Заседание № 43
18.05.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 74544-8 "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о совершенствовании налогообложения новых морских месторождений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 3046 из 4894
5-й вопрос нашей повестки (я название зачитаю), о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Мы приняли в первом чтении концепцию настоящего законопроекта, которым разрешается перевести на режим налогообложения по новым морским месторождениям месторождения, которые находятся в Каспии. И самый главный вопрос, который рассматривался в первом чтении, - это вопрос об исключении негативных последствий при переводе таких месторождений с обычного режима. Эти негативные последствия должны были быть нивелированы. К рассматриваемому законопроекту в комитет поступило всего три поправки, две из них касаются лингвистики и кодификации, а ещё одна поправка предполагает в отношении участника, который будет осуществлять деятельность на месторождении, что при исчислении налога на прибыль и определении доли, которая на него приходится, средства точно так же будут поступать в бюджет Астраханской области, соответственно, никаких потерь никакой из бюджетов не понесёт. Комитет поддержал все три поправки и предлагает Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 00 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 25 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Просьба также принять его сейчас в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы сейчас рассмотреть законопроект в третьем чтении? Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Коллеги, ну давайте хотя бы несколько минут возьмём... У нас предусмотрены выступления по мотивам, мне есть что сказать. Дайте хотя бы десять минут, я просто хотел подготовить слайды в технической группе. Я не против рассмотрения... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Мы вернёмся к этому вопросу. Сейчас рассмотрим несколько других и вернёмся. Ольга Николаевна, вы не уходите. Значит, мы приняли законопроект во втором чтении и через некоторое время вернёмся к рассмотрению его в третьем чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3223 по 3225 из 4894
Я прошу техническую группу: у депутата Гартунга будут слайды по 5-му вопросу, пожалуйста, включите эти слайды. Не сейчас, а когда будете готовы, тогда мне сообщите.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3536 по 3610 из 4894
Мне сообщили, что готовы слайды по 5-му вопросу, поэтому возвращаемся к рассмотрению этого законопроекта в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам по законопроекту под пунктом 5 нашей повестки, о внесении изменений в Налоговый кодекс? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу внимания. Я напомню, о чём этот законопроект (тут много законопроектов идёт, всё как бы так быстро): нам ни много ни мало предлагается дать дополнительные льготы нефтяным компаниям, которые разрабатывают месторождения, рентабельность на которых ниже, чем на других месторождениях. Я в прошлый раз, когда мы в первом чтении рассматривали этот законопроект, говорил, почему нельзя за это голосовать. Я говорил о том, что да, действительно несправедливо, когда на одних месторождениях рентабельность выше, на других ниже. Но устранять эту несправедливость можно двумя способами: можно всем повысить рентабельность, а можно по нижнему - снизить рентабельность, оставив больше денег в бюджете. С точки зрения государства и с точки зрения потребностей нашей страны, наверное, больше денег нужно изымать сейчас, это абсолютно очевидно. Когда этот законопроект обсуждался, была вообще другая ситуация, но даже тогда это было актуально, а сейчас это актуально вдвойне. Посмотрите, пожалуйста, показатели работы нефтяной отрасли за 2021 год. Вот слайды, которые я просил. Посмотрите: 524 миллиона тонн нефти добыли, 232 миллиона тонн нефти отправили за рубеж, цена реализации - 32 249 (тут всё в рубли перевели). Прибыль до налогообложения... ну, я тут цифры приводил, экспертные, сколько нефтяная отрасль зарабатывает, я говорил о том, что это около 6 триллионов. Мы запросили данные в минэке, нам сказали, что не могут данные представить, поэтому мы из открытых источников собрали информацию, и эксперты посчитали - вот, пожалуйста, 6 триллионов рублей. Дальше, следующий слайд. Теперь давайте посмотрим, сколько стоит 1 литр бензина в соотношении со средней заработной платой в той или иной стране. Посмотрите на цифры (последний столбец), сколько литров бензина можно купить на одну среднюю заработную плату в разных странах: Кувейт (нефтедобывающая страна) - 21 тысяча литров, Арабские Эмираты - 7800, Российская Федерация - 1 тысяча литров. Понятно, да? У нас с Кувейтом разница в 21 раз, то есть у нас в 21 раз выше стоимость бензина, чем в Кувейте, относительная стоимость. Дальше, смотрим на бедный Запад, который загнивает. Это цены, актуальные на данный момент, то есть когда цены уже взлетели, посмотрите: 3300 литров можно в США купить, 1200 - в Германии, по-моему, и только 1 тысячу в России. Коллеги, получается, что на самом деле мы даём льготы нефтяным компаниям, которые зарабатывают, получают сумасшедшие прибыли, при этом вся тяжесть налоговой нагрузки ложится на российских граждан. За такие решения голосовать ни в коем случае нельзя, поэтому наша фракция голосует против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 5 нашей сегодняшней повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 50 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 29 чел.6,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 34
22.03.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 74544-8 "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о совершенствовании налогообложения новых морских месторождений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4846 по 5104 из 6899
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагается уравнять налоговые условия добычи нефти в Каспийском море с условиями добычи на других месторождениях, которые до 2021 года применяли льготу по экспортной пошлине на нефть, а сейчас могут перейти на режим НДД. Для месторождений в Каспийском море, добыча на которых началась до 2016 года и которые в настоящее время не могут перейти на НДД в силу особенностей недропользования, предлагается на десять лет установить ставку НДПИ в размере 30 процентов, а также ввести повышенную ставку налога на прибыль организаций с отдельной обособленной базой в размере 50 процентов, которая будет полностью зачисляться в федеральный бюджет. Предлагаемый налоговый режим обеспечит при добыче на месторождениях Каспия приемлемую доходность, сопоставимую с той, которая могла бы быть получена при применении режима НДД. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. Пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Как и по прошлому законопроекту, официальный представитель всё рассказал. Комитет поддерживает концепцию законопроекта. Действительно, по Закону "О недрах" эти месторождения, к сожалению, не могут применять НДД. Учитывая, что доля традиционных запасов у нас всё-таки снижается, как я уже достаточно подробно по своему законопроекту, который мы недавно приняли в первом чтении, докладывала, а доля глубоководных и шельфовых месторождений растёт, мы предлагаем поддержать этот законопроект в первом чтении. Он очень нужен нашим месторождениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Огуль Леонид Анатольевич, пожалуйста. ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хотел бы вопрос задать Алексею Валерьевичу. Алексей Валерьевич, пожалуйста, ответьте: как при принятии данного закона будут компенсироваться субъектам выпадающие доходы? Хочу вам привести пример Астраханской области: там на шельфе Каспийского моря работает нефтедобывающая компания "ЛУКОЙЛ" - и при принятии данного закона выпадающие доходы составят 3,3 миллиарда. Будут ли во втором чтении... Вернётесь ли вы к перераспределению процентных ставок? САЗАНОВ А. В. Леонид Анатольевич, спасибо за вопрос. Как я уже отметил, в данном случае предусматривается обособленная база. В настоящее время поступления по налогу на прибыль от добычи на морских месторождениях в полном объёме зачисляются в федеральный бюджет. Соответственно, при принятии данного закона никакого изменения по налоговым поступлениям от новых морских месторождений для субъектовых бюджетов не произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, вообще, замечательные были и доклад, и содоклад. Если в двух словах, то мы хотим уравнять в доходности эти месторождения с другими, которые применяют НДД. Но подождите, насколько я понимаю, НДД - это особый режим, а у нас ведь ещё есть общая система налогообложения. В связи с этим у меня вопрос: а вообще расчёты-то где? Правительство, комитет, представьте их, пожалуйста. Все говорят, что да, надо принимать, закон ждут, - кто ждёт, какие расчёты? Сколько сейчас они платят налогов с каждой добытой тонны, сколько будут платить, сколько остаётся, какие капитальные затраты, какой возврат и так далее? Ну где экономика-то вся? Вообще, ни слова ни в пояснительной записке, ни в докладах я не услышал - хотелось бы хотя бы сейчас, при обсуждении в первом чтении, это услышать. САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Ожидаемые доходы, налоги по данному месторождению составят 43 миллиарда рублей за период с 2022 по 2024 год. Необходимость внесения этих изменений обусловлена следующим. При переходе, при отказе от льгот по экспортной пошлине, который произошёл ещё в 2020 году (то есть с 2021 года льготы по экспортной пошлине на них больше не предоставляются), компаниям, которые применяли льготы по экспортной пошлине, было дано право перейти на режим НДД. В силу особенностей недропользователи, месторождения которых расположены на Каспии, не могут перейти на режим НДД, соответственно, для них просто была обеспечена возможность иным способом применять налоговый режим, сопоставимый с НДД, что соответствовало тем обязательствам, которые правительство взяло на себя при отмене льготы по экспортной пошлине. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Данчикова Галина Иннокентьевна. С места. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет концептуально поддерживать принятие данного законопроекта, внесённого Правительством Российской Федерации. Я хочу напомнить, что сегодня дифференцированный режим налогообложения и таможенно-тарифное регулирование действуют в отношении новых морских месторождений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе либо в российской части дна на Каспии, причём начало промышленной добычи углеводородного сырья на их территории приходится на период после 1 января 2016 года. Законопроект же предполагает распространение действия налогового режима для новых морских месторождений на морское месторождение, промышленная добыча углеводородного сырья на котором началась ещё до 1 января 2016 года и которое расположено полностью в границах российской части дна Каспия. Разработка таких месторождений экономически нецелесообразна без государственной поддержки, поскольку обусловлена высокими капитальными и текущими затратами. Ранее к таким месторождениям применялась особая формула расчёта ставки экспортной пошлины на сырую нефть, но в рамках процедуры лицензирования участков недр они не подпадают под периметр применения налога на дополнительный доход (НДД) от добычи полезных... углеводородного сырья. Отмечается, что в случае распространения действия режима НДПИ на новые морские месторождения, которые расположены в российской части дна Каспийского моря и добыча на которых началась до 2014 года, дополнительные доходы федерального бюджета в период с 2022 по 2024 год составят 43 миллиарда. Льгота вводится на десять лет и начнёт действовать на Каспии - в случае поддержки депутатами - с 1 января 2022 года. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, вообще, мне нравится обсуждение, когда мы обсуждаем налогообложение в нефтегазовом комплексе: значит, давайте быстро примем, всё это очень ждут, очень нужно. Ну, не сомневаюсь, конечно, при нынешних-то ценах на нефть и при том курсе рубля, который сейчас есть, супердоходы, которые они сейчас получают... Давайте мы им ещё льготы дадим, чтобы больше нефти продавать за рубеж, тем более что все НДПИ, которые мы вкладываем, перекладываются в цену на внутреннем рынке, а от экспортных пошлин мы их освобождаем. А там, где перестала льгота действовать, где освобождение от экспортной пошлины, мы им давайте установим НДД, специальный налоговый режим. Знаете, как для малого и среднего, для малого бизнеса - специальные налоговые режимы? Ну в общем - всё что угодно! Ну так, на всякий случай у меня тут цифры есть. Так как цифр мы никаких не услышали, ну, тогда я буду цифры приводить. Хотя, наверное, было бы правильно вот так: правительство приходит и говорит, что, например, вот там, в Сибири, мы на добычу на месторождениях вот такие-то затраты понесли, такие-то - на транспортировку, такие-то - на инвестиции, столько-то налогов они платят, вот такая-то прибыль будет при такой цене, и это понятно, а вот здесь ситуация другая, и сравниваем цифры. И тогда было бы понятно, выгодно это или невыгодно. Цифры, цифры! Нам говорят: мы получим 40 миллиардов, там, с 2022 по 2024 год. Никаких расчётов нет! Вам на слово поверить? Не поверю. Не поверю! Много и долго вам верили на слово, а в итоге где мы сейчас находимся - при такой-то конъюнктуре цен? Ну вот смотрите, суммарная прибыль в нефтяной отрасли в 2018 году (у меня расчёты здесь есть) составила, ну, без копеек примерно 6 триллионов рублей. У меня есть данные по затратам, к сожалению, только по 2018 году: удельные операционные затраты на добычу (тут у меня на баррель, допустим), удельные операционные затраты на добычу по разным компаниям (ну, по крупнейшим компаниям, эти компании называть не буду, цифры примерно сопоставимые, чтобы коммерческую тайну не выдавать, хотя это какая коммерческая тайна?), - 194 рубля на баррель; удельные капитальные затраты - 491 рубль; расходы на транспортировку - 66. Итого, 751 рубль на баррель, ну, если на тонну - 5,4 тысячи рублей. Ну, если на баррель посчитать, то 751 рубль, если по курсу посчитать, ну, цифры-то, вообще, как бы на порядок меньше, чем сейчас цена, раз в 15 меньше. Если учесть даже все налоги, у меня даже и по налогам здесь всё есть (ну, тут на тонну рассчитано): стоимость НДПИ - 9,2 тысячи рублей на тонну; расходы, включающие операционные, - 5,2 тысячи рублей, прибыль - 10 696, вывозная - 5,9 тысячи рублей. Ну, короче говоря, прибыль даже в 2018 году превышала в несколько раз удельные расходы на добычу нефти, вот примерно такая экономика. Это по 2018 году - цены, напоминаю, были гораздо ниже, чем сейчас, сейчас цены совсем другие. Я соглашусь с тем, что, наверное, разные месторождения должны иметь равную доходность при равных инвестициях, - соглашусь. Здесь справедливости ради надо сказать, что проблема в этом есть, но решать её нужно, можно двумя способами. Первый, как нам предлагается, на тех месторождениях, где добыча дорогая, давать дополнительные льготы, чтобы она стала такой же прибыльной, как на других месторождениях. А есть другой путь - снижать доходность на тех месторождениях, где она суперприбыльна, и изымать эти деньги в бюджет. Нам что, сейчас деньги в бюджете не нужны? Очень нужны! Тут можно было другим путём пойти, но нам этот путь не предложили, мало того, и выбора-то нет. Комитет не удосужился посмотреть, попросить правительство дать расчёты. Расчётов-то нет никаких, ещё раз говорю, ни сейчас не озвучили, ни в комитете нет, ни в пояснительной записке нет! Просто нам говорят: вы знаете, вот они там низкорентабельные. Ну не знаю... 6 триллионов рублей отрасль заработала за 2018 год, сейчас я даже боюсь цифры назвать, просто реально не знаю, а они наверняка уже будут сопоставимы с федеральным бюджетом. И нам говорят: давайте мы им ещё льготы дадим. Ну, коллеги, мне кажется, мы не в той ситуации сейчас находимся, чтобы вот... Нашли самых бедных, самых обездоленных, кому сейчас надо помогать. Может быть, мы не тем занимаемся? Может быть, нам лучше всего... Вообще-то, правильно было бы снести этот законопроект и заняться другими. Мы много лет не индексируем пенсии работающих пенсионеров, у нас пенсионный возраст подняли - количество пенсионеров на миллион уменьшилось, люди просто не доживают до пенсионного возраста. Посмотрите, какая ситуация в стране-то! А мы что сейчас рассматриваем? Ещё раз подчёркиваю, справедливости ради надо сказать, что, конечно, такого рода вопросы нужно решать, но другим путём: не давать им дополнительные льготы, а изымать сверхприбыли у тех компаний, которые сейчас имеют просто суперрентабельность, - если считать от затрат, то она, я не знаю, десятикратно, даже двадцати-, пятидесятикратно покрывается, понимаете? Мало того, даже те налоги, которые мы с них берём, перекладываются на внутреннего потребителя, а мы им потом отрицательным акцизом возвращаем деньги обратно. Сейчас вот есть законопроект, его затормозили, там, на месяц - в случае его принятия чуть ли не 600 миллиардов в месяц нужно будет возвращать. И мы сейчас... Всё по отдельности рассматриваем. Коллеги, наша фракция будет голосовать против. И вам рекомендую поступить так же, потому что у нас есть куда потратить деньги - которых сейчас в бюджете нет, - и люди ждут от нас справедливых решений, и с нас за наши решения спросят. Поэтому ещё раз подумайте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 35. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 15 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5110 по 5118 из 6899
По ведению Гартунг что-то хочет сказать. Включите микрофон Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я не успел добежать до своей карточки, моя позиция - против. Просто у меня получилось, что я не голосовал, - я просто не успел реально добежать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отметим в протоколе.