Заседание № 230
О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект также очень важный, во втором чтении он был принят вчера. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Кроме того, в постановлении о принятии федерального закона предлагается дать поручение Счётной палате проводить мониторинг влияния мер федерального закона на сдерживание роста и (или) снижение цен на моторное топливо на нашем внутреннем рынке и рекомендовано Правительству Российской Федерации дать аналогичное поручение Федеральной антимонопольной службе. С учётом изложенного комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич. По мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста. Подготовиться Коломейцеву. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, проект закона очень подробно обсуждался здесь, в зале пленарных заседаний, поэтому, наверное, нет смысла сегодня повторять его основные положения. Главное - предлагается механизм, который, безусловно, обеспечивает неповышение цен на нефтепродукты выше уровня инфляции. Хотел бы сказать, что, после того как этот законопроект был внесён депутатами Государственной Думы, мы сделали перерасчёт в части финансово-экономического обоснования и увидели, что этот закон позволит не только удержать цены в пределах инфляции, но и снизить их. Именно поэтому Государственной Думе предлагается принять решение о контроле за тем, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства, которые нефтяные компании получат для решения этой задачи, и каждые полгода Государственная Дума должна будет получать отчёт об эффективности использования этих средств и оценивать эффективность предложенного механизма. Одновременно мы предлагаем правительству дать поручение ФАС предоставлять нам информацию по всем индикаторам ценообразования, с тем чтобы мы могли видеть цену на нефтепродукты на всех этапах и реально понимать, где же всё-таки возникают проблемы, из-за которых наши граждане ощущают изменения в плане цен на заправках. Наконец, пожалуй, впервые прописаны в этом законе в отдельном пункте специальные дополнительные преференции для Дальнего Востока, для Сибири, с тем чтобы цены в этих регионах наконец-то были приравнены всё-таки к тем ценам, которые существуют на остальной части Российской Федерации. Вот всё это, безусловно, говорит о том, что этот закон абсолютно необходим, особенно в условиях, когда с 1 июля прекратилось действие соглашения между правительством и нефтяными компаниями. Очень важно, что теперь эти отношения урегулированы законом и закон предоставляет очень серьёзные механизмы, которые можно использовать в качестве не только пряника, но и кнута. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект, потому что он направлен на защиту интересов граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Гартунгу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вас вернуть к посланию президента 2008 года, в котором он давал прямое поручение в течение года разработать правила и организовать торговлю через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу всеми нефтепродуктами, моторным топливом и энергоносителями, - подчёркиваю, это было в 2008 году. Следующее, на что хотел бы обратить внимание, - это то, чем завершил Андрей Михайлович. Вы понимаете, у нас сейчас идёт жёсткий диктат, прогрессирующий, через концентрацию власти на рынке в руках крупных нефтяных компаний, которые первыми кричат караул и получают бесплатные финансовые ресурсы в условиях любых, даже мизерных действий на международном рынке нефти. Россия сейчас единственная нефтедобывающая страна, которая не имеет закона об обороте нефти. Мы уже более полугода назад внесли такой законопроект, подготовленный на основе законов Норвегии и Азербайджана, но правительство третий раз продлевает срок представления заключения на него. Ну дайте отрицательное заключение, но обратите внимание! Правительство на коленях уговаривает устами вице-премьера крупные нефтяные компании, которые в принципе уже должны стране по гроб жизни, понимаете? А мы опять хотим подзаконным актом... Вот смотрите, у нас 20 лет назад был принят закон "О газоснабжении..." - и я что-то не слышал, чтобы с этой трибуны (тьфу-тьфу, постучу по дереву) просили что-то сделать для "Газпрома"! Но у нас, обратите внимание, 117 вертикально интегрированных крупных нефтяных компаний и 247 так называемых независимых организаций - вот эти люди как раз и диктуют стране, мол, мы им должны, а они нам ничего не должны. У этих товарищей возникают справедливые вопросы к "Транснефти", потому что "Транснефть" - монополист: что хочу, то и ворочу, в результате то загрязнённая нефть поступает нашим поставщикам, то ещё какая-то, а ответственность опять лежит на государстве. Мы не будем голосовать за этот закон - настаиваем на рассмотрении нашего законопроекта "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации". Он позволит синхронизировать деятельность и "Транснефти", и всех нефтяных компаний, а самое главное - даст полномочия правительству не уговаривать нефтяные компании, а регулировать их поведение на рынке и сделать прозрачное ценообразование... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этого законопроекта. Напомню, о чём здесь идёт речь. Нам преподносится это как защита интересов граждан... ну, кто не знает, каких граждан, посмотрите список "Форбс", вы фамилии этих граждан там найдёте - вы все, кто будет за этот закон голосовать, сможете точно узнать его бенефициаров. Теперь по сути. Нам преподносят это как механизм, который остановит рост цен на топливо, даже снизит их. Да, наверное, на некоторые виды топлива на некоторый период может произойти снижение цен. Для чего? Для того, чтобы все остальные компании, которые не получат указанных в законе денег, обанкротились и освободили рынок для крупных компаний. Собственно говоря, на это и нацелен этот закон. Нам говорят, мол, мы таким образом поддерживаем производителей топлива высокого экологического класса. Ну так напомню, что мы им уже давали поддержку минимум два раза - и где это топливо? Мало того, ещё хочу сказать, что нефтяной сектор, далеко не самый бедный в стране, всегда пользуется поддержкой государства. Когда цены на нефть падают, они прибегают: помогите нам! Когда цены на нефть высокие, они говорят: если вы хотите, чтобы мы сдержали рост цен на внутреннем рынке, дайте нам отрицательные акцизы. И речь идёт о сотнях миллиардов рублей! Сразу скажу, что этот закон, конечно же, не приведёт к остановке роста цен, а в недалёкой перспективе он приведёт к ещё большему росту цен, потому что потери от применения демпфирующего механизма - это фактически копейки по сравнению с тем, что получат компании, резко повысив цены на топливо на внутреннем рынке. И они фактически будут этим пренебрегать, сначала они зачистят рынок, а потом вздуют цены - собственно говоря, так механизм монополизации рынка и действует. И все наши обращения к ФАС, дескать, давайте-ка вы там посмотрите, промониторьте... У нас здесь скоро будет руководитель ФАС выступать, и мы услышим информацию, что монополизация топливного рынка усилилась, как и финансового, кстати. Единственным способом остановить рост цен на внутреннем рынке является отмена налогового манёвра, который осуществляется Правительством Российской Федерации. Напоминаю, что нужно прежде всего снизить доходность продажи нефти за рубеж и повысить доходность переработки нефти на внутреннем рынке страны. А для этого нужно принять законодательные инициативы, которые внесла фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - там предлагается повысить экспортные пошлины на нефть и снизить налог на добычу полезных ископаемых. Другого пути нет! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Уважаемые коллеги, и Николай Васильевич, и Валерий Карлович правы в том, что этот вопрос требует дополнительного обсуждения. Но всё-таки закон о том, как остановить рост цен, и если мы этот закон сегодня не примем, то цены на горюче-смазочные материалы будут расти, мы должны отдавать себе в этом отчёт. Сложно, конечно. Кому-то придётся не голосовать за этот законопроект, но вот мы начнём разрабатывать концептуальные вещи в этой части - а завтра цены вырастут... Поэтому мы сейчас запускаем реальный механизм, позволяющий остановить рост цен и выйти на решения, которые, возможно, облегчат многим жизнь. Коллеги, законопроект об этом. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 04 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. 27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект уже так часто обсуждался в Государственной Думе, что я не буду повторяться, я уверен, что все уже поняли его содержание, поэтому ограничусь тем, что скажу, что к законопроекту подано четыре поправки, все они рекомендованы комитетом к отклонению, включены в таблицу поправок № 2. Предложил бы перейти к таблице поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 53 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 41 чел.9,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 16 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 60 чел.13,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, комитет просит поставить его на завтра для рассмотрения на заседании палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле это продолжение законопроекта, который мы сегодня рассматривали во втором чтении и из которого поправки, связанные с тем, что названо таким сложным и непонятным словом "демпфер", были исключены. Правительство предложило свои поправки отдельным законом, и сейчас у нас есть возможность рассмотреть данный вопрос по полной процедуре. Законопроект внесён депутатами Государственной Думы, и мне хотелось бы остановиться на том, почему вообще правительство предложило такой законопроект, поскольку, я повторяю, в законопроекте в основном практически дословно воспроизводятся предложения правительства. Хотя есть некоторые изменения, о которых я скажу дальше. Итак, до 1 июля действовало соглашение правительства с нефтяными компаниями. Это соглашение предусматривало, ну, давало возможность ограничить рост цены. Вы помните, какой был взрывной рост цены к маю прошлого года, - именно в связи с этим и возникло то соглашение. Сейчас правительство предлагает, чтобы ограничение цены на нефтепродукты осуществлялось не соглашениями правительства с отдельными компаниями (тем более что у нас есть и независимые, и заправки, и всё остальное), а было прописано на законодательном уровне. Именно поэтому и возникло вот это предложение - ввести тот механизм, который разработало правительство, в закон. Строго говоря, вот тот законопроект, который мы с вами рассматриваем, этому и посвящён. В чём основная идея этого законопроекта? Цена на нефть может быть любой - вы знаете, она может падать, она может расти, - вопрос в том, какая цена на бензин будет для граждан, какая цена на дизель будет для селян, для армии, если завтра цена на нефть будет, допустим, 80-100 долларов. Так вот механизм, который предложило правительство, позволяет при любой цене на нефть обеспечить, как считает правительство, что цена на бензин не будет расти выше уровня инфляции. Вот не важно, будет цена на нефть 100 долларов или будет 50 долларов - цена на нефтепродукты выше уровня инфляции вырасти не может. Для этого, строго говоря, правительство и предложило этот механизм. То есть в случае, если цена экспортной альтернативы - та цена, по которой могли бы компании продать нефть на экспорт, - будет выше (и, соответственно, прибыль могла бы быть больше) в сравнении с теми ценами, которые ограничены в Российской Федерации, правительство говорит, что будет компенсировать нефтяным компаниям вот эту разницу - 65, 70, 75 процентов. Вопрос первый: откуда возьмёт эти деньги правительство? Эти средства, по существу, заплатят сами компании - это к вопросу о том, откуда они берутся и куда они возвращаются. То есть это всё идёт как бы из бюджета, но ровно на эту же сумму произойдёт рост нагрузки на компании по НДПИ, иными словами, они взаимно уравновесят друг друга. Возникает вопрос: зачем тогда такой сложный механизм? Дело в том, что если мы не предусмотрим этот сложный механизм, то при изменении цены на нефть у нас посыпятся региональные дорожные фонды. Напомню, что у нас это прямой источник региональных дорожных фондов, и вот в данном случае не побочный, а, может быть, один из важнейших элементов данного механизма регулирования - это сохранение региональных дорожных фондов. Ну и наконец, хотел бы просто обратить внимание, что очень важная тема здесь затрагивается, - тема регулирования цен на Дальнем Востоке, поскольку мы знаем, что цены на Дальнем Востоке значительно выше. Вот для того, чтобы всё-таки выравнивать цены на Дальнем Востоке с ценами на всей территории страны, здесь предлагается дополнительная поддержка в размере 2 тысяч рублей на тонну непосредственно для Дальнего Востока, Якутии и так далее - весь этот регион будет получать дополнительную поддержку в рамках действия данного механизма. Теперь о разнице в подходах между тем, что внесено депутатами в данном законопроекте, и тем законопроектом... я сейчас не буду говорить о технических деталях, связанных с самим законопроектом, скажу всего лишь о пояснительной записке. Мы просчитали эффект от поддержки, которая предоставляется по этому механизму нефтяным компаниям, и видим, что эта поддержка позволяет не просто ограничить рост - в размере, не превышающем уровень инфляции, - она позволяет реально снижать цену. Демпфер - вот то, что даёт государство, - существует для того, чтобы он транслировался в цену, и очень важно проконтролировать, чтобы все эти средства пошли именно на регулирование цены продукта. Какие здесь есть механизмы? Первое - это механизм, который мы приняли в законе значительно раньше, когда мы дали правительству право, в случае если кто-то будет хулиганить на этом рынке, вводить запретительные, по существу, экспортные пошлины. И напомню заявление Дмитрия Анатольевича Медведева, председателя правительства, которое он сделал совсем недавно: в случае если это произойдёт, правительство готово прибегнуть к этому механизму. Второе - это то, о чём я уже говорил здесь во время отчёта Счётной палаты. Мне кажется, что мы могли бы... и комитет по бюджету предлагает именно это решение, в заключении комитета оно есть: мы предлагаем дать поручение Счётной палате проконтролировать, с одной стороны, эффективность механизма, который предложен правительством, с другой стороны, расходование бюджетных средств, то есть того демпфера, который получают нефтяные компании. Правда, надо сказать, что на следующий день после того, как с этим мы выступили на пленарном заседании Государственной Думы, последовало заявление Счётной палаты, что они отказываются это делать, потому что они считают, что в этом случае они будут подменять собой ФАС и Министерство финансов. Но хотел бы обратить внимание, что нам нужна в данном случае не фотография цены на заправке (этим действительно ФАС занимается по всей стране, и мы получаем эту информацию регулярно), и уж тем более нам нужен не отчёт Минфина, сколько денег ушло в нефтяные компании, - нам нужна оценка эффективности того, как работают бюджетные средства на ценообразование, а это прямая функция Счётной палаты. Поэтому комитет будет предлагать, в случае если этот законопроект будет поддержан, постановлением Государственной Думы поручить Счётной палате провести эту работу и проводить её регулярно, раз в полгода. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Михайлович, ну, насколько я понимаю, вы хотите усовершенствовать механизм, который, скажем так, скрасил бы, или снизил бы, отрицательные последствия налогового манёвра. Так не проще было бы его вообще отменить и не создавать вот этой разницы в доходности при продаже нефти за рубеж и переработке внутри страны? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос, с одной стороны, очень философский, с другой - абсолютно практический. Вот не проще ли отменить? Мы не ставили перед собой эту задачу, когда готовили данный законопроект. Это первое. Второе. Не проще ли? Да, наверное, всё проще, вопрос только один: а мы готовы установить полностью рыночные цены внутри страны, отпустить цены? Вот готовы ли мы отпустить цены на дизель или бензин? Вы помните, что происходило с курсом рубля в 2014 году, когда всё рушилось, когда шли санкции? Тогда государство приняло ответственное решение, оно сказало: мы не будем на бирже поддерживать курс рубля, мы не дадим спекулянтам забирать эти деньги - строго говоря, ничего не случилось, мир не обрушился, наоборот, сейчас рубль стабилен. В данном случае рубль отвязывается от цены на нефть. На самом деле существуют абсолютно рыночные механизмы, и как вариант - отпустить цены. Но вопрос не в том, хотим мы осуществлять налоговый манёвр или не хотим, вопрос в том, как мы хотим, чтобы регулировались цены. А людей волнуют цены, для нас важны именно цены на продукт, и не случайно, выступая здесь по этому же самому поводу, я говорил, что заслуживает гораздо более глубокого обсуждения тема ценообразования в нефтяной отрасли, со всеми последствиями, со всеми нюансами этой проблемы. Это гораздо более сложная тема. А этот законопроект направлен на решение главной задачи: чтобы в отсутствие соглашения правительства с нефтяными компаниями (а оно отсутствует с 1 июля) не возникло желания, не возникло ситуации, когда цены просто рванут вверх, - и мы решаем вот эту конкретную задачу. Правительство предложило этот механизм, мы, повторяю, просчитали этот механизм и считаем, что он не только позволяет предотвратить рост цены выше уровня инфляции, он позволяет снижать эти цены. И я могу сейчас сказать, насколько должна снижаться цена при любой цене на нефть, вот если мне назовут цену на нефть, я могу сказать, какой, по идее, должна быть расчётная цена на бензин, на дизель при этой цене на нефть. И если окажется, что это не так, станет ясно, что те, кто реализует нефтепродукты, получают двойную выгоду: с одной стороны - от бюджета получают средства, а с другой стороны - от граждан. Вот для этого мы и предлагаем дать поручение Счётной палате проверить эффективность этого механизма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Андрей Михайлович, несколько справок, если у вас есть такая возможность, предоставьте, пожалуйста. Вот каков размер прибыли, ну, за последние пару лет, которую получили и получают нефтяные компании? Я думаю, что эта цифра не сильно меняется и, на мой взгляд, только растёт, и теперь в этом механизме... Мы готовы были бы поддержать именно посыл президента - стабилизировать цены, а механизм, который правительство предлагает, - за счёт кого, за счёт чего? - не очень понятен. За счёт бюджета, за счёт Фонда национального благосостояния? И самое главное, на какую сумму? Вот озвучьте, пожалуйста, сумму компенсации, которую получат нефтяники, ну, в виде платы за упущенную ими выгоду... (Микрофон отключён.) МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос очень важный. Кстати, что касается прибыли нефтяных компаний, я уже озвучивал на пленарном заседании объём этой прибыли, равно как и объём федеральных льгот, который эти нефтяные компании получают, и именно это и убеждает меня в том, что нам надо посмотреть механизм не только налогообложения, но и механизм ценообразования, но я об этом уже говорил. Теперь по поводу сумм. Я ясно сказал, что здесь речь идёт о компенсации. Вот если мы возьмём, скажем, текущие условия, то есть если не изменится цена на нефть, если она останется такой же, какая она сейчас, то в данном случае расчётная цена... вот можно рассчитать и сказать, что нефтяные компании по демпфирующему механизму до конца этого года получат 19 миллиардов рублей. Откуда они получат эти 19 миллиардов? Они получат, так скажем, текущие деньги, все эти 19 миллиардов возвращаются от тех же нефтяных компаний за счёт механизма повышения НДПИ - НДПИ повышается автоматически ровно на ту сумму, которую компании получают в виде компенсации. Иными словами, компенсация происходит за счёт увеличения НДПИ, налога на доход с полезных ископаемых на нефтяные компании: вот если завтра эта компенсация будет 10 миллиардов - НДПИ увеличится на эту сумму, на 10 миллиардов, и это произойдёт автоматически; компенсация будет 100 миллиардов - всё равно НДПИ вырастет на те же 100 миллиардов. Этот механизм необходим, как я уже сказал, для того чтобы ни в коем случае не ударить по региональным дорожным фондам. Вот такой механизм здесь предлагается. А цифры... Ну, я ещё раз говорю, я озвучил эти цифры, и прибыли компаний, и так далее. Кстати, я хочу вам сказать, что в принципе они сопоставимы с теми прибылями, которые получают аналогичные компании за рубежом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, ну, вы говорите: депутаты, Минфин... Вот руководитель департамента Минфина Сазанов в газете "Ведомости" вчера сказал, что бюджету это обойдётся в 25-30 миллиардов в этом году, в следующем - в 85-90, это для справки. Но у меня другой вопрос. В 2009 году средняя цена на нефть - 63,5, цена на заправке - 19 рублей; в этом году средняя цена на нефть - 65, цена на заправке - 49 рублей. Вы мне поясните, что же это за эффективность нефтяных компаний и куда же тогда девается сверхприбыль? А если верить ещё одной информации, которая в сетях распространяется, то в Оренбурге, в приграничных территориях бензин "Роснефти" покупают в Казахстане по 26 рублей. Ну, может, здесь просто лукавство? Ведь, смотрите, в Норвегии и Азербайджане, в соседних странах, есть закон об обороте нефти. Мы, кстати, внесли такой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Задавайте вопрос уже. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да я вопрос и задаю. Может, мы прекратим заигрывать с нефтяниками и всё же Счётную палату, которая вроде как наш инструмент, заставим, как вы правильно предлагали, работать всё-таки на парламент и на страну, а не быть научно-исследовательским институтом? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Николай Васильевич, я ещё раз хотел бы просто обратить внимание, что тот вопрос, который вы задаёте, гораздо шире, чем тот законопроект, который сегодня рассматривается. Законопроект направлен на решение конкретного вопроса: в отсутствие соглашения мы должны обеспечить - это наша с вами ответственность, - чтобы цена в любом случае не росла выше уровня инфляции, вот это задача данного законопроекта. Вы предлагаете обсуждать более глобальные вопросы, а для того чтобы глобальные вопросы обсуждать - я, по-моему, и начал с этого, - нам необходимо рассмотреть абсолютно фундаментально вопрос о ценообразовании в нефтянке, в том числе о налогообложении нефтяной отрасли и так далее. По-моему, не первый раз уже об этом говорю с этой трибуны, но повторю: этот законопроект направлен на абсолютно конкретные цели и, с нашей точки зрения, позволяет решать не только те задачи, которые поставило правительство, когда вносило это в качестве поправки, но и более серьёзные задачи. Ну, давайте я вам просто приведу пример, чтобы было понятно, о чём мы говорим. Вот мы говорим о тоннах чего-либо, а я предлагаю посмотреть на цену за литр. Вот, скажем, если мы с вами при цене 65 долларов за баррель - такая сейчас цена нефти - посмотрим, какой будет демпфер в этих условиях, то на литр 92-го бензина у нас получается 5 рублей 54 копейки. Какая цена у нас на сегодняшний день без демпфера? Цена без демпфера - 47 рублей 27 копеек, это цена без демпфера, повторяю! Демпфер даёт 5 рублей 54 копейки в прямом исчислении, значит, предполагаемая цена должна быть 41 рубль 73 копейки. Сейчас она выше, хотя механизм работает, поэтому, ещё раз говорю, я полностью согласен с тем, что надо обсуждать, чтобы не получилось так, чтобы, пользуясь поддержкой из бюджета, компании получали одновременно поддержку второй раз - за счёт ценообразования на нефтепродукты. Это реально очень сложный механизм: у нас с вами есть и так называемые независимые компании, и крупные компании могут регулировать это оптовыми ценами. То есть это вот тот случай, когда, мне кажется, лучше руководствоваться принципами наших врачей. Вот сидит председатель Комитета по охране здоровья, он вам скажет, что главный принцип - это всё-таки не навредить. Вот мне кажется, этот законопроект точно не навредит, а в каких-то вариантах он поможет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Андрей Михайлович, у меня вопрос следующий. Понятно, что сейчас потери компенсируются повышением НДПИ, а вот как будет в перспективе? Получается так, что чем выше цена на нефть, тем больше компенсация, и поэтому повышение НДПИ, скорее всего, на перспективу не закроет всех потерь бюджета, которые будут, а, наверное, только наполовину может закрыть, исходя из того что говорят эксперты. Так вот чем всё-таки мы будем компенсировать потери бюджета, неужели опять акцизы повышать? МАКАРОВ А. М. Я попробую ещё раз объяснить: весь смысл того, что предложило правительство, - на законодательном уровне урегулировать этот механизм, а это как раз и есть попытка уйти от обсуждения в каких-то ситуациях вопросов и принятия решений через внесение каких-то изменений в соглашение и так далее. Законодательный механизм, который здесь предусмотрен, абсолютно гарантирует компенсацию за счёт НДПИ всего того, что компания получает здесь. И мы просчитывали эти последствия: этот механизм, безусловно, достаточен, никаких других механизмов здесь не требуется, в этом плюс данного механизма. Я повторяю, можно долго обсуждать, много проблем, но я ещё раз говорю, что когда мы видим размер демпфера - то, что получали компании в течение срока действия соглашения, - то понимаем, что далеко не всегда это полностью транслировалось в цену. Вот этим законом мы должны исключить возможность использования этих средств на какие-то иные цели, кроме как на компенсацию цены. В данном случае, я ещё раз говорю, предложенный механизм в этом плане - это сообщающиеся сосуды, абсолютно сообщающиеся сосуды: то, что платят государству, и то, что возвращают компании, - это абсолютно одинаково. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Андрей Михайлович, спасибо. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Конечно, какое-то регулирование всегда лучше отсутствия неопределённости и непонятности на рынке, но надо признать - и это мы говорим каждый год при принятии бюджета, это мы с вами говорили в этом году, пару недель назад, при корректировке бюджета, - что все наши сегодняшние потуги как-то это отрегулировать являются следствием того налогового манёвра, в который мы вступили несколько лет назад. Напомню, идея этого налогового манёвра - обнуление экспортных пошлин и переложение нагрузки на нефтяные добывающие компании через НДПИ. То есть вроде для бюджета ничего не поменялось: мы пошлины отменяем, вместо этого поднимаем НДПИ - но даже вот то количество выступлений, законопроектов, то количество времени, которое мы с вами тратим (а кроме нас, - мы по телевизору видим - на это тратят время ещё и руководители в правительстве, наши вице-премьеры), говорит о том, что механизм, который заложен, не работает. И более того, по сути, - мы говорили об этом при принятии налогового манёвра - вот, скажем так, переложение всей нагрузки от экспортных пошлин на НДПИ приводит к тому, что у нас идёт рост внутренней цены на бензин. Вот мы с вами всегда говорим: как же так происходит - у нас цена на нефть идёт вверх, цена на бензин на заправках идёт вверх, неожиданно цена на нефть падает вниз, цена на заправках опять идёт вверх? Я хочу сказать, что наша страна входит в тройку стран, в которых доля налоговой нагрузки приближается к 65-67 процентам. Таких стран не много, мы одна из них. То есть за счёт того, что в цене огромная налоговая составляющая, получается, что сегодня цена на бензоколонке практически не зависит от цены на нефть, мы так или иначе вынуждены компенсировать и перекладывать это на наших граждан. Помните, какая была история в начале года? Вице-премьер Козак пытался договориться в ручном режиме с нашими нефтяными компаниями, чтобы они не поднимали цены. Были формулы, демпфирующие коэффициенты, о которых мы знаем, но в результате того, что у нас в Налоговом кодексе заложена абсолютная цифра, - абсолютная! - рынок складывается так, как он складывается, а от этого рынка, скажем так, пляшет экспортная альтернатива, идея выравнивания сводилась к следующему: если разница между экспортной альтернативой и внутренним рынком будет такая, что продажа здесь будет невыгодна для наших производителей нефтепродуктов, то будет идти компенсация. В ручном режиме пытались урегулировать этот вопрос, результатом мучений стал законопроект, который мы сейчас рассматриваем: здесь уменьшена средняя цена, изменены демпфирующие коэффициенты, поставлена задача стимулировать наших экспортёров оставлять часть продукции здесь. Вот основной вопрос, который у всех нас возникает: будет ли данный закон прямо воздействовать на наши нефтяные компании и стимулировать снижать цену на бензин? Ответ - нет, с помощью этого закона мы не сможем диктовать цену на бензин, на дизтопливо. В этом законопроекте предлагается обратный акциз, компенсация, но вы же понимаете, что это совершенно несвязанные вещи: одно дело - цена, по которой производитель или независимая компания продаёт бензин, а другое дело - возвращение акциза. Смотрите, какую хитрую схему мы сейчас придумываем: поручить ФАС, поручить Счётной палате проверить, сколько компании получили возвратных акцизов и сколько они получили прибыли от цены на заправке. Вы понимаете, как это всё сложно? И всё это, конечно, ни к чему, потому что на самом деле цифры - вот сегодня по этому поводу задавали вопрос - есть в бюджете, который мы с вами рассматривали. Сумму компенсации по акцизу, я вам напомню, мы две недели назад уменьшили с 300 миллиардов до 292 миллиардов рублей, то есть это та сумма, которую мы должны вернуть нашим компаниям в качестве компенсации в надежде - прямой связи нет, - что они имеют совесть и будут понимать, что раз здесь они получили, то вот там, во внутренней цене на нефть, они должны проиграть. Но, я считаю, что, конечно, у правительства есть намного больше рычагов, и необходимость ставить сегодня на уши все наши контролирующие инстанции, включая ФАС, Счётную палату, поручать им просчитывать по каждому производителю, сколько он получил средств и сколько он получил ещё и от внутреннего... Я считаю, здесь возникает, вообще, такая интересная, достаточно коррупционноёмкая составляющая - компании начнут сравнивать и так далее. Конечно, всё заложено в нашем мучительном налоговом манёвре. Раньше было очень просто: были экспортные пошлины, и, когда компании хотели вывозить, мы получали от них средства в бюджет. А сейчас мы доработались до того, что из бюджета сами будем отдавать. Вообще, это достаточно сложно для понимания нормального человека, и слава богу, что не все понимают, о чём я сейчас говорю, отчасти это успокаивает. Я считаю, наличие формулы - это лучше, чем ничего, но всё-таки ещё лучше, если мы говорим о рыночной системе, привязываться не к конкретным цифрам, потому что все они меняются. Вот полгода назад были одни цифры: мы поработали - не получилось. Сейчас в Налоговом кодексе опять будут абсолютные цифры: поработаем - опять может не получиться. Уж если мы привязываемся к рынку, то, конечно, в Налоговом кодексе должны быть биржевые индикаторы - это всё упростит, отрегулирует, всё будет более или менее понятно, и мы хотя бы не будем возвращаться к этому вопросу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Удивительная ситуация: мы сегодня являемся мировыми лидерами по поставкам нефти и нефтепродуктов на международный рынок, цена на нефть (ну, можно молиться) составляет 65 долларов за баррель - и у нас проблема! А может, проблема не у нас, проблема в аффилированности определённых чиновников с нефтяным сектором и в отсутствии нормальных механизмов регулирования этого вопроса? Вот я не успел в вопросе изложить следующее: мы с экспертами специально изучили вопрос и выяснили, что мы единственная нефтедобывающая страна, которая в принципе не хочет иметь механизмы регулирования деятельности нефтедобычи, как и разведки. В результате говорят, мол, ой, правительство не успело - да оно не хотело! Ну а как иначе? Вот если вы ответственный чиновник и знаете, что у вас договор есть только на полгода, так вы же как минимум за месяц должны уже всех своих подчинённых напрячь и заставить подготовить документы, спросить, почему и что делать. Но, видно, это никому не надо, ведь в условиях, так сказать, пожара можно и Думу нагнуть, и всех остальных нагнуть, и дальше продлевать шоколадную жизнь для определённой, узкой группы лиц, понимаете? Для этого налоговый манёвр и придуман. Мы внесли законопроект ещё полгода назад. И на встрече с председателем правительства мы акцентировали внимание на том, что мы, посмотрев пример Норвегии и Азербайджана, ничего не придумывая, посоветовавшись с экспертами и учитывая российскую действительность, внесли законопроект, в котором предлагаем дать правительству все козыри: оно регулирует оборот, добычу и все вопросы с нефтью. И что бы вы думали? В течение полугода нам уже четвёртый раз продлевают срок дачи заключения, причём по одним и тем же мотивам. Я провёл разведку боем, выяснил, что в Минэнерго уже давно подобный проект закона есть, но определённые лоббистские группы просто не дают возможности даже разговаривать о нём! Таким образом, с моей точки зрения, все вот эти так называемые пожары создаются искусственно. Создаются искусственно почему? Посмотрите список "Forbes": кто там основной по России, в первой десятке - владельцы предприятий обрабатывающих отраслей или всё-таки "НОВАТЭК", "ЛУКОЙЛ" и ряд других компаний, которые, в общем-то, с моей точки зрения, паразитируют на природных ресурсах, надувают щёки, но не платят, не вносят необходимого количества средств в бюджет страны, обогащая другие страны и себя? Это первый вопрос. Второй вопрос. Вот здесь рассказывали, что у нас есть независимые какие-то заправки. Да нет независимых заправок! Рынок монополизирован и поделён между десятком самых крупных нефтяных компаний, ни одного независимого заправщика в линейной сети нет - их давно удушили, и удушили опять же не рыночно: у нас нельзя приехать на НПЗ и заключить договор, чтобы вам давали энное количество бензина или солярки, вы туда просто не попадёте, понимаете? Или вам будут предложены такие условия, что вы в принципе никогда в жизни на этом бизнесе денег не заработаете, хотя, казалось бы, чего проще - на том, что касается дороги, и гаишники, и все всегда зарабатывали. Уважаемые коллеги, ну давайте не будем себя обманывать: да, не получилось провести через законопроект о редких металлах, но спасибо Андрею Михайловичу - он оперативно в принципе вместо правительства проработал эту поправку, и, наверное, она будет принята. Я просто хочу принципиально поставить вопрос. Поймите, можно, внося поправки, продолжать кормить за счёт бюджета узкую, ограниченную группу людей. Я не думаю, что Сазанов оговорился, назвав "Ведомостям" сумму компенсации нефтяникам - 25-30 миллиардов рублей за полгода, а в следующем году - 85-90 миллиардов рублей, хотя я думаю, что и эти цифры тоже... но директор департамента не может оговариваться на порядки. Давайте всё-таки попробуем подумать о стране! Давайте более принципиально ставить вопрос: почему у нас "Роснефть" - государственная компания, но в её совете директоров из одиннадцати членов - восемь иностранцы? Российская ли это компания и "Роснефть" ли её название сегодня, понимаете? Давайте посмотрим, где, в каких областях основные дивиденды получают другие крупные компании, из первой десятки. Почему мы, вообще-то, должны своими ресурсами обогащать других? Может, нам пора задуматься и над ФНБ, и над налоговым манёвром, которые навязаны нам МВФ? У нас правительство... Понимаете, против нас санкции, а мы с вожделением слушаем МВФ и реализуем повышение НДС - и что в результате? Что дало повышение НДС, повышение пенсионного возраста для бюджета и граждан страны? Кроме негатива, ничего! Высвобождены дополнительные люди, более миллиона появится на рынке труда, дополнительные проблемы для нас. Может, будем всё-таки думать о стране, а не о тех, кто уже и так незаслуженно обогатился? Мы не будем поддерживать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я внимательно читаю, перечитываю этот законопроект и всё думаю: для чего такие сложные схемы придумывать, когда всё гораздо проще можно сделать? Понизьте рентабельность реализации нефти за рубеж, то есть сырья за рубеж, и по принципу равной доходности, скажем так, выгоднее будет перерабатывать нефть внутри страны, а соответственно, снизятся цены на топливо - всё, это рыночный механизм. Ничего придумывать не нужно! Вот всё голову ломаю: для чего такие сложные вещи придумываются? Вчитываюсь внимательно - и у меня возникают подозрения. Дело в том, что механизм демпфера работает в части реализации высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно. Если мы посмотрим на рынок... Ну, Николай Васильевич тут говорил, что уже практически нет независимых заправок, - на самом деле ещё немного их где-то осталось, но этим законом мы их добиваем. Я думаю: а для чего всё это делается? У меня такое подозрение, что этот механизм вводится, причём законодательно, причём правительство пытается на нас переложить ответственность, чтобы нашими руками убить всю конкуренцию на этом рынке напрочь, вообще всю... Если принять этот закон, что будет? Компании, которые производят бензин только класса 5, под него подпадут, а если класс ниже - 4-й, 3-й или другой, на них это не будет распространяться, причём речь идёт не об октановом числе, чтобы вы понимали, а об экологическом классе, который достигается определёнными присадками. Это первое замечание, первое подозрение, и боюсь, что оно оправданно. Второе замечание. Зачем, ещё раз хочу сказать, городить огород, зачем настаивать на реализации, скажем так, тупикового пути? Это тупиковый путь, ведь всем же очевидно - и это уже прозвучало из уст представителей других фракций, - что основной причиной роста цен на топливо внутри страны является налоговый манёвр. Ну так устраните причину, и не надо больше ничего придумывать! Нет, причина не устраняется, потому что тогда наши нефтяные компании, которые суперприбыли получают, экспортируя сырьё за рубеж, потеряют эти прибыли. Мы просто понятным механизмом предлагаем эти сверхприбыли в бюджет изымать, этот механизм абсолютно понятен, прозрачен - тут ничего не выкроишь, но правительство не хочет этого делать, не хочет взять те дополнительные триллионы рублей, которые мы недобираем (а это недобранная природная рента - триллионы рублей!), и, чтобы как-то компенсировать это, условно говоря, чтобы не давать вот этих всплесков на рынке, пытается договориться с нефтяными компаниями, отстёгивая им, там, 200, 300, 400 миллиардов рублей. Ну не хватает - давайте мы ещё в закон так называемый механизм демпфера введём и ещё им будем дополнительно давать деньги, хотя Андрей Михайлович справедливо сказал, что потом они эти деньги будут возвращать за счёт повышения, пересчёта НДПИ. Я думаю, а в чём тут прибыль-то тогда? И я понял: за то, что правительство, скажем так, договорилось с крупными нефтяными компаниями, что оно у них не будет изымать сверхприбыли и, скажем так, они не будут требовать отрицательного акциза, оно им отдаёт полностью весь российский рынок в монопольное владение. Самое интересное, что здесь я не увидел ситуации, при которой... Вот вы же приводили пример. Цена на нефть резко падает - цена на бензин падает? Нет, растёт. Цена на нефть резко растёт - цена на бензин в России падает? Нет, тоже растёт! То есть у нас движение всегда вверх. А этим законом мы как бы несколько ограничиваем, условно говоря. Если скачки на топливо на рынке будут более высокие, больше чем на 10 или на 20 процентов, в зависимости от вида топлива, то тогда демпфер, этот механизм компенсации... он либо есть, либо нет. Но дело в том, что если скачок будет более высокий, то компаниям будет выгодно просто, скажем так, отказаться от этого демпфирующего механизма и повышать цены. То есть я не увидел, что здесь есть какие-то ограничения. Каким образом мы их остановим? Я этого не вижу и поэтому хочу сказать, что вот эти заявления с трибуны Думы о том, что мы сейчас примем вот этот закон и у нас не будет роста цен на топливо, - они безосновательны. Мало того, заявление о том, что цены не будут расти выше уровня инфляции... Ну, напоминаю, что здесь, в законе, указан рост на 5 процентов каждый год, и это касается только вот этого работающего механизма - демпфера. Но это не значит, что цены на топливо - на дизельное топливо, на бензин - не будут расти более высокими темпами. Могут расти и более высокими темпами. В связи с этим наша фракция будет голосовать против этого механизма. Мы считаем, что этот механизм не приведёт к остановке роста цен. Мало того, я ещё вам опишу ситуацию: если упали цены на нефть, должна снизиться цена на внутреннем рынке на топливо? Должна. Снизится она? Нет, этот законом установленный механизм к этому никак не стимулирует. Мы за это голосовать не будем. Мы считаем, что единственно правильным решением является отказ от налогового манёвра в нефтяной отрасли и, соответственно, снижение доходности продажи нефти за рубеж, а при использовании механизма равной доходности, скажем так, повышение интереса нефтяных компаний к увеличению доли перерабатываемой нефти внутри страны. Ведь что сейчас происходит в этой ситуации? Посмотрите: крупнейшие компании тянут нефтепровод до Китая, по ту сторону границы ставят нефтеперерабатывающий завод, а обратно идёт уже топливопровод - нам продают уже топливо. Зачем нам это? Объясните мне, пожалуйста, зачем мы всё это делаем? Зачем мы китайскую экономику развиваем?! Зачем мы поддерживаем экономики западных стран, куда мы наше дешёвое сырьё гоним?! Почему мы свою экономику не развиваем, объясните мне, пожалуйста?! Когда это делало правительство, понятно было, но зачем парламент-то под этим подписывается? Наша фракция будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимова Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, тема очень сложная, всегда по ней возникают большие дебаты, но сегодня мы не видим механизма, который был бы предложен хоть одной стороной, для того чтобы перейти на чисто рыночные отношения в этой сфере. На протяжении достаточно длительного периода правительство вело переговоры с бизнесом, с законодателями, с обществом, пытаясь найти механизм, который сдерживал бы рост цен на топливо, и вот такой механизм, на наш взгляд, сегодня найден. Мы в комитете два раза рассматривали этот законопроект, и надо сказать, что, скрупулёзно изучив его, в основном все члены нашего комитета всё-таки согласились с тем, что надо принимать этот законопроект, при одном воздержавшемся - подчёркиваю это. Коллеги, почему мы пришли к этому выводу? Ну вот смотрите, с 1 июля прекратило существование соглашение между правительством и бизнесом по регулированию, ограничению цен на топливо, и у нас уже с 1 июля на дизельное топливо на 1,2 рубля цены возросли. Значит, нужен какой-то механизм, нужно что-то предпринимать? Нужно. Вот об этом мы сейчас и говорим. Мы сегодня предлагаем механизм, который будет работать уже на законодательной основе, а не на основе соглашений правительства и бизнеса, то есть это долговременная основа. Посмотрим, как он будет работать. Каковы аргументы в пользу этого закона? Первое. Он защищает интересы, естественно, нефтеперерабатывающих заводов, потому что вводится вот этот демпфер, компенсационный механизм, и оплачиваться он будет за счёт средств, которые федеральный бюджет будет получать дополнительно в виде роста поступлений от налога на добычу полезных ископаемых от нефтяных компаний. Второе. Механизм вводится с целью защитить интересы, поддержать потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно в регионах с генерацией на топочном мазуте для выработки тепловой и электрической энергии. То есть это механизм, который ограничивает рост тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере. Третье. Учтены интересы регионов, потому что - мы уже об этом говорили - этот механизм не даёт возможности снижать источники финансирования дорожных фондов регионов. И четвёртое и основное - это то, что размеры демпфера позволяют не только удерживать рост цен, регулировать ценообразование в этой сфере, но и могут привести к снижению цен на топливо. То есть защищаются интересы всех потребителей топлива на нашем рынке и, кроме того, будет обеспечиваться наполняемость внутреннего рынка, удовлетворяться потребность рынка в нефтепродуктах. Нам кажется, что достаточно уже вот этих моментов, не вдаваясь в технологии абсолютно, потому что, конечно, законопроект сложный в этом отношении. Мы считаем, что этот законопроект надо принимать. Мы, конечно, хотели бы, чтобы все фракции тоже поддержали его. Наша позиция твёрдая: этот законопроект надо принимать, он должен начать работать, и как можно скорее, потому что, я уже говорила, цены в рост пошли. Фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Не выступают. Докладчик, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, когда тебе через три дня 65, ты понимаешь, что на всё ответить уже просто не успеешь. На самом деле легко сказать: нам не нравится, сколько получают прибыли нефтяные компании, нам не нравится вообще, как всё это регулируется, поэтому мы не будем голосовать за этот законопроект, - понимая, что в парламенте есть ответственная сила, которая не допустит, чтобы в стране не было механизма, не позволяющего ценам расти, повышаться. Обращу внимание только на одно. Здесь было сказано, что говорят неправду те, кто говорит, что цены не повысятся, - нет, с этой трибуны было сказано главное: этот механизм позволит не только не повышать цены, но и снижать их. И проверки Счётной палаты, и всех органов, и ФАС и так далее нужны именно для того, чтобы посмотреть, насколько эффективно эти средства работают, то есть это та конкретная работа, которой и должен заниматься парламент, - принимать механизм и контролировать его выполнение. Вот почему этот закон просто необходим. Ну а теперь... Я прекрасно понимал, что у нас ведь будет разговор только о прибыли нефтяных компаний, поэтому, вы знаете, я хотел бы просто коротко сказать о том, что здесь не обсуждалось. Здесь не обсуждалось, например, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходов и расходов агента Российской Федерации - "ДОМ.РФ", возникающих при осуществлении функций в соответствии с законом "О содействии развитию жилищного строительства", что позволит выделить дополнительные средства для того, чтобы можно было делать вот то, что делает "ДОМ.РФ". Здесь не обсуждалось то, что мы создаём в законе механизм, который не даст уходить от налогообложения всем тем, кто, подводя то, что они продавали, под дистилляты, ну, то есть практически просто оформляя это как суррогат, в результате не платили налогов вообще. Вот тот механизм, который здесь предлагается, эта формула в отношении средних дистиллятов даст государству - на самом деле дорожным фондам регионов, потому что это их доходы, - дополнительно 60 миллиардов рублей просто потому, что мы поставим реальную преграду на пути тех, кто уходил от уплаты акциза. Ну и наконец (наверное, очень важно), это решение - реализация поручения Президента Российской Федерации, которое он дал и правительству, и нам в рамках "Прямой линии", в отношении авиационного керосина. Здесь предложен механизм, который позволит не допустить роста цен на авиационный керосин. Кто будет от этого получать выгоду? Не нефтяные компании, выгоду будут получать авиационные компании, безусловно при подтверждении, что они приобрели этот авиационный керосин и что они его не перепродали, а использовали именно на те цели, для которых он и приобретается. На самом деле я называю только важнейшие и абсолютно конкретные моменты, как будет работать предлагаемый механизм. Я напомню, что, наверное, не было большего критика вот того механизма и налогообложения, и ценообразования в нефтяной отрасли, чем бюджетный комитет в Государственной Думе. Сегодня вся оппозиция, вместе взятая, не сказала больше, чем говорили по этому поводу мы. Но сегодня задача в отсутствие соглашения нефтяных компаний с правительством сделать так, чтобы ни граждане, ни, простите, село, у которого начинается уборочная, ни армия не попали под удар за счёт непредсказуемой ситуации на этом рынке. Это ответственное решение, на этом решении, на мой взгляд, неуместно играть... даже не в политику, а в политиканство. Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект в первом чтении, он нужен срочно, установлены короткие сроки подачи поправок - обратите на это внимание, - нужно, чтобы до конца сессии этот закон вступил в силу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 47. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 08 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.