Заседание № 257
12.12.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 751791-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности и лицензирования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3986 по 4375 из 5379
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Алексей Игоревич Херсонцев. ХЕРСОНЦЕВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ежегодно более 8 миллионов различных документов, разрешений и лицензий, выдаётся более чем по 400 услугам бизнесу для осуществления деятельности. С 2021 года правительство проводит эксперимент по оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности, и вчера Дмитрий Юрьевич Григоренко, руководитель аппарата правительства, докладывал о его результатах Президенту Российской Федерации. Цель эксперимента - повысить доступность, сократить сроки, уменьшить количество документов, перевести в электронный вид и упросить процедуры получения гражданами и бизнесом разрешений и лицензий. Экспериментальное регулирование, которое сейчас действует по этому вопросу, позволило проще, быстрее, удобнее предоставлять разрешения и лицензии до внесения изменений в законодательство. В подготовленном нами проекте федерального закона... 413 разрешений и лицензий предоставляют 44 федеральных органа власти и две госкорпорации. С начала эксперимента срок оказания услуг сокращён на 53 процента, количество документов - на 50 процентов. Эксперимент показывает свою эффективность, и настало время закрепить законодательно те правила, по которым он работает. Соответственно, в настоящее время мы совместно с правительством отобрали в законопроект более ста разрешений и лицензий, по которым показан положительный результат. Ключевые направления следующие: электронный канал подачи заявления, сокращение количества документов, реестровая модель. Вносим изменения в 57 федеральных законов, в том числе в 6 кодексов Российской Федерации. Далее - масштабный законопроект: будем отменять порядка 65 и принимать порядка 90 актов, будем вносить изменения в порядка 60 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и правительства. Законопроект поддержан всеми ведомствами, участниками эксперимента, согласован с заинтересованными лицами. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Игоревич содержательно представил очень важный законопроект. Знаете, когда хочешь подчеркнуть важность обсуждаемого вопроса, сошлись на непререкаемый авторитет - вот я на него ссылаюсь: к этой проблеме неоднократно публично привлекал внимание наш президент. Буквально вчера состоялось обсуждение этого вопроса, вице-премьер Григоренко докладывал президенту об этом. Напоминаю также, что эту проблему президент обозначал в своём Послании Федеральному Собранию в 2021 году и давал как раз трёхлетний срок на соответствующие изменения, в том числе в законодательстве. В 2024 году эту позицию он в очередной раз обозначил как важнейшую в своём Послании Федеральному Собранию. Итак, по сути, предлагается законодательно закрепить те решения, которые стали очевидными в результате проведения трёхлетнего эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности и лицензирования. Данным законопроектом предлагается закрепить положительные результаты эксперимента более чем по 100 видам услуг из 400 лицензий и разрешений. Результатом станет сокращение сроков предоставления отдельных государственных услуг в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, сокращение количества документов, представляемых заявителем самостоятельно, появление возможности подачи заявления о предоставлении востребованных бизнесом государственных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Соисполнителями по этому законопроекту, помимо нашего комитета, были четыре комитета Государственной Думы, они все законопроект поддерживают, но с замечаниями, которые, несомненно, надо будет учесть ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по экономической политике в своём отзыве также сообщает о поддержке концепции законопроекта. Правовое управление представило положительное заключение с отдельными замечаниями. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Алексей Игоревич, крайне важная и непростая законодательная инициатива, и хотелось бы, чтобы вы уточнили. В заключении ответственного комитета значится, что предлагаемые изменения меняют и организацию государственного контроля и надзора, что логично. Поскольку выдача разрешений будет осуществляться посредством внесения записей в реестр разрешений, к которому контролирующие органы будут иметь доступ, то направление выписок о выдаче разрешений, внесении изменений в реестр разрешений, приостановлении действия разрешения или его аннулировании в органы Федеральной службы безопасности представляется излишним. А вот предложение признать утратившей силу часть 3 статьи 34 закона "О рыболовстве..." не позволит в принципе обеспечить контроль за лицами, осуществляющими рыболовство, в части соблюдения условий выдачи разрешений и, как следствие, создаст проблемы в процессе проведения пограничными органами контрольных мероприятий... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Действительно, непростой законопроект. Вопрос, который вы ставите, это замечание есть и в нашей таблице для проработки ко второму чтению. Что я должен сказать? Рыбаки очень рады и очень высоко и положительно оценивают результаты эксперимента, об этом они докладывали. Совсем недавно было большое совещание в Общественной палате, где руководитель сообщества добытчиков минтая докладывал, сколько человеко-часов, какую огромную экономическую выгоду принёс перевод именно на реестровую модель. При этом вы знаете, что у нас есть положительное заключение ГПУ, то есть соответствующие органы законопроект видели, и пока что от них замечаний не было. Если дополнительно будут, то мы, конечно, посмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Вы знаете, вот тут наш председатель неоднократно предлагал авторитетом президента не злоупотреблять. Понимаете, вот вы перешли на риск-ориентированную систему, сейчас вы подойдёте к уведомительному характеру выдачи лицензии, в том числе на опасные виды деятельности: эксплуатация установок свыше 1000 вольт, сосуды под давлением, лифты... Сегодня утром, кстати, на канале "Россия 1", в передаче "Утро России", о лифтах говорили: очень большое количество погибших людей, а виновных нет. Скажите, пожалуйста, кто будет отвечать? Вот компьютер выдал разрешение, а кран уронили, и десять человек убило внизу - вот объясните мне. Вы поймите, риск-ориентированный - это хорошо, но есть особо опасные условия труда и особо опасные механизмы и системы. Может, всё-таки мы дифференцированно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Олег Викторович, пожалуйста. МОРОЗОВ О. В. Можно, я начну, а потом... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОРОЗОВ О. В. Нет, я хотел бы начать, потому что вопрос отчасти был адресован мне, поскольку на авторитет сослался я. Я в данном случае не вижу злоупотребления авторитетом президента, потому что действительно вчера состоялось очень подробное обсуждение этой темы, все мы могли это в прямом эфире наблюдать, и соответствующие цифры были названы докладчиком по этому вопросу Дмитрием Юрьевичем Григоренко. Это выполнение тех поручений, которые дал президент, об этом отчитывался вице-премьер. Это первое. Второе, про падающие краны. Такой диалог в этом зале уже не первый раз, и, чтобы коллеги понимали, я лично представил статистику Николаю Васильевичу по поводу того, чаще ли стали падать краны после того, как мы перешли на действующие сегодня формы контроля. Так вот, статистика говорит, что при прежних формах контроля, на которых настаивает Николай Васильевич, краны падали чаще, так что эта ссылка - против его аргументации и никак не подрывает концепцию законопроекта, которую мы сегодня отстаиваем. А остальное, пожалуйста, я готов предоставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Игоревич, пожалуйста. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Николай Васильевич, в нашем проекте мы различные виды разрешений и лицензий раскладываем, условно говоря, по разным корзинам в зависимости от тех обязательных требований, которые должны проверяться в ходе выдачи лицензий и разрешений. Где-то это может быть автоматически. Что значит "автоматически"? Это означает, что лицензионные требования могут быть проверены посредством автоматического запроса к базам данных, которые уже существуют, - например, что у тебя в штате есть определённое количество людей, ну и так далее. Там же, где соблюдение обязательных требований можно проверить только посредством, например, выездной оценки на место, безусловно, будет выездная оценка. В этом смысле мы, естественно, будем делать так, чтобы обеспечивалась безопасность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, в череде неоправданно большого числа инициатив - на 278 страницах, - собранных в единый законопроект и имеющих разные предмет и сферы правового регулирования... Либо это лоббистская инициатива, либо поспешная. Странно, что при этом пояснительная записка состоит всего лишь из трёх страниц и на трёх страницах - перечень федеральных законов, которые должны быть изменены, их 57. Как пример - Федеральный закон "О средствах массовой информации": предполагается значительно сократить сроки проведения государственной регистрации. Представьте, что таким быстрым способом могут быть зарегистрированы и враждебные СМИ. Обоснуйте такую поспешность для регистрации СМИ. И не хотите ли вы без спешки разбить ваши инициативы на однородные группы и рассматривать их отдельно? ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Вячеслав Михайлович. Как я уже сказал, этот законопроект призван закрепить результаты проводимого с 2021 года эксперимента. Что значит "эксперимент"? Это означает, что те нормы права, которые предложены в законопроекте для закрепления на постоянной основе, практически все уже апробированы, согласованы федеральными ведомствами, именно поэтому они и собраны в одном законопроекте. И что касается того разрешения, о котором вы говорите, анализ правоприменительной практики показал, что как выдача этого разрешения, так и отказ в выдаче могут быть осуществлены в более сжатые сроки, чем сейчас установлено. Если СМИ будет враждебным и так далее, ему будет отказано, просто будет отказано быстро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Коломейцев Николай Васильевич. Ещё есть желающие? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, уже прозвучало, сказал Олег Викторович, что работа по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования, ведётся с 2021 года. Мне, как представителю комитета, человеку, который так или иначе соприкасается с этим блоком вопросов, хотелось бы отметить, что мы видим, что данный эксперимент действительно даёт положительные результаты, которые показывают межведомственное взаимодействие, значительно сокращают сроки, время выдачи лицензий, происходит их автоматическое продление, уменьшается бумажная волокита, количество документов, которые предпринимателям необходимо представлять в обязательном порядке. Сегодняшний уровень развития портала госуслуг в полной мере отвечает необходимым требованиям для перевода подобных действий в интернет-пространство, что повышает доступность государственных услуг. Год назад, коллеги, кстати, напомню, в этом зале мы с вами заслушивали доклад заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко, по итогам которого в постановлении были даны рекомендации правительству в части внесения предложений по снижению административной нагрузки на бизнес в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, а также обеспечения применения упрощённого порядка лицензирования видов деятельности на территориях новых субъектов. Во время обсуждения эффективности проводимого эксперимента Дмитрий Юрьевич сообщил, что сроки выдачи лицензий в среднем сокращены - вдумайтесь! - с 45 до 15 рабочих дней. Я думаю, что представителям бизнеса это действительно значительно сокращает ресурсы и уменьшает затраты. По другим видам разрешений - с 42 до 34 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с десяти до пяти, в 2 раза, а по ряду других - с восьми до шести. Также, по данным правительства за 2023 год, на портал госуслуг раньше срока было переведено 190 разрешительных режимов. Всего в результате реализации проекта оптимизирована процедура получения более 420 разрешений, в том числе 51 лицензии. Коллеги, в рамках проводимой работы нам важно учитывать позицию непосредственно представителей бизнеса, потому что можно много говорить о том, насколько эффективны или неэффективны принимаемые решения, но, когда практики, которые с этим сталкиваются и работают, дают оценку, наверное, это одна из важнейших оценок нашей с вами работы. И здесь я сошлюсь на реакцию Торгово-промышленной палаты, которая поддерживает концепцию законопроекта, поскольку вводимые изменения системы предоставления разрешений и лицензий позволят существенно снизить нагрузку на бизнес и административные барьеры. Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную инициативу, приглашаем всех к нам присоединиться. Более того, если есть предложения по повышению эффективности, всегда есть возможность ко второму чтению эти предложения внести. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. Выступление от фракции - поставьте время, пожалуйста. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Президент у нас чрезвычайно загруженный человек, он вчера не только с Григоренко встречался, но и был у Грефа, изучал, как работает искусственный интеллект, с представителями 19 государств. Искусственный интеллект, наверное, тоже может определить, кому выдать, кому не выдать лицензию, но проблема-то в другом: что вы ему заложите в качестве параметров? Понимаете? Ну вот мы с вами слышали здесь о летнем отдыхе детей (я вас заземлю просто): 20 случаев массового отравления групп от 30 до 40 человек в нескольких регионах, начиная от Тверской области и заканчивая Дальним Востоком. Скажите мне, пожалуйста, дорогие докладчики, можете вы мне сказать, вот как мы должны избежать этого, если вы убрали контроль? Это первое. Второй момент. Олег Викторович по неосторожности сказал, что кранов стало падать больше. Краны при исполнении технических требований вообще не должны падать! Понимаете? И я говорю не о кранах, чтобы вы понимали, я говорю о том, что есть тормозные колодки, есть трос - если вы не тот трос поставили и он порвался, то кран не упадёт, но убьёт всех людей, которые внизу находятся при погрузке-разгрузке. Вот услышьте, я же не против упрощения процедур, я за то, чтобы не нарушали требования безопасности. Вы понимаете, что такое электроустановка свыше 10 тысяч вольт? Там даже шаговым напряжением может бахнуть - вот я хотел на профессионала сослаться, - и опять же шаговым убьёт всех, кто будет рядом, из-за одного разгильдяя, не знающего правил работы с электроустановками, это надо сдавать специальной комиссии. Вот вы разрешение дали, а кому вы его дали, вы не знаете. А для работы с особо опасными объектами нужен специальный диплом, который профессионалы выдают профессионалам. Понимаете? Вот здесь сидит Павел Николаевич, профессионал, может вам подтвердить. Так вот, о чём я вас прошу? Вы поймите, президент даёт массу поручений - к сожалению, не все они пока выполняются, хотя эффективность растёт, - но нельзя на президента свалить всё. Для этого есть большое правительство, есть куча агентств, технадзоров. Наша-то задача не упростить работу надзоров, а сделать так, чтобы они минимизировали прежде всего потери людские - в этом проблема. А то, что вы там собрали рыбаков и они радовались, что не может ни пограничник, ни рыбнадзор их контролировать, - да это браконьеры радовались, а не те, кто должен наблюдать за правильностью рыбной ловли! Мы не можем поддержать в данной редакции законопроект, потому что считаем... Вы поймите, такие законы в интервале десяти лет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...дают свой эффект или дают, вообще-то, негатив, но негатив будет раньше. Вот я не хочу быть плохим пророком, но я утверждаю, что такие вопросы с кондачка и искусственным интеллектом не решаются, потому что проблема всегда в человеке, который не обучен, который куда-то торопится, который имеет какую-то корысть. Вот эти вопросы вы учтите, пожалуйста. И прежде всего детей надо обезопасить и общепит в целом, потому что любой из вас может пойти и съесть в кафе или в ресторане не то и вас могут увезти на скорой помощи, понимаете? И не с кого спросить будет, вот в чём проблема. Вот если вы в подсобку зайдёте и увидите, как там готовят, - потому что санэпидемстанция не проверяет, - то вы больше в ресторан ходить не будете. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Алексей Игоревич, вы можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Пожалуйста. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ну, позвольте, во-первых, не согласиться с Николаем Васильевичем в части того, что уровень безопасности падает. Все решения, которые мы здесь предлагаем, с одной стороны, касаются более оптимальных режимов и снижения избыточной бюрократии, с другой стороны, ещё раз подчеркну, не снижают уровень безопасности. Отдельно позвольте поблагодарить комитет и аппарат комитета Олега Викторовича Морозова за то, что такую большую инициативу в такие сжатые сроки, оперативно отработали, а также все комитеты-соисполнители. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. Олег Викторович, будете выступать? Депутату Морозову включите микрофон. МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Действительно, я хочу сказать самое главное, чтобы ответить Николаю Васильевичу: ну никто, ни правительство, ни наш комитет, ни наш депутатский корпус, не заинтересован в том, чтобы в этом зале принимались решения, которые наносят вред людям, которые снижают безопасность наших граждан, прежде всего детей. Вот не было в зале, я обратил на это внимание, Николая Васильевича, когда я три пункта назад докладывал о законопроекте о внесении изменений в базовый закон о контрольно-надзорной деятельности. Вот в том законопроекте мы предусмотрели усиление государственного контроля, дополнительные меры контроля по целому ряду направлений, в том числе я упомянул поручение палаты в части продажи несовершеннолетним - и соответствующего контроля за этим - вейпов и алкогольной продукции, мы усилили полномочия Роспотребнадзора в этой части. Другими словами, мы в каждом конкретном случае выбираем отдельно решения: где-то контроль ужесточается, там, где, мы понимаем, это нужно сделать, а где-то мы концептуально идём по пути снижения административной, бюрократической, коррупционной нагрузки, которая появляется при неправильном использовании механизмов контроля и надзора. Вот в чём состоит подход, который, если я правильно понимаю, исповедует правительство, и тот подход, который поддерживает наш комитет и четыре комитета-соисполнителя в Государственной Думе. Поэтому прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 35 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.