Заседание № 263

22.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 751834-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части выявления и ликвидации мест несанкционированного складирования отходов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1764 по 2651 из 5561
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные       
акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства     
замминистра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрия          
Дмитриевича Тетенькина.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект         
закона направлен на урегулирование вопросов ликвидации несанкционированных      
свалок твёрдых коммунальных отходов. Речь идёт именно о свалках и навалах       
мусора, которые появляются нелегально. Следует подчеркнуть, что речь не идёт    
о рекультивации полигонов или о ликвидации накопленного вреда, поэтому          
положения проекта будут применяться только к свалкам, которые выявлены после    
вступления его в силу.                                                          
                                                                                
Положениями проекта уточняются полномочия муниципальных и региональных          
властей по ликвидации несанкционированных свалок. Устанавливается, что          
очисткой должен заниматься либо тот, кто виновен в образовании                  
несанкционированной свалки, либо правообладатель земли. Если их нет или они     
самоустраняются, то убирать отходы должен муниципалитет, а вне населённых       
пунктов - субъекты Российской Федерации. При этом власти вправе требовать       
возмещения потраченных средств от собственников и загрязнителей, то есть        
расходуются бюджетные средства только в том случае, если у земли нет            
владельца, но этот случай мы также предусматриваем - разрешаем использовать     
средства окрашенных экологических платежей.                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Байгускарова Зарифа Закировича.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, докладчик подробно рассказал о сути законопроекта. Комитет   
подробно рассмотрел данный законопроект, концепцию его поддерживает, но         
считает необходимым внесение поправки к этому законопроекту.                    
                                                                                
Ну, законопроект был внесён правительством во исполнение постановления          
Конституционного Суда Российской Федерации. Суть заключается в том, что,        
уважаемые коллеги, вы все знаете, сегодня очень много несанкционированных       
свалок и обязанность по их выявлению и ликвидации возложена на муниципальные    
образования и сельские советы. Сегодня в судах находятся тысячи исков,          
которые предъявляют прокуроры, с целью обязать муниципальные образования и      
сельские советы провести ликвидацию этих свалок. Конечно, сегодня ситуация      
так сложилась, что у них на это нет средств. Что делать? Спасибо                
муниципальным районам - Новосибирскому району Новосибирской области и           
Кежемскому муниципальному району Красноярского края, - они обратились в         
Конституционный Суд с просьбой, чтобы уточнили эти вопросы: как, где брать      
деньги, кто обязан финансировать ликвидацию этих несанкционированных свалок?    
Конституционный Суд указал, что необходимо внести изменения в закон, поэтому    
правительство и внесло этот законопроект.                                       
                                                                                
Какие у нас есть вопросы по данному законопроекту? В законопроекте              
используется словосочетание "твёрдые коммунальные отходы", а согласно закону    
твёрдыми коммунальными отходами называются только те отходы, которые            
образуются в результате жизнедеятельности человека. Соответственно, по          
информации от субъектов Российской Федерации, только около 10-20 процентов      
несанкционированных свалок являются свалками таких отходов. И возникает         
вопрос, что делать с остальными свалками, то есть они уже под этот закон        
подпадать не будут. Мы считаем, что необходимо сделать так, чтобы они тоже      
подпадали и было финансирование ликвидации этих свалок, потому что сами         
муниципалитеты не в состоянии профинансировать ликвидацию этих свалок.          
                                                                                
Следующее. В законопроекте предусматривается, что свалки объёмом до 5           
кубических метров, которые находятся в населённых пунктах, администрации        
районов, городов, муниципальных образований обязаны ликвидировать за свой       
счёт. Но если свалка находится вне населённого пункта, то тогда муниципальные   
образования (если это является свалкой, до 5 кубических метров - просто         
навалы, а после 5 - уже свалки) обязаны ликвидировать уже за счёт окрашенных    
экологических платежей. Но у нас окрашенных экологических платежей 28           
миллиардов в 2023 году поступило, и, конечно, у нас очень большие сомнения,     
хватит ли этих средств для ликвидации этих свалок. И по поводу 5 кубических     
метров: эта норма есть в законопроекте, но всё же как будет муниципалитет       
определять, сколько там кубов, 5, или 4,5, или 6, является это свалкой, не      
является свалкой? Мы предлагаем сделать одинаковое для всех определение, что    
такое незаконная свалка, чтобы не определять, 3 куба, 5 кубов или 10 кубов. И   
конечно, всё это должно быть ликвидировано. Комитет высказал это замечание      
правительству, необходимо внесение соответствующей поправки.                    
                                                                                
Также мы считаем, что... про морфологию свалки я уже сказал. Ещё законопроект   
предусматривает, что если собственник имущества либо арендатор в течение двух   
лет не выполнил обязательства, не устранил, не ликвидировал свалку на своей     
территории, то это обязано сделать муниципальное образование. Мы же считаем,    
что это не совсем правильно, потому что у муниципального образования средств    
для этого нет. Нужно придумать иные механизмы обязания собственника земель,     
чтобы он сам её ликвидировал, - либо арест его земельного участка, либо         
должны работать надзорные органы по обязанию собственника путём подачи иска в   
суд, чтобы он ликвидировал свалку сам, иначе эти собственники просто будут      
всё возлагать на муниципальные образования. Мы считаем, что это неправильно.    
                                                                                
В принципе в основном концепцию комитет поддерживает, поэтому просьба           
поддержать законопроект и внести изменения, поправки ко второму чтению.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич.                                                      
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, данный законопроект направлен не на устранение    
причин проблемы, а на борьбу с её последствиями. Необходимо значительно         
увеличить штрафы за незаконные свалки, а действие законопроекта должно          
распространяться на все незаконные свалки, а не только на те, которые будут     
выявлены после 1 января 2026 года.                                              
                                                                                
Причиной возникновения стихийных свалок является отсутствие функционирующих     
мусоросортировочных комплексов и мусоросжигательных заводов - в настоящее       
время ни один из 25 запланированных мусоросжигательных заводов не введён в      
эксплуатацию. На мой взгляд, именно мусоросжигательные заводы с полной          
утилизацией ТКО, а не полигоны нужны в каждом субъекте Российской Федерации.    
Ваша позиция по данному вопросу?                                                
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос.        
Прозвучало, по сути, две инициативы.                                            
                                                                                
Первая - увеличение санкций за то или иное нарушение. Мы готовы такие           
предложения рассматривать, более того, мы такие предложения представляем,       
поэтому, конечно, эту работу будем продолжать.                                  
                                                                                
Что касается прямой зависимости, той причинно-следственной связи, которую вы    
обозначили, к сожалению, она не всегда присутствует. В основном мы имеем        
легальные объекты обращения с отходами, есть и законные полигоны, есть          
объекты обработки, есть объекты утилизации, тем не менее имеются факты,         
выявляются случаи несанкционированного размещения.                              
                                                                                
Ну а если в целом говорить о развитии нашей отрасли, появлении тех или иных     
мощностей, это, конечно, наша главная задача в соответствии с национальной      
целью, и те показатели, которые нам поставлены, мы обеспечиваем.                
                                                                                
Полностью поддерживаю все ваши тезисы, и в этом направлении, безусловно,        
продолжим работать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Хочу добавить, уважаемые коллеги, что два года назад мы       
смогли внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях:           
увеличили санкции за незаконный выброс мусора, за незаконные свалки. Санкции    
там очень жёсткие, надо только, чтобы работали. Кстати, мы с вами тогда дали    
полномочия на выявление и привлечение к ответственности, на наложение больших   
штрафов работникам экологической службы, работникам лесного хозяйства и         
работникам полиции. Этот закон вступил в силу, наверное, только полтора года    
назад.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, законопроект предлагает наделить                  
дополнительными полномочиями субъекты и муниципалитеты, обязанностями,          
которые действительно потребуют дополнительных расходов. Вот пока мы не         
проводили мусорную реформу, мусор был, но в таких объёмах, которые сейчас мы    
видим... такое впечатление, что вообще вся страна захламлена. И получается,     
что, может быть, нам проще признать, что проект со всеми этими                  
регоператорами, который мы придумали, провалился, упразднить их и отдать это    
муниципалитетам, как это было раньше, естественно с финансовой составляющей.    
Иначе получается, что все эти регоператоры с огромным удовольствием собирают    
денежные средства, но не несут в полном объёме какую-то ответственность или     
не выполняют свои обязательства. Или если мы собираемся их всё-таки             
оставлять, то давайте заставим их убирать те мусорные свалки, которые           
порождает их безнаказанность, потому что они не выполняют... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемая Ольга Николаевна, прежде всего хотел отметить, что    
в законопроекте не предлагается наделять дополнительными полномочиями           
субъекты Российской Федерации или муниципалитеты. Это первое.                   
                                                                                
Второе. Основой данного законопроекта явилось решение Конституционного Суда     
Российской Федерации, вот как раз хотел бы обратиться к истокам его             
появления. Причиной разбирательств в суде явилось то, что как раз               
региональные операторы в полном объёме выполнили функции, предусмотренные       
законом об отходах и постановлением правительства № 1156, региональные          
операторы своевременно выявили, вывезли несанкционированные свалки и            
обратились за компенсацией соответствующих затрат. Так что с тезисом о том,     
что региональные операторы вот в данной части не справляются со своими          
обязанностями, я не могу согласиться.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Хотел бы дополнить, что 18 декабря, уважаемые коллеги, мы с   
вами приняли в первом чтении проект закона, согласно которому обязываем         
региональных операторов убирать мусор в местах их складирования. Думаю, что в   
скором времени будем рассматривать его во втором чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, почему нельзя направить ресурсы страны на         
решение технологических проблем по переработке и утилизации отходов вместо      
бесполезного растаскивания бюджета при перемещении свалок от городов поближе    
к посёлкам?                                                                     
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Вячеслав Михайлович, безусловно, согласен с           
утверждением, что нужно все ресурсы и государства, и частного бизнеса           
направить на решение отраслевой задачи, поэтому в рамках утверждённого          
национального проекта "Экология" (экологическая безопасность, благополучие) и   
в рамках федпроекта "ЭЗЦ" мы предусматриваем все эти источники и, самое         
главное, чётко понимаем, какие мероприятия будем выполнять в каждом субъекте    
Российской Федерации. Здесь речь не идёт о том, что мы что-то куда-то           
перемещаем, мы комплексно решаем ту или иную задачу в конкретном субъекте       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Цель проекта закона заключается не в перемещении с одной на   
другую свалку, просто не должно быть несанкционированных свалок на природе,     
их нужно ликвидировать, перенести в санкционированные места, и, конечно,        
мусор надо перерабатывать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович.                            
                                                                                
АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, законопроект действительно важный, наверное, в    
первую очередь для бюджетов муниципалитетов - про это тоже важно сказать, -     
чтобы им не приходилось получать штрафы, иски и исправлять ошибки тех, кто      
всё-таки загрязнил территорию. Вопрос про порядок выявления. Всё-таки свалки    
образуются часто не за один день, даже не за полгода и год, а гораздо дольше.   
Вот есть ли механизм выявления таких свалок на сегодняшний день, чтобы          
заранее, до того как они разрастутся, их ликвидировать, остановить их           
наполнение?                                                                     
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Георгий Константинович, спасибо большое за вопрос.              
Безусловно, законопроект предусматривает как раз главную задачу - это           
выявление; определены участники этого процесса - это и муниципалитеты, и        
субъекты Российской Федерации, и государственный земельный надзор, и лесной     
контроль, и органы Росприроднадзора. Так что со стороны государства,            
безусловно, все инструменты включены. Дополнительно предусматривается           
возможность выявления и общественными объединениями, и гражданами таких         
случаев.                                                                        
                                                                                
И одновременно я хотел бы отметить, что проектируемой нормой закона, статьёй    
13-2, мы предусматриваем выявление мест несанкционированного складирования      
отходов, в том числе ТКО, то есть мы говорим как раз о выявлении всех видов     
отходов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович.                             
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, вот в тексте законопроекта указано, что           
ликвидация загрязнения окружающей среды на территориях, загрязнённых            
коммунальными отходами... органы, осуществляющие выявление таких загрязнённых   
территорий, организуют ликвидацию таких свалок в срок не позднее двух лет. И    
два варианта: вариант один - если установлено виновное лицо, второй вариант -   
если виновное лицо не установлено. Вот если виновное лицо не установлено,       
составляется соответствующий акт, потом организуется вывоз этого мусора. А      
зачем ждать, грубо говоря, два года? Понятно, что норма "не позднее двух лет"   
означает, что, конечно же, раньше, но думаю, что власти на местах могут         
злоупотреблять этой формулировкой и не организовывать вывоз до двух лет.        
                                                                                
И второе. Если всё-таки установлено виновное лицо, которое осуществляет         
загрязнение, какие сейчас меры ответственности для таких лиц предусмотрены?     
Есть ли уже какие-то штрафы, которые они заплатят, и какой орган имеет право    
наложить такой штраф?                                                           
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо. Начну со второго вопроса.                              
                                                                                
Конечно, уже существуют положения административного кодекса, штрафы             
довольно-таки существенные, Зариф Закирович говорил о тех инициативах,          
которые мы с вами в последнее время отрабатывали и приняли, поэтому,            
безусловно, эти санкции присутствуют, и, безусловно, если виновное лицо         
определено, то полный механизм реагирования будет срабатывать.                  
                                                                                
Что касается вот того двухлетнего срока, который в законопроекте                
предусмотрен, речь идёт прежде всего о том, что муниципалитеты или субъекты     
Российской Федерации должны выявить лиц, осуществивших сброс, далее, если это   
невозможно, определить правообладателей, далее - провести с ними определённую   
работу. Но двухлетний срок - это не императив, предусматривается нами норма о   
том, что в срок до двух лет эта работа должна быть завершена. Безусловно, это   
всё нужно делать быстрее, оперативно, особенно с учётом того, что эти данные,   
конечно, понятны и собственники земельных участков также известны. То есть      
нами в законопроекте детально описана последовательная цепочка принимаемых      
решений.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы дополнить. Почему два года? Потому, что            
надзорные органы обязаны вынести представление, привлечь к ответственности,     
наложить штраф, в том числе предъявить иск, обязать собственника или            
арендатора провести работы по ликвидации накопленного мусора. Это всё равно     
требует какого-то времени. Если же эти меры не принесли результата, то в этом   
случае уже муниципальное образование обязано провести ликвидацию мусора. При    
этом обращаю внимание, что у муниципального образования есть право в порядке    
регресса предъявить иск о возмещении расходов собственнику этого земельного     
участка, то есть эти деньги вернутся обратно муниципальному образованию.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович.                             
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, а есть ли у вас информация о динамике изменения   
количества мест несанкционированного складирования отходов до и после старта    
мусорной реформы? Дело в том, что мы ведь не только не увидели переработки,     
которая заявлялась целью мусорной реформы, о чём сегодня коллеги говорили, но   
и есть политика создания вместо локальных полигонов, которые были в районах,    
мегаполигонов, которые охватывают десятки районов и городов, половину           
территорий даже крупных регионов. Не является ли такая политика косвенной       
причиной формирования несанкционированных свалок? Пожалуйста, ответьте.         
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое, Артём Вячеславович, за вопрос. Я хотел бы      
тогда несколько цифр назвать. У нас в планах было 50 процентов образуемых       
твёрдых коммунальных отходов обрабатывать, мы планы выполняем и                 
перевыполняем: сегодня в стране мы обрабатываем 55 процентов таких отходов.     
Мы должны были утилизировать 12 процентов, а сегодня, на текущую дату,          
утилизируем 14 процентов таких отходов. Ну и конечно, мы должны снижать         
уровень, процент захоронения таких отходов на полигонах, и эта работа           
проводится.                                                                     
                                                                                
В своём выступлении я отметил, что речь идёт именно о свалках и навалах         
мусора, это законопроект не о легальных или нелегальных объектах накопленного   
вреда. Отвечая на первый вопрос сегодня, в том числе по результатам             
выступлений, я отметил, что мы дополнительным механизмом предусматриваем        
чёткое разделение обязанностей и ответственности, но задача верхнеуровневая -   
это всё-таки создание мощностей, безусловно, исполнение задач, поставленных     
президентом, и исполнение национального проекта.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, ну вот в продолжение вопросов коллег, которые     
уже прозвучали. Это хорошо, что мы сегодня пытаемся ликвидировать               
многочисленные несанкционированные свалки, но причина, на мой взгляд, в         
другом. Если раньше в каждом муниципальном образовании был свой полигон, то     
сегодня есть так называемые межрайонные полигоны с плечом доставки мусора       
150-200 километров - естественно, никто не повезёт туда мусор, а, что           
называется, выедет за околицу и вывалит. Вот основная причина того, что у       
нас, так сказать, растут как грибы несанкционированные свалки. Может быть,      
законодательно стоит урегулировать как раз схему размещения мусорных            
полигонов, их оснащение и так далее? Тогда... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Ренат Исмаилович, спасибо за вопрос. Прежде всего я   
хотел бы отметить, что нет запретов сегодня по размещению объектов обращения    
с отходами в отношении тех или иных населённых пунктов, в отношении той или     
иной территории субъекта Российской Федерации. Законодательно определено, что   
субъект Российской Федерации через территориальную схему обращения с отходами   
может определить любое количество таких объектов на своей территории и любое    
их расположение. С учётом изложенного дополнительного регулирования здесь не    
требуется. Если в каком-то субъекте коллеги считают, что нужно это сделать      
прямо сегодня или даже, больше скажу, вчера, то это уже возможно.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, в законопроекте предлагается, что расходы по      
очистке от мусора своих участков будут нести сами граждане - собственники       
этих участков, в случае если власти не смогли выявить виновных, тех, кто        
замусорил участки этих физлиц. Я знаю о таком случае, у меня есть обращение     
гражданина из Алтайского края: неизвестные люди загрязнили участок фермера,     
органы МВД должным образом не расследуют, не находят виновных, и получается,    
что теперь этот фермер ещё должен на свои средства вывозить мусор. Считаете     
ли вы это справедливым? Мне кажется, это не совсем правильно, ущемляет права    
граждан. Каково ваше мнение?                                                    
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Анжелика Егоровна, спасибо большое за вопрос. Я уже отметил,    
что мы не налагаем каких-то дополнительных полномочий на субъекты или           
муниципалитеты, тем более на правообладателей тех или иных объектов,            
земельных участков. И если отвечать на ваш вопрос напрямую, то скажу, что не    
считаю, что это несправедливо: собственник должен отвечать, следить за своим    
имуществом. В этой части мы ничего не меняем, мы соответственно используем      
принятые уже положения законодательства смежного - земельного                   
законодательства, гражданского законодательства. Мне кажется, что это           
логичное решение.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, скажите, пожалуйста, в случае      
принятия как будет действовать этот закон применительно к той ситуации,         
которая сейчас складывается у нас на Черноморском побережье? Вот я побывала в   
Анапе: организация отдыха и оздоровления детей - крупнейшая организация, 5      
тысяч детей принимает, прибрежная территория, 200 сотрудников с утра до         
вечера ходят просеивают песок. Понятно, что всё это они куда-то там             
складируют, но жители уже возмущаются, поскольку мазут складывается вблизи      
детских садов, территорий в самом городе. Неизвестно, состоится летний отдых    
или не состоится, но под вопросом само существование этой детской               
организации. И они ещё должны платить за то, что утилизируют эти отходы, хотя   
это признано чрезвычайной ситуацией федерального характера. Вот скажите,        
пожалуйста, в данном случае кто будет возмещать, нести ответственность за       
создание свалки на территории... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Отмечу, что данный       
законопроект не коррелирует с той ситуацией, которая сегодня у нас существует   
на Черноморском побережье, и два довода дополнительно приведу. Наш              
законопроект - о твёрдых коммунальных отходах, мы не говорим о мазуте,          
который сегодня находится на побережье, это разные случаи регулирования. Но,    
отвечая на ваш вопрос, скажу: это всё-таки чрезвычайная ситуация, речь идёт о   
промышленных отходах, о загрязнении грунта, и все механизмы, в том числе        
предусмотренные законодательством Российской Федерации, уже имеются в этом      
плане.                                                                          
                                                                                
Сегодня - всё-таки, к счастью, наверное, - предмет обсуждения несколько иной.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Нина Александровна, мы данный вопрос в комитете по экологии   
рассмотрели и установили, что весь этот загрязнённый песок вывозится на         
специальный полигон, и это делается за счёт бюджета субъекта и федерального     
бюджета, поэтому муниципальные образования и детские учреждения не              
пострадают. Кстати, мы на следующей неделе ещё этот вопрос будем                
рассматривать, вас приглашаем тоже принять участие.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич.                             
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Дмитрий Дмитриевич, уточните, пожалуйста, я так понял из выступления            
представителя комитета, что всё-таки вы готовы расширить рамки этого закона     
на ЖКО, на медицинские, на строительные материалы. Это первая часть вопроса.    
                                                                                
И вторая часть вопроса. Это будет действовать, если только выброс будет на      
земную поверхность, а если выброс будет на воду, то это тоже не будет           
регулироваться данным законом. Что вы готовы рассмотреть в рамках второго       
чтения?                                                                         
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Юрий Иннокентьевич, я уже ссылался на проектируемую   
норму статьи 13-2, где речь идёт о выявлении мест несанкционированного          
складирования всех отходов, в том числе ТКО. Закладываемая норма, конечно,      
шире, чем норма о ТКО. Здесь хотел бы обратить внимание, что решение            
Конституционного Суда, исследуемая им ситуация - это всё-таки в отношении       
твёрдых коммунальных отходов. Что касается иных видов отходов, то действующие   
сегодня нормы позволяют и выявлять такие отходы, и работать с ними,             
ликвидировать такие места несанкционированного размещения. Если поступят        
соответствующие предложения, то, конечно, мы готовы ко второму чтению           
детально их обсудить на предмет достаточности существующей правовой базы и      
необходимости её дополнения.                                                    
                                                                                
Что касается водных объектов, действительно, здесь речь об этом не идёт, но у   
нас есть соответствующая нормативная база по защите водных объектов, их         
охране и сохранении. И здесь, если мы считаем, что в этой части                 
законодательство требует дополнения, мы готовы также посмотреть.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Об этом я частично говорил, в постановлении                   
Конституционного Суда написано, что только по объектам ТКО. Что такое ТКО?      
Как я уже говорил, что это только то, что человек потребляет. И по сообщениям   
субъектов Российской Федерации, только около 10-20 процентов этого мусора       
являются ТКО. Мы считаем, что этот закон должен касаться всего мусора: и        
строительного мусора, и брёвен, и мебели - всё это должно быть ликвидировано,   
независимо от того, является ТКО либо не является ТКО. Это позиция нашего       
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, в связи с возложением на органы власти            
обсуждаемых функций, определением порядка выявления загрязнённых территорий,    
ликвидации хотелось бы уточнить и более полно раскрыть вот что. Как вы          
считаете, достаточно ли возможностей у органов власти, прежде всего сил и       
средств (здесь ключевые слова "силы" и "средства"), и прежде всего у органов    
местного самоуправления? Тем более, что мы устанавливаем конкретные сроки       
ликвидации - не позднее двух лет.                                               
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Ещё раз        
напомню, что мы не предусматриваем здесь дополнительных полномочий субъектов    
или муниципалитетов.                                                            
                                                                                
Что касается возможности или невозможности, считаем, что это возможно. И мы     
сегодня обсуждали вопрос сроков наступления тех или иных обязательств           
субъектов и муниципалитетов - это два года. Это первое.                         
                                                                                
Второе. Мы предусматриваем вступление в силу закона с 1 января 2026 года.       
                                                                                
И третье, самое важное. Мы как раз позволяем муниципалитетам и субъектам не     
оставаться наедине с этой проблемой, а предусматриваем безусловное участие      
всех существующих ветвей власти, инструментов федерального уровня,              
направленных на выявление и ликвидацию. То есть вся информация, которая будет   
выявляться всеми участниками, - я повторяю, это могут быть и общественные       
объединения, и граждане - будет... мы прописали механизм её поступления в       
соответствующие уполномоченные органы субъектов и муниципалитетов.              
                                                                                
Ответ на вопрос, сможем ли мы, - да, сегодня можем, завтра мы детально это      
отрегулируем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. По финансированию законопроекта. Предусмотрено, что           
финансирование будет за счёт окрашенных экологических платежей, но в то же      
время у нас есть опасения, что этих денег не хватит. Кстати, в постановлении    
Конституционного Суда по этому вопросу указано, что в том числе должен быть     
рассмотрен вопрос о федеральном финансировании этих работ, поэтому мы думаем,   
что ко второму чтению мы этот вопрос должны ещё повторно обсудить в комитете.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Дмитриевич, у меня вопрос всё-таки относительно двух   
лет. Представьте картину, гражданин сообщил о свалке - грубо говоря, "КамАЗ"    
мусора вывалили в лесу, - он сообщил власти. Пока власть определилась, пока     
то, пока сё, и человек ждёт в течение двух лет, пока по его сигналу эту         
свалку зафиксируют, вывезут и так далее. Может, нам всё-таки более оперативно   
к этим вещам подходить? Власти должны быстро, оперативно реагировать:           
выявили, зафиксировали, вывезли, а потом уже пусть идут и судятся.              
Представляете, что будет думать население о способностях власти, которая два    
года будет тратить на то, чтобы вывезти этот "КамАЗ" мусора из леса? Это        
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй момент. В основном у нас свалки появляются в лесах, леса               
федеральные. В случае если муниципалитет, предположим, будет вывозить эти       
свалки, федеральный бюджет или федеральные органы власти будут компенсировать   
или это всё-таки ляжет на плечи субъектов и муниципалитетов?                    
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Андрей Геннадьевич, со второй части вопроса начну. Да,          
безусловно, будет. Законопроектом предусматривается, что собственники несут     
ответственность, поэтому с собственником и начнёт работать регион или           
муниципалитет, и, соответственно, финансовые затраты понесёт собственник.       
                                                                                
По первой части вопроса. Что сегодня происходит? У нас законодательство         
предусматривает, что региональные операторы - опять же, отвечая на один из      
предыдущих вопросов, я это отметил - оперативно убирают такие отходы, это       
сейчас урегулировано. То есть сейчас месяц даётся региональному оператору в     
соответствии с постановлением правительства № 1156, Правилами обращения с       
твёрдыми коммунальными отходами, наши уполномоченные организации вывозят этот   
мусор, твёрдые коммунальные отходы, и далее перевыставляют как раз те           
затраты, которые понесли. Суд как раз исследовал эту ситуацию и предложил       
всё-таки рассмотреть её в иной конструкции. Здесь, коллеги, предлагаю ещё       
дополнительно свериться с существующими нормами и с необходимостью вот тех      
решений, которые мы предлагаем. Мы считаем, что они как раз отвечают на те      
запросы, которые сегодня существуют.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Коллега говорил, что в лесах в основном, - да, это            
действительно так. Мы с вами, уважаемые коллеги, года два-полтора назад         
приняли закон, согласно которому обязали лесопользователей, арендаторов         
убирать мусор на его территории, поэтому сегодня надо, чтобы надзорные органы   
работали. Они обязаны его убирать, таких обязанностей у них раньше не было,     
мы с вами их установили.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, одним из источников финансирования ликвидации     
загрязнений будут штрафы и выплаты по искам о возмещении вреда. Скажите, на     
ваш взгляд, насколько они эффективны? И в этой связи вопросы: какие в среднем   
суммы уже были собраны регионами за прошедший 2024 год по штрафам или по        
искам в связи с загрязнением? И достаточно ли, на ваш взгляд, было этих сумм    
для ликвидации загрязнений, нанесённого окружающей среде ущерба?                
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Михаил Сергеевич, спасибо большое за вопрос. Мы,      
конечно, детально проанализировали все источники, которые указали в             
соответствующем законопроекте. Я могу назвать ряд цифр: в 2021 году было        
собрано 26 миллиардов 920 миллионов, в 2022-м - 25 миллиардов 779 миллионов,    
в 2023 году - 27 миллиардов 811 миллионов. Если постатейно, то плата за         
негативное воздействие, конечно, самая большая, значимая сумма - вот по 2023    
году скажу: 21 миллиард из 27. Что касается выплаты по искам и платежей,        
уплачиваемых при добровольном возмещении, это, соответственно, 5,7 миллиарда.   
И административные штрафы - это ещё 593 миллиона. Конечно, мы опираемся на      
реальные цифры, этот анализ нами произведён. Мы считаем, что 27 миллиардов на   
сегодня при условии, что нет безусловной необходимости их тратить...            
Необходимо всё-таки пройти два этапа: первое - выявить виновника, второе -      
собственник. И только в третьем случае мы начинаем тратить эти деньги.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, эксперты отмечают, что плата     
за негативное воздействие на окружающую среду поступает в местный бюджет        
только в том случае, если организация, которая наносит вред, находится на       
территории этого муниципалитета. Получается, что если на территории             
муниципалитета нет крупного плательщика, то и взять деньги на ликвидацию        
свалок будет неоткуда. И к тому же может оказаться невозможным взыскать         
штрафы и судебные взыскания, поскольку не на кого штраф наложить или,           
например, оказывается, что не всегда с должника вообще возможно взыскать        
такой штраф. Не считаете ли вы необходимым предусмотреть какие-то               
дополнительные источники финансирования для муниципалитетов, если названных в   
законопроекте всё равно окажется недостаточно для конкретного муниципалитета    
или региона?                                                                    
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемая Яна Валерьевна, спасибо большое за вопрос. В своём    
выступлении Зариф Закирович обозначил ещё ряд предложений по дополнению вот     
как раз и источников в том числе, где предметы в виде земельных участков,       
объектов коллеги тоже видят в качестве источника.                               
                                                                                
Но я вернулся бы к статистике. Вот у нас в региональные бюджеты в 2023 году     
поступило 27,8, ну, почти 28 миллиардов рублей, в федеральный бюджет - 2,5.     
На самом деле, действительно, речь идёт не о муниципальных бюджетах, но мы      
одновременно говорим о том, что субъекты Российской Федерации чётко             
зарегламентировали, на что эти средства могут пойти. Данным проектом закона     
предусмотрено, что на ту задачу, которую мы сегодня конкретизируем, эти         
средства можно направлять, поэтому понимаем, что они будут именно туда и        
направлены.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Ну, уважаемая коллега Яна Валерьевна, вы правильно вопрос     
задали. Здесь я должен сказать, почему так получается иногда, что нет           
средств, - в первую очередь потому, что здесь недорабатывают надзорные          
органы. При обращении в суды по искам о возмещении вреда они обязаны в          
обеспечение иска наложить арест на имущество, на этот земельный участок либо    
на другое имущество, либо на денежные средства. Они имеют на это право, но, к   
сожалению, редко это делают, поэтому, пока идёт суд, пока идёт обжалование,     
это имущество распродаётся, и тогда получается так, что нечего брать. Здесь,    
конечно, работа надзорных органов должна быть организована так, чтобы           
имущество уже было арестовано.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, всё-таки к вопросу о деньгах. Я так понимаю,      
что денег дополнительных у нас не появится. Ну вот разрешите вы тратить эти     
28 миллиардов, которых и без того, я так понимаю, недостаточно. О какой сумме   
сегодня идёт речь, если мы говорим о регулярной, постоянной, ну, такой в        
среднем уборке, ликвидации этих свалок по Российской Федерации? Сколько не      
хватает? Это первое.                                                            
                                                                                
И второй момент, что касается собственно ответственности. Несмотря на большие   
штрафы... Мне кажется, что здесь они должны быть драконовские, - любой, кто     
выкинул, бросил, вывалил в неположенном месте, должен знать, что за это         
финансовая нагрузка на него будет, может быть, и непомерной, и несоразмерной.   
Главное - прекратить вот то, что происходит до сих пор: заваленные посадки,     
разного рода реки, которые регулярно опять же наши жители, к сожалению,         
забрасывают.                                                                    
                                                                                
Ну и последний момент, что касается собственников. У нас леса, например, в      
федеральной собственности - федеральный бюджет готов взять на себя              
ответственность за очистку лесов от этих несанкционированных свалок?..          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо большое за вопросы.     
Начну со штрафов. Я уже действительно комментировал позицию. Да, мы эту         
работу планомерно ведём, готовы к этой работе, к её продолжению. Так же как и   
вы, считаем, что штрафы должны быть драконовские, это абсолютно правильно;      
тот, кто виновен, должен отвечать за это, понести наказание. Более того, на     
примере законодательства о недрах: мы сегодня по группе ОПИ                     
(общераспространённых полезных ископаемых) в том числе работаем над             
инициативой в части уголовного преследования по ряду таких случаев. Так что     
работу в этом направлении, безусловно, нужно продолжать, здесь абсолютно с      
вами соглашусь.                                                                 
                                                                                
Что касается задачности и её стоимости. Мы на примере наших федеральных         
проектов, наших конкретных обязанностей по реализации проектов "Чистая          
страна", "Генеральная уборка" понимаем стоимость работ по объектам, которые     
нам нужно ликвидировать. Субъекты Российской Федерации оценивают эти работы и   
представляют нам соответствующую информацию. Если же говорить о том предмете,   
который законопроект предусматривает, а здесь идёт речь об ограничении - до 5   
кубических метров, то нужно помнить о том, что мы даём субъектам, регионам      
возможность прежде всего выявить то, что уже накопилось, оценить это и          
переложить в том числе финансовую ответственность на региональные и             
федеральные власти. Это прямо указано в решении Конституционного Суда. И лишь   
с 1 января 2026 года те объекты, которые не выявлены, будут ликвидироваться     
вот именно по этому механизму.                                                  
                                                                                
Здесь хотел бы ещё, Алексей Владимирович, как раз и акцентировать, что          
средства окрашенных платежей будут работать по тем объектам, которые будут      
выявлены после 1 января 2026 года, соответственно, до этого периода это,        
конечно, совместная ответственность и муниципалитетов, и субъектов, и           
Федерации, в том числе в части федеральных лесов, о которых мы сегодня          
говорили.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы добавить, что не так давно мы вместе с вами        
внесли изменения в Кодекс Российской Федерации об административных              
правонарушениях, которыми установили жёсткое наказание за выброс мусора. Если   
мне память не изменяет, мы там установили штраф до 800 тысяч рублей, а также    
конфискацию грузовой автомашины, которой вывозили мусор. Санкция жёсткая,       
только нужно, чтобы она работала. От того, что мы сейчас сделаем штраф 100      
миллионов, ситуация ведь не изменится - чтобы закон работал, надо, чтобы        
надзорные органы на местах работали.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, 35 минут прошло, у нас время, отведённое    
на вопросы, закончилось. Есть необходимость продлевать или все уже задали       
вопросы? Задали. Хорошо.                                                        
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Соболев Виктор Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи, коллеги! Наверное, уже      
два часа мы обсуждаем очень важный законопроект, каких только я слов не         
услышал: и национальная цель, и этапы, и концепции, и что нужно делать, и       
денег не хватает, и всего не хватает. Вот, пользуясь тем, что заместитель       
министра здесь, я хотел спросить у него: не кажется ли вам, что мусора должно   
быть меньше? Вот вся стеклянная тара должна сдаваться в приёмные пункты,        
тогда стекло мы исключим, вся бумага - то же самое, приёмные пункты             
организовать, пластик, металл, ну, отдельно - строительный мусор, там,          
дерево, щебень, ну, отходы от строительства, и останутся только                 
продовольственные отходы. За плату, безусловно, нужно сдавать, как это было в   
советское время, тогда не валялись нигде бутылки, всю бумагу собирали и         
сдавали. Вот пластик сейчас - тоже актуально - тоже сдавать нужно за плату.     
Мне кажется, это будет значительно дешевле, чем строить вот эти заводы          
мусоросжигательные, которые так никто и не построил, всякие сортировочные       
пункты и так далее.                                                             
                                                                                
Конечно, то, что уже загажено, нужно убрать, со свалками, которые уже           
навалены, нужно разобраться, но впредь вы просчитайте, что дешевле: платить     
людям за то, чтобы они сдавали вот это всё, и это будет сырьём для              
производств соответствующих, или вот строить всякие заводы? Вот что дешевле?    
(Шум в зале.) Не мешайте там заместителю министра!                              
                                                                                
Вот мне кажется, есть совершенно другой путь: мусора, по моему глубокому        
убеждению, должно быть меньше, его вообще не должно быть. Продовольственные     
отходы тоже можно использовать для производства органических удобрений, и       
мусора у нас совсем не будет. Вы вот возьмите и просчитайте там в               
министерстве.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович, с места.                     
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Сегодня вся борьба с выявлением и ликвидацией мест                
несанкционированного складирования отходов сводится к определению новых мест    
складирования таких отходов подальше от крупных населённых пунктов до           
возникновения новой, очередной проблемы, на которую снова нужно будет           
выделять бюджетные средства. Вся существующая утилизация сегодня заключается    
в захоронении отходов, что не является решением проблемы. Как правило,          
несанкционированные свалки образуются не на частных территориях, а на           
муниципальных, значит, здесь надо говорить не о компенсациях, а о наказании     
чиновников за упущения незаконных свалок.                                       
                                                                                
Наверняка есть и другая проблема - недостаточная организация проводимых работ   
по профилактике и пресечению образования несанкционированных свалок со          
стороны правоохранительных органов. А по факту надо признать, что в России      
нет технологии по переработке и утилизации таких отходов, кроме их сортировки   
и захоронения, по причине криминализованности этого бизнеса либо полного        
игнорирования чиновниками данной проблемы.                                      
                                                                                
Считаю предлагаемые инициативы в рамках законопроекта очередной пустой тратой   
бюджетных средств, которые необходимо направить на решение технологических      
проблем.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, та дискуссия, которая в зале сегодня развернулась, -     
вопросов огромное количество, даже не смогли все рассмотреть и задать -         
свидетельствует как раз о накале, связанном с мусорной реформой, которая, по    
большому счёту, провалилась в нашей стране. И те инициативы, которые сегодня    
мы рассматриваем, тоже свидетельствуют о том, что не всё так гладко.            
                                                                                
Вот справедливо было сказано, что муниципалитеты сегодня не имеют достаточных   
финансовых ресурсов, не имеют возможности, не имеют техники - ничего не         
имеют, для того чтобы реализовывать свои полномочия. По большому счёту,         
сегодня всё законодательство, которое мы в рамках мусорной реформы принимали,   
сконструировано исключительно под нужды и интересы региональных операторов,     
сегодня всё сделано для того, чтобы им хорошо и вольготно жилось. И             
собственно говоря, вот этот законопроект, который вроде как принимается под     
благовидным предлогом очищения наших земель, в том числе земель                 
муниципалитетов, от несанкционированных свалок, навалов и так далее, тоже       
будет работать в интересах региональных операторов по одной простой причине:    
поскольку у муниципалитета возможности нет самому этим заниматься, он,          
естественно, не выявив виновника загрязнения территории, будет вынужден         
работать с регоператором, для того чтобы территорию очистили, и будет ему       
платить за выполнение своих функций. А каким образом он будет платить, если у   
него возможности нет? Было сказано об окрашенных платежах за негативное         
влияние на окружающую среду, но, если в муниципалитете этих платежей нет, что   
делать в таком случае? Получается, необходимо создать условия, при которых      
будут нарушения в отношении окружающей природной среды, чтобы поступили         
окрашенные платежи за негативное воздействие для решения проблемы с мусором.    
Ну это же совершенно ненормальная ситуация, которая у нас возникает на          
сегодняшний момент!                                                             
                                                                                
Более того, получая колоссальные прибыли в рамках мусорной реформы, созданные   
региональные операторы, естественно, очень часто не занимаются задачами,        
которые перед ними ставят, в том числе раздельным сбором отходов и так далее.   
Я вам на примере своей родной Республики Коми могу сказать: ключевыми           
вопросами, связанными с раздельным сбором отходов, занимаются общественные      
активисты, функционируют экоцентры и так далее, то есть они собирают все эти    
фракции, куча народу туда сдают отходы. Люди готовы этим заниматься,            
региональные операторы - в меньшей степени.                                     
                                                                                
Я уж не говорю о ситуации, которая у нас сложилась со строительными отходами,   
сегодня это тоже отмечали. Времени не так много, поэтому я буквально            
краешком. Сегодня очень часто даже при реализации каких-то государственных,     
муниципальных проектов строительный мусор просто вывозится в лесополосу без     
всяких вопросов. Такие случаи были в Жешарте Усть-Вымского района Республики    
Коми, в прошлом году - в городе Печоре Республики Коми. Слава богу,             
прокуратура вовремя вмешалась, и этот вопрос мы смогли отрегулировать, как      
положено.                                                                       
                                                                                
Тем не менее проблем огромное количество, и, на мой взгляд, этим                
законопроектом мы их не решим. Мы не будем голосовать за этот законопроект.     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста.                  
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как и комитет     
по экологии, будет поддерживать концепцию законопроекта. Да, он несовершенен.   
Да, есть вопросы. Да, мы совместно с вами будем работать над поправками ко      
второму чтению. Нужно его дорабатывать. Эту проблему нужно решать, потому что   
неправильно, когда все обязанности возлагаются только на муниципальные          
образования. У них нет ни финансирования, ни сил, ни средств, поэтому вопрос    
нужно решать. Просьба поддержать законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, не буду повторять, тут очень много было сказано.             
Действительно, очень непростая задача стоит перед исполнительной властью, и     
предпринятая попытка заслуживает внимания и доработки, безусловно.              
                                                                                
Конечно, здесь в первую очередь надо иметь в виду высокий приоритет задачи,     
хотя она у нас хронически не выполняется. Почему она приоритетная? Да потому,   
что люди оценивают эффективность власти прежде всего по таким вопросам, как     
мусор. Знаете, как в народе говорят? Вот заезжаешь в муниципальное              
образование - если мусор везде, значит, хозяина нет. А у нас по всей стране     
так происходит. Это первое.                                                     
                                                                                
Второе. Главы-то ведь на самом деле знают, где у них лежит неправильно, всё     
прекрасно знают, но платить нечем и везти некуда. Вот эти два вопроса этот      
законопроект решает на данный момент? Очень слабо. Хорошо, что у них            
возникает обязанность всё это на учёт взять и начать реализацию, но, коллеги,   
давайте вспомним: мы же приняли здесь законопроект о том, что от                
функциональной ответственности чиновник освобождается, если у него не было      
денег на реализацию задачи. Вот точно так же будет и в этом вопросе             
происходить, если мы не предусмотрим нечто более конкретное и всё-таки не       
повернёмся к местному самоуправлению, не посмотрим туда. Федералы-то деньги     
могут взять, они могут мобилизоваться, хотя почему-то этого не делают.          
Кстати, федералы меньше знают о своих свалках, чем муниципальная власть,        
органы муниципальной власти все их знают наперечёт. Дайте им денег и скажите,   
куда отвезти, - они это всё уберут. Люди возят мусор в леса не от хорошей       
жизни, а оттого что им везти некуда на самом деле. Тут вот многие               
присутствуют, но и многие отсутствуют из тех, кто участвовал в организации      
мусорной реформы, которая пока ничем не завершилась, разве что начали           
собирать деньги с людей, понимаете?                                             
                                                                                
Хотелось бы, чтобы мы вот в этом законе, ну, не ходили по старым граблям.       
Отчитаться - все отчитаемся, мол, мы приняли закон, мы систему строим и так     
далее. А она не будет давать результата, если мы не решим вот эти вопросы:      
где взять деньги и куда мусор везти. И делать это надо жёстко, совершенно       
правильно тут говорили, и штрафы должны быть другие. Но кого будут              
штрафовать-то? Саму власть. Речь-то ведь идёт о землях муниципальных и          
федеральных, неразграниченных. Собственника-то привлечь можно, хотя тут тоже    
проблемы есть, но главным нарушителем здесь является сама власть, потому что    
земли в основном используются муниципальные и федеральные.                      
                                                                                
Мы в первом чтении поддерживаем этот законопроект как попытку организовать      
систему, но дальше его надо дорабатывать.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все желающие выступить выступили.                                      
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово? Нет.        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и         
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 6.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.