Заседание № 279
О проекте федерального закона № 745421-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (о включении в страховой стаж периода ухода одновременно за тремя и более детьми и об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, В. К. Гартунгом, М. В. Емельяновым, В. Г. Швецовым, а также Е. Б. Мизулиной в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях". Доклад Швецова Василия Георгиевича. Пожалуйста. ШВЕЦОВ В. Г. Уважаемые коллеги, в условиях очень непростой демографической ситуации в России данный законопроект направлен на поддержку многодетных семей, на стимулирование рождаемости и ответственного отношения к воспитанию детей. Коэффициент рождаемости у нас сегодня равен 1,7 - это среднее число рождений на одну женщину детородного возраста, - а, например, во Франции он равен 2, в США - 1,9, в Норвегии, Нидерландах, Литве - 1,8-1,9. К тому же надо учитывать тот факт, что в ближайшее время будет резко сокращаться численность женщин детородного возраста вследствие демографического провала 90-х годов, что также будет сдерживать уровень рождаемости. В связи с этим политика государства в отношении рождаемости должна быть в большей степени ориентирована на стимулирование рождения третьего и последующих детей, поскольку только существенное повышение рождаемости сможет обеспечить воспроизводство населения в нашей стране. Это в свою очередь требует принятия мер по созданию благоприятных условий и для рождения, и для воспитания детей. Не секрет, что уровень доходов семей, как правило, снижается с появлением в семье каждого последующего ребёнка. Один из родителей, чаще всего мать, вынужден оставлять работу для обеспечения ухода за детьми. А ведь уход за ребёнком - это серьёзная и ответственная работа, в результатах которой заинтересованы не только сами родители, но и общество в целом. Уход за детьми - это своего рода общественно-полезная деятельность, которая должна поощряться государством, в том числе и в сфере пенсионного страхования. Согласно статье 12 Федерального закона от 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж, наряду с периодами работы, засчитывается так называемый нестраховой период - период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. При этом не принимается во внимание то, что уход может осуществляться одновременно за тремя и более детьми. А ведь сегодня возможность начисления страховой пенсии обуславливается сразу несколькими факторами, как то: возраст, страховой стаж, который с 2015 года ежегодно будет увеличиваться и к 2025 году должен составить не менее пятнадцати лет, и количество так называемых пенсионных баллов, которое также с 2025 года должно быть не менее тридцати. Если сегодня при расчёте баллов применяется повышающий коэффициент на второго, третьего, четвёртого ребёнка, то страховой стаж ограничивается лишь шестью годами, в связи с чем уже не в отдалённой перспективе осуществляющему уход за детьми родителю довольно сложно будет выработать пятнадцатилетний стаж, необходимый для назначения страховой пенсии. Законопроектом предлагается дополнить перечень нестраховых периодов, включив в него период ухода одного из родителей одновременно за тремя и более детьми, не достигшими возраста 14 лет. В этом случае нестраховой период, засчитываемый в страховой стаж, может составить четырнадцать лет. Конечно, максимальный эффект от данной нормы получат те, у кого родилась тройня или четверо детей, но и те семьи, где разрыв между рождением детей небольшой, также получат дополнительные преимущества. Кроме того, лицам, воспитавшим трёх и более детей, законопроектом предусматривается установление надбавки к страховой пенсии по старости либо по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 федерального закона № 400-ФЗ. При этом предусмотрено, что указанное повышение будет производиться только в отношении благополучных родителей. На него не могут рассчитывать лица, имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), подвергавшиеся административному наказанию за правонарушения, совершённые в отношении несовершеннолетнего, либо лишённые родительских прав, а также лица, дети которых имеют или имели судимости. Увеличение численности населения за счёт повышения рождаемости, а не за счёт увеличения числа приезжих - это общегосударственная задача. Об этом, кстати, в своём послании говорил и Президент Российской Федерации. В современных условиях, когда падает уровень медицинского обслуживания, когда падает уровень образования, в условиях частного бизнеса на работе невыгодно держать тех, кто часто берёт больничный по уходу за детьми, не может оставаться на сверхурочную работу, не может при необходимости выехать в командировку, они становятся маловостребованными работниками, и в первую очередь это относится к женщинам. При прочих равных условиях карьерный рост многодетных родителей и карьерный рост родителей с одним, двумя детьми значительно различаются, а соответственно, может различаться и их страховой стаж. Когда дело доходит до пенсии, многодетные родители остаются с более низким уровнем государственного обеспечения - так получается, что, всю жизнь отдавая детям и отказывая себе во всём, они оказываются более бедными и на пенсии. Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что помощь многодетным родителям сегодня недостаточна, тем более что ситуация будет ежегодно усугубляться в связи с увеличением требований как к страховому стажу, так и к пенсионным коэффициентам. Предлагаемые в законопроекте изменения, учитывая предстоящее ежегодное ужесточение критериев для начисления пенсии, будут способствовать как минимум сохранению либо повышению уровня материального обеспечения одного из родителей, который одновременно осуществлял уход за тремя и более детьми, не достигшими возраста 14 лет, и повлияют на принятие решения о рождении детей, а следовательно, на улучшение демографической ситуации в стране. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Валерьевна Соколова, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается включить в страховой стаж одного из родителей период ухода одновременно за тремя и более детьми, не достигшими возраста 14 лет. Но при этом законопроект не предусматривает начисление пенсионных баллов за этот нестраховой период, а если пенсионные баллы не начисляются, то сам по себе зачёт нестрахового периода в страховой стаж никак не повлияет на размер пенсии многодетного родителя, не приведёт к её увеличению, ведь, как известно, размер пенсии определяется суммой пенсионных баллов: баллов, начисленных за нестраховые периоды, и баллов, заработанных за периоды трудовой деятельности. Необходимо отметить, что не так давно в пенсионное законодательство были внесены серьёзные изменения, связанные с учётом именно нестраховых периодов по уходу за детьми и направленные на повышение пенсионного обеспечения многодетных родителей. С 1 января 2015 года в страховой стаж одного из родителей засчитываются периоды ухода за каждым ребёнком до полутора лет в общей сложности до шести лет, ранее в общей сложности до трёх лет. То есть мы увеличили возможный нестраховой период в страховом стаже с трёх до шести лет, при этом установлены повышенные пенсионные баллы, которые и определяют размер пенсий. За каждый год ухода за первым ребёнком родителю начисляется 1,8 балла, за вторым ребёнком - 3,6 балла, за третьим и четвёртым - 5,4 балла. Вот это реальное повышение пенсии многодетным родителям, предлагаемое же законопроектом увеличение нестрахового стажа до четырнадцати лет, причём без какого-либо обоснования, почему до четырнадцати, причём никак не влияющее на размер пенсии многодетного родителя, комитетом не поддерживается. Кроме того, законопроектом предлагается увеличить на 30 процентов размер фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, воспитавшим трёх и более детей. Но при этом в законопроекте не определено, кто именно может претендовать на такое повышение фиксированной выплаты - мать, отец, оба родителя, мачеха, отчим, дедушка, бабушка, опекун, приёмный родитель. Не определено, что означает термин "лица, воспитавшие...". Воспитавшие до какого возраста? Какими документами должен быть подтверждён факт воспитания? По-видимому, именно отсутствие чётко определённого круга лиц, которым предлагается повысить фиксированную выплату к пенсии, послужило причиной того, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит даже приблизительной оценки численности таких лиц и, соответственно, объёма необходимых средств. Кроме того, повышение фиксированной выплаты предлагается проводить, как указано в пояснительной записке к законопроекту, только в отношении благополучных родителей, в частности, если их дети, совершеннолетние или несовершеннолетние, не имеют судимости. То есть, например, матери пятерых детей будет отказано в повышении пенсии, если один из её взрослых детей имел или имеет судимость. Уважаемые коллеги, впервые в истории нашего пенсионного законодательства право на пенсионное обеспечение одного лица ставится в зависимость от законопослушного или противоправного поведения другого лица - по мнению комитета, это недопустимо! Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета, при этом источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств в законопроекте не определены, а финансово-экономическое обоснование не содержит никакой оценки объёма необходимых для его реализации средств. Правительство Российской Федерации, Счётная палата, Комитет Совета Федерации по социальной политике законопроект не поддерживают. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступление. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Раиса Васильевна, вы на вопрос записались? Ну задавайте, пожалуйста. Включите микрофон Кармазиной Раисе Васильевне. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос авторам законопроекта. Я в законопроекте не нашла, во-первых, какое количество граждан подпадёт под действие вашего закона и, во-вторых, сколько нужно средств из федерального бюджета? Может быть, вы сейчас ответите, сколько таких граждан и какая сумма из федерального бюджета необходима на реализацию этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Георгиевич Швецов, пожалуйста. ШВЕЦОВ В. Г. Учитывая, что сегодня, по результатам последней переписи населения, в Российской Федерации насчитывается 1 миллион 250 тысяч многодетных семей с тремя и более детьми, применив те критерии, которые указаны в законопроекте, получается, что этот закон будет распространяться на количество людей порядка 500 тысяч. Если посчитаем, то расходы составят порядка 3 миллиардов рублей. 3 миллиарда рублей для страны - это, я думаю, очень небольшая сумма, учитывая, что при введении прогрессивной шкалы подоходного налога по одной только Москве мы сможем собрать 130 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ответ на вопрос получен. Переходим к выступлениям. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Воспользуюсь случаем и вернусь к вопросу о минимальной заработной плате. Я так понимаю, что наши депутаты владеют ситуацией, но забывают, что 6 тысяч 204 рубля - это минимальная заработная плата, а фактически человек получает минус 13 процентов, то есть заработную плату в размере 5 тысяч 700 рублей. Это для сведения. Ну а что касается данного законопроекта, то вопрос ставится уместно. Действительно, было время, когда прирост населения создавал определённые оптимистические настроения, сегодня об этом говорить уже, так скажем, надо с опаской. Так, я недавно работал в Вачском районе Нижегородской области. Беседуя с главой района, задал ему вопрос: "Как дела с приростом населения?" Он ответил: "Пошли в минус в этом году". Стал выяснять почему. Оказывается, рожают второго ребёнка, получают материнский капитал. Этой суммы, которая выделяется сегодня на рождение ребёнка, достаточно для того, чтобы в этом районе, в Ваче купить квартиру. И естественно, уже третьего ребёнка молодая семья не планирует, потому что понимает, что это дополнительные расходы. А жизненный уровень, как вы видите, у нас в стране с каждым часом - не с каждым днём, а с каждым часом - понижается. Когда мойва скоро начнёт стоить дороже, чем мясо, то будешь думать, рожать второго, третьего, четвёртого ребёнка или нет. И я думаю, что и нам, и всей государственной власти, в первую очередь в лице президента, необходимо всё-таки озаботиться этой проблемой и подключить к этому центр по изучению проблем народонаселения. У нас есть проблемы, вот только что столкнулся, ко мне буквально на прошлой неделе обратилась женщина: "Николай Фёдорович, как же так получается, когда я была в очередном отпуске, у меня заболел ребёнок и его положили в больницу. Ему 3 годика, надо там с ним находиться, но больничный лист не выдают, ни оплата, ни продление отпуска не предусмотрены нашими законами". Начинаю выяснять - действительно, это так. Вот такая у нас поддержка материнства и детства! Мы хотим, чтобы рождаемость в стране увеличилась, - да никогда в жизни этого не будет, понимаете?! Ещё раз повторяю: дитя в больнице, мать в отпуске, больничный не положен. Надо срочно вносить поправки, уважаемые депутаты, и не надо ждать никаких распоряжений от президента нашей страны. Давайте серьёзнее подходить к проблемам материнства и детства, давайте пойдём навстречу нашим матерям и семьям, чтобы рождаемость увеличивалась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет, что в нынешней экономической ситуации самыми, скажем так, уязвлёнными категориями граждан оказались пенсионеры и многодетные семьи. Если кто-то считает, что государственная поддержка многодетных семей достаточна, то, конечно, он за этот законопроект может не голосовать. А тех, кто считает, что она недостаточна, мы просим поддержать этот законопроект, замечания, которые там есть, можно учесть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г. Уважаемые коллеги, в заключение хотелось бы сказать несколько слов по замечаниям Ирины Валерьевны. Что касается уплаты страховых взносов. Вот Ирина Валерьевна сама же сказала, что сегодня установлены коэффициенты родителям за период ухода за первым ребёнком - 1,8, за вторым - 3,6, за третьим и за четвёртым - 5,4, но мы же говорим ещё и о том, чтобы у родителей было больше гарантий, критериев для получения права на начисление страховой пенсии, так как, повторяю, необходимый страховой стаж с 2025 года будет составлять пятнадцать лет. Следующее замечание - что в законопроекте нет чёткого определения круга лиц, на которых будет распространяться это право. На самом деле речь идёт о родителях и усыновителях, именно они сегодня находятся в более ущербном положении, и, я думаю, нет никаких препятствий, чтобы внести ко второму чтению уточняющие поправки. Что касается того, что представляется неоправданным, что право на пенсионное обеспечение одного лица ставится в зависимость от совершения - несовершения другим лицом противоправного деяния. Во-первых, коллеги, мы говорим, ещё раз повторяю, не о страховой пенсии, а о надбавке о фиксированной части страховой пенсии. Никто не затрагивает, собственно, саму пенсию, понимаете? Во-вторых, мы должны признать, что для нашего общества ответственное родительство является очень важным социальным аспектом, который должен мотивироваться и поощряться, чтобы родители понимали, что важно не только родить ребёнка. И наше предложениие имеет очень ясный смысл: предлагается это право распространить на тех родителей, которые не просто родили ребёнка, но которые смогли вырастить и воспитать достойных граждан нашей страны. Что касается того, до какого возраста должны воспитывать родители детей и до какого возраста они отвечают за них. Коллеги, понятие совершеннолетия в нашей стране закреплено в статье 21 Гражданского кодекса "Дееспособность гражданина", и в соответствии с ней совершеннолетие наступает по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста. Ну и отдельно хочу отметить ту часть заключения комитета, где говорится о том, что сделано для родителей многодетных семей в последние годы - в этом, наверное, и есть всё-таки главное противоречие. Комитет считает, что для них сделано достаточно и что нет необходимости делать следующие шаги, а мы считаем, что государство в большом долгу перед родителями. Да, был принят комплекс мер, направленных на стимулирование повышения рождаемости, действительно это так, но ведь мало детей только родить, ещё раз повторяю, их надо вырастить, а для того, чтобы ни дети, ни их родители не чувствовали себя ущербными, необходимо принять дополнительные меры, и рассматриваемый законопроект - одна из таких мер. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Валерьевна Соколова. СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде всего от имени комитета я хотела бы поблагодарить всех, кто задавал вопросы и участвовал в обсуждении. Здесь говорилось о демографии, о необходимости повышения пенсий многодетным родителям. Но, уважаемые коллеги, ведь именно это мы и сделали, приняв новую редакцию закона "О страховых пенсиях" с депутатскими поправками во втором чтении. Я хочу вам напомнить, что новый закон "О страховых пенсиях" сохранил все пенсионные льготы, которые существовали в нашем законодательстве ещё с советских времён, но одна категория получила дополнительные меры поддержки - это именно многодетные родители. Мы увеличили нестраховой период по уходу за детьми до шести лет - по полтора года за четырьмя детьми - с начислением повышенных пенсионных баллов. Это реальное повышение пенсий многодетным родителям. А что предлагается в законопроекте? Ещё увеличить нестраховой период в страховом стаже, до четырнадцати лет, но без увеличения пенсии. Зачем? Сегодня для получения права на пенсию надо иметь стаж всего семь лет, из них у многодетного родителя с тремя детьми уже есть гарантированных четыре с половиной года, а с четырьмя детьми - гарантированных шесть лет, и только к 2024 году надо будет иметь пятнадцать лет стажа, но это тоже на самом деле немного. Предлагается повысить фиксированную выплату к пенсии, но кому - непонятно. Например, в семье мама, папа, дедушка и бабушка воспитывают троих детей - кому повышать пенсию: всем четверым или кому-то одному? В законопроекте даже это не определено. И конечно, совершенно беспрецедентная новация: поставить в зависимость пенсию одного человека от наличия судимости у другого человека - это просто неконституционно! В связи с этим, уважаемые коллеги, прошу вас поддержать позицию комитета и отклонить законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект не поддержит. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 06 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0 % Результат: не принято Вот Раиса Васильевна убедила всех - законопроект отклонён.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 745421-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части, касающейся порядка назначения и выплаты пенсии одному из родителей за период ухода одновременно за тремя и более детьми; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, В. К. Гартунгом, М. В. Емельяновым, В. Г. Швецовым, а также Е. Б. Мизулиной в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы просим перенести рассмотрение вопросов 24, 30 и 40 на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункты 24, 30 и 40.
Так, уважаемые коллеги, предлагается перенести рассмотрение вопросов 57, 52 и 53, а также вопросов 24, 30 и 40. Нет возражений? Нет.