Заседание № 236
19.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 753055-6 "О внесении изменения в статью 40-1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5019 по 5163 из 6871
23-й пункт, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 40-1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наша фракция всегда выступала за усиление роли парламента в управлении страной, в жизни общества, за создание эффективных механизмов парламентского контроля, эффективных механизмов взаимодействия парламента и правительства, ну, вот в этом русле и находится предлагаемый нами законопроект - он касается ежегодных отчётов правительства перед парламентом. Ежегодные отчёты правительства перед парламентом - это конституционная обязанность правительства, эта обязанность закреплена и в статье 103 Конституции, и в статье 114, соответствующая поправка к Конституции была принята в 2008 году, и в развитие этой поправки была включена статья 40-1 в закон "О Правительстве Российской Федерации", которая этот ежегодный отчёт предусматривала. В ней содержится норма о том, что порядок подготовки отчётов предусматривается Регламентом правительства. Прошло уже восемь лет, но в Регламенте правительства так соответствующая норма и не появилась, и в нормативном регулировании отчёта правительства перед Думой остаётся пробел. Вот этот пробел мы и решили заполнить, предложив некоторые элементы этого механизма. В частности, мы считаем, что отчёт должен осуществляться лично председателем правительства, который за десять дней должен быть уведомлен об этом, соответственно должны быть уведомлены депутаты Государственной Думы, и информация об отчёте правительства должна направляться президенту. Вот коротко суть нашего законопроекта. Просим вас его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня заседание Конституционного Суда закончилось, поэтому, с вашего позволения, я сделаю содоклады вместо Владимира Николаевича Плигина. Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу, суть её понятна: вместо Регламента правительства, который сейчас предусматривает порядок подготовки ежегодных отчётов правительства, предлагается предусмотреть этот порядок в федеральном конституционном законе. Но к сожалению, в самом тексте законопроекта не содержится указания на этот порядок или его описание, таким образом, создаётся очевидный законодательный пробел. В заключении комитета содержится ещё целый ряд замечаний, в том числе и терминологического характера. Так, не раскрывается положение о том, что президенту направляется соответствующая информация об итогах заслушивания, - что за соответствующая информация? Кроме того, из законопроекта почему-то выпала норма об обязательном опубликовании отчётов. Все эти замечания не позволяют нам поддержать концепцию данного законопроекта, и комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Михаил Васильевич, вот создаётся впечатление, когда читаешь текст вашего законопроекта, что законопроект принимается ради законопроекта, потому что непонятно, а что, собственно говоря, по сути изменится в случае принятия вашего закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянову включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Ну, у вас создаётся неправильное впечатление. Если вы внимательно посмотрите законопроект, то вы поймёте, что изменится: мы обязываем председателя правительства регулярно приходить в Думу и отчитываться, в этом суть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Васильевич, действительно, очень интересную тему вы подняли, но не кажется ли вам, что основная причина неэффективности отчётов правительства в Государственной Думе не в том, что у нас не хватает какого-то закона, а в том, что мы просто из года в год комкаем этот отчёт - ну как это: по два вопроса от фракции, а остальные депутаты, как мебель, должны сидеть и молчать? Из четырёхсот пятидесяти депутатов по одному выступающему от фракции - только четыре человека выступили, а остальные - нет, и масса вопросов ежегодно повторяется и остаётся за кадром. Не кажется ли вам, что, может, назрело, может, надо специально день или два выделить на разговор с правительством об итогах его деятельности? И принимать не одну строчку, мол, одобрить и принять к сведению, а развёрнутый документ, где мы оценили бы правительство по разным направлениям и поставили задачи так, как видит высший законодательный орган страны, тогда, может, многие вопросы сами собой решались бы. Потому что на бегу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Владимир Николаевич, ваш вопрос несколько выходит за рамки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погромче немножко, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Ваш вопрос несколько выходит за рамки законопроекта, я тоже позволю себе выйти за его рамки и сказать, что по-настоящему отчёт правительства будет иметь смысл и будет эффективен, если появится система, так сказать, ответственного перед парламентом кабинета и парламент сможет принимать определённые кадровые решения, хотя бы в отношении отдельных министров. Вот тогда отчёт будет действительно важным институтом и важной процедурой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горовцов Дмитрий Евгеньевич, пожалуйста. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к уважаемому Дмитрию Фёдоровичу Вяткину. В заключении комитета на представленный проект федерального конституционного закона говорится о том, что в тексте законопроекта отсутствует ссылка на регулирование обозначенной процедуры Регламентом Правительства Российской Федерации - имеется в виду приглашение Председателя Правительства Российской Федерации для отчёта в Государственную Думу. Скажите, пожалуйста, Дмитрий Фёдорович, не кажется ли вам, что это замечание комитета легко устранимо ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, мы неоднократно сталкивались в своей работе с тем, что законопроекты приходится полностью переписывать ко второму чтению. При этом зачастую основанием для отклонения законопроектов является то, что при переписывании, извините, или при доработке, глубокой переработке законопроекта ко второму чтению может просто-напросто измениться его концепция. В настоящий момент здесь есть два фактора: первый - то, что действующий порядок подготовки отчётов, ежегодных отчётов правительства, регулируется Регламентом правительства, а второй - то, что сам законопроект не предусматривает непосредственно этого порядка в федеральном конституционном законе. Там могут быть такие детали, которые можно предусмотреть только в Регламенте, но это не предмет регулирования федерального конституционного закона. Всё это нам позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости принятия данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет, не видно. Представители президента, правительства? Комитет? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5718 по 5735 из 6871
23-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 40-1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 03 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Не принимается.