Заседание № 141
О проекте федерального закона № 75317-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за сброс отходов производства и потребления за пределами специально отведённых для этого территорий, а также установления повышенной ответственности по загрязнению земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за сброс отходов производства и потребления за пределами специально отведённых для этого территорий, а также установления повышенной ответственности по загрязнению земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах)". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Год экологии завершён, но я считаю, что проблемы не решены, в том числе самые важные проблемы, касающиеся защиты лесов и регулирования сбросов бытовых отходов, вредных отходов производства. Вот посмотрите, что мы оставили. Мы оставили в административном кодексе смешные наказания для нарушителей, прямо скажем бизнесменов, которые на этой мизерности наказания делают деньги. Откуда все проблемы? Сегодня за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, граждане могут быть наказаны штрафом в размере от 500 рублей до 1000 рублей, должностные лица - от 1000 до 2000 рублей, а юридические лица - аж на 10-20 тысяч рублей. Ну кого вы хотите напугать такими штрафами?! Поэтому, конечно, здесь нужно усиливать ответственность и рублём, и вот той новацией, которую именно я предлагаю. По рублям я увеличиваю размеры штрафов в 10 раз и больше: предлагается установить за это правонарушение штраф для граждан в размере 2-5 тысяч, для должностных лиц - 10-20, для юридических лиц - 50-80 тысяч, то есть в 5-10 раз увеличиваются штрафы. Но это не главное, коллеги. Главная новация в том, что я предлагаю ввести приостановление деятельности юридических лиц на 90 дней. Такая у нас возможность есть, почему мы не пользуемся этим? Но даже это тоже не останавливает. В отдельных статьях кодекса есть такое наказание. Я предлагаю также ввести конфискацию орудий совершения этих правонарушений, если таковые используются. Прежде всего это автомобили, самосвалы и прочая техника. Вот если мы таким образом накажем юридические лица, я вас уверяю, проблемы несанкционированных свалок, засорения лесов, берегов рек, озёр сразу же в разы станут менее значительными. Мне, конечно, мои оппоненты скажут: подождите, Олег Анатольевич, ну это же святое право собственности! Я вам привожу пример: мы же конфискуем орудия совершения таких правонарушений, преступлений, как нелегальное производство так называемой палёной водки, мы же конфискуем эти линии, закрываем эти цеха. Здесь какая разница?! Когда на несанкционированные свалки вывозятся миллионы тонн бытового мусора, что, ущерб от этих деяний меньше? Почему мы здесь не можем остановить деятельность этих чёрных мусоровозов и конфисковать орудия совершения преступления? Хорошо, давайте искать другие способы. Можно приостановить деятельность (я предлагаю в большинстве статей эту новацию закрепить) на 90 дней, до уплаты штрафа, вот здесь в разных статьях штрафы до 1 миллиона. Или давайте орудия совершения преступления, если это самосвалы на огромных свалках, как орудия преступления поставим на штрафстоянку до решения суда, до уплаты штрафа. Но главная идея этого законопроекта, коллеги, - надо бить и рублём, и конфискацией самосвала, вагона, грузовика и так далее, и так далее. Прошу поддержать, тем более мы собираемся сегодня открывать выставку, где будем говорить о защите лесов, - об экологии мы не устаём, не перестаём говорить. Давайте действовать, коллеги, хватит слов! Вот эти Васьки не слышат наших увещеваний, они не остановятся до тех пор, пока наши действия не приведут к их закрытию, банкротству. И в последующем, если это не даст тех результатов, которых мы ожидаем, я считаю, должна быть применена и уголовная ответственность к загрязнителям в особо крупных размерах. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект направлен на усиление административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - предлагается увеличить штрафы для граждан и предприятий в 5-10 раз. Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект и принял решение о его отклонении по следующим основаниям. Предлагаемые размеры штрафов не согласуются со статьёй 3.5 Кодекса об административных правонарушениях, где предусмотрено, что в отношении граждан штраф не может превышать 5 тысяч рублей, а в отношении должностных лиц - 50 тысяч рублей. Также в законопроекте не учтены общие положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административное приостановление деятельности и штраф могут применяться только по отдельности как основные виды наказания. Законопроектом же предусматривается возможность и приостановления деятельности предприятия, и наложения большого штрафа, что недопустимо. Помимо этого за отдельные правонарушения, например квалифицируемые по проектируемой статье 8.13 кодекса, в качестве обязательной меры административного наказания устанавливаются приостановление деятельности и конфискация. Дела по этой статье уполномочены рассматривать только должностные лица уполномоченного органа, вместе с тем данные наказания имеет право назначать только судья. Это тоже в законопроекте не учтено. Статья 6.19, которой предлагается дополнить административный кодекс, вступает в противоречие со статьёй 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, возникает конкуренция статей: за эти деяния предусмотрена уголовная ответственность, а предлагается ввести и административную ответственность. Это, конечно, приведёт к коррупционным нарушениям, поскольку должностное лицо само будет решать, назначать штраф либо возбуждать уголовное дело, что недопустимо. И самое основное. В законопроекте не приведены статданные, а штрафы могут быть увеличены кратно, в 10 раз, а то и больше только в том случае, когда применяемые штрафы недостаточны и не останавливают правонарушителей. К сожалению, никаких статданных по этому поводу нет. Да, конечно, такие нарушения бывают, но здесь дело не в штрафах, не в размерах штрафов, а в том, что органы недорабатывают и не применяют штрафные санкции, то есть нужно просто улучшать работу органов, которые должны выявлять нарушения и налагать штрафные санкции. Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации. У соисполнителя - Комитета по экологии и охране окружающей среды также много замечаний по данному законопроекту. Комитет предлагает данный законопроект отклонить и просит поддержать это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 23 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.