди находились в такой ситуации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я записался, и коллега Петрунин спросил у меня, а что мне не нравится в этом законе. Но вот коллеге Перминову всё нравится - и он выступал с этой трибуны, и мне нравится этот закон. Вопрос же немножко не в том. Есть известная проблема, связанная с коридором сознания, когда люди воспринимают прежние реальные серьёзные вызовы как то, что требует максимального сосредоточения сегодня. Действительно, проблема долгов по заработной плате есть, но, если мы посмотрим соотношение объёма долгов в совокупности и фонда оплаты труда, мы увидим, что эта проблема достаточно ограниченна: фонд оплаты труда составляет 25 триллионов рублей, признанные долги по заработной плате - 3 миллиарда, это 0,01 процента. Но ведь есть большая категория людей, которым реально не платят заработную плату, но они не могут доказать это. По тем же данным того же Росстата, теневой фонд оплаты труда в Российской Федерации - 13 триллионов рублей, то есть долги по зарплате тем, кто официально работает и кому не платят, 3 миллиарда рублей, а теневой фонд оплаты труда - 13 триллионов: мы прекрасно понимаем, как часто обманывают там людей, не платя им ровным счётом ничего. В этом контексте очевидно требуются фундаментально другие решения, предполагающие внесение изменений и в бюджетное законодательство (кстати, мы в достаточно скором времени будем вносить предложения об изменениях в Бюджетный кодекс), которые мотивировали бы местные органы власти к легализации занятости, борьбе за это, и в конкурсное законодательство, которые отсекали бы от государственных подрядов, поставок и закупок фирмы, бегающие от легализации труда, от выплаты легальной заработной платы. Конечно, этот законопроект мы поддержим, но, повторю, реальные проблемы на рынке труда связаны вовсе не с тем, что люди, официально трудоустроенные, имеют серьёзные, большие долги по зарплате (это, повторю, 0,01 процента общего фонда оплаты труда), реальные проблемы связаны с другим - с неофициальной занятостью, в которую российский бизнес погрузил порядка 20-25 миллионов человек в России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 18 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 755318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику; принят в первом чтении 24 сентября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 24 сентября этого года. Напомню, что в законопроекте идёт речь о дополнительном механизме защиты прав граждан при наличии перед ними задолженностей по заработной плате. В случае принятия законопроекта взыскание долгов по зарплате, а также по другим выплатам может осуществляться не только на основании судебного решения, но также на основании решения государственного инспектора труда. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило четыре поправки. Поправки носят юридико-технический характер, они рекомендованы Комитетом по безопасности и противодействию коррупции к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, не поступило. Уважаемые коллеги, прошу утвердить таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и проголосовать за законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 24 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 48 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению, поэтому просьба включить его в проект порядка работы Государственной Думы на 21 ноября текущего года. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не будет возражений? Включаем.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 755318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра юстиции Вадима Витальевича Фёдорова. Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию законопроект подготовлен в целях реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику", подготовленного Минтрудом России. Законопроектом предлагается дополнить перечень исполнительных документов решением государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и других выплат, а также установить особенности исполнения такого решения, которые заключаются в следующем. Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебными приставами направляются запросы в банки и иные кредитные организации о видах и размерах банковских счетов должника, количестве и движении денежных средств. При наличии в банках и иных кредитных организациях счетов должника судебный пристав-исполнитель по истечении срока для добровольного исполнения - пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства - выносит постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств. Исполнительное производство подлежит окончанию судебным приставом-исполнителем в случаях перечисления взыскателю денежных средств в полном объёме или отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах работодателя денежных средств, достаточных для исполнения решения, за счёт которых частично или в полном объёме могут быть удовлетворены требования о взыскании. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами 19 сентября 2019 года приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации...", которым предусматривается возможность дать полномочия инспекторам труда принимать меры по взысканию начисленной, но не выплаченной заработной платы. Для того чтобы обеспечить механизм исполнения этого закона, необходимо внести изменения в закон "Об исполнительном производстве", с тем чтобы придать вот этому решению инспектора труда силу исполнительного документа, о чём было сказано в докладе. Соответственно определяется механизм, как всё это будет производиться. Для сведения могу сказать, что за 2018 год окончено производство в связи с фактическим исполнением по 301 тысяче исполнительных листов о взыскании задолженности по зарплате, из них путём обращения взыскания на денежные средства - по 32 тысячам, то есть это 10 процентов всех решений. И вот тем, что мы с вами дадим такие полномочия инспекторам труда и определим механизм исполнения этих решений, мы сделаем ещё один шаг в направлении усиления гарантий трудовых прав работающих лиц, которые имеют право на заработную плату. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел законопроект и рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Вопрос Вадиму Витальевичу. Скажите, пожалуйста, а будет ли распространяться подобный механизм принудительного взыскания заработной платы на те случаи, когда организации-должники находятся в стадии банкротства? То есть сможет ли работник такого предприятия во внесудебном порядке и с банкротящихся предприятий взыскивать заработную плату? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Нет, если предприятие уже находится в стадии банкротства, то действуют положения других законов, введено конкурсное управление, и на эти случаи данные нормы не будут распространяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митина Елена Анатольевна. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос тоже к Вадиму Витальевичу. Вот исполнительное производство будет прекращаться, если в течение двух месяцев на счетах не будет соответствующей суммы. Скажите, пожалуйста, не кажется ли вам, что два месяца - это очень маленький срок? ФЁДОРОВ В. В. Я хотел бы обратить внимание, что как раз в отношении решений государственного инспектора труда установлен вот такой, более сокращённый алгоритм списания начисленных, но не выплаченных денежных средств. Если отсутствуют денежные средства более двух месяцев, будет включаться уже обычный порядок: обращение в суд и возбуждение исполнительного производства. Если два месяца нет денег, то это совершенно не подразумевает, что работник больше не сможет попытаться востребовать те денежные средства, которые ему начислены, но не выплачены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ремезков Александр Александрович. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу прощения. Драпеко по карточке Ремезкова. У меня такой вопрос: скажите, будет ли решение инспектора государственной инспекции труда преюдиционным для суда, если работодатель вздумает опротестовать это решение? Каков правовой статус этого решения инспектора по отношению как бы вот к судопроизводству? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Я ещё раз обращаю внимание, что взыскиваются денежные средства, которые уже начислены работодателем, но не выплачены, поэтому данные действия носят бесспорный характер и не подразумевают оспаривания, то есть денежные средства уже начислены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Вадим Витальевич, у меня к вам вопрос, ну, просто для понимания. Мы наделяем дополнительными полномочиями государственного инспектора труда, одновременно у судебного пристава-исполнителя, на мой взгляд, достаточно полномочий, чтобы провести данные действия, - не делаем ли мы государственного инспектора по труду излишним, промежуточным звеном в данном вопросе? ФЁДОРОВ В. В. В настоящий момент инспектор может только предпринять административные действия, составить протокол, но взыскивать не может, Федеральная служба судебных приставов, в частности судебные приставы-исполнители, обладает всем инструментарием, чтобы взыскать уже начисленные, но ещё не выплаченные финансовые средства. С учётом изложенного именно и разработан указанный упрощённый порядок взыскания, то есть выносится решение инспектором, а уже судебный пристав-исполнитель использует весь свой инструментарий для решения указанного вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Юрий Николаевич, вопрос ваш, скорее, касается законопроекта, который мы приняли 19 сентября в первом чтении, - о внесении изменений в Трудовой кодекс, а сейчас мы речь ведём только о механизме реализации, и именно в связи с этим в закон вносятся изменения в части принудительного исполнения. Мы права инспекторам уже дали, приняв законопроект в первом чтении 19 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вадим Витальевич, учитывая, что вы представляете серьёзное ведомство, вероятно, вы делали предварительные подсчёты. Вот я вам напомню (а может, вы этого ещё не знаете), у меня есть справочка, подписанная первым заместителем службы судебных приставов (ФССП), которая гласит, что у нас сегодня есть 15 миллиардов рублей невзысканных задолженностей по зарплате уже вычеркнутых из реестра предприятий. Не кажется ли вам, что это законопроект из разряда "сто лет мак не родил и голода не было"? Он ничего не решит, а только ещё даст дополнительный инструмент для задержки проведения судебного заседания? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Вот мне коллеги из Федеральной службы судебных приставов как раз подсказывают, что в настоящий момент (вот у меня статистика есть) по тем 15 миллиардам рублей, о которых вы сказали, количество поступивших в комиссии по трудовым спорам удостоверений о выплате задолженности составило 158 тысяч, взыскана сумма 3,3 миллиарда. Сейчас спрогнозировать, сколько именно будет выноситься решений государственным инспектором труда, я затрудняюсь, но, возможно, исходя из той суммы, которая названа, - 3,3 миллиарда, по данным КТС, - где-то в пределах этой суммы начисленных, но невыплаченных денежных средств государственный инспектор труда и сможет выносить решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вадим Витальевич, спасибо за законопроект. Действительно, у нас сегодня инспектора практически "беззубые", этот инструмент, уверен, добавит им возможностей - более чутко будут работодатели реагировать. У меня уточняющий вопрос. Мы на прошлой неделе в этом зале рассматривали законопроект, внесённый депутатом Волковым Юрием Геннадьевичем, об увеличении размера компенсационных выплат за задержку заработной платы. У вас в законопроекте говорится, что "и иных выплат", - предусматривает ли этот законопроект возможность и право инспектора по труду взыскать не только задержанную заработную плату, но и компенсацию за её задержку? Попадает ли компенсация за задержку под иные выплаты или нет? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Наши коллеги из Федеральной службы судебных приставов будут взыскивать те суммы, которые будут указаны в решении государственного инспектора труда, то есть всю сумму - возможно, не только зарплату, но и иные выплаты, которые государственный инспектор труда определит к взысканию и которые не оспариваются работодателем, - именно по этим суммам Федеральная служба судебных приставов и будет осуществлять взыскание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Николай Васильевич, ваши опасения, что этот новый порядок будет препятствовать своевременному обращению в суд, необоснованны. Для обращения в суд нет необходимости предварительно решать вопрос с трудовой инспекцией, это не является препятствием для работника, не мешает ему обратиться в суд и взыскать в ином порядке, поэтому ваши опасения беспочвенны, скажем так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Волков Юрий Геннадьевич, пожалуйста. ВОЛКОВ Ю. Г. Уважаемые коллеги, ну вот данный проект федерального закона является очень ярким примером того, что социально-трудовое законодательство при всей его громоздкости постепенно, постепенно поворачивается в сторону работников. Почему можно сделать такой вывод? Внесудебное принудительное взыскание задержанной заработной платы - это, безусловно, процедура более удобная и более выгодная именно для работника, а не для работодателя, поэтому можно делать определённые положительные выводы, с одной стороны. С другой стороны, немного настораживает то, что Трудовой кодекс корректирует не Министерство труда Российской Федерации, а Министерство юстиции, потому что это показатель того, что в экономике мы всё чаще начинаем действовать внеэкономическими методами, то есть органам государственной власти иногда проще экономические субъекты, так скажем, палкой по голове ударить, чем предложить какие-то механизмы, в соответствии с которыми они будут корректировать своё поведение. Вот несколько минут назад прозвучала мысль о том, что, наверное, наиболее эффективным механизмом - именно экономическим - в сфере защиты социально-трудовых прав работающего населения является механизм компенсации за задержку заработной платы. Несколько дней назад в Госдуме рассматривали соответствующий законопроект, который не набрал достаточного количества голосов, чтобы быть принятым в первом чтении, однако он предусматривал как раз механизм увеличения компенсации за задержку заработной платы, что усилило бы, укрепило бы трудовые права граждан, которым задерживают заработную плату. Депутат Кабанова, когда выступала по тому законопроекту, в общем-то, и говорила, что один из аргументов, почему тот законопроект рекомендовалось отклонить, заключается в том, что не совсем понятный, наверное, был механизм: почему предлагалось компенсацию за задержку заработной платы увеличить с одной стопятидесятой до одной сотой? И прозвучал вопрос: а почему бы там до 100 процентов, например, ставки рефинансирования не довести? Пользуясь случаем, хотелось бы с трибуны Государственной Думы предложить коллегам как раз над этим вопросом и подумать, чтобы довести, наконец-то, размер компенсации за задержку заработной платы до таких величин, которые были бы уже экономически приемлемы для работающего населения. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне кажется, здесь ещё одна пословица будет к месту: гора родила мышь. Почему? Потому что уважаемый представитель Минюста не ответил на вопрос, что же это предложение ускорит, что решит? С моей точки зрения, Минюсту надо было бы давным-давно подумать о причинах уничтожения на территории нашей страны посредством закона о банкротстве 78 тысяч предприятий и организаций. Причём, что касается вот этих 15 миллиардов рублей, по поводу которых вы сказали, что якобы 3 миллиарда вот-вот дадут, скажите, посмотрите, пожалуйста, есть ли там, вот в соответствующем списке, шахтёры шахты "Восточная" в городе Гуково? Уверяю вас, нет, и нет никакой судебной перспективы возвращения их в этот список. Вы поймите, дадите вы право, не дадите вы право, выплата долгов от этого не ускорится! У нас сегодня есть другая тенденция - тенденция постепенного сокращения численности кадров на предприятиях, и эта тенденция будет приводить к дальнейшему сокращению рабочих мест и уничтожению предприятий. Можете проверить мои слова: в Ростовской области, в городе Ростове-на-Дону идёт последовательное уничтожение господином Сердюковым "Роствертола" под разговоры о переносе площадки на другую территорию, но будет это там или не будет - вилами по воде писано, при этом последовательно по 500-700 человек каждый месяц увольняется. И это предприятие, которое в этом году отметило 80-летний юбилей, которому мы обязаны защитой с воздуха и в Афганистане, и в Чечне - как раз за счёт производства самых грузоподъёмных и самых мощных вертолётов для военных целей! Я вам могу привести ещё 10 тысяч примеров, когда аналогичные вещи происходят. А почему они происходят? У нас сегодня больше трети страны не газифицировано, в то же время трубные предприятия вынуждены сокращать производство, поскольку у них нет отложенного спроса. Ну посмотрите, какие парадоксальные вещи происходят! Сегодня, если вы заключаете договор с "Газпромом" или "Роснефтью", у вас там будет написано, что они рассчитаются с вами через 90 дней. Поднимите руку те, кто знает хоть один случай, чтобы газ дали на условиях, что вы с ними рассчитаетесь через месяц? Вы, как правило, техусловия подпишете ещё до того, как... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У вас в договоре будет написано, что вы должны за подключение заплатить, если это частный дом, от 150 до 350 тысяч, если это предприятие, то вам вообще в техусловиях напишут, что вы ещё трубопровод на 20 или 25 километров должны провести. То же самое происходит с электросетями, то же самое происходит с водоканалами и другими службами. Может быть, нам всё-таки задуматься, уважаемые коллеги, и проинвентаризировать, почему инвестиционные программы наши госкорпорации осваивают, как правило, на 90 процентов - коллега Гартунг уже устал, наверное, говорить об этом, - и в то же время они вместе с другими службами являются инструментами демонтажа остатков наших производственных мощностей? Я понимаю, что вы скажете, что к этому проекту закона это не имеет отношения, но, с моей точки зрения, Минюсту не надо размениваться на такие вопросы, так как в принципе это вас дискредитирует, потому что это такая мелочь, которая вопрос не решит, а времени потрачено громадное количество. Сто лет мак не родил и голода не было - законы такие бессмысленно поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы видим, рассматриваемый нами проект федерального закона направлен на реализацию новелл Трудового кодекса в части, касающейся принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает по многим причинам, и я назову три основных. Во-первых, предлагаемые новеллы устанавливают дополнительный правовой механизм погашения задолженности. И именно с этой целью прописывается, что решение о принудительном исполнении оформляется в виде исполнительного документа, а это обеспечивает соответствующий порядок исполнения. Во-вторых, в целях снижения рисков неисполнения такого исполнительного документа проектом федерального закона устанавливается особенность его исполнения, а именно: взыскание денежных средств в оперативном и упрощённом порядке. Самое главное - порядок исполнения предусматривает, что взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично. В связи с этим также позволю себе напомнить, что сегодня задолженность по заработной плате составляет 2 миллиарда 752 миллиона рублей, эта проблема касается 42,5 тысячи наших граждан, и за каждым из них семья, дети, которых нужно кормить, одевать, а также имущество, которое нужно содержать. Таким образом, принимая во внимание, что предлагаемые проектом федерального закона положения, направленные на реализацию новелл Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривают новые, дополнительные правовые механизмы погашения задолженности и, самое главное, полностью согласуются с государственной политикой в области защиты трудовых прав наших работников, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. От фракции. ШЕИН О. В. Хороший законопроект, но он решает совершенно миниатюрные ситуации. На самом деле речь идёт о том, чтобы инспектор трудового надзора, который может выписать исполнительный лист, точнее, может принять решение, аналогичное решению суда, о взыскании установленной задолженности по заработной плате, мог выписать и исполнительный лист, - вполне логично, потому что одно вытекает из другого. И возникает вопрос: а почему, собственно, изначально эти вещи не оказались связаны? Но мы с вами говорим о случаях, которые на самом деле являются достаточно редкими, применительно к тем реальным проблемам, которые есть в сфере российского трудового права. Задолженность по заработной плате составляет порядка 3 миллиардов рублей - вроде большая цифра: 3 миллиарда, - но только фонд оплаты труда у нас составляет 25 триллионов рублей в той части работников, которые наняты официально, и, по оценкам Росстата, 13 триллионов рублей - в части тех, кто работает без оформления трудовых договоров, и понятно, что 3 миллиарда из 38 триллионов - это довольно небольшой объём. Правильно, что мы им занимаемся, но неправильно, что мы не занимаемся всем остальным. Сегодня Минэкономразвития сообщило, что легализация занятости, оказывается, может затормозить темпы роста российской экономики. Это к вопросу о том, что происходит в головах правительственных чиновников, которые считают, что если бизнес будет получать меньше нормы прибыли, а работник будет находиться в более зависимом, рабском состоянии, то исходя из этого российская экономика будет развиваться семимильными темпами. Мы видим, что это не так, мы видим, что вопрос не только в выпадении налогов из бюджетной системы, не только в выпадающих доходах Пенсионного фонда и фонда ОМС, но вопрос в том числе, кстати, и в реальных долгах по заработной плате, которые только вот доказать невозможно, потому что если с человеком не оформлен трудовой договор, то никакая инспекция труда, никакой суд и никакая прокуратура не смогут установить, что у человека его заработная плата действительно равна 40 тысячам рублей. Кстати, о каком количестве людей идёт речь? По оценкам того же Минэкономразвития, вопрос затрагивает порядка 15 миллионов работников. Ну, ведь мы же все умеем считать: если 13 триллионов, то есть 1,1 триллиона в год, поделить на 15 миллионов человек, то получается, что якобы средняя заработная плата в чёрном сегменте российской экономики составляет 70 тысяч - в два раза больше, чем в белом сегменте. То есть у ребят, которые работают на полях, которые работают на стройках, дальнобойщиками, заработная плата якобы в два раза больше, чем у госслужащих, чем у работников корпораций и чем у силовиков. Понятно, что цифра "15 миллионов" человек является просто заниженной, и на самом деле мы имеем дополнительное подтверждение тому, о чём говорят свободные профсоюзы, Конфедерация труда России и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - речь идёт об охвате примерно 25 миллионов человек. И вот здесь действительно никаких инструментариев нет ни у инспекции труда, ни у прокуратуры, ни у судебных органов. У меня был случай, когда бастовали на рейде астраханские моряки, у которых неофициальная зарплата была 70-80 тысяч рублей, официальная - 10 тысяч, но только вот эти деньги им не платили на протяжении года. У меня была встреча непосредственно с генпрокурором Чайкой, и Генеральная прокуратура ничего не смогла сделать. В августе этого года в моей родной Астрахани вышли на пикет бензозаправщики колонок корпорации "ЛУКОЙЛ": официально они работали не на "ЛУКОЙЛ", а на фирму по аутсорсингу, только без трудовых договоров, с задержкой по зарплате в пять месяцев. С бейджиками ребята стояли, в кепочках, но никакая инспекция труда здесь ничего не могла сделать, потому что официально эти люди не были трудоустроены, не говоря уже об их официальной заработной плате: это не подтверждалось никакими бумагами, это было оспоримой суммой. И только протестная акция позволила изменить это положение дел. Аналогично это касается работников фирм, которые заняты по клирингу в "Пятёрочке" и в прочих супермаркетах, - и вот в таком положении находится российский рабочий класс. Законопроект наша фракция поддержит. Ещё раз: здесь нет абсолютно никакого предмета для сомнений, потому что он позволяет работникам подавать жалобу не только мировому судье, но и в Роструд, и инспектор будет обладать дополнительным функционалом, соответственно, если работодатель не согласен, он может обжаловать это решение, а если он не обжалует, оно вступает автоматически в силу, что влечёт за собой исполнительное производство. Только повторю ещё раз цифры: 3 миллиарда рублей - это вся сумма текущей задолженности по заработной плате, порядка 13 триллионов рублей - это объём чёрной оплаты труда в Российской Федерации, что чревато куда более крупными суммами не выплаченных денег обманутым людям. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за столь пристальное внимание к нашему законопроекту. В итоге, если можно, я хотел бы остановиться буквально на нескольких моментах. Наши коллеги, Федеральная служба судебных приставов, как я уже указал, будут работать с предприятиями, не находящимися в состоянии банкротства, соответственно, инструментарием является упрощённый порядок: счета блокироваться не будут, будет происходить взыскание только сумм, которые начислены и по которым уже принято решение, в том числе работодателем. Это с точки зрения защиты бизнеса. С точки зрения защиты работника. Это альтернативный упрощённый порядок: не надо идти в суд, не надо принимать участие в процессе, достаточно обратиться в инспекции по труду, государственный инспектор осуществит проверочные действия и в случае правомерности примет решение, которое будет направлено в Федеральную службу судебных приставов. С учётом изложенного хотел бы ещё раз обратить внимание, что в рамках данного альтернативного решения, с одной стороны, защищаются права работника, с другой - не будет никакого дополнительного влияния на бизнес. Ещё раз прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Не выступает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 30 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.