Заседание № 274
05.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой иными лицами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 507 по 641 из 4558
Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Доклад Сергея Викторовича Чижова. Пожалуйста. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Напомню, что целью данного законопроекта является стимулирование освоения месторождений с трудноизвлекаемыми углеводородами, а также увеличение в дальнейшем экспорта. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, замечаний юридико-технического характера не имеется. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять его в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Вот за этот, так сказать, закон мы не станем голосовать. Всё запутали, всё льготы, льготы для наших крупнейших нефтяных компаний, но мы до сих пор не можем этого ощутить. Их бешеные доходы, сверхдоходы могли бы идти по другим направлениям, у нас давно уже должны быть мощные дороги и проблема с жильём должна быть решена, а мы вот стараемся распространять льготы по уплате вывозной пошлины ещё на каких-то лиц в рамках применения НДД, то есть не только на организации - пользователей недр, но также и на иных, осуществляющих вывоз. Пусть, мол, как можно больше людей заработает, а мы с вами - народ, страна - много не берём. Когда помощник президента Белоусов хотел забрать значительную часть сверхдоходов, заартачились, не дали, и он не довёл это до конца. Сейчас он первый вице-премьер - может быть, теперь он сможет сделать так, чтобы всё-таки мы больше получили денег для финансирования других национальных проектов. У нас все нефтяные и газовые компании сверхбогатые, а страна беднеет - с какой стати? Во многих странах мира это всё в государственной собственности, всё идёт на индивидуальные счета граждан, а мы ищем способ, как бы получше сделать так, чтобы побольше льгот дать тем, кто вывозит нашу нефть - главное богатство. Сейчас вот обрушатся цены на нефть, и с чем мы останемся? Хотя бы деньги, которые они заработали, можно было использовать, в том числе для нефтяной промышленности. Ну почему бы не восстановить министерство нефтяной промышленности и министерство газовой промышленности или не передать всё это Министерству энергетики? Монополия должна быть на главные, основные богатства. Частный сектор пусть работает, но на подряде, как посредник, так сказать, как подмастерье, а главным получателем всех богатств должно быть государство. Силуанову все должно идти, а не в Центробанк, который ни в чьём ведении не находится. И Центробанк нужно подчинить Госдуме, в доходную часть бюджета должны идти эти огромные доходы от наших недр. Здесь этого нет, поэтому мы не голосовали за этот законопроект и считаем, что нам надо прекратить создавать льготный режим для пользователей недр - крупнейших нефтяных компаний. Они просто уже не знают, куда им девать деньги! Все деньги должны находиться у нас. Америка устроит нам подарок когда-нибудь, откажется сама от доллара - и всё рухнет. У неё уже долг 23 триллиона рублей!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, я не успел нажать на кнопку, думал, вопрос ещё будет обсуждаться. Разрешите, я от имени фракции тоже обозначу нашу позицию и выскажусь. Прежде всего, нам объясняли, что, когда мы пошлину убираем, мы повышаем налог на добычу полезных ископаемых, который будет компенсировать эти потери. Но налог на добычу - это внутренний налог, и в конечном итоге это отразится на ценах для наших потребителей и производителей. Это в целом мы не можем как позитивное явление воспринимать. С другой стороны, в этом законопроекте есть положение о том, что отменяют пошлину прежде всего для дочерних предприятий нефтедобывающих компаний. Ссылка есть на налог на дополнительный доход, но мы знаем, что налог на дополнительный доход только-только начинает складываться. И ещё, уже есть предложения изменить координаты тех самых участков, с которых будет взиматься налог на дополнительный доход. Вот с учётом этого и опираясь на позитивную программу фракции КПРФ "Десять шагов к достойной жизни", в которой мы ставим вопрос о национализации природных ресурсов, наша фракция воздержится при голосовании, потому что мы считаем, что этот законопроект не решает основные проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрков Дмитрий Васильевич по ведению. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, тоже кнопка не сработала. От фракции, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на будущее: всё-таки записывайтесь сразу на выступление по мотивам, когда я предлагаю это сделать. Пожалуйста. ЮРКОВ Д. В. Уважаемые коллеги, мы данным законопроектом совершенствуем законодательство в части распространения льготы по уплате вывозной пошлины уже не только на организации - пользователей недр, которые существуют, но и на компании, которые, как правило, являются вертикально интегрированными и работают совместно с этими производителями. Соответственно, данным законопроектом мы донастраиваем налоговый манёвр, совершенствуем налоговое законодательство, налоговое стимулирование, следуем принципу предсказуемости системы налогообложения, что, по расчётам, приведёт к увеличению доходов бюджета и к 2024 году даст более 1,5 триллиона рублей. Основываясь на этом, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", пункт 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 11 мин. 43 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 233
11.09.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой иными лицами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2811 по 3265 из 4884
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, добрый день! Вашему вниманию предлагается внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона, который направлен на уточнение порядка проведения пилотного проекта, стартовавшего в российской налоговой системе в начале текущего года. Речь идёт о налоге на дополнительный доход, взимаемый при добыче углеводородного сырья. Напомню, что в соответствии с условиями этого пилотного проекта, проводимого на ограниченном количестве участков недр, перечень и условия которых определены Налоговым кодексом Российской Федерации, для этих участков недр вводится новый налог - налог на дополнительный доход. Соответственно, меняется система обложения налогом на добычу полезных ископаемых и отменяется вывозная таможенная пошлина на нефть. Соответственно, установлено условиями и налогового законодательства, и законодательства о таможенном тарифе, что освобождение от вывозной таможенной пошлины на нефть применяется при условии вывоза добытой на месторождении нефти непосредственно недропользователем. Но по итогам правоприменительной практики оказалось, что часть месторождений разрабатывается на условиях совместной разработки участка недр и на этих месторождениях нефть, добываемая и подпадаемая под пилотный проект по налогу на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья, вывозится третьими лицами. Чтобы привести условия пилотного проекта в соответствие тому, как он разрабатывался и что установлено - перенос налоговой нагрузки на экспорт нефти в налоговую нагрузку на дополнительный доход, - предлагается внести корреспондирующие изменения в Закон "О таможенном тарифе" и установить, что при наличии соответствующего подтверждения (Минэнерго будет выдавать подтверждение в случае принятия закона), что вывозимая нефть добыта на участке, подпадающем под налог на дополнительный доход, освобождение от вывозной таможенной пошлины также применяется. Законопроект во многом носит технический характер, потому что это пилотный проект, допустима его корректировка в ходе проведения. Выпадающих доходов не наблюдается, поскольку дополнительные изъятия носят двойной характер, возникают в силу неточности законодательства. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступит Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основной докладчик, представитель правительства, достаточно подробно рассказал о сути законодательной инициативы. Я лишь представлю позицию комитета. В целом комитет с концепцией законопроекта согласен, но обращает внимание на следующие замечания. Первое. Предлагаемые правительством изменения не конкретизируют, в соответствии с каким порядком будет определяться круг иных лиц, которые могут претендовать на получение льготы по таможенной пошлине наряду с организациями - плательщиками НДД. Второе. Вводимый для экспортёров документ, предоставляющий право на льготу, имеет такое же наименование, какое применяется и для компаний-недропользователей. Очевидно, что этот документ должен иметь иное содержание и иное название. Третье, одно из важнейших замечаний. Требует дополнительного обоснования дата придания обратной силы предлагаемым изменениям. В законопроекте стоит дата 1 мая 2019 года, а в основном, действующем пилотном законе - 1 января 2019 года. Есть предположение, что права экспортёров будут восстановлены не полностью. Эти и другие замечания изложены в заключении комитета по бюджету. На заседании комитета мы их обсуждали и пришли к мнению, что они будут учтены в ходе процедуры второго чтения. У Счётной палаты замечаний нет. Комитет-соисполнитель, Комитет по энергетике, с концепцией законопроекта согласен. На основании изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Задержитесь, пожалуйста, Сергей Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Вячеславович, мы согласны с вами, вы подтвердили, что, конечно, эти доходы не учитывались в бюджете, поэтому вполне логично то, что вы предлагаете, и мы поддержим данное решение. Данная форма налогообложения ставилась как приоритетная и очень перспективная. Вместе с тем хотелось бы услышать, насколько заинтересовались предприятия, которые попали в зону эксперимента, насколько эти нововведения их устраивают и как правительство будет вести себя дальше, почему так мало предприятий перешло на эту форму налогообложения, достаточно ли льгот и что правительство планирует предпринимать: убеждать или всё-таки дополнительно льготировать данный вид налогообложения, чтобы он заработал? ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопросы, Сергей Михайлович. Я напомню, что в отличие от пилотного проекта по налогу на профессиональный доход, то есть для самозанятых, где участие добровольное, налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья - это очень серьёзный эксперимент в смысле возможных последствий для бюджета, поэтому круг потенциальных участников этого пилотного проекта ограничен законодательством и по группам месторождений, которые не входят в первую и во вторую группы, то есть кроме новых месторождений, перечень участков недр и их географические координаты установлены соответствующей главой Налогового кодекса. Поэтому говорить о том, мало предприятий участвует или много, на мой взгляд, не совсем корректно. Участвует ровно столько, сколько предусмотрено законодательством - немножко другие условия. Это первое. Второе. Мы анализируем правоприменительную практику. Сейчас сентябрь, ещё даже трёх кварталов не прошло с начала действия нового налогового режима. Чтобы исключить двойное налогообложение, правительство вносит соответствующие корректировки по ходу действия, но напомню, что налоговый период по этому налогу - год. Надо хотя бы год отработать, получить отчётность, посмотреть, как осуществляется эксперимент, как налогоплательщики отчитываются, какой экономический эффект наблюдается, и потом принимать решение об эффективности либо о неэффективности. Поэтому мы смотрим, наблюдаем, мониторим и будем, естественно, отчитываться об этих результатах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, я вот как раз сегодня с утра по своему родному астраханскому региону разбираюсь с налогом на имущество малых предпринимателей, который в силу разных обстоятельств - уменьшение преференций, увеличение кадастровой стоимости - вырос в 10-20 раз, это не преувеличение. В этой связи хотелось бы задать вопрос: насколько уместно нам рассматривать преференции для нефтяников без аналогичных преференций в отношении тех реальных работяг, у которых и так мало денег, но которые сейчас находятся в сложном налоговом положении? Я имею в виду как раз ИП и микропредприятия. ТРУНИН И. В. Уважаемый Олег Васильевич, у моего ответа на ваш вопрос сразу две составляющих. В законопроекте, который сейчас рассматривается в первом чтении, не предлагается никаких преференций. Единственное, схема хозяйственной деятельности при разработке отдельных месторождений углеводородного сырья, попавших под спецрежим НДД, оказалась несколько иная, что заставляет их сейчас два раза уплачивать экспортную пошлину - один раз в составе НДПИ и НДД, второй раз - в виде экспортной пошлины, поскольку они не попали под освобождение. Чтобы это исключить, правительство предлагает, чтобы они платили не два раза, чего никто не предполагал, а один раз. Это первое. Второе, что касается роста налога на имущество и роста кадастровой стоимости. И налог на имущество, если мы говорим о налоге на имущество организаций, является региональным налогом (а налог на имущество физических лиц - местным налогом), и полномочия по государственной кадастровой оценке с недавних пор также переданы на региональный уровень. Субъект Российской Федерации имеет все полномочия, чтобы регулировать налоговую нагрузку в части налога на имущество как в части кадастровой стоимости, устанавливая правила кадастровой оценки и, собственно, проводя эту оценку, так и в части ставок, льгот и различных преференций для индивидуальных предпринимателей, для организаций малого бизнеса по налогу на имущество организаций и по налогу на имущество физических лиц, а также, кстати, по земельному налогу, который тоже является местным, поэтому тут вопрос к региональным властям. Мы на федеральном уровне, на что нам постоянно указывают и Совет Федерации, и Государственная Дума, мы стараемся не вмешиваться в части дополнительных льгот и преференций в полномочия органов управления регионального и местного уровней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Вячеславович, больше года назад при рассмотрении закона о так называемом налоговом манёвре я говорил об опасении в части повышения стоимости керосина и, следовательно, значительного повышения цены авиабилетов. От министерства был ответ, что есть меры защиты, скачки будут на уровне погрешности, однако цены на авиабилеты всё повышаются. К примеру, вчера на "Букинге" билет авиакомпании "Победа", низкобюджетной компании, по маршруту Москва - Саратов стоил 32 тысячи 999 рублей. Много это или мало? Я думаю, это очень даже высокая цена. Порой мы видим, что предлагаемые меры неэффективны, обещания неправдоподобны. Прошу вас прокомментировать данную ситуацию. ТРУНИН И. В. Комментарий в данной ситуации очень простой: налоговый манёвр, о котором вы говорили, так же как и другие меры по сдерживанию роста цен на нефтепродукты, работает. Это обсуждалось в самом конце весенней сессии. И в частности, рост цен на авиакеросин с начала года, то есть с начала проведения налогового манёвра (до 1 января никакого налогового манёвра не было), находится в пределах инфляции. Основной рост пришёлся на прошлый год, и это тоже активно обсуждалось, это было предметом отдельного обсуждения Государственной Думы. Налоговые механизмы, которые в том числе связаны и с изменением налогообложения нефтедобычи, имеют очень мало влияния на стоимость нефтепродуктов. Более того, последние решения, которые были приняты в конце весенней сессии, особенно направлены на сглаживание ценовых колебаний, а не на увеличение роста цен на нефтепродукты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, ну, у меня на ту же тему будет вопрос: сколько правительство уже заплатило нефтяникам за то, чтобы они сдерживали цены? Данные по отрицательному акцизу - назовите цифру, пожалуйста. И что вы планируете делать в дальнейшем? Вы сказали, что вроде как цены не растут, и тут же сказали, что они до этого выросли, - значит, они должны упасть до предыдущего уровня? Вот планирует ли правительство какие-то меры, которые позволили бы вернуть цены на топливо на внутреннем рынке на прошлогодний уровень, на уровень середины прошлого года? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, спасибо за вопросы. В настоящее время задачу вернуть цены на уровень середины прошлого года перед нами никто не ставил, мы над этим, честно говоря, не работали. Как опять же обсуждалось в этом зале два месяца назад, основная задача, которая перед нами ставилась, - не допустить резкого роста цен, который превышал бы инфляцию, ну и плюс рост налогов в этом году, с этой задачей правительство справляется. Более того, в конце прошлого года были внесены изменения в законодательство, им даже была придана обратная сила, которые дополнительно настраивали этот механизм технически плюс вводили механизм, который сдерживал бы рост цен в случае ценового давления в отношении авиакеросина. Этого раньше не было, с 1 июля этого года появилось. Что касается цифр. Ну, поскольку это прямого отношения к таможенному тарифу не имеет, я сейчас с точностью до копейки назвать цифры не смогу. За первые пять месяцев было больше 120 миллиардов рублей, за полгода эта цифра приблизилась к 140 миллиардам рублей, это то, что было возвращено. Когда цены на нефть снизились по сравнению с теми, которые мы... ежемесячная сумма перечисления обратного акциза упала, но в целом порядок такой: больше 100 миллиардов, порядка 120-140 миллиардов рублей. Я готов предоставить более точные данные, у меня есть вся статистическая информация помесячно, сколько было уплачено обратного акциза нефтеперерабатывающим предприятиям и сколько было компенсировано в виде компонентов ставки НДПИ, который также увязан с обратным акцизом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, когда рассматривался и принимался закон, почему так получилось, что правительство забыло о существовании нефтетрейдеров? ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, правительство всегда помнит о существовании нефтетрейдеров, просто законопроект оперировал понятиями "недропользователь" и "налогоплательщик". Налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья является недропользователь, то есть компания, которая имеет право на изначальную разведку, поиск, оценку и потом добычу полезных ископаемых на конкретном участке недр, и к этому всё было привязано. А впоследствии, поскольку в состав участников эксперимента, в частности второй группы, попали все месторождения, перечисленные в примечании 8 к Единому таможенному тарифу, оказалось, что на ряде этих месторождений, как я уже говорил в своём докладе, осуществляется совместная разработка. Недропользователь один, но, чтобы потом справедливо поделить доходы от добычи, поскольку в разработке участвует несколько компаний, реализация идёт через третью компанию. Соответственно, поскольку это пилотный проект, мы не видим ничего предосудительного в том, чтобы в ходе эксперимента корректировать подобные ситуации, которые неизбежно будут возникать на практике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Юрков Дмитрий Васильевич. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что в 2018 году мы принимали блок поправок в Налоговый кодекс, которыми определялось как раз начало налогового манёвра в нефтяной промышленности, после 2024 года уже все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу. Налоговый манёвр предусматривает уплату налога на добавленный доход с одновременным освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины на сырую нефть. И сегодня, принимая в первом чтении данный законопроект, мы совершенствуем законодательство в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организации - пользователей недр, но и на другие компании, которые, как правило, являются вертикально интегрированными в своих структурах. Конечно же, ко второму чтению нам необходимо конкретизировать, уточнить, каким требованиям должны соответствовать именно эти компании. Данным законопроектом мы, так сказать, донастраиваем налоговый манёвр, совершенствуем меры налогового стимулирования и увеличиваем предсказуемость системы налогообложения, что, безусловно, приведёт к увеличению поступления доходов в бюджет, до 2024 года даст более полутора триллионов рублей. Основываясь на этом, фракция поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Шурчанов Валентин Сергеевич от фракции КПРФ. С места. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, безусловно, позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" понятна, потому что, когда в самом начале принимался федеральный закон о налоговом манёвре, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовала за. Фракция КПРФ в тот раз не голосовала и даже голосовала против в окончательном чтении, потому что мы считаем, что принятие данного закона логически приведёт к выравниванию цен на нефтепродукты и на сырую нефть на внутреннем рынке и мировых цен. Но у нас уровень доходов населения, и налогообложение, и кредитные ставки в банках совершенно другие, поэтому с учётом паритета покупательной способности, с учётом наших экономических законов, которые сейчас действуют, мы не можем согласиться с таким положением. Собственно, это требование и соглашение появились в связи со вступлением в ВТО - чтобы все тарифы по пошлинам как бы регулировались и снижались, и мы, выполняя вот такое решение, требование со стороны ВТО, добиваем свою отечественную промышленность. Речь идёт о том, что повышаются цены на керосин, хотя со второго полугодия мы говорим: давайте мы тоже введём компенсацию, обратные акцизы. Тем не менее уже заявлено, что цены на авиабилеты, а также на перевозки внутренним транспортом - железнодорожным, автомобильным - растут, и растут гораздо выше процентов инфляции. При этом возникает законный вопрос: почему мы пошлины снимаем и одновременно повышаем на 2 процентных пункта НДС? Ведь мы получаем дополнительно какую-то жалкую, так скажем, по сравнению с триллионами прибавку - где-то 630 миллиардов рублей в год. А профицит составляет у нас порядка 2 триллионов рублей, и, более того, в ФНБ у нас порядка 8 триллионов рублей (вчера здесь коллеги говорили) - при таком огромном, в общем-то, резерве мы, по сути дела, опять унижаем и уничтожаем работу, правила работы наших отечественных предприятий. А самое главное, доходы населения не растут, нет внутреннего спроса, и, соответственно, рынок не будет расти, что приведёт к дальнейшему снижению темпов развития экономики нашей страны. Мы за этот законопроект голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Гартунг Валерий Карлович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта, сейчас попытаюсь объяснить почему. Ну, тут разные выступления были: коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сказали, что идёт донастройка налогового манёвра, но представитель правительства сказал, что это не налоговый манёвр, а всё-таки эксперимент по НДД. Да, это действительно так, но давайте разберёмся, о чём идёт речь. В стране реализуется так называемый налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Суть его такова: мы убираем экспортные пошлины (НДС мы и так с них не берём - возвращаем при экспорте нефти за рубеж) и переносим всю нагрузку в виде акциза, НДПИ, ну и НДД, как части этой системы налогообложения месторождений, в отношении которых проводится эксперимент, на добычу. Таким образом, всю тяжесть налоговой нагрузки мы переносим на нефтедобычу, то есть на внутренний рынок, потому что, если у экспортёров при продаже нефти нагрузка снижается, она соответственно перекладывается на внутренний рынок. Вот вам и причина того, почему начали расти цены на бензин. Видимо, в прошлом году нефтяники поняли, что с 1 января в полную меру заработает так называемый налоговый манёвр, и стали что-то заранее закладывать, стали цены на внутреннем рынке поднимать, ну я не знаю, чтобы, с одной стороны, заработать, а с другой стороны, пошантажировать правительство, чтобы оно тоже подумало, как нефтяникам бедным перекинуть в виде отрицательного акциза какую-то часть денег. При этом в стране не хватает денег на индексацию пенсий работающим пенсионерам. Напоминаю, что с 2016 года у нас недоиндексирована пенсия неработающим пенсионерам, был поднят налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов, и с промышленности, с экономики собрали те несчастные 630 миллиардов рублей, о которых представитель КПРФ сказал. И давайте посмотрим, как же у нас нефтянка-то живёт, давайте цифры посмотрим. Возьмём данные за 2018 год: добыча нефти - 521,3 миллиона тонн, доллар в среднем тогда составлял 62,9 рубля, стоимость нефти, средняя цена в прошлом году - 70 долларов за баррель, или 32 274 рубля за тонну, вывозная пошлина - 138 долларов за тонну, или примерно 8,5 тысячи рублей за тонну, НДПИ - примерно 9 800 рублей за тонну. Я цифры вам привожу для чего? Чтобы вы поняли, чтобы вы увидели, сколько осталось, - я сейчас вам все составляющие себестоимости назову, вычту из цены продажи, - чтобы очень просто всё это было подсчитано. Оперативные расходы на разведку, добычу и транспортировку составляют 5404 рубля на тонну - у меня цифры абсолютно точные, взяты из открытых источников, из Минэнерго. Таким образом, наценка на тонну составляет 8524 рубля, то есть при расходах в 5404 рубля добавленная стоимость составляет 8524 рубля, или 160 процентов рентабельность от затрат. Ну посчитайте! Прилично, да? Если посчитать, умножить на добычу нефти, получится 4 триллиона 444 миллиарда рублей. Вы скажете, мол, мы же не видим в отчётах по прибыли нефтяных компаний этой цифры - очень хорошо, действительно не видим. Спрашивается: а где же эти деньги - 4 триллиона 400 миллиардов рублей? И мы сейчас им, "бедным и несчастным", ещё и помогаем! И оказывается, что у нас не добывающая компания продаёт нефть, а ещё какая-то третья компания - давайте мы и ей льготу дадим. Так вот происходит! Есть список компаний, которые входят... ну, не буду называть эти частные компании, чтобы это не привело к обвалу их котировок. Хочу сказать о том, как работает эта система. Одни добывают, а другие продают, но добывающая компания продаёт по цене - затраты плюс чуть-чуть, чтобы показать неотрицательную рентабельность, а то и отрицательную рентабельность показывают по российскому учёту, а дальше нефть продаётся уже по совсем другим ценам, по мировым естественно, а разница остаётся в карманах этих компаний. Как вы думаете, где они зарегистрированы? В офшорах. Даже с трёх раз не нужно угадывать, с первого раза все угадали в этом зале - в офшорах! Вот 4 триллиона 400 миллиардов рублей. Ещё раз подчёркиваю: мы не платим пенсии работающим пенсионерам, не индексируем им пенсии, мы не индексируем пенсии неработающим пенсионерам; мы пенсионные накопления заморозили у граждан, у 30-40 миллионов человек; мы не выплачиваем внутренний государственный долг по советским вкладам; мы подняли НДС для всей промышленности, 630 миллиардов рублей собрали, что в результате привело к падению темпов роста; у нас не растут доходы граждан шесть лет. При этом мы обеспокоены "сирыми и убогими", которые все свои доходы в офшоры отправляют! Коллеги, может, мы не тем занимаемся?! Я не знаю, кто как, а я последние две недели провёл в регионе, и я вот так наслушался про работу Государственной Думы! Не хочу вам приводить здесь слова, в оригинале повторять то, что мне люди высказывали, и говорили, чтобы я вам здесь передал, - вырежут из стенограммы и ещё в комиссию по этике направят. Коллеги, мы не будем за этот закон голосовать и призываем вас тоже очень хорошо подумать. Вот какой закон надо было бы принять? Нужно отменить налоговый манёвр, перенести тяжесть налоговой нагрузки на экспорт и снизить цены на внутреннем рынке, нужно снизить НДС, выплатить пенсионерам всё, что у них забрали, а те средства из 5 триллионов рублей, которые не израсходованы за последние два года, профицит по итогам двух лет, направить на выплату внутреннего государственного долга. Вот что нужно делать, тогда экономика будет расти, доходы граждан будут расти и, может быть, нас меньше будут ругать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С заключительным словом, Илья Вячеславович, не будете выступать? Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 45 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.