Заседание № 261
15.01.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 752996-8 "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей признания доходов банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2437 по 2906 из 4561
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня почти все организации в соответствии с Налоговым кодексом при проведении нормированных расходов на мероприятия по маркетингу НКО, образованию, рекламе, борьбе с кибермошенничеством могут полноценно признавать эти затраты при расчёте налога на прибыль, для того чтобы уплачивать его в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. На финансовые организации эта норма не распространяется, поскольку выручки от реализации в финансовом секторе, ну, практически не существует. Основным доходом финансовых организаций является процентный доход. Именно такой вид дохода сегодня не учитывается в Налоговом кодексе как реализационный доход, и, соответственно, не может быть применена та норма, о которой я сказал. Мы предлагаем снять вот это противоречие, устранить эту лакуну в действующем законодательстве, для того чтобы финансовые организации могли учитывать эти затраты для расчёта налога на прибыль. Центральный банк, правительство, Счётная палата законопроект поддерживают. Реализация этой нормы будет стимулировать участие финансовых институтов в различных программах, связанных в том числе с осуществлением образовательных мероприятий. Они уже и сейчас участвуют в этом процессе, но, если будет соответствующая льгота, которую они смогут учесть в своих затратах, это будет стимулировать участие финансовых институтов в разных программах, которые необходимы нашему обществу. Как я уже сказал, ЦБ, правительство, Счётная палата законопроект поддерживают, прошу и вас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. С содокладом выступает Валентина Николаевна Артамонова. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данную инициативу и отмечает следующее. Как уже сказал Анатолий Геннадьевич, данным законопроектом вносятся поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации - для банков, потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций предусматривается право признавать доходы от размещения вкладов, кредитования, банковских счетов, ценных бумаг доходами от реализации. Действующей статьёй Налогового кодекса это не предусмотрено. В пояснительной записке к данному законопроекту эта инициатива объясняется тем, что сегодня согласно опять же Налоговому кодексу при проведении расходов на рекламную деятельность, образовательную деятельность коммерческие банки, микрофинансовые организации ограничены 1 процентом выручки от реализации, при этом доходы по ценным бумагам не входят в доходы от реализации. Вот обоснование данной инициативы. Учитывая, что у коммерческих банков, микрофинансовых организаций основной доход, основная выручка как раз от кредитования, размещения средств в финансовых учреждениях, Комитет по бюджету и налогам поддерживает данную инициативу. Вместе с тем при рассмотрении данного законопроекта возникли вопросы, которые мы предлагаем обсудить при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. В частности, ко второму чтению мы предлагаем обсудить вопрос о включении доходов кредитных организаций в виде процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам в доходы от реализации. Также при рассмотрении во втором чтении требует уточнения порядок вступления в силу данного федерального закона. Как уже сказал Анатолий Геннадьевич, на данный законопроект мы получили положительные отзывы Счётной палаты, Банка России. Поддержали более 50 субъектов Российской Федерации данную инициативу. Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует данный законопроект поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, основа этого законопроекта - это внесение в расходы затрат банков на рекламную деятельность, вот это основа. Вот у нас включаешь телевизор - одна реклама банков! И ещё. Это будет влиять на увеличение прибыли банков. Докладываю вам: прибыль банков за 2024 год - более 4 триллионов рублей. Сейчас проблема в другом: у нас "Глория Джинс" закрывается в Ростовской области, выгоняют на улицу швей - вот эту проблему надо решать, не увеличивать прибыль банков, а направить прибыль банков в производственный сектор. Ну это очень несвоевременный закон, и в результате принятия этого закона увеличится количество банковской рекламы везде и увеличится прибыль банковской сферы. Ну сейчас этот закон просто не надо принимать. Неужели о другом подумать нельзя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Надо сказать, что мы достаточно жёстко прописали вопросы, связанные с рекламной деятельностью кредитных организаций, в том числе обязываем их информировать о тех рисках, которые заёмщик будет иметь, если он приобретёт ту или иную финансовую услугу, это и полная стоимость кредита, и различные нюансы, связанные с получением финансовой услуги. В этом плане даже, слава богу... Да, мы недавно, в конце года, в декабре, приняли закон, который ещё более строго требует информировать клиентов о том, какие риски они несут, приобретая ту или иную финансовую услугу. Если такая информация будет поступать, а мы обязываем эту информацию представлять при рекламе соответствующих продуктов, от этого общество только выиграет. Ну если будет больше прибыли, соответственно, поступит больше налогов в доход российской системы. Кто против этого? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, логика всё-таки немножко кривоватая. Сегодня банк не может использовать средства, затраченные на рекламу, для того чтобы уменьшать свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, завтра он сможет это делать. Ну, фактически прибыль банков увеличится, а доходы бюджета уменьшатся. Я читаю финансово-экономическое обоснование: не потребуется никаких расходов. Ну понятно, что, может быть, формально не потребуется, но сколько недополучат бюджеты регионов и федеральный бюджет, если банки воспользуются вот этой новой возможностью и будут не за счёт прибыли, а за счёт других механизмов, за счёт того, что это не будет учитываться в рамках соответствующей налоговой базы... Сколько потеряет тот или другой бюджет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Ну, в конечном счёте, я думаю, все бюджеты приобретут от большей активности и большей эффективности финансовых институтов при взаимодействии с клиентами, которые будут иметь больше информации благодаря представляемой информации. Это первое. Второе. Надо иметь в виду, что нюансы, которые мы хотим учесть при определении налогооблагаемой базы, включают в себя и затраты финансовых институтов на образовательную деятельность, на просветительскую деятельность, речь не только о рекламе продвижения своих продуктов. Все эти нюансы, связанные со льготой, ну, условно со льготой, включают в себя работу с клиентами. На самом деле мы таким образом стимулируем финансовые институты работать более активно в обществе, рассказывая, во-первых, о возможностях финансовой сферы, а во-вторых, о тех рисках, которые возникают при взаимодействии с финансовыми институтами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Анатолий Геннадьевич, у меня вопрос. В законопроекте предлагается доходы от процентной деятельности включить в доходы от основной деятельности, а не во внереализационные доходы, как сейчас, но для всех остальных компаний, которые не являются банками или микрофинансовыми организациями, это будут внереализационные доходы и, соответственно, они не будут учитываться при определении размера вычета из налогооблагаемой базы по расходам на рекламу. Правильно я понимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Просто у всех организаций есть выручка от реализации, а у кредитных организаций есть процент, который они получают за предоставленную услугу, поэтому и разница в налогообложении. Мы не учли, что у финансовых организаций доходом является процент, ну и не прописали норму, которая касается всего остального рынка. Сейчас мы уравниваем ситуацию на финансовом рынке с ситуацией в других секторах нашей экономики, делаем их одинаковыми с точки зрения применения норм, связанных с налогообложением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в продолжение вопроса коллеги Куринного. Вы наверняка проводили анализ - как вы считаете, не приведёт ли принятие предлагаемого законопроекта к уменьшению зачисления налогов в наш бюджет? Если это так, то о каких суммах идёт речь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Я ответил на этот вопрос. Считаю, что такая более продуктивная, опирающаяся в том числе на возможности закона работа с клиентами позволит, наоборот, сформировать большую налоговую базу, которая будет, естественно, являться источником пополнения бюджетов разных уровней. При этом затраты, если говорить о том, сколько примерно может быть... Вот тут называлась цифра 3 триллиона. Затраты, связанные с образовательной деятельностью, со льготой, которая может несколько снизить налогооблагаемую базу, не более 30 миллиардов рублей. Сравните эти две цифры, и вы поймёте, что для бюджета соотношение вполне приемлемое, скажем так, незаметно, а в конечном счёте, я ещё раз подчёркиваю, бюджет, наоборот, выиграет, потому что налогов будет больше, потому что доходов будет больше благодаря работе с применением этих норм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, я всё-таки попробую ещё раз задать, переформулировать вопрос. Скажите, насколько именно в рублях изменится налогооблагаемая база по налогу на прибыль российских банков и, соответственно, какое изменение в рублях постигнет налог на прибыль в результате принятия законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Ну, я уже ответил на этот вопрос. Если строго говорить о цифрах - около 30 миллиардов рублей. По прибыли уже назвали цифру. Концентрированный итог реализации этой нормы - эти 30 миллиардов будут перекрыты дополнительными доходами в виде дополнительных поступлений по налогам в разные бюджеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Вопрос тому, кто ответит, - или Анатолию Геннадьевичу, или Валентине Николаевне как представителю комитета. Хотелось бы вернуться к ключевому вопросу. Согласно материалам к данному проекту федерального закона, кстати, на это обратило внимание и Правительство Российской Федерации, принятие и реализация закона могут привести к появлению выпадающих доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов. Цифры прозвучали: 3 триллиона, 30 миллиардов, но хотелось бы уточнить, каковы источники компенсации выпадающих доходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Я цифры назвал. Правительство поддержало законопроект, и, очевидно, оно рассчитывало все нюансы, связанные с реализацией этого закона. Ну, прямые, скажем так, арифметические расчёты дают цифру, которую я уже назвал, но, если учесть концентрированный итог реализации этого закона, будут дополнительные поступления, не будет потерь бюджетов. Вот такой ответ. На самом деле выиграет бюджет от реализации этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, сегодня суммы на счетах наших граждан, а также остатки по вкладам нередко являются препятствием на пути получения единого пособия, поскольку там предполагается оценивать доход и имущество семьи. Мы не раз обращались в правительство, предлагая исключить вот этот показатель из перечня доходов, которые подлежат учёту при начислении пособия, - правительство нас не услышало. Скажите, изменится ли что-то после принятия этого закона для семей, которые претендуют на получение единого пособия? Если нет, то тогда, конечно, надо вносить самостоятельно законопроект. И ещё, в законе о маткапитале есть перечень организаций, с которыми можно заключать договор, обеспечиваемый маткапиталом, в частности направлять средства на образование. При этом там речь идёт о банках, кооперативах, ну, к кооперативам там особые требования предъявляются - не менее трёх лет работы. А вот у вас микрофинансовые организации, но там нет микрофинансовых организаций в силу их недобросовестности, многих из них... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Что касается первой части вашего вопроса, законопроект не об этом, просто это разные вопросы и я не готов ответить. Если обратитесь, я обязательно проработаю и от имени комитета направлю соответствующий ответ. Ну а что касается всего... В конце концов, давайте посмотрим ко второму чтению предложения и, вполне возможно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Николаевна, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. На рабочем месте включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Безусловно, отнесение расходов на рекламу на расходы, а не финансирование из прибыли - это дополнительная льгота банковскому сообществу, в том числе, обращаю внимание, это относится и к микрофинансовым организациям. С одной стороны, мы говорим о том, что нужно запретить микрофинансовые организации или существенно ограничить их деятельность, а с другой стороны, в этом законопроекте, наоборот, поощряется реклама деятельности микрофинансовых организаций. Реклама и информация банков должна соответствовать требованиям о содержании информации (о рисках, об эффективной ставке), но это требования, а все расходы, конечно, должны быть из прибыли. Более того, в своё время лоббировался закон о налоге на прибыль, вот эта льгота, когда расходы на инвестиции не учитываются, не относятся на расходы и даже нет инвестиционной льготы по налогу на прибыль, очень сложная судьба была у расходов на науку, поскольку навязывалось, что расходы на науку в небольшом количестве могли относиться на расходы, а в основном должны осуществляться из прибыли, но при этом был дан простор в части отнесения расходов на рекламу на счёт расходов, а не из прибыли. Это было в пользу многочисленных иностранных транснациональных корпораций, которые могли осуществлять продвижение и экспансию на наших рынках. И вообще, расходы на рекламу - это способ увода средств из-под налогообложения. На мой взгляд, эта норма чрезвычайно вредная, не должно быть льготирования, дополнительного льготирования банковской системы в части того, чтобы относить расходы на рекламу на расходы, а не делать это из прибыли. А что касается выпадающих доходов, ну, вообще-то, 30 миллиардов - это большие деньги, это стоимость одной хорошей программы по образованию либо по здравоохранению, 30 миллиардов - это много. Так что говорить о том, что это такие деньги... да, конечно, когда мы сравниваем 4 триллиона прибыли и 30 миллиардов, это не деньги, а когда вы посмотрите федеральный бюджет здравоохранения или федеральный бюджет образования, то выяснится, что 30 миллиардов - это много. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, при всём уважении к Анатолию Геннадьевичу это откровенно лоббистский банковский закон. Ну не хватает сегодня банкам денег, оказывается. 4 триллиона рублей... несколько уменьшил, Анатолий Геннадьевич. 4 триллиона рублей по итогам 2024 года - ну вот давайте 40 миллиардов, жалко вам, что ли, 40 миллиардов? Вот я такую сейчас логику услышал? Ну дайте банкам ещё 40 миллиардов? Это большая сумма или маленькая? Ну, на мой взгляд, это довольно приличная сумма, учитывая, что мы не нашли 20 миллиардов на обеспечение лекарствами, когда обсуждали бюджет, не нашли 7 миллиардов, для того чтобы заплатить врачам и фельдшерам скорой помощи нормальные выплаты, чтобы они не разбегались сегодня. А вот банковскому сообществу давайте простим. И логика, что если банки будут больше себя рекламировать, то люди возьмут больше кредитов, банк получит больше прибыли и потом, может быть, заплатит эту прибыль в бюджет, ну, тоже кривая. То есть сегодня недостаточно рекламы, люди не осведомлены о том, что они могут взять кредиты, а вот после этого они пойдут толпами в банки, будут набирать новые кредиты - правда, при нынешней ключевой ставке это очень сложно сделать, - и, естественно, банки будут больше зарабатывать и дальше радовать, естественно, прежде всего своих инвесторов, я про других не говорю. Если уж говорить про сами банки. Ну вот Сбербанк - я думаю, у него внереализационных доходов сегодня достаточно. Чем он только сегодня не занимается: и непосредственно банковскими услугами, и торговлей, и магазинами, и прочим, поэтому, я думаю, у него достаточно, чтобы выделить на рекламу. Посмотрим вокруг - у кого-то сегодня есть сомнения в том, что банкам хватает денег на рекламу? Посмотрите, чем центральные каналы забиты с утра до вечера: "Альфа-Банк" - лучшие условия, Сбербанк - прекрасное дело. А тут ещё и микрофинансовые организации подключаем, им тоже будем давать возможность по максимуму рекламировать и дальше обдирать наших граждан. 150-160 процентов годовых! Вот мы тут предыдущий законопроект широко обсуждали - это тоже один из вариантов расширения деятельности микрофинансовых организаций как таковых. Безусловно, если такой законопроект - я имею в виду с учётом потерь бюджета - внесла бы какая-нибудь из оппозиционных фракций, он был бы заблокирован тут же. Сказали бы: "Где вы возьмёте деньги? Да это потери бюджета!" А сейчас читаем заключение правительства, оно какое-то смазанное: да, будут потери, мы предполагаем, что будут потери, как бы не указаны источники (это, кстати, во всех заключениях на наши законопроекты тоже есть), а в конце - но правительство поддерживает. То ли сегодня настолько мощное влияние банков на наше правительство, что оно готово поднять лапки, признать, что 40 миллиардов - это не деньги, и отдать их банкирам, то ли ещё какие-то моменты, но, повторяю ещё раз, законопроект лоббистский, законопроект вредный, в условиях, когда банки пухнут от прибыли, совершенно несвоевременный, и, безусловно, мы его поддерживать не будем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. От фракции, Валерий Карлович? ГАРТУНГ В. К. От фракции, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта, и вот почему. Ну, я не буду повторять большинство аргументов, которые уже были высказаны. Давайте так. Вот Анатолий Геннадьевич сказал, что там 30 миллиардов выпадающие доходы. Ну, на самом деле если 4 триллиона, то 1 процент, предельная сумма, - это 40 миллиардов. Но даже если 30 миллиардов - в этом зале у нас отклонялись законопроекты, на которые правительство не могло найти даже 10 миллиардов, например для того, чтобы детям-инвалидам, потерявшим кормильца, предоставить право на вторую пенсию. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, совещание прекращайте там, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Или, например, семьям военнослужащих мы тоже не могли найти на пенсионное обеспечение 10 миллиардов рублей в год. Я могу много таких случаев привести, когда мы самым обездоленным слоям населения, которым действительно нужно помочь, не находили эти 10 миллиардов. Тут мы для финансового сектора, который получает прибыль 4 триллиона рублей в год, находим возможность включать в состав затрат расходы на рекламу. И я недаром Анатолию Геннадьевичу задавал вопрос, здесь всё очень просто. То есть получается, что для банков процентные доходы не будут включаться во внереализационные, а для всех остальных, у кого тоже есть процентные доходы, будут, потому что это не основной вид деятельности. И по отношению к остальным секторам экономики это несправедливо. Ну вот, наверное, два основных аргумента. И когда у нас вся страна собирает деньги, для того чтобы наших бойцов экипировать, у нас в бюджете не хватает денег, мы сейчас давайте простим 30 миллиардов банкам - ну, ребята, мне кажется, мы не тем сейчас занимаемся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Анатолий Геннадьевич Аксаков - заключительное слово. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тут вот звучало: 30 миллиардов, 40 миллиардов. Я успел связаться с теми, кто считает, и мне прислали, что около 2 миллиардов рублей, если арифметически считать, потери для бюджета. Это первое. Второе. Очевидно, что та работа, которая будет активизирована в связи с реализацией предложенной нормы, принесёт дополнительные доходы в бюджет и вот эти 2 миллиарда будут полностью перекрыты. Поэтому прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать. И имейте в виду, что всё свели к рекламе, а на самом деле эти нормы касаются в том числе многих и многих социальных, образовательных проектов, которые будут активизированы благодаря реализации вот той нормы, которая предложена в законопроекте. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Валентина Николаевна Артамонова. АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз обращаю внимание, что данным законопроектом вносятся поправки в Налоговый кодекс и приводится в соответствие... для всех налогоплательщиков устанавливается одинаковый подход. А учитывая, что у банков, коммерческих структур, микрофинансовых организаций как раз кредитование и размещение вкладов являются основным видом деятельности, в связи с этим аргументом мы, комитет по бюджету, рассмотрели данный законопроект и поддержали его, уточнив, что это именно 1 процент выручки в том числе от размещения вкладов, что я сказала в докладе. Это первое. Второе. Как уже сказал Анатолий Геннадьевич, таких выпадающих доходов, как 30 миллиардов, не может быть, и вот сумма уточнена, и, конечно, по итогам деятельности мы увидим, что мы получим дополнительные доходы от банков. В связи с изложенным просим поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 82 чел.18,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.