Заседание № 267
О проекте федерального закона № 745092-7 "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования". Докладывает Лариса Николаевна Тутова. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые согласования и экспертизы, замечаний нет. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 14 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается единогласно закон.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 745092-7 "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" (принят в первом чтении 12 ноября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования". Докладывает Лариса Николаевна Тутова. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 12 ноября 2019 года. К законопроекту поступило четыре поправки, все они в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 58 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 22 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ТУТОВА Л. Н. Уважаемые коллеги, комитет предлагает включить данный законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 745092-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования". Доклад официального представителя правительства замминистра просвещения Татьяны Юрьевны Синюгиной. Пожалуйста. СИНЮГИНА Т. Ю. Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации в части организации работы по обеспечению доступности дошкольного образования. Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, а также методических рекомендаций к порядку формирования и ведения таких систем в регионах, используемых в том числе для предоставления родителям детей или законным представителям соответствующей информации. Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают правовой статус информационных систем доступности дошкольного образования, которые уже с 2014 года действуют в штатном режиме во всех без исключения регионах и обеспечивают в том числе прозрачность выделения мест в детских садах и функционирование понятного механизма информирования родителей о выделении мест и изменениях в очереди. При подготовке методических рекомендаций будут учтены требования к уже действующим информационным системам, это позволит продолжить их работу в штатном режиме и избежать затрат на их модернизацию в субъектах, при этом мы вводим единый организационный и технический подход к формированию и ведению таких систем. Законопроектом определены перечень сведений, которые должны содержаться в информационной системе в регионе и передаваться в федеральную информационную систему, а также заказчики, операторы, поставщики и пользователи информационных систем доступности дошкольного образования. Законопроект поддержан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Уважаемые депутаты, данный законопроект позволит нам ввести в нормативное поле, законодательно закрепить уже функционирующую, и достаточно эффективно, электронную очередь, обеспечивающую доступность дошкольного образования. Прошу законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию и науке Ларисы Николаевны Тутовой. Пожалуйста. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона, внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 года. Законопроектом предусматривается установление правового статуса системы электронной очереди, которая уже существует, но существует вне правовых рамок. Уважаемые коллеги, комитет поддерживает концепцию законопроекта, но обращает внимание на следующие позиции. В законопроекте используется термин "распределение детей для приёма на обучение", значение которого не объясняется в законопроекте, более того, термин употребляется только один раз. Мы считаем, что использование этого термина противоречит концепции законопроекта и принципу доступности дошкольного образования: все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены местами в детских садах. Мы готовы эту ситуацию рассмотреть с Министерством просвещения и ко второму чтению доработать законопроект, чтобы её исправить. Мы считаем, что законопроект не содержит положений о едином техническом подходе к системе электронной очереди, о чём говорилось в пояснительной записке. Законопроект не содержит положений о том, какую же информацию о перемещении своего ребёнка в системе электронной очереди должны получать родители, в какой форме родители могут получать эту информацию, каков порядок предоставления информации, то есть здесь тоже есть вопросы для обсуждения ко второму чтению. Мы согласны с позицией Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое указывает на то, что перечень лиц, которые будут иметь доступ к системе электронной очереди, перечень сведений, которые будут отражаться в электронной очереди, должны быть либо чётко прописаны в законопроекте, либо определены Правительством Российской Федерации в соответствии с предоставленным полномочием. Здесь авторам законопроекта нужно чётко определиться с позицией. Мы получили положительные отзывы субъектов на законопроект: 23 субъекта высказали консолидированное положительное мнение, 30 положительных отзывов получено от законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, 45 положительных отзывов - от исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исходя из сказанного, уважаемые коллеги, просим поддержать законопроект в первом чтении с учётом его обязательной доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Татьяне Юрьевне. Конечно, все дети должны иметь одинаковое право на обучение, но не считаете ли вы, что там, где не хватает мест в детских дошкольных учреждениях, нужно учитывать в первую очередь интересы работающих родителей, особенно мам-одиночек? СИНЮГИНА Т. Ю. Уважаемая Наталья Дмитриевна, мы очень чётко понимаем и чувствуем всю проблему дефицита мест в дошкольных образовательных организациях. Но сейчас крайне сложно выделить ту или иную категорию, которая в большей степени нуждается, должна идти в первоочередном порядке, поэтому наша задача в том, чтобы все без исключения дети получали места в дошкольных образовательных организациях. Мы не рассматривали до настоящего момента, до поступления вопроса, в принципе статус родителей - работающие или неработающие, - но понимаем, что, конечно, ситуация в регионах может быть очень и очень разной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бариев Марат Мансурович. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Юрьевна, данная информационная система предполагает учёт только муниципальных дошкольных учреждений или и негосударственных, частных тоже? СИНЮГИНА Т. Ю. Марат Мансурович, ситуация следующая. Данная информационная система предусматривает учёт всех без исключения детей, чьи родители подали заявления, то есть уже выразили желание, хотят, чтобы дети пошли в детский сад, это с одной стороны. А с другой стороны, мы учитываем все места, которые созданы как на уровне муниципалитета, если учредителем является муниципалитет, так и на уровне региона, если учредитель - субъект, в том числе частные образовательные организации дошкольного образования, если у них есть лицензия, то есть они вправе оказывать образовательные услуги. Так что электронная очередь содержит сведения обо всех без исключения детях, родители которых подали заявления, и обо всех местах, где реализуются программы дошкольного образования, вне зависимости от уровня учредительства и вида собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Я хочу сказать, что этот закон - это только начало, начало очень важных действий, которые мы должны сделать; может быть, не только наш созыв, но и последующие, которые будут после нас, продолжат, потому что страна у нас огромная и, естественно, дети должны рождаться при той политике, которая сейчас намечена правительством и президентом. Но я хочу сказать, что не у всех, конечно, ещё есть возможность вести электронную очередь, это понятно, и не у всех родителей есть возможность отслеживать электронную очередь; есть ещё просто очередь, которая на бумажке записана, - эта очередь, конечно, нестабильная, знаете, можно поменять там что-то, так часто бывает и в детских садах, и в яслях. Хочу отметить, что детей старше трёх лет, не охваченных дошкольным образованием (это детские сады), у нас уже осталось не так много. Конечно, есть регионы, где сложности, например в Забайкалье, Дальний Восток и так далее, но в основном мы очень много сделали. Вот в моей области 18 детских садов, очень красивых, и дети охвачены дошкольным образованием. У нас сейчас больше проблем с яслями, но в бюджете теперь много денег выделяется на строительство яслей, куда можно отправлять детей совсем маленьких - с рождения, с двух месяцев, и до трёх лет. Очень важно, что сейчас планируется правительством - и уже в этом законопроекте это начато - сделать так, чтобы родители всё знали, не только правила приёма, но и права, которыми они будут пользоваться в садике, и что они обязаны делать. Это тоже очень важно, и не только для дошкольного образования, для детских садов, но и для садов летнего отдыха и так далее. Законопроект надо поддержать, и комитет молодец, что сделал так много дельных замечаний, их обязательно нужно учесть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста. С места. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемая Татьяна Юрьевна! Неоднократно уже также поднимался вопрос о том, что раз уж мы рассматриваем сегодня формирование такой единой информационной системы, причём закрепляем это законодательно, то было бы очень правильно коснуться не только дошкольной сферы, но и записи детей в начальную школу. Мы неоднократно об этом говорили, и мы с коллегами подготовили поправки на эту тему. Вы тогда выразили готовность эту тему обсуждать, поэтому я предлагаю нам сейчас продолжить работу над этим, поправки готовы. Мы неоднократно здесь, в этом зале, уже говорили о том, что в цивилизованном мире вот эти очереди многочасовые, ночные стояния родителей накануне записи детей в первый класс, конечно, не... Они не только неуместны, но ещё и не обеспечивают должный контроль: точно ли будет записан ребёнок, если идут ночные переклички и прочее? Нам важно, чтобы были учтены эти замечания, и ещё надо посмотреть... Есть регионы, например Москва и ряд других муниципалитетов, где единая запись, единоразовая, потому что там есть образовательные комплексы, где повторная запись не предполагается. Вот необходимо сделать уточнение, и можно посмотреть, где это должно быть заложено - в поправке или уже в нормативно-правовой базе правительства. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митина Елена Анатольевна, пожалуйста. МИТИНА Е. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К нам, как к депутатам, часто обращаются родители. Во-первых, их вопросы касаются предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, что связано с нехваткой дошкольных образовательных учреждений, - эта проблема у нас сейчас решается через строительство новых объектов (и детских садов, и яслей), и мы видим, что средства в федеральном бюджете на эти цели действительно заложены. Во-вторых, это вопросы, связанные с постановкой детей на учёт для зачисления в дошкольные учреждения. Когда у нас в субъектах Российской Федерации появилась электронная очередь, это позволило данную проблему в значительной степени решить. Но мы прекрасно понимаем, что в каждом субъекте свои организационные и технические подходы, и вот внесённый законопроект, во-первых, закрепляет правовой статус уже функционирующих информационных систем, а во-вторых, конечно, позволит обеспечить какой-то единый механизм на всей территории Российской Федерации в части постановки детей на эту электронную очередь. И конечно, это будет способствовать повышению информированности родителей о том, как движется очередь, что, в свою очередь, приведёт к усилению ответственности органов и организаций, уполномоченных вносить сведения в информационную систему. Исходя из изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 17 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается единогласно.