Заседание № 237

19.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 753237-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2691 по 2719 из 4848
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и    
165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид   
Яковлевич Симановский.                                                          
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Мы также рассматривали вчера этот законопроект - об           
освобождении от уплаты НДС и об установлении нулевой ставки при                 
транспортировке транзитных вагонов и контейнеров по территории Российской       
Федерации. Также законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы,     
готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич.                                
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 232

10.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 753237-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3214 по 3495 из 4789
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Алексея           
Геннадьевича Кобилева.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и    
165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в     
целях распространения действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки   
порожних контейнеров и вагонов.                                                 
                                                                                
Международные транзитные перевозки - это не только доставка товаров, но это и   
перевозка порожних контейнеров и вагонов. Действующая норма Налогового          
кодекса Российской Федерации предусматривает нулевую ставку НДС только для      
международных транзитных перевозок товаров и сопутствующих                      
транспортно-экспедиционных услуг, перевозки порожних контейнеров и грузовых     
вагонов, несмотря на трансграничный характер таких операций, облагаются НДС     
по ставке 20 процентов, а, поскольку конечный потребитель услуги находится за   
пределами Российской Федерации, он не может претендовать на вычет по НДС. В     
этом и заключается суть проблемы: бизнес платит больше, значит, заметно         
снижается конкурентоспособность "Российских железных дорог", падает             
привлекательность российских транспортных коридоров для иностранцев. А вот в    
Белоруссии и в Казахстане - они тоже, как и Россия, члены Евразийского          
экономического союза - нулевая ставка НДС применяется при любых транзитных      
перевозках, независимо от того, гружёные вагоны или порожние. Российский        
бизнес давно беспокоят неравные условия конкуренции, предприниматели считают    
необходимым и справедливым, чтобы по перевозкам порожних контейнеров была       
нулевая ставка НДС, особенно на фоне постоянного увеличения фискальной          
нагрузки.                                                                       
                                                                                
За восемь месяцев текущего года объём перевозки порожних контейнеров            
транзитом по территории Российской Федерации составил 60 тысяч (речь идёт о     
двадцатифутовом эквиваленте, ДФЭ). Основной объём таких перевозок               
осуществляется из Европы в Китай (около 50 процентов), из стран Центральной     
Азии в Южную Корею (около 20 процентов), а доля железнодорожного транзита       
порожних контейнеров и вагонов в общем объёме перевозок в сообщении Китай -     
Европа - Китай в 2018 году составила 23 процента. В целом именно транзитный     
поток по территории Российской Федерации согласно долгосрочной программе ОАО    
"РЖД" является перспективным для наращивания объёма перевозок. Основными        
операторами предлагаемая мера по установлению нулевой ставки НДС будет          
транслироваться на сквозную ставку, что позволит зарубежным грузоотправителям   
сократить общую стоимость транспортировки железнодорожным транспортом по        
территории Российской Федерации. Снижение стоимости перевозки и привлечение     
дополнительного объёма перевозок в российскую транспортную систему, а также     
решение ряда компаний - владельцев подвижного состава более активно             
использовать транзитные железнодорожные маршруты с участием "Российских         
железных дорог" могут сгенерировать дополнительный доход и для экспедиционных   
компаний. К примеру, за счёт снижения ставки на транспортно-экспедиционные      
услуги, оказываемые при организации услуг по транзитной перевозке порожних      
контейнеров сообщением Китай - Европа, вследствие установления нулевой ставки   
НДС объём перевозок контейнеров из Европы в Китай может вырасти почти вдвое,    
что будет способствовать увеличению выручки ОАО "РЖД" на полмиллиарда рублей,   
российских экспедиционных компаний - на 3,4 миллиарда рублей в год и,           
соответственно, увеличению налоговых поступлений в части налога на прибыль.     
                                                                                
Нулевая ставка полностью соответствовала бы экономическому смыслу подобных      
транзитных перевозок, их стало бы больше и в целом повысился бы транзитный      
потенциал России.                                                               
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддержало внесённый законопроект, комитет   
одобрил. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Леонида Яковлевича Симановского.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мой коллега доложил суть     
законопроекта достаточно подробно. Законопроектом предлагается установить       
налоговую ставку НДС 0 процентов в отношении услуг по перевозке порожних        
железнодорожных вагонов или контейнеров, перемещаемых через территорию          
Российской Федерации с территории иностранного государства, и работ,            
непосредственно связанных с указанной перевозкой; одновременно                  
устанавливаются документы, необходимые для подтверждения права на применение    
нулевой ставки НДС по указанным операциям. По мнению авторов законопроекта,     
установление нулевой ставки НДС в отношении международных транзитных            
перевозок порожних контейнеров, грузовых вагонов будет соответствовать          
экономическому смыслу данных операций, способствовать увеличению объёма         
перевозок и повышению транзитного потенциала Российской Федерации. Кроме        
того, предлагаемая мера направлена на гармонизацию налогового                   
законодательства государств - членов Евразийского экономического союза: уже     
говорили, что в Казахстане и Белоруссии действует нулевая ставка.               
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной   
Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений   
в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос к авторам законопроекта.                                          
                                                                                
Вот мы обнуляем ставку НДС для порожнего пробега, но при этом тут же "РЖД"      
говорит о повышении ставки порожнего пробега полувагонов на расстояние более    
2,4 тысячи километров на 15 процентов, то есть, по сути, получается, мы         
деньги, которые раньше шли в бюджет, просто перекладываем в карман "РЖД"? Или   
авторы законопроекта всё-таки согласовывали с "РЖД" снижение нагрузки на        
перевозчиков и грузоотправителей в связи со снижением этой ставки?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кобилеву на       
карточку Изотова.                                                               
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г. С "РЖД" этот вопрос, безусловно, согласовывался. Мы говорим вот   
о чём: обнуляя ставку НДС, мы убираем нагрузку на услуги, которые "РЖД"         
оказывает иностранным грузоотправителям, в связи с этим более                   
конкурентоспособным становится проезд по российским железным дорогам.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Ну, это предложение настолько очевидно, что у меня возникает вопрос: почему     
раньше порожний пробег облагался НДС? Это первое.                               
                                                                                
И второе. Какой процент грузоперевозок составляет порожний пробег? Мы           
понимаем, что грузопоток, например, из Китая в Европу гораздо больше, чем       
обратно, - вот мне интересно, каково соотношение порожняка и загруженных        
вагонов в потоке, о каких цифрах идёт речь?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.                            
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г. Почему раньше этого не сделали, сложно сказать, я не готов        
ответить, это, наверное, вопрос к правительству, вопрос к "РЖД". Почему         
сейчас это делается? Потому что ряд предпринимателей обратились ко мне и я      
поддержал этот проект, выступил его автором.                                    
                                                                                
Что касается второго вопроса, тут я точно понимаю, что... Повторите ещё раз     
второй вопрос.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой процент порожняка?                                  
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г. Ну, я привёл данные в своём докладе: это составляет 23 процента   
от объёма сообщений Китай - Европа - Китай. То есть пока так.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос тоже к Алексею Геннадьевичу.                                      
                                                                                
Конечно, фракция КПРФ всегда за то, чтобы налоги были маленькие,                
производительность труда была высокая, ну и объёмы перевозок росли бы, и мы     
действительно - вы правильно сказали - получили бы дополнительные доходы. Но    
ведь вопрос заключается в чём? Почему мы только на порожняк вводим нулевую      
ставку НДС, может быть, нам нужно рассчитать вариант, чтобы и на грузы? То      
есть в конечном итоге, перевозя грузы по российским железным дорогам, любые     
перевозчики не будут платить НДС, и это, в общем-то, и с одной стороны          
хорошо, и с другой, тогда и порожняка будет, в общем-то, меньше. Мне кажется,   
вот эти вопросы правительству надо рассмотреть.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кобилеву включите микрофон.                               
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г. Я в своём докладе сказал, что действующая норма Налогового        
кодекса предусматривает нулевую ставку НДС для международных транзитных         
перевозок товаров и сопутствующих транспортно-экспедиционных услуг, то есть     
это есть, я об этом сказал. Мы, наоборот, дополняем эту норму.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Гартунг, пожалуйста.                                
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ещё есть желающие... Тогда включите режим записи на    
выступления.                                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Поскольку            
очевидно, что оказание услуг международным компаниям, ну, фактически экспорт,   
то, соответственно, налогообложение должно быть таким же, как при экспорте      
товаров и услуг. За исключением, конечно, экспорта сырья, потому что мы         
считаем, что при экспорте сырья НДС возвращать не нужно и нулевую ставку        
применять нельзя. Поэтому логично, что если международные перевозки             
облагаются по ставке 0 процентов, а возврат порожняка - это составная часть     
услуги, соответственно, и услуги по возврату должны облагаться по ставке 0.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Я уже говорил, что фракция КПРФ поддерживает законопроект. И     
мы, вообще, считаем, что налоги... особенно налог на добавленную стоимость,     
НДС, вполне может быть и отменён в рамках всей нашей налоговой системы,         
потому что это абсолютно, в общем-то, чуждый для российской действительности    
налог. Более того, он сдерживает развитие производства - именно в связи с НДС   
у нас темпы развития страны, роста ВВП действительно близки к единице, а        
может быть, даже к нулю.                                                        
                                                                                
Но одновременно встаёт вопрос: мы повысили ставку налога на добавленную         
стоимость с 18 до 20 процентов - вот это тогда что дало? С одной стороны, мы    
опять выбираем какой-то сектор, освобождаем его от НДС, даём какие-то льготы    
- возможно, это и правильно. Но, с другой стороны, почему же, когда повышение   
ставки НДС на 2 процентных пункта прибавляет в текущем году российскому         
бюджету порядка 630 миллиардов рублей, мы имеем огромный профицит - порядка 2   
триллионов рублей - и повышаем налог? Зачем это нужно делать, если мы могли     
бы сегодня, не имея профицита, во многом снизить налоги, в том числе НДС? И     
действительно, промышленность и другие отрасли хозяйства Российской Федерации   
могли бы развиваться. Ведь сегодня у предприятий вроде бы и деньги есть, и      
возможности есть, но они не хотят вкладывать, потому что знают, что налоги      
настолько огромные, что они останутся в убытке, и в конечном итоге              
предприятия совершенно немотивированны, не заинтересованы, в общем-то, в        
обеспечении роста производства.                                                 
                                                                                
Я хотел бы - фракция будет голосовать за - одновременно поставить вопрос        
перед правительством: нам нужно сегодня серьёзным образом изменить отношение    
к ФНБ, к тому, как он формируется, к бюджетному правилу, налоговому манёвру и   
многим другим вещам, в том числе страховым пенсионным взносам, для того чтобы   
оптимизировать всё производство в нашей стране.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста, с места.         
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
считает, что принятие закона улучшит конкурентоспособность наших железных       
дорог, создаст дополнительные возможности для увеличения объёма                 
грузоперевозок и, несомненно, принесёт пользу как для участников рынка, так и   
для развития всей транспортной системы России. Искренне рад, что коллеги из     
фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и, надеюсь, ЛДПР поддерживают принятие      
этого законопроекта в первом чтении. Будем, несомненно, над ним работать.       
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за принятие законопроекта.                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Нет.        
Содокладчик?                                                                    
                                                                                
Симановскому включите микрофон.                                                 
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Просто для информации: за прошлый год суммарный объём         
перевозок составил 6,3 миллиарда рублей, уплаченный налог - 1,2 миллиарда.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской         
Федерации", пункт 9.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.