Заседание № 266
О проекте федерального закона № 745083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре", третье чтение. Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 10 декабря этого года. Напомню, что он направлен на дальнейшее совершенствование единой системы статучёта данных о состоянии преступности, о заявлениях и сообщениях о совершённых преступлениях, а также о работе органов следствия, дознания и прокурорском надзоре. Законопроект полностью подготовлен для принятия в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний правового, юридико-технического, лингвостилистического характера не имеется, поэтому, уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 9-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 13 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 745083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Вадима Витальевича Фёдорова. Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Правительством Российской Федерации в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре". Правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений допускается при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Законопроект призван сделать максимально полной, прозрачной и оперативной статистику зарегистрированных преступлений, ход их расследований, исключить возможность необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел по заявлению граждан в правоохранительные органы. Теперь такие заявления будут сразу же, в момент обращения, вноситься в государственную автоматизированную систему правовой статистики. В настоящий момент она уже разработана, действует в тестовом режиме. У Генеральной прокуратуры будут все необходимые для такого учёта полномочия. Это позволит всем вышестоящим органам буквально с первых минут взять на контроль сообщение о любом преступлении, совершённом даже в самом отдалённом регионе, муниципалитете, а следователям и дознавателям не надо будет тратить время на бумажную переписку по почте между правоохранительными органами различных уровней. Прошу поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже было отражено в докладе, предлагается внести изменения в закон "О прокуратуре Российской Федерации" и в ряд федеральных законов, которые регламентируют деятельность правоохранительных органов, уточнив полномочия прокуратуры по осуществлению государственного единого учёта данных о состоянии преступности и о следственной работе. Кроме этого, в ряд федеральных законов предлагается внести изменения, которыми предусматривается обязанность должностных лиц этих органов представлять соответствующие сведения в прокуратуру. Также предлагается закрепить в качестве оператора автоматической системы правовой статистики, которая сегодня действует в тестовом режиме, Генеральную прокуратуру. В целом предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов по проведению государственной политики в сфере обеспечения законности и правопорядка, поэтому Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. У комитета и у Правового управления Аппарата Государственной Думы есть отдельные замечания, которые не носят концептуального характера и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я прошу докладчика уточнить: все функции по статучёту возлагаются на Генеральную прокуратуру, а докладывает представитель Министерства юстиции - поясните это, пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Это вопрос, да? Спасибо большое. Я являюсь официальным представителем Правительства Российской Федерации, соответственно, данный законопроект отражает консолидированную позицию правительства. Министерство юстиции в данной части выступает как разработчик и коммутатор позиции всех ведомств, которые будут задействованы указанной системой - ГАС ПС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. Уважаемый Вадим Витальевич, говоря об открытости, прозрачности, уточните, пожалуйста, вводимые правила на этот счёт касаются и Федеральной службы безопасности или нет? Если нет, то почему? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы обратить внимание, что указанный законопроект в случае его принятия полноценно вступит в силу с 1 января 2022 года, когда все ФОИВы, определённые в данном законопроекте, обязаны будут вводить соответствующую информацию в ГАС ПС. Система в настоящий момент подразумевает два контура. Первый контур работает в настоящее время, как я уже указал, в тестовом режиме, подключено 27 субъектов, там заинтересованные федеральные органы вводят соответствующую информацию. Сейчас вы уже можете посмотреть эту информацию на интернет-сайте правовой статистики Российской Федерации. К 1 января 2022 года должен быть закончен второй контур для работы органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, и данный контур будет иметь определённые степени защиты, в том числе с учётом действующего законодательства. Как я уже сказал, предполагается полноценное введение в эксплуатацию этих двух контуров к 1 января 2022 года. Генеральная прокуратура располагает соответствующими финансовыми средствами на эти цели. Третий контур, который проектируется для дальнейшего применения, - это контур работы со сведениями, содержащими информацию о государственной тайне. В связи с тем что в настоящее время большинство составов преступлений, которыми занимается Федеральная служба безопасности, соответствует третьему контуру, так как там задействованы сведения, содержащие информацию о гостайне, указанный вопрос, возможно, будет прорабатываться в дальнейшем, после введения в эксплуатацию первых двух контуров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вадим Витальевич, но это же не значит, что прокуратура получит право со всех всё требовать? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо за вопрос. Прокуратура, как вы правильно сказали, будет требовать исполнения действующего законодательства в случае, если данный законопроект станет законом, где чётко прописано, что те органы, которые осуществляют рассмотрение сообщений о преступлениях, имеют данные о состоянии преступности, обязаны вводить указанную информацию. Этот законопроект, в частности, направлен на то, чтобы не было случаев, когда гражданин обратился с сообщением о преступлении, но по той или иной причине данная информация в дальнейшем не была рассмотрена. Я считаю, что полномочия, предоставленные Генеральной прокуратуре в данном законопроекте, вполне чётко описаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. С 2011 года статьёй 51 закона "О прокуратуре..." на прокуратуру возложена обязанность по ведению статистики преступности, поэтому у прокуратуры есть право требовать статистические данные, а у ведомств есть обязанность предоставлять эту статистику. Изменения, представленные в законопроекте, предлагаются в связи с введением автоматической системы правового учёта. Есть право, есть соответствующие обязанности у ведомств, ничего нового тут нет, собственно, такова структура права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Вадим Витальевич, поручение президента связано с тем, что необходимо, чтобы велась не только статистика о состоянии преступности, но и учёт сообщений о преступлениях. Здесь есть важный вопрос, я в тексте проекта закона этого не увидел: что в части регистрации преступлений будет? Это же очень важно! Собственно говоря, чтобы публиковать статистику, нужно для начала, чтобы туда попали достоверные данные обо всех заявлениях. Вот как быть с этим? Проблема в том, что могут не принимать заявления, не регистрировать. Каким-то образом эта часть поручения президента будет реализована? ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопрос. В первую очередь законопроект направлен на выполнение указанного поручения президента. Сейчас, как вы знаете, книга учёта сообщений о преступлениях ведётся в бумажном виде; в случае принятия закона сведения о заявлении гражданина сразу будут вноситься в электронную систему, и удалить их оттуда после внесения технически будет, конечно, возможно, но подразумевается, что данная информация будет находиться в системе. Таким образом, будет выполнено поручение: гражданин обратился, информация об этом сразу попадает в систему ГАС ПС, и всё дальнейшее рассмотрение сообщения о преступлении может отслеживаться как (я сказал, через первый контур) самим гражданином, который подал заявление, так и надзирающими вышестоящими органами, которые уже в закрытом контуре будут осуществлять сопровождение заявления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Вадим Витальевич, обязанность вести учёт, о котором идёт речь, уже восемь лет возложена на прокуратуру, и законопроект эту функцию детализирует, дополняет новыми направлениями деятельности. Создаётся громадный объём работы, которая является несвойственной для прокуратуры, ибо по идее прокуратура должна выполнять две функции: во-первых, прокурорский надзор, во-вторых, уголовное преследование. Не следует ли в связи с этим, во-первых, всё-таки возложить функцию учёта на Министерство юстиции Российской Федерации, во-вторых, уж ежели оставлять её за прокуратурой, то увеличить штатную численность? ФЁДОРОВ В. В. Большое спасибо за вопрос. Мне, как статс-секретарю Министерства юстиции, очень приятно, что вы так высоко цените профессионализм сотрудников Минюста, и в случае наличия поручения президента мы готовы работать в этом направлении. Но данный законопроект разработан в рамках реализации поручения президента, где чётко указано, что Генеральная прокуратура осуществляет сопровождение системы ГАС ПС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ганиев Фарит Глюсович, пожалуйста. ГАНИЕВ Ф. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что это революционный законопроект в нашей области - в области следственной работы, то есть по всей стране будет автоматизированная система, а так называемый бумажный вариант КУЗСП, где регистрируются преступления, уходит в прошлое. С принятием этого закона любое сообщение о преступлении в стране будет автоматически зарегистрировано. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за следствием и дознанием, за теми, кто проводит предварительное расследование и дознание, эти органы записаны, даётся перечень тех, кто проводит расследование в форме дознания. Я думаю, что с вводом этой системы Генеральная прокуратура обеспечит надлежащий контроль за следствием в органах Следственного комитета и в остальных ведомствах, которые ведут предварительное расследование в форме дознания. Категорию дел, касающуюся расследований органов ФСБ, нам объяснил наш замминистра чётко, доходчиво, ясно. С 1 января 2022 года в Интернете каждый из вас сможет посмотреть данные о всех преступлениях (как зарегистрированы, сколько их) и все отчёты, размещение в Интернете будет обеспечено прокурорскими работниками. Я думаю, что штатное расписание - как правильно сказал работник прокуратуры, наш дорогой, уважаемый бывший первый заместитель прокурора Москвы, - наверное, надо будет увеличивать, и наши следственные органы в процессе работы - в дежурной части полиции, в других ведомствах - уже не смогут скрыть то, что люди пришли и сообщили о преступлении. Законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает. Мы думаем, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тем самым даёт возможность в масштабах всей страны уйти от укрывательств преступлений, усилить контроль за надлежащим качеством предварительного расследования в форме дознания. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция, конечно же, поддержит этот законопроект, только у нас есть сомнения в том, что он нас как-то продвинет по пути выполнения поручения Президента Российской Федерации. Я внимательно прочитал текст законопроекта, ну, может быть, вы более внимательно, чем я, читали, потом мне укажете в заключительном слове, в какой статье закона записано, каким образом и кто будет вносить в эту информационную систему данные о преступлениях, каким образом это автоматически будет происходить. Сейчас, как вы говорите, на бумажном носителе в книгу записываются все заявления граждан, потом они могут либо регистрироваться, либо нет. А каким образом мы избежим того этапа, на котором теряются заявления граждан, ведь именно между моментом, когда гражданин принёс заявление или направил письмо, и внесением в информационную систему пропадают эти данные - каким образом этого избежать? Я приведу пример. Я написал сообщение о преступлении руководителю следственного управления Челябинской области, прошёл год - никакого ответа, никакого решения, никаких процессуальных действий нет. Всё, точка, никаких действий. Я пошёл в суд обжаловать бездействие - в суде тоже не могу найти решение, потому что суд первой инстанции вынес странное решение, вторая инстанция его отменила, короче, в судебных инстанциях сейчас это уже второй год идёт. Уже срок давности по этому преступлению прошёл, а заявление так и не зарегистрировали, понимаете?! Два года, вернее, три года, извините. Мне хотелось бы понять, каким образом такого рода ситуации этот закон исключит. Я внимательно прочитал, что здесь написано: "...средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными..." - ну и так далее, по тексту, не буду весь зачитывать, - "...определяются Правительством Российской Федерации". Вот это ключевая фраза: Правительство Российской Федерации определит, как будет работать эта система. Тогда, коллеги, у меня возникает вопрос: президент дал поручение Правительству Российской Федерации - зачем вносить проект федерального закона, если уже есть прямое поручение правительству от президента? Мы же этим законом... то есть суть этого закона - дать поручение Правительству Российской Федерации, чтобы оно эту систему разработало. Я не понимаю зачем, зачем этот длинный путь, когда уже давно можно было выполнить поручение президента и создать эту систему?! Может быть, вы мне ответите? Мы готовы поддержать любую инициативу, если она способствует защите интересов граждан, но хотелось бы понять, каким образом в этом законопроекте решается эта проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за поддержку указанного законопроекта, но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у нас есть законодательство, которое формируется в стенах Государственной Думы, и есть подзаконные акты. Законодательство в случае принятия закона устанавливает компетенцию. Как вы правильно отметили, здесь написано, что порядок будет установлен правительством, - хочу проинформировать вас о том, что в настоящий момент разрабатывается проект постановления правительства, в котором будут чётко регламентированы все действия заинтересованных органов по вводу информации в ГАС ПС. Ещё раз прошу поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 59 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается законопроект. По ведению - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, у меня просьба к представителю правительства: хотелось бы, чтобы ко второму чтению названный проект постановления правительства всё-таки поступил в Думу и мы сняли все вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.