Заседание № 253

13.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 754938-6 "О трёхлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2838 по 3357 из 6459
Ну а теперь давайте продолжим. 18-й вопрос, проект федерального закона "О       
трёхлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур,            
применяемых в отношении гражданина-должника". Докладывает Оксана Генриховна     
Дмитриева.                                                                      
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, коллектив субъектов права законодательной инициативы         
предлагает ввести мораторий на вступление в силу закона о банкротстве           
физических лиц, поскольку мы полагаем, что эта законодательная новелла          
приведёт, с одной стороны, к большим издержкам на содержание совершенно         
нового института временных управляющих, которые будут управлять имуществом      
физических лиц в случае признания их банкротами, а с другой стороны, к          
дополнительным социальным издержкам граждан. Кроме того, возможны разные        
мошеннические схемы: как для того, чтобы признать банкротом физическое лицо и   
фактически завладеть через временное управление его имуществом, так и для       
того, чтобы искушённый должник мог специально создать условия для ложного       
банкротства, как это делают юридические лица.                                   
                                                                                
Теперь давайте рассмотрим этот вопрос. Авторы, идеологи долго продавливали      
то, что банкротство физического лица - это, вообще, прекрасная идея, что        
будет реабилитация финансового состояния, что будет реструктуризация            
задолженности и что все должники будут счастливы, если их признают              
банкротами. На самом деле это совсем не так! Сейчас по законодательству         
вполне возможны арест и наложение взыскания на имущество должника по решению    
суда, этим занимается исполнительное производство, судебные исполнители, то     
есть специально созданная структура юридическая, причём занимается она этими    
вопросами, не имея собственной финансовой заинтересованности: у судебного       
пристава нет личной финансовой заинтересованности в том, чтобы налагать арест   
на имущество, или в том, чтобы это имущество реализовывать. А в случае          
процедуры банкротства физического лица появляется вся вот эта инфраструктура,   
появляются временные управляющие - создаётся этот институт, их будут учить,     
этих временных управляющих, будут давать им лицензии. После того как этот       
институт будет создан, они будут заинтересованы в том, чтобы иметь работу, в    
том, чтобы как можно больше физических лиц признавалось банкротами, чтобы у     
них была сфера деятельности, - что делать, если у них специальность такая:      
временный управляющий.                                                          
                                                                                
Дальше, временные управляющие получают 2 процента от реализованного             
имущества. Это означает, что в реструктуризации, если это не специальный        
сговор, никакой временный управляющий не заинтересован - он заинтересован       
найти всё что угодно по всей цепочке и продать.                                 
                                                                                
Далее, создаётся такой институт, как конкурсная масса, создаётся совет          
кредиторов. 20 процентов стоимости реализованного имущества уходит на           
издержки на функционирование вот этой системы банкротства физических лиц и      
всей инфраструктуры.                                                            
                                                                                
На мой взгляд, создаётся просто абсолютно вредная система, причём после того,   
как она будет создана, она начнёт работать сама на себя. Все вредные            
механизмы, законы о которых принимались в этом зале, вначале были просто        
порочными идеями, но потом эти порочные идеи создавали соответствующие          
структуры и круг лиц. Ну, возьмём прекрасно всем известный вопрос о             
пенсионной реформе. Когда вводился накопительный элемент, это была просто       
абсолютно вредная идея зурабовской реформы, но когда появилось 2 триллиона      
рублей накопительной части у негосударственных пенсионных фондов и              
управляющих компаний, то у этой вредной идеи образовалось достаточно большое    
количество бенефициариев, которые уже были заинтересованы в том, чтобы          
механизм работал. То же самое будет, пусть и в гораздо меньшем объёме, с        
банкротством физических лиц: когда появится куча временных управляющих, будет   
создана вся инфраструктура, вся эта схема, то чем больше будут использовать     
эту систему для признания банкротами физических лиц, тем лучше будет            
отработана процедура поиска имущества, обращения взыскания, и никакой           
реструктуризации, безусловно, не будет, потому что непонятно, кто будет         
заинтересован в реструктуризации долга и в реальной реабилитации.               
                                                                                
Мы полагаем, что на данный момент нужно как минимум ввести мораторий на         
введение в действие этого закона, а в дальнейшем нужно более подробно           
разобраться вообще со всеми процедурами, которые предусматриваются в            
отношении должников - и должников по ипотечным кредитам, и должников по         
потребительским кредитам, - и с позицией банков по этому поводу, потому что,    
на мой взгляд, принятие этого закона, как и принятие целого комплекса           
законов, было продавлено банковским лобби, которое ведёт достаточно             
авантюристическую политику по предоставлению кредитов тем гражданам, чью        
платёжеспособность они должным образом не проверяют, а потом все риски          
перекладывают на самого должника, а отсюда и законы то о коллекторских          
агентствах, то о банкротстве физического лица, ну и всё остальное.              
                                                                                
Я предлагаю поддержать наш законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Владимир Игорьевич Афонский, пожалуйста.                                        
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Увеличение числа граждан,       
имеющих просроченные кредиты вследствие кризисных явлений в российской          
экономике, делает использование процедур финансовой реабилитации особенно       
актуальным и срочным, и именно по этой причине срок вступления в силу           
федерального закона о реабилитационных процедурах в отношении                   
граждан-должников по инициативе депутатов Государственной Думы был перенесён    
на 1 октября 2015 года.                                                         
                                                                                
Необходимо учесть, что в отсутствие закона о реабилитационных процедурах        
единственным механизмом для кредиторов взыскать долг гражданина является        
исполнительное производство, о чём Оксана Генриховна говорила. При применении   
последнего осуществляется одномоментное взыскание на всё имущество должника,    
за исключением единственного жилья, если оно не является предметом ипотеки, а   
также весьма ограниченного перечня личных вещей и денежных средств, и всё       
имущество выставляется на торги. Чаще всего суммы, вырученной от продажи        
имущества должника, не хватает для полного погашения задолженности, однако      
остаток долга списанию не подлежит, и в результате, как только должник          
получает денежные средства (к примеру, заработную плату, доходы от              
предпринимательской деятельности) или приобретает какое-либо движимое           
имущество, на указанные денежные средства и имущество снова обращается          
взыскание, они продаются с торгов до полного погашения задолженности. Более     
того, даже в случае смерти должника обязанность выплачивать его долги           
переходит к наследникам, за исключением случая непринятия ими наследства.       
                                                                                
В то же время закон о реабилитационных процедурах может стать для сотен тысяч   
граждан единственной возможностью избавиться от накопленных долгов и            
вернуться к нормальной жизни. Прежде всего закон наделяет граждан-должников,    
потерявших способность обслуживать свою задолженность, правом подать            
заявление о финансовой реабилитации и защититься от непосильных платежей по     
долгам, и сделать это граждане смогут независимо от величины имеющейся          
задолженности при условии, что их финансовое положение отвечает установленным   
законом признакам неплатёжеспособности или признакам недостаточности            
имущества. Граждане-заёмщики смогут также предложить кредиторам план            
реструктуризации долговых обязательств, срок реализации которого может          
составлять до трёх лет. При этом на период реструктуризации долга ставка по     
кредитным обязательствам для заёмщиков снижается до уровня ставки               
рефинансирования, - коллеги, вы об этом знаете, это чуть более 8 процентов, -   
тем самым запускается правовой механизм, который призван избавить должников     
от неподъёмных процентов, начисляемых кредиторами за просроченную               
задолженность. Исполнение должником плана реструктуризации будет означать       
восстановление его платёжеспособности и выход из банкротства. В случае если     
заёмщики окажутся неспособны реструктуризировать свои обязательства в связи с   
утратой источников дохода, им предоставляется возможность очиститься от         
долгов посредством продажи имеющегося имущества, эта процедура позволяет        
полностью освободить их от требований кредиторов.                               
                                                                                
Важно отметить, коллеги, что законом предусматривается ограничение расходов     
должника на проведение реабилитационных процедур благодаря установлению         
фиксированного размера вознаграждения финансовому управляющему в сумме 10       
тысяч рублей, и эта сумма выплачивается должником единовременно за всю          
процедуру финансовой реабилитации, что существенно снижает затраты тех людей,   
которые заняли деньги. Все остальные расходы на проведение реабилитационных     
процедур идут от стоимости реализованного имущества должника или от средств,    
направляемых должником на погашение долгов в рамках реализации плана            
реструктуризации задолженности. Таким образом, закон позволяет снять            
существующую в обществе по этому поводу социальную напряжённость, что           
подтверждается большим числом обращений граждан в Комитет по вопросам           
собственности в поддержку скорейшего вступления закона в силу.                  
                                                                                
Коллеги, Комитет по вопросам собственности полагает, что перенос на три года    
срока вступления в силу закона о реабилитационных процедурах нарушает права     
большого количества должников - граждан Российской Федерации. С учётом          
изложенного Комитет по вопросам собственности просит отклонить законопроект.    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" разделяет позицию Комитета по вопросам собственности    
и не будет поддерживать предложенный законопроект.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Климов Виктор Владимирович.                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к депутату Дмитриевой.                                            
                                                                                
Оксана Генриховна, вы сказали о 20 процентах от суммы реализованного            
имущества, но мне не очень понятно, откуда вообще взялись эти данные, откуда    
эта цифра появилась, потому что в законе, насколько мне известно, написано: 2   
процента плюс 10 тысяч, о которых Владимир Игорьевич сказал.                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я говорила в докладе, что 2 процента - это расходы на           
временного управляющего, то есть 10 тысяч рублей и 2 процента, а до 20          
процентов - это стоимость оплаты всех процедур по банкротству физического       
лица.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович.                                  
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Оксана Генриховна, вы очень чётко изложили ваш проект закона.   
Вы также в своём выступлении говорили о том, что эта законодательная новелла    
приведёт к издержкам на содержание управляющих, вы также категорически против   
создания института управляющих имуществом лиц, признанных банкротами. В         
проекте закона вы просите ввести трёхгодичный мораторий, а что, после           
трёхгодичного срока лица банкротами или должниками признаваться не будут?       
Обоснуйте трёхгодичный срок.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо за вопрос. Я сказала в докладе, что я в принципе        
против введения института банкротства физического лица: мне представляется,     
что действующее законодательство, исполнительное производство вполне            
справляется с вопросами, когда возникает задолженность физического лица.        
                                                                                
Что касается того, что нужно сделать в период этого трёхлетнего моратория, -    
разобраться вообще в ситуации с задолженностью физических лиц, поскольку она    
во многом возникает, как я уже сказала, в связи с абсолютно                     
непрофессиональной, очень часто авантюристической кредитной политикой нашей     
банковской системы, которая соответствующим образом не проверяет                
платёжеспособность заёмщиков, выдаёт кредиты под высокие ставки, перенося тем   
самым кредитные риски на заёмщика за счёт более высокой ставки по кредиту, а    
если возникает неплатёжеспособность, то они не занимаются реструктуризацией     
задолженности, реабилитационными процедурами, как делают все розничные банки    
в мире, а сразу пытаются переложить, снять с себя расходы по взысканию          
задолженности, прибегая к различным процедурам с использованием возможностей    
государства, таким как, допустим, запрет на выезд должникам, массовое           
привлечение коллекторских агентств, и один из вариантов - это процедура         
банкротства физического лица.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Хотел вопрос задать Владимиру Игорьевичу, но всё-таки задам      
Оксане Генриховне.                                                              
                                                                                
Уважаемая Оксана Генриховна, вы знаете, что за первое полугодие у нас в         
России на 3 миллиона 700 тысяч возросла численность населения с доходами ниже   
прожиточного минимума, то есть бедных и нищих. И, судя по проекту бюджета,      
который мы будем рассматривать, в ближайшие годы ситуация не изменится к        
лучшему, а даже ухудшится, то есть число бедных и, соответственно, должников    
будет постоянно расти, и это вина не их самих, должников, это вина нынешней     
политики, бездарной и грабительской. Может быть, не на три года откладывать,    
а вообще увязать этот вопрос с политикой государства: пока стабилизации не      
будет, не грабить этих людей, которые взяли кредит, думая, что будут            
работать, а оказались выброшены на улицу, - это не вина их, а беда их, - мне    
кажется, так будет более правильно, а ваше мнение?                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Мне кажется, что грабить вообще, даже при улучшении             
экономической ситуации, нецелесообразно и неправильно.                          
                                                                                
Что касается бедности - этот аспект вашего вопроса чрезвычайно интересен. Наш   
Институт социологии провёл исследование сегмента бедных: за последние годы,     
вот именно за последние десять лет, именно в сегменте с самыми низкими          
доходами очень сильно выросла кредитная задолженность, поскольку, несмотря на   
низкие доходы, из-за - вот я уже сказала - совершенно авантюристической,        
рисковой политики банковской системы кредиты дают людям даже с низкими          
доходами, с доходами ниже прожиточного минимума, которые за чертой бедности,    
чем и создаётся огромная задолженность в самой бедной группе населения. Если    
будут вводиться эти законы, эти люди будут лишены и оставшегося имущества, а    
это значит, произойдёт полная маргинализация самой бедной группы населения.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич.                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Александр Дмитриевич, я не знаю ни одного случая, по крайней мере у нас в       
стране, когда банкротство оздоровило бы того, кого признали банкротом, - ни     
одного случая не знаю! - в связи с этим у меня очень серьёзные сомнения,        
будет ли работать этот закон. А вопрос мой такой к комитету (сейчас по          
телевидению, по радио этот вопрос обсуждается вдоль и поперёк), к Оксане        
Генриховне: вот вы назначили управляющего моим имуществом, с тем чтобы он       
обеспечил, естественно, погашение долга, - вот переведите это на простой        
русский язык депутатам. Вот, к примеру, я буду у вас управляющим, а вы подали   
на банкротство, вы заработную плату... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время немножко.                                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. ...и другие доходы, которые получил и будете расходовать, по        
моему разрешению? Я лимит буду устанавливать? Я принимаю решение, что           
продавать, или вы? И так далее, и так далее... Сегодня у всех сложилось         
впечатление, что вы этому управляющему, то есть мне, ещё деньги заплатите за    
то, что он вас окончательно обанкротит и пустит по миру. Вот развейте эти       
сомнения.                                                                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Генриховна Дмитриева.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Геннадий Васильевич, ваш вопрос абсолютно в точку - ни один     
временный управляющий в условиях банкротства ни одно предприятие не             
оздоровил, и не только в наше время, но и, если читать даже произведения        
русских классиков, допустим Мамина-Сибиряка, который вопросы банкротства и      
временного управляющего в своих романах отразил чрезвычайно точно, в более      
благословенные времена конца XIX - начала XX века тоже ни один временный        
управляющий ни одного банкрота - физического лица не оздоровил и не привёл      
его имущество в состояние после реабилитации. Да, действительно, временный      
управляющий будет полностью распоряжаться всем имуществом и всеми доходами,     
которые будут поступать в его распоряжение. Должник работает, должник что-то    
продаёт, все эти доходы физического лица поступают, и всем этим - заработной    
платой, пенсией, поступлениями от двоюродной бабушки, дедушки, от кого угодно   
- распоряжается временный управляющий. Он же ищет все ваши активы, где бы они   
ни были, он их продаёт тогда, когда хочет. Вот и всё, вот это и есть система    
реабилитации.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы добавить?                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Игорьевич.                                                 
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Да, вопрос был к комитету, извините.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста.                                   
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Спасибо, Геннадий Васильевич, за вопрос, но хотелось бы, немножко               
предвосхищая ответ, буквально в двух словах отметить: вы знаете, идею снятия    
социальной напряжённости называть вредной и порочной как минимум некорректно.   
                                                                                
А что касается вашего вопроса - вот то, что в словах Оксаны Генриховны          
прозвучало: гражданин, который должен денег, должник, подаёт заявление в        
арбитражный суд, арбитражный суд не признаёт его банкротом, пока не пройдут     
специальные процедуры, назначают финансового управляющего, и только после       
того, как финансовый управляющий изучит обстоятельства дела, изучит имущество   
должника, его доходы, подаются документы в суд и арбитражный суд признаёт       
гражданина банкротом.                                                           
                                                                                
Для чего мы это делаем? Гражданин должен быть честен, мы рассчитываем на то,    
что граждане не будут скрывать иное имущество, но можем предположить, что у     
гражданина, который не хочет отдавать долги, есть движимое или скрытое          
имущество. Можно же это предположить, Геннадий Васильевич? Вот за 10 тысяч      
рублей финансовый управляющий и должен провести эту работу. И уже если          
должник и кредитная организация не договорились о реструктуризации долга        
самостоятельно, в дело вступает арбитражный суд и принимается справедливое      
решение, а затем, после изучения обстоятельств дела, происходит заключение      
договора с кредитной организацией и погашение суммы долга с учётом              
заключённого договора о реструктуризации долгов, ну и снижается процентная      
ставка, конечно. Вот основная миссия финансового управляющего за 10 тысяч       
рублей.                                                                         
                                                                                
Что касается их подготовки - Тульский государственный университет уже начал     
подготовку студентов по этой специальности, и мы, уверен, будем готовы к        
тому, чтобы снять социальную напряжённость в обществе и помочь большому         
количеству российских граждан избавиться от просроченной кредиторской           
задолженности.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Мы можем понять опасения Оксаны Генриховны, потому что обратили особое          
внимание на тот факт, что у нас, что касается вопросов, связанных с             
кредитованием, банкротствами, всегда почему-то в законах так написано, чтобы    
банковская система не проиграла. Вот было бы неплохо, если бы мы в ближайшее    
время рассмотрели законодательную инициативу, которую внесли от фракции ЛДПР,   
где чётко и ясно сказано, что ни один кредит банки в основной своей массе не    
выдают без залогов.                                                             
                                                                                
На сегодняшний день ситуация следующая: если у должника возникает просрочка,    
банк налагает арест на его имущество и пытается реализовать это имущество с     
публичных торгов. Если это не происходит с первой попытки, цена понижается,     
имущество реализуется со второй, с третьей попытки, и, соответственно,          
разница суммы, которую гражданин должен, и суммы, по которой реализовали        
залоговое имущество, всё равно остаётся за должником. ЛДПР предложила более     
полугода тому назад, когда начались проблемы с ипотечными кредитами, начались   
проблемы у должников, дать возможность под руководством судебных приставов      
должнику самостоятельно по максимально эффективной цене реализовать залоговое   
имущество. Дальше того, что назначили профильный комитет, дело не               
продвинулось, поэтому мы сегодня выступаем за то, чтобы меры, которые мы        
принимаем для оздоровления экономической ситуации в стране, были направлены     
не только на поддержку российских банков, - им выделяют 3 триллиона рублей, и   
по истечении года мы не можем понять, что произошло. Люди криком кричат,        
стоят с плакатами возле Государственной Думы и не могут расплатиться с          
ипотечными валютными кредитами, а руководители Центробанка и правительства      
говорят, что они должны были думать, в какой валюте брать кредиты, - и при      
этом никто не выступает с законодательной инициативой о запрете российским      
банкам выдавать кредиты в иностранной валюте!                                   
                                                                                
К этому вопросу нужно подойти тщательно, чтобы не получилось так, что           
чистосердечное признание - это первый шаг к концу этого человека. Понятное      
дело, вступит в силу закон, наши наивные граждане могут прийти написать         
заявление, что признают себя банкротами, им назначат временного управляющего,   
он отыщет всё имущество, которое есть или когда-то могло быть, и мы будем       
думать потом, по какой цене и при какой заинтересованности управляющий с        
зарплатой 10 тысяч рублей будет это имущество реализовывать и что будет         
дальше с человеком, который объявит себя банкротом, и с его наследниками.       
Поэтому здесь нужно подойти аккуратно, если нужно, посмотреть, как этот закон   
работает, а он должен работать, естественно, на благо жителей Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В течение этого года мне        
пришлось предметно заниматься проблемами валютных ипотечных заёмщиков, да и     
вообще проблемами ипотечных заёмщиков в целом, мы специально с коллегами, с     
экспертами провели подробный анализ этого законопроекта, вот у меня             
экспертное заключение страниц на двадцать, и ни одного пункта в интересах       
простых граждан в этом законе, в законе о банкротстве физических лиц, нет.      
Более того, когда, в том числе в этом зале, мы слышали обещания простым         
гражданам, что вот вступит в силу закон о банкротстве физических лиц и он       
спасёт вас, ребята, которые попали в ловушку валютной или рублёвой ипотеки, -   
мы и тогда говорили, что это не так, но сейчас мы можем чётко сказать, что      
это откровенная ложь и этот закон не решает главной проблемы: он не решает      
проблемы лишения заёмщиков единственного жилья, купленного в ипотеку.           
                                                                                
Я не буду, естественно, по пунктам всё двадцатистраничное заключение            
пересказывать, отмечу только несколько основных моментов. В законе о            
банкротстве физических лиц есть три основных пункта, три основные операции.     
Предусмотрена процедура реструктуризации долгов, но, как совершенно             
справедливо отметили коллеги, на этом этапе человек полностью теряет            
возможность распоряжаться своим финансовым имуществом на сумму более 50 тысяч   
рублей и фактически все три года, пока длится процесс реструктуризации, он      
будет жить на сумму не выше прожиточного минимума. Что касается                 
вознаграждения финансового управляющего (там возникали вопросы), то пункты 7    
и 8 статьи 20-6 обуславливают увеличение по инициативе кредитора                
вознаграждения финансовому управляющему до 20 процентов.                        
                                                                                
Этап реструктуризации длится не более трёх лет, и за это время должник должен   
полностью рассчитаться со своими долгами. Совершенно очевидно, что ни с каким   
ипотечным кредитом, который взят на 15-20 лет, за три года человек не           
рассчитается, то есть в конечном итоге он окажется на улице. Более того,        
поскольку все эти три года на сумму остатка задолженности будут начисляться     
проценты по ставке рефинансирования, - а нынче она составляет 11 процентов, -   
может оказаться так, что процентная ставка, начисляемая на этапе                
реструктуризации, будет выше, чем процентная ставка по ипотечному кредиту,      
который человек брал.                                                           
                                                                                
И наконец последнее. После признания должника банкротом, процедура              
банкротства ни в коей мере не освобождает его полностью от всех обязательств.   
В том случае если он явно или неявно утаил имущество, на него будет наложено    
взыскание, причём вне исполнительного производства, просто... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
Виктор Владимирович Климов.                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Уважаемые коллеги, я, честно сказать, не помню, чтобы кто-нибудь   
обещал, что мы решим этим законом проблемы, связанные с ипотекой. Более того,   
вот это выступление, мне кажется, свидетельствует о не очень чётком понимании   
того, как вообще работает механизм ипотеки. Если мы с вами отменим механизм,    
при котором жильё, являющееся залогом при получении ипотечного кредита, можно   
взыскать, то мы просто отменим ипотеку, давайте будем реалистами. Это первое.   
Теперь второе, о законопроекте в целом. Вы знаете, что у нас просроченная       
задолженность, которую граждане, к сожалению, сегодня по техническим или по     
каким-то более серьёзным причинам не обслуживают, по данным ЦБ, превысила 1     
триллион рублей: 850 миллиардов - это то, что в банках, и свыше 300             
миллиардов - это то, что передано коллекторам. Это достаточно серьёзная         
ситуация. И давайте помнить, что этот триллион - это деньги не банков, это      
деньги вкладчиков, в том числе, я даже сказал бы, это в первую очередь деньги   
вкладчиков.                                                                     
                                                                                
Последнее, что я хотел бы сказать: давайте также не забывать о том, что нам с   
вами в прошлом году по результатам форума Общероссийского народного фронта      
Владимиром Владимировичем Путиным было дано поручение ускорить работу над       
этим законопроектом, тогда он у нас два года висел без движения после первого   
чтения. И наверное, нам это поручение было дано не для того, чтобы теперь,      
когда законопроект начинает работать, - там действительно есть много            
вопросов, но надо их решать, а не вводить мораторий - мы с вами решили, что     
нужно отложить действие этого механизма ещё на три года и подождать, когда      
граждане сделают ещё больше долгов, для того чтобы обслуживать свои             
предыдущие.                                                                     
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект поддерживать нельзя.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна, будете выступать? Пожалуйста.                                
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
Я благодарна господину Климову за его выступление, он на самом деле сорвал      
все маски с этого законопроекта, объяснил, что это не для того, чтобы           
осуществить реабилитацию должников, а для того, чтобы взыскать реально          
кредитную задолженность, более эффективно заставить заплатить по долгам и как   
бы таким способом запугать и приучить граждан к более взвешенной политике       
заимствований. Но для того чтобы политика была более взвешенной, может быть,    
лучше обратиться к банкам, может быть, банки должны проверять                   
кредитоспособность заёмщиков, может быть, банки не должны перекладывать на      
заёмщиков свои риски в виде высокой кредитной ставки и в форме очень жёсткой    
процедуры взимания долгов?                                                      
                                                                                
Очевидно, - и об этом ещё раз совершенно чётко сказал Геннадий Васильевич       
Кулик, - что не было случая, чтобы временный управляющий в процедуре            
банкротства кого-то там оздоровил, поэтому просто через банкротство             
физического лица переходят к жёстким процедурам взимания долгов. Но это         
приведёт к маргинализации, потому что при такой жёсткой процедуре взимания      
долгов люди будут лишаться всего имущества, которое их ещё как бы держит в      
социуме. Так что с точки зрения защиты интересов граждан эта вещь абсолютно     
вредная. А банки и дальше будут чувствовать себя абсолютно безнаказанными и     
свободными от любой работы, которую должна осуществлять кредитная               
организация: от проверки платёжеспособности, от предложения процедур            
реструктуризации долга, от реабилитации своих должников - это всё должны        
делать банки, но они этого делать не хотят.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Игорьевич Афонский.                                                    
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,       
выстраивание цивилизованных отношений с кредитными организациями никак          
жёсткими и маргинальными назвать нельзя. Сегодня много говорили о законе в      
части реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника, который мы с   
вами, коллеги, приняли и который вступил в силу с 1 октября, - на мой взгляд,   
этот закон носит ярко выраженный социальный характер. Виктор Владимирович уже   
сказал, какова сейчас просроченная задолженность по потребительским кредитам,   
и она растёт. Что же касается ставки рефинансирования, то она составляет не     
11 процентов, как сказал коллега Крутов, а 8,25 процента, а 11 процентов -      
это ключевая ставка. Ещё буквально два тезиса: банки также заинтересованы в     
том, чтобы были выстроены цивилизованные отношения с должниками. И ещё          
маленькое уточнение: коллеги, законом, который мы с вами приняли, мы            
избавляем людей от непростых отношений с коллекторскими агентствами, которые    
не всегда работают в рамках закона.                                             
                                                                                
Я поддерживаю решение отклонить законопроект, который предложили Оксана         
Генриховна и коллеги.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5273 по 5290 из 6459
18-й вопрос, проект федерального закона "О трёхлетнем моратории на вступление   
в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении                       
гражданина-должника".                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              202 чел.44,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    202 чел.                                          
Не голосовало                 248 чел.55,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 247

15.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 754938-6 "О трёхлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1692 по 1698 из 7282
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
По просьбе автора рассмотрение 26-го и 51-го вопросов повестки дня предлагаю    
перенести на следующую пленарную неделю.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1790 по 1791 из 7282
Рассмотрение вопросов 26 и 51 перенести - нет возражений.