Заседание № 49
15.06.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 751993-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" (о введении определения "военный объект").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6315 по 6643 из 7064
Уважаемые коллеги, рассматриваем 20-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О ветеранах". Доклад Валерия Фёдоровича Рашкина. Пожалуйста, Валерий Фёдорович. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, можно было бы не напоминать, но уже прошло более 72 лет с момента окончания Великой Отечественной войны, а справедливого отношения власти многие ветераны - и мы знаем это по письмам - так и не увидели. С этой проблемой столкнулась часть ветеранов, которые трудились в годы войны в пределах тыловых границ действующих фронтов, на объектах местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, аэродромов и других военных объектов, в частности, в Саратовской области Советского Союза. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (часть 1 статьи 7), то есть законодательно закрепила главное в его деятельности - социальную политику и социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержание указанной нормы. Под социальным государством понимается государство, основанное на справедливости и обеспечивающее каждому человеку в целом конституционное право. Особым объектом приложения усилий социального государства являются, конечно же, ветераны войны. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года. Федеральным законом установлены два основных критерия отнесения граждан к ветеранам Великой Отечественной войны: первый - участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий и второй - прохождение военной службы или работа в тылу в период Великой Отечественной войны в течение не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; если лицо награждено орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, то оно признаётся ветераном Великой Отечественной войны независимо от продолжительности военной службы (работы в тылу) в период войны. Это то, о чём я хотел бы напомнить. К сожалению, при установлении правовых гарантий социальной защиты ветеранов в Российской Федерации имеются случаи неправильного определения статуса ветерана Великой Отечественной войны, то есть занижения статуса, тем самым граждане, которые подпадали под действие данного законодательства, лишались заслуженных мер социальной поддержки. При определении статуса ветерана Великой Отечественной войны в случае, если он работал в тылу на предприятии, на заводе, очень тяжело доказать документально принадлежность данных объектов промышленности к военным объектам, потому что действующее законодательство не содержит понятия "военный объект". Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдаётся на основании документов, подтверждающих факт работы в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, и справок архивных учреждений о сроках нахождения соответствующего военного объекта в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог. Немного о военных объектах, о понятиях. 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов противовоздушной обороны. Все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны. Это наша история, это наши законы, и они сейчас на территории России действуют. Чтобы избежать путаницы и защитить права ветеранов, которые работали на этих прифронтовых предприятиях, законопроектом предлагается, уважаемые коллеги, дополнить подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" определением военного объекта. В соответствии с нормами международного права военный объект - тот объект, который в силу своего расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих обстоятельствах дают явное военное преимущество. Принятие данного закона будет в дальнейшем способствовать соблюдению интересов ветеранов войны при правильном определении законного статуса, позволяющего полноценно использовать систему социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович. Содоклад Владимира Ивановича Мельника. Пожалуйста, Владимир Иванович. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен законопроект о дополнении Федерального закона "О ветеранах" определением понятия "военный объект" в соответствии с нормами международного права, которое авторами законопроекта предлагается применять для установления статуса ветерана Великой Отечественной войны. С учётом поступивших на законопроект отзывов, замечаний и предложений комитет отмечает следующее. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 1995 года ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, трудившихся в тылу, как уже говорил коллега, являются две категории граждан. Первая - это лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов. И вторая категория ветеранов - это лица, проработавшие в тылу не менее шести месяцев, и лица, награждённые за свой труд орденами и медалями. Авторами законопроекта предлагается для установления статуса ветерана Великой Отечественной войны применять определение понятия "военный объект" в соответствии с нормами международного права и считать военным тот объект, который в силу своего расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих обстоятельствах дают явное военное преимущество. Данная редакция определения военного объекта предусмотрена Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, ратифицированным Советским Союзом в 1989 году. Он обязывает стороны вооружённого конфликта проводить различие между гражданскими и военными объектами, допуская применение силы только против военных объектов, при этом имея в виду нахождение гражданских объектов под абсолютной защитой международного права. Норма международного права - составляющая правовой системы Российской Федерации и уже является обязательной, в связи с чем её дублирование в законодательстве Российской Федерации, тем более в законе "О ветеранах", не требуется. Комитет отмечает, что определение военного объекта в соответствии с нормой международного права содержит ряд общих формулировок, которые допускают различную трактовку и оценку, что может привести к противоречивой правоприменительной практике при установлении статуса ветерана войны. Определение военного объекта в соответствии с нормой международного права, согласно которой при вооружённом конфликте допускается применение силы только против военных объектов, а не гражданских, и определение военного объекта в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" для установления статуса ветерана Великой Отечественной войны имеют разные цели и предметы правового регулирования. Данное определение не сможет способствовать доказательству принадлежности объектов, на которых трудились граждане в период Великой Отечественной войны, к военным. Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Счётной палатой законопроект не поддерживается. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы есть? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Уважаемые коллеги, давайте спросим мнение полномочного представителя президента по данному вопросу. Нет. Правительства? Александр Юрьевич, выскажитесь. Вы же высказались в отношении белорусских водителей, я читал, вы сказали, Дума виновата, что закон приняла. Определите позицию, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как? Валерий Фёдорович Рашкин внёс предложение, Рашкин не последний человек здесь, в Государственной Думе, - отреагируйте! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только ростовские такое могут! (Оживление в зале, смех.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот правильно! Это не я сказал, вам досталось от Толстого. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, подождите, коллеги, возможно, другое мнение сформируем. СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, я просто посмотрел... С точки зрения именно официальной нашей позиции пока не готов сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О ветеранах - это же такая тема... СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, Валерий Фёдорович, как всегда, большой молодец - с точки зрения нахождения наиболее чувствительных точек. Он, как политик, понимает, что именно здесь найдёт поддержку, внося именно такие яркие инициативы, которые при ближайшем рассмотрении, ну с нашей точки зрения, являются либо непроработанными, либо, скажем так, избыточными, потому что те или иные вопросы уже решены другими способами или, например, в компетенции местных властей. Данный законопроект из этой же серии. Мы все, конечно же, оценили настойчивость субъекта права законодательной инициативы, тем не менее не поддерживаем законопроект и предлагаем его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич, за позицию. Заключительное слово. Валерий Фёдорович, извините, спор возник у моих коллег по президиуму: заместитель председателя Лебедев говорит, что это нарушение Регламента. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Не было же обсуждения. МЕЛЬНИКОВ И. И., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция КПРФ. Был содоклад, и докладчик может отреагировать на содоклад. ЛЕБЕДЕВ И. В. Это реплика с места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте исходить из того, что высказался полномочный представитель правительства и, таким образом, дал возможность Валерию Фёдоровичу отреагировать. Заключительное слово Рашкина Валерия Фёдоровича. Подготовиться выступить с заключительным словом Владимиру Ивановичу Мельнику. Пожалуйста, Валерий Фёдорович. РАШКИН В. Ф. Вячеслав Викторович, огромное спасибо. Ну, я для членов правительства ещё подробнее расскажу. На конкретном примере нашей области, Вячеслав Викторович, Саратовской области, я хочу показать, что этот закон надо принять. Просто надо принять! Вот послушайте меня, это не общие слова, а конкретика. С сентября 1942 по 1943 год не менее 150 тысяч саратовцев работало на объектах местной ПВО и на строительстве оборонительных сооружений в пределах тыловых границ действующих фронтов. Если же проанализировать официальные цифры из социального паспорта Саратовской области за период 2005-2012 годов, данные министерства соцразвития, в Саратовской области лиц, работавших на этих объектах, на учёте было всего... Догадайтесь с трёх раз, сколько? Три человека, из которых только один проживал в Саратове. Трое! Мизерное количество ветеранов войны в Саратовской области с соответствующим статусом говорит только об одном: они, ветераны войны, были проведены со статусом "труженики тыла". Так в очередной раз местные чиновники у заслуженных людей, отдавших всё для нашей с вами Победы, отобрали положенное им право на меры социальной защиты. Следующее. Приведу ещё пример, как один из ветеранов, Вячеслав Викторович, наша землячка, работавшая на заводе, нетранспортабельный инвалид второй группы Федотова сделала всё, чтобы защитить своё конституционное право. Что из этого получилось? С сентября 2013 по 2014 год в поисках справедливости были пройдены кабинеты всех должностных лиц, начиная от заместителя председателя правительства Саратовской области по соцвопросам, уполномоченного по правам человека. Везде был один ответ: решайте свой вопрос, обращаясь в суд. Они любят отправлять туда, на три буквы, не подумайте, что это какое-то нехорошее слово: в слове "суд" тоже три буквы. Прокурор Ленинского района пытался защитить конституционное право ветерана войны, прокурор в Саратове, но суд отклонил. Только вдумайтесь, читаю решение суда: суд приходит к выводу, что, хотя знаменитый Саратовский государственный авиационный завод № 292 являлся военным объектом, расположенным в пределах тыловых границ действующего Донского фронта, Федотова не была занята на строительстве его (она ещё была ребёнком, когда его строили) и иных оборонительных сооружений. С такими убеждениями судей никогда не присвоить звание "Ветеран труда" тем, кто ковал нам Победу. На сегодняшний день саратовскими судьями заблокированы все попытки отстоять честь и достоинство ветеранов войны. Решения и апелляционные определения судов противоречат здравому смыслу и вызывают недоумение как у экспертов, так и у специалистов юриспруденции. Послушайте, уважаемые депутаты, представители комитета, правительства, которые дали отрицательный ответ: итогом тяжбы стали сердечный приступ и смерть ветерана, так и не успевшего защитить своё конституционное право. Можно ли это назвать убийством ветерана? Жёстко, но это так. Это должно остаться на совести тех, кто вынес этот приговор. К счастью, есть и иные судебные решения. В Москве городской суд признал правоту прокурора Северного административного округа и обязал ответчика защитить право гражданина на получение статуса ветерана Великой Отечественной войны. Есть решение суда, есть аннотация, и это правильное решение, абсолютно правильное! Таким образом, по одному закону мы имеем два решения суда, которые абсолютно противоречат друг другу! На примере вот этих двух ветеранов, имевших одну судьбу, но проживаших в разных по статусу субъектах - в Москве и в Саратове, - видно, что судьями принимаются диаметрально противоположные решения, причём и в нарушение Конституции. А если возможно принятие таких противоречивых решений, значит, мы, уважаемые депутаты, не проработали законодательство, чтобы суды... Чтобы открыл Уголовный кодекс, посмотрел статью и сказал: ты - участник войны и получаешь соответствующие субсидии, соответствующие льготы. Раз есть противоречия, значит, это наша недоработка! Я предлагаю изменить, доработать законодательство, чтобы было однозначное толкование. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович. Валерий Фёдорович, вы несколько раз ссылались на наш родной регион - вы мне земляк, но истина дороже. Вот я вам скажу: моя бабушка полгода копала окопы под Камышином. Но мы не можем принять закон, который не будет работать, это самое страшное - лукавить с гражданами. Вы понимаете, этот год - год, когда мы выходим из кризиса, и есть надежда, что рост валового внутреннего продукта будет более 2 процентов, это позволяет нам надеяться, что мы сможем рассмотреть такие вопросы в будущем. Сейчас же, если мы примем закон, это будет лукавство - мы не имеем на это право. Я публично это заявляю, и я понимаю, что это очень важная тема для ветеранов, которые ждут, что их вопрос будет решён, но, коллеги, думаю, что было бы хуже, если бы людей, тем более преклонного возраста, обманули. Повторяю, мы не имеем на это права. Пожалуйста, Владимир Иванович Мельник - заключительное слово. МЕЛЬНИК В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, ещё такая информация есть: в комитет не поступило ни одного обращения с жалобой на то, что гражданину не выдали удостоверение ветерана войны, потому что он не смог доказать, что работал на военном объекте. Прошу Государственную Думу поддержать предложение комитета отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О ветеранах", вопрос 20 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 33 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6795 по 6801 из 7064
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, по законопроекту под пунктом 20 Кузьмин и Грибов не голосовали. Прошу, чтобы протокольно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба отразить в стенограмме.
Заседание № 34
24.03.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 751993-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" (о введении определения "военный объект").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1284 по 1288 из 6635
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Просьба от автора: в связи с напряжённым порядком работы рассмотрение 26-го и 40-го вопросов перенести на 5 апреля.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1301 по 1303 из 6635
Законопроекты под пунктами 26 и 40 перенести на 5 апреля. Нет возражений? Нет.
Заседание № 29
07.03.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 751993-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" (о введении определения "военный объект").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1455 по 1459 из 6737
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. И в связи с этим же предлагаем рассмотрение вопросов 36 и 45 перенести на 10 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 36 и 45 - перенос.