Заседание № 314
29.09.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 745336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4179 по 4570 из 4871
Пункт 34, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации". Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", доклад Валерия Карловича Гартунга. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Минуточку внимания, очень важный законопроект. Мы законопроект на эту тему уже вносили, и, к сожалению, в этом зале он был отклонён. Речь идёт о восстановлении сбережений граждан, которые обесценились из-за инфляции, начиная с января 1992 года. В 1995 году Государственная Дума приняла решение: обесцененные вклады в Сбербанке СССР и средства, внесённые в качестве страховых платежей по договорам страхования, законом были признаны государственным внутренним долгом. В декабре 1997 года Государственная Дума приняла решение, Совет Федерации одобрил это решение... Был установлен так называемый переводной, долговой рубль; базовая стоимость социального набора была установлена "в сумме 464 рублей СССР". Таким образом, все правовые основания для реализации права граждан на получение от государства в рамках выплаты внутреннего государственного долга потерянных вкладов в банке СССР, в Сбербанке СССР и теперь в Сбербанке Российской Федерации были установлены. Но начиная с 2002 года каждый год при принятии закона о бюджете Государственная Дума принимала решение о приостановлении действия этих двух законов по выплате внутреннего государственного долга. Одновременно наше государство рассчитывалось по внешним долгам, не только по своим, но и по долгам СССР, полностью рассчиталось с внешними кредиторами, а вот с внутренними кредиторами рассчитаться забыло. Когда принимались эти законы о приостановлении выполнения обязательств перед гражданами, депутаты ссылались на то, что бюджет дефицитный, денег не хватает. Но дело в том, что последние два года федеральный бюджет принимался с колоссальным профицитом. Напоминаю, мы только что утвердили исполнение бюджета за 2019 год, профицит там составил около 2 триллионов рублей, а по факту исполнения - почти 3 триллиона рублей, потому что почти 900 миллиардов перешло на следующий год. Предыдущий, 2018 год также был закончен с профицитом - 2,75 триллиона рублей. То есть почти 6 триллионов рублей у нас осталось, и как бы оснований-то нет вновь продлевать мораторий на выплату внутреннего государственного долга, тем не менее каждый год Государственная Дума продлевает этот мораторий. Мы предлагаем этим законопроектом отменить продление этого моратория и выполнить обязательства Российской Федерации перед гражданами. Напоминаю, что речь идёт о гражданах, которые потеряли вклады в Сбербанке аж 28 лет назад. Ну, пора бы уже и честь знать, пора бы уже начать возвращать эти долги, тем более что граждан, которые претендуют на возврат этих денег, всё меньше и меньше, за 28 лет их существенно меньше стало, а возможности государства по возврату долга резко увеличились: я только что назвал вам цифры - более 5 триллионов рублей мы не потратили, собрали, но не потратили. Кроме того, этим законопроектом устанавливается, что необходимо ежегодно выплачивать не менее 2,5 процента совокупного долга Российской Федерации перед гражданами. То есть даже с учётом того, что весь долг оценивается в 40 триллионов рублей, выплачиваться будет только чуть больше 1 триллиона рублей. Напоминаю, повторю, что у нас собрано, но не израсходовано более 5 триллионов рублей. Мы предлагаем 1 триллион, а если быть точным, 1 триллион 135 миллиардов рублей направлять на эти нужды. Сейчас федеральный бюджет на эти нужды направляет 5,5 миллиарда рублей, это почти в 200 раз меньше, чем мы предлагаем. Естественно, если мы такими темпами будем рассчитываться с гражданами, то нам на это потребуется 800 лет, но пока у нас не изобрели эликсир долгожительства, чтобы люди жили по 800 лет, а вот 40 лет прожить вполне можно. Если люди, которые потеряли вклады, не доживут, то хотя бы их наследники доживут до того времени, когда с ними полностью рассчитаются. Подчёркиваю: возможности для исполнения этого закона у нас есть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. На рабочем месте включите микрофон. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я докладываю от комитета. Комитет рассмотрел указанный законопроект, там существует несколько проблем. Первая проблема заключается в том, что законопроект был внесён 3 июля 2019 года - некоторые положения этого законопроекта просто физически устарели, например, предполагалось, что он вступит в силу с 1 января 2020 года. Второе - и это отмечается во всех заключениях, и Счётной палаты, и Правового управления, и комитетов, которые являются соисполнителями по данному законопроекту, - в законопроекте не учтены изменения, которые нужно внести в другие федеральные законы, что препятствует выделению из бюджета 2,5 процента общего объёма долга для погашения этой задолженности, 1 триллиона рублей из 43 триллионов, как предлагают разработчики. И самая большая проблема - это всё-таки проблема с финансово-экономическим обоснованием, на мой взгляд. Уважаемый докладчик уже сказал по поводу 800 лет, но, если мы будем погашать долги в течение 40 лет, это тоже немногим лучше. И при сегодняшнем уровне бюджетной обеспеченности регионов, при том, как эта ситуация скажется на поступлении доходов в региональные бюджеты и в федеральный бюджет, мы не можем спрогнозировать, какие деньги мы сможем потратить, тем более что речь идёт об 1 триллионе 135 миллиардах рублей. В связи с этим комитетом предлагается отклонить указанный законопроект, остальные комитеты, которые являются соисполнителями, и Счётная палата, и Правовое управление тоже предлагают отклонить указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Вопрос Дмитрию Станиславовичу. Вы ссылаетесь на то, что закон № 73-ФЗ от 95-го года "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" устарел и в связи с этим его невозможно реализовать, ряд его положений устарел. В связи с этим простой вопрос комитету. Вообще, в приличном обществе долги же принято отдавать, нет ли желания у комитета тогда поменять этот закон, чтобы он был неустаревший, чтобы он работал в нынешней действительности? Если вам не нравится наша редакция, почему комитет не предпринимает действий, если признаёт, что тот закон не работает, что он устарел? СКРИВАНОВ Д. С. Дмитрий Александрович, я не даю политической оценки этому вопросу, я говорю не о том, что устарел 73-й закон, я говорю о том, что тот законопроект, который рассматривается сегодня, устарел: он был внесён 3 июля 2019 года, вступление его в силу предполагалось с 1 января 2020 года, то есть эту дату мы уже прошли просто физически. Помимо всего прочего необходимо в том числе ещё включать изменения в 73-й федеральный закон. Если будут инициативы... В заключении комитета никоим образом не сказано о том, что данная инициатива не требует рассмотрения или не является актуальной. Да, вопрос является актуальным, да, инициатива требует рассмотрения, эта проблема требует своего разрешения, но в том виде, как это сегодня предложено, она разрешена быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Скриванову Дмитрию Станиславовичу. Дмитрий Станиславович, вот основная идеологема нашего сегодняшнего общества, вокруг которой вертится и крутится вся наша деятельность, состоит в том, что были проклятые 90-е, сейчас наступили светлые времена. Но если одна из важнейших проблем, которые были заложены в 90-х годах, не решена до сих пор, в нынешнем светлом обществе, которое резко отличается от проклятых 90-х, то, может быть, проклятые 90-е и не заканчивались, они так и продолжаются у нас, по сути? Или это не так? Миллионы людей, огромное количество избирателей ставят этот вопрос: были деньги, и денег нет - что будем делать? Когда будем возвращать? СКРИВАНОВ Д. С. Игорь Юрьевич, наше государство является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, и недавно были внесены соответствующие изменения в Конституцию. Проблем, которые перешли в сегодняшний день, достаточно много, в том числе эта проблема. И если вы посмотрите на общую цифру, а именно 43 триллиона рублей, и необходимость ежегодных выплат в размере 1 триллиона 135 миллиардов рублей, то поймёте соотношение - наш бюджет, Российской Федерации я имею в виду, составляет на сегодняшний день порядка 20 триллионов рублей. И это только одна из проблем. Но ещё раз, не оценивая эту проблему, а говоря только о юридико-технических аспектах, этот законопроект в том виде, в котором он предложен, принять невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Дмитрий Станиславович, вы всё-таки представитель комитета, вам вопрос. Мнение комитета общее всё-таки?.. Вот говорится, что принять невозможно, приводятся формальные причины: запятая не с той стороны стоит, не тот срок (который в принципе ко второму чтению можно поправить) - но каково мнение комитета, этот долг, государственный, отдавать надо или его надо забыть? Как, например, это произошло с капитальным ремонтом, я напомню: длительное время процедура действовала, была возможность, право взыскивать с муниципалитетов за не проведённый ими капитальный ремонт, а потом Государственная Дума аккуратненько пару лет назад это закрыла. СКРИВАНОВ Д. С. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопрос. Мнение комитета таково, что эту проблему решать нужно, это важная, значимая проблема. Существует несколько подходов к решению этой проблемы, в том числе в том виде, в котором оно было подано в качестве законодательной инициативы, но сегодня этот законопроект принят быть не может, поскольку, я уже сказал, есть проблемы юридико-технического порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Валерий Карлович, вы потом, наверное, в конце, как докладчик, выступите? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два раза будете выступать? Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Даёте всего три минуты на выступление и ещё хотите ограничить меня в этом праве. В 95-м году государство сказало гражданам: "Мы признаём это внутренним государственным долгом", в 97-м определило сумму переводного рубля, а потом сказало: "Вы знаете, мы вам ничего не должны" - это как называется? Это мошенничество, вообще-то! Как так можно относиться к своим гражданам?! Значит, всем остальным мы долги отдаём, а своим гражданам кукиш с маслом, так, что ли? Ну ладно, когда в первый раз принимали такое решение, я ещё раз говорю, тогда были дефицитные бюджеты, тогда можно было понять, но сейчас-то как вы это объясните? Я вообще не понимаю! То есть вообще никаких объяснений, вы настолько расслабились, что даже не собираетесь объяснять это, понимаете?! Вот Дмитрий Станиславович Скриванов говорит: проблема есть, решать её надо, в том числе тем же способом, который предложили авторы законопроекта, но есть какие-то юридико-технические сложности. Какие сложности? То, что тут указана дата вступления в силу 1 января 2020 года? Так подождите, законопроект-то в прошлом году был внесён, ну, естественно, мы поставили дату - 1 января следующего года. Вы бы ещё пять лет его мурыжили здесь и потом бы мне сказали, что да, он устарел, его надо было вводить пять лет назад! Какие сложности в том, чтобы взять и поменять дату на 2021 год? Какие ещё юридико-технические сложности здесь, в этом законопроекте, есть? Ни об одной такой сложности я не услышал! Мало того, если в предыдущих отказах правительство хотя бы описывало размер этого внутреннего долга и признавало цифру, что это 40 триллионов, 50 триллионов рублей (цифры-то мы из отчётов правительства взяли), то теперь они вообще об этом просто умалчивают - как бы нет этого долга! Вам же Куринный задал вопрос: вы признаёте этот долг или не признаёте? Вы так и скажите, мол, граждане, мы вас кинули - вот и всё, и тогда никто не будет надеяться уже. Нет, вы говорите: "Нет, мы вам вернём" - и так двадцать лет подряд. Господа, ну так же нельзя! Ну почему мы так издеваемся над гражданами? Они не доживают... Они просто не доживут - 28 лет уже ждут! Ну сколько можно? Если бы вы им пенсии платили, если бы здравоохранение работало, тогда люди жили бы по 120 лет и дожили бы, подождали бы ещё, но люди не доживают до этого возраста, потому что вы им... Вклады у них забрали, пенсию не индексируете, здравоохранение не финансируете - выживайте, мол, как хотите. Кто-то, может быть, и доживёт. Слушайте, у меня просто слов нет. Вы хотя бы возразите как-то... Вы даже возражать не хотите, просто обленились совсем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ - Шурчанов. Пожалуйста, Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу сказать следующее. В Государственной Думе второго созыва фракция КПРФ над этой проблемой начала работать, и вот с тех пор, со второго созыва, мы постоянно ведём эту работу. То, что коллега Гартунг внёс такой законопроект, - это продолжение нашей общей работы. В этом плане закон действительно необходим сегодня, нужно объективно рассмотреть вопрос и найти пути решения. Начиная с 1996 года Государственная Дума приняла и Совет Федерации одобрил семь законов, в том числе закон о стоимости долгового рубля, которую начали определять через базовую стоимость необходимого социального набора. Уже практически всё должны были реализовать, но на последний закон, о порядке возврата, Ельцин наложил вето, потом была создана специальная комиссия Госдумы и Совета Федерации, тем не менее мы не сумели это принять. Вот все выступавшие говорили, что деньги эти якобы пропали. Но как деньги могут пропасть? В Сбербанке Советского Союза эти деньги не лежали в каких-то сейфах, в сейфах лежали наличные, но это был совершенно небольшой объём средств. А эти деньги были вложены в промышленные предприятия, в транспортную инфраструктуру, в сельское хозяйство, то есть в принципе как раз эти деньги были вложены в развитие экономики. После этого, отказываясь их вернуть, начали приватизацию, решая политическую задачу формирования частных собственников, чтобы забить последний гвоздь в коммунизм. Вот всё это говорит о том, что деньги эти нужно отдавать. Эти деньги вложены в те самые предприятия, которые сегодня имеют олигархи. Давайте подойдём к решению этого вопроса, в конце концов, нравственность в нашем обществе должна быть, тем более Конституция требует, чтобы не только по закону, но и по нравственности мы все эти вопросы решали. Наша фракция предлагает всем фракциям поддержать данный законопроект. Кроме того, это не есть окончательное решение самой проблемы: Государственной Думе, нашим комитетам надо работать дальше вместе с Советом Федерации, в новых, сегодняшних условиях настоятельно требовать возвращения денег, потому что без этого будущего у России нет. Мы голосуем за законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шулепов Евгений Борисович, пожалуйста. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, уважаемый Валерий Карлович! Конечно, очень эмоциональным было выступление докладчика, но, по-моему, в выступлениях президента, членов правительства, членов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ни единожды не звучало, что мы отказываемся от долгов. Обвинение яркое, конечно, но не имеющее никаких оснований. И самое главное, коллеги. Данный законопроект не имеет никакого отношения к возврату долгов, потому что он противоречит 73-му федеральному закону, в котором чётко определено, что правила, формы, условия возврата долгов устанавливаются федеральным законом, а в этом законопроекте сказано, что это определяет Правительство Российской Федерации, да ещё и в тридцатидневный срок. Эти действия определяет только федеральный закон. Это первое. Второе. Речь идёт об ассигнованиях, выделение которых регулируется, конечно же, Бюджетным кодексом. В данном законопроекте об этом нет ни слова, Валерий Карлович об этом не обмолвился. Ну и третье. Может быть, 1 триллион 135 миллиардов рублей для инноваторов не очень большие деньги, но, на наш взгляд, в сегодняшних условиях это огромные деньги, и мы пока не знаем, где их взять, тем более в таких условиях, в которых мы сейчас работаем, - каждая копейка на счету. Указанные источники не определены по существу - сказано, что эти деньги мы получим вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, чего мы, к сожалению, на сегодняшний день не наблюдаем. В связи с этим наша фракция будет голосовать категорически против данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну наконец-то я услышал хоть какие-то возражения, и теперь по существу услышанных возражений я выскажусь - до этого никто даже и не возражал. Первое. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" признаёт это государственным внутренним долгом и считает, что деньги нужно возвращать, - хорошо, но при этом отмечает (это в заключении комитета написано), дескать, законопроект противоречит 73-му федеральному закону. Какой статье? Федеральный закон № 73-ФЗ устанавливает, что в соответствии с федеральным законом мы должны возвращать вклады, и дело в том, что такой федеральный закон был принят: 4 февраля 1999 года он был подписан президентом Ельциным, это 21-й федеральный закон. Зайдите в Интернет, посмотрите, погуглите. 3 декабря 1997 года он был принят Государственной Думой, он был одобрен Советом Федерации. Был установлен переводной, долговой рубль, было сказано, что Правительство Российской Федерации должно принять решение... Мало того, там было написано, что Президент Российской Федерации должен привести в соответствие с этим федеральным законом свои указы. Всё! Федеральный закон принят, все поручения розданы, не хватает только порядка, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Вот его не хватает, поэтому мы и вносим дополнение своим законопроектом. Мы говорим о том, что мы приостанавливаем действие законов, приостановивших действие федеральных законов от 1995 года и от 1999 года, и это значит, что мы снимаем мораторий на финансирование этих обязательств. Напомню, что мораторий на финансирование этих обязательств устанавливался именно при принятии законов о бюджете: каждый раз закон о бюджете принимался - и к нему кипа, перечень законодательных актов, действие которых приостанавливается якобы на том основании, что нет денег. Вы мне сейчас говорите: а где мы возьмём этот триллион? Коллеги, так мы с вами на прошлой неделе утвердили бюджет 2019 года, за который вы, кстати, проголосовали, там профицит 2 триллиона рублей, это в 2 раза больше, чем нам требуется для возврата вкладов! Бюджет за 2018 год точно такой же был, даже профицит гораздо больше - 2,75 триллиона рублей. Вы мне говорите: где взять деньги? Я вам говорю: вот они, в бюджете. Возьмите в бюджете, законом о бюджете эта норма и приостанавливалась. Если вам этих денег мало, посмотрите, поднимите, примите наши законопроекты о возврате НДС экспортёрам сырья - ещё 2 триллиона рублей оставите в бюджете. Никаких юридических оснований отклонять этот законопроект нет, финансовых оснований его отклонять нет, вы признаёте это государственным внутренним долгом, так что вам мешает выполнить свои обязательства перед гражданами? Вот сейчас и докажите, что вы не на словах, а на деле готовы выполнять свои обязательства перед гражданами! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации", пункт 34. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 54 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 313
23.09.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 745336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 631 по 646 из 5030
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотрение вопросов 26, 57 и 58 перенести на 29-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 29-е. Уважаемые коллеги, поступило два предложения. 36-й вопрос: замена содокладчика на Богодухова. Нет возражений? Нет возражений. Принимается. Коллега Аксаков предлагает перенести рассмотрение 26, 57 и 58-го вопросов на 29-е. Нет возражений? Нет возражений. Принимается.