Заседание № 264
О проекте федерального закона № 746282-8 "О внесении изменений в статьи 11-1 и 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части расширения способов составления извещения о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11-1 и 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад Ивана Николаевича Бабича. Пожалуйста. БАБИЧ И. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11-1 и 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", рассматриваемый нами во втором чтении. Законопроектом предлагается расширить возможности подачи извещений о дорожно-транспортном происшествии, составляемых в порядке, установленном статьёй 11-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", то есть без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, - путём использования не только федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", как это имеет место в настоящее время, но и официальных сайтов страховщиков в сети "Интернет", мобильных приложений или информационных систем профессиональных объединений страховщиков. Принятие предлагаемого законопроекта увеличит количество способов оформления извещения о ДТП в форме электронного документа и будет способствовать увеличению количества случаев составления электронных извещений о ДТП водителями причастных к ДТП транспортных средств без вызова сотрудников полиции и снижению нагрузки на органы внутренних дел. Для граждан остаётся возможность подачи извещения традиционным способом - с вызовом сотрудников ДПС, либо при обоюдном согласии и наличии видеорегистраторов существует возможность подать извещение в упрощённом порядке. Собственно говоря, данный законопроект просто увеличивает возможности граждан при выборе способа подачи извещения. На данный момент эта услуга достаточно востребована: в течение двух последних лет уже порядка 6 тысяч человек ежемесячно используют упрощённый порядок, и мы видим лавинообразный рост, так как для граждан это очень удобно. К законопроекту поступило пять поправок, все они носят редакционный или кодификационный характер и рекомендуются к принятию. Прошу принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 39 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 03 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БАБИЧ И. Н. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний правового, юридико-технического или лингвистического характера по проекту не имеется. Прошу принять данный проект федерального закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Рассматриваем. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 57 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 251
О проекте федерального закона № 746282-8 "О внесении изменений в статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части расширения способов составления извещения о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Ивана Александровича Чебескова. Пожалуйста. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается установить правовые основания для подключения информационных систем страховых компаний, страховщиков к федеральной государственной информационной системе ЕСИА. Данные изменения обеспечат правовую базу для подключения страховых компаний к ЕСИА, предоставят страхователям, гражданам возможность использования сервиса страховщика через мобильное приложение для оформления фотофиксации данных о ДТП или электронного извещения о ДТП, а также будут способствовать увеличению количества случаев составления электронных извещений о ДТП водителями причастных к ДТП транспортных средств без вызова сотрудников полиции и повлекут сокращение случаев страхового мошенничества при оформлении ДТП по европротоколу. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Николая Григорьевича Цеда. ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Александрович, уважаемые коллеги! Речь идёт о так называемом европротоколе. Что законопроект решает, какие вопросы? Законопроект прежде всего решает ряд вопросов, связанных с бюрократическими препонами, разгружает наши специальные структуры, органы МВД от излишней бюрократической загруженности, упрощает взаимоотношения между виновниками ДТП - можно будет через мобильное приложение, через специальные информационные системы страхового сообщества оформлять европротокол и, соответственно, извещать об этом страховые компании, что действительно упрощает работу. Комитет поддерживает законопроект и просит принять его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Ткачёв Антон Олегович. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос: всё-таки каким образом данный механизм будет работать в случае, если участники ДТП имеют разногласия друг с другом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Антон Олегович, данное предложение дополняет те механизмы, которые уже сейчас есть. Напомню, что сейчас, чтобы оформить ДТП через европротокол, у нас существуют государственные сервисы - это "Госуслуги Авто" и "Помощник ОСАГО", который сделал Банк России вместе с Российским союзом автостраховщиков. Эти два механизма уже работают, они централизованные. Но не все страховые компании имеют возможность через собственные приложения так же оформлять ДТП, в электронном виде, и данная инициатива даст возможность нашим страховым компаниям делать это через свои мобильные приложения. Многим гражданам удобнее пользоваться мобильным приложением, где все их данные уже есть, например "Госуслуги Авто", не нужно их вбивать дополнительно, когда что-то случилось и вы на улице стоите, не нужно этим заниматься. Так что ничего не меняется, мы просто добавляем дополнительную возможность. Если это можно оформить как европротокол, то есть если не было вреда жизни и здоровью, если участвовало только две машины - в таких случаях это оформляется, - то это просто дополнительная опция, ею можно пользоваться, можно не пользоваться, это желание гражданина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Александрович, первый вопрос. Европротокол - само наименование, почему он вот так называется? Это международный стандарт, привязка к нему или это продолжение стремления быть похожими на Европу? Вот как у нас был евроремонт - всё, что "евро", казалось лучше. Это первое. Второе. Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы оформить опять же европротокол, необходимо, чтобы оба участника дорожно-транспортного происшествия были зарегистрированы на "Госуслугах"? ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Айдар Раисович, спасибо за вопросы. Ну, европротокол - это устоявшаяся практика. Сейчас не смогу ответить, откуда идут корни этого выражения. Я думаю, что замечание вполне справедливо, можно это словосочетание поменять. По поводу вашего сутевого вопроса, по оформлению. Действительно, сейчас, чтобы оформить, нужно регистрироваться на "Госуслугах Авто" либо нужно регистрироваться в приложении "Помощник ОСАГО". Если этот закон будет принят, то далее у граждан будет возможность через мобильное приложение страховщиков (у некоторых это мобильные приложения банков, они совмещают, если в группе есть и банк, и страховая компания) подавать заявление в более упрощённом виде, потому что у этой компании уже есть вся информация о гражданине - его фамилия, имя, отчество, персональные данные и так далее. Поэтому, на наш взгляд, это даст возможность в каких-то случаях упростить подачу заявлений для граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Иван Александрович, законопроект содержит право водителей передавать информацию о ДТП через сервисы "Госуслуги" и "Госуслуги Авто", но не содержит обязанности страховщиков принимать эту информацию. В результате может сложиться ситуация, когда водитель будет говорить, мол, я всё направил согласно закону, а страховщики будут говорить, что они не получали, потому что по договору вы обязаны им передать, а не через сторонние какие-то сервисы. Как быть в этом случае? Люди же будут страдать. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Олег Юрьевич, спасибо большое за вопрос. Мы готовы посмотреть, если вы тут видите какие-то юридические пробелы, и ко второму чтению доработать текст. Нужно посмотреть, если пробел есть, мы готовы его устранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. С места. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На самом деле данная инициатива касается каждого из нас, потому что мы либо водители, либо пассажиры и никто не застрахован от попадания в ДТП. Действительно, в развитых странах давно хорошо работает практика европротокола. У нас она относительно недавно тоже была внедрена, но у многих ещё стереотипное восприятие, боятся не вызвать сотрудников полиции. Почему? Не сразу можно увидеть скрытые повреждения или есть опасения, что потом страховая компания не признает это страховым случаем и не компенсирует либо не проведёт необходимые ремонтные работы. Поэтому предпочитают ждать часами, а бывает, что очень долго приходится ждать, особенно если где-нибудь на удалённом расстоянии от муниципального образования происходит ДТП, да ещё в непогоду. Соответственно, это всё создаёт определённую нервозность, неразбериху и для водителей, и для сотрудников дорожной полиции. Поэтому в целом правильно, что мы в этом направлении движемся, и фракция ЛДПР поддержит эту инициативу. Надо отдать должное, наш диалог между парламентом, Центральным банком, РСА во многом привёл к тому, что продукт ОСАГО стал работать гораздо лучше. Но проблемы остаются. Первое. Мы во фракции ЛДПР настаивали и продолжаем настаивать, что ОСАГО должно быть привязано не только к конкретному транспортному средству, но и к конкретному владельцу транспортного средства, конкретному водителю, это страхуется его автогражданская ответственность. Второе. Пришло время, когда уже пора повышать пределы страховых компенсаций или пределы сумм, на которые можно делать ремонтные работы. Ну и третье. Вот мы с вами разбирались с новыми средствами мобильности, с самокатами. У нас курьеры с бешеной скоростью гоняют по тротуарам, сбивая пешеходов, и на дорогах они провоцируют дорожно-транспортные происшествия, а у них страховки нет. Соответственно, с чем сталкиваются законопослушные водители? Когда такое ДТП происходит, им страховая компания компенсировать ничего не будет. И мы уже неоднократно предлагали - такая инициатива есть в портфеле Государственной Думы, - чтобы все курьеры имели полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Либо давайте найдём другой механизм, и фракция ЛДПР будет это вместе с общественными организациями делать, искать и предлагать, чтобы наши водители были защищены в том случае, если не по их вине случилось ДТП, если провокатором, или инициатором, или виновником стал тот же курьер на самокате, и получили полноценную компенсацию. Ну а если следовать дальше этой логике, надо страховать наших водителей и от коммунальных структур, служб, которые плохо выполняют свои обязанности: сосульки падают на стёкла, на машины в целом, не убирают дорожный мусор, что тоже провоцирует дорожно-транспортные происшествия, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 20 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.