Заседание № 253

12.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 747316-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2247 по 2292 из 6100
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета          
выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам,    
в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных     
средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их   
в причастности к террористической деятельности". Докладывает Максим             
Анатольевич Иванов.                                                             
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает        
введение запрета быть учредителями некоммерческих организаций, общественных     
объединений лицам, в отношении которых межведомственным координационным         
органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма,   
принято решение о замораживании денежных средств или иного имущества.           
Поправок к законопроекту не поступило. Законопроект прошёл все согласования,    
замечаний юридического и юридико-технического характера не имеется. Комитет     
предлагает принять рассматриваемый законопроект во втором чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, поправок нет - ставлю законопроект на голосование во втором чтении.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит         
включить данный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на    
14 ноября 2019 года для рассмотрения в третьем чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 238

24.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 747316-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3006 по 3293 из 5139
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета          
выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам,    
в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных     
средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их   
в причастности к террористической деятельности". Доклад официального            
представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Вадима        
Витальевича Фёдорова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником,       
членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение   
о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с   
достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической       
деятельности" разработан в соответствии с решением Межведомственной комиссии    
по противодействию экстремизму в Российской Федерации. В связи с этим, а        
также учитывая, что Российская Федерация приняла на себя обязательства по       
исполнению рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием    
денег, федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об               
общественных объединениях", "О свободе совести и о религиозных объединениях"    
установлено ограничение, согласно которому учредителем (участником, членом)     
некоммерческой организации не может быть лицо, включённое в перечень            
организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их        
причастности к экстремистской деятельности или терроризму.                      
                                                                                
В соответствии со статьёй 7-4 закона "О противодействии легализации             
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма" полномочие принимать решение о замораживании (блокировании)         
денежных средств или иного имущества, принадлежащего организациям или           
физическим лицам, в отношении которых имеются достаточные основания             
подозревать причастность их к террористической деятельности (в том числе к      
финансированию терроризма), предоставлено межведомственной комиссии по          
противодействию финансированию терроризма в Российской Федерации.               
                                                                                
Законопроектом предлагается в федеральные законы "О некоммерческих              
организациях", "Об общественных объединениях" и "О свободе совести и о          
религиозных объединениях" ввести ограничения, запретив выступать учредителем    
(участником, членом) некоммерческой организации лицу, в отношении которого      
указанной межведомственной комиссией принято решение о замораживании            
(блокировании) его денежных средств или иного имущества.                        
                                                                                
Прошу поддержать указанный законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Рамзила Рафаиловича Ишсарина.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вадим Витальевич в своём     
докладе подробно доложил о концепции законопроекта. Комитет поддерживает        
предлагаемые законопроектом изменения и полагает, что они позволят снизить      
риск поддержки терроризма через некоммерческий сектор нашей страны, а также     
усилить контроль за организациями, физическими лицами, связанными с             
террористическими организациями и террористами.                                 
                                                                                
На основании изложенного предлагается принять законопроект в первом чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы?                                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. У меня к представителю правительства вопрос.                        
                                                                                
В 115-м федеральном законе есть перечень - помимо терроризма там ещё            
легализация, отмывание, и, как вы сказали, межведомственная комиссия            
принимает решение. Очень многие бизнесмены жалуются, что имеется в том числе    
и коррупционная составляющая, когда банки этим злоупотребляют, многим людям     
потом удаётся разморозить свои счета, но это, к сожалению, приводит к           
определённым затратам. Вот теперь говорится, что лицо не может быть             
учредителем какой-то коммерческой структуры, - как технически это будет         
происходить? Почему это не по решению суда, а по решению комиссии? Если он      
уже является учредителем, тогда что, будут просто аннулировать его долю в       
бизнесе? Вот этот технический аспект поподробнее поясните, пожалуйста.          
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы обратить внимание, что      
указанный законопроект не имеет никакого отношения к коммерческим структурам.   
Вносятся соответствующие изменения, как я уже сказал, в федеральные законы "О   
некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях" и "О свободе       
совести и о религиозных объединениях", соответственно, сфера действия           
указанного законопроекта никак не пересекается с деятельностью коммерческих     
структур, с вопросами, связанными с бизнесом. То есть это вопросы, связанные    
с ограждением от экстремистских и террористских проявлений, в отношении         
именно некоммерческого сектора.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вадим Витальевич, скажите, пожалуйста, будет ли предусмотрен какой-то срок      
для выхода членов из обсуждаемых нами организаций? И какие санкции будут        
предусмотрены для граждан, не успевших выйти из подобной организации?           
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое. У нас сейчас, в данный момент, как уже было      
отмечено, сформирован перечень тех лиц, в отношении которых в судебном          
порядке принято решение об их причастности к экстремистской и                   
террористической деятельности. Алгоритм отработан и довольно успешно            
действует: в случае выявления таких лиц из указанного перечня в                 
управленческих органах некоммерческих организаций территориальные органы        
Министерства юстиции направляют соответствующее предупреждение указанной        
некоммерческой организации с установлением месячного срока на принятие          
решения о выводе их из состава учредителей (участников) данной некоммерческой   
организации. В случае неисполнения законных требований в месячный срок          
Министерство юстиции, учитывая предоставленные полномочия, может обратиться в   
суд с целью ликвидации указанной некоммерческой организации. То есть данный     
механизм есть, он работает, и в соответствии с ним предоставляется              
достаточный срок для выхода из числа учредителей данной некоммерческой          
организации.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Вадим Витальевич, у меня вопрос в рамках реализации            
законодательства в этой сфере. На сайте Росфинмониторинга я ознакомился со      
списком организаций и лиц, причастных к терроризму, к экстремизму и так         
далее. В разделе исключённых есть информация только о российских физических     
лицах, а о российских юридических лицах нет упоминания. Скажите, пожалуйста,    
если сможете, у нас кто-то из юридических лиц пытался выйти из этого перечня,   
и если да, то почему у них не получилось?                                       
                                                                                
И второй вопрос. Ещё в декабре 2018 года президент проводил заседание Совета    
по развитию гражданского общества и правам человека, среди прочих вопросов      
был разговор о "Свидетелях Иеговы". Как вы знаете, президент тогда сказал,      
что это полная чушь, когда их внесли в этот перечень как религиозную            
организацию. Я посмотрел буквально вчера - там фигурирует несколько десятков    
региональных отделений, они в этом перечне ещё присутствуют. Скажите,           
пожалуйста, по поручению президента проводилась ли проверка и какие             
результаты?                                                                     
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо. В части ликвидации организаций, которые включены в       
перечень, я хотел бы привести небольшую статистику, у меня есть данные за       
2017, 2018 и девять месяцев текущего года. В 2017 году было выявлено в 16       
некоммерческих организациях 16 лиц, включённых в перечень организаций и         
физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к       
экстремистской деятельности или терроризму, соответственно, ликвидировано       
девять организаций, устранены нарушения в семи организациях - то есть           
стопроцентный результат. В 2018 году в 12 некоммерческих организациях было      
выявлено 13 таких лиц, и по результатам данной работы шесть организаций         
ликвидирована, в шести организациях нарушения устранены. Как я уже сказал, за   
девять месяцев текущего года в пяти некоммерческих организациях было выявлено   
пять лиц, и в настоящий момент в четырёх организациях нарушения устранены, в    
адрес одной организации вынесено предупреждение. В случае неустранения          
нарушения в указанный в предупреждении срок Министерство юстиции в              
установленном порядке будет обращаться в суд по поводу ликвидации данной        
организации.                                                                    
                                                                                
Что касается второго вопроса. В рамках предоставленных Министерству юстиции     
полномочий мы осуществляем... В отношении "Свидетелей Иеговы", как вы знаете,   
было принято решение о ликвидации данной организации на основании судебных      
решений, по данному вопросу были пройдены все инстанции - и апелляционная, и    
кассационная. И Министерством юстиции уже исходя из этих решений было принято   
итоговое решение. Вопрос о проведении проверки решения, принятого               
Министерством юстиции... Насколько я владею информацией, проверка не            
проводилась.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вадим Витальевич, некоторые цифры вы уже назвали -     
за 2017, 2018 годы и текущий период этого года, - и тем не менее уточните,      
пожалуйста, в случае принятия проекта федерального закона сколько лиц в целом   
может попасть под действие предлагаемых новелл и будут ли приняты меры - если   
да, то какие - по исключению их участия в руководстве некоммерческих            
организаций?                                                                    
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Вы знаете, я специально привёл статистику, сколько у нас в год    
выявляется в числе учредителей лиц, включённых в указанный перечень             
организаций и физических лиц. Если вы обратили внимание, в 2017 году их было    
16, в 2018 году - 12 и за девять месяцев текущего года выявлено пять лиц. То    
есть планомерная работа, которая ведётся Министерством юстиции в указанной      
сфере, приводит к уменьшению их количества, поэтому я не могу сейчас            
спрогнозировать, увеличится ли число лиц, которые Министерство юстиции в        
соответствии со своими полномочиями выявляет и принимает по ним решения, но     
счёт идёт на единицы.                                                           
                                                                                
Алгоритм действий: вынесение предупреждения и обращение в суд.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вадим Витальевич, коллега Альшевских вам задал вопрос   
по поводу поручения президента в отношении "Свидетелей Иеговы", вы так и не     
ответили. Всё-таки скажите, будет какая-то проверка по поручению президента     
или нет? Это первый вопрос.                                                     
                                                                                
И второй вопрос: когда гражданину блокируют счета по судебному решению, здесь   
всё понятно, а вот когда их блокируют просто по решению межведомственной        
комиссии, то каким образом он может доказать, что это сделано ошибочно? То      
есть какие здесь меры защиты, каким образом гражданин может защититься от       
ошибочного либо заведомо неправомерного решения?                                
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопросы. Ну, я ещё раз хотел бы сказать, что   
проверка решения, принятого Министерством юстиции о ликвидации названной        
организации, не осуществлялась. Решение было принято на основании вступившего   
в законную силу решения суда, поэтому действия Министерства юстиции не          
проверялись.                                                                    
                                                                                
Относительно второго вопроса, того, как гражданин может обжаловать такие        
действия. В общем порядке. Если на него распространено действие норм            
указанного закона, он обращается в суд, и в случае подтверждения того, что      
решение вынесено ошибочно, блокировка снимается. В судебном порядке.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддержит       
данный законопроект, потому что наш некоммерческий сектор надо оградить от      
финансирования террористической деятельности. Конечно, это очень серьёзная      
угроза, поэтому наша фракция уделяет ей большое внимание.                       
                                                                                
Что касается "Свидетелей Иеговы". Там имеются вступившие в силу решения суда,   
которые никем не отменены, поэтому, пока их не отменят, иного быть не может.    
                                                                                
Ещё раз скажу, что фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
приняла решение поддержать этот законопроект. Вместе с тем есть замечания, на   
которые я хотел бы обратить внимание.                                           
                                                                                
Первое. Я задавал вопрос о том, каким образом граждане могут защитить свои      
права, если решение в их отношении было принято ошибочно. Я не придумал эту     
ситуацию, такая практика, к сожалению, сегодня есть, когда гражданин, получая   
деньги на счёт, вдруг узнаёт от банка, что, дескать, извините, ваш перевод      
заморожен. Он пытается в банке запросить основание, а ему отказывают в          
информации, то есть ему вообще никаких данных не дают. Ему даже в суд не с      
чем обратиться, понимаете? И вот как быть в этой ситуации, когда гражданину     
платёж не возвращают и в то же время никаких оснований нет, ему нечего          
опротестовывать, нет решений? В суд можно идти опротестовывать чьё-то           
решение, какого-то органа, а когда его нет на руках, то и нечего                
опротестовывать. Это вот такой важный момент, обратите на него внимание. Как    
в этой ситуации быть?                                                           
                                                                                
И второе. Понятно, вы объяснили, что есть судебное решение по "Свидетелям       
Иеговы", но также есть ещё и позиция президента, которую, наверное,             
игнорировать нельзя, поэтому я думаю, что как-то этот вопрос должен             
разрешиться.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет.     
Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже нет.                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления        
запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации   
лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании)       
денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями         
подозревать их в причастности к террористической деятельности".                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.