Заседание № 238
О проекте федерального закона № 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, настоящий законопроект был полностью доработан, но вчера к нам поступили замечания Верховного Суда. Напомню, что в соответствии с Уголовным кодексом, когда мы вносим поправки в Уголовный кодекс, мы должны направить их на отзыв в Верховный Суд, Верховный Суд внёс два предложения, и предложения эти абсолютно разумные. Верховный Суд обратил внимание на то, что мы, внося поправки в третью часть Уголовного кодекса, в статью 76-1, не корреспондировали их с первой и второй частями, и может возникнуть проблема правоприменения - это первый вопрос. Второй вопрос совершенно справедливо был поставлен в отношении Уголовно-процессуального кодекса. О чём идёт речь? Мы сказали, что декларация не может быть использована в качестве доказательства, не может быть истребована из налогового органа и, таким образом, не может попасть в сферу деятельности правоохранительных органов иначе, как по желанию самого декларанта, однако мы не установили - и надо признать, что это действительно наша недоработка, - что сотрудник налогового органа, который получает декларацию, не может быть допрошен по этим обстоятельствам. Вот эту норму Верховный Суд и предлагает нам также включить в закон. Предлагается возвратить законопроект во второе чтение и принять две указанные поправки - таблица поправок с этими двумя поправками у всех есть - как поправки к тексту во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Ставлю на голосование вопрос о возврате законопроекта во второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 37 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел.45,6 % Результат: принято Решение принято. Андрей Михайлович таблицу поправок прокомментировал. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 283 чел.62,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает в случае принятия законопроекта во втором чтении сегодня поставить его на голосование и в третьем чтении и принять данный документ. Его ждут налогоплательщики, это действительно хороший и важный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Не уходите.
12-й вопрос, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 15 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Будут. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите результаты записи. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, фракция Компартии не может поддержать этот закон и будет голосовать против. Вы знаете, что на протяжении почти двадцать лет мы добивались, многократно ставили вопрос об обсуждении итогов приватизации, о возникновении миллиардеров в нашей стране, но все наши попытки отвергались. Что такое вообще закон? Классик много лет назад сказал, что закон есть воля господствующего класса, отлитая в нормы права. В полном объёме это определение относится и к закону об амнистии капитала. У нас власть реально принадлежит, как мы все понимаем, крупному капиталу в соединении с высшим чиновничеством. В своё время президент Путин произнёс очень точные слова, сказав, что уничтожение Советского Союза есть величайшая геополитическая катастрофа ХХ века, но логика его поведения по укреплению буржуазного государства и национальной безопасности вполне понятна - эту логику мы воспринимаем, идёт ли речь о Южной Осетии в 2008 году, идёт ли речь о Крыме и Севастополе в 2014 году, эта логика понятна. Но есть огромная проблема - разрыв между курсом на укрепление национальной безопасности России на международной арене и тем, насколько эгоистичен и циничен правящий класс в своём поведении внутри страны, где жируют десятки миллиардеров (в долларовом измерении) и где бедствуют миллионы наёмных работников. Мы ещё раз просим прислушаться к нашей позиции. В своё время в этом зале в связи с обсуждением Земельного кодекса была буквально буря, но нас не услышали - и 40 миллионов гектаров заросло бурьяном, налицо продовольственная зависимость и запоздалые призывы к импортозамещению. Коммунисты имели мужество противостоять Анатолию Чубайсу, когда он уничтожал единую энергосистему, лучшую в мире, но нас вновь не услышали - получили аварию в Чагине, на Саяно-Шушенской ГЭС и многое другое. Закон об амнистии капитала - это продолжение либеральной линии, в этом ряду и так называемый закон Ротенберга, и ему подобные. Почему так энергично продавливается этот закон? В чиновной и капиталистической элите России немало людей, которые свои деньги и имущество спрятали за рубежом, а прогноз тревожный, экономика буксует: в этом году обещают спад 3,5 процента. Последствия этого закона - думаю, что часть деятелей в офшорах заполнят декларацию, но большая часть не поверит: они циничны, они тренированны, они не верят буржуазному государству. А когда в законе говорится: никакой уголовной, никакой административной, никакой налоговой ответственности, - мы не можем с этим согласиться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. Я вынужден пропустить уважаемых Ивана Игнатьевича и Веру Анатольевну, потому что Регламент допускает только по одному выступлению от каждой фракции. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, всё, о чём сейчас говорил мой коллега, правильно, но, кроме этого, нам надо сегодня делать конкретные шаги, чтобы двигаться вперёд. Когда 4 декабря прошлого года мы услышали в послании президента слова о том, что пора возвращать деньги в Россию, то, конечно, очень обрадовались и были уверены, что вот сейчас этот процесс и начнётся. Деньги нужны России всегда, но сейчас в условиях санкционного давления, особенно нужно, чтобы деньги работали на российскую экономику. С учётом того, конечно, депутатам фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" было крайне грустно увидеть перед первым чтением текст, который мы получили от правительства. Удивила широко распространённая - это было во всех СМИ - информация о том, что правительство готовило этот текст в спешке. Получается, что для правительства эта тема, наверное, до последнего времени не была актуальной, поэтому к такому ходу оно было не совсем готово. Что касается текста, то в предложенном правительством тексте мы увидели, что, оказывается, деньги в Россию можно не возвращать, их достаточно перевести в более прозрачную юрисдикцию, а точнее, оставить за рубежом, но самое главное - там шла речь о прощении, об освобождении от уголовной ответственности всех владельцев капиталов, а мы прекрасно знаем, что значительная часть крупных капиталов заработана не совсем честным путём и эти деньги могут быть иногда не очень чистыми, не совсем чистыми или совсем нечистыми. В СМИ есть масса примеров того, как некоторые крупные так называемые бизнесмены брали кредиты в государственных банках, переводили эти деньги за рубеж, покупали на них активы, - наверное, они готовы сейчас прийти и эти деньги, так сказать, очистить, оставив их за рубежом. Я признателен депутатам, своим коллегам по Думе, которые фактически взяли огонь на себя. Они - я знаю, работала группа депутатов во главе с Андреем Михайловичем Макаровым - существенно переработали, можно сказать, даже концепцию законопроекта, и теперь мы от уголовной ответственности можем освободить только тех, кто был повинен в правонарушениях по некоторым, не самым существенным, статьям. По статье "Мошенничество" теперь от ответственности освободить будет нельзя. Принимая во внимание то, что ко второму чтению текст законопроекта был существенно переработан, мы с чувством глубокого удовлетворения проголосуем за. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 40 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 81 чел.18,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Закон принят.
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Для стенограммы: по 12-му вопросу, о проекте федерального закона № 754388-6, если коротко, об амнистии капиталов, за проголосовали Ольга Епифанова, Александр Ломакин-Румянцев, Ильдар Самиев, Александр Четвериков, Василий Швецов, Анатолий Шеин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 13 мая 2015 года с наименованием "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
2-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Доклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект выходит на финишную прямую, и поэтому сразу хотел бы обратить внимание на несколько обстоятельств и на те направления, по которым велась работа в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. В первую очередь выполнено поручение президента о синхронизации закона о декларировании с законом о контролируемых иностранных компаниях. Внесены поправки (мы будем рассматривать следующий законопроект об этом), реально решающие те проблемы бизнеса, о которых говорили президенту на съезде РСПП, и одновременно, таким образом, решается главный вопрос - о полном освобождении от ответственности в случае, если человек задекларировал своё имущество (это будет гарантировано тем законом, который мы рассматриваем сейчас), а также о создании прозрачной экономики на будущее. Второй вопрос, который необходимо было решить, и об этом мы говорили здесь при рассмотрении законопроекта в первом чтении, - это освобождение от уголовной ответственности. Предложены все необходимые поправки, изменения в Уголовный кодекс, и я хотел бы выразить большую признательность коллегам из комитета по конституционному законодательству и из комитета Павла Владимировича Крашенинникова, которые оказали нам очень большую помощь в работе. Одновременно решены вопросы, связанные с административной ответственностью: соответствующими поправками, которые мы предлагаем принять во втором чтении, вносятся изменения в административный кодекс. Хотел бы также отметить, что все вопросы, которые связаны с налоговой ответственностью, с имущественной ответственностью, с налоговыми правонарушениями, также решены в настоящем законопроекте. Мы будем рассматривать сегодня в первом чтении законопроект, который освобождает от ответственности, но сразу хочу сказать, что это продублировано и во втором законопроекте, который мы с вами сегодня также будем рассматривать. Таким образом, все те задачи, которые ставились Государственной Думой при рассмотрении законопроекта в первом чтении, были решены. Сразу хотел бы сказать, что передвинут срок: если до этого мы распространяли действие настоящего закона только на то имущество и те сделки, которые были совершены до 1 января 2014 года, то в соответствии с решением Государственной Думы по итогам первого чтения мы передвигаем этот срок на 1 января 2015 года. Срок, в течение которого можно будет подать декларацию, устанавливается с 1 июля текущего года до 31 декабря, при этом гарантируется полная неприкосновенность этого документа, невозможность его истребования, предоставления ни в каком качестве ни для налоговых, ни для правоохранительных органов - данный документ может быть использован только самим декларантом для обоснования тех фактов, которые в нём изложены. Таким образом, выполнено второе поручение Президента Российской Федерации - о том, что должен быть простой, понятный, необременительный для граждан и одновременно защищаемый законом от любого дополнительного вмешательства правоохранительных органов документ. Хотел бы обратить внимание на следующее: во втором чтении предлагается установить дополнительные гарантии. Мы с вами обсуждали в этом зале ситуацию, когда какое-то лицо продекларировало, допустим, квартиру в Болгарии стоимостью 15 тысяч долларов, а претензии ему предъявляются в стране на миллиард долларов. Так вот в случае, если правоохранительный орган говорит о том, что объём, заявленный в декларации, представленной лицом, не соответствует объёму претензий, которые ему предъявляются, вынесенное постановление, мотивированное постановление об отказе в прекращении уголовного дела - и это то, что мы прописали непосредственно ко второму чтению - немедленно направляется генеральному прокурору. Я подчёркиваю: мы поднимаем уровень надзора, это единственный случай, когда документ сразу направляется генеральному прокурору. Выносить такое постановление не может ни следователь, ни дознаватель, ни рядовой прокурор - только руководитель того органа, который рассматривает данное заявление. А в качестве контроля - президент сказал, что будет лично контролировать, чтобы, ну, давайте так скажем, условно, правоохранительные органы никого не донимали, не хулиганили, - оно направляется Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Таким образом, создаётся стройная система гарантий. Уважаемые коллеги, законопроект, безусловно, нелёгкий, но сразу хотел бы сказать: мы не освобождаем совершающих преступления от наказания, мы даём возможность людям задекларировать имущество и решить главную задачу, которая сформулирована президентом, - перевернуть офшорную страницу нашей экономики, офшорную страницу истории нашей страны и начать жизнь в этом плане с чистого листа, не думая о том, что к ним придут либо рэкетиры, либо правоохранительные органы (а люди часто не знают, что лучше). Таким образом, задача в данном случае решена, но я не могу не ответить ещё на два вопроса. Часто задают вопрос: а воспользуются ли люди тем, что мы предлагаем? Я повторяю, тот механизм, который предлагается сегодня вашему вниманию, уникальный, такого опыта не было нигде и никогда в мире, однако очень важно, как говорил президент, что, давая эту возможность людям, мы хотим, чтобы все понимали: эта возможность даётся последний раз. Президент сказал: "Давайте это сделаем сейчас, но один раз". Те угрозы, которые возникают сегодня за границей для нашего капитала, безусловно, стимулируют наших граждан возвращать его на родину. Кстати, только два условия, когда это возвращение обязательно: это возвращение из чёрных офшоров или из тех государств, с которыми у Российской Федерации нет соглашения о помощи по налоговым делам, во всех остальных случаях решает сам гражданин. Поэтому всё равно это остаётся на усмотрение лица. Но я думаю, что очень важно сказать: главным условием остаётся всё-таки внятная политика государства, в первую очередь налоговая политика. И к сожалению, сегодня мы с вами имеем очень много случаев, когда безответственные решения Министерства финансов не только калечат отечественную налоговую систему, но и, безусловно, не способствуют созданию атмосферы доверия между государством и налогоплательщиком. Правда, связано это, как правило, с конкретными должностными лицами, а не с политикой государства. 2-го числа в этом зале мы с вами будем рассматривать на парламентских слушаниях основные направления налоговой политики. Я думаю, что нам есть что сказать Министерству финансов по этому поводу. Мы предлагаем поддержать данный закон, это важнейший закон на пути создания атмосферы доверия и прозрачности нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Я так понимаю, что мы таблицы поправок должны сейчас рассмотреть, да? Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 20 сек.) Проголосовало за 279 чел.62,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел.37,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 48 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел.46,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект выносится на "час голосования".
2-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 53 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принят во втором чтении.
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Для стенограммы: по 2-му вопросу, это законопроект об амнистии капиталов во втором чтении, следующие депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" голосовали за: Ольга Красильникова, Сергей Миронов, Олег Михеев, Татьяна Москалькова, Аднан Музыкаев, Олег Нилов, Федот Тумусов, Геннадий Носовко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Забыли нажать кнопку, да? Хорошо.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос повестки, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов Российской Федерации. Коллеги, нет возражений против предложенного порядка обсуждения этого вопроса? Принимаем, спасибо. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию законопроект разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря прошлого года. В соответствии с законопроектом каждое физическое лицо вправе до 31 декабря текущего года однократно, лично или через уполномоченного представителя - по своему выбору, представить в налоговый орган по месту регистрации или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы специальную декларацию. В декларации могут быть указаны, во-первых, имущество, находящееся в собственности этого гражданина (к этому имуществу относятся земельные участки и другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли в уставных капиталах организаций), во-вторых, контролируемые иностранные компании, в отношении которых лицо признаётся контролирующим лицом. Также в ней могут быть указаны счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, могут быть указаны банковские счета, в отношении которых это физическое лицо является бенефициарным владельцем в соответствии с законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма". Кроме того, физическое лицо получает возможность указать в этой специальной декларации имущество, ранее оформленное не на себя, а на бенефициарного собственника (на другое лицо), в отношении которого фактическим собственником является именно это лицо. Конечно же, информация, которая представляется в декларации, должна быть достаточно подробной, для того чтобы это имущество можно было идентифицировать. Кроме того, физическое лицо может приложить документы или какие-то дополнительные сведения, которые позволяют подтвердить, что это имущество находится в его собственности. У него есть возможность при этом дать и дополнительную информацию - степень подробности зависит от него, это делается в произвольной форме - в отношении того, каким образом, скажем, это имущество оказалось в его собственности; если при этом использовались какие-то схемы, может быть даже не совсем законные или совсем незаконные, это тоже может быть указано в такой декларации. Специальное декларирование, которое предлагается в законопроекте, - это шанс для тех, кто чувствует себя не совсем уверенно или совсем неуверенно, для того чтобы, с одной стороны, закрыть прошлое, чтобы к человеку не было больше претензий в том случае, если выяснится, что там были какие-то не совсем законные дела, были определённые правонарушения. С другой стороны, это возможность легализовать имущество и счета, это возможность переоформить на себя собственность, которая находится в номинальном владении других лиц, и получить определённые налоговые преференции. Предполагается, что в случае если, например, это имущество оформлено на компанию или на номинального владельца за пределами Российской Федерации, то перевод этого имущества в Россию будет освобождаться от налогообложения, кроме того, если будет переструктурирован бизнес и активы этого бизнеса будут переводиться в Россию, то это тоже можно будет сделать без каких бы то ни было налоговых последствий. Ну и наконец, - это, может быть, самое важное, - такое декларирование предполагает возможность избежать уголовной, административной, налоговой ответственности за правонарушения, которые были совершены раньше. При этом - что, на наш взгляд, повторяю, является чрезвычайно важным, - законопроект предполагает полную конфиденциальность для тех лиц, которые захотят воспользоваться такой возможностью. Ни факт представления такой специальной декларации, ни информация, содержащаяся в этой декларации, не являются общедоступными, более того, на них распространяется ужесточённый режим налоговой тайны. Эта информация не может быть предоставлена в том числе силовым органам, она не может служить основанием для того, чтобы возбуждать уголовные, административные или налоговые дела в отношении этого гражданина, информация, которая содержится в декларации, не может использоваться в качестве доказательства по делам, которые были ранее открыты или которые впоследствии будут открыты по тем или иным обстоятельствам. Ну и, как я уже говорил, предоставляется освобождение от какого бы то ни было преследования со стороны государства, однако освобождение от ответственности распространяется - и вот это я хочу особо подчеркнуть - только на налоговые, таможенные и валютные правонарушения. В этом плане Россия придерживается всех своих международных обязательств, в том числе перед ФАТФ, и, соответственно, подача такой декларации не освобождает от ответственности за другие преступления, в частности за коррупцию, за легализацию доходов, полученных преступным путём, за финансирование терроризма и другие, - за широкий круг уголовных преступлений, в отношении которых освобождение от ответственности не предполагается. Хочу подчеркнуть, что эта кампания, которая будет проводиться, как предполагается, до 31 декабря текущего года, открывает возможности для легализации и для легальной интеграции средств и имущества, находящихся за пределами Российской Федерации, в том числе в низконалоговых юрисдикциях, в юрисдикцию Российской Федерации, даёт возможность отказаться от сомнительных схем, и сегодня, когда мир стремительно становится всё более и более прозрачным, когда информация и о счетах, и об имуществе, и о налоговых правонарушениях становится опять-таки предметом передачи другим государствам, - в ближайшее время, как предполагается, уже начиная с 2018 года, многие государства подпишут декларацию или совместное соглашение о том, чтобы в автоматическом режиме обмениваться информацией, - это является хорошим шансом для того, чтобы изменить ситуацию, исправить вот те грехи, которые есть за отдельными гражданами, и, соответственно, начать жизнь с чистого листа. Правительство просит поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле давайте начнём с истории. Здесь больше десяти лет тому назад Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: замучаетесь пыль глотать, пытаясь достать деньги из офшоров! Тогда очень многие эти слова не услышали, а ведь это было предупреждение - предупреждение о том, что спустя несколько лет случилось на Кипре, когда Европейский союз откровенно наплевал на священное право собственности и на всё остальное и те, кто имел деньги на Кипре, благополучно по всем компаниям сразу потеряли 60 процентов своих вкладов и так далее. Сейчас Сергей Евгеньевич сказал... Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть, Сергей Евгеньевич! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наоборот, это честь! (Оживление в зале.) МАКАРОВ А. М. Сейчас Сергей Дмитриевич сказал о том, что предстоит. На самом деле, чтобы мы понимали, скажу: в соответствии с соглашениями, которые уже подписаны и ратифицированы нашей страной, в соответствии с тенденциями, по которым развивается мировая финансовая система, благодаря, по существу, уже отказу от банковской тайны (на самом деле банковская тайна в том виде, как она есть, осталась ведь только у нас, и это при том, что мы... что бы о нас ни говорили, на самом деле только у нас сегодня она ещё существует, а все остальные сдают информацию просто так, и ничего сделать нельзя), информация обо всех счетах, о компаниях, которые находятся сегодня в офшорных зонах или в других государствах, поступит в нашу страну в автоматическом режиме, как справедливо сказал Сергей Дмитриевич, не позднее 2018 года. Не позднее, а в тестовом режиме, я думаю, уже в 2017 году будет получена информация. Так вот, теперь давайте вернёмся к той задаче, которую поставил президент перед нами, когда мы слушали послание. В послании он сказал: давайте перевернём офшорную страницу в истории нашей экономики, давайте дадим возможность задекларировать то, что людям принадлежит, а государство даёт гарантии, что никто не придёт, не спросит за это и никакой ответственности, ни налоговой, ни имущественной, не наступит. Давайте это сделаем сейчас, но сделаем один раз, и это первое, на что мне хотелось бы обратить внимание всех. Здесь должно быть понимание. У нас всё время люди откладывали принятие решений, и тогда, в 2004 году, тоже думали: да какая разница!.. И вот сегодня должно быть понимание, что то, что предлагает сделать государство, будет сделано один раз, больше такой возможности не будет. Второе. Ведь проблема не только в тех угрозах, которые возникают в связи с тем, что на самом деле происходит сегодня на Кипре: попробуйте закрыть свою компанию или закрыть счёт в банке - это заблокировано законом Кипра, этого нельзя сделать, а проблема ещё и в том, что паспорт-то реального владельца, копия, в Центральном банке Кипра лежит! Когда президенту задали вопрос на пресс-конференции: "А сколько денег вы хотите получить от этого закона?" - президент ответил: "Нисколько: это не фискальная мера". На самом деле государство протягивает людям руку и говорит: мы не хотим, чтобы через два года вы все просто так стали преступниками, государству это не нужно. А это касается как минимум сотен тысяч наших с вами сограждан. В данном случае государство протягивает руку не только бизнесу, но и людям, которые заработали деньги иным способом, - это может быть, например, хороший репетитор, который готовил учеников по английскому языку для поступления в вуз и приобрёл какую-нибудь квартирку в Болгарии, чтобы возить внучонка на отдых, но не зарегистрировал её нигде, так вот давайте дадим возможность показать эту квартирку в Болгарии, чтобы человек не думал, что к нему придут либо силовые структуры, либо рэкетиры, - вот в этом главный смысл данного законопроекта! Сергей Дмитриевич подробно рассказал о том, что сделано. Не скрою, мы готовили законопроект все вместе, в том числе с участием бизнеса, шло подробнейшее обсуждение в Общественной палате, были очень серьёзные замечания, но главная задача - гарантировать безопасность, дать возможность подать декларацию, которую никто не увидит, которую никак нельзя использовать, которая не может быть использована в качестве доказательства, которую не только нельзя выдать силовым структурам - силовые структуры не имеют права даже её требовать (предусмотрена ответственность за это), - вот всё это прописано в законопроекте. Только само лицо, если в отношении него возникнут претензии, - а деятельность правоохранительных органов и налоговых органов, простите, никто не отменял, и, следовательно, они могут выйти на какие-то налоговые нарушения - может сказать: "А я подал декларацию", - и в этой ситуации за налоговые, валютные и другие нарушения он будет освобождён от ответственности, как от уголовной, так и от административной. В случае если законопроект сегодня будет принят в первом чтении, уже вечером будет внесён законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс, который будет гарантировать, что никаких налоговых последствий не произойдёт. Одновременно комитет рассматривал вопрос, очень важный вопрос, - это то, что нам предстоит решить ко второму чтению, - связанный с тем, нужно ли по этому поводу принимать специальный акт об амнистии или в самом законе указать те статьи, по которым произойдёт освобождение от ответственности, но, я повторяю, это предмет второго чтения - давайте обсудим. Нам кажется, что это возможно сделать именно в этом законе. Почему? Потому что акт амнистии - это всегда прощение за совершённое преступление, а в данном случае может и не быть никакого преступления и основанием для освобождения от ответственности является сам факт подачи декларации. Не надо делать всех граждан преступниками, потому что они на самом деле могут преступниками и не являться. Следующий вопрос, который здесь очень важен: механизм, который предложен, - а это основная задача, поставленная президентом, - должен быть простым, понятным и необременительным, а, как мы знаем, дьявол в деталях, поэтому комитет полагает - и это наша общая позиция, - что в самом законе должны быть предложены и форма декларации, и порядок её подачи, чтобы каждый человек знал, что не ведомство определяет это, а именно закон. Сразу хочу сказать, что мы не просто подготовили проект формы декларации и порядок её подачи, вместе с налоговой службой мы проработали это, и всё размещено на сайте Федеральной налоговой службы, сейчас идёт обсуждение, так вот итоги этого обсуждения мы предлагаем также воплотить в законе. Я обозначил сейчас очень важные вопросы, но хотел бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Сегодня у нас подпадают под этот закон только те деяния, которые совершены до 1 января 2014 года. Я сразу хочу объяснить, почему до 1 января 2014 года, - да чтобы просто не сорвать декларационную кампанию по подоходному налогу! Представляете, что было бы, если бы уже при внесении написали, допустим, "с 1 января 2015 года"? У людей просто появился бы соблазн не заплатить подоходный налог. Так вот сегодня есть предложение, и комитет с ним выходит, обращается к Государственной Думе: давайте продлим этот срок до 1 января 2015 года, то есть всё, что было до 1 января 2015 года, подпадёт под действие данного закона. Хотел бы обратить внимание ещё на несколько очень важных обстоятельств. На самом деле, к сожалению, - даже в ходе обсуждения законопроекта мы столкнулись с этим - многие граждане попытаются этот закон превратить, по существу, в правовой инструмент рейдерского захвата имущества. Приведу простой пример. Вот мы говорим о переходе имущества от номинального собственника к реальному, а кто мешает любому человеку прийти и сказать: "Я реальный собственник, а не он"? И начинаются споры. Или, допустим, кто-то хочет переоформить имущество, а номинальный владелец говорит: "Да нет, не хочу я ничего отдавать!" Или ситуация, когда требуется согласие членов семьи, а жена говорит: "А почему это мой муж отдаёт это имущество?" То есть на самом деле нам надо быть очень аккуратными в этом вопросе: механизм, который позволит человеку задекларировать имущество, должен, я подчёркиваю, точно гарантировать то, что государство к нему не придёт, гражданин должен также точно знать, что к нему не придут и рэкетиры, - вот этот механизм предлагается комитетом отработать в рамках второго чтения. В этой ситуации нам надо сказать, что, когда речь идёт о переходе имущества от номинального собственника к реальному, мы, естественно, имеем в виду собственность в России, оформленную на имя номинального владельца в той стране, в офшорной зоне, то есть мы должны сделать то, о чём говорил президент: перевернуть офшорную страницу. И соответственно, принимая решение, мы имеем в виду, что гражданин будет перерегистрировать имущество в соответствии с законодательством той страны, где у него оно зарегистрировано, с тем чтобы он не становился преступником в Германии, в Голландии, на Кипре и так далее. Уважаемые коллеги, очень серьёзный законопроект, решающий важнейшую задачу, поставленную президентом страны. Он, на мой взгляд, на взгляд комитета, создаёт в значительной степени новую, прозрачную атмосферу в нашей экономике, и очень важно сделать так, чтобы этот закон заработал, поэтому приглашаем все фракции дорабатывать его в рамках второго чтения и принять уже на следующей неделе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Александр Владимирович Бречалов, секретарь Общественной палаты Российской Федерации. Пожалуйста. БРЕЧАЛОВ А. В., секретарь Общественной палаты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 29 апреля 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось нулевое чтение проекта федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках". В целом участники чтения отметили, что разработчиками законопроекта в полной мере отражены предложения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. По итогам нулевого чтения Общественной палатой был отмечен ряд замечаний и внесены предложения, которые были отражены в заключении Общественной палаты. Мы направили в Государственную Думу наши предложения 12 мая, вкратце перечислю основные из них. Итак, представляется необходимым подчеркнуть одну из целей законопроекта, а именно легализацию имущества. Для этого предлагается дополнить статью 1 законопроекта пунктом 5, устанавливающим в качестве одной из задач стимулирование процесса легализации имущества, который не требует репатриации имущества в обязательном порядке. Далее. Требуется согласование законопроекта с организацией ФАТФ. Необходимо исключить возможность предоставления установленных статьёй 4 законопроекта гарантий тем лицам, капиталы которых получены в результате отмывания доходов, полученных преступным путём. Гарантии освобождения от уголовной ответственности, на наш взгляд, неоднозначны. Предлагается исключить из законопроекта возможность освобождения от уголовной ответственности через амнистию, дополнив Уголовный кодекс Российской Федерации нормой, прямо освобождающей физических лиц от ответственности в связи с добровольным декларированием. Составы преступлений и правонарушений не конкретизированы, целесообразно, на наш взгляд, определить составы преступлений, подпадающие под предоставляемые гарантии, что дополнительно повысит привлекательность программы. Необходимо дополнить статью 4 законопроекта нормой, отменяющей требования проверки происхождения капиталов кредитными организациями, доказывания декларантом происхождения своих капиталов при предъявлении им второго экземпляра декларации с отметкой о её получении налоговым органом. На наш взгляд, необходимо дополнить статью 6 законопроекта нормой, определяющей, что порядок перехода прав на имущество от номинального владельца к фактическому владельцу регулируется нормами права страны, в которой такое имущество находится. Далее. В соответствии с законопроектом повторное представление декларации не допускается, но, на наш взгляд, в случаях, когда допущены ошибки, или есть необходимость внесения уточнений, или выявлены недостатки в форме и порядке заполнения декларации, необходимо предусмотреть возможность повторной подачи. В целях упрощения процедуры подачи декларации целесообразно рассмотреть возможность представления декларации в электронном виде через интернет-сайт ФНС России. Также мы предлагаем включить в законопроект меры по стимулированию возврата капитала в Россию, вот некоторые из них. Предоставить гарантии освобождения от уголовной, административной и налоговой ответственности только на один год. В течение этого срока участнику программы предлагается возвратить имущество на территорию Российской Федерации либо зарегистрировать его права в Российской Федерации; те лица, которые в установленный срок не осуществили возврат задекларированного имущества либо регистрацию прав на него, лишаются предусмотренных гарантий. Необходимо дополнить законопроект указанием на то, что факт представления декларации и прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведения, содержащиеся в такой декларации и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, не могут проверяться в порядке рассмотрения сообщения о преступлении или не могут являться основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Требуется доработка пункта 3 статьи 4 законопроекта, поскольку в качестве доказательства соблюдения условий освобождения от ответственности указан не факт декларирования, а факт представления декларации декларантом в налоговый орган, что подтверждается экземпляром декларации с отметкой налогового органа и заверенной описью прилагаемых к декларации документов. Необходимо также установить, что предусмотренные законопроектом гарантии предоставляются исключительно в отношении имущества, задекларированного в установленном законопроектом порядке. В законопроекте указано, что форма декларации устанавливается отдельным федеральным законом, - предлагается установить форму данным законопроектом, так как срок его действия - до 31 декабря 2015 года. Имеется также ряд иных дополнений, которые отмечены в заключении Общественной палаты. По итогам нулевого чтения Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" с учётом изложенных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Дмитриевич, в статье 2, определяющей основные понятия, используемые в законе, в подпункте 3 пункта 1 дано определение понятия "имущество", при этом предложенная редакция ограничивает перечень имущества, что не способствует достижению целей законопроекта. Допускают ли авторы возможность приведения этого понятия в соответствие с Гражданским кодексом, со статьёй 128 "Объекты гражданских прав"? И второе, о чём здесь уже говорили: будут ли в этом законопроекте всё-таки предложены форма декларации и порядок её заполнения? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, уважаемый Виктор Андреевич. Конечно же, мы готовы обсуждать и то, как корректно сформулировать определение имущества, тех объектов, на которые будет распространяться предложенный механизм амнистии. Ну и, как уже отмечал Андрей Михайлович, мы предполагаем, что и форма декларации, и порядок её заполнения будут приложением к этому закону. Все эти документы уже подготовлены, их надо будет только скорректировать в соответствии с теми поправками, которые будут внесены ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос Андрею Михайловичу. Уважаемый Андрей Михайлович, все мы знаем, что ФАТФ - это международная группа, межправительственная организация, созданная в Париже в 1989 году, по противодействию отмыванию денежных средств. Не могли бы вы прояснить ситуацию по ФАТФ - в какой мере данный законопроект согласован с требованиями ФАТФ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Вопрос очень важный, даже Президент Российской Федерации говорил, что закон должен быть согласован со всеми требованиями ФАТФ. Первое, на что я хотел бы обратить внимание, об этом уже говорил Сергей Дмитриевич: в законопроекте специально прописано, что закон не исключает и не снижает возможностей выполнения Россией всех своих международных обязательств. Второе. Делегация Росфинмониторинга специально выезжала в ФАТФ на переговоры по содержанию данного закона, но здесь надо иметь в виду, что ФАТФ не может давать обязательные указания государствам, однако у них есть такое понятие, как best practices - лучшие практики, - и лучшие практики предполагают предварительное согласование. В данном случае предварительное согласование было проведено, мы специально предоставили перевод данного документа на английский язык, чтобы было понятно, какие термины используются и в каком значении, и он у ФАТФ никаких возражений не вызвал, более того, наши предложения по статьям нашли поддержку. В то же время мы с вами, безусловно, должны посмотреть следующие вопросы, хотя я ещё раз говорю, что с ФАТФ у нас в этом плане проблем никаких нет. Скажем, когда мы говорим о незаконном образовании юридического лица и об освобождении от ответственности за это, наверное, надо посмотреть, не связано ли это с тем, что кто-то использовал подложные документы без согласия лица, - это предмет второго чтения. И конечно, статьи, которые были согласованы с ФАТФ, найдут своё отражении в рамках второго чтения - эта позиция с ФАТФ согласована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос содокладчику. Уважаемый Андрей Михайлович, и президент Владимир Путин, выступая с посланием, и вы сейчас совершенно верные вещи говорили - о том, что важно, чтобы российские капиталы перешли под национальную юрисдикцию, но в представленном правительством законопроекте - я говорю о тексте, который внесён в Думу и который мы обсуждаем, - допускается возможность не возвращать капиталы в Россию, а оставить их за рубежом, только перевести из одной юрисдикции и из чёрного списка ФАТФ в другую, так называемую более прозрачную юрисдикцию. Можете ли вы пояснить, с чем это связано, почему позиция скорректирована в этом вопросе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, вы поднимаете очень важный вопрос. На самом деле я хотел бы обратить ваше внимание на то, что именно Президент Российской Федерации сказал, что возвращать или не возвращать - это личное дело тех, кто этой возможностью воспользуется. Он указал на угрозы, которые возникают для нашего капитала за границей, но, повторяю, право принимать решение о возращении или невозвращении капитала предоставляется исключительно тому, кто его декларирует. Если мы примем данный закон, на следующей неделе мы будем одновременно выполнять решение президента - синхронизировать принятие данного закона с внесением изменений в закон о деофшоризации. У нас прописаны в том законе - сейчас мы, все фракции, будем дополнительные поправки готовить, чтобы внести их одновременно, - все вопросы, которые связаны с тем, что необходимо продекларировать всё то, что у тебя есть. Налоги, в случае если ты ведёшь деятельность и зарабатываешь средства в России, должны уплачиваться в России, но для того, чтобы это произошло, вовсе не обязательно, чтобы кто-то возвращал имущество сюда, главное, чтобы он показал, что имеет это имущество и является его собственником - я повторяю, этот вопрос отнесён к тому, кто захочет это сделать. Другое дело, - об этом говорила Общественная палата - нам надо решить вопросы, связанные с тем, что те, кто захочет вернуть имущество, денежные средства и так далее, при этом не испытывали никаких ограничений. Ну представьте себе, даже те крупные компании, которые у нас работают, которые стоят на бирже в Нью-Йорке, в Лондоне и так далее, - представляете перерегистрацию этих компаний, перевод их в нашу страну? На них же висят кредиты и прочее! Давайте всё-таки осознавать, что то, что мы делаем, является важнейшим шагом для повышения прозрачности нашей экономики, но ни в коем случае не должно стать тормозом на пути её развития. Меры, которые предложены в законопроекте, являются, безусловно, достаточными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, идея об амнистии капитала заслуживает одобрения, но подготовленный законопроект несостоятелен, так как не соответствует принципам нашего уголовно-процессуального законодательства: в соответствии со статьёй 4 законопроекта, если бизнесмен стал собственником соответствующего имущества через вымогательство или даже через убийство, он подлежит освобождению от уголовной ответственности. Однако в связи с тем, что УПК будет иметь преимущество по сравнению с предлагаемым законопроектом, уголовная ответственность за эти и за все другие преступления всё-таки наступит, да и большинство положений законопроекта в силу их несоответствия УПК не будут действовать. Как вы собираетесь устранять эти противоречия? Не намерены ли вы написать новый Уголовно-процессуальный кодекс для реализации предлагаемой экономической амнистии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Юрий Петрович. У меня нет мании величия, и новый Уголовно-процессуальный кодекс я писать не хочу, я хотел бы просто обратить ваше внимание на то, что мы не освобождаем от ответственности ни за убийство, ни за какие-то иные преступления. Более того, если кто-то захочет продекларировать доход в миллиард долларов, но при этом укажет, что получил этот миллиард долларов, убив сторожа в Центральном банке и похитив оттуда золотые слитки, он, безусловно, сядет за это в тюрьму - сядет, даже если не укажет, и это никак не связано с этим законопроектом. Я хотел бы просто напомнить, что речь здесь идёт об освобождении только от ответственности по конкретным составам преступлений, связанным с нарушениями налогового и валютного законодательства, то есть в первую очередь с пробелами в нашем законодательстве, которые были, когда эти средства выводились. Более того, там в очень многих случаях даже нет состава преступления, просто люди не декларировали это. В данном случае, естественно, мы предлагаем во втором чтении произвести соответствующую правку, внести необходимые изменения в статьи, в которых предусматривается освобождение от ответственности, а также в Уголовный и в Уголовно-процессуальный кодексы, и вас, как ведущего специалиста в этой области, мы приглашаем к совместному участию в этой работе, с тем чтобы во втором чтении ни у кого, в том числе у вас, таких вопросов не оставалось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, не вызывает сомнения, что этот шаг позитивный. Вместе с тем мы не раз в этом зале говорили о том, что каждый, кто принимает решение о валютной ли ипотеке, об оформлении ли собственности на чужого гражданина, идёт на определённый риск. Все, кто это делал, рисковали, и они должны были понимать, что их вопросы могут быть решены по-другому. А вот задача амнистии в первоначальном виде, которую ставил президент, - это всё-таки возврат средств, это инвестиции в экономику России, это попытка действительно как-то привлечь ресурсы, которые изменят ситуацию в стране, поэтому этот шаг отчасти оправдан, но он не решает главной проблемы. Есть ли у правительства в запасе второй шаг, который действительно привлечёт ресурсы в экономику России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Да, Сергей Михайлович, непростой вопрос вы мне задали: есть ли у правительства второй шаг в запасе? Мне кажется, что вот тот шаг, который сейчас предлагается от имени правительства, очень важный: здесь есть несколько моментов, которые будут способствовать тому, чтобы бизнес возвращался в Россию, и возвращался как можно быстрее. Я упомянул в своём выступлении: если, например, у гражданина есть компания за рубежом, её можно ликвидировать, все активы перевести в Россию, и это не будет иметь никаких налоговых последствий, имущество будет передано по исторической стоимости, по стоимости приобретения, и только в том случае, если оно потом будет реализовываться, вот этот прирост капитальной стоимости может попасть под налогообложение. Если я не закрываю компанию, а... предположим, гражданин имеет компанию за границей и на эту компанию повешено имущество, находящееся в Российской Федерации (раньше это часто было очень удобно), так вот такую компанию можно просто ликвидировать или перевести имущество в Россию, и это тоже будет иметь минимальные налоговые последствия, то есть фактически это означает полное освобождение от налогообложения. Возможны ситуации, когда человек даже не нарушал законодательство, в том числе налоговое, но, например, не декларировал свои счета за границей - надо ли закрывать эти счета и обязательно ли переводить средства в российские банки? У нас сегодня не запрещено иметь счета за границей, поэтому мы говорим: ну покажи эти счета, и будет считаться, что все те нарушения, которые ты совершил, отсутствуют, что всё это было сделано без нарушения валютного и налогового законодательства, - пожалуйста, имей эти счета, но используй их так, как это предусмотрено законом. Конечно же, надо будет представлять выписки по счетам, точнее, отчёты о движении средств по счетам, как это сегодня предусмотрено валютным законодательством, но совсем необязательно возвращать их в Россию - государство такую задачу не ставит. Ещё мне хотелось бы подчеркнуть, и это очень важно, что у нас появились закон о контролируемых иностранных компаниях и новые правила по налогообложению контролируемых иностранных компаний. Многие люди очень беспокоятся из-за того, что, мол, они задекларируют эту контролируемую иностранную компанию и будут платить налоги с нераспределённой прибыли, которую она генерирует, если не выплачивает дивиденды, но не заставят ли их отвечать на вопрос о том, каким образом появилась эта компания: очень часто это трудно объяснить, потому что активы трансформировались за многие годы. В этом случае тоже нет необходимости... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ШАТАЛОВ С. Д. Мне кажется, что то предложение, которое сделано сегодня, очень сильное, предоставляет широкий круг разнообразных возможностей. Повторяю: оно не преследует никакого фискального интереса, потому что никаких платежей со стороны граждан в пользу государства не требуется, однако, поскольку появляются известные активы, расширяется налоговая база, в будущем, пусть не сразу, это приведёт к тому, что будут какие-то дополнительные доходы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, предлагаемый закон, несомненно, актуален, но эффективность его реализации будет напрямую зависеть от того, сможет ли государство предоставить гарантии и защитить всех тех, кто захочет задекларировать свои иностранные счета и имущество. И здесь чрезвычайно важна государственная пропаганда необходимости и желательности для государства возврата капиталов в страну, важно сформировать позитивное отношение к этому у общества, у граждан, которые могут воспользоваться данным законом. Вместе с тем законопроект, по моему мнению, имеет ряд недоработок. Например, действующим законом № 79-ФЗ предусматривается запрет на открытие иностранных счетов государственными служащими и другими категориями лиц, так вот вопрос: могут ли главы госкорпораций, губернаторы и иные лица, нарушившие указанный закон, рассчитывать на освобождение от ответственности в виде увольнения за сокрытие своих счетов, не указанных ранее при декларировании? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Антон Анатольевич. Я совершенно согласен с вами в том, что этот законопроект, если он будет принят и станет законом, нужно пропагандировать, нужно разъяснять: это очень важный закон! Теперь в отношении того, в какой степени он распространяется на чиновников и на исполнение ими обязанностей, не связанных напрямую с требованиями налогового, таможенного и валютного регулирования. Предполагается, что такие граждане, точно так же как и все другие граждане Российской Федерации, смогут в полной мере воспользоваться этим законом, но это вовсе не означает, что в том случае, если они нарушили законодательство о гражданской службе, к ним не будут применены те меры, которые предусмотрены этим законодательством, в частности увольнение с должности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Евгеньевич Костунов. КОСТУНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Андрею Михайловичу Макарову. Уважаемый Андрей Михайлович, в законопроекте указано, что декларант и (или) номинальный владелец освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта нарушения им законодательства Российской Федерации при приобретении, использовании либо распоряжении имуществом, информация о котором содержится в декларации, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением об амнистии, принимаемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Вопрос: когда этот проект постановления об амнистии будет внесён? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Илья Евгеньевич, но мне кажется, я пояснил эту позицию. Дело в том, что, я думаю, правительство не могло иначе сформулировать в законопроекте решение данного вопроса - по каким составам освобождать от ответственности, - потому что это требовало предварительного согласования с ФАТФ, именно поэтому законопроект содержит ссылку на то, что должно быть самостоятельное постановление об амнистии. Как я уже говорил, сегодня есть развилка, есть два пути, по которым мы можем пойти: либо мы пропишем составы преступлений из Уголовного кодекса, статьи административного кодекса непосредственно в этом законе, либо будем готовить проект постановления об амнистии, - и в любом случае это должно быть сделано ко второму чтению. Мне кажется, что предпочтительным является вариант, когда непосредственно в законе, без каких-либо дополнительных актов будут прописаны соответствующие статьи Уголовного и административного кодексов. Эту работу мы готовы провести в кратчайшие сроки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Алексеевич Шеин. ШЕИН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Андрею Михайловичу. Как известно, в 2007 году попытка правительства провести налоговую амнистию, ну, мягко говоря, не удалась. В чём причина неудачи - вы провели анализ и учли нерешённые вопросы в данном законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Анатолий Алексеевич. Я вынужден снять этот груз ответственности с правительства: если уж не удалась попытка 2007-го, точнее, 2006 года (в 2006 году был принят тот закон), то это не удалась моя попытка, потому что автором того закона был я. Но у нас с вами разные оценки того, удалось или не удалось. Дело в том, что у нас налоговую амнистию 2006 года люди оценивают с точки зрения того, сколько средств получило государство, а на мой взгляд, на самом деле цель того закона полностью достигнута, потому что мы тогда впервые создали такой механизм, при котором правоохранительные, силовые структуры не могут использовать сам факт того, что определённое лицо воспользовалось законом о декларировании. Опыт 2006 года показал, что ни одно лицо не было привлечено к ответственности, данные не были вскрыты и ни один банк не смог передать и не передал эти сведения никаким структурам, как бы они того ни хотели. Мне кажется, вот это было самым главным в том законе. Почему не так много людей этим законом воспользовались? Да просто потому, что тогда не было тех угроз, которые сегодня существуют для наших капиталов в других странах, за границей Российской Федерации, и люди, взвешивая, думали, что им спокойнее держать деньги там. А получилось то, о чём я говорил и о чём Президент Российской Федерации ещё в 2002 году сказал: замучаетесь пыль глотать, пытаясь достать деньги из офшоров! Сегодня есть реальная угроза капиталам и есть простой, понятный и экономически необременительный механизм, который позволяет людям быть уверенными в том, что их финансам в стране ничего не угрожает в связи с декларацией, которую они подадут. Именно поэтому, мне кажется, мы должны рассматривать эти акты совместно, и, безусловно, не забывать опыт 2006 года, помнить, говорить, что это был не отрицательный опыт, а, наоборот, положительный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович, вы по ведению хотите выступить, уверены? Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Да, спасибо, Сергей Евгеньевич, именно по ведению. Обсуждаем серьёзный "воровской" закон, а почему с залом не согласовали решение Совета Госдумы о том, что по два вопроса и ещё кто-то будет выступать? Я, честно говоря, удивлён: я работаю, сижу в зале, я готовился и задать вопрос, и выступить, а оказался лишённым такого права! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, вы прослушали: я обратился к залу и спросил, есть ли возражения против предложенного Советом порядка, - никто не возражал. Будьте, пожалуйста, внимательнее во время заседания. Переходим к выступлениям представителей фракций. Вера Анатольевна Ганзя, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотела бы начать с одного риторического вопроса: а какой процент, интересно знать, именно "честных" денег находится у нас в офшорных зонах и сколько людей и средств подлежат, так скажем, освобождению от уголовной ответственности? Это вопрос вопросов. Дело в том, что рассмотрение законопроекта об амнистии капиталов, с одной стороны, свидетельствует о серьёзных недоработках власти, не сумевшей обеспечить такой благоприятный экономический и налоговый климат в нашей стране, который не толкал бы предпринимателей к сокрытию имущества и капитала. С другой стороны, законопроект указывает на то, что у нас в стране работает только риторика о коррупции, а конкретных действий по борьбе с коррупцией, к сожалению, очень и очень немного. Ну а теперь перейду к самому законопроекту. Вы знаете, благородство осталось в прежних веках. Сейчас его нет даже в международной политике, а уж о бизнесе и говорить нечего: если грабят целые страны под видом борьбы с терроризмом и с нарушениями каких-либо прав, то обвинить отдельного предпринимателя, тем более российского предпринимателя, ничего не стоит, и "всё, что нажито непосильным трудом" и спрятано в офшорах, можно просто отобрать. И таких примеров, к сожалению, история знает немало. Безусловно, пусть лучше деньги вернутся в Россию и работают на развитие нашей экономики, а не чужой, но возникает ещё один вопрос, не знаю, насколько он риторический: а вернутся ли эти деньги? Вот здесь большое сомнение. Отток капитала - это настоящее бедствие для нашей экономики, и недавно на заседании комитета я задавала вопрос: какие меры предпринимает правительство для предотвращения этого явления? Суть ответа такова: ситуация изменится, когда стабилизируется экономика. А сколько ждать - когда стабилизируется наша экономика? При нынешней экономической политике, я думаю, ждать этого придётся до скончания века, а может и не одного, поэтому данный законопроект и гарантии государства - это попытка сдвинуть проблему с мёртвой точки. И насколько она будет сдвинута? Выступавшие до меня задавали вопросы, говорили о том, что у нас уже есть и начинают работать законы о деофшоризации экономики, но насколько они эффективны, пока очень сложно это сказать - масштабы оттока капитала огромны, и бороться с этим нужно другими средствами, амнистия капитала проблему не решит. В прошлом году 151 миллиард ушёл из страны, а эти деньги могли бы работать на нашу экономику, но работают на чужую. В этом году мы тоже, так скажем, запланировали: плановая цифра - более 100 миллиардов (плановая, то есть мы даже планируем, сколько денег у нас уйдёт из страны, это совершенно ненормальная ситуация!), и закон эту проблему не решит. В законопроекте указан срок действия программы до 31 декабря 2015 года - семь месяцев! Мы, наша фракция, убеждены, что для предотвращения оттока капитала нужны более действенные и серьёзные меры, кстати, эти меры мы неоднократно называли. В завершение хочу сказать: не знаю, как вам, мои дорогие коллеги, а мне очень-очень хотелось бы посмотреть на того экстремала, который заберёт свои деньги из офшорной зоны и переведёт их в Россию. Если таковых вдруг не найдётся, то, думаю, у нашего правительства больше не останется аргументов, чтобы в очередной раз отклонить наши, фракции КПРФ, предложения по деофшоризации экономики и по возврату средств из офшорных зон. Фракция КПРФ воздержится голосовать за этот законопроект! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, тот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, является важным политическим шагом, потому что амнистия - налоговая, я подчёркиваю, амнистия - это всегда как бы отсечение прошлых проблем и открытие новых возможностей для решения накопившихся актуальных задач. И действительно, реальная ситуация в мире такова, что на сегодняшний день даже не российский бизнес, а российские граждане, имеющие счета за рубежом, активы за рубежом, требуют защиты: ну, вы знаете ситуацию на Кипре, Испания тоже заморозила счета, Англия сейчас спрашивает всех владельцев счетов, откуда деньги, и так далее. Коллеги, нужно ведь понимать, что есть преступники, которые, пользуясь офшорными схемами, не просто уходили от налогов, а отмывали деньги, прятали деньги, но есть и огромное количество людей, которые просто хранят деньги за рубежом, не веря в стабильность российской политической системы, и об этом нужно говорить. Фракция ЛДПР ещё в 1998 году выступила с инициативой такой налоговой амнистии, при этом мы говорили, что действительно пора закрыть шлагбаум, прекратить утечку капиталов из страны, то есть простить всё, что было в мутные 90-е, и начать игру по ясным, открытым правилам, но, к сожалению, тогда эта инициатива не прошла. Мы всячески поддерживаем данный законопроект в первом чтении как концепцию - концепцию амнистии, концепцию открытости нашей экономической системы. Но было гладко на бумаге, да забыли про овраги: исполнение поручения президента, на наш взгляд, оказалось очень неэффективным. В данном законопроекте, несмотря на заверения и официального представителя правительства, и председателя комитета по бюджету, достаточно много огрехов, которые, вообще-то, сводят на нет вот эту, на наш взгляд, хорошую идею. Технические механизмы настолько, скажем так, легковесны, что практически каждый из них обречён на неудачу. Я приведу только один пример, об этом говорил и председатель комитета по бюджету Андрей Михайлович Макаров, и официальный представитель правительства, - это переход собственности от номинального собственника к фактическому. Да, Казахстан, который уже два года проводит эту реформу - реформу, связанную с амнистией, - использует эти два понятия, но за бортом остаётся целый ряд вопросов. Первое: требуется поправка в Гражданский кодекс - никакого определения номинального собственника там нет. Второе: любые активы могут быть обременёнными, и каким образом будет учитываться это обременение - на сегодняшний день этот вопрос тоже остаётся открытым. Третье: юрисдикция иностранных государств. Коллеги, в иностранных государствах передача собственности одного лица другому, будь то физическое или юридическое лицо, обременено достаточно жёсткими правилами, просто так отдать свой актив кому-то невозможно. В гражданских кодексах других стран есть узаконенные формы - дарение, наследование, всё что угодно, и это никак не подпадает под такую амнистию. Если это юрисдикция иностранных государств, то, повторяю, практически ни в одной стране передать имущество просто так кому-то невозможно, и я не понимаю, почему, зная это всё прекрасно, на это рассчитывают авторы законопроекта. Нужно сказать и о техническом исполнении. Смотрите, под амнистию подпадают все деяния, совершённые до 1 января 2014 года, декларацию можно подать до 31 декабря 2015 года, то есть человек отчитывается за деяния, совершённые до 1 января 2014 года, вплоть до 31 декабря 2015 года, а что практически два года происходило с его счётом - он должен представлять именно эту информацию, - под амнистию не подпадает. Предложили изменить срок - до 1 января 2015 года, но это тоже не решает проблему, потому что год-то всё равно остаётся, а за год многое в реальном бизнесе происходит. Четвёртое: данный закон никак не синхронизирован с законом о контролирующих организациях. Коллеги, до 15 июня все должны задекларировать, есть или нет офшор. Если он есть и ты это не задекларировал, но собираешься подать декларацию в соответствии с тем законом, который предлагается принять, то ты уже подлежишь соответствующему наказанию, несёшь соответствующую ответственность. Ну если мы хотим сделать доброе дело, то давайте хоть по крайней мере самим себе не ставить подножку! Пятое - срок гарантий: программа заканчивается 31 декабря 2015 года, дальше амнистии уже нет, и за всё, что вскроется позже, за всё, что произойдёт с бизнесом, люди будут подвергнуты соответствующему наказанию. Коллеги, я мог бы много ещё перечислять этих нестыковок, начиная с того, что в законопроекте написано, что форма декларации и порядок её заполнения устанавливаются законом, а сейчас мы вдруг узнаём, что это будет отдельное приложение. Но я хочу сказать о другом: нельзя за неделю, как обещает Макаров, этот законопроект исправить - слишком много проблем, причём и принципиальных, и технических. Я считаю, что нельзя так - быстрей-быстрей, давай-давай, потому что закон действительно серьёзный, и если он в очередной раз, как в 2006-2007 годах, окажется холостым выстрелом, это и нашу власть не украсит, и поручение президента останется неисполненным, - ну так давайте мы сделаем нормальный закон, который действительно нужен! И последнее. Я совершенно не согласен с декларацией и официального представителя правительства, и Андрея Михайловича Макарова по поводу наших отношений с ФАТФ. Из четырёх основополагающих положений, которые являются необходимыми при проведении налоговой амнистии, впрямую законопроектом нарушаются два, а именно: первое - о раскрытии источников доходов, это непременное требование, и второе - об обмене соответствующей информацией, поскольку в законопроекте написано, что информация не даётся, источники не раскрываются. Коллеги, здесь нам много могут рассказывать о том, что мы с ФАТФ договорились, но чревато это, между прочим, конкретными санкциями в международном обороте капитала.... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вячеславович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет выступать Андрей Михайлович Макаров. Сейчас от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, как написано в пояснительной записке, настоящий законопроект действительно разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации от 4 декабря прошлого года. Я позволю себе напомнить, что сказал президент в своём послании, мы с вами тогда присутствовали и всё это слышали - вот его слова: "Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны... Рассчитываю, что после известных кипрских событий, нынешней санкционной кампании наш бизнес, наконец, понял, что за рубежом его интересы ни во что не ставят, а то и вовсе могут ободрать как липку, и что лучшая гарантия - это национальная юрисдикция..." Вот посыл, от которого мы все оттолкнулись и поняли, что политическая воля - правильная, хорошая, полезная - сделать что-то в этом отношении для страны, есть. Я не могу не сказать - тем более, что здесь присутствуют представители правительства, - что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" активно включилась в эту работу: наши коллеги подготовили соответствующий законопроект, оперативно его внесли. На него потребовалось заключение правительства - вот оно у меня в руках, и я позволю себе при Александре Юрьевиче Синенко и Сергее Дмитриевиче Шаталове зачитать, что сказано в заключении правительства на наш законопроект: "Позиция Правительства Российской Федерации по данному вопросу будет отражена в соответствующем проекте федерального закона. В этой связи Правительство Российской Федерации полагает, что рассмотрение представленного законопроекта преждевременно". Мне и моим коллегам кажется, что такое заключение правительства на депутатский законопроект не совсем корректно, может быть, нам только кажется, но прошу на это обратить внимание. Что касается правительственного законопроекта, который был внесён в Думу 27 марта этого года, я обращу ваше внимание на два базовых посыла, потому что на многие детали уже и Сергей Калашников указывал, и другие коллеги. Первое. Когда мы слушали президента, речь шла прежде всего о том, что российские деньги должны вернуться в Россию, должны работать на экономику России, - Сергей Катасонов по этому поводу совершенно правильно задавал вопрос, полностью с ним согласен. Мы сейчас работаем с тем текстом, который нам представило правительство, и можно что угодно говорить вокруг этого, но есть документ, есть текст, есть слова, другого ничего нет, и всё это останется в стенограмме. В тексте, который предложен нам правительством, - много было написано в СМИ о том, что текст готовился в ужасной спешке, - мы увидели следующее: акценты изменены, и сейчас неважно... ну, может быть, не столь важно перевести деньги в Россию, а важно защитить российские деньги, а они разные по происхождению, как сказал президент, и чистые, и не совсем чистые, и совсем нечистые, и суперкриминальные, но сейчас важно эти деньги защитить за рубежом. Наверное, это тоже важно, но мне и моим коллегам по фракции казалось, что президент ставил другие акценты. Второе. Позволю себе обратить внимание на статью 4 законопроекта, в которой декларант - как написано в законопроекте правительства - освобождается от уголовной ответственности при приобретении или формировании источников приобретения имущества, а факт представления сведений не может быть использован в качестве доказательства в рамках уголовного дела. Тут речь уже шла о какой-то маленькой квартирке в Болгарии, которая не задекларирована, - таких фактов действительно очень много, но все мы читаем СМИ и знаем также о массе других фактов. Вот недавно мы принимали решение о ратификации соглашения о защите инвестиций в Гватемале, а мы знаем, что есть связанный с Гватемалой факт: наш известный предприниматель взял в государственном банке большой кредит, многомиллиардный, перевёл эти деньги за рубеж, приобрёл активы и живёт в Гватемале. Вот ситуация: активы есть, он пойдёт их легализовывать, но источник-то происхождения активов - это взятый в государственном банке кредит, а государство, извините, это мы, российский народ. Другой пример - приснопамятный "Межпромбанк", тема, которая обсуждается: "Межпромбанк" взял в Центральном банке Российской Федерации 32 миллиарда рублей, в те времена это не меньше миллиарда долларов, деньги были выведены за рубеж (сейчас это вроде квалифицируется как присвоение и растрата), и на них были приобретены активы. Я могу, да и вы сами можете привести десятки, сотни примеров того, как появляются некоторые капиталы, - это в том числе через получение в государственных банках многомиллиардных кредитов, их перевод за рубеж и покупку на них активов, и теперь, используя эти нормы, люди смогут прийти и сказать, что легализуют имущество, деньги на счетах, и будут освобождены от уголовной ответственности - так это пока записано, а кто что думал, как понимал и как что кем в спешке готовилось - это всё останется за кадром. Так что, конечно, пока отношение к настоящему законопроекту весьма скептическое. И есть одно "но", которое заключается в том, что действительно есть информация, что ФАТФ готова нас поддержать, и есть заявление о том, что всё-таки будет установлено лишь восемь статей УК, при нарушении которых будет применяться амнистия (всего лишь восемь, но не объявлено), и это существенно изменит концепцию законопроекта. Только при этих условиях мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", сейчас авансом проголосуем за. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Сергей Дмитриевич, я прошу обратить внимание на первое замечание, которое сделал Александр Георгиевич: недопустимо, чтобы правительство давало такие заключения! Александр Георгиевич, это заключение было или отзыв? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключение правительства. Правительство должно по существу законопроекта давать заключение, а не такую отписку, как в данном случае. Передайте это, пожалуйста, Александру Юрьевичу Синенко. И наших коллег, которые участвуют в заседании правительственной комиссии по законотворческой деятельности, я тоже прошу обратить на это внимание. Коллеги, давайте завершим обсуждение этого вопроса, а потом я объявлю перерыв. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Может, я старею, но у меня такое ощущение, что все хотят работать над этим законопроектом, поэтому ничего плохого говорить не хочу. Есть несколько вопросов, которые, может быть, имеет смысл осветить. Вот депутат Калашников сказал, что то, что написано в законопроекте, противоречит принципам ФАТФ, - ну, ради бога, извините, я сам вёл переговоры с ведущими экспертами ФАТФ по этому закону, ну близко там ничего такого нет! Он говорит, что у нас нет раскрытия информации, - обратите внимание: если человек хочет, чтобы его освободили от ответственности... Мы не случайно говорим, что только сам декларант может воспользоваться поданной им декларацией, именно для этого мы и предлагаем, чтобы он мог отразить в декларации информацию об источниках происхождения указанных средств. Только совпадение источников, объёмов тех средств, которые идут, с той информацией, которая содержится в декларации, даст ему освобождение - это полностью соответствует требованиям ФАТФ. Более того, нет никаких противоречий, потому что если возникнут вопросы, связанные с отмыванием средств, с финансированием терроризма и так далее, всё это будет проходить проверку, никаких ограничений в этом плане данный закон не содержит. Хотел бы обратить внимание ещё на одно очень важное обстоятельство, действительно очень важное: мы даём человеку возможность комфортно, так, как он считает нужным, показать, чем он владеет. Когда готовился законопроект, было очень много споров по поводу того, что указывать - всё, что есть у человека, или только то, что он считает нужным. Остановились на том, что человек декларирует то, что хочет задекларировать. Но ведь важно сделать и следующий шаг! Хорошо, задекларировал человек средства, которые у него есть в какой-то стране, в каком-то банке, а откуда они у него? Не означает ли это, что этого человека мы от ответственности за неуплату налогов вроде освободили, но придём в компанию, через которую пришли эти средства, и взыщем всё с неё? То есть декларанта мы от уголовной ответственности освободили, а там, в этой компании, есть бухгалтер, директор, которые сядут в тюрьму? Так вот, для того чтобы этого не происходило, мы и говорим, что при раскрытии источника средств, той схемы, по которой переводились эти деньги, мы даём человеку абсолютную гарантию, то есть сколько ты дал информации - вот ровно в пределах этой информации тебе и гарантирует государство освобождение от ответственности. Вот это те вопросы, я подчёркиваю, которые нам, безусловно, надо конкретизировать, я согласен с коллегами, ведь если возникают вопросы здесь, в этом зале, у депутатов - людей, безусловно, гораздо более подготовленных, чем многие граждане страны, - значит, они возникнут и у граждан, поэтому давайте вместе во втором чтении отработаем так, чтобы этих вопросов не возникало. Коллеги, говорить о том, что нельзя доработать данный законопроект, только потому, что, в общем, вы недостаточно хорошо его изучили, либо просто говорить вещи, ну, достаточно непонятные, - что 15 июня те, кто не подал... Кстати, не информацию о том, чем ты владеешь, а только сведения об участии в КИКах надо подавать до 15 июня, это во-первых. Во-вторых, я хотел бы обратить внимание на то, что ответственность наступает с 2017 года, 15 июня никакая ответственность ни у кого не наступает. Президент так и сказал: давайте синхронизируем - человек подаёт информацию о том, чем он владеет, по антиофшорному закону, по КИКам, и в то же время знает, что его освобождают от ответственности. Вот в чём смысл связки этих законов и вот почему мы должны поторопиться с принятием этого закона - чтобы к 15 июня они были синхронизированы! Те, кто до 15 июня подаст уведомление, уведомление об участии в КИКах, будут знать, что их освобождают от ответственности, - вот это главное, что здесь прописано. Что касается тех вопросов, о которых здесь говорили и депутат Тарнавский из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и уважаемые депутаты из фракции КПРФ, то, безусловно, я подчёркиваю, мы должны пройтись по всем этим вопросам (в том числе и в отношении Уголовно-процессуального кодекса, если в этом есть необходимость) с точки зрения того, что прописать в этом законе, - это всё предмет обсуждения во втором чтении, но мы не можем затягивать - нельзя постоянно переносить антиофшорный закон, как мы это делаем. Ещё раз говорю: на следующей неделе все фракции предложат поправки в закон о контролируемых иностранных компаниях, с тем чтобы просьбы бизнеса, которые прозвучали, также были удовлетворены. На самом деле это очень важные шаги - не один, а целая серия шагов по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата. А заработает этот закон или нет, в значительной степени зависит и от нас с вами, от того, что мы будем по этому поводу говорить - что закон никуда не годится или что это очень серьёзный шанс для нашей экономики, шанс перевернуть офшорную страницу её истории, выполнив поручение президента! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставлю на голосование 3-й вопрос, проект федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 35 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.