Заседание № 34

04.07.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 74620-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления в пользование участков континентального шельфа; принят в первом чтении 27 июня 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4022 по 4138 из 5878
Переходим к пункту 27. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и отдельные   
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Комарова.                                                   
                                                                                
КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по   
природным ресурсам, природопользованию и экологии подготовил объявленный        
председательствующим законопроект для рассмотрения во втором чтении.            
                                                                                
К законопроекту поступило пять поправок, которые комитет рекомендует принять.   
Поправки направлены на согласование Федерального закона "О континентальном      
шельфе Российской Федерации" с законодательством Российской Федерации о         
недрах и законодательством Российской Федерации о газоснабжении в части         
закрепления норм о том, что участок недр федерального значения                  
континентального шельфа, участок недр федерального значения, расположенный на   
территории Российской Федерации и распространяющийся на её континентальный      
шельф, участок недр федерального значения, содержащий газ, из перечня,          
утверждаемого Правительством Российской Федерации, на основании решения         
Правительства Российской Федерации предоставляется в пользование без конкурса   
и аукциона. Прошу поддержать данное решение комитета по следующим основаниям.   
                                                                                
Первое. Мировые минерально-сырьевые базы практически всех видов полезных        
ископаемых, и больше всего нефти, истощены.                                     
                                                                                
Второе. Отказ от тендеров в соответствующих случаях реализован в                
законодательстве многих стран. Например, в Соединённых Штатах Америки           
существует федеральный резервный фонд, месторождения из которого                
предоставляются только решением правительства. Кроме того, на все виды          
минеральных ресурсов морского дна в пределах двухсотмильной экономической       
зоны Соединённых Штатов распространяется система арендных договоров, которые    
также могут заключаться без проведения торгов. Правовую основу освоения         
нефтегазовых ресурсов Великобритании составляют закон о добыче нефти и закон    
о континентальном шельфе, которые также допускают подачу заявок на получение    
участков вне конкурса. В Норвегии предоставление лицензий на разведку и         
добычу полезных ископаемых осуществляется королём после опубликования           
информации о районах, на которые могут быть оформлены лицензии, однако в        
отдельных случаях он может выдать лицензии и без предварительного оповещения.   
Аналогичные нормы существуют в законодательстве и многих других стран.          
                                                                                
И последнее, пожалуй, главное. Учитывая случаи, на которые распространяет       
своё действие данный законопроект, полагаем, что это решение направлено на      
обеспечение государственных интересов в области освоения участков               
континентального шельфа в соответствии с государственной программой (об этом    
также есть поправка в данном законопроекте), а также национальной               
безопасности и гарантий реализации обязательств Российской Федерации по         
поставкам углеводородного сырья в другие страны.                                
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по природным ресурсам, природопользованию и        
экологии просит Государственную Думу поддержать принятие рассматриваемого       
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - пять поправок. Есть ли    
предложения по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1, она,       
собственно, единственная.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть предложение у комитета. Пожалуйста.                                        
                                                                                
КОМАРОВА Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет            
подготовил данный законопроект к третьему чтению. Законопроект прошёл все       
необходимые экспертизы, замечаний по нему нет. И комитет предлагает             
поддержать его, с тем чтобы принять данный закон.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний, уважаемые депутаты?                        
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе      
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",   
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 32

27.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 74620-5 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления в пользование участков континентального шельфа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4226 по 4431 из 9017
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7           
Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации". Депутат    
Государственной Думы Наталья Владимировна Комарова просит рассмотреть           
законопроект без своего участия. Поэтому слово сразу предоставляется            
заместителю председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и   
экологии Валерию Владимировичу Прозоровскому.                                   
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет        
Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии       
представляет вашему вниманию проект федерального закона № 74620-5 "О внесении   
изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской   
Федерации" (в части предоставления в пользование участков).                     
                                                                                
Основной идеей законопроекта является установление нормы о том, что участки     
континентального шельфа могут предоставляться в пользование без проведения      
конкурсов и аукционов, если они включены Правительством Российской Федерации    
в соответствующие перечни месторождений нефти и других полезных ископаемых.     
Это связано с принятием федеральных законов № 57-ФЗ и № 58-ФЗ - об              
иностранных инвестициях в стратегические объекты, - когда возникла              
необходимость определить специфику использования и охраны участков недр         
федерального значения, в том числе и на континентальном шельфе Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Предлагаемые автором изменения дают возможность идентифицировать освоение       
ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации, что позволит не     
только увеличить общий объём добываемого углеводородного сырья, но и получить   
значительный мультипликативный эффект через развитие смежных отраслей           
промышленности, прежде всего высокотехнологичных отраслей - приборо- и          
машиностроения, транспорта, - и решить вопрос энергообеспечения и занятости     
населения.                                                                      
                                                                                
Хочу отметить в то же время, что статья 14 Закона Российской Федерации "О       
недрах" допускает возможность получения права пользования недрами без           
проведения конкурса или аукциона. Таким образом, изменения, предлагаемые        
автором, уже содержатся в действующем законодательстве и не противоречат ему.   
                                                                                
В то же время у комитета есть замечания.                                        
                                                                                
Статья 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах" не предусматривает           
оснований для возникновения права пользования участками континентального        
шельфа без проведения конкурса или аукциона. В этой связи пункт "а"             
законопроекта невозможно в полной мере применить в отношении таких участков     
без проведения аукционов и конкурсов.                                           
                                                                                
Комитет считает, что в процессе работы над законопроектом перед вторым          
чтением необходимо соотнесение положений данного проекта федерального закона    
с положениями Закона Российской Федерации "О недрах".                           
                                                                                
В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе принять           
представленный законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Депутаты Локоть и Шеин - два        
вопроса. И Рябов. Три, прошу прощения.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич.                                                
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Валерий Владимирович, насколько я понимаю, это очень     
важный момент - распределение участков без аукционов. Аукцион - это             
основополагающее требование в сегодняшнем законодательстве при решении          
подобных вопросов. И если этот вопрос не будет решён, не будет каким-то         
образом учтён в данном законопроекте, то законопроект, вообще-то, пропускать    
нельзя, потому что тут все обвинения, все подозрения в коррупционности          
возникают, так сказать, в полный рост. Как вы предполагаете и предполагаете     
ли всё-таки решить эту проблему ко второму чтению?                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Сразу отвечать тогда, наверное?                              
                                                                                
Вы знаете, более того, законопроект уточняющий и направлен именно на борьбу с   
коррупционностью в вопросе проведения конкурсов и аукционов.                    
                                                                                
Я напомню, что 57-м и 58-м законами об участии иностранных партнёров в          
разработках наших стратегических объектов предусмотрен целый ряд вопросов, в    
том числе и перечни месторождений нефти и других полезных ископаемых, которые   
утверждаются Правительством Российской Федерации. Законопроект именно           
уточняет эти вопросы, касающиеся перечней месторождений, а также вопрос         
аукционов, чтобы как можно больше национальных компаний участвовало и           
поменьше компаний с иностранным участием.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Шеин, ваш вопрос.                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Я в продолжение того, о чём спрашивал коллега Локоть. У нас же       
всё-таки не одна на страну российская национальная компания, занимающаяся,      
например, добычей нефти, существует. Вместе с тем, если законопроект            
предполагает уход от аукционов, получается, что, по сути, вне аукциона, во      
внеконкурсном режиме какая-то одна конкретная компания может получить право     
на добычу нефти на шельфе и на других площадях.                                 
                                                                                
В этой связи всё-таки возникает вопрос: может быть, стоило написать о том,      
что мы иностранцев не допускаем, а между нашими компаниями аукционы как раз и   
проводятся: торги, тендеры, конкурсы и прочее? Вот, может быть, так нужно       
было написать тогда?                                                            
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Вполне возможно, ко второму чтению это всё необходимо        
сделать. В то же время хочу сделать уточнение, что не так много российских      
компаний, которые имеют опыт работы на шельфе, - пальцев на одной руке даже     
много, чтобы их пересчитать.                                                    
                                                                                
А это, спасибо, учтём при подготовке законопроекта ко второму чтению.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов. Ваш вопрос, Николай            
Фёдорович.                                                                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Самое страшное, что автора этого законопроекта нет и получить, судя по всему,   
какие-то, так скажем, вразумительные ответы не представляется возможным,        
потому что всё, что сейчас, отвечая, говорил выступавший, далеко от тех         
вопросов, которые задавались. А вопрос-то именно так и ставится: для чего       
принимается закон, почему отменяются аукционы? Это как раз и есть               
коррупционная составляющая. Я красивый, вы красивый - пришли, я вам даю, так    
сказать, данный объект, месторождение, вы начинаете его разрабатывать,          
положив мне в портфель огромную сумму.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопроса не было, это скорее выступление, а не вопрос.     
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Валерий Владимирович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие. Депутат Иванов    
и депутат Шеин - две руки я вижу, подводим черту.                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, совершенно справедливое замечание, что коррупционная         
составляющая здесь наверняка присутствует, но она везде присутствует, хоть вы   
по конкурсу и с проведением аукциона распределяете данные вещи, хоть без них.   
Здесь речь идёт о том, что худо-бедно, но тем не менее наши национальные        
богатства прибираются к рукам государством. И вот здесь задача состоит в том,   
чтобы потом полученные средства от освоения наших нефтяных и газовых            
месторождений, расположенных на шельфе, - а они оцениваются, заметьте,          
примерно в 30 триллионов долларов - не пошли опять в Стабилизационный фонд,     
или, как сейчас у нас называется, Резервный фонд и фонд будущих поколений,      
которые находятся неизвестно где, чтобы мы не работали опять же на чужого       
дядю. Вот в этом отношении нужно, конечно, контроль устанавливать, но к         
данному законопроекту это отношения не имеет.                                   
                                                                                
Поэтому мы поддерживаем принятие данного законопроекта и надеемся, что он       
будет работать на благо России, а не на благо американских граждан.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Шеин.                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Наша фракция, предварительно обсуждая данный законопроект, пришла    
к выводу, что голосовать за него было бы неверно, и голосовать за него не       
будет, и вот почему. Бесспорно, правильным посылом является необходимость       
того, чтобы наши национальные недра работали на нашу национальную экономику,    
чтобы не было элемента иностранного капитала. Мы с вами все хорошо помним,      
как американцы пытались перехватить под свой контроль "ЮКОС", и правильно,      
что наше правительство, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович    
Путин этому воспрепятствовали.                                                  
                                                                                
Вместе с тем уход от системы конкурсов и аукционов как раз очень опасен в       
качестве прецедента. Если можно не проводить аукционы по разработке шельфа,     
то почему тогда необходимо проводить аукционы по продаже оборудования школ?     
Абсолютно очевидно, что вторая составляющая гораздо менее важна с точки         
зрения экономики, объёма финансирования.                                        
                                                                                
Мы полагаем, необходимо решать поставленную в законопроекте задачу сохранения   
национального контроля над национальными ресурсами, пусть даже в виде           
национальных частных компаний, совершенно другим путём, не этим. Данная         
дорога как раз чревата и крайне опасна именно элементами коррупции. Да,         
действительно у нас не так много компаний, которые ведут разработку на шельфе   
(я, кстати, не могу согласиться с репликой одного из коллег, задававших         
вопросы, что коллега Прозоровский не является специалистом в этих вопросах,     
коллега Прозоровский является специалистом в области нефтянки), но тем не       
менее давайте хотя бы будем соблюдать некую форму. Если мы говорим о            
конкурсах, если мы говорим о борьбе с коррупцией, если мы говорим о             
соревновании, давайте мы из этого исключим иностранные нефтяные компании, но    
при этом сохраним саму систему, при которой у нас не правительство назначает    
фирмы, обладающие правом добывать нефть на шельфе, а это всё-таки проходит      
через модель именно конкурсную.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Представитель президента не          
настаивает на выступлении? Нет. Представитель правительства? Также не           
настаивает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении      
изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской   
Федерации" в первом чтении.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против           15 чел.3,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.