Заседание № 299
О проекте федерального закона № 754380-7 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введёнными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза" (принят в первом чтении 24 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введёнными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Названный законопроект направлен на восстановление гарантий и обеспечение прав и законных интересов граждан России, российских юридических лиц, в отношении которых недружественными иностранными государствами были введены меры ограничительного характера, в том числе препятствующие в доступе к правосудию. Мы устраняем эти проблемы. Ко второму чтению текст доработан, поступило три поправки, они представлены в таблице № 1. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Таблица ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 29 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 53 сек.) Проголосовало за 262 чел.58,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел.41,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, заключение Правового управления представлено и имеется у депутатов. Просим рассмотреть и поддержать в окончательной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится законопроект под пунктом 12 порядка работы на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 38 сек.) Проголосовало за 262 чел.58,2 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 267 чел. Не голосовало 183 чел.40,7 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 754380-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
44-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Год назад мы приняли закон № 127-ФЗ, которым устанавливались возможные меры воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств, которые вводились и вводятся под видом санкций в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации. Законопроектом, который внесли представители трёх фракций, предлагается расширить возможности юридической и правовой защиты, обеспечения определённых правовых гарантий, в первую очередь процессуальных, для физических лиц, для граждан, и для юридических лиц Российской Федерации в части установления исключительной подсудности российских судов и арбитражных судов в тех случаях, когда нет соглашения между иностранными контрагентами и нашими лицами, российскими. Также предлагается установить возможность обращения в наши российские суды и арбитражные суды с требованием о прекращении судебного разбирательства в иностранных организациях, иностранных судах и третейских судах. Кроме того, устанавливается ответственность в тех случаях, когда решения наших судов по подобного рода делам не будут выполнены. Для установления подобных дополнительных процессуальных юридических гарантий предлагается внести изменения в соответствующие нормы Арбитражного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, а также дополнить Федеральный закон № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия...", о котором я говорил, разъяснительными нормами, уточняющими понятие ограничительных мер, которые в случае применения их к нашим физическим и юридическим лицам могут стать основанием для реализации вот этих процессуальных гарантий, о которых я говорил. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. С содокладом выступает Михаил Васильевич Емельянов, первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет понимает актуальность и важность данного законопроекта. К сожалению, санкционное давление на нашу страну не ослабевает, поэтому нам надо находить меры противодействия этому давлению, в том числе в правовом поле, и вот в качестве одной из мер такого противодействия вашему вниманию предлагается такая юридическая конструкция. Комитет её внимательно рассмотрел. Да, она оригинальная, она, может быть, и нетривиальная, но это объясняется тем, что и прецедента в мире не было, чтобы такая большая экономика, как наша, подвергалась таким массированным санкциям, поэтому приходится быть первопроходцами. Сделали вот такую конструкцию, комитет её, повторю, внимательно рассмотрел, особых замечаний нет. Если у кого-то будут идеи ко второму чтению и будут внесены поправки - будем только благодарны. А пока комитет предлагает поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, а не считаете ли вы правильным первым шагом убрать примат международного права над российским? Это первое. Второе. Вы искренне верите, что решение Басманного суда отменит действие решения суда лондонского или нью-йоркского? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, положения действующей российской Конституции устанавливают приоритет в первую очередь самой Конституции в том числе над нормами международного права. Надеюсь, это вам прекрасно известно. И в данном случае, вы знаете прекрасно, у нас есть положения закона, которые позволяют задействовать механизм - через Конституционный Суд - неисполнения решений международных судов и организаций в тех случаях, когда они нарушают российскую Конституцию. Это первое. Второе. Всё, что касается взаимного исполнения решений судов между странами, решается на основании двусторонних и многосторонних международных соглашений, которые у Российской Федерации заключены с сотней стран, их ровно 100, и в подавляющем большинстве случаев, за исключением Белоруссии, исполнение решений иностранных судов взаимно - что зарубежных у нас, что наших за рубежом - требует дополнительного подтверждения в судах национальных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Дмитрий Фёдорович, первое, хотелось бы всё-таки узнать: что это за меры ограничительного характера, которые препятствуют представлению интересов в судах иностранных государств, может быть, в лице адвокатов, представителей? Я понимаю, физическое лицо может быть не допущено, но его представители ведь могут участвовать? И второе. Как вы представляете исполнение решений российских судов, в частности наложение штрафа за неисполнение, взыскание компенсаций? Как можно будет взыскать с другой стороны, иностранной, если её представительства нет на территории Российской Федерации, вот, скажем, эти штрафы или соответствующие компенсации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Я уже говорил, ещё раз повторю: взаимное исполнение решений судов, если это требуется, за рубежом, в иностранном государстве - что иностранных судов у нас, что наших судов за рубежом - требует дополнительного подтверждения и, соответственно, международного соглашения. Со 100 странами у нас заключены подобные соглашения. Если речь идёт об исполнении решений наших судов на нашей территории, то, поверьте, никаких ограничений здесь нет и быть не может. Если есть счета, если есть имущество, то будут приняты в том числе меры по принудительному взысканию сумм штрафов, которые мы предлагаем предусмотреть в законопроекте. Что касается ограничительных мер, вы знаете, они могут быть очень разнообразными, это в том числе недопуск представителей, это запрет на операции по счетам, что будет препятствовать, например, оплате услуг адвокатов, и многое другое, что просто закрывает допуск нашим гражданам, а также компаниям, в отношении которых введены недружественные ограничительные меры (за рубежом они называются санкциями, а на самом деле это произвол). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Михаил Васильевич, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Алексей Владимирович, семь минут или три? Поставьте три, а по ходу сориентируемся. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, это на самом деле очень оригинальный законопроект. Дмитрий Фёдорович пытался нас убедить в том, что в Конституции нет примата международного права, но на самом деле там всё чётко написано: если есть соответствующие договоры (а здесь речь идёт как раз о коммерческой деятельности, предпринимательской деятельности), то в случае противоречий в законодательстве действует международное право. Но вопрос даже не в этом, просто сегодня это уже третий законопроект, защищающий интересы определённой категории граждан. Граждане эти известны известно, кто подпал под санкции, кто страдает, - граждане из списка "Форбс", граждане небедные, мягко говоря, если анализировать. И что предлагается? Физическое лицо, подпавшее под западные санкции, может в одностороннем порядке изменить соответствующий договор - ну очень оригинально! Вот, предположим, у гражданина с какой-то иностранной организацией был коммерческий договор, где было предусмотрено, что, например, суд Лондона рассматривает все споры, возникшие в связи с коммерческой деятельностью. Так теперь этот гражданин может, пользуясь какой-то невнятной формулировкой... Я её, кстати, так и не понял: "препятствующих представлению их интересов в судах иностранных государств" - не совсем понятно, почему представителя нельзя отправить, почему туда адвокат не может съездить и представить интересы. Так вот этот гражданин, пользуясь такой формулировкой, может сказать, мол, всё, я вношу в одностороннем порядке изменения в договор, и теперь мы будем рассматривать наш спор на территории Российской Федерации, например, в Арбитражном суде Алтайского края. Это написано в законопроекте напрямую. Далее. В случае если всё-таки иностранный суд стал рассматривать дело и вынес соответствующее решение, как может поступить наше физическое лицо, подпавшее под санкции? Первое - прийти в суд и потребовать прекращения судебного разбирательства, например, в Англии, что смешно звучит, несмотря на наличие международных договоров. Второе - потребовать компенсации за причинённые убытки. Например, если в результате решения суда человек понёс убытки, он может эти убытки через наш суд взыскать, правда, совсем непонятно, как это можно будет осуществить на практике, если компания не представлена в Российской Федерации. Скорее всего, никак. Так же сейчас проводят расследование уголовных дел, так сказать, на запредельных товарищей, есть такая практика: проводим расследование, вот, мол, у нас есть уголовное дело - но оно никогда, естественно, не будет пущено в ход, никакой ответственности никогда не наступит. И здесь такая же история: вынесли, пригрозили, показали... На самом деле документ-то имеет исключительно политическое значение, я думаю, вы это прекрасно понимаете. Никакой практической сути он в себе не несёт. В связи с этим и с учётом круга лиц, которые подпадут под действие закона, будут им пользоваться, фракция КПРФ воздержится от поддержки данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. Так же поступим: поставьте три минуты, а если не хватит, добавим время. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот наш коллега Алексей Владимирович назвал законопроект оригинальным, но мы считаем, что этот проект необходим, он своевременный, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет его поддерживать. Данный законопроект направлен на обеспечение прав и законных интересов отдельных категорий граждан Российской Федерации, а также российских юридических лиц, в отношении которых недружественными странами введены или вводятся меры ограничительного характера, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. Заключительное слово докладчика. ВЯТКИН Д. Ф. Буквально два слова. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В словах тех, кто сейчас критиковал этот законопроект, на мой взгляд, есть определённое противоречие. Вы, с одной стороны, утверждаете, что необходим примат нашего законодательства, с другой стороны, не верите, что мы можем и вправе устанавливать собственные правила на нашей территории. Мы обязаны принять все меры законодательного характера для того, чтобы дать гарантии осуществления защиты прав наших граждан и наших компаний на нашей территории уж точно, а также стараться не допускать реализации на нашей территории ограничительных мер иностранных государств. Что касается недоумения по поводу возможности или невозможности защищать свои права в суде. Как вам известно, ограничительные меры, которые касаются наших граждан и наших компаний, автоматически распространяются на всех, кто пытается установить с ними определённые договорные отношения. Представим, что некая юридическая фирма попытается защищать интересы нашей компании, подпавшей под санкции, - эта юридическая фирма автоматически подпадёт под санкции, которые установлены иностранными государствами, и всё. Вот вам простейший пример. Что касается утверждений, что закон распространяется только на лиц из списка "Форбс". Посмотрите, пожалуйста, так называемый список Магнитского, который был составлен Соединёнными Штатами: как вы знаете, подавляющая его часть - государственные служащие, которые к списку "Форбс" никакого отношения не имеют, которые честно и профессионально исполняли свои обязанности, тем не менее на них распространяются определённые ограничения. На мой взгляд, надо этот законопроект принимать в первом чтении и в случае необходимости дорабатывать. И никогда не надо стесняться защищать свои компании и своих граждан! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 11 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Иван Иванович, небольшое уточнение для Дмитрия Фёдоровича: речь идёт о лицах, занимающихся коммерческой и предпринимательской деятельностью. Я надеюсь, наши чиновники - те, которые честно выполняют свой долг и попали в список, - ею не занимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, это по поводу одного из ваших высказываний в заключительном слове.