Заседание № 119
О проекте федерального закона № 748267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка приостановления деятельности некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации; принят в первом чтении 14 июля 2020 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Докладывает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект в первом чтении был принят в 2020 году, однако в 2022 году мы с вами приняли Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", полностью урегулировавший в том числе те вопросы, на регулирование которых был направлен данный законопроект, в связи с этим он утратил свою актуальность. Предлагается его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Коллеги, по мотивам от фракций будут выступления? Нет. Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 50 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 306
О проекте федерального закона № 748267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка приостановления деятельности некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Докладывает Андрей Константинович Луговой. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" разработан в целях установления механизма реализации положений части 1 статьи 3 федерального закона от 28 декабря 2012 года, известного как "закон Димы Яковлева". Поправками уточняется процедура приостановления Минюстом России деятельности некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности на территории России и получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединённых Штатов Америки или реализуют на территории России проекты и программы в ущерб Российской Федерации по результатам федерального государственного контроля либо на основании сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым проектом федерального закона уточняется механизм государственного реагирования на деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и получают при этом денежные средства и иное имущество от граждан и организаций Соединённых Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты либо осуществляют свою деятельность в ущерб Российской Федерации. Ну, Андрей Константинович подробно изложил суть, я не буду повторять концептуальные вещи, которые он довёл до вашего сведения. Комитет по государственному строительству и законодательству считает, что принятие данного проекта федерального закона будет способствовать усилению мер по предотвращению угроз интересам Российской Федерации, основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности нашей страны. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. У меня вопрос к разработчику - к Андрею Константиновичу. Нет сомнений, что актуальный вопрос, законопроект. Скажите, пожалуйста, а почему вы ограничились получением денежных средств и другого имущества только от Соединённых Штатов - может быть, стоит распространить действие и на другие недружественные государства, которые реализуют аналогичную подрывную деятельность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо. Правильное замечание, и, наверное, к этому вопросу надо вернуться. Но законопроект разрабатывался мною где-то год назад, и тогда вставал вопрос конкретно об этом законе, который, напомню, был нами принят, чтобы ответить на угрозы, исходящие в первую очередь от Соединённых Штатов Америки, которые, действуя даже вне своей юрисдикции, препятствуют деятельности и российских граждан, и российских организаций вне территории Российской Федерации. Я думаю, что вопрос корректный, актуальный, и предлагаю нам с вами совместно к нему вернуться. Наверное, можно внести какие-то изменения в законопроект и касаемо других государств, которые позволяют себе агрессивные действия в отношении России и граждан Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З. Спасибо, Иван Иванович. Андрей Константинович, у меня следующее предложение, вопрос: возможно ли ко второму чтению предусмотреть поправку, чтобы учитывались не только организации, финансируемые из Соединённых Штатов Америки, а также международные некоммерческие организации, источниками поступления средств которых являются в том числе и средства, получаемые из Соединённых Штатов Америки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Константиновичу Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Да, я, собственно говоря, не вижу препятствий. Я просто предлагаю обсудить это при подготовке законопроекта ко второму чтению и внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Андрей Константинович, вот как определить виновность некоммерческой организации, когда могут быть разовые поступления, а могут быть систематические? Ну, в отношении систематических абсолютно понятно, а вот как исключить, например, провокации: кто-то специально отправит 1 доллар в некоммерческую организацию, и это будет поводом для закрытия этой некоммерческой организации. Это предусмотрено в каких-то процедурах и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Я ещё раз обращаю внимание, мы... Ещё у нас есть закон "О некоммерческих организациях", статья 32 которого чётко определяет, какой контроль ведётся за деятельностью некоммерческой организации. А также есть закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", где также всё достаточно подробно описывается: в каком порядке, в каком случае федеральные органы власти осуществляют проверку и контроль деятельности некоммерческих организаций, и, собственно говоря, в ходе проверки могут быть выяснены многие вопросы такого рода. А насчёт того, будут ли провокации, 1 доллар или 2 доллара, это вопрос уже здравого смысла и тех проверок, которые будет осуществлять, к примеру, прокуратура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Иван Иванович. Я хотел бы дополнить ответ коллеги. Законопроектом предлагается уточнить процедуру приостановления Минюстом деятельности некоммерческой организации, которая участвует в политической деятельности. Андрей Константинович ответил, Федот Семёнович: данным законопроектом просто уточняется процедура - это не потому, что ранее что-то было или чего-то не было, она идёт в рамках правового поля, которое принято в Российской Федерации. И если будут получены деньги безвозмездно либо для целей, допустим, которые дальше уже будут противоречить, вернее, соответствовать вот тем концептуальным вещам, которые есть в законе, - это нарушение конституционного строя и так далее, - бесспорно, Минюст и прокурор смогут и внеплановую проверку назначить либо Минюст уже будет принимать решение по данной организации, о запрете её работы на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Николай Гаврилович, как известно, основы конституционного строя прописаны в главе 1 Конституции. Можете ли вы привести хотя бы один пример деятельности какой-либо некоммерческой организации, чья деятельность признана угрозой основам конституционного строя, конкретный пример, в чём это может выразиться? БРЫКИН Н. Г. Сергей Владимирович, спасибо большое за вопрос, но давайте начнём с другого. Значит, что сегодня происходит в части действий НКО, которые финансируются Соединёнными Штатами Америки? Они явным образом вызывают дисбаланс на всевозможных мероприятиях, которые проводятся. Они связаны со всевозможными элементами, которые говорят, что в Российской Федерации происходит что-то то или не то. Даже вопрос конституционных поправок вызвал какой-то негатив, и в этом участвуют, бесспорно, не только НКО, но и граждане, которые под эгидой Госдепа получают финансирование. Ну давайте я вам отвечу ещё более подробно, хорошо. Скажите мне тогда - я отвечаю, но прошу и вас тоже ответить, - вот наша девушка Бутина какие действия предпринимала, что её осудили? Давайте как-то соизмерять возможности и силу, так сказать, угроз, которые сегодня идут в адрес Российской Федерации. И я не вижу сегодня смысла в дискуссии типа "приведите пример" - да я вам тысячу приведу примеров! Вы посмотрите СМИ, которые голосят о том, что всевозможные вещи Российская Федерация делает, обвиняют в разных грехах, которых мы не совершали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. Я видел, Сергей Владимирович, я видел вашу руку. "По порядку ведения" нажмите кнопку. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект, который разработан в целях установления механизма реализации положений Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Данным законопроектом уточняется процедура приостановления Министерством юстиции Российской Федерации деятельности некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и получают денежные средства и иное имущество от граждан, организаций Соединённых Штатов Америки, реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность в ущерб Российской Федерации, по результатам федерального государственного контроля (надзора) либо на основании сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры. Принятие представленного закона будет, по нашему мнению, способствовать усилению мер по предотвращению угроз интересам Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации и обороноспособности страны, ну и безопасности в целом нашего государства. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, никто из нас не хочет злоупотреблять вниманием и тратить время, но мне кажется, что вот этот резонансный законопроект ещё найдёт соответствующий отклик, особенно в наших оппозиционных кругах. Вот мы сегодня говорили о суверенитете, имея в виду суверенитет географический, касающийся территориальной целостности страны, а есть суверенитет политический, есть суверенитет национальных культур, есть суверенитет экономический, финансовый суверенитет - вот здесь, в этой деятельности как раз затрагиваются эти виды суверенитетов. Почему я задавал вопрос Андрею Константиновичу и почему я считаю и так мы уловили, что законопроект несколько архаичный (он сказал: да, разрабатывал год назад)? Вот Соединённые Штаты почувствовали, что сейчас их оголтелая, порой прямолинейная деятельность не находит поддержки, и они начинают гибко перестраиваться, учитывая это и то, что утрачивается моральное лидерство этого государства, они очень гибко реагируют и сателлитов своих притягивают к этой враждебной деятельности. Более того, как раз с этих позиций они больше знают наш национальный код, нашу культуру, наши уязвимые места и, наоборот, достоинства нашей нации. И даже последнее дело, Сафронова, - это разыгрывается у нас на глазах, мы являемся свидетелями, - есть разная трактовка, журналистское сообщество стало его защищать, не имея пока полной информации о том, что же на самом деле произошло. Видите, как интересно здесь подстраиваются, притягиваются к реализации цэрэушные программы, возможности чешских спецслужб. Мы сейчас ещё не получили полной картины всего того, что происходило, но, поверьте мне, по мере того как следствие будет продолжаться, общество будет информироваться всё больше и больше, и в конце концов мы получим полную картину того, что происходило на самом деле. Я думаю, что здесь как раз концепция новая, расширяются права Министерства юстиции, которое имеет право принимать соответствующие решения на основе информации, полученной при выполнении соответствующих контрольных функций. Более того, расширяется сфера деятельности прокурорских служб, которые тоже в полной мере будут участвовать в этом процессе. Так что законопроект, мне кажется, уместный, своеобразный, и он вписывается в ряд законопроектов, дополняющих сейчас наши конституционные нормы как раз теми нормами, которые нам очень нужны для того, чтобы государственно-патриотическая ориентация наших конституционных норм нашла своё реальное воплощение. Здесь не просто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте возможность завершить. РЫЖАК Н. И. Вот Федот Семёнович задавал вопрос про то, что, мол, 1 доллар получили... Это должна быть не просто оплата каких-то услуг, а в сочетании с подрывной деятельностью, доказанной, информативно подтверждённой. Так что здесь не просто получение денег, это как раз увязывается с деятельностью, которую осуществляет конкретная некоммерческая организация. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я вижу, что все уже устали, все хотят домой, и, разумеется, данный законопроект будет принят. Только потом, уважаемые коллеги, не говорите, что нас враги окружили и так далее. Те, у кого есть интерес, кто сюда пришёл действительно исполнять добросовестно свои обязанности, прочитайте законопроект! Некоммерческие организации бывают разные, и, вот как тут написано, они у нас, получается, бывают трёх типов: первый - те, которые занимаются политической деятельностью и получают деньги от США, от граждан США; второй тип - те, которые выполняют какие-то программы; третий тип - осуществляющие какую-то деятельность, которая может быть сочтена нарушающей основы конституционного строя или угрожающей им. И если принять данный закон в этой редакции, то абсолютно не исключено, что многие некоммерческие организации, которые осуществляют образовательную, научно-исследовательскую деятельность и так далее, пропаганду каких-то там вещей, не имеющих отношения к политике, - здесь написано "или... или... или...", - будут подпадать под действие этого закона и, грубо говоря, лишаться финансирования, что в принципе плохо для всех нас. Это первый момент. Второй момент. Слушайте, ну перестаньте вы США считать такими тупыми, как их представлял Задорнов! Да если им надо, они никогда не будут напрямую брать и перечислять средства. Они через Туркмению, через Абхазию, через кого угодно будут перечислять, через граждан Российской Федерации это будут делать, понимаете? И всё, этот ваш закон - полный пшик! Это очередной вот камень в огород... ну, типа назло маме уши отморожу. Вы знаете, Лукашенко, который тоже очень не любит, когда вмешиваются в дела его страны, поступил топорно, но просто и, может быть, даже эффективно: он не запрещал всего этого, а просто-напросто обложил налогом в пользу государства все поступления, которые получают граждане Белоруссии, то есть они ещё и зарабатывают на том, что перечисляют, как говорится, западные спецслужбы, - не знаю, как он там считает, спецслужбы это или не спецслужбы, - вот на этих вещах. То, что мы сейчас делаем, ещё раз говорю, абсолютно никакой пользы нам не принесёт, абсолютно никакой безопасности нам не добавит! А вот эти формулировки, об угрозе основам конституционного строя, безопасности, обороноспособности, - под ними можно что угодно протащить, так что любая неугодная некоммерческая организация будет закрыта. Я за этот законопроект голосовать не собираюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Константинович, заключительно слово, пожалуйста. Депутату Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Когда слушаешь отдельные выступления, порой сами собой вспоминаются такие выражения, как "то ли у него шубу украли, то ли он украл" или "путать божий дар с яичницей". Обращаю внимание: практически единогласно этот закон был принят в 2012 году. По сути дела, это был ответ на "закон Магнитского" - ваш покорный слуга туда был включён в 2016 году решением уходящего президента США Барака Обамы. Где Магнитский, а где я - вообще этого не понимаю! Я привёл пример с собой не случайно, и уже был приведён пример, когда гражданка Российской Федерации 18 месяцев в тюрьме просидела по линии ФБР, так сказать, и так далее, и тому подобное. А вот болтовню вокруг того, что любая некоммерческая организация может подвергнуться какому-то агрессивному воздействию со стороны Российского государства без всяких на то оснований, считаю абсолютно голословной. Более того, рекомендую ещё раз перечитать предложенные поправки - там лишь уточняются отдельные детали, более того, просто конкретнее говорится, в каких случаях можно приостанавливать деятельность некоммерческой организации. Уважаемые коллеги, это законопроект во многом именно политического характера. Мы тем самым заявляем, что тоже готовы действовать жёстко и принципиально в отношении и граждан Соединённых Штатов Америки, и их организаций, которые пытаются нарушать наш суверенитет и воздействовать на конкретных граждан Российской Федерации. Любой из здесь сидящих, и любой из родственников здесь сидящих, и наши избиратели - любой за пределами Российской Федерации абсолютно голословно может быть обвинён и окажется в сложной, трудной ситуации, а то и в тюрьме. Мы должны реагировать на такого рода угрозы, поэтому ещё раз предлагаю проголосовать, естественно, за законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Гаврилович Брыкин. Пожалуйста, включите микрофон содокладчику. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Иван Иванович. Я честно скажу, что с глубоким уважением отношусь к Иванову Сергею Владимировичу, он профессионал и зрелый политик, но есть ряд моментов. Сергей Владимирович, это, конечно, ваше право, как думать (и у каждого из нас есть такое право), но не надо думать о Соединённых Штатах Америки - пусть они сами за себя думают, мы должны смотреть, что у нас в стране происходит. А то, что сегодня происходит... Мы сегодня пытаемся ввести этим законопроектом как бы только некую процедуру контроля. Но когда под всевозможными инсинуациями денежные средства от гражданина, от благотворительной организации перечисляются и у нас начинают расшатывать ситуацию в стране, то я считаю, что вы, как гражданин Российской Федерации, должны понимать: это недопустимо. И сегодня говорить, что что-то сделано или не сделано... ну кто возражает-то? Ко второму чтению, пожалуйста, предлагайте поправки, будем рассматривать, и ваш опыт, как политика с большим стажем, будет востребован. Будем работать дальше уже ко второму чтению над этим законопроектом. Я считаю, что данный проект федерального закона очень важный и нужный и, бесспорно, мы должны проголосовать за его принятие в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 18 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.