Заседание № 243
О проекте федерального закона № 750840-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Докладывает Анатолий Евгеньевич Карпов. Включите микрофон. КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона был принят во втором чтении 16 июня 2015 года. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и полностью готов к рассмотрению в третьем чтении, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 16 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 750840-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят в первом чтении 13 мая 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 13 мая, ко второму чтению мы внесли некоторые технические поправки, терминологию законопроекта привели в соответствие с законом "О стратегическом планировании...", ну и текст законопроекта дополнен положениями, которые определяют правовые основы деятельности Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Создание данного института развития направлено на поддержку малого и среднего бизнеса, это позволит значительно активизировать кредитование и финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства и будет способствовать диверсификации экономики. Девять поправок предложено к принятию и пять поправок - к отклонению. Если будут вопросы по поправкам, я готов на них ответить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Да, две таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Материалы розданы, да? АКСАКОВ А. Г. Материалы розданы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 52 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 46 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 750840-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в целях привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Докладывает Олег Владиславович Фомичёв, заместитель министра экономического развития. ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен законопроект "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Напомню, что Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вступил в силу в 2008 году и ввёл в законодательство понятия микро-, малого и среднего бизнеса путём установления трёх критериев, на основании которых компании могут относиться к указанным категориям. К числу таких критериев относятся среднесписочная численность до 250 человек, выручка от реализации товаров, работ и услуг до 1 миллиарда рублей, что установлено постановлением правительства, и третий критерий - это независимость происхождения, то есть доля участия крупных компаний, иностранных юридических лиц в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25 процентов. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время инициирован ряд крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов, сформирована инфраструктура поддержки инновационных малых и средних предприятий, а также система институтов развития, целью деятельности которой является инвестирование в малые инновационные компании. В результате появились проблемы, связанные с тем, что те малые компании, в первую очередь малые инновационные компании, в которые инвестируют либо венчурные инвесторы, либо институты развития, автоматически выпадают из категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в антикризисном плане правительства есть пункт, согласно которому нам необходимо, с учётом накопленной инфляции, увеличить значение критерия оборота для отнесения компаний к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. С учётом изложенного в этом законопроекте предусмотрено расширение круга юридических лиц, которые могут участвовать в уставном капитале малых и средних предприятий, за счёт увеличения порога участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий с 25 до 49 процентов, то есть не до контрольной доли; снятия ограничения на участие в уставном (складочном) капитале МСП в отношении организаций, получивших статус участника проекта "Сколково"; наделения статусом субъекта малого или среднего предпринимательства организаций, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, то есть тех малых инновационных компаний, в которые проинвестировали венчурные инвесторы. По оценке Минэкономразвития России, принятие закона позволит увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства примерно на 50 тысяч юридических лиц, что приведёт к повышению иных показателей, характеризующих сектор, в том числе численности занятых, объёма оборота и объёма инвестиций. Однако на самом деле главное не это, главное - действительно обеспечить вовлечение этих малых и средних предприятий в систему поддержки малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя не только и не столько финансовую поддержку, сколько доступ к инфраструктуре малого и среднего предпринимательства, к технопаркам, к бизнес-инкубаторам и так далее. Кроме того, как я уже сказал, законопроектом Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать значение критерия выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства чаще, чем раз в пять лет, как это на данный момент зафиксировано в законе, для того чтобы правительство могло изменить этот критерий отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства (в настоящее время это 1 миллиард рублей оборота). Также в законопроекте предусмотрено несколько технических норм - это приведение положений федеральных законов "О развитии малого и среднего предпринимательства..." и "О защите конкуренции" в соответствие с Бюджетным кодексом в части понятия государственных программ, а также уточнения понятия "аналогичная поддержка" в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которое получает неоднозначную трактовку на практике. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Анатолий Геннадьевич Аксаков, председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Владиславович очень подробно рассказал о содержании законопроекта, поэтому я не буду повторять. Хотел бы отметить, что комитет рассмотрел законопроект и в целом поддерживает его принятие в первом чтении, при этом есть отдельные замечания. Одно из них касается некорректного, на наш взгляд, установления запрета на субсидирование определённых видов затрат субъектов малого предпринимательства, что, по нашему мнению, будет сдерживать работу субъектов малого предпринимательства, деятельность которых связана с полезными ископаемыми. Мы считаем, что в законопроекте нормы концептуально правильные, но изложены они очень некорректно, что может привести как раз к тому, что малые и средние предприятия не смогут работать с полезными ископаемыми, например эксплуатировать низкодебитные скважины, для чего они иногда пользуются в том числе и государственными субсидиями. Ну и есть ряд замечаний юридико-технического характера, а также предложения, направленные на то, чтобы, поскольку законопроект в том числе направлен на расширение инвестиций через малый бизнес, на поддержку инноваций малого бизнеса, расширить содержание этого закона, включив в него также вопросы, связанные с расширением инвестиций и поддержкой инноваций. Думаю, что ко второму чтению мы всё это внимательно рассмотрим. На заседании комитета предложения депутатов были обсуждены, и мы готовы выслушать предложения депутатов других комитетов, с тем чтобы доработать законопроект и принять его затем во втором и третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Олег Владиславович, вот вы определяете в законопроекте как одну из задач увеличение порога участия в уставном капитале с 25 до 49 процентов, то есть почти наполовину. Ну, это проблема, наверное, довольно серьёзная. Не получится ли так, что у нас иностранный капитал просто вытеснит наш российский капитал, поскольку он имеет более льготные условия и мобильнее с точки зрения получения прибыли? Каковы будут последствия для российского бизнеса вот такого увеличения порога? ФОМИЧЁВ О. В. Надо понимать, что порог повышается только для того, чтобы соответствующее предприятие могло быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства, а так у нас нет никаких ограничений на участие иностранных юридических лиц. Есть международный опыт, на который мы в том числе опираемся, в частности, в Японии и в Соединённых Штатах Америки такой критерий тоже есть в их законах о малом предпринимательстве - там порог составляет 50 процентов, и такая цифра реально показывает, что в нашем случае, когда порог в 49 процентов для малых предприятий, есть все возможности для обеспечения национального контроля. В Белоруссии и в Казахстане, у наших ближайших соседей, такое ограничение вообще не установлено - у них малыми и средними предприятиями в принципе могут считаться компании и со стопроцентным иностранным участием. В этом смысле мы здесь особых рисков не видим, Более того, мы считаем это правильным, потому что у нас ведётся работа и с нашими коллегами по ЕЭК, и с азиатскими коллегами, и даже с европейскими коллегами по соинвестированию малых инновационных компаний. Это означает, что иностранные инвесторы, инвестируя средства в малые инновационные компании, должны получать соответствующую долю, и меньше 49 процентов ну на самом деле редко получается, потому что на долю, которая сейчас установлена, 25 процентов, никто из серьёзных инвесторов идти не готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крутов Андрей Дмитриевич. КРУТОВ А. Д. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос представителю правительства. Какое конкретно количество дополнительных, а не номинальных рабочих мест будет создано в результате принятия данного закона и какой конкретно объём иностранных инвестиций мы привлечём, приняв этот закон? И вообще, не получится ли так, что в результате средства, и без того небольшие, которые мы выделяем на государственную поддержку субъектов малого бизнеса, утекут иностранным выгодоприобретателям? И почему, собственно, в нынешних условиях, в условиях кризиса, в условиях сокращения и падения сектора малого и среднего бизнеса, прежде всего российского, правительству приходит в голову идея финансирования и льготирования иностранных учредителей предприятий вопреки и в ущерб, по сути, российскому малому бизнесу? ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо. Если говорить о численности, то, как я уже сказал, это будет примерно 50 тысяч предприятий, среднесписочная численность на предприятиях малого бизнеса, если брать средние и микропредприятия, составляет, по-моему, порядка десяти человек - вот можно посчитать, сколько дополнительно будет работников на предприятиях малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день среднесписочная численность в субъектах малого и среднего предпринимательства и в юрлицах с участием иностранного капитала составляет всего около 51 тысячи человек. В этом смысле мы не видим рисков, связанных с тем, что государственная поддержка будет оказываться иностранным выгодоприобретателям, потому что в любом случае на малом предприятии 51 процент как минимум остаётся у российского выгодоприобретателя, это во-первых. Во-вторых, поддержка, которая оказывается малым предприятиям, в большинстве случаев связана либо с предоставлением инфраструктуры (а это значит, что предприятие размещается на территории Российской Федерации, работают на нём наши работники, налоги платятся тоже в Российской Федерации), либо с предоставлением гарантий через региональные гарантийные организации по доступу к взаимному льготному финансированию, и опять же всё это означает, что соответствующее малое предприятие с иностранными инвестициями развивает свою деятельность на территории Российской Федерации, что, на наш взгляд, очень правильно и полезно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семёнов Владимир Владиславович. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Вопрос Олегу Владиславовичу. Первый вопрос: вот 50 тысяч этих новых предприятий будут новыми по статусу или же вновь образованными предприятиями? Это первое. И второе. Для того чтобы инвестор чувствовал себя защищённым и чтобы он мог в первую очередь отразить у себя на балансе те инвестиции, которые он пытается вложить, ему, конечно, необходим 51 процент, а вы считаете, что 49 процентов. Почему появился такой критерий - 49 процентов, а не как у наших ближайших соседей? ФОМИЧЁВ О. В. У наших ближайших соседей - до 50 процентов... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФОМИЧЁВ О. В. А, в смысле как у казахов и у белорусов? У них нет ограничения, но у них просто в целом более жёсткая система регулирования малого предпринимательства, и они отслеживают участие иностранных юридических лиц. По нашей оценке, 49 процентов - это большой шаг вперёд по сравнению с 25 процентами, и это позволяет зарубежным венчурным фондам, на которые мы в первую очередь рассчитываем, потому что они реально осуществляют инвестиции в Российскую Федерацию, в режиме нестратегического инвестирования осуществлять портфельные инвестиции в российские компании. Это как раз отвечает нашим интересам, потому что в этом случае контроль остаётся за российскими инвесторами, а привлекаются средства зарубежных инвесторов. Если говорить о численности, то, когда я говорил о том количестве предприятий, которые после принятия этого закона будут включены в число малых и средних предприятий, мы учитываем здесь существующие предприятия, мы не учитываем те предприятия, которые могут быть созданы в последующем, потому что оценить соответствующее число достаточно сложно, с учётом общеэкономической ситуации оно может быть как больше, так и меньше, всё будет зависеть от экономической ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня тоже вопрос к Олегу Владиславовичу. Мы много лет уже здесь, в Государственной Думе, всё решаем, как бы сделать так, чтобы наш малый и средний бизнес развивался. То, что он у нас не развивается, а, наоборот, разваливается, - это однозначно, и предложение, которое вы вносите, - это попытка как-то его поддержать. Правда, я не думаю, что есть такое уж сильное желание у иностранных инвесторов и у наших вкладывать в бизнес свои средства, может быть, только если это связано с полезными ископаемыми, с добычей - тогда, конечно, другой вопрос. Скажите, пожалуйста, что вообще само государство предпринимает, чтобы этот бизнес развивался? И попутно второй вопрос: скажите, пожалуйста, при наличии уставного капитала какого размера бизнесмен может вкладывать инвестиции? А то у нас есть примеры, когда уставный капитал равен 10 тысячам рублей, а они приобретают огромную недвижимость и так далее. ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо. Если позволите, начну с ответа на последний вопрос. Вопрос уставного капитала неоднократно обсуждался, в том числе и в Государственной Думе, когда периодически правится корпоративное законодательство. Сам уставный капитал сейчас уже не выполняет те функции, для которых он как категория в своё время в правовую систему вводился, потому что обязательства любого предприятия обеспечиваются не столько уставным капиталом, который регистрируется только на стадии создания, а дальше может быть выведен в любые другие формы, сколько общим объёмом активов этого предприятия. Если предприятие создаётся с уставным капиталом даже в размере 30 тысяч рублей, как у нас в законодательстве предусмотрено, но при этом у него есть активы на значительно большую сумму, которыми он может гарантировать все свои обязательства, в этом ничего плохого нет. Что касается в целом поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны правительства, то вы знаете, что работа такая ведётся, ведётся активно, и уже не первый год. Совсем недавно прошло заседание Госсовета по вопросам малого и среднего предпринимательства, на котором был принят ещё целый ряд решений. В условиях кризиса у нас не уменьшена программа поддержки малого и среднего предпринимательства, мы софинансируем региональные программы поддержки малого бизнеса. К июню, я думаю, уже будет создана единая корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства, которая станет для малого бизнеса, так сказать, "одним окном" с точки зрения поддержки, плюс к этому объединит в себе все имеющиеся финансовые инструменты поддержки, и мы планируем туда передать также часть функций Минэкономразвития, связанных как раз с софинансированием региональных программ. Мы постоянно выходим с предложениями и, большое спасибо Государственной Думе, здесь всё это прорабатываем в части разного рода налоговых льгот, в том числе связанных с повышением порога по отнесению предприятий к субъектам малого предпринимательства и так далее. Работа ведётся, но она не всегда даёт прямые результаты, к сожалению, потому что, кроме политики прямой поддержки малого и среднего предпринимательства, есть ещё общая экономическая политика, налоговая политика и так далее, которая иногда очень сильно бьёт именно по малому бизнесу. Вот, в частности, известное повышение социальных платежей оказало значительное большее воздействие - негативное - на малый бизнес, чем все принятые до этого меры по поддержке малого предпринимательства, и здесь, конечно, стоит вопрос так, что нам разные меры надо более тесно друг с другом увязывать, балансировать, чтобы таких качелей не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Олег Владиславович, в пояснительной записке указана цифра действительно не очень большая, если говорить о том количестве субъектов, которые мы хотим привлечь, сделать субъектами малого и среднего предпринимательства, - 1 процент. В принципе это небольшая величина и, наверное, концептуально здесь не решение каких-то стратегических задач, может показаться, что это технический вопрос, так сказать, не достигаются никакие количественные показатели, то есть это не для галочки делается. Основная задача - это всё-таки привлечение ресурсов, наверное, задача в этом, не в том, чтобы количество увеличить, а именно в том, чтобы привлечь ресурсы, и неважно, будут это инвестиции зарубежных или наших компаний. Какова оценка министерства, как вы оцениваете, сколько средств реально поступит в экономику в результате принятия закона? ФОМИЧЁВ О. В. Ну, как я уже сказал, в первую очередь эти изменения, если мы говорим не о повышении порога, у которого само по себе другие эффекты, а об изменении ограничений по участию иностранных инвесторов в институтах развития и "Сколково"... Ну, можно прикинуть. Объём венчурного рынка в Российской Федерации с учётом российских венчурных фондов и иностранных составляет, если мне не изменяет память, 3,5 миллиарда долларов США в год в последнее время - вот эти средства могут быть более эффективно использованы, потому что, как я уже сказал, иностранные венчурные фонды, входя в качестве портфельных инвесторов капитала, в настоящий момент, до принятия этого закона, просто автоматом вышибают малый бизнес из категории малого бизнеса (это невыгодно самим малым предприятиям, и инвесторы в этом смысле очень аккуратно относятся), - плюс институты развития, которые у нас поддерживают малый бизнес: это и фонды, созданные при содействии РВК, это и так называемый фонд Бортника, и "РОСНАНО", и "Сколково", которое отдельно здесь выделено, это и ещё несколько тысяч малых инновационных предприятий, которые уже действуют или в ближайшее время будут созданы, - уже на следующий год, только что касается институтов развития, я думаю, около тысячи соответствующих малых инновационных компаний может быть создано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Владиславович, скажите, пожалуйста, - президент даже вынужден был вас покритиковать - вот 50 миллиардов у вас в одном из фондов заморожены из-за того, что вы три инструкции не написали, так, может, будет быстрее написать три инструкции и 50 миллиардов в экономику вбросить, чем выдумывать законы, которые ничего не дадут? ФОМИЧЁВ О. В. Про 50 миллиардов. Наверное, речь идёт всё-таки об Агентстве кредитных гарантий. Это не субсидии, это государственные гарантии, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, они уже предоставлены на сумму, по-моему, около 6 миллиардов рублей, но, если учесть, что решение об образовании самого агентства принято только летом прошлого года, реально начало работать только к Новому году и именно на этот момент пришлись все известные события, связанные с повышением ключевой ставки и с необходимостью полного переформатирования работы агентства, мы, конечно, не считаем этот результат удовлетворительным, однако в то же время считаем, что этот результат с учётом сложившихся внешних обстоятельств не провальный, считаем, что мы сможем добиться лучшего, в том числе через объединение на базе, как я уже сказал, Агентства кредитных гарантий большинства инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы исчерпаны. Желающие выступить есть? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот уже двадцать пять лет постоянно идёт разговор о поддержке малого и среднего бизнеса, а воз и ныне там: становится все хуже и хуже, проблем всё больше и больше. Может, пора посмотреть на себя и начать с самих себя, а не с малого и среднего бизнеса? Олег Владиславович, недавно, по-моему, вы были у нас на заседании фракции, там как раз говорилось об этой проблеме и приводилась цифра: у нас сегодня 1700 нормативных правовых актов регулируют малый и средний бизнес, - их не то что выполнять, их перечислить никто не может! - ну и сегодня нам предлагается принять 1701-й. Поможет ли он? Думаю, вряд ли. Может, нам нужно остановиться в плане рождения новых документов, законодательно регулирующих эту сферу, а разобраться с тем, что уже создали? Потому что такой вал документов не просто не помогает, но и мешает малому и среднему бизнесу (кстати, эту мысль вы и сами высказывали)! В докладе по законопроекту вы отметили, что мы используем опыт Японии, Америки и других стран. Давайте честно говорить: за рубежом, в развитых странах, малый и средний бизнес существует наравне с крупным бизнесом и, как правило, в помощь ему, у нас же малый и средний бизнес - взамен крупного бизнеса, крупных предприятий. Вот за все эти последние годы, за двадцать пять лет, 1 тысяча 700 крупных предприятий у нас разрушено, то есть подпитки вот такой родниковой нет у малого и среднего бизнеса, кроме предприятий торговли, но там отдельная страна, а здесь нет и, наверное, не будет. Тем более мы отмечаем, что целями законопроекта являются привлечение инвестиций и расширение масштабов инновационной деятельности. Вы сегодня выступаете как представитель правительства - ну давайте вспомним: в принятых здесь недавно, месяц назад, изменениях в федеральный бюджет мы сокращаем поддержку инвестиционной среды на 27 процентов, мы сокращаем поддержку инновационной деятельности, мы резко сокращаем финансирование подготовки кадров для инновационной сферы, но если денег не будет, то никакие законы не будут работать! Ладно, мы говорим об иностранном капитале, но насколько по-хозяйски оправдан такой подход: свой капитал бежит - 153 миллиарда долларов в том году убежало, - а мы стараемся привлечь иностранный капитал? Здесь был раскрыт секрет, что это нужно для освоения природных ресурсов - нефти, газа и так далее, но ведь они же у нас небесконечны, в конце концов мы останемся и без них, и без современных технологий, и никому мы не будем нужны! Поэтому, мне кажется, если уж говорить, то надо трижды говорить о мерах по задержке капитала, по стимулированию привлечения своих, российских денег - вот тогда ещё можно на что-то рассчитывать. А иностранный капитал придёт сбивать деньги, ему нужна прибыль, ему совершенно незачем решать российские задачи, у него свой интерес, и ради него он будет развиваться. И ещё один момент... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Олег Владиславович, уважаемые коллеги! В принципе, если говорить о том, изменит ли что-то принятие этого закона, то надо сказать: да, конечно - изменение порога приведёт к тому, что мы на рынок, скажем так, связанный с преференциями для малого бизнеса, допустим новые предприятия, я полагаю, что это будет и крупный российский бизнес, и иностранный бизнес. Поэтому если говорить с точки зрения того, изменится что-то в лучшую сторону или нет, то я согласен: конечно, изменится. С учётом этого фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Вместе с тем, конечно, хотелось бы со стороны такого министерства, как Минэкономразвития, увидеть не какие-то шажки, а шаги, а пока это такой маленький-маленький шаг в надежде... Вот коллега Коломейцев говорил о том, что фонд-то у нас стоит. Почему? Да всё очень просто - малый бизнес просто не подходит под установленные критерии получения гарантий, там есть целый ряд требований: должен быть не только стопроцентный кредит, который обеспечен государством, должны быть собственные средства, должен быть залог - там целый комплекс проблем. Почему сегодня это всё стоит? Потому что те, кто у нас составляет малый бизнес, настолько малы и не защищены, что они не могут этими преференциями воспользоваться. Я вот посмотрел, сколько мы, вообще, даём преференций малому бизнесу, - там страница перечислений идёт: созданы муниципальные, субъектовые, федеральные фонды, агентства кредитных гарантий, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, агроинкубаторы, - я говорю, это целая страница. Вообще, я, когда читал, даже задумался: не тратим ли мы больше денег на содержание всей этой инфраструктуры и что остаётся малому бизнесу? С этой точки зрения - да, мы открываем для малого бизнеса подход ко всем этим преференциям. Но всё-таки Минэкономразвития - это, наверное, одно из министерств в нашем правительстве, которое живёт не сегодняшним днём. Когда мы слушаем Силуанова, Минфин, я его прекрасно понимаю, он думает о дне сегодняшнем и о том, чем кормить народ завтра. У вас есть и возможности, и широта, вы так напрямую за это не отвечаете, вы должны видеть перспективу! Поэтому, конечно, хочется шагов, которые могли бы кардинально поменять ситуацию, мне лично хотелось бы дожить до тех времён, когда что-то изменится, хочется, чтобы вы нам что-то для этого предложили, хочется системных подходов. Если мы возьмём закон, о котором вы говорите, - о малом бизнесе, - там есть критерии, по которым мы определяем, что такое малый бизнес, а если заглянем в Налоговый кодекс, то обнаружим разночтения: в кодексе квадратные метры прописаны, объём выручки, а в законе - количество рабочих мест, оборот. Должна быть система, и когда мы один закон накладываем на другой, у нас должна быть полная корреляция хотя бы в голове, а у нас - бессистемность, и это, конечно, настораживает. Дальше. Вот вы совершенно правильно говорите: у нас 5,5 миллиона субъектов малого предпринимательства. Мы сейчас о ком разговор ведём? Значит, тысяча - из "Сколково", и 5,5 тысячи - это те предприятия, которые имеют долю 25 процентов. Ну понятно, сейчас крупный бизнес начнёт выделять свои структуры (под 49 процентов это уже возможно), начнёт пользоваться этими агентствами. А что будет с теми - 5,5 миллиона? Я вам напомню, это 17 миллионов наших граждан, для которых источником дохода в основном является предпринимательская деятельность или самозанятость. Вот хотелось бы увидеть ваш законопроект, который бы их затронул, изменил бы жизнь именно малого бизнеса, то есть не подтягивать сегодня за уши крупный бизнес, чтобы он подошёл под критерий малого, а посмотреть, как сам малый бизнес может развиваться. И в этом направлении, я хочу сказать, у нас есть целый ряд не просто критических замечаний, а предложений в адрес министерства, которые необходимо учесть для того, чтобы мы получили результат. Первое. Необходимо всё-таки внести изменения, чтобы патентная система относилась не только к индивидуальным предпринимателям, но и к юридическим лицам. В принципе какая разница? Парикмахерская стрижёт, а уж индивидуальный предприниматель там или двое участвуют в этом бизнесе - это неважно. Но ведь вы же говорите, что патентную систему может применять только индивидуальный предприниматель. И тут та проблема, о которой... (Шум в зале.) Да, да, да! И та проблема, о которой Андрей Михайлович говорил: нужно вести бухгалтерский учёт, а то как потом делить будем? А здесь как мы будем делить? Здесь тоже возникает эта проблема. Второе. Если малый предприниматель перешёл на спецрежимы, надо бухгалтерский учёт реально упростить. Вы спросите любого малого предпринимателя, упрощённый ли у него бухгалтерский учёт. Ну это же не упрощённый, я же объясняю: если мы из каких-то счетов убираем подразделы, предпринимателю всё равно надо вести полный бухгалтерский учёт, а сам он этого сделать не может - значит, либо аутсорсинг, либо бухгалтер нужен, то есть в любом случае для него это нагрузка. Давайте мы остановимся на налоговом учёте в малом бизнесе, а бухгалтерский учёт давайте в малом бизнесе отменим. Если там несколько человек вместе работают, друзья мои, да они сами для себя примут решение о бухгалтере и об основных средствах - мы говорим о том, где этот вопрос надо решать. Дальше. Если говорить о преференциях по новым производствам - ну почему это нужно применять именно по отношению к малому бизнесу?! Господи, да пусть это будет даже "Газпром", пусть кто угодно! Если кто-то открыл новое производство и это отдельное предприятие, да освободите вы его от налогов! Не нужно это привязывать к чему-то, тем более к индивидуальному предпринимателю, мы сейчас всю страну заставим перерегистрироваться в индивидуальные предприниматели, заставим делить бизнес, для того чтобы можно было привлекать по 49 процентов! То есть мы имитируем деятельность, а надо приступать к работе! Поэтому, Олег Владиславович, я обращаюсь к вам, к руководству вашего министерства: давайте всё-таки, решая вот так пошагово, перейдём к системной работе, которая позволит нам увидеть результат в ближайшем будущем. И я надеюсь, коллеги, что мы все с вами до этого счастливого времени доживём. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение.
Продолжаем обсуждение 6-го вопроса. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, больше, чем о малом бизнесе, особенно в преддверии выборов, в этом зале не говорят ни о чём, но вы посмотрите даже вот те совещания, заседания Госсовета, которые проводил президент: вот было заседание Госсовета по малому бизнесу - что там президент говорил министру экономического развития? Он спрашивал, почему 50 миллиардов не использовано? Я вам с этой трибуны рассказывал про анализ нашего венчурного бизнеса: 30 миллиардов выделили, 18 фондов себе зарплаты назначили во-о-т такие, а большая часть денег уехала за границу! Может, нам заняться не написанием законов, а попросить здесь отчитаться прокуратуру, Следственный комитет о том, как мы надзираем за выполнением намеченных программ, куда что девается и почему результата нет? С моей точки зрения, главная наша проблема - не отсутствие программ, а чрезвычайно низкий, даже нулевой я бы сказал, градус ответственности за порученное дело. Вот мне кажется, что этот вопрос без возрождения отраслевого управления невозможно решить, потому что если человек сам этим не занимается, то... Вот я ответственно заявляю, что у нас большая часть законов ориентирована на крупный рентный бизнес, которому глубоко по барабану, как живёт местное самоуправление, глубоко по барабану, как живут область, край, республика, какие там взаимоотношения, чем там люди питаются и на чём они ездят, и это наша главная проблема. У нас предприятия воздух отравляют и добывают сырьё в Сибири, а зарегистрированы они в Питере или в Москве - вот что важно! Надо "заземлить" всех добытчиков, производителей на территорию, где они добывают свои ресурсы, - тогда нам ни малому, ни среднему, никому не надо будет помогать, тогда местные власти разберутся, какую сферу им надо развивать, а какую надо притормозить, если у них будет бюджет. А в данной ситуации, посмотрите, мы преференции даём в основном крупному бизнесу и особо крупному, где во-о-т такие зарплаты у топ-менеджеров, которые уже забыли, когда они были в своих линейных подразделениях, понимаете? Вот это главная проблема! Плюс, смотрите, мы с вами колоссальные деньги тратим на так называемый инновационный центр "Сколково", до этого 359 миллиардов дали Чубайсу. Мы специально, 117 депутатов, попросили Счётную палату проверить сначала "РОСНАНО", потом "Сколково". К сожалению, потеряли коллегу Пономарёва из-за этой проверки, потому что он оказался в списке проверяемых, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому данная ситуация... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минуточку, ну что же вы мне мешаете?! Раиса Васильевна, я понимаю, что вам не нравится слушать правду, но я, к сожалению, ещё и читаю эти отчёты! Так вот, у нас, к сожалению, большая часть работы Счётной палаты тоже идёт в урну, потому что у Счётной палаты полномочия какие? Она выявила, отправила, а дальше хоть трава не расти - никто не следит. Но стоит только высшему должностному лицу дать команду, тут же сразу появляются и сорок вагонов компромата на Березовского, и всё остальное, пусть даже через пятнадцать лет, а нам бы надо своевременно. Счётная палата - нужный орган, это наш с вами орган, но он пока не помогает нам корректировать своевременно бюджеты, корректировать своевременно работу по тем или иным направлениям и перераспределять средства. Вот правильно раньше 1 июля было перераспределение запланированных бюджетных средств, но тогда были целевые программы, было видно, у кого что есть, кто справляется, а кто не готов и просто нарисовал. Поэтому, мне кажется, надо не плодить новые законы. Прочитайте - я читал последние исследования, - что беспокоит малый и средний бизнес: первое - административные барьеры, второе - доступ к финансовым ресурсам, к которым при таких кредитных ставках малому и среднему бизнесу не подступиться, меньше чем под 20 процентов им кредит не дадут. Ну чем они могут заниматься, если для них такие процентные ставки по кредитам, какую рентабельность они должны иметь?! Вот этим Минэкономразвития надо заниматься: как снизить проценты по кредитам, как сделать бюджетные ссуды, тогда и малый бизнес ничего просить не будет, и вы не будете думать, как деньги распределять. Поддерживать бесполезные законы мы не будем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По-моему, действительно очень сомнительный законопроект, и прежде всего с точки зрения реальной помощи российским предпринимателям, малому бизнесу. Первое, законопроектом предлагается увеличить с 25 до 49 процентов возможную долю участия иностранцев в уставных капиталах малых предприятий, при этом в пояснительной записке прямо указано, что иначе они, то есть иностранцы, не смогут воспользоваться преференциями и программами государственной поддержки. Несомненно, вот это желание правительства в нынешней ситуации поддержать иностранных учредителей, пусть даже и малых предприятий, очень странно, особенно с учётом того, что ежегодно программы государственной поддержки сокращаются. Второй основной пункт, который предлагается законопроектом, - это увеличить долю участия уже российских юрлиц в капитале малых предприятий с 25 до 49 процентов. Каждый раз, когда мы вносим свои предложения по увеличению порога выручки для применения упрощённой системы налогообложения, нам правительство возражает, аргументируя тем, что в результате наших предложений крупный бизнес раздробится на малые компании с целью получения соответствующих необоснованных льгот. По-моему, предлагаемый законопроект прямо-таки эти компании к этому стимулирует! Более того, некоторые крупные корпорации, которые законодательно обязаны часть своей продукции, работ и услуг закупать у субъектов малого предпринимательства, в результате создадут "карманные" компании и будут покупать, по сути, сами у себя. Третий пункт, по поводу наделения статусом субъекта малого и среднего предпринимательства резидентов фонда "Сколково". Я, конечно, искренне рад за те 1 тысячу 52 компании, которые работают в "Сколково", но включение этого положения в законопроект говорит о том, что заниматься в России не сырьевым бизнесом, а инновациями, модернизацией и импортозамещением при традиционной системе налогообложения невыгодно и неэффективно. Российскому малому бизнесу - и мы об этом говорили неоднократно - нужны полноценные налоговые каникулы, нужно расширить правоприменение упрощённой системы налогообложения, а всем российским компаниям нужны инвестиционные льготы, связанные с вложением в отечественное производство и в инновации. Делать это нужно не только для иностранцев, но и для российских компаний, точнее, прежде всего для российских. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, отрадно, что обсуждение этих маленьких, но очень конкретных и полезных норм, связанных с малым бизнесом, порождает вот такой большой, широкий разговор про малый бизнес вообще - мы поговорили уже о системности и несистемности политики, об эффективности расходования средств, о том, какие отчёты Николай Васильевич прочитал, ну, в общем, обо всём, между тем мы с вами обсуждаем конкретный законопроект и совершенно понятные нормы. Здесь прозвучало два опасения по существу этого законопроекта: первое - это расширение возможностей участия иностранных компаний и второе - это расширение возможностей участия наших крупных компаний. Высказывалось опасение, что таким образом мы порождаем так называемые дырки в законе, через которые все наши и без того скудные средства, выделяемые на поддержку малого бизнеса, либо заберут иностранцы, либо ими воспользуется наш крупный бизнес. Я хочу напомнить, что два года назад, когда мы здесь, в этом зале, снимали ограничение для иностранцев - физических лиц, и сегодня они могут быть учредителями компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства, были те же самые опасения, однако за прошедшие два года никакого коллапса и никакого тотального растаскивания средств поддержки не произошло, более того, регионы говорят о том, что это стало реальным стимулом для более эффективной работы с инвесторами. И я думаю, что всё-таки нужно говорить о том, что сегодня мы эту норму в отношении иностранцев принимаем для того, чтобы инвесторы охотнее шли в Российскую Федерацию, в наши регионы. И конечно, Олег Владиславович прав, 49 процентов не самая привлекательная в этом смысле позиция, но тем не менее давайте двигаться в этом направлении. Что касается крупных компаний и этого вечного опасения, что все они сейчас начнут оптимизироваться. Я вот тем коллегам, которые неофиты в этой теме, хочу напомнить, что мы меняем ограничение по уставному капиталу, но ограничение по обороту для этих малых компаний мы не меняем, а значит, в этом смысле интересы и нашего бюджета, и нашего налогообложения, в общем, в достаточной степени защищены. Мы с вами говорим о том, что нам нужно развивать аутсорсинг, малые компании должны работать с крупными, но, право, смешно думать, что вот студент с каким-нибудь стартапом придёт - и сразу станет поставщиком "Аэрофлота" или КамАЗа. Именно поэтому нужно делать реальные шаги, нужно принимать конкретные, очень конструктивные меры! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Владиславович, будете выступать ещё раз? Нет. Анатолий Геннадьевич, прошу вас. Анатолию Геннадьевичу Аксакову микрофон включите. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, я также хотел поблагодарить за такое активное обсуждение законопроекта. Он действительно создаёт основы для того, чтобы реализовать цель, которая заложена в названии, вернее, в подтолковании - предлагается его принять в целях привлечения инвестиций и расширения масштабов инновационной деятельности. Те риски, которые могут возникнуть в связи с принятием этого закона и о которых говорили депутаты, они действительно существуют, и мы должны ко второму чтению посмотреть, как сделать так, чтобы, скажем так, крупные компании не создавали предприятия для реализации своих задач, иностранные компании также не создавали свои компании, малые предприятия для реализации своих задач. При этом уже есть примеры, когда иностранные компании вместе с российскими партнёрами в целях импортозамещения создают малые предприятия, скажем, по производству автокомпонентов и, пользуясь государственной поддержкой, они могут расширять свой бизнес, расширять своё присутствие на российском рынке. На мой взгляд, надо законопроект принимать в первом чтении, но я призываю всех депутатов принять участие в его доработке ко второму чтению и предложить как раз новые способы расширения инвестиционной деятельности малых предприятий и поддержки инноваций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 13 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.