Заседание № 251

20.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 746280-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части возможности установления экспериментального правового режима, позволяющего кредитным организациям проводить удалённую идентификацию клиента при открытии банковского счёта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4591 по 4841 из 5102
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7         
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад               
официального представителя правительства статс-секретаря - замдиректора         
Федеральной службы по финансовому мониторингу Германа Юрьевича Негляда.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему         
вниманию законопроект направлен на развитие доступности финансовых услуг в      
Российской Федерации. Действующим законодательством установлено правило об      
обязательном личном присутствии клиента либо его представителя при открытии     
первого банковского счёта. Законопроект предусматривает возможность             
установления экспериментального правового режима с целью апробации различных    
способов удалённой идентификации для открытия счёта.                            
                                                                                
Напомню, что обязательными условиями экспериментального правового режима        
согласно базовому закону являются ограничение объёма финансовых операций,       
количества лиц, в отношении которых финансовые операции осуществляются, учёт    
рисков финансовой безопасности, а также иные обязательные ограничения. Таким    
образом, формат эксперимента, предлагаемый в законопроекте, позволит            
всесторонне оценить новации, минимизировать возможные риски злоупотребления     
новыми инструментами и в конечном счёте избрать самые безопасные для граждан,   
для клиентов способы идентификации.                                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Аркадия Николаевича Свистунова.                                        
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, настоящий законопроект был рассмотрен Комитетом по           
финансовому рынку и поддержан им. Очень актуальный законопроект в связи с       
активным развитием так называемого финтеха в финансовом секторе, то есть        
использованием новых технологий, позволяющий активизировать предоставление      
различных услуг и удешевлять их. Однако для того, чтобы оценить риски,          
которые будут при этом, возможно, возникать, как раз таки очень актуально       
применить экспериментальный правовой режим.                                     
                                                                                
Решения о том, что будет разрешено, и как это будет делаться, и кого            
подключать к использованию этого эксперимента, будет принимать Центральный      
банк по согласованию с органами финансового мониторинга, с ФСБ, с Минцифры.     
Таким образом, будет осуществлён достаточный, на наш взгляд, контроль для       
прохождения этого эксперимента и в то же время будет отработана сама            
технология, которая в дальнейшем, может быть, позволит сделать этот режим       
постоянно действующим.                                                          
                                                                                
Комитет по финансовому рынку поддержал настоящий законопроект.                  
Соответственно, просим вас также поддержать указанный законопроект.             
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, ну, надёжность Центрального банка не     
подтверждается тем, что 356 миллиардов долларов золотовалютных резервов...      
пока ни одного иска не предъявлено. Более того, - для тех, кто не знает, - в    
последний месяц опять начали закупать долговые обязательства США. Скажите,      
пожалуйста, сколько продлится правовой режим и насколько надёжна данная         
технология? Сегодня вот у многих депутатов есть обращения: в действующих        
условиях - махинации в отношении физических лиц на десятки миллиардов.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в правительственной ложе.               
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю. Уважаемый Николай Васильевич, согласно базовому закону об          
экспериментальных правовых режимах в программе экспериментального правового     
режима в обязательном порядке должен быть указан срок его действия, то есть     
он не бесконечен, он ограничивается сроками. По практике, это один, два,        
максимум три года.                                                              
                                                                                
Что касается безопасности, законопроект не предусматривает сейчас конкретных    
способов удалённой идентификации. Эти способы будут в программе                 
экспериментального правового режима упомянуты и согласованы с органами,         
которые содокладчик отметил, - с органами безопасности, Минфином и              
Росфинмониторингом. Но в любом случае экспериментальный правовой режим,         
эксперимент будет проводиться на ограниченном числе клиентов, с ограниченным    
числом участников, чтобы все риски взвесить и, может быть, принять решение о    
постоянном закреплении, а может быть, и не принять такого решения.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Герман Юрьевич, это замечательно, что мы взвешиваем риски. Но, вы     
знаете, я думаю, что большинство в этом зале уже около года получает из самых   
разных банков самыми разными способами настойчивые предложения о                
дистанционном открытии счетов с теми или иными выгодами для тех или иных        
банков, причём ряд этих предложений исходит от государственных банков.          
Правильно ли я понимаю, что весь этот год, а то, может быть, и больше вся эта   
рекламная вакханалия... поскольку это не сопряжено с визитом в банк, это всё    
бесконтактно, это всё по Интернету, правильно ли я понимаю, что всё это         
незаконно и за этот год никто из правоохранительных органов, органов            
безопасности и так далее не обратил на это внимания и, наверное, дальше не      
обратит?                                                                        
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю. Михаил Геннадьевич, спасибо за вопрос. Не совсем так. В докладе    
я отмечал, что речь идёт о первом открытии счёта. Действующее                   
законодательство сейчас предусматривает возможность дистанционного открытия     
счёта в различных ситуациях, допустим, второй и последующие счета в том же      
банке либо счета в других банках при биометрической идентификации, если         
первый визит в соответствующий банк клиентом был нанесён. Я думаю, что то, о    
чём вы говорите, связано вот с этими способами идентификации, которые сейчас    
закреплены в законе. В любом случае решение об открытии счёта принимает         
самостоятельно клиент.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Герман Юрьевич, в пояснительной записке говорится о    
том, что основанием для принятия этого закона является желание                  
модернизировать банковские услуги, но ни слова не говорится о потребности в     
этом клиентов. Скажите, пожалуйста, а есть ли заказ всё-таки банкам на то,      
чтобы была удалённая идентификация клиента? Коллеги говорили о том, что много   
случаев массового мошенничества, и каждый из нас всякий раз получает            
обращения от своих избирателей, и в социальных сетях мы это видим.              
                                                                                
Кроме того, говорится о том, что необходим ещё и нормативный акт Центробанка,   
для того чтобы ввести в действие вот эту экспериментальную норму, - а когда     
мы увидим этот акт Центробанка, чтобы понять, о чём идёт речь?                  
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо, Нина Александровна, за вопросы.                           
                                                                                
Что касается акта Центробанка, он ко второму чтению может быть представлен.     
Но если быть до конца точным, на это обратило внимание Правовое управление      
Аппарата Госдумы, в законе об экспериментальных правовых режимах речь идёт о    
решении Центрального банка, которое будет согласовано с теми тремя              
ведомствами, которые упомянуты в законопроекте.                                 
                                                                                
Что касается пояснительной записки и потребностей клиентов, да, такая           
потребность есть. Например, иностранные граждане, которые хотят посетить        
Россию с туристическими целями, в своей стране не имеют возможности открыть     
удалённо счёт по карте "Мир", чтобы здесь пользоваться такими услугами, а по    
прибытии сюда иностранные платёжные системы не работают. То есть это            
поддержит в том числе и туристическую отрасль.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Вот Герман Юрьевич правильно сказал в части нерезидентов, то    
есть иностранцев. Кроме того, в нашей стране при активном развитии так          
называемого финтеха (это, например, маркетплейсы и тому подобные вещи)          
дистанционное открытие счетов достаточно сильно сейчас актуализировано и для    
граждан, потому что очень часто, выходя на маркетплейс, гражданин видит, что,   
чтобы совершить там операцию, необходимо открыть счёт. Кроме того, у нас        
огромная страна, вы же знаете, и не везде есть банковские офисы.                
                                                                                
Что касается несовершеннолетних, вот эти все способы, которые здесь             
предусматриваются для открытия, не будут работать по телефонному звонку, нет.   
Не зря там указывается Минцифры, не зря там указывается служба финансового      
мониторинга, не зря там указывается ФСБ. Там будет работать определённая        
технология, которая будет позволять с достаточно высокой степенью надёжности    
идентифицировать клиента.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция не       
будет поддерживать представленный эксперимент, во всяком случае до тех пор,     
пока Росфинмониторинг вместе с Минцифры, не знаю, Ростелекомом, ФСБ не          
оградят миллионы наших граждан от атак мошеннических телефонных ОПГ, да ещё     
действующих под прикрытием СБУ и прочих западных спецслужб. Вот этим,           
господа-товарищи, займитесь, защитите граждан! На это время я предложил бы      
вообще запретить дистанционное оформление и счетов, и кредитов на граждан,      
потому что этим пользуются наши враги. Миллиарды, миллиарды рублей вот так      
отняты, да ещё и направлены на вооружение ВСУ! Вот чем нужно вам заниматься,    
уважаемые коллеги! Где ЦБ со службами безопасности банков? Почему людям         
оформляют кредиты за сутки? Граждане находятся в чёрных списках, сами никогда   
не получат кредиты - мошенники из Киева оформляют на них кредиты, пользуясь     
украденными из защищённых, как нам когда-то говорили, хранилищ личными          
данными. Вот заявление главы "Ростелекома": 600 миллионов личных дел граждан,   
которые были размещены в банках и других организациях, украдено вот этими       
"специалистами" - врагами и шпионами, террористами, я не знаю, диверсантами.    
Поэтому защитите людей сначала, а потом продолжайте ваши эксперименты во        
благо иностранных туристов.                                                     
                                                                                
Что за день сегодня?.. Один тут выступил, говорит: давайте сейчас сделаем всё   
возможное и невозможное для того, чтобы иностранцы русский язык с нуля учили    
в 1-м, во 2-м, в 5-м классе; вы пришли защищать интересы не граждан России,     
которые туристические какие-то маршруты тут совершают... Граждан России         
защитите! Потом всё остальное.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бахарев Константин Михайлович.                            
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, хочу возразить Олегу              
Анатольевичу. Если следовать его логике, то нужно полностью прекращать          
дистанционное обслуживание клиентов и банков, и микрофинансовых организаций,    
и других участников финансового рынка до тех пор, пока мы не возьмём Киев,      
Днепропетровск, Одессу и другие города, откуда сегодня работают те самые        
кол-центры, о которых говорил коллега Нилов. Ну, эту логику сложно понять и     
принять. Это, конечно, не отменяет необходимости борьбы с этими кол-центрами,   
но тем не менее, почему нужно ставить препятствия добросовестным практикам      
дистанционного обслуживания, абсолютно непонятно.                               
                                                                                
Что касается иностранных туристов, то это не во вторую и даже не в третью       
очередь для них принимается, тем более не в первую. В первую очередь это        
принимается для потребителей финансовых услуг - граждан Российской Федерации.   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и предлагает всем коллегам    
поддержать его принятие в первом чтении.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик,        
заключительное слово? Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации         
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма", пункт 21.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.