Заседание № 244
О проекте федерального закона № 755146-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся специальных налоговых режимов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается названный законопроект, направленный на совершенствование специальных налоговых режимов. Законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению и прошёл все необходимые экспертизы. Прошу проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 10 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 755146-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся специальных налоговых режимов; принят в первом чтении 15 мая 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект № 755146-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", речь идёт о спецрежимах. К законопроекту поступила тридцать одна поправка, шесть из которых комитет одобрил; одной из них, в частности, расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система. Остальные поправки предлагаются к отклонению, они включены в таблицу № 2. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что в настоящее время остаётся открытым вопрос, связанный с предложениями депутатов Государственной Думы по пункту 29 перечня из плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утверждённого распоряжением правительства от 27 января 2015 года № 98-р, в части возможности предоставления субъектам Российской Федерации права вводить патентную систему налогообложения в отношении любых видов предпринимательской деятельности с одновременным введением перечня видов деятельности, при которых нельзя применять патентную систему налогообложения. Мы не смогли во втором чтении выполнить постановление Государственной Думы, в связи с чем предлагается дать поручение Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам с участием Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам разработать соответствующую концепцию и отразить это в нашем постановлении. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Прошу поставить на голосование таблицы поправок № 1 и № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 16 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть - у Катасонова Сергея Михайловича. Больше ни у кого нет вопросов? Нет. Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Иван Иванович, я прошу на отдельное голосование вынести поправки 3, 12, 17, 18 и 23. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз: 3, 12, 17, 18 и?.. КАТАСОНОВ С. М. И поправку 23. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 23. Итак, уважаемые коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправок 3, 12, 17, 18 и 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 10 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Поправка 3. Включите микрофон Сергею Михайловичу Катасонову. КАТАСОНОВ С. М. Иван Иванович, по всем поправкам будет одно выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Итак, мы исходили не только из посыла, что это входит в антикризисный план, - целью данного законопроекта является уменьшение нагрузки на малый бизнес, причём вот эта новая система в целом даст дополнительные доходы субъектам и муниципалитетам. Я исходил из этого в своих поправках, и там два основных направления. Первое. Мы понимаем, что основное направление для облегчения администрирования - это переход на патентную систему налогообложения и на единый налог на вменённый доход, но есть проблема: единый налог на вменённый доход отменяется с 2018 года, и мы в бюджетом комитете видим уже сейчас, что и Москва, и другие субъекты начинают переходить к торговому сбору. Торговый сбор - это по своей сути не сбор, потому что сбор - это безвозмездная величина, а фактически налог, то есть, пообещав не повышать налоговую нагрузку, мы фактически это делаем! Исходя из этого мы предлагаем вообще отказаться от таких ограничений, как при патенте (50 квадратных метров) и при налоге на вменённый доход (150 квадратных метров). Та идея, которая была проведена в отношении торговых сборов, - за каждый квадратный метр доплачивать - вот её нужно перенести на патентную систему и на налог на вменённый доход, а от торговых сборов отказаться в принципе. Ещё раз скажу: природа у них одна, мы просто по-разному их назвали, но я согласен с тем, что при введении патентной системы и налога на вменённый доход администрировать легче, и ничего другого для бытовки, общепита и торговли применять не нужно. То есть введение патентной системы в этом сегменте мы поддержим, но нужно это дело, так сказать, расширить, для того чтобы система была понятна. В 2018 году, как только вменёнка закроется, у нас будут потери, потому что все торговые предприятия будут показывать ноль или убыток, поэтому от этой системы отходить нельзя. И второе. Эти поправки направлены на решение вопросов, связанных с дискриминацией наших ооошек, которые занимаются точно тем же, что и ипэшники. То есть для ИП мы применяем вот эти виды налогообложения - патентную систему и так далее, - а для ооошек нет, хотя в принципе они делают одно и то же, но если, скажем, один парикмахер оформил на себя ИП, он получает патент, а если два парикмахера объединились и открыли ООО, они не могут получить патент. Но если мы перед собой ставим антикризисную задачу, если нашей задачей является вовлечение в бизнес как можно большего числа людей, увеличение количества самозанятых граждан, если нашей задачей является повышение собираемости налогов, то этот вопрос тоже нужно решить. Я прошу вот эти поправки, на мой взгляд логичные и позитивные, поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне Раисе Васильевне Кармазиной. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, те предложения, которые были внесены коллегой Катасоновым... к сожалению, он не присутствовал на заседании комитета, иначе услышал бы обоснование, почему мы их не поддерживаем. Ну вот что касается поправки 3 - предоставить субъектам Российской Федерации и муниципалитетам право устанавливать ограничения на переход и применение специального налогового режима по видам предпринимательской деятельности, - всё это уже предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Мы ввели спецрежимы именно для индивидуальных предпринимателей, именно для мини-бизнеса, а ооошки - это организации, и предложение дать им право... это противоречит концепции, самой идее закона о предпринимательской деятельности. Тем не менее я уже говорила, когда докладывала, - мы и в постановлении это напишем, - что нам нужно определить тот перечень, те виды деятельности, по которым будет запрещена работа по патентам, а по всем остальным дать полномочия муниципалитетам, субъектам Российской Федерации вводить патентную систему и устанавливать плату за эти патенты. Я предлагаю подключиться Сергею Михайловичу - он у нас заместитель председателя комитета, - и я думаю, что к осени мы доработаем этот законопроект, просто примем новый вариант, с ограничениями по перечням. Комитет предлагает отклонить эти поправки в данной редакции, не голосовать за них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Пять поправок из таблицы отклонённых. Ставлю каждую поправку на голосование в отдельности. Ставится на голосование поправка 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 33 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Отклоняется. Ставлю на голосование поправку 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 55 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2 % Результат: не принято Отклоняется. Ставлю на голосование поправку 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 17 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2 % Результат: не принято Отклоняется. Ставлю на голосование поправку 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 38 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Не принимается поправка. И ставлю на голосование поправку 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 01 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7 % Результат: не принято Не принимается поправка. Все поправки рассмотрены, выносим законопроект на "час голосования".
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 51 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 235
О проекте федерального закона № 755146-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся специальных налоговых режимов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", первое чтение. Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный правительством во исполнение плана антикризисных мероприятий и нацеленный прежде всего на поддержку малого и среднего бизнеса, это поправки и в первую, и во вторую части Налогового кодекса. Поправки в первую часть носят вспомогательный характер, они необходимы для того, чтобы регионы и муниципалитеты смогли реализовать те дополнительные полномочия, которые получают, по корректировке правил, связанных со специальными налоговыми режимами. В чём суть предложений по конкретным режимам? Для тех налогоплательщиков, которые применяют упрощённую систему налогообложения и платят налог с доходов, предлагается установить налоговую ставку на уровне 6 процентов, это твёрдая ставка, и она может быть снижена до 1 процента. Специальные правила установлены для Республики Крым и для города Севастополя, поскольку им предоставлены дополнительные льготы. Что касается тех, кто применяет систему налогообложения, где объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для них уже ранее, в 2009 году, была снижена ставка до 5 процентов, это решение не пересматривается, и только для Крыма разрешается в определённый период сделать эту ставку более низкой - на уровне 3 процентов. Ещё один налоговый режим - режим единого налога на вменённый доход, там тоже фиксированная ставка - 15 процентов, и предполагается, что муниципалитеты получат возможность снижать эту ставку до 7,5 процента. Патентная система. Предполагается расширить возможности применения патентной системы индивидуальными предпринимателями и увеличить количество видов деятельности, на которые она сегодня распространяется, с сорока семи до шестидесяти двух, то есть дополнительно плюс пятнадцать видов деятельности. Ну и наконец, последнее. У нас уже приняты решения о возможности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, применять налоговые каникулы, конечно же, по решению субъектов Российской Федерации, и предлагается расширить этот список, добавив и деятельность в сфере бытовых услуг. Вот суть всех предложений. Мы предполагаем, что закон должен достаточно быстро вступить в силу, то есть применяться уже через месяц после его опубликования, что и предусмотрено статьёй о вступлении закона в силу. Правительство просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, докладчик очень подробно изложил суть предлагаемых льгот, я не буду повторяться, а если возникнут вопросы, вы их зададите. На что я хотела бы обратить внимание? При обсуждении законопроекта в комитете мы отметили, что в ходе рассмотрения данного вопроса Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции в целях актуализации плана первоочередных мероприятий депутатами Государственной Думы было внесено предложение в части предоставления субъектам Российской Федерации права вводить патентную систему налогообложения в отношении любых видов предпринимательской деятельности с одновременным введением перечня видов деятельности, при осуществлении которых нельзя применять патентную систему налогообложения (по аналогии с упрощённой системой налогообложения). На совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова, состоявшегося 6 марта текущего года, Министерству экономического развития Российской Федерации - Алексею Валентиновичу Улюкаеву - было дано поручение дополнительно проработать указанное предложение, однако в представленном Правительством Российской Федерации законопроекте данное предложение не нашло никакого отражения. В связи с этим комитет считает необходимым вернуться к рассмотрению данного вопроса и проработать его на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению. Кроме того, в целях снижения административных издержек налогоплательщиков представляется необходимым также дополнительно проработать вопрос о возможности упрощения существующего порядка выдачи патента налоговыми органами. Есть такие территории, например Красноярский край, Иркутская область, Якутия, где человеку за патентом нужно 350-500 километров ехать, порой и транспорт бывает доступен раз в неделю, вот о чём речь. Учитывая направленность законопроекта на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, комитет концептуально поддерживает предлагаемые законодательные меры и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, вот мы по Крыму специальную ставку ввели, а почему бы это не сделать и для районов Крайнего Севера, для некоторых районов Сибири, для всего Дальнего Востока, дабы стимулировать деловую активность в этих районах? Прокомментируйте, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Дмитрий Иванович. Полномочия, предусмотренные этим законопроектом, очень широкие, и каждый регион, каждый муниципалитет имеет возможность варьировать эти ставки, применять их в отношении различных видов деятельности, выбирать свои приоритеты. Но при интеграции Крыма - на это я хотел бы обратить внимание - были приняты специальные решения, они уже одобрены, в соответствии с которыми крымчане до 2017 года по всем налоговым режимам получили возможность применять пониженные ставки. Вот именно эти особенности учтены в этом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, очень хорошо, что мы обратили внимание на малый и средний бизнес. На самом деле идея ЛДПР работает, потому что мы законопроект с подобной концепцией вносили буквально за месяц до вашего законопроекта, и он касался территорий Дальнего Востока. В связи с этим вопрос: как вы считаете, может быть, ко второму чтению мы приравняем всё-таки Дальний Восток к Крыму по преференциям и внесём соответствующие изменения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Иван Николаевич, спасибо за вопрос. Я хочу отметить, что как раз по Дальнему Востоку у нас уже принято очень много дополнительных решений: появились региональные инвестиционные проекты именно для Дальнего Востока, появились специальные правила, касающиеся территорий опережающего развития, на подходе решение вопросов, связанных со свободным экономическим портом "Дальний Восток", - скоро, видимо, правительство внесёт соответствующие предложения, - плюс "гринфилды". То есть предусмотрен очень широкий спектр инструментов, и я думаю, что здесь с точки зрения поддержки и инвестиций всё будет хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, у нас есть несколько законов, которые касаются малого бизнеса: есть закон "О защите конкуренции", есть закон, которым определяются критерии малого бизнеса, и есть Налоговый кодекс, которым определяются другие критерии, критерии, связанные с выручкой, с площадью, хотя для малого бизнеса, если посмотреть закон, в качестве критериев определено количество работающих, объёмы и так далее. Как вы считаете, может быть, нам следует сесть и унифицировать вообще эту систему, чтобы она была чёткой, чтобы из одного закона вытекали положения другого? То есть если уж мы определили критерии для малого бизнеса, то дальше в Налоговом кодексе мы должны просто определить, кто по какой системе работает, и уже не вносить дополнительных ограничений, чтобы не было путаницы в голове, потому что уж очень сложно работать юристу, налоговику, а тем более предпринимателю. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Сергей Михайлович. Вы, конечно, знаете, что разные законы преследуют разные цели. Есть законодательство в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, и оно позволяет использовать другие, неналоговые инструменты, другие виды государственной поддержки: доступ к государственным заказам, прямое финансирование со стороны различных фондов, которые создаются в том числе за счёт федерального и территориальных бюджетов. Налоговое законодательство преследует другие цели и, естественно, применяет другие инструменты. Так что, к сожалению, приходится говорить о том, что такие различия объективно могут существовать, и это, на мой взгляд, обоснованно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Раиса Васильевна, фракция ЛДПР всегда вас очень ценила и ценит до сих пор, поверьте, как замечательного и высококвалифицированного специалиста. Вот вчера, когда парламент обсуждал вопрос о создании парламентской комиссии по проведению парламентского расследования, в зале звучали мнения о некомпетентности наших специалистов в подобных вопросах. В связи с этим я хочу вас спросить: не сомневаетесь ли вы в компетенции ваших коллег, которые писали заключение на данный законопроект? КАРМАЗИНА Р. В. Не сомневаюсь, потому что все эти вопросы обсуждались и в комитете, и в подкомитете. Заключение готовится на основании уже всех высказанных мнений, поэтому не сомневаюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Дмитриевич, согласно вашему выступлению и документам мы даём регионам право пересмотреть многие вопросы налоговой политики, уменьшить налоговую ставку, как вы утверждали, в пределах от двух с половиной до 15 раз практически, то есть это очень серьёзно. Но мы знаем, что государственный долг значительно увеличится в этом году, долг регионов возрастёт с 2 триллионов до 2 триллионов 300 миллиардов рублей. Поскольку данный законопроект разработан, как написано, в связи с необходимостью стабилизации в 2015 году, вы можете привести данные, что по итогам года получит государство и что получат регионы? Ведь нам важен не сам процесс, а результат: вот год пройдёт, и мы посмотрим, как этот закон сработал - хорошо или плохо, поддерживать его или менять. Нужны какие-то критерии и для государства в целом, и для регионов - можете вы их назвать сейчас? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Я хочу подчеркнуть, что главные изменения, которые здесь предлагаются, - это передача полномочий регионам и муниципалитетам, и, если закон будет принят, они эти полномочия получат с 1 июля 2015 года. Здесь нет ограничения по срокам, когда это будет применяться - в 2016-м, в 2017-м, в 2020-м или в 2025 годах, - это просто дополнительный стимул, и у регионов нет жёсткой привязки к тому, чтобы начать применять эти правила одномоментно, сразу и по отношению ко всему бизнесу. Я думаю, что они будут взвешивать, какие решения принимать, в каком порядке, в какой последовательности, какой бизнес поддержать в первую очередь, и поэтому ответить на ваш вопрос о том, какие будут последствия по итогам 2015 года, я думаю, никто не в состоянии, но очень важно будет посмотреть, какие регионы какие примут решения и к каким последствиям это приведёт. Я думаю, что вот в такой постановке это совершенно справедливый вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, сколько регионов воспользовалось упомянутой вами возможностью снижения налоговой ставки с 15 до 5 процентов? Это во-первых. Во-вторых, скольким индивидуальным предпринимателям удалось воспользоваться налоговыми каникулами, предложенными правительством? И наконец, не кажется ли вам, что, даже если мы передаём регионам права по снижению различных ставок, касающихся в том числе и малого предпринимательства, из-за их финансового положения они эти решения не реализуют и реальной поддержки субъекты малого предпринимательства на самом деле не получают? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы. Ещё раз хочу сказать, что, конечно же, поскольку все эти налоги поступают в территориальные и муниципальные бюджеты, я думаю, правильнее всего самые широкие полномочия давать как раз регионам, субъектам Российской Федерации и муниципалитетам. А информации о том, сколько индивидуальных предпринимателей воспользовались правом на налоговые каникулы, которое они получили с 1 января, у нас пока нет, она может появиться в следующем году по итогам этого года. Достаточно большое количество регионов воспользовалось и своим правом на снижение налогов, хотя и осторожно, - думаю, что и к этому они отнесутся тоже достаточно последовательно и взвешенно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, я для вас уточню вопрос коллеги Федоткина. Вот вы при рассмотрении вопроса о предоставлении регионам субвенций, бюджетных кредитов применяете определённую методику и жёстко ставите вопрос, уменьшили ли в регионе ставки, - а вы, как правило, требуете от регионов максимальных ставок - регион принял решение, а вы говорите, что вот, мол, у вас возник выпадающий доход, но мы его возмещать не будем. Может, вам надо синхронизировать решение этих вопросов при рассмотрении вашей комиссией заявок субъектов и как бы взять на себя решение части вот этих вопросов? Потому что субъект-то, может, из благих намерений, с расчётом на будущее, понижает одни налоги, чтобы увеличить прибыль по другим, но первично выпадающие доходы, вы же понимаете, возникают. ШАТАЛОВ С. Д. Николай Васильевич, на самом деле правило, в соответствии с которым определяются бюджетные субсидии, немного сложнее и не действует вот таким образом, это не совсем так. Там есть большая инерционная составляющая, потом определяется налоговая база, соответственно, есть специальные правила. Я согласен, что это вопросы правомерные, да, их надо обсуждать в рамках трёхсторонней комиссии по бюджетному процессу, правительство не отказывается от этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все. Сергей Дмитриевич, во время перерыва Валентина Николаевна подойдёт и задаст вам вопросы, ответьте на них, пожалуйста.
Сергей Дмитриевич ответил на все вопросы по 13-му пункту повестки дня, в том числе и в перерыве. Валентина Николаевна подошла к вам? Спасибо. Кто хотел бы выступить по 13-му вопросу? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, мы своей "любовью" уже, по-моему, задушили регионы, и этот законопроект - продолжение этого курса. Я не помню, да и никто, наверное, в этом зале не вспомнит ни одного совещания за последние годы с регионами или с муниципальными образованиями, на котором не слышался бы стон: вы нас уже настолько загрузили полномочиями, причём без денег, что мы уже никогда не выплывем, никогда не поднимемся с колен! И в связи с этим я задавал вопрос. Обратите внимание на начало пояснительной записки: законопроект разработан в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утверждённого в январе этого года. Акцент на 2015 год, и в связи с этим сразу возникает вопрос: а ради чего эта игра ведётся, ведь, наверное, любой процесс ради чего-то осуществляется? Посмотрите, в последние годы мы постоянно уменьшаем поддержку за счёт средств федерального бюджета и бизнеса вообще, и малого и среднего в частности! Так было, когда принимали бюджет на 2014 год, так было, когда принимали бюджет на 2015 год, так было, когда месяц назад мы внесли изменения в бюджет 2015 года и получили фактически новый бюджет. Да, денег не хватает, но полномочия-то мы даём, поэтому возникает вопрос: а что в результате получит государство в целом и федеральный уровень, который мы представляем, в частности? Мы сможем решить какие-то задачи за счёт того, что часть своей нагрузки отдали в регионы, или просто нам будет легче, а задачи пускай и дальше остаются нерешёнными? Регионы. Я не случайно напомнил: 2 триллиона - это региональный долг на начало года и 2,3 триллиона - это долг на конец этого года. Ну ладно, если этим законом кто-то воспользуется - а ведь должны воспользоваться, - регионам что, от этого легче будет? Ведь будут выпадающие доходы, и к концу года мы получим более сложную фискальную ситуацию, чем имели на начало года и имеем на текущий момент. Нельзя регионы уже дальше душить, выжимать из них больше нечего, нужны какие-то новые ориентиры! Мы принимаем законы для того, чтобы регионам было легче жить и они лучше финансировали образование, здравоохранение и так далее? Тоже вопрос, и здесь тоже нет ориентиров. Малый и средний бизнес. Может быть, здесь хоть какая-то ясность есть? За последние годы число предприятий малого и среднего бизнеса уменьшилось на сотни тысяч - может быть, это число возрастёт, предприятия восстановятся в 2016, 2017 и 2018 годах, и от этого будет лучше и регионам, и муниципальным образованиям? Тоже нет ответа. И последнее - народ. Вот мы, скажем, даём возможность налогового послабления в сфере бытовых услуг, - а народ-то это почувствует? Скажем, уменьшатся ли цены на ремонт автомобилей, бытовой техники, квартир?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ФЕДОТКИН В. Н. Мы должны понять: а что получит человек? У нас же цены резко выросли и на бытовую технику, и на всё остальное, стоимость ремонта сегодня выросла в разы, в 2, в 3 раза, и все вы это знаете, это касается в том числе и швейных услуг, и парикмахерских услуг, о которых здесь говорили: была простая парикмахерская, а стал салон - ничего не изменилось, а цены в 2 раза выросли. Цена ремонта какого-то обычного автомобиля из-за кризиса и введения санкций тоже резко выросла, а автомобилей много, хотя не санкции виноваты в экономическом ухудшении, а наша нестабильная экономическая ситуация. Так спрашивается: ради чего этот законопроект был внесён? Нет ни одного критерия! Мы говорим о нехватке средств, о неясности ситуации, кстати, и Совет Федерации критиковал макроэкономические показатели, которые в течение года 3-4 раза менялись... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ФЕДОТКИН В. Н. Это говорила ваша коллега Матвиенко из Совета Федерации, я просто процитировал её слова, что каждый квартал меняются макроэкономические показатели. Мы говорим об эффективности нашей работы, работы Государственной Думы. Хорошо, прошло полгода, прошёл год - мы можем сказать, не обвиняя правительство (ах, это правительство внесло плохой законопроект!), ведь мы тоже за него несём ответственность, что мы со знанием дела приняли закон и в результате Федерация получила то-то, регионы - то-то, муниципальные образования - то-то, малый и средний бизнес - то-то, народ получил то-то? Ни по одному направлению мы не сможем так сказать, потому что нет критериев, поэтому куда кривая выведет, то, наверное, и будем считать нашими достижениями. Есть старая пословица: "Не зная броду..." А там, где деньги, там, где фискальная политика, нужно трижды просчитать этот брод, потому что деньги-то не наши с вами, это деньги нашего народа! Поэтому, я считаю, идея... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. Выступление от фракции: семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, потому что это те предложения, с которыми мы неоднократно выступали. Законопроект позволит снизить нагрузку на малый бизнес, даст возможность в условиях кризиса перегруппироваться, вздохнуть, и самое главное - это та концепция, с которой мы выступаем: нужно увеличивать не нормативы и налоги, а объёмы. То есть за счёт снижения нагрузки мы рассчитываем этого добиться, Сергей Дмитриевич, и наши доводы полностью подтверждаются, потому что есть целый ряд регионов, где губернаторы для применяющих патентную систему и так далее, где имели такое право, снижали эту нагрузку, и доходы бюджета у них вырастали. Но для того чтобы губернатор принимал такие решения, должны быть, наверное, и мощная экономическая служба у него, и какой-то опыт работы, и так далее. Так что всё нормально. Есть, конечно, сомнения по первому этапу, когда будут появляться выпадающие доходы бюджетов регионов, - вот это будет психологический момент для губернаторов, и важно, чтобы они здесь не отступили, поэтому надо как-то провести разъяснительную работу и всё-таки поддержать регионы, если на первом этапе будут выпадающие доходы. Я хотел бы сегодня сказать по вопросу, который я вам задал, - о системности подхода. Сергей Дмитриевич, мы вас слишком часто здесь видим, мы, конечно, этому рады, но мы настолько часто меняем Налоговый кодекс, настолько часто меняем другие законы!.. Не кажется ли вам, что подошло время сесть и комплексно проработать систему хотя бы на несколько лет вперёд, для того чтобы мы могли спокойно работать, а предприниматели могли всё понимать? Ну сложная система, понимаете, очень сложная! Вот есть законы о конкуренции, о малом и среднем бизнесе, есть Налоговый кодекс, и вы говорите, что в них преследуются разные цели, а я вам говорю: нет, не разные! Открываете закон о малом и среднем бизнесе, и первое, что там, - это спецрежимы, а спецрежимы - это как раз и есть преференции для малого бизнеса; но там у нас одни критерии, количество например, а в Налоговом кодексе совсем другие критерии. Понимаете, должна быть чёткая, ясная, понятная система! Давайте, например, рассмотрим, что такое патент. Почему сегодня у нас патент есть и в торговле? Если площадь до 50 квадратных метров - пожалуйста, но объёмы могут быть колоссальными! Ну вот для меня патент - это всё-таки что-то глубоко индивидуальное, поэтому давайте мы введём патенты только для самозанятых. Когда человек будет говорить, что у него патент, то и налоговик, и я, мы все будем понимать, что предприятие - это он один, что он один с этим патентом бегает, а сейчас к нам приходят торгаши, у которых огромные обороты! Я также за то, чтобы и в других ситуациях использовали этот принцип. Давайте пойдём дальше. Что такое налог на вменённый доход, что такое специальный сбор? Природа патента, налога на вменённый доход и специального торгового сбора абсолютно идентична, между ними нет разницы, так сказать, философской, то есть принцип один: берут вид деятельности, неважно какой, и говорят, что, мол, считают, что в этих условиях этот человек за год может получить, например, миллион рублей дохода, - и меньше ты не должен получать, работай лучше, - потом облагают доход налогом и говорят, что вот это стоимость патента; с налогом на вменённый доход то же самое, с торговым сбором то же самое. Поэтому нужно чётко в голове, мне кажется, распределить: патент - это для самозанятых, это когда один человек или стрижёт на дому, или что-то перевозит и так далее; а налог на вменённый доход - это уже уровень предприятий малого бизнеса, и давайте определим, какие предприятия входят в эту категорию. Мы сделали вам замечание по этому законопроекту на заседании комитета, сказали, что нужно, если речь идёт о патентной системе, не перечислять всё - это идея Андрея Михайловича и его коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ", - а указать, чего не должно быть. Так мы и в законе о малом бизнесе можем прописать, что к малому бизнесу относится по категорийности вот это, но не может относиться банковская деятельность, страховая, какая-то другая, и не нужно ещё и в Налоговый кодекс вносить эти ограничения, у всех всё будет чётко разложено по полочкам. Дальше. Есть ипэшники, которые имеют такие обороты, могут так работать, что с ними ни одна ооошка не сравнится, а мы принципиально их разделяем, то есть ипэшник может на этом режиме работать, а ооошка не может - почему? Опять-таки, нужно просто ввести критерии для отнесения к малому бизнесу - сколько людей, какой оборот, - и дальше должны быть равные подходы к тому, как их делить: это же организационно-правовые формы - ну, ещё раз говорю, какая разница? Я знаю индивидуальных предпринимателей, чьи обороты в сотни раз превышают обороты любого маленького юрлица, - смысла в таком делении нет. Вот мы, фракция ЛДПР, внесли два законопроекта. Первый касается патентной системы, отмены норм по площади. Я вам могу сказать, что сегодня у нас в регионах применяется патентная система, например, если ты сдаёшь имущество в аренду: там, как при торговых сборах, то, что мы приняли, - минималка, а потом за каждый квадратный метр идёт добавление... Я вам скажу больше: этот же принцип у нас в Оренбургской области заложен и применительно к земельным участкам, то есть если участок сдаётся в аренду, то и налог платится по этой патентной системе. Ну вот есть же уже идея, только не надо это называть патентом, это надо назвать налогом на вменённый доход - нужно чётко распределить! И ещё один законопроект касается ведения бухгалтерского учёта. Всё-таки в целях налогообложения бухгалтерский учёт не используется, для этого у нас существует налоговый учёт, есть специальные формы. Вы мне объясните, вот никак не могу я понять: если применяются налог на вменённый доход, патентная система, то есть спецрежим, то для чего вести бухгалтерский учёт? Мы декларируем, что помогаем малым предприятиям, но фактически для налогообложения это всё равно не используется, а тот аргумент, что таким предприятиям нужен этот учёт, для того чтобы они потом разделялись... Уверяю вас: сегодня все грамотные, когда учредителей несколько, их не надо заставлять, они сами будут чётко вести этот бухгалтерский учёт. Поэтому, пожалуйста, вы определитесь с системным подходом, мы вас один раз поддержим и будем работать вместе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Дмитриевич, вам слово. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Уважаемые депутаты, я хочу поблагодарить вас за заинтересованное участие в дискуссии, за вопросы и особенно за выступления, которые были сейчас. Я во многом разделяю точку зрения Сергея Михайловича по тем вопросам, которые здесь были поставлены. Я думаю, что системные вопросы, связанные с малым бизнесом, стоит внимательно, тщательно проработать. Ну а что касается частых изменений налоговой политики, правительство заявило, что берёт определённую паузу на ближайшие годы. Совсем скоро в парламенте, в Государственной Думе, будет проходить обсуждение основных направлений налоговой политики, и, я думаю, эти вопросы мы тоже обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Николаевич Федоткин! Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что действительно данный законопроект разработан во исполнение положений Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Мы с вами прекрасно понимаем, что кризис, что у нас идёт падение производства, высвобождаются люди, и их нужно занять. У законопроекта нет фискальной функции, он, напротив, направлен на содействие самозанятости безработных граждан, в том числе в сфере бытовых услуг, чтобы люди могли взять патент и не платить первое время. Что касается патентной системы, она с 2006 года у нас существует по определённым видам деятельности, сейчас мы этот перечень расширяем. Мы даём право человеку окунуться в эту деятельность, мы освобождаем его на два года от налогов, и если у него дело пойдёт, если он дальше будет работать, то, возможно, он перейдёт на упрощёнку, возможно, перейдёт на налог на вменённый доход, уже с наёмной силой, мы даём такое право. Ну и по поводу вопроса, который задавал Николай Васильевич Коломейцев Сергею Дмитриевичу, об учёте в рамках межбюджетных отношений как бы выпадающих доходов. Я хочу обратить внимание на то, что их на сегодня и нет: человек взял патент, он ранее этим не занимался, он не платил и не будет платить. Но в то же время там, где мы по упрощёнке приняли решение об уменьшении ставки с 15 процентов до 10, с 6 процентов до 1 процента, да, там могут быть - и Крутов об этом говорил - выпадающие доходы. В связи с этим я бы просила правительство - Сергей Дмитриевич отвечает за налоговую часть, - мы просили бы в части межбюджетных отношений при определении субсидий, дотаций всё-таки учитывать принимаемые нами положения по снижению налогов, по предоставлению льгот субъектам и ввести параметры оценки эффективности предоставления льгот. Если мы предоставили льготу и в связи с этим были заняты люди, были вовлечены в трудовую деятельность, им платят заработную плату, они платят налог на доходы физических лиц, то эффективность льготы легко определить. Я даже предусмотрела бы это для оценки эффективности работы губернаторов. Вот Катасонов вносил законопроект об отмене предоставления права на льготы по налогу на прибыль, а я думаю, что нужно ввести норму об эффективности, и тогда те, кто пытается предоставить такую льготу непонятно по каким параметрам, в результате чего бюджет может потерять доходы... Нужно ввести, повторяю, параметры эффективности, чтобы знать, что же именно эта льгота дала региону: занятость, прибыль в бюджет, постройку каких-то социальных объектов... Так что, уважаемые коллеги, этот закон очень важен, и я вам предлагаю за него проголосовать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 33 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.