Заседание № 271
22.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 752189-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3240 по 3300 из 9740
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". Андрей Анатольевич Андреев. АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 10 июня этого года. К законопроекту поступило пятнадцать поправок, тринадцать - в таблице поправок, рекомендованных к принятию, две - в таблице поправок, рекомендованных к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 17 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 42 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Андрей Анатольевич, пожалуйста. АНДРЕЕВ А. А. В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет предлагает рассмотреть его и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8314 по 8349 из 9740
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 06 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 24 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 240
10.06.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 752189-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2437 по 2680 из 6944
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". Доклад Сергея Алексеевича Аристова. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Использование беспилотных воздушных судов, которые в обиходе уже давно называются беспилотниками, прочно вошло в нашу действительность. Достигнутый уровень технологий, и прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед мировым авиационным сообществом вопрос о необходимости регулирования данной сферы - использования данного вида судов. На сегодняшний день воздушным законодательством России не урегулированы вопросы деятельности в области авиации в части использования беспилотных воздушных судов, полёты беспилотников осуществляются фактически по временным и местным режимам полётов, то есть с разовым, кратковременным разрешением. Представляемый вам сегодня законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс...", подготовленный в соответствии с поручением президента, как раз ставит своей целью создание новой нормативной базы по использованию беспилотных воздушных судов. Беспилотные воздушные суда в соответствии с их определением являются именно воздушными судами, но регулирование деятельности в этой сфере имеет особенности, которые нашли отражение в изменениях, вносимых законопроектом в ряд статей Воздушного кодекса. Изменения предусматривают обязательную сертификацию беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные гражданские воздушные суда. Кодекс дополняется нормами о пилотируемых воздушных судах, о беспилотных воздушных судах, о беспилотной авиационной системе, устанавливаются основы допуска к деятельности членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, конкретизируется состав экипажа, появляется новое определение: член экипажа - наблюдатель. Устанавливаются требования к документации, которая должна быть на борту беспилотного воздушного судна, устанавливаются требования по обеспечению авиационной безопасности посредством исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц, определены системы поиска и спасания беспилотных воздушных судов. Реализация федерального закона потребует последующих изменений в нормативные правовые акты в сфере использования гражданской, государственной и экспериментальной авиации. При разработке проекта данного закона нами полностью учитывались рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Андрей Анатольевич Андреев. АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основные причины и мотивы, побудившие Правительство Российской Федерации разработать и внести данный законопроект, а также суть предлагаемых изменений достаточно подробно были изложены в докладе Сергеем Алексеевичем. Очевидно, что законодательное регулирование вопроса применения беспилотных воздушных судов играет весьма важную роль в контексте их применения для обеспечения потребностей различных сфер российской экономики и безопасности. Принятие данного законопроекта будет способствовать более активному использованию беспилотных воздушных судов в различных сферах авиационной деятельности и дальнейшему совершенствованию системы безопасности полётов воздушных судов. Вместе с тем комитет отмечает, что по предложенной редакции законопроекта есть некоторые замечания, которые будут учтены при рассмотрении во втором чтении. Комитет предлагает поддержать принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки с учётом высказанных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич, скажите, пожалуйста, чтобы нам понять актуальность этого законопроекта: безусловно, в рамках подготовки этого законопроекта вы анализировали статистику, можете ли вы привести данные об использовании этих беспилотных аппаратов за 2013-й, 2014 год, а также каков прогноз использования этих аппаратов после принятия этого закона? И хотелось бы знать информацию по этим летательным аппаратам: чьё производство и так далее, и тому подобное. АРИСТОВ С. А. Одна из задач законопроекта, - это как раз обеспечение возможности регистрирования, учёта в том числе и полётов, и тех аварий, инцидентов, которые могут случаться в этой области. К сожалению, поскольку нет правовой базы, сегодня такой статистики не существует. Что касается производства, то это аппараты и российского, и иностранного производства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, в продолжение вопроса моего коллеги и вашего ответа: анализировали ли вы зарубежный опыт? И какова там статистика аварийности беспилотных воздушных судов и основные причины аварий? Прокомментируйте, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Ряд стран, в частности на сегодняшний день это шесть стран, в мировом авиационном сообществе имеют свою нормативную базу для регулирования в этой сфере, я уже сказал, что мы в том числе использовали и их данные. Как правило, это катастрофы, связанные с неправильным использованием воздушных судов, ненадлежащим использованием гражданами или определёнными организациями, не имевшими права на запуск подобных воздушных судов. К счастью, на сегодняшний день столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами пока не зафиксировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич, скажите, пожалуйста, вопросы в отношении беспилотников, которые используются в боевых целях, будут регулироваться какими-то отдельными законодательными актами или всё-таки это как-то будет коррелироваться с этим законом? АРИСТОВ С. А. Воздушный кодекс распространяет свои нормы на государственную, то есть в том числе военную, авиацию, экспериментальную и гражданскую. У нас в соответствии с Воздушным кодексом нормативные акты в сфере государственной авиации, то есть в том числе и Министерства обороны, принимает Министерство обороны. Безусловно, в развитие Воздушного кодекса, который един для всех видов авиации, будут приниматься соответствующие акты Министерством обороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Алексеевич, ещё раз прошу ответить на вопрос, который в целом вы уже осветили. То, что мы собираемся принять, - это стандартное законодательство, которое принято в других странах, использующих беспилотники, либо всё-таки наше законодательство будет чем-то отличаться? И если можно (вот мы тут спорим), дайте нам пояснение для понимания: экипаж беспилотного воздушного судна - о ком идёт речь? Чтобы у нас была единая терминология и мы понимали, о чём мы сейчас говорим. АРИСТОВ С. А. Что касается заимствования, условно говоря, чужих норм. Мы, безусловно, пользуемся рекомендациями ИКАО, но ИКАО не даёт, скажем так, строгих предписаний, и мы, естественно, регулируем эту сферу с учётом своих экономических и политических интересов. Что касается экипажа беспилотного воздушного судна, определение дано в самом законопроекте, но если упрощённо сказать, то это лица, которые управляют беспилотным воздушным судном, находясь вне его борта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дегтярёв Михаил Владимирович. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, вопрос, который часто задают журналисты, основан на примере с разносчиком пиццы: у него есть дрон с пультом управления, он хочет доставлять таким образом пиццу. Не могли бы вы буквально на пальцах объяснить, каковы его действия: купил, положил пиццу и, если этот летательный аппарат будет иметь массу до 30 килограммов, запустил? АРИСТОВ С. А. Нужно разделить две вещи: беспилотник массой свыше 30 килограммов подлежит государственной регистрации, внесению в специальный государственный реестр. А что касается нерегистрируемых, то на них будут распространяться нормы, определяемые местом использования воздушных судов, это не значит, что в населённом пункте, скажем в Москве, будет летать что-то такое, что может нанести вред здоровью граждан и каким-то сооружениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить, коллеги? Александр Сергеевич Старовойтов. Других желающих нет. Пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, абсолютно очевидно: мы хотим, чтобы Россия всегда была впереди планеты всей. Конечно, с точки зрения инженерной мысли, я считаю, по многим параметрам мы опережаем, наша техника, особенно военная техника, всегда была на высоте. Ну а в чём мы действительно хромаем - в данной ситуации мы хромаем всё-таки в законодательном обеспечении этого вида деятельности. Михаил Дегтярёв задал правильный и справедливый вопрос, нам всегда интересно, хочется понимать, каким образом то, что используется нашими военными, будет применимо к гражданской авиации и как это будет использоваться непосредственно в быту? Честно говоря, Сергей Алексеевич, мы не получили подробного ответа, хотелось бы, чтобы в заключительном слове вы более развёрнуто дали понять, каковы механизмы, как действительно на практике, в быту всё это будет происходить, какие преференции будут. То есть что вообще могут делать наши беспилотные летальные аппараты: над какими городами могут летать, над какими городами не могут летать; чем они будут отличаться в целом от малой авиации по сегменту использования, по формату использования? Безусловно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, потому что мы считаем, что это полезно и действительно, как я уже сказал, пойдёт на пользу продвижению работ наших инженеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дегтярёв Михаил Владимирович. ДЕГТЯРЁВ М. В. Коллега отметил, что фракция поддерживает законопроект. Конечно, мы впереди планеты всей, всего несколько стран регулируют эту отрасль, и нам нужно очень серьёзно подойти к этому законопроекту, так как известно, что есть некоторые протоколы, разногласия даже внутри правительства, между некоторыми министерствами. Но нужно понимать, принимая этот законопроект, что ни в коем случае нельзя допустить удушения, появления дополнительного финансового бремени для микро-, малого и среднего бизнеса. Дроны - это очень хорошее изобретение, они могут применяться, как я уже отметил, везде, вплоть до доставки пиццы, - и как геолого-разведочная техника, и в инженерных изысканиях, и в строительстве, и так далее, и дополнительная бюрократизация этого процесса, конечно, может привести к тому, что предприниматели будут отказываться от этого новшества, услуги будут дорожать, а нам сегодня нужно всё-таки помогать предпринимателям, потому что это шанс для России начать новый этап развития, когда малый бизнес будет опорой государства, опорой нашей экономики. Поэтому в целом мы поддерживаем законопроект, регулирование необходимо, но просим правительство при работе над законопроектом и в ходе всех межведомственных согласований учесть наши пожелания, чтобы поддержать предпринимателей, а не заставлять их дополнительно собирать документы, как отметил в своё время глава государства, глотать пыль по кабинетам и коридорам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Сергей Алексеевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Андрей Анатольевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6000 по 6017 из 6944
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 15 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.