Заседание № 267
О проекте федерального закона № 745128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в целях совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 15-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Доклад Александра Петровича Петрова. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный проект федерального закона был принят Государственной Думой во втором чтении 17 декабря 2019 года. Он прошёл все необходимые экспертизы, заключение Правового управления имеется. Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает принять федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракции кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления, пожалуйста. Покажите список. Пожалуйста, Соломатина Татьяна Васильевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу. СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнений то, что принятие рассматриваемого сегодня в третьем чтении законопроекта действительно необходимо, это нужно прежде всего в связи с тем, что мы даём определение взаимозаменяемости лекарственных препаратов. В этом законопроекте мы предусматриваем, что те препараты, которые сегодня не зарегистрированы в Российской Федерации, могут ввозиться в Российскую Федерацию по решению Министерства здравоохранения для тех пациентов, которые по той или иной причине не могут принимать зарегистрированные лекарственные препараты, - это, как правило, дети. Принятие данного закона позволит нам улучшить качество жизни тех людей, о которых здесь идёт речь, обеспечив наличие лекарственных препаратов в Российской Федерации для улучшения жизни больных и лечения тех заболеваний, которые мы не можем лечить лекарственными препаратами, зарегистрированными в России. На что ещё повлияет данный закон? Он повлияет и на ценообразование, он точно так же повлияет на конкурентоспособность лекарственных средств, которыми должны быть обеспечены наши граждане. Я считаю, что сегодня каждый из нас, проголосовав за этот законопроект, примет участие в решении очень важной проблемы в части лекарственного обеспечения жителей нашей страны. Прошу вас всех поддержать данный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы тоже поддержим данный законопроект. Но я вышел на эту трибуну, чтобы выступить по другому, но связанному с данным законопроектом вопросу - вопросу доверия или недоверия к отечественным лекарственным препаратам. Я напомню, что в данном законопроекте возвращается в законодательство понятие "оригинальный лекарственный препарат", даются определения воспроизведённого препарата, биоаналогового препарата и вводятся соответствующие критерии. Вопрос не только в том, что крупные зарубежные фармкомпании пытаются сохранить российский рынок и в связи с этим через общественные организации каким-то образом оказывают воздействие и что наши граждане не очень-то доверяют отечественным лекарственным препаратам, учитывая соответствующую историю, но и в том, что иногда отечественные препараты, особенно воспроизведённые препараты, действительно не до конца изучены. Вот у меня сейчас лежит обращение от группы мамочек детей, больных сахарным диабетом, им практически в силовом порядке предлагается заменить "Лантус" (тот инсулин, которым они всегда пользовались) на отечественный "РинГлар", который производит "Герофарм". К чему я об этом говорю? Это очень чувствительная сфера - лекарственное обеспечение, тем более если речь идёт о детях. И когда пытаются чиновничьими методами, ссылаясь на закупки, ещё на какие-то механизмы, на одно и то же непатентованное название, просто взять и заменить лекарственный препарат, которым ребёнок лечится не один год, с помощью которого его состояние скорректировано, на который у ребёнка хорошая реакция, то это совершенно неверно. И мы сталкиваемся с протестами, которые переходят в общественное поле, которые сегодня транслируются довольно широко, потому что тема действительно очень болезненная. Болезненным является и перевод больных детей с импортного препарата на отечественный, и перевод беременных женщин - это вторая группа, которая тоже никогда обычно до этого не подвергалась подобного рода заменам, - с какого-то импортного препарата на отечественный аналог. Это тоже требует очень тщательной подготовки, это требует тщательной доказательной базы, а некоторые российские воспроизведённые препараты выходят при облегчённом варианте регистрации. Если брать тот же "РинГлар", то о чём говорят мамы больных детей? Они говорят о том, что сегодня нет данных клинических испытаний этого препарата именно на детях. А им сейчас этот препарат, так сказать, через коленку фактически навязывается: их вызывают, их обрабатывают, от них требуют, - естественно, они, со своей стороны, пытаются защитить здоровье своих детей, пытаются остаться на том препарате, который у них сейчас. Обращаюсь и к депутатам, которые находятся в этом зале, и к представителям Министерства здравоохранения: нам надо очень тонко, очень тщательно подходить к этому вопросу, и тех детей, кто уже на препарате, тех, кто к этому препарату привык, тех, кто, ещё раз говорю, к нему адаптирован, снимать с этого препарата не нужно. Есть другие возможности, можно работать со взрослым населением, а что касается, повторю, детишек, что касается больных хроническими заболеваниями, при которых требуется длительное применение лекарственных препаратов, давайте будем подходить очень осторожно и, по возможности, сохраним существующий вариант, тем более что очень резкое неприятие встретила, вы помните, и попытка запретить ввоз некоторых лекарственных препаратов. Наша фракция законопроект поддерживает и призывает и профильных чиновников, и представителей министерства, и депутатов на местах очень тщательно и тонко подходить к разного рода заменам, тем более необоснованным, основанным исключительно на попытке сэкономить либо произвести импортозамещение несмотря ни на что. В первую очередь - интересы пациента, интересы ребёнка, интересы больного человека! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 00 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 745128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в целях совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения; принят в первом чтении 8 октября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Докладывает Александр Петрович Петров. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект является элементом большой создаваемой системы обеспечения каждого застрахованного гражданина Российской Федерации бесплатными лекарственными препаратами, здесь рассматривается крайне важный вопрос, с которым вы, как депутаты, на практике при встречах с избирателями очень часто сталкиваетесь, когда идёт спор, взаимозаменяемы лекарственные препараты или нет. В последнее время этот вопрос сильно политизирован в средствах массовой информации, что заставляет нас юридически более точно и выверенно использовать термины. Законопроект прошёл первое и второе чтения в Комитете по охране здоровья. В первом чтении концептуально мы его приняли. Тут два блока: доопределение юридических терминов, это первое, второе - мы с вами впервые вводим блок норм по незарегистрированным лекарственным препаратам. И я хотел бы сказать огромное спасибо депутату Баталиной Ольге Юрьевне, потому что благодаря рабочей группе мы смогли юридически решить вопрос с незарегистрированными лекарственными препаратами, с теми лекарственными препаратами, которыми мы смогли обеспечить 510 детей, - это касается тех скандалов, которые были в информационном пространстве. К законопроекту поступило 28 поправок, все они включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Таблицы № 2 и поправок, рекомендованных к отклонению, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 36 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ПЕТРОВ А. П. Сейчас около Думы идёт митинг по поводу этого законопроекта, поэтому не надо торопиться. Я предлагаю включить данный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 18 декабря, то есть на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Прошу учесть.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 745128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра здравоохранения Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Кроме цели, изложенной в самом названии данного законопроекта, то есть кроме совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов проект направлен также на дополнительное урегулирование ещё ряда вопросов, которые условно можно подразделить на четыре блока. Во-первых, это уточнение понятийного аппарата Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", в том числе определение понятий референтного лекарственного препарата, воспроизведённого лекарственного препарата, а также введение понятий оригинального лекарственного препарата и фармацевтически эквивалентных лекарственных препаратов, уточнение полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка определения взаимозаменяемости препаратов, установление особенностей взаимозаменяемости отдельных групп лекарственных препаратов и другие положения, связанные с развитием содержания и процедуры деятельности по установлению взаимозаменяемости лекарственных препаратов. В частности, предлагаемые критерии позволят сформировать перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов путём объединения лекарственных препаратов в группы в рамках одного международного непатентованного наименования с учётом эквивалентности лекарственных форм и дозировок. Данный перечень предназначен для использования всеми субъектами обращения лекарственных средств. Благодаря предполагаемым изменениям существенно увеличится количество препаратов с установленной взаимозаменяемостью, что приведёт к улучшению конкурентной среды в сфере закупок, к снижению издержек в системе здравоохранения на приобретение препаратов и к повышению охвата граждан лекарственной терапией. Во-вторых, предусматривается установление срока для подачи владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата заявления о внесении изменений в инструкцию по его применению в связи с опубликованием на официальном сайте Росздравнадзора информации о полученных новых данных о побочных действиях, нежелательных реакциях при его применении, в том числе и при применении взаимозаменяемых с ним лекарственных препаратов. Эти изменения направлены на закрепление обязанности держателя регистрационного удостоверения лекарственного препарата поддерживать информацию о нём в актуальном состоянии, в том числе в части вопросов безопасности и эффективности. В результате повысятся уровень информированности врачей и пациентов о вновь выявленных особенностях применения соответствующего препарата, а также степень безопасности его применения. В-третьих, уточняются положения в части предоставления заявителем сведений о фармацевтических субстанциях при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов, а также в части содержания в государственном реестре лекарственных средств информации о фармсубстанциях. Данные изменения направлены на снятие излишних административных барьеров при государственной регистрации лекарственных средств и при процедуре ввоза фармацевтических субстанций. Кроме того, законопроектом также уточняются положения по формированию отпускных цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе по вопросу учёта налога на добавленную стоимость. Эти изменения направлены на устранение некоторой неопределённости формулировок закона, которые допускают двоякое толкование. Это приведёт к единообразному толкованию закона и облегчит его применение, в том числе контролирующими органами. Прошу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Петровича Петрова. Пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня представлен крайне важный законопроект, которым определяется очень большая часть государственной системы лекарственной безопасности в Российской Федерации. Без принятия этого закона мы с вами многие вопросы никогда не сможем решить, потому что, когда мы спорим, врач говорит, что это взаимозаменяемый препарат, пациент говорит, что этот препарат ему не подходит, и они базируются на собственных знаниях, на знании каких-то подзаконных нормативных актов, но не на законе. Мы вводим понятийный аппарат, которым строго юридически прописываются многие-многие понятийные вещи, которые важны и для докторов, потому что врачи будут понимать порядок работы со взаимозаменяемыми препаратами, и для пациентов, потому что пациенты могут сказать, что этот препарат им не подходит, и мы определяем порядок, каким образом они могут отменить назначенный врачом препарат и получить другой препарат. Для них это важно, это очень важно и для государства, потому что этим законом мы наносим ещё один удар по коррупции, которая, к сожалению, в системе государственных закупок лекарственных препаратов присутствует. Мне вчера было больно слышать, когда диабетологи, очень уважаемая профессура, говорили, что надо государственные закупки вернуть по торговым наименованиям. Наверное, кому-то нравится упаковка инсулина по 40 долларов, но та же упаковка сейчас стоит 12 долларов - мы с вами не имеем морального права это допустить! И этот закон даёт нам определённые инструменты, он, безусловно, даёт определённые права субъектам по государственным закупкам, когда будут устанавливаться более точные правила игры при государственных закупках в части установления оптовых и розничных надбавок, и даёт ещё ряд небольших параметров, которые мы с вами утрясём. Но ещё раз хочу сказать: концептуально этот закон крайне важен для Российской Федерации, потому что он является частью большой системы лекарственной безопасности. И я вас призываю - и комитет проголосовал за, и мы получили все положительные заключения - проголосовать за этот законопроект в первом чтении, а во втором чтении мы с вами, безусловно, поработаем над ним, чтобы уточнить определённые детали, чтобы мы с вами работали точно во благо наших жителей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос Дмитрию Вячеславовичу. В заключении комитета указано, что в настоящее время 16 процентов лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, могут быть заменены аналогичными лекарственными средствами. Есть ли информация, какая доля аналогов производится отечественными компаниями? КОСТЕННИКОВ Д. В. Настоящий законопроект направлен на увеличение доли взаимозаменяемых препаратов. Вот вы упомянули о 16 процентах, а после того, как этот закон будет принят, мы ожидаем значительного увеличения доли взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Что касается российских аналогов лекарственных препаратов, то это достаточно сложный вопрос, поскольку российским является лекарственный препарат, который в том числе упаковывается в Российской Федерации. Надо сказать, что доля тех препаратов, которые производятся по полному циклу в Российской Федерации, неуклонно возрастает среди этой категории. Сейчас я вам не скажу точно, какая часть из вот этих 16 процентов относится к лекарствам, производимым в Российской Федерации, но тем не менее количество взаимозаменяемых лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, неуклонно возрастает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Дмитрий Вячеславович, у меня к вам вопрос. Люди, особенно больные онкологией, не хотят замены лекарств, считают, что то, что сразу было назначено, правильно. Как вы считаете, как поступать в этом случае? И ещё, сегодня очень много жалоб с мест, что нет тех лекарств, которые выписаны непосредственно для больных, - что нам делать? Мне приходится, допустим, свои личные деньги зачастую выделять, но я же не могу всех обеспечить. КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо за вопрос, он очень важный. На самом деле в законодательстве Российской Федерации содержатся необходимые гарантии того, чтобы больной получил тот лекарственный препарат, который ему необходим по жизненным показаниям: существует как возможность закупки лекарственных препаратов на условиях вхождения его в одно МНН на условиях взаимозаменяемости, так и возможность закупки лекарственных препаратов, выписанных конкретному пациенту по жизненным показаниям, в том числе за государственный счёт. Если какой-то конкретный лекарственный препарат уходит на какое-то время с рынка, если его нет, то, конечно, нужно разбираться с каждым препаратом конкретно, в общем виде ответить достаточно сложно: всё-таки мы живём в стране с рыночной экономикой, где производители сами решают, сколько им лекарственных препаратов производить для рынка, производят планирование своего производства, соответственно, в связи с этим может меняться и доступность. Мы изучали ситуацию по ряду препаратов, по которым возникал такой дефицит, и выяснили, что компании производят эти препараты в соответствии со своим планом производственной деятельности, который построен на основе данных о потребностях за предыдущий год, а когда потребность в этих препаратах возрастает, требуется производство дополнительных партий, что, конечно, вызывает иногда некоторые перебои с появлением этих препараторов на рынке. В целом Министерство здравоохранения, Росздравнадзор и Минпромторг следят за этим процессом, и мы по мере возможностей стараемся влиять на то, чтобы дефицит не возникал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Вячеславович, в продолжение вашего ответа. В сентябре представители Минздрава обозначали вот такую проблему: у поставщиков нет нужных объёмов продукции, так как они не владеют информацией о возможном спросе. Можете вы подтвердить или опровергнуть информацию об этой проблеме? И если вы её подтверждаете, скажите, пожалуйста, есть понимание, как её можно решать? КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Действительно, как я уже говорил, компании сами занимаются изучением спроса. В то же время Министерство здравоохранения попросило внештатных специалистов Министерства здравоохранения собрать такую информацию по своим направлениям, после того как эта информация будет обработана, она также будет доведена до сведения участников рынка, с которыми мы поддерживаем контакты, на разного рода площадках, в рабочих группах, в том числе в рабочей группе, которая создана в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Дмитрий Вячеславович, ну, несколько вопросов. Первый вопрос касается референтных препаратов, которые ввозятся сюда: будет ли использоваться это понятие для установления референтной цены вот по той методике, которая предлагалась? И не приведёт ли это к выдавливанию оригинальных препаратов, которыми зачастую пользуются многие наши граждане? И второй вопрос: уточните, пожалуйста, какое количество препаратов, формально являющихся российскими, имеют полный цикл производства? Вот в процентах. КОСТЕННИКОВ Д. В. Алексей Владимирович, что касается использования взаимозаменяемости для формирования референтной цены, то да, в принципе этот механизм предназначен для использования при установлении этой цены. Приведёт ли это к выдавливанию оригинальных препаратов? Как вы знаете, оригинальные препараты имеют ценовые преимущества на российском рынке, и именно на взаимозаменяемые лекарственные препараты, которые входят на рынок, на дженерики, цены устанавливаются ниже, чем на оригинальные лекарственные препараты. В то же время Министерство здравоохранения и общество в целом заинтересованы в постепенном снижении цен и на оригинальные лекарственные препараты. В целом система ценообразования нацелена на снижение цен на дорогостоящие лекарственные препараты независимо от того, являются они оригинальными или воспроизведёнными. Что касается общего процента лекарственных препаратов, которые есть на российском рынке и относятся к производимым российскими предприятиями, то в целом по рынку у меня сейчас данных нет, но что касается перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, лекарственные препараты данной линейки имеются в объёме 80 процентов всей номенклатуры перечня ЖНВЛП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Вячеславович, на самом деле законопроект действительно системный и важный для отрасли, но важно понимать, что в мире нет оптимальных подходов при определении взаимозаменяемости, потому что очень высоки риски вмешательства в процесс оказания медицинской помощи и выбора лекарств, и в связи с этим два вопроса, по одному каждому докладчику. Дмитрий Вячеславович, вот приостановление применения лекарств, а также приостановление их регистрации на шесть месяцев - мы уже это проходили - не приведёт ли к нарушению конституционных норм и права на охрану здоровья граждан? И вопрос представителю комитета: придётся принимать 12 нормативных актов правительства и Минздрава, здесь очень много отсылочных норм, то есть это закон не прямого действия, хотя это прямой регулятивный закон, - не считаете ли вы необходимым доработать ко второму чтению и установить всё-таки прямые нормы в этом проекте федерального закона? КОСТЕННИКОВ Д. В. Айрат Закиевич, я хотел бы отметить, что приостановление регистрации лекарственного препарата и отмена его регистрации предусмотрены в законодательстве как крайняя мера воздействия на держателей регистрационных удостоверений, которые не выполняют свои обязанности в части поддержания в актуальном состоянии информации о своих лекарственных препаратах и в части предоставления информации для определения их взаимозаменяемости. На самом деле мы полагаем и надеемся, что этой мерой если и придётся пользоваться, то, естественно, в крайнем случае, поэтому рассчитываем, что никакого вымывания лекарственных препаратов с рынка по этим основаниям не произойдёт. Что касается подзаконных актов, мы полагаем, что те нормативные предписания, которые отнесены к урегулированию в этих нормативных актах, носят больше регуляторно изменчивый характер. Необходимо иметь средства, чтобы достаточно быстро реагировать на изменение ситуации на рынке лекарственных препаратов и оперативно менять ту регуляторику, те правила, которые будут установлены именно в этих актах. Не хотелось бы излишне утяжелять закон такого рода требованиями, которые, возможно, придётся с учётом каких-то необходимых обстоятельств изменять несколько чаще, чем это хотелось бы делать с законодательным актом, поэтому мы предусматриваем в том числе их погружение в подзаконные акты. Все необходимые полномочия данным законопроектом предусмотрены. Мы с депутатами, работая над этим законопроектом при подготовке ко второму чтению, ещё раз посмотрим, стоит ли действительно сохранять эту ситуацию, либо есть возможность какие-то дополнительные, скажем, нормы поднять в федеральный закон. Рассчитываем здесь и на вашу помощь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, безусловно, мы сегодня рассматриваем законопроект как концептуальную основу, ко второму чтению... Я тоже обратил внимание на то, что в законопроекте большое количество отсылочных норм, что мы можем получить закон, который будет работать прямо противоположно тому, что мы сегодня как бы хотим и на что с оптимизмом смотрим в будущее. Чтобы этого не произошло, мы обязательно в подкомитете по обращению лекарственных средств будем рассматривать проекты подзаконных актов... Помните, мы с вами договорились, что к третьему чтению вообще должны быть все проекты подзаконных актов хотя бы концептуально, чтобы мы могли понимать, будет ли закон работать?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ПЕТРОВ А. П. Я думаю, что этот вопрос будет на особом контроле. И это очень правильное замечание: избыточное количество отсылочных норм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, часто ко мне на приём приходят граждане с жалобами на то, что вся зарплата, а чаще вся пенсия уходит на лекарства, зачастую граждане вообще не осведомлены о существовании аналогов, идут и покупают втридорога лекарственные препараты. В связи с этим простой вопрос: предусматриваются ли ещё какие-либо способы оповещения наших граждан помимо сети Интернет? Ведь старшее поколение... ну, не все и не всегда могут пользоваться услугами Интернета. КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Игорь Андреевич, действительно, проблема очень важная. Надо сказать, что существует нормативный правовой акт Министерства здравоохранения о надлежащей аптечной практике и мы туда внесли изменения, которые обязывают всех работников аптечных учреждений информировать граждан обо всей имеющейся линейке взаимозаменяемых лекарственных препаратов, в том числе о менее затратных для гражданина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. ПЕТРОВ А. П. Я просто хочу добавить по поводу этого вопроса следующее. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы сейчас только вводим в понятийный аппарат определение взаимозаменяемости по многим параметрам, поэтому как мы можем наказать аптечных работников за то, что они скажут или не скажут, если у нас в законе нет понятия взаимозаменяемости? Хотя мы написали, что они обязаны информировать, всё это оставалось на совести аптечного работника. У нас есть ещё одна группа, работающая по аптечным продажам, и мы, приняв этот закон, сможем там уже абсолютно точно прописать, каким образом информировать граждан, и это будет уже не просто обязанность, а обязанность, которая подтверждена законом. Поэтому я прошу вас проголосовать за этот законопроект, и мы будем дорабатывать его уже вместе с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, в последние годы у нас в Российской Федерации проводится огромная работа по повышению качества лекарственных средств, производимых на отечественных фармпредприятиях, - мы перешли на GMP, идём к мониторингу лекарственных средств - тем не менее на бытовом уровне действует такое устойчивое правило, мнение, что наши лекарственные средства по качеству уступают иностранным лекарственным средствам, что дженерики по эффективности ниже, чем оригинальные препараты, хотя формула одна и та же. Как Минздрав планирует с помощью этого закона изменить данную ситуацию, чтобы мы понимали, что если одна и та же формула, то эффективность и польза одинаковые, - как это сделать? КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Федот Семёнович, вы справедливо сказали о том, что в России внедрены правила GMP, и контроль за соблюдением этих правил - это, конечно, компетенция Минпромторга, который отвечает за производство лекарственных препаратов. Министерство здравоохранения также имеет соответствующий инструмент для контроля за качеством лекарственных средств - это деятельность Росздравнадзора, который осуществляет сбор информации о каких-то явлениях, которые подтверждают, скажем так, некачественность лекарственных препаратов, проводит проверки, выявляя такого рода изменения этих лекарственных препаратов, которые опасны для потребителя и делают эти препараты не соответствующими заявленному качеству. Кроме того, установление взаимозаменяемости - это не просто формальный процесс, это работа экспертов. То есть каждый лекарственный препарат оценивается экспертным сообществом и на основании экспертизы принимаются решения о том, что этот лекарственный препарат, если он воспроизведённый, воспроизводит действие оригинального лекарственного препарата. Я думаю, что именно этот закон позволит активизировать эту работу, и в том числе в результате его применения качество воспроизведённых лекарственных препаратов должно стать выше в целом. Если в ходе таких экспертиз будет установлено, что они не воспроизводят оригинальный лекарственный препарат, то они не будут признаны взаимозаменяемыми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. От фракции выступление. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Петрович Петров правильно заметил, что этим законом мы боремся в том числе с завышением цен на жизненно важные лекарственные препараты, и это правильно, но поможет ли отдельно взятый конкретный закон решить эту проблему глобально? Нет, конечно, не поможет - здесь надо брать гораздо шире. В связи с этим не могу не воспользоваться возможностью, чтобы с трибуны Государственной Думы анонсировать законопроект, который несколько дней назад внесла фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", касающийся предельного индекса платежей, но не за услуги ЖКХ, как мы привыкли слышать, а именно за различные медицинские препараты. Что это значит? Это значит, что сегодня большинство российских семей существенную часть своих денег тратит на лекарства, и поэтому нам пора перенимать опыт, делать так, как это сделано в сфере ЖКХ: вводить максимальное ограничение, то есть определить процент от дохода семьи, при тратах на лекарства свыше которого нужно вводить государственную помощь. Коллеги из партии большинства, не торопитесь называть это популизмом, непроходной идеей и так далее. Это абсолютно нормально! Если вы помните, в июне мы раздавали в этом зале наш доклад о состоянии медицины, о состоянии здравоохранения в Российской Федерации, где прямо указано, что на сегодня, если сравнить затраты бюджета и затраты конкретных граждан на покупку лекарств из списка жизненно необходимых и важных препаратов, получается, гражданин тратит на те же самые лекарства в четыре раза больше, чем бюджет. Нам много говорят, что, допустим, где-нибудь в Европе вообще дорогая медицина, вообще платная медицина и очень дорого лечиться, но нет: если смотреть примеры, то там на лечение граждан с точки зрения лекарственного обеспечения 70 процентов тратится всё-таки из бюджета и только 30 процентов тратят граждане, у нас пропорция обратная - 80 процентов на 20 процентов. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла соответствующий законопроект и предлагает в рамках тех мероприятий, которые мы проводим по повышению доступности лекарственных препаратов для населения, очень внимательно отнестись к этой нашей инициативе и рассмотреть её как можно быстрее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, справедливости ради надо сказать, что эта инициатива, представленная Дмитрием Александровичем и внесённая фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", нашим министерством обсуждается уже как минимум весь срок наших полномочий - три последних года речь идёт о лекарственном страховании, о введении этого нормального механизма, действительно работающего сегодня в большинстве развитых стран, к которым Российская Федерация себя тоже периодически причисляет. Что такое доступные лекарства? Это значит, что любой человек, если у него есть заболевание и есть лекарственный препарат, который эффективно (это всё должно быть объективно подтверждено соответствующими исследованиями) ему помогает от этого заболевания - продлевает жизнь, улучшает её качество, - это лекарство должен получать, причём получать независимо от того, какое заболевание у него имеется или не имеется, как это сейчас бывает, имеет он группу инвалидности или не имеет группу инвалидности. Это сегодня совершенно нормальный гуманистический подход: если человек болеет, тем более если болеет, не дай бог, ребёнок, соответствующее лекарство, сколь бы дорого оно ни стоило и как бы тяжело ни приходилось государству изыскивать необходимые средства, он должен получать. Повторяю, это нормальный цивилизованный подход, и он должен быть реализован. Другое дело, что внедрение этого механизма (его по-разному называют: сейчас - лекарственным обеспечением, раньше - страховым лекарственным обеспечением) всё время откладывается. Я напомню, первый раз нам говорили о 2019 годе, как о годе, когда начнётся внедрение этого механизма в России; теперь мы слышим о 2021 годе, когда вроде бы начнётся это внедрение. Год назад сумма, необходимая для того, чтобы этот механизм заработал, была 300 миллиардов рублей - вроде большая, но, по большому счёту, это фактически закрыло бы эту потребность и уменьшило бы огромное количество жалоб, которые поступают в связи с отсутствием лекарств при реализации механизма льготного лекарственного обеспечения, кто бы что ни говорил. Сегодня мы, наша фракция, встречались с Силуановым, и он нам опять заявил, что денег на льготное лекарственное обеспечение достаточно, - недостаточно! Как минимум половину сегодня составляет дефицит, и это уже подтверждено официальными данными регионов, а не только, скажем так, моими изысканиями или изысканиями членов нашей фракции, это всё чётко подтверждено. В проекте бюджета на 2020 год мы опять увидим заниженную цифру, и мы опять будем сталкиваться с тем, что люди будут приходить на приём, люди будут требовать положенных им лекарств, судиться, идти в прокуратуру... В моей родной Ульяновской области сегодня предъявлена тысяча исков с целью получить необходимые лекарственные препараты, положенные по закону, но не получаемые. Практически все эти иски удовлетворяются, и там уже другой пласт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции. КУРИННЫЙ А. В. ...другой пласт - это взаимодействие службы судебных приставов с соответствующим бюджетом: взыскания, требования, предупреждения об уголовной ответственности. Но в любом случае, если у человека, повторю, имеется соответствующее заболевание, если есть необходимое лекарство для его лечения, государство обязано этим лекарством обеспечить. В чём здесь связь с тем проектом закона, который мы принимаем сейчас, - это как раз в попытке снизить затраты государства. О чём хотелось бы сказать подробнее? При снижении затрат государства, при попытке это сделать, при введении вот этой системы взаимозаменяемости, эквивалентности и соответствующего подтверждения, необходимо, чтобы контроль был крайне щепетильным и крайне чётким. И я соглашусь здесь с Федотом Семёновичем, что, к сожалению, действительно огромный урон был нанесён авторитету наших лекарственных препаратов на этапе, когда они стали появляться. Я помню время, когда мы закупали так называемые брынцаловские антибиотики - была такая фирма, вы помните, - которые абсолютно не действовали. Вот ты их даёшь, даёшь, неделю даёшь - никакого эффекта, появляется оригинальный препарат - за день, за два ситуация исправляется кардинальным образом! Естественно, с психологической точки зрения у врачей уже сложилось соответствующее отношение к препаратам, в том числе отечественным. И вот то, что сделано за последние годы - а сделано действительно много: в плане качества, в плане внедрения новых методик оценки, в плане тотального контроля со стороны Росздравнадзора, - это до сих пор ещё толком не оценено, с одной стороны. С другой стороны, хотелось бы, чтобы новый закон не стал тем механизмом, который будет вымывать оригинальные препараты, потому что, так или иначе, мы пока не всё знаем в отношении некоторых лекарственных форм: как они действуют, почему они действуют, а, например, такая же формула, вроде бы как такая же формула в воспроизведённом лекарственном препарате не действует. Есть соответствующие добавки, механизмы, дозы, дозировки, формы введения, и это тоже требует отдельного изучения, в обязательном порядке государственного контроля и очень медленного и осторожного внедрения. Я напомню вам, как в прошлом году прокатилась череда скандалов при попытке заменить импортный инсулин отечественным инсулином. Действительно, в ряде случаев были зафиксированы осложнения, которых не должно было быть, информация о которых потом была внесена в соответствующие регистрационные досье, были изменены показания. Ну, скандал был приличный, и я так понимаю, многие даже до судебных инстанций опять же доходили или до разного рода протестных акций с требованием выдать им оригинальный лекарственный препарат. В чём опасность того - и об этом сегодня тоже говорилось, - что достаточно жёсткие, драконовские меры будут применены в случае, если владелец соответствующего регистрационного удостоверения не захочет или не сможет вовремя внести необходимые изменения в инструкцию в случае выявления Росздравнадзором каких-то новых побочных влияний или действий? В этом случае оборот лекарственного препарата может быть приостановлен на территории Российской Федерации. Вы представляете, что это такое - остановка практически на полгода? А в последующем, если опять не будет выполнено требование, вообще может быть отозвана, отменена регистрация. Это может практически перечеркнуть возможность применения на территории Российской Федерации некоторых препаратов, весьма ценных, хоть и узкого направления, и здесь тоже должен быть очень осторожный, грамотный, взвешенный подход. Ну и в части норм прямого действия и непрямого действия. Законопроект, несмотря на его вроде бы простоту и логичность, всё-таки содержит огромное количество отсылочных норм. Возможно ли это всё прописать в законе? Ну, наверное, нет. Невозможно будет прописать порядок определения взаимозаменяемости или эквивалентности, потому что здесь должен быть такой весьма узкий, экспертный подход, и на уровне Минздрава или в крайнем случае Правительства Российской Федерации он должен быть реализован, но, безусловно, каждый из предполагаемых полутора десятков актов должен пройти широкую общественную экспертизу. Не только наш закон как базу, а именно вот эти мелочи должны оценить эксперты, ну и, естественно, наши пациентские организации, которые потом с действием этого закона так или иначе столкнутся. Фракция КПРФ в первом чтении поддержит законопроект. Ко второму чтению, естественно, мы свои поправки предложим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. От фракции. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы! За последние десять лет в вопросах производства и обеспечения качества производства лекарственных средств произошли разительные перемены. За эти десять лет наша фармпромышленность превратилась в одну из самых динамично развивающихся отраслей промышленности: рост в среднем за год составляет примерно 10 процентов, а в 2015-2016 годах составлял даже более 20 процентов. Сегодня в денежном выражении мы производим 30 процентов лекарственных средств, в натуральном выражении - около 60 процентов, а в сегменте жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов этот показатель стремится к 90 процентам. Что касается качества, десять лет назад в вопросах качества была, мягко говоря, совершенно другая ситуация. И наша фракция написала специальную записку Путину Владимиру Владимировичу, после этого по его распоряжению была создана межведомственная комиссия по обеспечению государственного контроля за качеством производства лекарственных средств. В прошлом созыве в составе нашего комитета был создан подкомитет по обороту лекарственных средств, который сегодня возглавляет профессионал высокого класса Александр Петрович Петров. Сегодня мы уже перешли на правила GMP, идёт маркировка лекарственных средств, Росздравнадзор обладает лабораториями мирового класса, поэтому мы на самом деле обеспечиваем качество производства лекарственных средств. Но конкуренция - это жестокая штука, никто не хочет отдавать рынок, поэтому идёт информационная война: мол, дженерики плохие, мол, россияне плохо производят, мол, плохие качество, эффективность и так далее. Конечно, проблем у нас много. Вот, например, одна проблема, я имею в виду то, что произошло за первые полгода этого года, - это срывы тендеров (количество срывов тендеров по сравнению с прошлым годом выросло в два раза), кое-где говорят о нехватке лекарственных средств, хотя это не принимает никаких катастрофических размеров. Коллеги, мы уже говорили, что мы идём к лекарственному страхованию и через два года, наверное, перейдём, чтобы было справедливо: больных в больницах мы лечим бесплатно и амбулаторно больных тоже будем лечить бесплатно. Что касается данного законопроекта, наша фракция его будет поддерживать по той простой причине, что о новеллах, которые предложены в данном законопроекте, мы уже давно говорим. Я приведу только два примера: мы вносили отдельный законопроект о взаимозаменяемости лекарственных средств, мы вносили другой законопроект, касающийся субстанций, когда иностранные производители могли использовать субстанции, которые не занесены в госреестр, а российские производители не могли, - и эту проблему данный законопроект решает. Нам кажется, что данный законопроект в случае принятия и, естественно, совершенствования ко второму чтению будет способствовать укреплению нашей фармацевтической промышленности, будет способствовать повышению рейтинга наших лекарственных средств и, конечно, обеспечению доступности лекарственных средств. Мы поддержим данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Соломатина Татьяна Васильевна, пожалуйста. СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, вы чувствуете, как важен вопрос лекарственного обеспечения. Мы с вами в этом зале уже неоднократно принимали законодательные акты, и сегодняшнее обсуждение радует, потому что лекарственное обеспечение в стране - это вопрос жизненно важный для всех нас, для каждого россиянина, для безопасности нашей страны. Обсуждаемый законопроект, безусловно, очень важен, потому что взаимозаменяемость лекарственных препараторов сегодня развязывает руки врачу, для того чтобы на законном основании заменить один препарат на другой. Это, конечно, и вопросы конкуренции, и вопросы ценообразования. В 2014 году уже были приняты поправки к закону о лекарственном обеспечении, и они позволили только в 16 процентах случаев заменять лекарственные препараты один на другой. Мы надеемся, что с принятием данного закона к 2021 году около 70 процентов лекарственных препаратов могут быть взаимозаменяемы. Наша фракция просит всех поддержать данный законопроект, мы будем голосовать за него. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик, пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемые депутаты, состоялось действительно очень конструктивное обсуждение законопроекта, которое показывает, насколько он важен для всего общества. Я только хотел бы отметить только один момент. Если говорить о переходе на новую модель лекарственного обеспечения граждан в Российской Федерации, то этот законопроект является ступенькой, необходимой для такого перехода, поскольку он призван навести порядок на рынке лекарственных препаратов, как я уже говорил, снизить издержки при государственных закупках, улучшить конкурентные процедуры и в целом снизить издержки на приобретение лекарственных препаратов. Только в этом случае - при наведении порядка на вот этом лекарственном рынке - будут обеспечены возможности для перехода на какую-либо новую модель лекарственного обеспечения. Прошу принять законопроект в первом чтении. Спасибо за состоявшееся обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарств" в части совершенствования порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 05 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.