Заседание № 260

14.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 750851-8 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части передачи Социальному фонду России полномочий по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2360 по 2683 из 4720
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1      
Федерального закона "О государственной социальной помощи". Докладывает          
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов.                     
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Подготовленный         
законопроект способствует обеспечению наиболее удобных условий для реализации   
прав граждан на получение мер поддержки в рамках дальнейшего развития           
социального казначейства и предусматривает возможность передачи полномочий по   
установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии от субъектов    
Российской Федерации Социальному фонду России. В настоящее время это            
полномочия субъектов Российской Федерации. Для справки скажу, что в 30          
субъектах устанавливается данная выплата, из них в трёх - полностью за счёт     
собственных средств. Установление и выплата региональной социальной доплаты     
будут осуществляться на основании соглашения, которое заключается между         
субъектами Российской Федерации и Социальным фондом России, в том числе в       
случае, если финансовое обеспечение социальной доплаты осуществляется           
полностью за счёт собственных средств субъекта Российской Федерации. При этом   
законопроектом не меняется сам порядок получения региональной социальной        
доплаты к пенсии пенсионера, всех пенсионеров. Соответствующие средства на      
обеспечение финансирования социальной доплаты к пенсии будут, как и сейчас,     
выделяться из федерального бюджета и передаваться субъектами, но уже в          
Социальный фонд России.                                                         
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Екатерина Петровна Стенякина.                            
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитетом по труду и социальной    
политике рассмотрен данный законопроект. Андрей Николаевич достаточно           
подробно разъяснил суть изменений, предлагаемых в законопроекте. Я хотела бы    
сделать один акцент. Законопроект предусматривает лишь возможность передачи     
полномочий субъекта Российской Федерации по установлению и выплате              
региональной социальной доплаты к пенсии Фонду пенсионного и социального        
страхования Российской Федерации, а не директивную форму - это очень важно.     
Также комитет отмечает, что предлагаемый законопроект не меняет порядок         
получения гражданами региональной социальной доплаты к пенсии, что также        
очень важно.                                                                    
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по   
проекту закона не имеет. Комитет Совета Федерации по социальной политике        
также поддерживает концепцию проекта федерального закона. Счётная палата        
Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Вопрос коллеге Пудову.                                                          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а вот обращение по поводу получения региональной доплаты   
гражданин должен будет направить через "Госуслуги", так?                        
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Оксана Генриховна, спасибо за вопрос. В настоящее время уже есть    
решение законодательное, которое позволяет делать проактивно, без заявлений и   
региональную, и федеральную. Сегодня заявление не требуется, раньше надо        
было, да.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Андрей Николаевич, насколько я понимаю, принятие       
данного закона продиктовано ещё и современными мерами - цифровизацией и         
автоматизацией процессов начисления, чтобы это происходило, так сказать, без    
обращения гражданина и так далее. В связи с этим вот какой вопрос: а где        
гарантия, что ошибочно не будет это делаться, то есть вот в чём страховка от    
ошибок? Мы с этим сталкиваемся всё-таки, у нас большая дискуссия по поводу      
того, что не уменьшается количество ошибок при начислении пенсий, а здесь       
фактически мы хотим вот что создать. Успокойте! Может быть, есть какие-то       
инструменты, которые вы предусмотрели?                                          
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Андрей Анатольевич, за вопрос. В 65 субъектах Российской   
Федерации федеральную социальную доплату уже выплачивает Социальный фонд        
России, и здесь (ну, я не знаю, есть ли у вас статистика), по нашим данным,     
минимальное количество каких-то ошибок. Поэтому, если ещё 30 субъектов          
согласятся на основании соглашения отдать, это, с нашей точки зрения, как раз   
- ну, поддержу ваш тезис - обусловлено развитием цифровизации в социальной      
сфере. У нас есть все СМЭВы, системы межведомственного документооборота со      
всеми базами данных, мы давно уже взаимодействуем с субъектами Российской       
Федерации по поводу выплаты. В данном случае, если субъект изъявит желание      
нам это полномочие передать, у нас есть и организационные, и технологические,   
и информационные возможности обеспечить это без ошибок.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, под предлагаемые такие универсальные               
формулировки - оптимизация межведомственного и межбюджетного взаимодействия,    
- если говорить откровенно, можно весь бюджет субъектов отдать под управление   
из федерального центра. Вопрос: какое отношение имеет цель оптимизации          
межведомственного взаимодействия и достижения единообразного подхода в          
установлении федеральных и региональных социальных доплат к пенсии к            
необходимости пересмотра порядка исчисления региональных выплат, или доплат,    
передачи федеральному центру?                                                   
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Вячеслав Михайлович, всё-таки главная цель законопроекта            
заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для людей. Я вам         
приведу конкретный пример, ну, он носит существенный характер. В силу того      
что РСД в этих 30 регионах сегодня платит сам субъект Российской Федерации, у   
них нет обязательства связывать выплаты, иногда даже это происходит в разные    
даты - пенсия приходит в одну дату, а РСД в другую дату. Вот здесь мы исходим   
из того, что, если субъект нам такие полномочия передаст, мы синхронизируем в   
том числе и даты получения, чтобы это было одномоментно и как можно             
оперативнее и раньше. Поэтому главная цель всё-таки не изменение бюджетных      
источников, они не меняются, источником как были субъектовые деньги, так и      
останутся, и условия софинансирования из федерального бюджета не изменятся,     
только раньше это было: субъект, соответственно, Минтруд, фонд, а сейчас это    
будет напрямую из фонда, всё.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П. Вячеслав Михайлович, хотела бы тоже прокомментировать. Что      
касается региональной социальной доплаты, она у нас назначается в том случае,   
если уровень прожиточного минимума пенсионера в регионе, в субъекте, выше,      
чем на федеральном уровне. Так вот, у нас всего лишь три субъекта Российской    
Федерации выплачивают региональную социальную доплату только за счёт            
собственных средств, всего лишь три, все остальные получают субсидии и          
субвенции из федерального бюджета на выплату вот этой региональной социальной   
доплаты, для того чтобы довести денежное содержание пенсионера до               
регионального прожиточного минимума пенсионера. И абсолютно прав Андрей         
Николаевич, здесь никто не забирает все региональные деньги под руководство     
только федерального фонда, там есть и большая часть федеральных денежных        
средств. И здесь, абсолютно справедливо, очень часто выплата региональной       
социальной доплаты - это большая нагрузка для субъекта, региона, которую        
необходимо администрировать. Социальный фонд имеет сейчас абсолютно все         
необходимые информационные ресурсы для того, чтобы сделать это автоматически.   
И ещё раз, я в своём выступлении сказала: это не директивная норма, это         
всего-навсего возможность, и если регион захочет, он этой возможностью          
воспользуется.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, вот законопроект, как я понимаю, направлен на      
оптимизацию межведомственного взаимодействия и, следовательно, должен           
обеспечить экономию средств. Ну предположим, что в результате предполагаемой    
оптимизации деньги не потеряются, тогда возможно повышение пенсий. Насколько    
может вырасти пенсия в результате принятия этого закона? Какая может быть       
предполагаемая экономия средств, и может ли она быть потрачена не на выплату    
пенсий, а на какие-то иные статьи расходов?                                     
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Дело в том, что проект         
закона не предусматривает возможности сэкономить средства, а речь идёт о том,   
как я уже говорил, чтобы нашим гражданам стало более удобно получать            
полагающиеся им выплаты, всё делается для этого.                                
                                                                                
Что произойдёт, если закон будет одобрен? У социальных служб субъекта,          
который такое соглашение заключил, появится возможность своих сотрудников,      
которые сегодня заняты расчётом социальных доплат, отправлять на                
осуществление важных социальных задач. Я должен сказать, у нас, как у           
федерального Социального фонда, возможностей гораздо больше, чем у отдельно     
взятых субъектов, и доступ к базам данных с точки зрения закона существенно     
шире. Поэтому тут как раз появляется возможность высвобождения работников       
социальной сферы для выполнения тех функциональных задач, которые нужны для     
обеспечения повышения эффективности мер социальной защиты в субъекте            
Российской Федерации. Что касается экономии бюджетных денег, здесь этого не     
происходит.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Спасибо. Вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, я понимаю, что законопроект не меняет порядка      
получения гражданином региональной социальной доплаты, но нюансы очень важны.   
Вот скажите, будут ли какие-то изменения для получателей региональной           
социальной доплаты? То есть люди на себе почувствуют хоть какие-то изменения?   
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Олег Юрьевич. С финансовой точки зрения не почувствуют,    
с точки зрения быстроты принятия решения почувствуют. То есть в отношении       
тех, кто впервые, допустим, становится получателем региональной социальной      
доплаты, при условии, что нам это полномочие отдали, мы оперативнее сможем      
принимать решения, исходя из возможности доступа ко всем информационным         
ресурсам.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Николаевич, как видно из материалов к           
законопроекту, да и из вашего выступления, реализация проекта федерального      
закона не потребует дополнительных расходов как из федерального, так и из       
регионального бюджетов, законопроект не содержит положений, вводящих            
чрезмерные, избыточные административные и другие нагрузки, да и сама            
инициатива не требует проведения анализа правоприменительной практики, а        
принимаемые изменения окажут положительное влияние на достижение целей          
государственной программы "Социальная поддержка граждан". Если так, то почему   
вы предлагаете вступление закона в силу только с 1 января 2026 года, а не       
раньше, допустим с принятием данного проекта федерального закона, при таких     
обстоятельствах?                                                                
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Анатолий Борисович. Дело в том, что даже при том, что      
такие большие информационные, технологические и ресурсные возможности есть у    
Социального фонда, тем не менее в рамках имеющегося бюджета фонда необходима    
небольшая доработка программных продуктов, для того чтобы это обеспечение       
сделать. Поэтому мы исходим из того, что новый бюджетный цикл начнётся с 1      
января 2026 года и как раз субъекты в течение этого периода сами примут         
решения о необходимости заключения соглашений. Ещё раз делаю акцент: это        
добровольно. Поэтому здесь вопрос как раз будет связан с тем, каким образом     
осуществляется взаимодействие субъектов с Социальным фондом России, это время   
на заключение соглашений и принятие решений субъектами Российской Федерации о   
необходимости заключения таких соглашений и о передаче этих полномочий.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, мы здесь в основном говорим о         
пенсионерах по возрасту или, как написано в законе, по старости - скажите,      
пожалуйста, коснётся ли данный законопроект тех, кто получает пенсию по         
инвалидности? Если да, то как именно?                                           
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Олег Николаевич. Дело в том, что ключевым для              
установления как федеральной, так и региональной социальной доплаты является    
фактор получения гражданином любой пенсии, в том числе пенсии по                
инвалидности. Второй фактор - это то, что гражданин не должен работать. И       
третий фактор - это то, что совокупный размер его пенсии и тех выплат,          
которые ему положены, не превышает или федерального, или регионального          
прожиточного минимума. Эти факторы вместе говорят о том, что это коснётся в     
том числе и получателей пенсии по инвалидности, у которых, во-первых, нет       
работы, во-вторых, у которых размер любой пенсии, в том числе и социальной,     
ниже, чем региональный или федеральный ПМ.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, вопрос у меня не по форме, а по содержанию. Я      
правильно услышал из состоявшегося обсуждения, что у нас всего три региона за   
счёт своих собственных бюджетов выплачивают дополнительные, ну, скажем так,     
доплаты к пенсиям? Что это за регионы и какой уровень этих доплат за счёт       
региональных бюджетов?                                                          
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Ренат Исмаилович. Поясню эту мысль. Всего в России         
регионов, которые осуществляют региональную доплату, 30, из них три региона     
финансирование этой региональной соцдоплаты полностью обеспечивают сами, это    
Москва, Сахалин и Ямал, то есть за счёт собственных источников. Все другие -    
30 минус 3, то есть 27 регионов - обеспечивают финансирование региональной      
социальной доплаты на принципах софинансирования, то есть из федерального       
бюджета и из регионального бюджета. Соответственно, исходя из этих подходов и   
определяется, кто и как. Дело в том, что вот у тех трёх регионов финансовые     
возможности такие, которые позволяют в полном объёме, поскольку они финансово   
сбалансированы, обеспечить выплату региональной социальной доплаты, не          
привлекая в качестве источника федеральный бюджет.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, не вижу вообще никаких причин, чтобы моим          
коллегам ломать копья. Считаю, что это отличный законопроект. Аналогичный       
порядок в настоящее время применяется в части назначения выплат ежемесячного    
пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, то есть система давно уже    
выстроена и отлажена. В связи с этим вопрос: с чем связан столь долгий и        
тернистый путь вступления в силу подобного законопроекта, кто вам мешал?        
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо, Михаил Сергеевич. Никто не мешал. Действительно, как вы    
упомянули, реализован большой, я сказал бы даже огромный проект с детскими      
пособиями, это тоже ведь затратно, более 10 миллионов человек получают данное   
пособие. Мы шли к этому плавно, потому что для этого тоже действительно нужен   
внутренний ресурс, и никаких помех здесь не было, просто мы организационно к    
этому готовились. Ровно поэтому сейчас представлен законопроект, который        
предусматривает, чтобы субъекты приняли это решение самостоятельно. Более       
того, я хочу сказать, что на этапе согласования проекта, внесения его в         
правительство мы со всеми субъектами, которые платят РСД, согласовывали его.    
В принципе глобально у нас нет замечаний от субъектов Российской Федерации,     
которые данную функцию осуществляют, поэтому мы рассчитываем, что большинство   
из них такие соглашения заключат.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо большое, Екатерина Петровна, присаживайтесь.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу.                                  
                                                                                
Тогда переходим к голосованию.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.